Удар «бумеранга»: зачем армии россии колесный танк
Содержание:
- Расцвет бронетранспортеров начался в годы Второй мировой войны
- Броня и системы защиты БМП К-17
- Огнём и колёсами
- Новый подход
- Вооружённость БМП К-17
- Гладко было на бумаге
- Два с половиной землекопа
- Описание машины
- Высокая защищенность БТР «Бумеранг»
- Хозяин дорог
- Откуда идея К-17? Новый класс БМП на основе «Бумеранг» – предыстория
- Модульное вооружение
Расцвет бронетранспортеров начался в годы Второй мировой войны
Сначала немного истории. Не все знают, что первым в Англии появился отнюдь не проект танка, а именно проект машины для транспортировки пехотинцев на поле боя. Машина была гусеничной, поскольку ландшафт его был «лунный» от воронок снарядов, имела броню и пулеметы для огневой поддержки десанта. Проект примитивного БА на 36(!) человек прислали в Россию в годы Первой мировой войны некие «старцы» из Болгарии. Вот даже как — страна воюет против нас, но находятся люди, что пытаются помочь России.
Однако расцвет бронетранспортеров начался не тогда, а уже в годы Второй мировой войны. Особенно популярными они стали в вермахте и армии США, причем машины эти были полугусеничными: спереди рулевые колеса от грузовика, а сзади гусеницы, как на танке. Красная Армия не имела подобных машин, но тут на помощь пришли поставки по ленд-лизу.
Интересно, что база этих полугусеничных машин использовалась и в качестве платформы для различного вооружения. Например, на свои БТР немцы и американцы ставили 37-и 75-мм противотанковые и пехотные орудия, а также зенитные пулеметы, в том числе даже счетверенные! Ну, а после войны у нас появились и колесные бронетранспортеры БТР-60 и гусеничные — одним словом проблема была решена.
Впрочем, совершенствовались они медленно. Например, первые БТР-60 крыши не имели, как и «бэтээры» в годы войны. Но во время боев на острове Даманский оказалось, что это делает их уязвимыми для ручных гранат, и они получили крышу и башню с пулеметным вооружением, кстати — очень мощным, по сравнению с аналогичными машинами других стран мира.
Потом появились модификации «70», «80», «82», «90», но все это были «старые мехи, в которые вливали новое вино», не более.
Броня и системы защиты БМП К-17
Недоработки брони для моторизированной пехоты существенно улучшены пассивной и активной защитой
В отличие от советских БТР, Бумеранг лучше защищён от мин, что важно в тех конфликтах, которые теперь повсюду происходят на постсоветском пространстве и в странах Ближнего Востока. Керамоброня «Сендвич» лучше защищает от противотанковых средств, которыми вооружаются пехотинцы, выстреливающие из засады первыми
Данный тип гомогенной брони, многослойной, применяется пока только для корпусов современных танков, на БТР ранее не применялся.
Ни с чем несравнимый комплекс активной защиты КАЗ «Афганит», такой же, как и для танка Т-14, будет защищать от высокоточного и мощного оружия с технологиями ПФАР (пассивной фазированной антенной решётки). Уникальность в том, что сбиваемая скорость перехватываемых ракет может составлять 6 120 км/ч – гиперзвуковая, которая ещё не стоит на вооружении ни у одной из мировых держав. Комплекс «Афганит» под электронным управлением поворачивает боевой модуль в сторону, откуда летит снаряд или ракета, автоматика с программным обеспечением тут же находит стрелка и система управления огнём (СУО) быстро поражает нападавшего.
Огнём и колёсами
Как уже было сказано, база «Бумеранга» может стать основой для создания командно-штабных, ремонтно-эвакуационных, санитарных машин, а также самоходным миномётов, гаубиц и даже колёсных танков огневой поддержки со 125-мм пушкой в башне.
Таким образом на унифицированной базе можно вооружить техникой мотострелковые бригады, которые будут не только более защищёнными, но и тактически гораздо более гибкими и мобильными.
К колёсной технике у нас почему-то принято относиться снисходительней: мол, главное — гусеницы. Но колёса сейчас мало в чём уступают гусеницам по проходимости. А по тактической мобильности и моторесурсу сильно их превосходят.
Максимальная скорость «Бумеранга» на шоссе превышает 100 км/ч. На грунтовой дороге — 92 км/ч. БТР-80 разгоняется максимум до 80 километров в час, а БМП-2 до 65. А на пересечённой местности колёсный «Бумер» вовсе не уступает гусеничной «бэхе» — допускается езда 50 км/ч.
Не говоря о том, что на дальние расстояния гусеничную технику лучше перевозить трейлерами или вовсе железными дорогами, от которых у нас в стране традиционно зависит подвижность мотопехотных соединений. Даже в случае «малой» войны железку легче перерезать, чем автострады. А колёсной бригаде достаточно шоссейных дорог и просёлков.
Что касается мобильности, французы по своей программе развития сухопутных сил «Скорпион» говорят о боевых маршах до 500-800 километров.
Большинство практикующих недиванных военных теоретиков предрекает войну будущего как многосредное, мобильное противостояние — а основные боевые действия вдобавок будут происходить в городах и в урбанизированных предместьях. Так что чем универсальней и многофункциональней машина, тем больше у мотострелкового подразделения шансов выжить и победить. Концепция «маршрутки до поля боя» устарела окончательно и бесповоротно. Линий фронта практически не наблюдается, зато мины, ПТРК, засады и рейды стали визитными карточками практически любого конфликта.
А универсальность «Бумеранга» не только в разных модификациях, но и в модульной схеме бронирования и возможности ставить на него динамическую защиту и комплексы активной защиты, без которых трудно будет противостоять обилию ПТРК.
К слову о ПТРК. Они применяются всё более активно и не только против танков и БМП, но и даже против небронированных машин, укреплённых огневых точек и даже отдельных солдат противника. На Ближнем Востоке даже возник феномен наёмных подразделений опытных операторов противотанковых ракетных комплексов, которых нанимают разные группировки джихадистов, чтобы выбить бронетехнику противника. И решётчатые экраны на БТР-82АТ выглядят малоэффективным решением против подобных угроз.
Новый подход
В отличие от ряда существующих бронетранспортеров и боевых машин пехоты, новый «Бумеранг» разрабатывался с нуля и с учетом актуальных проблем. В основу проекта легли современные идеи и решения, за счет чего достигаются требуемые характеристики и качества.
Прежде всего «Бумеранг» разрабатывался как универсальная платформа, пригодная для использования при строительстве техники разного назначения. При этом облик платформы оптимален для создания защищенного транспорта пехоты. В дальнейшем возможна разработка техники иного назначения.
Проект «Бумеранг» предусматривает создание колесной бронемашины с рядом черт, отличающих ее от существующих отечественных образцов. Некоторые подобные решения прошли проверку в зарубежных проектах. За счет этого удалось избавиться от ряда недостатков, характерных для существующих БТР и БМП отечественного производства.
Вооружённость БМП К-17
То, что можно увидеть сегодня на парадах и в телерепортажах о БМП-К-17 – это вооруженность сегодняшнего дня, но уходящего. Пулемётов ПКТМ 7,62 мм на 2000 патронов и пушек 2А72 30 мм становится недостаточно, такие версии не для модернизированной армии России 2020-го года, а для экспорта. Но и здесь есть эффективные комплексы ПТРК «Корнет», поражающие 1,3 м броню с активной защитой для танков, т.е. тяжёлый немецкий Leopard и американский Abrams, даже в модернизации будущего – легко поражаются на дистанции 10 км, безопасной для выстрела вражеских орудий. Самолёты на высоте 8 – 9 км тоже становятся целью, что не даёт четвёртому поколению F-15 и F-16 прицельно атаковать с низких высот 2 – 5 км. Наведение по лазерному лучу с телеориентированием.
Пушка 2А72 на 500 выстрелов: 160 из них – бронебойные, 340 – осколочно-фугасные. Дальность стрельбы 4 км. Режим эксплуатации орудия от -50 до +50 0С. Немецкие конструкторы стараются догнать Россию и начали работать в том же направлении, более примитивное вооружение стоит на практически одинаковых с РФ платформах «Lynx». НАТО тоже теперь делают капсулы для экипажа, но не хватает им лучшей активной защиты и мощных мушек. Пока у них в планах создать что-то сорокамиллиметровое, у нас уже есть автоматическая установка АУ 220М калибром 57 мм, созданная ОАО ЦНИИ «Буревестник». Это вариант зенитного орудия АЗП 57 с уникальными снарядами (управляемыми бронебойными и осколочно-фугасными), высота воздушных целей 4км, дальность наземных целей 6 км. Скорострельность 120 выс/мин. Создана поражать все перспективные БТР и БМП.
Полностью остаётся секретной информация и о роботизированном модуле «Бумеранг-БМ» для К-17, Т-15 и Б-11, где:
- Б – безэкипажный;
- М – модуль.
Гладко было на бумаге
Вроде всё понятно, и армии во всём мире либо серийно оснащаются современными колёсными бронемашинами, либо такая техника активно разрабатывается — даже в странах «второго эшелона». Свои тяжёлые БТР пилят Турция, Сингапур и Сербия, не говоря уж о США, Германии, Франции, Италии. У нас от идей «Бумеранга» к ощутимому результату вышло только к 2020 году. Все 90-е и начало 2000-х пытались получить «каменный цветок» всё из того же старого советского семейства. Сначала был «раздутый» БТР-90 «Росток» и работы по ОКР «Гильза». От первого окончательно отказались только в 2011-м, при этом успев формально принять на вооружение. Тогда же утвердили проект будущего «Бумера».
БТР-90 с башней БМП‑3
Военные жаждали получить новую платформу уже в 2013-м, а серию — в 2015. Но сроки постоянно сдвигались из-за недоработок и недовольства военных отдельными характеристиками. И несмотря на то, что опытные образцы показывали на параде Победы в 2015-м, доводка машины шла ещё четыре года. Теперь обещают серию в 2022-м, но, как говорит опыт мирового и особенно российского ОПК, — время растяжимо.
«Бумеранг» за несколько лет подвергся множеству изменений и доводок, после которых удалось сильно снизить цену (по официальному заявлению, в три раза) на конечное изделие. Достаточно странное сообщение — или изначально стоимость была сильно завышена, или «Бумер» в серийном исполнении станет гораздо беднее по «начинке».
Как отметил недавно министр обороны Сергей Шойгу, отчасти из-за сдвига «вправо» ряда амбициозных программ вроде БМП «Курганец», БТР «Бумеранг» и танка «Армата», уровень перевооружения современной техникой сухопутных войск продолжает оставаться самым низким в вооружённых силах. Тем временем сроки выхода на ГСИ постоянно сдвигаются. А «бумеранги» нужны уже вчера.
Но пока по-прежнему основа транспорта наших мотострелков — это советские БМП-2 и странноватые БМП-3, а также разнообразные модификации БТР-80. Дошло до того, что решили проапгрейдить БМП-1 до уровня «Басурманина» с дистанционно управляемым модулем.
Сплошные паллиативные решения на фоне «боксёров» и «патрий». А солдаты и в Сирии до сих пор ездят «на броне», а не внутри неё, ибо страх подорваться на мине больше, чем получить пулю от снайпера. И сколько не обмазывай БТР-80, он остаётся концептуально устаревшей машиной. Это уровень подготовки даже не к прошлой войне, а к позапрошлой.
Но и серийное производство, к сожалению, ещё не панацея. Главное — создавать соединения на новой платформе и оснащать их всей линейкой необходимых для этого машин, а не раздавать всем сёстрам по паре серёжек. Успех техники зависит не только от техники, но и от стратегии и тактики её применения. И конечно, обученности личного состава и понимания собственного манёвра — чему в истории военных действий есть сотни и тысячи доказательств.
Два с половиной землекопа
Ещё один момент, к которому и в СССР, и в России традиционно относятся пренебрежительно — эргономика.
Если сравнить советского мотострелка из 60—70-х и современного бойца в комплекте «Ратник», несложно заметить, что солдат XXI века носит на себе больше снаряжения, а значит, и объём боевого отделения требуется побольше. Да и современный офицер или контрактник (а это две трети армии) будет помассивней, чем 18-летний призывник.
Не будем уж тут упоминать доспехи современных сапёров и бойцов батальонов штурма и разграждения — там просто ультрамарины из «Вархаммера» отдыхают.
Помоги бойцам батальона штурма и разграждения погрузиться в БТР-82А
Даже если мы впихнём всю эту бодипозитивную братию, доедут ли до места боя солдаты в достаточной для сражения физической кондиции? Вряд ли. Это общемировая проблема и решают её более просторной, а следовательно, габаритной техникой вроде тех же американских «страйкеров» (которые уже прошли несколько модернизаций, увеличились в размерах и потяжелели чуть ли не вдвое), немецких «боксёров», итальянских «Фреччиа» и так далее. Современное мотопехотное отделение тяжелее, защищённее, зубастее по вооружению. Патронов и гранат тоже много не бывает.
Описание машины
Сегодня мы не имеем исчерпывающей информации о характеристиках БТР «Бумеранг». Есть только разрозненная информация. Основываясь на ней, мы попытаемся представить вам новый бронетранспортер.
Известно, что вес новой машины составляет около 20 тонн, при этом некоторые из модификаций, созданные на базе «Бумеранга», будут весить до 25 тонн, благодаря усилению броневой защиты. Силовое отделение находится в носовой части машины, увеличивая защищенность бронетранспортера от подрывов и фронтального огня противника. Люк для десантирования находится в кормовой части – самой защищенной во время боя. Значительно увеличен объем десантного отсека, по сравнению с машинами, разработанными в СССР. В те времена не практически использовали бронежилеты, поэтому бойцам требовалось меньше места. Современный солдат имеет гораздо больше оружия и амуниции, поэтому и места ему необходимо больше. Да и времени для того, чтобы покинуть более просторную машину необходимо меньше, поэтому в данном случае размер – это не только вопрос удобства, но еще и безопасности.
При создании БТР «Бумеранг» была использована многослойная броня, в состав которой входит керамика. Такой тип брони намного эффективнее обычной гомогенной и он никогда ранее не использовался при создании легкой бронетехники. Обычно ее используют при создании танков. Основной отличительной чертой многослойной брони является ее высокая эффективность против кумулятивных боеприпасов. По техническому заданию, лобовая броня «Бумеранга» должна противостоять огню малокалиберной артиллерии, машина должна выдерживать попадание противотанковой гранаты с любой стороны, а также огонь крупнокалиберного пулемета.
Какой именно двигатель использован для создания БТР «Бумеранг» — пока неизвестно, мы не знаем его мощность и другие характеристики силовой установки. Одно следует сказать уверенно – этот двигатель однозначно мощнее, чем на БТР-80. Учитывая довольно серьезный вес «Бумеранга», на нем должен стоять и более мощный двигатель. Скорее всего, мощность будет более 600 лошадиных сил.
Новый бронетранспортер сохраняет традиционную колесную формулу 8х8. Он может плавать, движение по воде обеспечивают водометные двигатели, установленные на задней части корпуса. Информации о скорости, которую сможет развивать новая машина, пока нет.
Та машина, которую можно было видеть на параде в Москве, имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТ и противотанковый ракетный комплекс, стреляющий управляемыми ракетами «Корнет». Вооружение собрано в единый боевой модуль, который управляется дистанционно. Боекомплект автоматической пушки составляет 500 снарядов. Вести огонь может, как командир машины, так и оператор-наводчик. Боекомплект надежно изолирован от членов десантной группы и экипажа.
Однако, пока мы видели только один вариант вооружения, которое можно установить на «Бумеранг». Данная боевая платформа может оснащаться различными видами вооружения.
На базе этой «Бумеранга» планируют создать мобильный противотанковый комплекс, БМП, колесный танк, бронетранспортер, множество видов специальных транспортных средств. Все они будут отличаться своим вооружением.
Вероятно, на бронетранспортере будут установлены новейшие системы наблюдения и управления огнем. Скорее всего, эти машины будут включены в единую систему управления тактического уровня, которая позволит командиру видеть машины на поле боя онлайн.
Пока тяжело дать окончательную оценку новой машине. Ожидаем появления официальной информации о ее ТТХ и ее стоимости.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Высокая защищенность БТР «Бумеранг»
Кстати, высокую защищенность новому БТР обеспечивает не только современная броня, но конструкционные решения, в частности форма корпуса, которая дает дополнительную защиту от мин. Дело в том, что противоминная защита у советских БТР была проработана далеко не самым лучшим образом. В силу этого наши бойцы почти всегда предпочитали находиться на броне сверху, нежели сидеть внутри десантного отделения.
Получалось, что шансы остаться в живых при наезде на мину были выше у тех солдат, кто были наверху, ну, а те что были внутри, могли серьезно пострадать, а то и вообще погибнуть. Вот они и предпочитали ездить «на» БТР, а не внутри него. И возникает тогда вопрос, а зачем тогда они вообще были нужны, да еще и бронированные?
В Афганистане и Чечне бронетранспортеры часто подрывались на фугасах, которые закладывались вдоль дорог, поэтому при взрыве солдаты могли быстро спрыгнуть с машины и открыть огонь. Солдатам внутри нужно было сначала выбраться наружу через боковые двери, а это было и непросто и требовало времени. С «Бумерангом» такие фокусы уже не пройдут, так как и противоминная защита на нем усовершенствована и выходят из него солдаты сзади, в то время как сама машина уже ведет огонь по противнику.
И это далеко не слова, не текст сообщения из рекламного буклета: дело в том, что наша российская система испытаний бронетехники на подрыв — одна из самых совершенных в мире. То есть все проверено испытаниями на натурных образцах.
Например, у нас проводят испытания на подрыв, когда при помощи пары бронеплит создается направленный взрыв, а заряд используется такой, какой и положено, а не в два раза меньший, как это часто практикуется зарубежными производителями. «Заявленные данные одни, а при испытаниях другие», — отмечает военный специалист, кандидат военных наук Сергей Суворов.
Сегодня мировой рынок военной техники заполнен самой различной продукцией, включая и многочисленные образцы бронетранспортеров. Однако изготовить новый БТР и предложить его потенциальным покупателям — это не значит его продать. Дело в том, что многие из них, по словам экспертов, обладают весьма посредственными боевыми и эксплуатационными характеристиками, тогда как цена у них на уровне самых что ни на есть совершенных машин XXI века!
Причем сегодня, в принципе, любая страна, имеющая пусть даже и не слишком развитую промышленность, вполне может создавать свои собственные БТР и даже предлагать их на рынок. Мотор купим у одной фирмы, пушку у другой, броневые модули — у третьей, потом все это соединим, проведем эффектную PR-кампанию — вот вам и готовый БТР!
Тут все дело решают испытания и опыт боевого применения. Например, испытанные в Афганистане и Ираке канадские БТР LAV-25 и более тяжелые M1126 «Страйкер», по словам специалистов, продемонстрировали слабую защищенность и отнюдь не самые высокие возможности по поражению противника своим оружием.
В то же время российский проект «Бумеранг» тем и хорош, что такая машина уже сейчас может оснащаться не только современным оружием и приборами наблюдения, но и комплексом активной защиты, аналогичным тем, что применяются сегодня на наших танках, что лишний раз повышает их выживаемость на поле боя.
А вот эти-то системы имеют как раз далеко не все, а покупать у других такие «спецсредства» тоже не всегда получается, ведь чаще всего эта «техника» если и предлагается на рынок, то вместе с машиной! Вот и получается, что за по-настоящему совершенной машиной обращаться следует к «профи», таким как те, что создали машину «Бумеранг»!
Также по теме:
Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или
Также будем рады вам в наших сообществах во
Хозяин дорог
Говоря о преимуществах и недостатках колесных и гусеничных платформ, Мураховский отмечает, что колесные базы такой массы имеют больший межремонтный ресурс и меньшие эксплуатационные расходы, во многом совместимы с гражданскими агрегатами и, как правило, создаются плавающими. Гусеничная техника дороже в эксплуатации, у нее существенно меньше межремонтный пробег, с другой стороны, она обладает лучшей проходимостью вне дорог, тяжелее по классу и обладает лучшей защищенностью.
Машины семейства «Бумеранг» могут развивать скорость более 100 км/ч по шоссе и не менее 50 км/ч на бездорожье. Для сравнения: у БТР-82А — 80 и 40 км/ч соответственно.
Известно, что в ходе проводимых предварительных испытаний на полигоне военные разгоняли «Бумеранг» до 105 км/ч (по асфальту). «Они в фильме «Военная приемка» (цикл программ выходит на телеканале «Звезда» — прим. ТАСС) гоняли: со скоростью 70–80 км/ч машина шла по бездорожью влегкую. Там каждая машина была загружена балластными мешками — общая масса машины достигала 34 тонн», — признается Суворов.
На машине установлен силовой моноблок, находящийся в броневом корпусе на отдельной раме. Можно ремонтировать и обслуживать блок, полностью вынув его из машины
Как отмечают специалисты, для военных это очень важно — демонтировать двигатель непосредственно в поле. Подобная система используется на танке «Армата»
Откуда идея К-17? Новый класс БМП на основе «Бумеранг» – предыстория
Представители военно-промышленного комплекса страны хотят всем угодить – армии РФ и армиям иностранных государств, придерживающихся стандартов НАТО. Вначале проект был совместным с французским «Renault», затем США ввели санкции против РФ – в итоге: БМП К-17 стал только русским, над которым трудились 40 предприятий России. В проекте остались несвойственные нам натовские габариты по высоте и длине кузова, тяжёлое бронирование.
Упрощённую модификацию можно будет продавать, что сэкономит программу перевооружения 2020, а, следовательно, и не остановит усиление обороноспособности государства из-за какой-нибудь нехватки денег. Сейчас же приходится заимствовать у того же НАТО, которые с 2003-го поставляют в армию США аналогичные «Бумерангу» «Страйки», за ними немцы. Итальянцы, французы и остальные страны альянса вооружаются своей либо союзной подобной техникой. Нам приходится догонять в количестве, и перегонять в качестве. Разница РФ с НАТО в классе будет расти.
Российские военные хотят видеть «Бумеранг» плавающим, значит, устанавливается техническое ограничение в бронировании корпуса и в выборе оружия, т.к. нельзя тогда превышать массы машины – 25 т. Это стало причиной споров с министром обороны РФ, как и желание наших офицеров установить бойницы, что также снижает защищённость экипажа и десантников бронёй. Поэтому броня сделана съёмной, делится на лёгкую, среднюю и тяжелую, улучшение качества произошло за счёт многослойности и использования керамики.
Модульное вооружение
На крыше корпуса «Бумеранга» предусматривается место для монтажа боевого отделения или дистанционно управляемого модуля совместимого типа. Уже известно о возможности использования целого ряда подобных изделий, причем часть таких предложений прошла проверку на практике.
В ходе первого публичного показа в 2015 г. «Бумеранги» демонстрировались в двух конфигурациях. Публике показали бронетранспортер К-16 и боевую машину пехоты К-17. Ключевое отличие этих машин состояло в их вооружении. БМП имеет иные боевые задачи, и потому получила более мощное оружие.
БТР К-16 оснащается ДУБМ с крупнокалиберным пулеметом «Корд», что позволяет ему поддерживать десант огнем и эффективно бороться с рядом целей на поле боя. БМП К-17 получает боевой модуль типа «Бумеранг-БМ» с более мощным вооружением. На такой башне устанавливаются 30-мм пушка 2А42, пулемет ПКТ и ракеты «Корнет».
Боевая машина пехоты К-17.
В 2017 г. впервые показали вариант БМП «Бумеранг» с обитаемым боевым отделением Б05Я01 «Бережок». Такой модуль имеет ракетное, пушечное и пулеметное вооружение, но отличается своей архитектурой – управление им осуществляется членами экипажа, расположенными непосредственно под башней.
Ранее сообщалось о принципиальной возможности оснащения шасси «Бумеранг» ДУБМ АУ-220М «Байкал» или подобной системой. В таком случае колесная платформа становится носителем мощной 57-мм автоматической пушки, что дает ей особые боевые характеристики.
С точки зрения выбора вооружения «Бумеранг» выгодно отличается от БТР-70/80 и БМП-1/2. В порядке развития последних предлагались разные проекты с применением новых боевых отделений, но их выбор ограничен. Кроме того, совместимость с разными модулями не являлась ключевым требованием к старым проектам.