Акинак
Содержание:
Победа над Персией
Самым знаменательным событием ранней истории Скифии было вторжение на ее территорию персидских завоевателей. Они хотели покорить независимый народ и сделать его своим данником.
Нашествие бесчисленных полчищ Дария, персидского царя, грозило Скифии катастрофой. Переправившись через реку Дунай, Дарий со своим войском на протяжении двух месяцев шел по степям, преследуя скифов. Но те отходили, не принимая боя. Персидскому царю так и не удалось вызвать противников на решающее сражение. Скифы мотивировали свой отказ тем, что у них нет городов, которые стоило бы защищать, нет и обработанных земель. Они всего лишь кочевники, ведущие привычный для себя образ жизни. Но при этом они постоянно беспокоили персов мелкими набегами.
В результате войско Дария, пройдя всю Скифию и некоторые соседствующие с ней земли, вынуждено было бежать.
Искусство скифов
Захоронения вождей и представителей знати в насыпных курганах позволило многое узнать о культуре и искусстве этого народа.
После победы над Персией для Скифии наступает почти двухвековой период расцвета. Большинство исследованных курганов относятся к этому времени. Их размеры сильно отличаются. Над захоронениями обычных воинов строились небольшие насыпи, в то время как над могилами военноначальников и царей возводились огромные земляные холмы. Иногда в них использовались и каменные конструкции.
Самый известный царский курган Чертомлык имел высоту 19 м (до начала раскопок) и окружность в основании холма — 330 м. Высота Александропольского холма превышала 21 м.
Вместе с усопшим хоронили многие дорогие ему при жизни вещи, предметы роскоши, декорированные, как правило, в «зверином» стиле. Это название произошло из-за того, что очень любили рисовать животных скифы. Картинки с людьми встречаются довольно редко. Украшения чаще всего имели изображения таких привычных для скифов животных, как барс, олень, лось, хищные птицы. Фигурки их чеканили на золоте и серебре. Бронзу и железо использовали простые скифы. Картинки с изображениями животных можно увидеть не только в чеканке. Их отливали из золота, вырезали по дереву, рисовали на стенах. При этом неизменно соблюдались определенные, довольно строгие правила. Так, животные всегда были изображены в движении и обязательно сбоку. Их головы должны быть направлены в сторону человека.
«Звериный» стиль скифов отличается живостью, характерностью создаваемых образов. Перед закатом Скифии изображения стали более грубыми и линейно-плоскими.
Несмотря на то что древние курганы длительное время грабились, до сих пор в них хранятся большие сокровища скифов. Это объясняется тем, что раскопки в основном велись бессистемно, из-за чего большое количество артефактов были не замечены.
Новые записи
-
Отзыв о ножах Berndes по акции Пятёрочки23.04.2019
Пятёрочка в 2019 году проводит масштабную акцию — постоянные покупатели могут поменять наклейки на ножи Berndes за символические деньги. На официальном сайте акции nozhi.5ka.ru есть даже довольно интересный тест по выбору ножа. И в целом…
-
Мультитулы Leatherman: обзор и сравнение01.08.2018
Можно констатировать, что на сегодняшний день понятие мультитул прочно вошло в нашу жизнь. Особенно это актуально для людей, чьи увлечения и профессия связанны с необходимостью иметь при себе тот или иной набор инструментов. Сильно упрощая,…
-
Какие кухонные ножи лучше? Выбор и покупка в 3 шага. Типы ножей для кухни.24.04.2018
Ниже я рассмотрю три простых шага, три критерия, с которыми надо определиться, чтобы выбрать подходящий именно вам кухонных нож. Но для начала определимся с количеством. Вам также может быть интересно: Кухонный нож Сантоку: зачем, почему,…
-
Обзор Victorinox RangerGrip – золотой стандарт многофункционального складника11.04.2018
Ножи фирмы Victorinox серии RangerGrip – это прямой наследник ножей легендарной швейцарской фирмы Wenger, которую в 2005 году приобрела еще более легендарная Victorinox. Вам также может быть интересно: Обзор американского складного ножа Masters of Defense…
-
Кухонный нож Сантоку: зачем, почему, какой?18.12.2017
Очень немногие кухонные ножи, которыми традиционно пользуются на Востоке, смогли завоевать популярность на Западе, подобно японским сантоку. Если кратко, то это универсальный шеф нож, и придумали его совсем недавно. Вам также может быть интересно: Японские…
Меч и бог
Скифов в военном отношении традиционно принято считать конными лучниками.
Знатный скифский воин
Но при этом очень интересно то, что воплощением бога войны у скифов считался… Не лук, даже не знаменитый топорик-сагарис, а именно акинак!
Имя этого бога нам неизвестно. Геродот, перечисляя скифских богов в четвертой книге своей «Истории», для него одного-единственного не приводит скифского имени. Для остальных шести богов он дает соответствия греческому пантеону: так, верховная скифская богиня Табити — это греческая Гестия, бог-отец Папай — это Зевс, бог-охотник Гойтосир — Аполлон, а Таргитай — это греческий Геракл. Гея-Земля — это у скифов Апи, а Афродита — Артимпаса.
Только имя бога войны не приводит Геродот, лишь упоминая, что он соответствует греческому Аресу…
Различные античные авторы упоминают, что Арес не просто представлялся скифам в виде меча — он, по сути, и был мечом. Святилища Ареса представляли из себя четырехугольные площадки, сложенные из хвороста, по центру которых вертикально втыкали акинак. Причем размеры площадок впечатляли: длина стороны была в 3 греческих стадия, это примерно 500-550 м…
По словам того же Геродота, на сооружение такой площадки требовалось 150 повозок хвороста.
По понятной причине эти святилища не сохранились. Хотя иногда археологи находят скифские курганы, в которых нет захоронений, но в центре сделана площадка, в которую воткнут тот же меч. Такая находка, например, была сделана Ю. В. Болтриком в Запорожье, на Украине. Возможно, это был «стационарный» вариант святилища, кто его знает…
Зато «использовали по назначению» скифы-фанатики свои капища, как говорится, на всю катушку. По словам того же Геродота, они приносили Мечу-Аресу в жертву каждого сотого мужчину из захваченных в плен. Жертвам в капище вначале поливали головы вином, потом закалывали, а кровь выливали на акинак. После этого мертвецу еще и отрубали правую руку в районе плеча…
Меч скифы применяли также для обряда братания или клятвенного договора. Скифы клялись Ветром и Мечом — Ветер символизировал жизнь, а Меч — смерть.
Так что… Вот такие пироги с котятами, дамы и господа. Даже у народа лучников символом Войны был Меч. Такая же ситуация наблюдалась, по отдельным упоминаниям, у хеттов — у них тоже были мечи-боги. Похожие обычаи существовали гораздо позже у древних германцев.
Меч скифов
Знаменитый скифский акинак представляет собой короткое колюще-режущее оружие. Он предназначен для ближнего пешего боя. Длина акинака вместе с рукоятью примерно 45 см, длина клинка — 25-30 см.
Клинок имел форму сильно вытянутого треугольника. Он мог иметь одно и два лезвия. В последнем случае они располагались параллельно друг другу и резко сужались в последней трети. Сечение меч скифов мог иметь линзовидное или ромбическое. Исследования обнаруженных в Тлийском могильнике клинков показали, что уже в те далекие времена применялась цементация не только заготовок, но и готового оружия для улучшения его рабочих качеств.
Меч вместе с рукоятью выковывался из полосовой заготовки. Затем при помощи кузнечной сварки к нему крепились перекрестие и навершие, изготовленные отдельно.
Мечи и кинжалы скифские воины носили в ножнах, выполненных из дерева. Однако дерево сохраняется плохо. Поэтому теперь сложно судить о форме их ножен. Гораздо лучше сохраняются окончания мечей, так называемые бутероли, которые изготавливались из кости или металла.
Общие характеристики
Средняя длина акинака — 30-60 см (клинок вместе с эфесом). Материал изготовления — как правило, железо, у ранних образцов — бронза. Клинок — прямой, плавно сужающийся к концу, преимущественно колющего типа.
Размеры акинаков могут очень сильно варьироваться, поэтому в оружиеведении принято определять это оружие не с точки зрения длины клинка, а по определенному типу эфеса — рукояти, навершия и гарды.
Акинаки типичные
Акинак характеризуется тем, что все его элементы — клинок, гарда, рукоять, навершие — обычное представляют собой одно целое. Они выкованы или отлиты заодно, воедино. Это разительно отличается от технологии изготовления более поздних мечей, когда отковывался только клинок с хвостовиком, а элементы эфеса крепились на него отдельно.
Характерные черты акинака — это сердцевидная или почковидная плоская гарда, предназначенная не столько для защиты руки, сколько для обеспечения функции переднего упора, и развитое навершие в виде прямой перекладины или загибающихся кверху усиков — т.н. «антенного типа». Иногда «усики» могут образовывать даже петлю или кольцо.
Клинок же может иметь различную геометрию, но он всегда прямой, колющий.
Тоже акинак
Эпоха акинака, кстати, это примерно пол-тысячелетия до Рождества Христова. Он был характерной чертой всего огромного скифо-сарматского мира — хотя сарматы и перешли на более длинные боевые мечи, подобием акинаков они тоже пользовались.
Кроме них, акинаки были в ходу у персов, саков, мидян, массагетов… В общем, использовались на огромной территории — от Днепра на Западе до Аральского моря на Востоке. По всему ареалу расселения иранских народов.
Само слово «акинак», упомянутое еще Геродотом, кстати говоря, персидское.
Царское оружие
Парадные скифские мечи были обнаружены в «Царских курганах». Их относят ко второй половине IV века до нашей эры. Их рукояти обложены золотым листом с овальным или округлым навершием. Перекрестия мечей треугольные. В верхней части клинка имеются вырезы, которые характерны для поздних парадных мечей. Недавно в Эрмитаже демонстрировался акинак, найденный в кургане у села Филлиповка (Оренбургская область), который относят к IV веку до нашей эры. Клинок меча по центру ажурный. На нем чередуются прорези и штампованные изображения хищных птиц, покрытые золотом. Для специалистов остается загадкой, как такая ювелирная работа могла выполняться в столь давние времена.
Общественный строй
Греки воспринимали Скифию как диковинную землю с летающими «белыми мухами» (снег). Они были уверены, что там всегда царит холод, что земля эта дикая, заселенная кочевыми племенами. Характеристика скифов встречается в произведениях Горация и Овидия.
Господствующее положение в обществе имели царские скифы. Они жили в степях между реками Дон и Днепр. Племя их было самым многочисленным. Остальные группы от них зависели. На правом берегу Днепра и в степях Крыма жили скифы-кочевники, а между Днепром и Ингулом — земледельцы.
С момента своего появления на исторической сцене Скифия выступала как сложное общественное образование. Немалую роль в те времена играла родоплеменная структура, но со временем, как показывает история средневековья, ее основы были видоизменены в связи с появлением частной собственности. Как следствие – появление социального неравенства. Возникла богатая аристократическая верхушка, усилилась власть царя и его дружины.
В дальнейшем основой скифского общества стала семья, у которой в собственности были скот и домашнее имущество.
Во главе племени стояли родовые старейшины и цари. Власть последних передавалась по наследству. Бытовало мнение о божественном происхождении рода правителей, которые параллельно выполняли и судебные функции. Любое неповиновение каралось смертельной казнью.
Идентификация акинака
Рукоятка.
кописами
Нужно внимательно разобраться, чтобы понять, какой из этих изображенных мечей является акинаком.
Одна важная часть доказательств — то, что греческие и римские тексты иногда упоминают акинаки, которые дарились королем как символ благосклонности. Это, скорее всего, указывает на кинжал.
Интересное описание используемого сикариями оружия присутствует в работе Иосифа Флавия «Иудейские древности»:
Коллекция акинаков.
сика
Это, по всей видимости, также указывает на то, что это был кинжал, который правильнее было бы называть акинаком, хотя некоторые и отрицают это, ссылаясь на фразу «вогнутые наподобие римского сика».
Скифские курганы
В захоронениях, исследованных археологами, обнаружены предметы вооружения (в мужских погребениях). Поскольку каждый скиф был конным стрелком, то совершенно понятно наличие в могилах бронзовых наконечников стрел, а также остатков самого лука. Распространенное оружие у скифов — мечи-акинаки и копья. В женских захоронениях обычно находились украшения и зеркала.
Курганы знати отличались большим разнообразием находящихся там предметов. Ножны акинаков и футляры для стрел (гориты) зачастую были украшены золотыми пластинами, оформлены мифологическими изображениями. Одежда погребенных знатных скифов и покрывала расшивались золотыми бляшками. Часто в таких захоронениях встречаются различные сосуды – открытые чаши с двумя ручками, ритоны, кубки шаровидной формы. Их изготавливали из золота или из дерева с золотыми накладками.
Сонник — Мечеть
эту историю нам передал Абдуллах ибн Хамид аль-Факих со слов Абдул-Азиза ибн Абу Дауда, который рассказал, что в пустыне жил человек, устроивший себе место для моления, в центре которого он установил семь камней. Когда он совершал молитву, то произносил: «О камни! Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха». Однажды он заболел и умер, и дух его вознесся. Я увидел его во сне, и он велел мне идти в огонь. И я увидел один из тех самых камней, который вдруг стал очень большим и закрыл собой ворота преисподней, также и остальные камни закрыли другие врата преисподней».Этот рассказ от Абу Саида, который сказал: «Если кому-то приснится прочно построенная мечеть, посещаемая прихожанами, то мечеть символизирует ученого человека, у которого собираются люди на доброе благое дело для восхваления Аллаха Всевышнего, по словам Его, Велик Он и Славен: «….в которых поминается имя Аллаха много».Если кто-то увидит во сне, что он строит мечеть, то он достигнет милости и соберет людей, чтобы сделать доброе дело и построит мечеть, и это также указывает на победу над врагами в соответствии со словами Всевышнего: «Сказали те, которые одержали верх в их деле: «Устроим мы над ним мечеть!».Если кому-то приснится, что неизвестный человек стал имамом над людьми в мечети, когда имам этой мечети заболел, то он умрет. Сон о том, как мечеть превратилась в баню, указывает на то, что затаившийся человек чинит неправедные дела.Если же кому-то приснится, что его дом превратился в мечеть, то он добьется чести и станет проповедовать людям Истину против лжи. А если увидит, что вошел в мечеть с толпой людей, и они вырыли ему яму, то он женится. Заброшенные мечети указывают на упущение алимов и прекращение ими повеления добра и запрещения порицаемого. Входить во сне в Масджид-аль-Храм,-к безопасности и исполнению обещания. Соборная мечеть во сне символизирует место, в котором люди стремятся получить прибыль и откуда они уходят с выгодой, соответственно своей степени и деньгам(как рынок и т.п.). Она указывает также на справедливость для того, кто пришел в это место обиженным и притесненным. Вообще видеть во сне мечеть-сулит скорое приобретение новых знаний в Исламе, благочестия и набожности. Видеть, как рушится мечеть-к смерти хорошего алима, или знакомого, или кредитора. Молиться в мечети- к скорому получению радостного известия. Для женщины такой сон сулит скорое рождение ребенка.
Вера
Скифы, история которых еще до конца не изучена, в религиозных представлениях достигли высокой степени обожествления явлений природы и ее сил.
Главной у скифов была богиня, охранявшая домашний очаг, — Табити. Она воплощала родовое и семейное единство. Молитва, обращенная к ней, считалась величайшей клятвой.
Папайа скифы считали своим прародителем. Согласно легенде, дочь реки Борисфен и Папай — это родители первого скифа – Таргитая.
Гол-Али, что означает Земля, олицетворял воду и землю как основу порождающих начал.
Папай, Табити, Али – триада, которая возглавляла пантеон скифских божеств.
Арес – бог войны. Поскольку скифы – это воинствующий народ, этот бог играл особую роль в их жизни. Это подтверждает и тот факт, что именно Аресу скифы строили святилища. В его честь каждый год проводились празднества, на которых самые храбрые воины в награду получали чашу вина.
Скифы, как и многие индоиранские народы, имели жрецов, которых они очень почитали. Однако если предсказания священнослужителей не сбывались, их подвергали мучительной казни.
Легендарные сокровища
В древнем мире скифские племена были самыми большими любителями золота. Оно символизировало у этого народа могущество, бессмертие, солнце и свет. Золото сопровождало их везде и всегда – начиная от колыбели младенца и кончая могильным холмом. Многие историки, в том числе и Геродот, ошибочно считали, что скифы ничего не знали о существовании других металлов. Однако археологические раскопки доказали, что они использовали и бронзу, и медь, и серебро. Однако основным металлом скифов было золото.
Многие исторические источники утверждают, что искусство скифов заимствовано из Греции. Существует версия, что мастера этого народа могли изготавливать ювелирные изделия, подобные греческим.
Легендарные сокровища скифов были частично награблены. По утверждению Геродота, воинствующий народ не только собирал дань на своих территориях, но и грабил народы, проживающие на них.
Большинство находок, обнаруженных в могилах скифов, вызывают огромный интерес ученых всего мира. По богатству захоронений их курганы можно сравнить лишь с микенскими гробницами в Греции. Сокровища скифов хранятся в специальной кладовой петербургского Эрмитажа, а также в других музеях нашей страны.
Древние ювелиры изготавливали свои произведения в особом стиле, который трудно спутать с каким-то другим. Речь идет о знаменитом «зверином стиле», о котором мы говорили ранее. Чаще всего они изображали различные фигурки животных. Довольно часто такие рисунки использовались в украшении посуды, оружия, культовых предметов.
Женская одежда знатных скифянок обильно расшивалась золотыми пластинками и бляшками. Наряд дополняли ожерелья, гривны, перстни и серьги из золота. Большое количество таких женских украшений найдено в скифских курганах.
Сегодня не утихает интерес к наследию скифов и к их сокровищам в том числе. К сожалению, в последние годы они появляются не только в лучших выставочных залах мира. Довольно часто скифские сокровища становятся добычей «черных копателей». Их золото стало прибыльным делом для нечистоплотных на руку охотников за артефактами.
Характеристика
Акинак обладал отличными колющими свойствами и достаточной массой (до двух килограммов) для нанесения рубящих ударов. Дол, как правило, отсутствовал. Имел сердцевидное перекрестие и плоское навершие в виде поперечного короткого бруска или полумесяца. Вместе с определённой разновидностью трензеля, акинак являлся одним из элементов так называемой скифской триады — комплекса предметов, характерных для скифской культуры.
Археологические находки акинаков и других составляющих триады позволяют проследить засвидетельствованное Геродотом и Диодором проникновение восточно-иранских «царских скифов» через Переднюю Азию и Кавказ до Северного Причерноморья.
Существовали иранские акинаки, которые отличались своеобразной формой рукояти, напоминающей фаллос. Гарда таких акинаков была представлена в виде двух шарообразных тел, а завершением рукояти был шар-головка.
Быт и обычаи
Скифы – это кочевой народ. Военная организация племени в целом наложила отпечаток на все стороны жизни древнего народа. Вооружен был не только каждый мужчина, но нередко и женщины. Каждый кочевник с детства имел верного друга – коня.
Более всего скифы ценили мужество и храбрость в бою, воинскую доблесть, преданность своему народу. От количества убитых в сражении врагов зависела доля военной добычи.
История родства велась по мужской линии. Потомки скифов (старшие сыновья) часть родительского имущества получали еще при жизни отца. Младшему сыну доставалось все остальное хозяйство. Женщины находились в подчиненном положении. Они занимались домашним хозяйством. Захваченные в сражениях люди становились рабами, которых скифы продавали грекам. Немногочисленная часть пленников оставалась в племени. Они ухаживали за скотом, помогали в ведении хозяйства.
Скифы соблюдали сложный погребальный обряд. Его очень подробно описывает Геродот. Когда умирал знатный скиф, его тело бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться в течение 40 дней, – именно такой срок был отведен на прощание с покойником. На него надевали богатые одежды, укладывали в колесницу и возили по многочисленной родне.
Самыми пышными, безусловно, были похороны царей. Его тело возили по всем племенам, которые находились в его подчинении. В знак скорби по правителю рядовые скифы обрезали себе волосы и даже наносили себе серьезные увечья (прокалывали мечом руки или ноги).