588 женский гвардейский полк

Девушки в воздухе

Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет. Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

Боевой путь

  • 12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.
  • До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя.
  • С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.
  • В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек.
  • С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска.
  • Воздушные сражения на Кубани — с апреля по июль 1943 года
  • С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.
  • В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток.
  • С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова, Варшавы, Остроленка.
  • В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.
  • В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска.
  • В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.

За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование.

Дорога на фронт

«Ночные ведьмы»

В конце 1941-го, в Поволжье, начало создаваться летное соединение, основу которого составляли девушки. Оно планировалась из трех полков — истребительного (Як — 1), бомбардировочного (Пе — 2) и ночного бомбардировочного. Объединение формировалось под началом той самой Марины Расковой. Из трех полков два были смешанные, а третий, как раз ночной бомбардировочный был полностью женским. Именно эта часть и была вооружена самолетами, на которых училось летать не одно поколение летчиков. У — 2 кстати, в 1944-м переименовали в По — 2, по фамилии конструктора его создавшего, Поликарпова, который в том году скончался.

Командиром части стала пилот с опытом полетов в 10 лет, Евдокия Бершанская. В конце мая 1942 года 588 ночной легкий бомбардировочный авиаполк прибыл на фронт, а уже в начале июня произошли первые вылеты на задания.

Ссылки

  • (30 марта 2009). Дата обращения 30 марта 2009.
  • В. Харин. . Авиаторы Второй мировой (28 мая 2007). Дата обращения 16 июня 2008.
  • . Полки и самолёты ВВС СССР. Дата обращения 20 февраля 2018.
  • Борис Клин.  (недоступная ссылка). Izvestia.ru (7 мая 2008). Дата обращения 16 июня 2008.
  • Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг // Мир авиации : журнал. — 2003. — № 2.
  • Александр Абрамов. . Красные соколы. Дата обращения 16 июня 2008.
  • . Школа 213 города Москвы. Дата обращения 16 июня 2008.
  • Жирохов Михаил Александрович.  (недоступная ссылка). Артофвар (21 мая 2008). Дата обращения 16 июня 2008.
  • Анатолий Пляц. . Дата обращения 16 июня 2008.

Литература

  • Литвинова Л. Н. Летят сквозь годы. — М.: Воениздат, 1975. — 207 с.
  • Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом. — М.: ДОСААФ, 1984. — 270 с. — 100 000 экз.
  • Чечнева М. П. Повесть о Жене Рудневой. — М.: ДОСААФ, 1974. — 341 с. — (За честь и славу Родины).
  • Ракипов Ш. Звёздные ночи. — Татарское книжное изд-во. — Казань, 1983.
  • Ракипов Ш. О чём грустят кипарисы. — Казань: Татарское книжное изд-во, .
  • A. Noggle. A Dance With Death: Soviet Airwomen in World War II. — ISBN 978-0-89096-601-3.

  • Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
  • Александр Абрамов. Красные соколы.
  • Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. Т. 13 (2-2). — М.: Терра, 1997.
  • Раскова М. М. Записки штурмана. Мигунова Е. А. Продолжение подвига — М.: ДОСААФ, 1976.
  • МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. — 4-е, переработанное и дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2020. — 632 с. — 1000 экз.

Самолет У — 2

«Ночные ведьмы»: смерть гитлеровцам!

После той войны на наших просторах осталось много памятников, ей посвященных. В том числе и использованием военной техники. Танки Т — 34, разного рода и разных калибров артиллерийские орудия, автомобили и прочая техника. Есть даже корабли и самолеты. Но не хватает среди них одного маленького неприметного самолета, даже самолетика. На котором начинали летать абсолютно все Герои летчики той войны, в аэроклубах и летных училищах. Знакомьтесь, У — 2, обязательный самолет для начинающего летчика 30х — 40х годов. А между тем, неоспоримы не только его заслуги в обучении будущих советских асов. Есть у него заслуги и боевые.

Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов

историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук

Биплан, корпус из дерева, максимальная скорость 120 километров в час. Грузоподъемность небольшая, вооружения нет (точнее не было до 1944 года). А, между тем, на этих самолетах воевали. И воевали настолько хорошо, что солдат вермахта, сбивший У — 2 сразу награждался Железным Крестом и получал отпуск.

Эти самолеты вояки вермахта полу презрительно называли “рус-фанер”. А еще боялись. Потому как ночью эти самолетики могли сбросить бомбу прямо в окоп. Ну или полить зажигательной смесью.

Когда У — 2 пикировал с выключенным двигателем, то издавал звук, похожий на звук метлы во время уборки. У услышавшего этот звук гитлеровца было не так уж много шансов выжить. Поэтому и боялись еще больше.  В малой ночной бомбардировочной авиации служило много девушек и женщин и немцам об этом было прекрасно известно. Отсюда и пошло название “ночные ведьмы”.

ÐаленÑина ÐÑизодÑбова

Ðолина ÐÑипенко. (pinterest.com)

РоÑлиÑие оÑ ÐÐ¾Ð»Ð¸Ð½Ñ ÐÑипенко, Ñей ÑлавнÑй пÑÑÑ ÑÑагиÑеÑки обоÑвалÑÑ Ð²Â 1939-м, и ÐаÑÐ¸Ð½Ñ Ð Ð°Ñковой, погибÑей в 1943-м, ÐаленÑина ÐÑизодÑбова пÑожила до 1993 года. ÐаленÑина Ñ деÑÑÑва бÑла пÑивÑзана к небÑ: еÑе Ñебенком она леÑала на аÑÑоплане вмеÑÑе Ñ оÑÑом, авиаконÑÑÑÑкÑоÑом, леÑÑиком и изобÑеÑаÑелем. С малÑÑ Ð»ÐµÑ ÑÑдÑба ÐаленÑÐ¸Ð½Ñ ÐÑизодÑбовой бÑла пÑедопÑеделена.

ÐоÑÑÑпив в ХаÑÑковÑкий ÑеÑнологиÑеÑкий инÑÑиÑÑÑ, ÐаленÑина вÑе еÑе гÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑой ÑÑаÑÑ Ð»ÐµÑÑиÑей, и она добиваеÑÑÑ Ð¿Ñиема Ñ наÑкома С. ÐÑджоникидзе. ÐлагодаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑодейÑÑÐ²Ð¸Ñ 4 ноÑбÑÑ 1928 г. она заÑиÑлÑеÑÑÑ Ð²Â Ð¿ÐµÑвÑй Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð¥Ð°ÑÑковÑкого ЦенÑÑалÑного аÑÑоклÑба. ÐконÑив обÑÑение за ÑÑи меÑÑÑа, ÐÑизодÑбова далее поÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð²Â 1-Ñ Ð¢ÑлÑÑкÑÑ Ð»ÐµÑно-ÑпоÑÑивнÑÑ ÑÐºÐ¾Ð»Ñ ÐСÐÐÐÐÐÐ¥ÐÐа, а заÑем в 1929 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð²Â ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð»ÐµÑÑиков-инÑÑÑÑкÑоÑов в Ðензе, по оконÑании коÑоÑой бÑла напÑавлена инÑÑÑÑкÑоÑом в ТÑÑино, где до 1934 года подгоÑовила 36 леÑÑиков.

Ðна по пÑÐ°Ð²Ñ Ð±Ñла назнаÑена командиÑом Ñамого извеÑÑного женÑкого Ñкипажа ÑÑÑанÑ, ее лидеÑÑкие каÑеÑÑва пÑоÑвилиÑÑ Ð½ÐµÂ ÑолÑко в ÑекоÑдном авиапеÑелеÑе ÐоÑква â ÐалÑний ÐоÑÑок, но и во вÑÐµÐ¼Ñ Ðеликой ÐÑеÑеÑÑвенной войнÑ. Р1942 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐаленÑине СÑепановне поÑÑÑили комплекÑование Ñелого авиаÑионного полка, ÑоÑÑоÑвÑего иÑклÑÑиÑелÑно из мÑжÑин-леÑÑиков. РакÑиве полковника ÐÑизодÑбовой более 200 боевÑÑ Ð²ÑлеÑов, в Ñом ÑиÑле ноÑнÑе бомбаÑдиÑовки (132 вÑлеÑа), а Ñакже доÑÑавка Ð·Ð°Â Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ ÑÑонÑа боепÑипаÑов и военнÑÑ Ð³ÑÑзов.

ÐаленÑина ÐÑизодÑбова. (pinterest.com)

ÐоÑле Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ñ ÐÑизодÑбовой ÑложилаÑÑ Ð±Ð»ÐµÑÑÑÑÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑеÑа, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑлаÑÑ Ð½Ð°, пожалÑй, лÑÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ ÑовеÑÑкого авиаÑÑÑоениÑ, ÑÑими наÑабоÑками мÑ полÑзÑемÑÑ Ð¿Ð¾Â Ñей денÑ. Ржизни ÐаленÑина СÑепановна бÑла пÑекÑаÑнÑм оÑзÑвÑивÑм Ñеловеком, гоÑовÑм на болÑÑие поÑÑÑпки Ñади неÑпÑаведливо обиженнÑÑ. Ðо ÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐµÂ Ð¿Ñиемного ÑÑна, именно она заÑÑÑпилаÑÑ Ð·Ð°Â ÑепÑеÑÑиÑованного в 1939 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¡. Ð. ÐоÑолева и позволила ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвободиÑÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑоÑно в 1944 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ñ далÑнейÑим назнаÑением на должноÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ конÑÑÑÑкÑоÑа по леÑнÑм иÑпÑÑаниÑм.

Война и женщины

Да, женщинам не место на войне. Не для того они предназначены. Но если так уж случилось, если нужно, то воевать они могут, не хуже, а то и лучше мужчин. В те поистине грозовые годы проверялась, по сути, способность общества к выживанию. И общество выжило. В том числе и благодаря женщинам, которые сутками трудились у станков, голодали (а в блокадном Ленинграде и умирали от голода), недосыпали, сражались на фронте, наконец. Медики и связисты, партизанки и подпольщицы. И многие другие. А еще пилоты ночных бомбардировщиков. В том числе и “Ночные ведьмы”.

https://youtube.com/watch?v=GnZvbBYS9gQ

Один сложнее другого

Вылеты и возвращения в полной темноте были один сложнее другого. Чем ближе к цели, тем опаснее, так как прожекторы и зенитные орудия врага были всегда наготове. В дополнение ко всему местность по понятным причинам часто менялась, и от штурманов требовалось исключительное знание аэронавигации.

Одной из черт Смирновой единодушно называют чрезвычайное упорство и настойчивость. Она выполняла задание, даже когда оно казалось невыполнимым. Самый трудный вылет выбрать, пожалуй, невозможно. Например, во время освобождения Крыма, как вспоминала она впоследствии, выполнив задание, она попала в низкую облачность. Снизиться, чтобы уйти из-под облачности, Мария не успела.

Самолет был легким, и штормовым ветром его бросало из стороны в сторону — «то кинет вверх метров на пятьдесят, то бросит с силой вниз, к самой воде». Так летчица боролась со стихией целых два часа, «Но мы долетели», — спокойно и без эмоций рассказывала современникам Смирнова.

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка докладывают о выполнении боевого задания, 2 июля 1942 года ТАСС

Другой сложный полет был у переправы у поселков Петровское и Красный Октябрь. Во время повторного вылета лететь пришлось на самолете, поврежденном из крупнокалиберного зенитного пулемета. Мотор забарахлил, но Смирнова все равно не ушла от цели. Только сбросив бомбы на вражеские позиции, она дотянула самолет до своего аэродрома.

Очень часто после посадки летчицы слышали один и тот же вопрос: «Ума не приложу, как же вы сели?» Ответ был тоже одним и тем же: «Хочешь жить — сядешь». Они возвращались на самолетах с десятками повреждений, с крупными осколками в креслах, чудом уцелевшие. После таких полетов, как вспоминала Ольга Голубева-Терес, с трудом удавалось шевелиться, а заснуть иногда и вовсе не получалось.

Техническое оснащение

46-й гвардейский Таманский полк (588 полк) – уникальное в своем роде соединение, существовавшее в Красной армии в период ВОВ. Оно объединило в себе три авиаполка: хрупкие девушки летали на истребителях, тяжелых и легких бомбардировщиках. Но если в полку истребителей и тяжелых бомбардировщиков были также и летчики-мужчины, то на легких истребителях летали только женщины.

Касалось это всех: и штурманов, и комиссаров, и командиров, и прочего обслуживающего персонала. Самая тяжелая работа выполнялась женскими руками. У вновь прибывающих в полк летчиц не было никаких навыков ночного полета, поэтому они часами тренировались под куполом, имитировавшим ночную темноту.

Позднее полк из Энгельса был перенаправлен в Краснодар, и они стали совершать полеты над Кавказом. Девушки выполняли сложнейшие полеты. Иногда за одну ночь они могли совершить пять – шесть боевых вылетов. Но это летом, а зимой это число достигало 10 – 12 полетов.

Летали девушки из «Дунькиного полка»на бипланах Поликарпова, сокращенно По-2. Вначале в полку было только 20 единиц техники. За два года этот показатель увеличился до 45 легких бомбардировщиков

Биплан Поликарпова, на котором летали девушки, изначально создавался не для использования в военных действиях, а для учебных полетов. В нем отсутствовал отсек, в который должны были помещаться бомбы. Выход был найден: снаряды размещались под брюхом По-2 в специально приспособленных для этой цели держателях.

Максимальная скорость, которую могла развить машина – 120 км/ч. Но даже при таких скромных показателях летчицы творили настоящие чудеса маневрирования. И это при том, что каждый самолет нёс на себе груз в 200 кг. Вылеты проводились исключительно по ночам. Их могло быть несколько.

Полеты совершались не только в экстремальных условиях. Ни у одной из девушек не было парашютов, и в случае, если самолет оказывался подбитым, летчица могла только погибнуть. Места, в которых, согласно правилам техники безопасности, должны были лежать рюкзаки с парашютами, закладывалось бомбами. Эти дополнительные 20 килограмм боезаряда могли стать настоящим спасеньем в смертельном бою.

До 1944 года самолеты не имели пулеметов. Управление мог осуществлять и пилот, и штурман. Поэтому если один из них погибал или оказывался тяжело раненым, то второй мог довести самолет до аэродрома.

Собранные из фанеры легкие бомбардировщики По-2 были настоящими самолетами-невидимками.

Если он летел в ночное время на бреющем полете и минимальной высоте, то для вражеских радаров он становился невидимым. Немецкие пилоты на своих истребителях боялись низко опускаться, и этот страх очень часто спасал летчицам жизнь. Но если самолет попадал в луч прожектора, то его сбивали очень быстро.

После войны

Окончив войну, дальнейшую жизнь Мария провела на земле. В 1954 году окончила Тамбовскую областную партийную школу, была инструктором отдела пропаганды и агитации Тамбовского горкома КПСС, затем инструктором райкома КПСС города Володарска.

На этой должности ей тоже пришлось побороться, только на этот раз не с нацистами, а совсем с другим врагом.

В период, когда за ней был закреплен Лихославльский район, в который входил и бывший Новокарельский, где она родилась, все колхозы вокруг считались отстающими, и Мария решила узнать причину, выбрав для этого период весеннего сева.

Москва. Бывшие летчицы 46-го гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков Евдокия Бершанская, Лариса Литвинова, Серафима Тараненко, Марина Чечнева и Екатерина Тимченко-Аксентюк (слева направо) в музее боевой славы полка, расположенном в московской школе № 213, 29 января 1965 года И.Савинова/ТАСС

Несмотря на хорошую погоду, трактор ДТ-54 не двигался, хотя машина была новой. Но кабина продырявлена, внутри мусор и грязь, гусеница трактора лежит на земле, а тракторист и его помощник крепко спят в тени кустов. Разбуженные объяснили, что не работают из-за неисправности трактора.

«Неполадки машины можно было легко устранить, но трактористы меньше всего об этом думали». Такую же картину инструктор увидела и возле второй, третьей машин. Побывала в мастерских и там увидела беспорядок.

Мария, которая была не только строгим руководителем, но и сверхаккуратной и такой же сверхбережливой, была вне себя от возмущения. Собрав всех в правлении, она сразу начала серьезный разговор. К тому времени трактористы и механики узнали в ней знаменитую землячку. Выяснилось, что председатель колхоза «отпустил вожжи», и подчиненные тут же этим воспользовались.

Некоторых деталей и правда недоставало, и машины простаивали. Смирнова решила и этот вопрос, помогла все отремонтировать. Так и «подтянулись».  В итоге сев в колхозе закончили одни из первых.

Герои Советского Союза Н. Федутенко, А. Худякова и Мария Смирнова после вручения юбилейных медалей «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 8 мая 1975 года Борис Клипиницер/ТАСС

Позднее Мария работала инструктором отдела партийных органов Калининского горкома КПСС, инженером отдела кадров и учебных заведений Калининского совнархоза. Затем в течение десяти лет была начальником отдела кадров камвольного комбината в Калинине, как тогда называлась Тверь.

Но главной её работой, наверное, можно назвать общественную, которой она занималась очень активно, — возглавляла Калининский областной совет ветеранов, её часто приглашали выступить с рассказами о фронтовых событиях.

Не раз избирали Смирнову депутатом областного и районного советов народных депутатов, удостоена звания «Почетный гражданин города Твери»

Жизнь отважной летчицы оборвалась в 2002 году, ей было 82 года

Юлия Острогожская

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

При подготовке материала использована литература: 1. Раскова М. Записки штурмана. Издательство Ц. К. ВЛКСМ Молодая гвардия. 1939. 2. Голубева-Терес О. «Страницы из летной книжки». Воениздат М. О. СССР, 1988. 3. Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. М.: Изд-во МГУ, 2005. 4. Смирнова М. В. // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. Коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. 5. Парфенов А. Всегда на посту // Героини: очерки о женщинах — Героях Советского Союза / ред.-сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. — М.: Политиздат, 1969.

Обложка: Мария Смирнова (вторая справа) во время посещения мемориального комплекса «Сопка Героев» в Крымском районе, 28 марта 1980 года  Евгений Шулепов/ТАСС

История

Внешние изображения

Девушки-офицеры 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии: командир полка Евдокия Бершанская (слева), командир эскадрильи Мария Смирнова (стоит) и штурман звена Полина Гельман

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099, от 8 октября 1941 года, «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена капитан Евдокия Бершанская , лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

Приказом НКО СССР № 64, от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский», новый № сил и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна, затем — Ракобольская, Ирина Вячеславовна.

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии.

В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.

За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.

ÐенÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ð¾Â Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ

Р1930-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð¡Ð¡Ð¡Ð  ÑÑÑемилÑÑ Ð½Ð¸Â Ð²Â Ñем не ÑÑÑÑпаÑÑ ÐападÑ, и новÑе ÑекоÑÐ´Ñ ÑÑали ÑаÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой пÑопагандиÑÑÑкой маÑинÑ. Тогда же поÑвилиÑÑ Ð¿ÐµÑвÑе ÐеÑои СовеÑÑкого СоÑза, ими ÑÑали полÑÑнÑе леÑÑики в 1934 годÑ, ÑпаÑÑие ÑелÑÑкинÑев. ÐеÑоÑми пеÑÐµÐ´Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑиÑленнÑÑ ÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹ ÑÑановилиÑÑ Ð»Ñди в оÑновном ÑÑжелÑÑ Ð¸Â ÑкÑÑÑемалÑнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑий: ÑÑакÑоÑиÑÑÑ, леÑÑики, ÑаÑÑеÑÑ. ÐенÑÐ¸Ð½Ñ Ð½ÐµÂ Ð¾ÑÑÑавали оÑ ÑилÑного пола и ÑÑамповали ÑекоÑÐ´Ñ Ð½Ð°Â Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÑÑ Ð·Ð°ÑождаÑÑемÑÑÑ ÑеминиÑÑиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Â Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð¼ миÑе. ÐÑолеÑаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð´Ð° на ÑÑилиÑаÑнÑе коÑÑÑÐ¼Ñ Ð¿Ñидавала ÑовеÑÑким женÑинам еÑе болÑÑÑÑ Ð±ÑÑÑалÑноÑÑÑ Ð¸Â ÑаÑизмÑ. Тогда же в 1938 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð±Ñл ÑовеÑÑен знамениÑÑй пеÑÐµÐ»ÐµÑ ÐоÑква â ÐалÑний ÐоÑÑок ÑнаÑала мÑжÑким Ñкипажем в ÑоÑÑаве ÐладимиÑа Ðоккинаки и ÑÑÑÑмана ÐлекÑандÑа ÐÑÑндинÑкого. РоÑенÑÑ Ñого же года женÑким Ñкипажем: ÐаленÑиной ÐÑизодÑбовой, Ðолиной ÐÑипенко и ÐаÑиной РаÑковой. ÐеÑÑиÑÑ Ñже на ÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ñли опÑÑнÑми и пÑоÑлавленнÑми ÑÑÑÑманами, Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð·Ð°Â Ñвоими далеко не ÑÑÑпкими плеÑами неÑколÑко миÑовÑÑ ÑекоÑдов.

«Кукурузники» с бомбами

Самолеты У-2, впоследствии По-2, были по большей части фанерными. Приведем фрагмент из технического описания модели: «Конструкция самолета У-2 была деревянная из сосны и фанеры, с полотняной обшивкой, узлы — из мягкой стали, стойки коробки крыльев первоначально — дуралюминовые каплевидные трубы, вскоре замененные стальными круглыми трубами с примотанными к ним лентой на клее деревянными обтекателями (для удешевления). Фюзеляж — с фанерной передней частью и расчалочной хвостовой, верхняя грань задней части закрывалась съемным выпуклым гарготом из 1-мм фанеры для удобства осмотра…»

Но было одно бесценное преимущество: По-2 были бесшумными, за что их прозвали «небесными тихоходами».

На таких «маленьких деревянных бомбовозах с полотняными крыльями» вылетали девушки в ночь, чтобы снова и снова уничтожать личный состав, боеприпасы врага. На По-2 летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного женского полка вылетели на боевые задания около 25 тыс. раз, из них около 10 тыс. вылетов пришлось на долю эскадрильи Смирновой, а сама она поднялась в небо 940 раз.

«От заката до восхода солнца над их головами висели невидимые в темноте «рус фанер» и методично сбрасывали бомбы. При этом нельзя было определить, где и когда упадет следующая», — писала Ольга Голубева-Терес.

«ПО-2», на выставке во время авиационного праздника на Тушинским аэродроме Москвы, 20 августа 1989 года Роман Денисов, Александр Шогин/Фотохроника ТАСС

Основной тактикой ночных бомбардировок на тихоходных самолетах По-2 было почти бесшумное пикирование на цель с выключенным мотором — так достигался максимальный эффект внезапности.

Все это выводило немцев из себя, «угнетающе действовало на психику». За каждый сбитый «рус фанер», вспоминала Голубева-Терес, немцу положен был Рыцарский крест Железного креста — высшая награда рейха.

История создания подразделения

История будущих ночных ведьм начиналась в Энгельсе. Именно в этом городе в 1941 году лейтенант службы государственной безопасности СССР Марина Раскова сформировала 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный aвиaциoнный полк. В его состав входили только женщины-летчицы, средний возраст которых был 17 – 22 года.

Чтобы создать чисто женское летное подразделение, Раскова была вынуждена задействовать все личные связи. Весьма кстати пригодилось и личное знакомство с товарищем Сталиным. В то, что затея будет успешной, мало кто верил. И, тем не менее, отмашка на высшем уровне была получена, и будущие Ночные ведьмы получили всю необходимую летную технику.

Командиром женского полка была выбрана Евдокия Бершшанская, имевшая за плечами 10 лет летного стажа. Под ее чутким руководством летчицы сражались до самой победы. Советские солдаты в шутку называли женское летное подразделение «Дунькин полк».

Объясняли они это тем, что в его составе летали только женщины и еще оправдывали это шутливое прозвище именем командира подразделения – Евдокия. Немцы же летчиц очень боялись и называли их Ночными ведьмами за их внезапные ночные появления на своих бесшумных юрких самолетах.

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина со штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лидия Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.

Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Вооружение

Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.

Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением, для защиты от вражеских истребителей, на борту были пистолеты ТТ лётчиков и штурманов.

Вооружение

Девушки летали на бипланах По-2. В распоряжении полка после его формирования их было 20. Максимальное количество машин составляло 42 штуки, по окончании войны машин осталось 36. Управлять По-2 могли и летчицы и штурманы. Поэтому, если погибал наводчик или пилот, второй член летного состава мог успешно приземлить самолет.

«Ночные Ведьмы»

Орудием поражения были бомбы. До 1943 года в самолеты грузили на 20 кг больше боеприпасов, из-за чего девушки добровольно оставляли на земле спасательные парашюты. Защиту от немецких истребителей обеспечивали пистолеты ТТ.

За время ВОВ «Ночные Ведьмы» совершили больше 20 тысяч вылетов. После освобождения всех союзных земель от фашистов девушек демобилизовали.

В видео узнать некоторые подробности из жизни «ведьм».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector