Художницы 19-го века, которые открыли женщинам путь в мир искусства

5

Кто изображен на картине?
Чем прославился этот человек?

Еще один мастер романтического портрета – В.А. Тропинин. Он родился в крепостной семье и между занятиями живописью прислуживал барину за столом. И только когда Тропинин стал про-славленным живописцем, помещик дал ему свободу. Здесь представлены самые известные портреты, написанные В.А. Тропининым.

Портрет А.С. Пушкина.
Интересный факт: Портрет А.С. Пушкина заказал В.А. Тропинину друг поэта, который хотел видеть своего друга «домашнего, обыкновенного, каким он был всегда». Современники отмечали «поразительное сходство портрета с подлинником».

Галереи России

В галереях Российской Федерации хранятся шедевры не только русского, но и мирового изобразитлеьного искусства.

Эрмитаж

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II.
В настоящее время Эрмитаж располагается в зданиях Зимнего дворца. В галерее хранится около 2,5 млн. экспонатов. Залы удивительно красивы, оборудованы ценнейшей мебелью, хрустальными люстрами, самоцветами, вазами… Эрмитаж — это „витрина русского богатства“.
Коллекция галереи разделена на шесть отделов: первобытное искусство, античное искусство, западноевропейское искусство и культура (жемчужиной считаются два оригинала Леонардо да Винчи), восточное искусство, нумизматика и русское искусство. В Эрмитаже показывают лишь оригиналы.

В Русском музее собраны богатейшие коллекции русского искусства, в том числе икон.

Самые крупные галереи в Москве

Третьяковская галерея

Крупнейшая галерея русского искусства мецената Третьякова. Основой коллекции является русское реалистическое искусство 19 в., но есть и картины мирового искусства. Фасад музея создан в сказочном стиле.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Создателем музея был И. В. Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой. В музее хранятся коллекции мирового искусства, например, несколько шедевров импрессионизма.

↑ Живописец народного быта

Венецианов Алексей Гаврилович (18 февраля 1780 г.-16 декабря 1847 г.) устав от двенадцатилетнего копирования в Эрмитаже академических полотен уезжает в деревеньку Сафонково Тверской губернии. Он начинает писать быт крестьян в своей собственной, только ему присущей, манере. Обилие солнечного света, потоки воздуха, необыкновенная легкость на полотнах родоначальника русской жанровой и пейзажной живописи.

Венецианов. картина На пашне. Весна фото

Русские просторы и покой на знаменитых картинах” На пашне. Весна” и “На жатве. Лето”. “Карл Великий” Так называли ученики и многие современники великого русского художника, представителя монументальной живописи Брюллова Карла Павловича (23 декабря 1799г. — 23 июня 1852 г.) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Его самое знаменитое полотно “Последний день Помпеи” стало триумфом русского искусства. А аристократичная “Всадница” или вся пронизанная солнечным светом деревенская девушка на картине “Итальянский полдень” волнуют и пробуждают романтические чувства.

Новые жанры. От портрета — к городскому пейзажу

Неизвестный художник. Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной, XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

Теплов Григорий. Натюрморт. 1737 г. Государственный Эрмитаж, Санкт -Петербург

Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 г. Третьяковская галерея, Москва

Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.

С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов. Аргунов стал одним из первых крепостных художников, добившихся славы живописца и сумевших основать художественную династию. Его двоюродный брат и оба сына стали архитекторами и художниками.

В XVIII веке развивался не только портретный жанр. Григорий Теплов написал первый натюрморт. Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре. Его начинания продолжили ученики — Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов. Бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова. Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв. Он был сыном конюха, окончил Академию художеств, учился в Париже. Кисти Ерменева принадлежала целая серия «Нищие».

Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается Семен Щедрин, а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.

15. Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

— один из лучших пейзажистов России, закончил Академию художеств С-Пб с золотой медалью, затем обучался в Германии, где получил звание академика.

«Сосны.Солнечный день»(1890)

«У опушки лиственного леса»(1895)

«В сосновом лесу»

«Дубки»

«Дубовая роща»

«Дубы»(1887)

«Зима»

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»(1872) — получила 1-ю премию на выставке Общества поощрения, сделала знаменитым художника

«Лесные дали»

«На севере диком.»

«Перед дождём»

«Рожь»(1878) — самая знаменитая картина со школьного учебника «Родная речь»

«Лесной ручей»

«Утро в сосновом лесу (Медведи)» 1889 — в соавторстве с Савицким К.А. (рисовал медведей) — самая известная детская картина с обёртки конфеты «Косолапый мишка»


Shishkin-There is the wild North-Шишкин-На севере диком.


1872-Shishkin-There is the mast forest-Шишкин-Сосновый бор. Мачтовый лес


Shishkin-It’s befor the rain-Шишки-Перед дождём


1889-Shishkin, Savistkij- It’s a morning in the pine forest Шишкин, Савицкий К-Утро в сосновом лесу (Медведи)


Shishkin-There is the oak birch -Шишкин Дубовая роща


Shishkin-It’s a rye-Шишкин Рожь


Shishkin-There are the forest distancies-Шишкин-Лесные дали


Shishkin-It’s a winter-Шишкин Зима

Shishkin-It’s the forest strem-Шишкин-Лесной ручей


1880-Кramsroi-Shishkin-Портрет Шишкина.


1887-Shishkin -There are the oaks-Шишкин-Дубы


Shishkin-It’s the pine forest-Шишкин-В сосновом лесу

В следующей части смотрите картины Поленова В.Д., Репина И.Е., Сурикова В.И., Верещагина В.В., Васнецова В.М.

Хотите узнать, кто из художников был «русским Гойя»? — смотрите продолжение российской живописи в следующем выпуске. Этот материал не о картинах. Он о жизни русского народа во второй половине 19-го века. Её хорошо отобразили лучшие художники страны. Cмотрите! Дальше будет очень интересно.

Разделение на две ÑколÑ

РиÑоге живопиÑÑ Ð² РоÑÑии в 17 веке ÑазделилаÑÑ Ð½Ð° два лагеÑÑ. РпеÑвом бÑли пÑедÑÑавиÑели «Ð³Ð¾Ð´ÑновÑкой» ÑÐºÐ¾Ð»Ñ (Ð¾Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ ÐоÑиÑа ÐодÑнова). Ðни ÑÑÑемилиÑÑ Ðº возÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¿Ð¸ÑнÑÑ ÑÑадиÑий ÐндÑÐµÑ Ð Ñблева и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑедневековÑÑ Ð¼Ð°ÑÑеÑов.

ЭÑи маÑÑеÑа ÑабоÑали над заказами Ð´Ð»Ñ ÑаÑÑкого двоÑа и ÑвлÑли Ñобой оÑиÑиалÑнÑÑ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑва. ХаÑакÑеÑнÑми ÑеÑÑами Ð´Ð»Ñ ÑÑой ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð±Ñли канониÑнÑе лики ÑвÑÑÑÑ, ÑпÑоÑеннÑе изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð»Ð¿Ñ Ð»Ñдей в виде множеÑÑва голов, золоÑиÑÑÑе, кÑаÑнÑе и Ñине-зеленÑе Ñона. ÐÑи ÑÑом можно замеÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑки ÑÑдожников пеÑедаÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиалÑноÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¿ÑедмеÑов. ÐодÑновÑÐºÐ°Ñ Ñкола наиболее извеÑÑна Ñвоими наÑÑеннÑми ÑоÑпиÑÑми в палаÑÐ°Ñ ÐÑемлÑ, в СмоленÑком ÑобоÑе, ТÑоиÑком ÑобоÑе.

ÐÑоÑивобоÑÑÑвÑÑÑей Ñколой ÑÑала «ÑÑÑогановÑкаѻ. Ðазвание ÑвÑзано Ñ ÐºÑпÑами СÑÑогановÑми, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ð»Ð°ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·Ð¾Ð² и коÑоÑÑе вÑÑÑÑпали в каÑеÑÑве «ÑпонÑоÑов» в ÑазвиÑии живопиÑи в РоÑÑии в 17 веке. Ðменно благодаÑÑ Ð¼Ð°ÑÑеÑам из ÑÑой ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¸ наÑалоÑÑ ÑÑÑемиÑелÑное ÑазвиÑие иÑкÑÑÑÑва. Ðни пеÑвÑми ÑÑали делаÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð°ÑÑÑнÑе Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð°ÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñв. ЭÑо ÑпоÑобÑÑвовало Ð¸Ñ ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑеди пÑоÑÑÑÑ Ð³Ñаждан.

СÑÑогановÑкие маÑÑеÑа вÑе болÑÑе и болÑÑе вÑÑодили за Ñамки ÑеÑковнÑÑ ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ð¾Ð² и ÑÑали ÑделÑÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ деÑалÑм окÑÑжениÑ, внеÑÐ½ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑвÑÑÑÑ. Так поÑиÑонÑÐºÑ ÑÑал ÑазвиваÑÑÑÑ Ð¿ÐµÐ¹Ð·Ð°Ð¶. ÐÑ Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¾ÑлиÑалиÑÑ ÐºÑаÑоÑноÑÑÑÑ Ð¸ декоÑаÑивноÑÑÑÑ, а ÑÑакÑовка библейÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑÑонажей бÑла ближе к обÑазам ÑеалÑнÑÑ Ð»Ñдей. СамÑе извеÑÑнÑе из ÑоÑÑанивÑиÑÑÑ Ð¿Ñоизведений — Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ «ÐикиÑа воин», «Ðоанн ÐÑедÑеÑа».

Каналетто (1697-1768).

Каналетто. Автопортрет. XVIII век. Частная коллекция.

Каналетто был основателем школы ведуистов. Нет, это никакое не религиозное течение. А всего лишь живописный жанр, который предполагает детальное изображение городского пейзажа.

Такой подход к пейзажу был в новинку в те времена. И именно метод Каналетто оказал наибольшее влияние на все последующие поколения ландшафтных художников.

Начинал Каналетто с изображений повседневной жизни венецианских улиц. И уже в первых его работах есть точность рисунка, владение композицией, знание архитектуры.

Вот, к примеру, полотно «Гранд-Канал».

Каналетто. Гранд-Канал. 1730. Галерея Уффици, Флоренция.

Зрителя буквально обдаёт солнечным светом, свежим воздухом. Взгляд устремляется вглубь пейзажа, немного «спотыкаясь» о гондолы.

А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?

Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении.

Каналетто. Вестминстерское аббатство. 1749. Музей Вестминстера.

Но художник не всегда точно переносил на холст изображение реального мира. Если ему казалось, что композиция недостаточно гармонична, он смело изменял вид архитектурных построек. По принципу «Я художник, я так вижу».

В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.

На картине «Вестминстерское аббатство» композиция, конечно, вольная. Если Вы сделаете фотографию с того же места, то у Вас так много всего в кадр не уместится. 

Но зато сколько за счёт этой свободы появляется симметрии и гармонии! Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!

Посмотрите ещё на одну знаменитую картину художника «Скуола Сан-Марко».

Каналетто. Скуола Сан-Марко. 1765. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.

Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!

В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.

Луиза Катерина Бреслау

Луиза Бреслау. «Друзья» (1881)

Рисование для Луизы Бреслау было способом избавление от скуки. Луиза была болезненным ребенком, из-за чего ее отправили в монастырь. Вскоре она переехала в Париж, чтобы учиться в академии. После успеха в Парижском салоне, где она впервые выставлялась в 1879 году, художница открыла свою собственную студию.

Ее картина «Друзья», на которой изображена Луиза со своими соседками по комнате (оперной певицей и другой художницей), получила почетное упоминание в салоне и гастролировала по Европе.

Луиза завоевала золотую медаль на Всемирной выставке 1889 года в Швейцарии. Государство купило три ее работы из салона Société Nationale des Beaux-Arts, где она выступала в качестве жюри. Ее работа была оценена так высоко, что в 1901 году она стала первой иностранкой, получившей Орден Почётного легиона Франции.

Несмотря на всеобщее признание, у «Друзей» были свои противники. Картину повсеместно пародировали, рисовали на нее карикатуры и высмеивали в прессе. В одной карикатуре вместо женщин изображалось трио собак. Это в очередной раз указывает на проблемы, с которыми сталкивалась художница, ступив на творческий путь.

США

Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку в истории.

https://youtube.com/watch?v=cgU67Ee6ziA

Русские меценаты

П. М. Третьяков

Третьяков происходил из богатой купеческой семьи. В середине 19 века начал собирать картины, поставив цель создать галерею русской живописи. Некоторые картины он покупал прямо в мастерских. Третьяков в немалой мере поддерживал художников материально. Они его любили, уступали ему в ценах и даже предпочитали его галерею собраниям царя и великих князей.
По завещанию мецената его галерея должна быть открыта на „вечное время для бесплатного обозрения для всех желающих“.

С. И. Мамонтов

Второй знаменитый русский меценат, крупный промышленник и владелец усадьбы Абрамцево, где встречались многие художники его времени.

Скульптура

Скульптура в России чаще всего использовалась в виде памятников государственным деятелям, художникам и событиям.

Самые известные русские памятники

Медный всадник

Памятник Петру I был создан французским скульптором Фальконе по желанию Екатерины II. Император сидит на лошади, которая топчет змею (символ подавления всех интриг). Памятник находится на берегу Невы рядом с Исаакиевским собором, за несколько столетий он превратился в один из символов города.

Александровская колонна

Монумент был воздвигнут на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в память победы русских войск над Наполеоном. Колонну из темно-красного гранита венчает бронзовый ангел с крестом, попирающим змею. (Общая высота памятника — 47,5 м.)

Памятник Пушкину

в Москве на Бульварном кольце был воздвигнут на народные деньги и представляет вершину русской монументальной скульптуры. Он считается лучшим из всех памятников, созданных в России поэту.

Родина-Мать

Монументальный памятник был создан как часть мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде в конце 50-х гг. 20 в. Это огромная скульптура женщины с мечом, символ Победы. Общая высота памятника из блоков железобетона – 85 м.

На рубеже 19 и 20 вв. в Праге состоялась единственная зарубежная демонстрация собраний картин передвижников.
Ценнейшие произведения русского искусства находятся в собрании Национальной галереи. В настоящее время здесь хранится более 70 работ русских художников.
Из всех русских художников у нас наиболее многочисленно представлено творчество И. Я. Репина (35 картин).

Литература

Русскоязычная
  • История русского и советского искусства : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — 383 с.
  • Бородина С.Б., Власова О.В. и др. Русские живописцы XVIII—XIX века : Биографический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 768 с.
  • Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. — М.: Искусство, 1984. — 338 с.: ил.
  • Даниэль С. М. От иконы до авангарда: Шедевры русской живописи. — СПб.: Азбука, 2000. — 363, с.: цв. ил. — ISBN 5-267-00328-X
  • Даниэль С. М. Русская живопись: между Востоком и Западом: . — СПб.: Аврора, 2003 (Серия: Национальные школы живописи). — 335, с. — ISBN 5-7300-0767-1
Иностранная

Gorlin, Mikhail. The interrelation of painting and literature in Russia. // The Slavonic and East European Review. — November 1946. — Vol. 25 — No. 64.

О Кипренском детальнее

Внесший особенный вклад в русское искусство 19 века Кипренский в итальянский этап жизни редко творил что-то столь же яркое, как созданное им в молодости. Это обусловлено нюансами его судьбы. Среди наиболее интересных и значимых работ можно отметить написанный в 27-м году портрет Пушкина. Кипренский создал его, когда ему довелось в последний раз вернуться в родные края. В 1822 он написал удивительно элегичный потрет Авдулиной, каждый штрих которого исполнен грусти.

Как говорят многие критики, невозможно переоценить важность графических портретов, вышедших из-под грифеля этого художника. Чаще всего автор работал итальянскими карандашами

Для расцветки использовались акварель и пастель. Кипренский пользовался и цветными карандашами. Сам факт таких быстрых зарисовок признается занимательным.

Считается, что такой жанр изобразительного искусства – это наилучшее отражение новейшего времени. В работах Кипренского можно видеть, как удивительно умело он пользуется карандашами, фиксируя мимолетную мимику и незначительные изменения, буквально движения души. Графическое творчество известнейшего художника заметно эволюционирует с годами. Более поздние работы не столь непосредственны, в них нет прежней теплоты, зато вызывает абсолютный восторг виртуозность исполнения каждого штриха и изысканность труда в целом.

Франция

Франция – родина многих великих художников позапрошлого века. Именно в этой стране родились новаторы и гении искусства:

  • Поль Гоген. Выдающийся французский художник, который творил в стиле импрессионизма. В юном возрасте он трудился матросом на корабле, потом кочегаром, после чего рулевым на военном флоте. Самые известные картины, такие как «Женщина, держащая плод», «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?», были написаны на острове Таити, куда художник переехал, назвав цивилизацию «болезнью». Его стремление к природе и воссоединению с ней читаются в каждом мазке и переплетаются с мифологией Океании.

  • Эдгар Дега. Известный художник из Парижа, который прославился противоречивым и странным поведением. Родившись в семье банкира и получив первоклассное юридическое образование, Эдгар бросает все во имя искусства. Обретенная художником свобода передается в его картинах. Палитра цветов прямо дышит свежестью, а легкая техника передает иллюзию еле заметного движения. Предпочитая рисовать девушек и балерин, Дега, наконец, добился расположения окружающего его общества.

  • Эдуард Мане. Мане является одним из самых выдающихся художников XIX века, которому пришлось пройти немало испытаний, прежде чем обрести популярность. И только при настоятельной поддержке друзей Эдуард начинает активно выставлять свои работы в известных музеях, а также становится востребованным среди частных коллекционеров. В основном, Мане позиционировал себя как пейзажист и портретист, но после блокады Парижа он неожиданно изменил свое направление в сторону натюрмортов.

  • Клод Моне. Моне смело можно назвать основателем импрессионизма. Техника создания его картин будоражит воображение, так как ему удается передать всю легкость и загадочность пейзажей и портретов. История Моне как художника была очень непростой. Прежде чем обрести мировую известность, гений прошел долгий путь через нищету, насмешки и гонения. Его произведения, такие как «Впечатление» и «Пруд с кувшинками», заслуживают особого внимания.
  • Пьер Огюст Ренуар. Успеха и признания Ренуар добился великим упорством и трудом, которым другие художники могли бы позавидовать. Он создавал новые шедевры вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что был очень болен, и каждый взмах кисти приносил ему страдание. За его работами по сей день гоняются коллекционеры и музейные представители, так как творчество этого великого художника является бесценным даром человечеству.

  • Поль Сезанн. Являясь человеком неординарным и своеобразным, Поль Сезанн прошел адские испытания. Но среди гонения и жестоких насмешек он неустанно трудился, развивая свой талант. Его великолепные работы имеют несколько жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, которые смело можно считать основополагающими источниками начального развития постимпрессионизма.

  • Эжен Делакруа. Смелые поиски нового, горячий интерес к современности были свойственны работам великого художника. Он, в основном, любил изображать битвы и сражения, но даже в портретах сочетается несочетаемое — красота и борьба. Романтизм Делакруа берет начало из его такой же неординарной личности, которая одновременно сражается за свободу и блещет душевной красотой.

ÐекаданÑ

ÐеÑиод декаданÑа ÑаÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажением безнадежноÑÑи и ÑазоÑаÑованиÑ. ЭÑÐ¾Ñ ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑва пÑопиÑан Ñпадком жизненнÑÑ Ñил. Ðн поÑвилÑÑ Ð² конÑе девÑÑнадÑаÑого века как ÑоÑма ÑопÑоÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенной моÑали. Ð ÑоÑÑ Ð² живопиÑи Ð´ÐµÐºÐ°Ð´Ð°Ð½Ñ Ñак и не ÑÑоÑмиÑовалÑÑ Ð² оÑделÑное напÑавление, вÑе же ÑÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ Ð²ÑделÑÐµÑ Ð¾ÑделÑнÑÑ ÑвоÑÑов в ÑÑой облаÑÑи иÑкÑÑÑÑва. ÐапÑимеÑ, ÐбÑи ÐеÑдÑлей или ÐиÑаил ÐÑÑбелÑ. Ðо надо оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑÑдожники-декаденÑÑ, не боÑÑÑ ÑкÑпеÑименÑиÑоваÑÑ Ñ ÑазÑмом, ÑаÑÑо баланÑиÑовали на гÑани. Ðо именно ÑÑо и позволÑло им ÑокиÑоваÑÑ Ð¿ÑÐ±Ð»Ð¸ÐºÑ Ñвоим видением миÑа.

Изобразительное искусство в 19 веке

В первой половине 19 в. формируется романтическое искусство.

Айвазовский: Девятый вал

Во второй половине 19 в. художники обращаются к все больше к действительности, изображают образы из современной повседневной жизни. Возникают бытовые картины. В искусстве преобладает реализм, который представляет собой параллель критического реализма в литературе, отображая многие неприглядные стороны повседневности.

В. Г. Перов

Перов был ярким представителем реализма. В основном писал бытовые картины ( Приезд гувернантки в купеческий дом), портреты художников, писателей (Портрет Достоевского).

Передвижники

В 70 гг. было создано Товарищество передвижных выставок, независимое от Академии художеств объединение художников. Название группы возникло из-за того, что живописцы показывали свои картины не только в галереях в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Со своими выставками они ездили по России из города в город

Передвижники верили в воспитательную силу искусства.
В творчестве передвижников важное место занимали жанровая картина, портрет и пейзаж. Также рисовали картины на темы из русской истории и фольклора

И. Н. Крамской

Крамской – идейный вождь передвижников и организатор товарищества, художественный критик. Крамской написал много портретов своих современиков-художников. Обращался и к библейским темам (Христос в пустыне).

Шишкин изображал светлые национальные пейзажи, природу, красоту леса ( Рожь, Утро в сосновом лесу).

И. И. Левитан

Левитан был выдающимся пейзажистом, одаренным акварелистом. Его лирические пейзажи с мотивами спокойной русской природы (Золотая осень) эмоционально настраивают зрителей, заставляют его сопереживать состояние природы. Картины Левитана приближаются к импрессионизму.

И. Е. Репин

Репин прославился монументальными картинами большого размера, в которых речь идет о разных историко-общественных темах (Бурлаки на Волге, Иван Грозный и его сын Иван). Творчество Репина – это тоже целая галерея портретов его современников (реалистический Портрет Мусоргского).

В. А. Серов

Серов – ученик Репина. Его творчество представляет поворот от критического реализма к реализму „поэтическому“ (Девочка с персиками).

В. И. Суриков

Суриков тоже рисует монументальные полотна. Обращается к славным и трагическим событиям из русской истории (Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни).

Н. К. Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947)

Рерих Николай Константинович с раннего детства показал себя неординарным человеком. Ему без труда давались науки, он быстро проходил предложенную ему программу обучения. С легкостью он сдал экзамены и поступил в одну из самых лучших и самых дорогих гимназий Санкт-Петербурга. Круг интересов будущего художника был невероятно широк. И уже тогда его интересовала живопись.

Увлечение историей нашло свое отражение в полотнах Николая Константиновича. Он создал серию картин «Начало Руси. Славяне». Рерих не пытался показать с помощью своих полотен какие-то ключевые моменты исторического развития. Он рассказывал о быте, повседневных моментах, которые, однако, кажутся современному зрителю практически сказочными.

Большую роль в жизни Николая Константиновича сыграла его жена, Елена Ивановна, которая вдохновляла его и помогала ему в работе. Вместе с ней Рерих отправился в путешествие по древним городам России. Итогом его стала серия картин, отображающая памятники архитектуры.

Многие художники 20 века интересовались театром и создавали декорации. Не стал исключением и Николай Константинович. Его работы помогли создать атмосферу для многих представлений.

После революции Рерих Николай Константинович и его жена отправляются в путешествие, которое станет поворотным моментом в их жизни. Живописец исследует Центральную Азию, изучает Тибет, Индию, Алтай, Монголию, Гималаи. Результатом этой поездки стали не только картины, но и большой материал о традициях, обычаях и истории тех земель, где побывала экспедиция.

В последние годы жизни Рерих все чаще рисовал пейзажи. Он создал «Гималаи. Ледники», «Ступа Ладак», «Королевский монастырь. Тибет» и многие другие замечательные картины. Работы художника, его исторический труд были высоко оценены правительством Индии. Его считали русским другом этой загадочной и прекрасной страны.

Николай Константинович Рерих умер в Индии в 1947 году. Его сын привез в Россию картины своего отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector