Меч македонского

Могила в пустыне?

Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.

В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах – письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.

Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.

Шлем Александра Македонского: легенды и мифы

Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии – изображением козла на знамени македонских царей.

Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению – оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.

Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.

Спартанский щит

Спартанцы владели дори одной рукой, что позволяло им держать щит, известный как гоплон или аспис , в другой. Этот щит был круглым и большим, диаметром около 91 сантиметра. Гоплон состоял из деревянной основы, обтянутой кожей на внутренней стороне и покрытой бронзой на внешней. В центре щита на внутренней стороне, располагалась широкая бронзовая рукоять, называемая порпакс, куда рука просовывалась до локтя. Кистью руки воин сжимал антилабе- вторую рукоять, расположенную у края щита . Хотя щит был в основном частью защитного снаряжения, его также можно было использовать как ударное оружие, во время боя.

Аспис (гоплон)

Щит спартанцев был мощным символом их силы и стойкости. Воины передавали свои щиты своим сыновьям, чтобы они оставались в семье в течение нескольких поколений.

Буква лямбда (Λ) появилась на спартанских щитах примерно в 420-х годах до нашей эры и стала широко используемым спартанским символом. Он расшифровывается как Лакония (регион Греции в юго-восточной части полуострова Пелопоннес) или Лакедемон (мифический царь Лаконии).

Набор древнего спартанского оружияи защитного снаряжения

Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?

В битве на Неве славянские войска были в меньшинстве, однако многие шведы бежали с поля боя ещё до того, как началось сражение. Был это тактический ход или роковая случайность – не ясно.

Русские воины стояли лицом к восходящему солнцу. Александр Невский был на возвышении и поднял меч вверх, призывая воинов к битве, – в этот момент лучи солнца попали на клинок, заставив сталь светиться и напугав противника.

Согласно летописям, после Невского сражения меч отнесли в дом старейшины Пелгусия, где хранились и другие драгоценные вещи. Вскоре дом сгорел, а погреб был засыпан землёй и обломками.

С этого момента мы начинаем путешествие по шаткому миру домыслов и догадок:

    1. В 18 веке монахи недалеко от Невы возводили церковь. При строительстве они обнаружили сломанный надвое меч Александра Невского.
    2. Монахи справедливо решили, что обломки клинка должны защищать храм от напастей, а потому положили их в фундамент здания.
  1. Во время революции 20 века церковь и сопутствующие ей документы уничтожили.
  2. В конце 20 века учёные обнаружили дневник Андрея Ратникова (это белый офицер), несколько страниц которого были посвящены легендарному клинку.

Сколько весил меч Александра Невского? Одно мы можем сказать наверняка: не 5 пудов, скорее всего как обычный клинок 1,5 кг. Это был прекрасный клинок, принёсший воинам Древней Руси победу, повернувшую ход истории!

Организация и тактика

Прежде всего при изучении военного дела в Греции V в. необходимо иметь в виду, что почти все греческие армии того периода были прежде всего ополчениями

Этот факт и по сей день, к сожалению, слишком мало принимается во внимание при изучении Греко-персидских войн, а между тем, забывая об этом до сих пор греков норовят представить себе чуть ли не регулярной армией, разгромившей необъятные азиатские толпы.

Умение держать некоторое подобие строя в бою у ополчений достигалось не военными методами. Греки и в это время строились «по родам и племенам», как во времена Гомера, и покинуть строй в столкновении бойцу, окруженному соседями, родственниками и друзьями было почти невозможно. Конечно, это качество фаланги, высокая ее стойкость в столкновении, зависела от противника с которым шла война и от внутреннего состояния города. Как любое ополчение, фаланга была почти совсем не приспособлена для действий по частям, для каких-либо перестроений и маневров на поле боя.

Типы гладиусов[править]

Использовались несколько различных проектов; среди коллекционера и исторических реконструкторов три основных вида известны как гладиус Майнц, гладиус Фулхэм, и гладиус Помпеи (эти названия ссылаются на места, где были найдены канонические экземпляры этих мечей). Более свежие археологические находки нашли более раннюю версию, Испанский гладиус.

Различия между этими вариантами довольно тонкие. Оригинальный испанский меч, имел небольшое искривление клинка «талия осы» или «клинок-лист». Такой меч использовался в республике. Тип Майнц стал использоваться на границах ранней империи. Этот тип сохранил искривление клинка, но более короткий и широкий клинок сделали острие треугольным. В самой республике вошла в употребление менее эффективная в сражении версия Помпеи. В ней не было искривления, она имела удлиненный клинок и уменьшенное острие. Гладиус Фулхэм был компромиссом, с прямыми лезвиями и длинным острием.

Испанский гладиусправить

Основная статья: Испанский гладиус

Испанский гладиус Длина меча: 75 — 85 мм Ширина меча: 5 см Длина клинка: 60 — 68 см Вес: около 900 граммов.

Использовался не позднее чем 200 до н.э. до 20 до н. э. Активно использовался кельтиберами. Он был наибольшим и самым тяжелым из гладиусов. Самый ранний и самый длинный из гладиусов, он имел выраженую листообразную форму. Максимальный вес составлял около 1 кг для наибольших версий, более стандартный весил около 900 г. с деревянной рукоятью.

Гладиус «Майнц»править

Основная статья: Гладиус Майнц

Гладиус «Майнц» Длина меча: 65 — 70 см Ширина меча: 7 см Длина клинка: 50 — 55 см Вес: около 800 граммов.

Майнц был основан как римский постоянный лагерь в Могунтиакум примерно в 13 году до н.э. Этот большой лагерь обеспечил популяционную основу для растущего города вокруг него. Изготовление мечей вероятно началось в лагере и было продолжено в городе; например, Гай Гентлий Виктор, ветеран 12-го Легиона, использовал свою демобилизационную премию, чтобы начать дело как гладиариус — изготовитель и продавец оружия. Мечи, сделанные в Майнце, продавались в основном на север. Вариация гладиуса «Майнц» характеризовалась небольшой талией клинка и длинным острием.

Гладиус «Фулхэм»править

Основная статья: Гладиус Фулхэм

Гладиус «Фулхэм» Длина меча: 65 — 70 см Ширина меча: 6 см Длина клинка: 50 — 55 см Вес: около 700 граммов.

Меч, который дал название этому типу, был выкопан из Темзы около города Фулхэма и должен, поэтому, датироваться временем после римской оккупации Британии. Это было после вторжения Аулия Платия в 43 году н.э. Он использовался до конца того же самого столетия. Он считается промежуточным звеном между типом Майнц и типом Помпеи. Некоторые считают это развитием типа Майнц, или же просто этим типом. Клинок немного более узкий, чем у типа Майнц, главное различие — треугольное острие.

Гладиус «Помпеи»править

Основная статья: Гладиус Помпеи

Гладиус «Помпеи» Длина меча: 60 — 65 см Ширина клинка: 5 см Длина клинка: 45 — 50 см Вес: около 700 граммов.

Названный в наше время в честь Помпей, римского города, в котором погибло множество жителей — несмотря на усилия римского флота эвакуировать людей — который был разрушен вулканическим извержением в 79 году н.э. Там были найдены четыре экземпляра мечей. Меч имеет параллельные лезвия и треугольный наконечник. Он является самым коротким из гладиусов. Стоит заметить, что его часто путают со спатой, которая была более длинным рубящим оружием, используемым вспомогательными войсками верхом. За эти годы тип Помпеи стал более длинным, и более поздние версии упоминаются как полу-спаты.

Одежда

Гоплиты в ходе Пелопоннесской войны, 431 — 404 гг. до н. э.

Экипировка гоплитов в V в. до н. э. облегчалась. К началу Пелопоннесской войны от ношения панцирей отказались, полностью полагаясь на щит. Воины носили синие, зеленые и желтые туники, но «военным» цветом считался только красный и малиновый. Появился новый тип туники — экзомис заменил хитонлик к концу V в. до н. э. Экзомис делался из двух прямоугольных кусков ткани, обычно льна, сшитых вдоль в виде цилиндра так, что оставалось только место просунуть руки. На плечах ткань сшивалась или закалывалась так, чтобы рубаха держалась на плечах. На поясе экзомис перехватывался ремнем, при этом образовывалась складка, закрывающая рамень. Края туники свисали на руки, создавая ложное впечатление, что у рубахи есть короткие рукава. Чтобы не стеснять движения правой руки, распускали шов на правом плече. Другая одежда гоплита — накладка (эфапт). В начале V в. до н. э. накидку носили в качестве набедренной повязки. К концу столетия распространилась практика носить накидку на локтях. В сценах охоты или драки эфапт часто обматывали для защиты вокруг предплечья.

Спартанское Копье

Основным оружием любого спартанского воина было его копье, которое было известно как дори . Оно имело длину около 2,1-2,7 метра, а древко копья изготавливали из кизила или ясеня. Оба дерева были выбраны из-за их прочности, и, хотя первое было очень плотным, последнее известно своей легкостью.

На одном конце дори был наконечник копья, который имел форму листа и изготавливался из железа. На другом конце копья находился бронзовый шип, известный как зауротер (что означает «убийца ящериц»). Шип действовал как противовес, а также мог использоваться как дополнительное оружие, если наконечник ломался или был утерян.

Применение[править]

А в работах Ксенофонта мы можем найти то, что ксифос был более привычным оружием греческих воинов в период его жизни. Данный философ отдавал предпочтение махайре именно для кавалерийских отрядов: «я рекомендую копис вместо ксифоса, поскольку с высоты спины лошади рубящий удар махайры послужит тебе лучше, чем колющий удар ксифоса» (Ксенофон, 12:11). Его мысли совпадали с общепринятой практикой вооружать конницу рубящими мечами, а не колющими. Греческое искусство, в сумме с замечаниями Ксенофонта показало, что меч, который предназначался для кавалерии являлся пошире, чем его потомки сабли, и был похож на фальшион и мачете.

В Койне Нового Завета используется слово «махайра», что описывает меч в общих его чертах. В данном источнике не делалось никакого различия между национальным клинкам и гладиусом римских воинов. Данная двусмысленная характеристика вероятно и привела к появлению ошибочного названия «malchus» (малх), по отношению к короткому изогнутому мечу, который использовал Пётр для того, чтобы отрезать ухо рабу Малху в момент ареста Иисуса. Так как если разобраться, то данное оружие по описанию очень схоже с античным описанием махайры. В то же время, не достаточно точное происхождение термина, который использовался в Ветхом Завете, не позволяет дать точный ответ, что это был за меч.

Мистический меч

Русские войска одержали победу, несмотря на свое меньшинство. Невский был потрясающим тактиком, поэтому благодаря его уму и бесстрашию воины победили врага. В этой истории есть также мистический эпизод. По легенде, враг был смертельно напуган мечом Александра Невского, который очень странно светился. Александр прекрасно владел этим оружием, одним ударом снося головы сразу троим шведам. Но, как говорится, у страха глаза велики. Мистический ореол оружию, скорее всего, придали шведские солдаты, чтобы оправдать свое поражение. А меч Александра Невского просто попал под лучи солнца.

Дело в том, что русские войска были расположены лицом к небесному светилу. Его луч попал на поднятый вверх меч, и напуганная шведская армия приняла его за что-то сверхъестественное. К тому же в этой баталии князь сломал орудие о голову Биргера — предводителя врагов. Одержав победу в этой битве, князь Александр получил свое звучное прозвище — Невский.

Саркофаг: история и вымысел

По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, боевых слонов, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.

На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.

ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðеликий, геÑайÑÑ Ð¸Â ÑеволÑÑÐ¸Ñ Ð²Â ÐºÐ°Ð²Ð°Ð»ÐµÑии

ÐлавнÑм оÑÑжием геÑайÑа бÑло длинное кавалеÑийÑкое копÑÑ-ÑаÑиÑÑа, доÑÑигавÑее ÑеÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑов в длинÑ. СаÑиÑÑа ÑÑала главной оÑобенноÑÑÑÑ ÐºÐ¾ÑпÑÑа геÑайÑов â никÑо из поÑенÑиалÑнÑÑ ÑопеÑников на поле Ð±Ð¾Ñ Ð½ÐµÂ Ð¸ÑполÑзовал ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ оÑÑÐ¶Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ боÑ. ÐÑполÑзование ÑаÑиÑÑÑ ÑÑебовало оÑ вÑадника болÑÑого иÑкÑÑÑÑва: в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑ Ð½ÐµÂ Ð¸ÑполÑзовали ни ÑÑÑемÑн, ни ÑпеÑиалÑного Ñедла наподобие ÑÑÑаÑÑкого. ÐеÑжаÑÑ ÑÑжÑлое копÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ бÑло лиÑÑ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÑваÑами â на полÑÑогнÑÑой ÑÑке над головой и на вÑÑÑнÑÑой ÑÑке на ÑÑовне бедÑа.

ÐÑинÑÑие на вооÑÑжение ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð½ÐµÑдобного на пеÑвÑй взглÑд оÑÑÐ¶Ð¸Ñ Ð±Ñло опÑавдано â никÑо из вÑадников пÑоÑивников как Филиппа, Ñак и его ÑÑна ÐлекÑандÑа не могли поÑопеÑниÑаÑÑ Ñ геÑайÑами в ближнем боÑ. Ðолее Ñого, даже пеÑоÑнÑе копÑÑ Ð³Ð¾Ð¿Ð»Ð¸Ñов и пеÑÑидÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑоÑинÑев бÑли коÑоÑе македонÑÐºÐ¸Ñ ÑаÑиÑÑ. РÑлÑÑае, еÑли копÑÑ Ð»Ð¾Ð¼Ð°Ð»Ð¾ÑÑ Ð²Â Ð±Ð¾Ñ (ÑÑо бÑло повÑедневноÑÑÑÑ Ð³ÐµÑайÑов), вÑадник ÑваÑалÑÑ Ð·Ð°Â ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ кÑиÑоÑ â два ÑамÑÑ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑннÑÑ Ð²Â ÐÑеÑии вида меÑей в Ñо вÑемÑ.


ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ð¿ÑедводиÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð³ÐµÑайÑов на знамениÑой помпейÑкой мозаике. (wikipedia.com)

ÐоÑÐ¿ÐµÑ Ð³ÐµÑайÑа ÑоÑÑоÑл из лÑнÑного панÑиÑÑ Ð»Ð¸Ð½ÑоÑакÑа, к коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑной заÑиÑÑ Ð¿ÑикÑеплÑлиÑÑ ÐºÐ¾Ð¶Ð°Ð½Ñе или меÑаллиÑеÑкие ÑлеменÑÑ, беоÑийÑкого Ñлема, пÑедÑÑавлÑвÑего Ñобой меÑаллиÑеÑкÑÑ ÑлÑÐ¿Ñ Ñ оÑлиÑнÑм обзоÑом, но доволÑно ÑÑедней заÑиÑой, и кожанÑÑ Ñапог, пÑедоÑÑанÑвÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÂ ÑолÑко оÑ ÑдаÑов по каÑаÑелÑной, но и колÑÑего кÑÑÑаÑника и едкого конÑкого поÑа. Ðо ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑплоÑнÑм доÑпеÑом вÑадников-каÑаÑÑакÑаÑиев и Ñж Ñем более Ñ поздними ÑÑÑаÑÑкими лаÑами заÑиÑа геÑайÑов кажеÑÑÑ Ð½ÐµÑеÑÑÑзной, однако именно ÑÑо позволÑло им ÑоÑÑанÑÑÑ Ð¾ÑлиÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ, ÑакÑиÑеÑкÑÑ Ð³Ð¸Ð±ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð¸Â ÑпÑавлÑемоÑÑÑ Ð²Â Ð±Ð¾Ñ.

Тайна могилы Александра Македонского: Александрия Египетская

В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.

После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить великого полководца и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.

Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения – в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.

В правление римского императора Септимия Севера усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть «городом городов». Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.

Траурная колесница в описаниях прошлого

В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое «войско» строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.

А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.

Элементы

Фальката относится к мечам с обратным изгибом, то есть, заточка клинка находится на вогнутой стороне. Бронзовый, а потом и железный клинок имел длину до 70-ти сантиметров, лезвие меча сначала сужалось до половины длинны, потом расширялось, переходя в острие. Гарда меча почти отсутствовала — небольшая деталь в виде клюва немного прикрывала пальцы. Такую же форму имело и навершье рукояти. Два этих «клюва» могли соединяться тонкой металлической перемычкой, образуя сплошную скобу, или соединяться металлической цепочкой. Изготовлялась фальката ковкой, скорее всего, не делали разъёмной конструкции, а и рукоять с деталями, и лезвие клинка ковали вместе. В этом прослеживается связь с хопешами, которые производились также. Некоторые античные историки, Филон и Диодор, писали про необычно высокое качество фалькат. Якобы меч ложили на голову серединой, а острие и рукоятку пригибали к плечам, и после того, как меч отпускали, он распрямлялся, полностью восстанавливая свою форму. Заготовки закапывали в землю, чтобы ржавчина выедала весь некачественный металл, а клинок ковали из трёх полосок разной степени твердости. Вероятно использовался метод холодной ковки. Так ли это установить трудно, но анализы найденных мечей показывают, что поверхностные слои железа в мече содержат высокое количество углерода, а в середине находится безуглеродное мягкое железо. Это и объясняет необычную гибкость фалькат.

История

Переход от героического стиля боя к организованной фаланге гоплитов произошел между XI и VIII веками до н. э., в зарождающихся городах Эллады. По мнению большинства ученых, появление фаланги было определено эволюцией арсенала (набора наступательного и оборонительного вооружения).

Начиная с V века до н. э. можно достаточно подробно проследить эволюцию военного искусства греческих армий. Этот период достаточно подробно описывают Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Диодор, Плутарх. Их данные можно дополнить информацией из Непота, Полиэна и других античных авторов. Армии греческих полисов, в большинстве случаев в начале рассматриваемого периода состоят из тяжело вооруженных гоплитов, образующих фалангу.

Царь! Число лакедемонян велико, и городов у них много. А то, что ты желаешь узнать, узнаешь. Есть в Лаконии город Спарта, и в нем около 8000 мужей. Все они так же доблестны, как и те, что здесь сражались. Остальные лакедемоняне, правда, не такие, как эти, но все же — храбрые мужи.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

Сонник — Мечеть

эту историю нам передал Абдуллах ибн Хамид аль-Факих со слов Абдул-Азиза ибн Абу Дауда, который рассказал, что в пустыне жил человек, устроивший себе место для моления, в центре которого он установил семь камней. Когда он совершал молитву, то произносил: «О камни! Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха». Однажды он заболел и умер, и дух его вознесся. Я увидел его во сне, и он велел мне идти в огонь. И я увидел один из тех самых камней, который вдруг стал очень большим и закрыл собой ворота преисподней, также и остальные камни закрыли другие врата преисподней».Этот рассказ от Абу Саида, который сказал: «Если кому-то приснится прочно построенная мечеть, посещаемая прихожанами, то мечеть символизирует ученого человека, у которого собираются люди на доброе благое дело для восхваления Аллаха Всевышнего, по словам Его, Велик Он и Славен: «….в которых поминается имя Аллаха много».Если кто-то увидит во сне, что он строит мечеть, то он достигнет милости и соберет людей, чтобы сделать доброе дело и построит мечеть, и это также указывает на победу над врагами в соответствии со словами Всевышнего: «Сказали те, которые одержали верх в их деле: «Устроим мы над ним мечеть!».Если кому-то приснится, что неизвестный человек стал имамом над людьми в мечети, когда имам этой мечети заболел, то он умрет. Сон о том, как мечеть превратилась в баню, указывает на то, что затаившийся человек чинит неправедные дела.Если же кому-то приснится, что его дом превратился в мечеть, то он добьется чести и станет проповедовать людям Истину против лжи. А если увидит, что вошел в мечеть с толпой людей, и они вырыли ему яму, то он женится. Заброшенные мечети указывают на упущение алимов и прекращение ими повеления добра и запрещения порицаемого. Входить во сне в Масджид-аль-Храм,-к безопасности и исполнению обещания. Соборная мечеть во сне символизирует место, в котором люди стремятся получить прибыль и откуда они уходят с выгодой, соответственно своей степени и деньгам(как рынок и т.п.). Она указывает также на справедливость для того, кто пришел в это место обиженным и притесненным. Вообще видеть во сне мечеть-сулит скорое приобретение новых знаний в Исламе, благочестия и набожности. Видеть, как рушится мечеть-к смерти хорошего алима, или знакомого, или кредитора. Молиться в мечети- к скорому получению радостного известия. Для женщины такой сон сулит скорое рождение ребенка.

Спата

Спата (спатха) – заимствованный у кельтов пеший меч, однако поскольку был удобен в конном строю, стал обширно использоваться конницей, пришёл на смену гладиусу в середине II века. Чуть более тяжёлый (2 кг), более длинный и узкий (от 75−100 см в длину и 5−6 см в ширину) в плотном римском строю он уступал гладиусу по компактности. Считается, что спату римляне носили на правом боку, а не на левом: так было удобнее доставать меч из ножен без риска для жизни рядом стоящего воина.

Первоначально спата была рубящим мечом с закругленным или прямоугольным концом с длиной клинка до метра, затем стала заострённой. Колющая форма гладиуса была обусловлена невозможностью наносить эффективные рубящие удары в сомкнутом римском строю (с техникой боя в сомкнутом строю связана и малая длина гладиуса). Вне сомкнутого пехотного строя гладиус по всем параметрам сильно уступал кельтским или германским мечам. Фактически спата, принятая римлянами в III веке для пехоты, была неким компромиссом между гладиусом и варварскими длинными спатами, причём таким удачным, что стала основным мечом Великого Переселения Народов и трансформировалась в мечи вендельского и каролингского типов.

Римская спата, длина 872 мм, вес 900 г. Середина клинка кована под дамаск, с однородными стальными краями, четыре дола, медные фигурки Марса и Фортуны, копия с меча 3 века.

В XIII—XIV веках из-за изобретения новых сортов стали и способов её обработки доспехи могли хорошо защищать от рубящих ударов и средневековые мечи стали делать в большей степени колющими, чем рубящими, в результате чего главным приёмом при бое на мечах стали колющие удары в сочленения доспехов. Модифицированная спата представляла собой сравнительно компактный рубяще-колющий меч массой до 2 кг, с клинком шириной 4—5 см и длиной от 60 до 80 см.

Для боя в сомкнутом строю спата годилась хуже гладиуса, но сочетала большие возможности ведения индивидуального боя с удобством ношения и могла, в принципе, ввиду своего относительно небольшого веса и низко расположенного центра тяжести, использоваться как всадником на седле со стременами, так и без стремени (особенно в рогатом римском седле). Поскольку главным (и часто единственным) строем Великого Переселения и Тёмных веков была стена щитов или клин, то неудобство спаты в строю было не важным — когда в дело шли мечи, строй был уже далеко не монолитен, а наличие острия помогало хоть и хуже чем гладиусом, но работать в строю.

В глаза бросается большое сходство спаты и меча науэ. Но если посмотреть на типологию гладиусов, то становится понятно, что прадедушкой спаты был всё-таки ксифос, от которого произошёл испанский гладиус. Можно сказать, что науэ опережал своё время: гладиусы всё-таки пришли к спате, а она почти полностью повторяла значительно более древний науэ.

Оружие для рукопашного боя

Для рукопашного боя спартанцы использовали два типа мечей. Первым был ксифос , короткий меч с прямым лезвием в форме листа. Такие мечи использовались и другими греческими воинами. Однако те, которыми пользовались спартанцы, были короче, размером 30,5 — 45,7 см, что позволяло более эффективно применять их в условиях тесного ближнего боя. Ксифос в основном использовался для нанесения колющих ударов.

Вторым типом меча, использовавшимся спартанцами, были копиc с толстым изогнутым клинком. В отличие от дори или ксифоса, основным назначением кописа было нанесение рубящих ударов.

Спартанский воин в доспехах с мечом

ЭпоÑа Ñллинизма â ÑаÑÑÐ²ÐµÑ Ð¸Â Ð³Ð¸Ð±ÐµÐ»Ñ Ð³ÐµÑайÑов

СкоÑопоÑÑÐ¸Ð¶Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñина ÑаÑÑ Ð½ÐµÂ ÑолÑко не пÑивела к иÑÑÐµÐ·Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÐµÑайÑов, но даже ÑвелиÑила иÑ колиÑеÑÑво: оÑнÑне каждÑй ÑважаÑÑий ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð´Ð¾Ñ Ð¸Â Ñпигон ÑÑиÑал необÑодимÑм ÑоздаÑÑ Ñвой ÑобÑÑвеннÑй коÑпÑÑ Ð³ÐµÑайÑов. С одной ÑÑоÑонÑ, неÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑакÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑенноÑÑÑ ÑдаÑной конниÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°Ð»Ð° Ñакой Ñаг попÑоÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑодимÑм, Ñ дÑÑгой â ÑÑо бÑло еÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ ÑвидеÑелÑÑÑвом пÑеемÑÑвенноÑÑи наÑледника и великого ÑаÑÑ. Ðаже в знамениÑой биÑве пÑи Ðидне в аÑмии македонÑкого ÑаÑÑ ÐеÑÑÐµÑ Ð½Ð°ÑодилÑÑ Ð¾ÑÑÑд геÑайÑов, впÑоÑем, не ÑеÑивÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑод ÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Â ÐµÐ³Ð¾ полÑзÑ.

ÐеоÑийÑÐºÐ¸Ñ Ñлем македонÑкого геÑайÑа, найденнÑй в Ñеке ТигÑ. ÐÑÑоÑник: wikipedia.com

ÐÐ¸Ð±ÐµÐ»Ñ ÑллиниÑÑиÑеÑкого миÑа повлекла за Ñобой и завеÑÑение ÑпоÑи гоÑподÑÑва геÑайÑов на поле боÑ â ÑимÑкое военное иÑкÑÑÑÑво не пÑидавало конниÑе Ñакого знаÑениÑ, как ÐлекÑандÑ. Ðо поÑÑ Ð´Ð¾Â Ð²Ñемени кавалеÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑезла Ñ полей ÑÑажений как ÑамоÑÑоÑÑелÑÐ½Ð°Ñ Ñила, однако вÑкоÑе ÑимлÑнам пÑиÑлоÑÑ Ð¿ÐµÑеоÑмÑÑлиÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ Ð¿ÑоÑлого, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸Ñ пÑоÑивники ÑÑали пÑименÑÑÑ ÑÑожие ÑакÑиÑеÑкие и оÑганизаÑионнÑе пÑиÑмÑ. ЧеÑез какое-Ñо вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Â ÑимÑкой аÑмии поÑвилиÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑе далмаÑÑкие ÑквиÑÑ, заÑем каÑаÑÑакÑÑ, а поÑле каÑаÑÑÑоÑÑ Ð¿Ñи ÐдÑианополе конниÑа и вовÑе ÑÑала главнÑм Ñодом войÑк. ÐÐ¾Ñ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¸ÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector