События 1589 года: что произошло и как это повлияло на россию

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

События

  • 31 мая — проведена коронация нового царя Руси Фёдора Ивановича (1584—1598).
  • Основан город Архангельск — первый морской порт России.
  • 1584—1589 — Столкновения в Риге между городским патрициатом и бюргерской оппозицией («календарные беспорядки»).
  • Лето — Агентом Филиппа II Балтазаром Жераром убит Вильгельм Оранский. Генеральные Штаты предложили престол Нидерландов Генриху III, но он отказался. Взятие испанцами Ипра, Брюгге и Гента.
  • Отряд ливанцев напал на турецкий караван, везший в Стамбул деньги. Султан поручил египетскому паше расправиться с маанидским эмиром (Сирия), обвинённым в нападении. Турецкое войско вторглось во владения Маанидов и подвергло население расправе. Маанидский эмир, засевший в неприступном замке, вскоре умер.
  • Хан Бухары Абдулла завоевал Бадахшан, где до этого правили Тимуриды.
  • 1584—1585 — Английский пират Уолтер Ралей исследовал часть восточного побережья Северной Америки, названную им Виргинией, и основал там первую английскую колонию.
  • Основан город Царевококшайск.
  • Смерть Ивана Грозного.

Решения и последствия

Учреждение патриаршества в Русской Церкви с кафедрой в Московском Успенском соборе и возведение на престол святителя Иова были главными свершениями. Кроме этого Собор определил новое устройство архиерейских кафедр в Русской Церкви. С повышением Московской митрополичьей кафедры до патриаршей, сан митрополита закреплялся за четырьмя виднейшими кафедрами Великороссии — Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой. Сан архиепископа был определен для шести владык — Вологодских, Суздальских, Смоленских, Рязанских, Тверских и Нижегородских. Было также решено установить восемь кафедр епископов — Псковскую, Ржевскую, Великоустюжскую, Белозерскую, Коломенскую, Брянскую, Дмитровскую, и еще одну, для которой предстояло определить место позднее.

После Собора последовали торжественные обеды, устроенные царем и царицей в честь патриарха Иеремии. Члены греческого посольства получили богатые дары, большинство покинули Москву лишь в мае того года. Решения Собора были закреплены в Уложенной грамоте о патриаршестве в России (см. полный текст). Грамота была составлена в мае, по указанию царя Феодора Иоанновича, пожелавшего перед отъездом Иеремии получить документ «для утверждения от рода в род и навеки» нового состояния Русской Церкви.

Важнейшим последствием Собора было вселенское признание нового положения Русской Церкви. В Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность Московского Патриархата. При этом, для Церкви Малороссии — в пределах Речи Посполитой — деятельность патриарха Иеремии во время его возвращения из Москвы в году возбудила недовольство, которое послужило прелюдией к заключению Брестской унии. Решения касательно епархий были проведены в жизнь лишь частично. Все четыре митрополии стали ими на деле. Из намеченных шести архиепископий пять получили новый статус, но Нижегородская кафедра так и не была образована. Среди намеченных восьми епископий до Собора существовала лишь Коломенская, после Собора открылась Псковская, а остальные так и не появились.

Родились

Изображение Йост ван ден Вондела

См. также: Категория:Родившиеся в 1587 году

  • 24 февраля — Йоханн Бергиус (нем. Johann Bergius), немецкий реформатский богослов (ум. ).
  • 24 февраля — Матей Фабер, религиозный писатель, иезуит, католический священник (ум. ).
  • 24 февраля (крещён) — Антуан Боэссе, французский композитор, музыкальный суперинтендант королевского двора (ум. ).
  • Эсайас ван де Велде — нидерландский художник и гравёр, из семьи художников ван де Велде.
  • Виктор Амадей I — герцог Савойский с 1630 года, также номинальный король Кипра и Иерусалима.
  • Йост ван ден Вондел — нидерландский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей «Золотого века» нидерландской литературы. Своим творчеством заложил основы современного нидерландского литературного языка.
  • Франческа Каччини — итальянский композитор, поэтесса, певица и лютнистка, крупнейший музыкант эпохи барокко и наиболее значительная фигура среди женщин-композиторов после Хильдегарды Бингенской вплоть до Франчески Лебрен и европейского романтизма XIX века.
  • Ян Питерсоон Кун — 4-й губернатор Голландской Ост-Индии, сумевший значительно расширить голландские колониальные владения в Индонезийском архипелаге.
  • Стефано Ланди — итальянский композитор и педагог римской школы эпохи раннего барокко. Стефано был влиятельным оперным композитором, написавшим одну из первых опер с историческим сюжетом.
  • Гаспар де Гусман Оливарес — испанский государственный деятель, фаворит короля Филиппа IV.
  • Йоханнес Фабрициус — голландско-немецкий астроном. Сын Давида Фабрициуса.
  • Самуэль Шейдт — немецкий композитор и органист, один из основателей северогерманской органной школы.
  • Юн Сон До — корейский поэт, государственный деятель и конфуцианский учёный.
  • Иоахим Юнг — немецкий учёный.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Визит Иоакима

Зная о честолюбии Годунова, нельзя не признать, что он был истинным патриотом и государственником. Он провел ряд важных реформ, учреждение патриаршества было одной из них. Все они были направлены на усиление мощи и международного влияния Российского государства.

Первым этапом для осуществления учреждения патриаршества стала организация визита в Москву патриарха Иоакима в 1586 году. Его встретили с большим почетом. Это был первый случай, когда восточный патриарх приехал в Москву.

Годунов во время этого визита проявил чудеса изощренной дипломатии. Иоакима с почетом приняли в Кремле, он ожидал встречи с московским митрополитом Дионисием, но тот к нему явно не спешил. При этом гостя пригласили на обед к царю, что было невероятно почетно. В ожидании трапезы его отправили в Успенский собор Московского Кремля, где как раз совершал службу Дионисий. Очевидно, все было тонко продумано. Как только Иоаким вошел в собор, Дионисий первым благословил его, это была неслыханная дерзость. Его возмущения все пропустили мимо ушей, более того, даже не пригласили пройти в алтарь. Патриарх всю службу простоял у заднего столпа Успенского собора.

Смысл акции, которую, как считается, режиссировал Годунов, был в том, чтобы дать понять Иоакиму, что греческие патриархи приходят к русской церкви исключительно за помощью и поддержкой, оказываясь в роли просителей. Явно восточному патриархату предлагалось подумать над тем, чтобы исправить эту несправедливость.

После этого скандала Иоаким не захотел видеться с Дионисием, дальнейшие переговоры вел сам Годунов. Гость был явно не готов к предложению учредить патриаршество в Москве, к тому же самостоятельно принять решение не мог, но обещал посоветоваться с другими восточными патриархами. Решающее слово оставалось за Константинополем.

События

  • В Москве начато строительство Белого города.
  • 5 февраля — в Москве учреждено патриаршество.
  • Волнения в Париже.
  • 1 августа — Генрих III убит фанатиком Жаком Клеманом , подосланным Лигой.
  • 1589—1610 — Король Франции Генрих IV, первый из династии Бурбонов.
  • Католическая лига выдвинула своего кандидата на престол, брата герцога Гиза. Начало испанской интервенции во Францию. Филипп послал войска в Нормандию, Бретань, Лангедок и другие районы.
  • Основан город Царицын (ныне Волгоград).
  • Основан пгт Иванков Киевской области
  • Май — учреждение патриаршества в Москве. Возведение Иова в сан патриарха Московского и Всея Руси. Установление четырёх митрополий: в Новгороде, Казани, Ростове и на Крутицах.
  • Португальцы завоевали Анголу и объявили её владением Португалии.
  • 1589—1670 — Паши Тимбукту. Назначались шерифами Марокко.
  • 1589—1595 — Хидэёси ввёл новый земельный кадастр.
  • Нападение шведских войск на Русскую Лапландию. Погибло 450 человек.
  • 22 июня завершилась 16-летняя война Русского царства с ханом Кучумом.

Краткая биография Иова (Иоанна)

Иов (в народе Иоанн) появился на свет в 30-е годы 16 века в небольшой семье в городе Старица. Большая часть юношеских лет прошла в Старицком Успенском монастыре, где он получал свое образование по желанию отца. Мальчик показывал хорошие знания в области истории и литературы. Также пользовался уважением среди сверстников из-за своего доброго сердца и умения слушать. Именно в этом монастыре он постригся в монахи и обрел новое имя Иов. Через некоторое время Иов получил сан архимандрита за упорство и достижения.

В 1571 — 1572 годах он был настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве. А уже в 1575 — 1580 — Новоспасского монастыря. В 1587 году стал митрополитом Московским. При учреждении патриаршества Иов получил должность первого московского патриархата на Руси. На протяжении всех лет, когда он был назван патриархом, Иов боролся за русский народ, за его независимость и право на самоопределение.

В середине июня 1607 года известный патриарх Иоанн умер и был похоронен в Успенском монастыре в родном городе. А уже в 1652 году его святые мощи перевезли в Москву в Успенский собор.

События

Сражение между Англией и Испанией

  • Февраль — Казнь Марии Стюарт.
  • 1587—1604 — Англо-испанская война.
  • Филипп II снарядил мощный флот.
  • Лестер завязал с испанцами переговоры и поднял мятеж с целью захвата Нидерландов. Мятеж разгромлен, а Лестер покинул страну.
  • Папа римский особой буллой призвал католиков к войне с Англией.
  • 1587—1632 — Король Польши Сигизмунд III Ваза.
  • Принятие царём Кахети Александром русского подданства.
  • 1587—1629 — Шах Ирана Аббас I Великий (1571—1629).
  • Указ Тоётоми Хидэёси против миссионерской пропаганды в Японии.
  • Заложен город Тобольск
  • Заложен Читинский острог

1589 год: событие на Руси

В феврале 1589 года в период правления сына Иоанна Грозного было создано патриаршество. На тот момент Собор русских епископов наряду с решением константинопольского патриарха Иеремии II единогласно выбрали митрополитом Иова.

Следует заметить, что до этого момента Православная церковь Руси не была отдельной и независимой, а также не имела права принимать какие-то либо решения. Она должна была полностью и беспрекословно подчиняться константинопольскому патриархату. Исходя из этого, можно отметить первое становление русского православия как независимой отрасли.

В феврале 1589 года в Успенском Соборе Кремля состоялось каноническое постановление первого православного русского патриарха. В Уложенной грамоте, которая узаконила акт создания патриаршества, было отмечено создание Церкви Третьего Рима. Она была одной из наиболее влиятельных учреждений как по величию, так и по мировому господству.

1589 год. 5 февраля (26 января ст.ст.) был избран первый русский патриарх – Иов

Митра патриарха Иова. Москва. 1595 год

Патриарх Иов. Миниатюра Царского титулярника. 1672 год

Популярность Иова, оправдывавшая его быструю карьеру, объяснялась его внешними свойствами, соответствовавшими вкусам широких русских кругов. Он был необыкновенным артистом в исполнении православного богослужения. Его биограф выражается так: «Прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая.» Он и сам, видимо, этим особенно вдохновлялся и наслаждался. Наизусть читал Псалтирь, Апостола, Евангелие. Во время крестного хода Богоявленского водосвятия все длинные молитвы — наизусть. Литургийные молитвы даже Василия Великого — наизусть. Что особенно удивительно, необычайно длинные коленопреклоненные молитвы Пятидесятицы — тоже наизусть, и столь доброгласно и с умилением, что и сам плакал и заражал слезами всю церковь. Был нелицемерный постник, на удивление никогда не принимал вина, и еще более удивительно для того времени — ежедневно для себя совершал литургию. Биограф обобщает его многостороннюю исключительность на фоне серединной обыденности словами: «во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом,» словом, человек из ряду вон выдающийся. Натура явно славянски эмоциональная, эстетическая, но не актер и не фарисей. Опять-таки на удивление мягок в обхождении, гуманен, милосерд, нестяжателен, раздавая все церквам и бедным; после смерти нашли у него всего 15 рублей.

Патриарх Иов не был человеком собственной инициативы, собственных идей и планов. Он был традиционалист и консерватор, но определенно в духе и в перспективах творческого консерватора митр. Макария. Иов исповедывал идеологию «Москва — III Рим.» Он высказал ее и в «Своем Завещании» и в «Повести о царе Феодоре Ивановиче.» Патр. Иов активно продолжал поэтому идти по стопам митр. Макария, умножая славу русской церкви путем канонизации новых русских святых. В 1588 г. он канонизировал Василия Блаженного. В 1591 г. провел всероссийское празднование лишь местно чтимого Иосифа Волоколамского. В 1595 г. вместе с открытием мощей прославлены казанскне святители Гурий и Варсонофий, а мощи святителя Германа перенесены ради миссионерских целей на другую сторону Волги в Свияжск. Мощи митр. Филиппа II из Тверского Отроч-монастыря в 1591 г. перенесены в Соловки, и установлено ему местное празднование. В 1598 г. в Новгороде открыты мощи вместе с канонизацией преп. Антония Римлянина. В 1600 г. прославлен пр.еп. Корнилий Комельский. Местное прославление установлено князю Даниилу Московскому, основателю Данилова монастыря, и князю Роману Владимировичу Углицкому.

Возвышение титулов архиерейских кафедр произведено было в связи с самым учреждением патриаршества. После украшения титулом митрополий Новгорода и Ростова теперь признаны митрополиями кафедры Казанская и Крутицкая (прежняя Сарско-Подонская). Архиепископиями наименованы кафедры: Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская. Нижегородскую кафедру временно занимал до 1593 г., со свойственным уже ему титулом «архиепископа,» Арсений Элассонский, пока он не вернулся в Грецию вместе с греческим митрополитом Дионисием в 1593 r. В Астрахани открыта епископия в 1602 г. Из проектированных при учреждении патриаршества еще 8-ми епископий открыты в 1589 г. только две: Псковская и Корельская. С трудом преодолевалась исконно-русская тенденция малочисленности архиерейских кафедр».

Цитируется по: Карташев А. В. История Русской Церкви. Том 2, глава «Патриарший Период (1586—1700)». Харвест, Белорусский Экзархат, 2007

История в лицах

Борис Годунов:

Патриарх Иеремия вселенский на владимирском и всея Руси патриаршестве быть не хочет, а если мы позволим ему быть в своем государстве на Москве на патриаршестве, где теперь отец наш и богомолец Иов митрополит, то он согласен. Но это дело не статочное: как нам такого сопрестольника великих чудотворцев и достохвального жития мужа, святого и преподобного отца нашего и богомольца Иова митрополита от пречистой богородицы и от великих чудотворцев изгнать, а сделать греческого закона патриарха, а он здешнего обычая и русского языка не знает, и ни о каких делах духовных нам с ним говорить без толмача нельзя.

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 4. Том 7. Глава 4. М.: Мысль, 1989. С.295

Мир в это время

Иаков Клеман убивает Генриха III. Ф.Ходенберг. 1589 год

Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече, 2001

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Избрание патриарха в нынешнее время

1589 год в России ознаменовал новую эру в русском православии. Согласно уставу, датированному 2000 годом, сан патриарха дается до конца жизни, все права переходят к Архиерейскому Собору. Предлагающий свою кандидатуру в патриархи должен быть архиереем РЦП и старше 40 лет. Также учитывается опыт епархиального управления и обязательное наличие богословского образования.

Историей зафиксированы избрания на пост патриарха путем жребия, тайного голосования и открытого безальтернативного выбора.

Патриарх вступает в сан после торжественной церемонии — интронизации. В большинстве случаев подобная церемония проводится после избрания кандидата в течение 2-3 дней.

Скончались

Изображение Ивана Грозного

Скульптурное изображение католического святого Карло Борромео

См. также: Категория:Умершие в 1584 году

18 марта — Иван IV Грозный, первый царь всея Руси (родился в 1530 году).

27 апреля — Николай Радзивилл Рыжий, государственный деятель Великого княжества Литовского, великий гетман литовский в — и —1584 годах, великий канцлер литовский с 1566 года, воевода троцкий (родился в 1512 году).

10 июля — Вильгельм I Оранский, по прозвищу Молчаливый, принц Оранский, граф Нассауский, первый штатгальтер (статхаудер) Голландии и Зеландии, один из лидеров Нидерландской буржуазной революции (родился в 1533 году).

24 июля — Бальтазар Жерар, фанатик-католик, убийца Вильгельма I Оранского (родился в 1562 году).

22 августа — Ян Кохановский, польский поэт (родился в 1530 году).

3 ноября — Карло Борромео, кардинал и католический святой (родился в 1538 году).

4 ноября — Симон Блаженный, православный святой, юродивый.

Бабингтон, Энтони — глава заговора с целью освобождения из заключения Марии Стюарт, которую в Англии в Шеффилдском замке содержала под неусыпным присмотром королевы Англии и Ирландии Елизавета I. Убийство последней также входило в планы заговорщиков.

Диас дель Кастильо, Берналь — испанский конкистадор, участник экспедиции Эрнана Кортеса

Автор хроники «Правдивая история завоевания Новой Испании» (1557—1575) — важного источника по конкисте.

Колонна, Маркантонио — герцог-принц Пальянский, средневековый итальянский генерал и адмирал.

Ли И — корейский учёный, политик и писатель.

Пурбус, Петер — нидерландский художник периода Возрождения.

Толедо, Франсиско де — испанский военачальник, политический деятель, вице-король Перу с 26 ноября до 23 сентября .

Эркюль Франсуа де Валуа — младший сын короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи, единственный из четырёх братьев, так и не ставший королём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector