Миры скандинавской мифологии

Верхние миры

На самом верху, среди гигантских ветвей и зелёных листьев мирового ясеня, располагаются три священных верхних мира — обители скандинавских богов и светлых альвов или эльфов. Миры великие и недоступные.

I. Асгард

Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:

  1. Асы — их принято считать суровыми воинствующими богами.
  2. Ваны — более мирные боги плодородия.

К асам относятся такие известные боги как Тор — громовержец, Тюр — бог воинской храбрости, Бальдр — бог весны и красоты и многие другие. Во главе асов стоит Один всеотец.

Для удобства у меня есть списки всех богов и существ скандинавской мифологии.

Асгард — мир принадлежащий асам. Большой и светлый мир, с высокими горами, зелеными равнинами и открытыми плоскогорьями. Именно в Асгарде расположены чертоги главных божеств. На самой высокой горе этого мира располагается легендарная Вальхалла.

В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.

Окружает мир асов большая стена, которую возвел великий строитель. С другими мирами Асгард соединяет радужный мост Биврёст и охраняет его Хеймдаль — страж богов.Постоянно подвергается обитель асов нападениям со стороны великанов и чудовищ. Но не преступны его стены, пока стоит на страже Тор со своим молотом.

II. Ванахейм

Ванахейм — мир ванов, богов плодородия. Готов поспорить, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что не растения, не животные не знают болезней.

Живут здесь ваны — боги плодородия. Занимаются они землей, домашними животными и дикими зверьми. Существуют они с природой в дружбе и согласии, а всего их пятеро:

  • Ньёрд — старый седовласый владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета, брат близнец Фрейи.
  • Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила асов колдовству, сестра близнец Фрейра.
  • Гулльвейг — колдунья, давным-давно поссорившая ванов и асов.

III. Альвхейм

Альвхейм или Льюсальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.

Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.

В самой скандинавской мифологии упоминаний и сюжетов связанных с эльфами совсем немного. Зато существует огромное количество норвежских и исландских сказок на эту тему. О самых известных из них я поведаю тебе в большом грядущем разделе моего дневника, который будет называться «сказки и рассказы».

Небесный город Асгард

По легенде Асгард – творение богов-демиургов (т.е. творцов). Он тесно связан с миром людей, с которым был соединен при помощи своеобразного небесного моста в виде радуги.


Город богов

  • Расположенный по диаметру кроны ясеня-великана в Мидгарде, он был обречен на разрушение в случае гибели человеческого мира, поскольку Иггдрасиль (так называется ясень) вертикально связывает между собой все миры.
  • Именно об этом повествует написанная около 1220 г. одна из четырех частей учебника скальдической поэзии Стурлусона  под названием «Младшая Эдда».
  • Был в Асгарде и своеобразный «зал боевой славы» — Валгалла, где пребывали в раю доблестные воины (эйнхерии), павшие в сражениях.

Один бог скандинавской мифологии

Один или Вотан — прародитель всех божеств и людей, основатель миров, одноглазый владыка войны и правитель Вальхаллы.

В древние времена вместе со своими братьями Вили и Ве, Один создал новые миры из тела убитого великана Имира. Затем, на берегу моря, боги нашли выброшенные волнами деревья и вырезали из них первых людей Аска и Эмблу. Поэтому Одина называют Всеотцом.

Все божества скандинавской мифологии делятся на два лагеря:

  1. Асы — воинственные божества, живущие в Асгарде, во главе которых стоит Один.
  2. Ваны — живущие в Ванахейме божества плодородия, не признавшие Всеотца своим правителем.

Чтобы обрести всеобъемлющую мудрость, Седобородый пожертвовал глазом, чтобы испить из источника мудрости великана Мимира.

Подробно о девяти мирах Список всех богов и богиньСписок всех существ

Биография

Раздел биографии пуст.Вы можете помочь вики, написав или дополнив биографию.

Один во время сражения с ётунами

ЛафеяЛоки«Тор»

Настоящее время

Локи и Фригга у постели Одина во время его сна.

К тому времени Локи узнал правду о своем происхождении и потребовал у отца объяснений. Тот рассказал ему подробности произошедшего, и вдруг погрузился в сон Одина, на время потеряв способность править. Фригга сказала, что в отсутствие брата Локи должен стать царем Асгарда, пока Один не проснется. Локи стал наводить в Асгарде свои порядки, и даже спланировал покушение на жизнь Одина с помощью ётунов.

Один проснулся как раз к тому времени, когда благодаря акту самопожертвования Тор вернул себе силы и молот и сразился с Локи, чтобы защитить Асгард. Один поспешил спасти обоих своих сыновей от падения в бездну, но Локи решил добровольно отправиться туда.

Один сказал Тору, что гордится им. Тот ответил, что ему еще многому предстоит научиться, и он пока не готов стать царем. («Тор»)

Война в Девяти мирах

Один во время суда над Локи.

Один рассказывает Тору и Джейн про Эфир.

Один клянется отомстить Малекиту.

Чуть позже Асгард атаковали тёмные эльфы под предводительством Малекита, желающие вернуть Эфир. Во время атаки погибла Фригга. Печаль Одина помешала ему мыслить рационально, и он думал лишь о том, как отомстить Малекиту. Тору пришлось обратиться за помощью к Локи и отправиться в Тёмное царство, чтобы там извлечь Эфир из Джейн. Одину не удалось их остановить, а чуть позже, неизвестным образом, Локи тайно узурпировал власть и занял место Одина в Асгарде, приняв его облик. («Тор: Царство тьмы»)

Смерть

Спустя некоторое время Локи был разоблачён Тором, и тогда оба брата пришли к умирающему в Норвегии Одину. Перед смертью он назначил на царство Тора и предупредил сыновей о возможном освобождении Хелы, после чего умер, растворившись в звёздной энергии.

Этот раздел слишком сжат.Содержание данного раздела либо написано слишком сжато, либо не дополнено новой актуальной информацией.

Глейпнир и пленение волка

Боги обратились за помощью к темным альвам — подземным карликам и искусным мастерам. Из очень редких ингредиентов карлики сделали Глейпнир — прочнейшую в мире цепь. Как часто вам встречались такие компоненты как: поступь кошки, борода женщины, корни гор, жилы медведя или слюна птицы? Большинство мировых запасов этих редкостей ушло на создание цепи для волка Фенрира.

В третий раз пришли боги к Фенриру. «В последний раз хотим проверить твою силу. Порвешь Глейпнир — быть тебе самым сильным существом в девяти мирах. Если же освободиться не сможешь, то и незачем нам тебя боятся. Отпустим тебя» — предложил Фенриру Один.

«Не верю я тебе, — зарычал волк, — пусть во время испытания, один из вас, положит руку ко мне в пасть, как доказательство вашей правды. Если вы обманете меня, я откушу её». Никто из асов не захотел пожертвовать рукой, кроме Тюра. Положил он правую руку в огромную волчью пасть, и сковали боги Фенрира.

Всей своей неизмеримой силой Фенрир пытался разорвать Глейпнир. Как ни старался волк, ничего не получалось. Цепь сжималась все сильнее и силы покидали волка. Под радостные возгласы и смех асов, сомкнул Фенрир свои челюсти и откусил руку Тюру. Кто-то из богов жестоко вонзил свой меч прямо в нёбо огромному волку и с той поры не может она закрыться. Довольные собой боги начали расходиться. Обманутый и истекающий кровью Фенрир так и остался скованным и брошенным в одиночестве.

И поклялся волк ужаса: «Когда настанет конец мира, пожру я солнце, и луну, и тебя, Один Всеотец. Великое удовольствие доставит мне твоя смерть»

Наступит Рагнарёк — конец света. Волк Фенрир разорвет свои оковы и выйдет на последний бой. Пожрет он солнце и луну, пожрет Одина, а сам падет от руки его сына Видара.

Запутался в именах богов и существ скандинавской мифологии? Забыл как называются и описываются миры? У меня есть удобные списки с описаниями и ссылками на записи:

  • Миры
  • Боги и богини
  • Существа

Запись украшают работы художников:

  1. Klaher Baklaher — Fenrir
  2. Jake Opperman — The Wolf
  3. Silvana Massa — Fenrir and Tyr

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Литература

  • Щербаков В. Асгард — Город Богов. — М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1996.
  • Маковский М. М. Язык — миф — культура. Символы жизни и жизнь символов. — М.: Ин-т русск. яз. им. В. Виноградова, 1996.
  • Скандинавские сказания / Под ред. Б. И. Пуришева. — М.: Дет. лит., 1970.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной (Heimskringla) / Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука, 1980. — 687 с. — (Литературные памятники).
  • Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. — М.: Академический проект, 2009.

Вне комиксов

Телевидение

  • Асгард был представлен в мультсериале 1981 года «Человек-паук и его удивительные друзья», в эпизоде «The Vengeance of Loki». Тор рассказывает Супер-друзьям историю Асгарда.
  • Был показан в «The Super Hero Squad Show», где представлен в виде города на воде с радужным мостом, ведущим от Асгарда, до города супергероев. В эпизоде «Oh Brother» Локи убеждает Доктора Дума помочь ему пойти против своей семьи и подготовить вторжение в Асгард.
  • Появился в мультсериале «Мстители: Могучие Герои Земли», в эпизоде «The Siege of Asgard», в основу сценария которого легла сюжетная линия «Осады».

Кино


Асгард в фильме «Тор» (2011).

  • Появился в анимационном фильме 2009 года «».
  • Асгард появился в полнометражном фильме 2011 года «Тор», режиссёра Кеннета Брана как и два других фильма. В фильме описывается история Асгарда — противостояние асов и ётунов, а также другие детали, например, древо Иггдрасиль и радужный мост, с помощью которого герои перемещаются в Мидгард и Ётунхейм. Агентство Science & Entertainment Exchange в сотрудничестве с Marvel Entertainment, Кеннетом Брана, физиками Шоном Кэрролом, Кевином Хэндом и Джимом Хартом, а также студентом-физиком Кевином Хикерсоном работали над созданием реалистичного научного представления вселенной Тора, включая Асгард и радужный мост. В третьем фильме будет уничтожен чтобы остановить Хелу которая вернулась после смерти Одина, но Тор восстановит на какой-то местности, на Земле вместе со спасшимися асгардианцами и Халком.
  • Асгард стал местом действия событий анимационного фильма «Тор: Сказания Асгарда».

Видеоигры

  • Появился в игре «Marvel: Ultimate Alliance». Локи атакует Асгард армией супер-солдат, а Один после сражения с ледяными великанами отправляет Тора на Землю.
  • Асгард упоминается в видеоигре «Marvel Super Hero Squad».
  • Стал местом действия в игре «Thor: God of Thunder», основанной на полнометражном фильме 2011 года.
  • Является одним из мест, где происходят бои в игре «Marvel vs. Capcom 3: Fate of Two Worlds».

Рагнарок – хронология событий

После гибели Бальдра в Мидгарде воцарился хаос. Кровавые войны, распри между родичами, упадок культуры – все это стало предвестьем Рагнарока. Скандинавский конец света начинается с приходом Фимбульвинтер (перевод с древнескандинавского – «великанская зима»). Это лютая зима, которая накроет весь Мидгард на три долгих года.

В это же время Фенрир (сын Локи и Ангрбоды), огромный чудовищный пес, вырывается из своих оков и пожирает Луну и Солнце (по другой версии светила пожирает Гарм, который, однако, вполне вероятно является воплощением Фенрира). Мир погружается во мрак. Мировой Океан выходит из берегов, потому что из него поднимается Мировой Змей Ёрмунганд (также сын Локи и Ангрбоды). Все это предвестья Рагнарека, которые вынуждают асов готовиться к войне. Один идет к забальзамированной голове мудрейшего из ётунов, Мимира, и просит у нее совета.

Во время мифологического Рагнарока к Ёрмунганду и Фенриру присоединиться третий ребенок Локи – Хель. Она поведет в бой армию мертвых. Вместе с ней на корабле мертвецов Нагльфар будет находиться огненный великан Сурт, предводитель пламенных великанов Муспельхейма, которые также выступят на стороне «плохих ребят». Кстати, по одной из легенд Нагльфар сможет попасть в Мидгард только благодаря тому, что в результате «великанской зимы» все моря застынут в ледяных оковах. Нагльфар поставят на полозья и он будет катиться подобно саням.

Биврест (с древнескандинавского – «дрожащий путь») будет разрушен во время мифологического Рагнарока, потому что по нему пройдет войско Муспельхейма. Хеймдаль, хранитель Бивреста и защитник Асгарда, протрубит в Гъяллархорн («золотой рог»), призывая на битву асов и эйнхериев. Битва (собственно сам Рагнарек) состоится на равнине Вигридр. Во время сражения Один сойдется в поединке с Фенриром и будет убит им, но Видар (сын Одина, бог мщения) пронзит волка мечом (в «Младшей Эдде» сказано также, что Видар порвет Фенриру пасть). Тор победит Ёрмунганда, но сам погибнет от его ядовитого укуса. Тюр и Гарм сразят друг друга, из поединка между Хеймдалем и Локи также никто не выйдет живым.

В разгар Рагнарека великан Сурт, сразив Фрейра, увидит, насколько чудовищно происходящее и насколько жесток мир, созданный асами. Он соберет в своих руках всю силу Муспельхейма и испепелит Вселенную. На этом завершается скандинавский конец света, мифологический Рагнарок. Но на этом не завершается история мира! Рагнарек переживут два человека – Лив («жизнь») и Ливтрасир («пышущий жизнью»), а также несколько асов – Вали, Видар, Моди и Магни, они унаследуют Мьельнир. Кроме того, выживет Хёд, а из Хельхейма (которого не станет) вернется Бальдр, и братья помирятся. Все они соберутся в долине Идаволл, что располагалась в центре Асгарда, и начнут строить новый мир.

Таким образом, хотя сегодня в общественном сознании мифологический Рагнарек ассоциируется с гибелью мироздания, в действительности, это лишь начало нового витка развития цивилизации. Согласно воззрениям древних скандинавов Золотой Век не будет длиться вечно, на смену радости и счастью придут злоба и ненависть. И когда тьму уже нельзя будет изгнать из сердец людей и богов, наступит Рагнарок, справедливое очищение и еще один шанс для Вселенной.

Советуем почитать:

  • Руна Виньо – кульминация
  • Ванахейм
  • Балист – брат Локи
  • Ётунхейм (Йотунхейм)
  • Нидавеллир – мир темных альвов

Один в язычестве

Древние скандинавы чтили всех богов, но основными божествами в северном язычестве считались:

  1. Один — верховный мудрец, повелитель войны и победы. Считалось, что напрямую Одину могут поклоняться только мужчины высокого происхождения: правители из знатных родов, состоятельные, влиятельные и самые опытные предводители.
  2. Тор — главный защитник, владыка грома и молний. Скандинавы носили на шее молот Тора — Мьёльнир, как амулет для защиты от злых сил. Большинство людей поклонялись именно Тору, потому что его прямой и понятный образ защитника был для простого люда понятнее, чем запутанны многоликий образ колдуна Одина.
  3. Фрейр — божество любви и плодородия. Его почитали как покровителя союзов между женщиной и мужчиной, ответственного за крепкую семью и здоровых детишек.

Средние миры

От светлых верхних миров, спускаемся к его стволу. К мирам более близким и постоянным. Именно вокруг ствола Иггдрасиля расположились средние миры. Миры не такие величественные, но не менее значимые. Именно здесь — на земном уровне, согласно скандинавской мифологии, живем мы — люди.

IV. Мидгард

Старый добрый Мидгард — мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель ярлами. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи. Всё как обычно — это наш мир.

Стоит Мидгард посреди других миров, окружен он великим морем. А в море том лежит Мировой змей — Ёрмунганд. И несдобровать тому кто захочет уплыть далеко в море на краю мира.

V. Ётунхейм

Мир скандинавских великанов Ётунов. Большая холодная страна высоких гор, каменных крепостей и гигантских пещер. Часто Ётунхейм называют Утгардом. Правит здесь огромный и сильный великан Трим.

В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.

VI. Муспельхейм

Царство огня — нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспеля.

Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард.

Главные боги

Асы

Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Они живут в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.

  1. Один —  верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и одноглазый правитель Вальхаллы. Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель миров скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:

    1. Вороны Хугин и Мунин
    2. Волки Гери и Фреки
    3. Восьминогий конь Слейпнир
    4. Копьё Гунгнир
  2. Фригг — жена Одина, богиня деторождения, хранительница домашнего очага и покровительница людей.
  3. Локи — бог огня, хитрости и коварства. Главный виновник всех событий скандинавской мифологии. Поб­ра­тим Оди­на, сын великана Фар­ба­ути и богини Ла­увейи .
  4. Тор — сын Одина, бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, хозяин волшебного молота Мьёльнира. Гроза великанов и убийца чудовищ. Главные символы Тора:

    1. Молот Мьёльнир
    2. Колесница с двумя козлами
    3. Железные рукавицы
    4. Пояс силы Мегингъерд
  5. Ёрд — мать Тора, богиня земли
  6. Сив — жена тора, златовласая богиня плодородия
  7. Моди — сын Тора, бог воинской ярости
  8. Магни — сын Тора, бог силы и мощи
  9. Улль — пасынок Тора, бог лука и стрел, покровитель лыжников
  10. Хеймдалль — сын Одина, страж радужного моста «Биврест», предвидящий будущее. В день, когда наступит Рагнарек , протрубит в свой рог Гьяллархорн, созывая богов на последнюю битву. Символы Хеймдалля:

    1. Громкий рог Гьяллархорн
    2. Золотой меч
    3. Конь с золотой гривой
  11. Тюр — сын Одина, однорукий бог храбрости и воинских поединков. Потерял правую руку в пасти волка Фенрира
  12. Хёд — сын Одина, слепой бог зимы
  13. Хермод — сын Одина, храбрый посланник
  14. Вали — сын Одина, бог мести и растений
  15. Видар — сын Одина, бог мести и безмолвия
  16. Бальдр — сын Одина, самый красивый и хорошо сложенный бог, покровитель весны. Смерть Бальдра будет началом Рагнарёка.
  17. Нанна — жена Бальдра
  18. Форсети — сын Бальдра, бог судов и собраний
  19. Браги — бог красноречия, хранитель волшебного мёда поэзии.
  20. Идунн — жена Браги, богиня молодости, хранительница ларца с золотыми яблоками молодости, которые даруют богам вечную жизнь

Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

  1. Эйр — покровительница врачевания
  2. Гевьон — покровительница юных дев
  3. Фулла — служанка и спутница Фригг
  4. Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
  5. Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
  6. Лови — соединяет влюблённых
  7. Вар — покровительница клятв
  8. Вер — богиня ума и любопытства
  9. Сюн — стражница закрытых дверей
  10. Хлин — оберегает людей от опасности
  11. Снотра — богиня сдержанности и мудрости

Ваны

Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.

  1. Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  2. Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
  3. Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.

Характеристика

В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор — защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-йотунов и чудовищ.

Семья

Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн. Он женат на Сиф, о которой известно лишь то, что у неё были золотые волосы, которые она получила взамен отрезанных богом Локи.

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa) Тор имел сына Магни. От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди.

В прологе Младшей Эдды также сказано, что Тор имел сына от Сиф по имени Луриди (др.-сканд. Lóriði). Сын Сиф Улль был пасынком Тора. Скальдскапармаль упоминает некую Хлору (др.-сканд. Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона.

Билширнир

Тор жил в покоях Билширнир в королевстве Трудхейм, вместе со своей женой Сиф и их детьми. Согласно Гримнисмаль, зал расположен в Асгарде, это самое большое здание и в нём 540 комнат, каждая из которых — жилище богов.

Снаряжение

В волшебное снаряжение Тора входили: молот Мьёльнир, железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскалённого докрасна орудия, и пояс , удваивающий силу.

С раскалённым молотом и поясом силы Тор был практически непобедим. Правда, в мифах он не в силах предотвратить Рагнарёк, день гибели богов, но сможет избавить мир от мирового змея Ёрмунганда ценой своей жизни.

Колесница

Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр (др.-сканд. Tanngnjóstr, «скрежещущий зубами») и Тангриснир (др.-сканд. Tanngrisnir, «скрипящий зубами»). Согласно Младшей Эдде, если Тор проголодался, он мог зажарить козлов себе на угощение. Чтобы продолжить путь, всё что нужно было сделать Тору так это благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали в целости и сохранности, при условии, что их кости были не тронуты. Когда Тор остался на ночлег у Тьяльфи и его сестры Рёсквы, те нарушили запрет и вместе с мясом стали грызть кости, после чего один из козлов охромел. В виде выкупа Тьяльфи и Рёсква стали слугами Тора.

Скальдическая песнь «Хаустлёнг» (др.-сканд. Haustlöng) указывает, что земля обугливалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице.

Мьёльнир

Название боевого молота Тора, Мьёльнир, могло некогда означать слово «молния».

Железный молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами — цвергами, символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель, при этом возвращался к владельцу, как бумеранг.

Мьёльнир служил богам и людям защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли великаны-ётуны. Они стремились похитить молот либо добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без него и без пояса силы.

Тора часто сопровождал самый хитрый из Асов Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причём Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже. Иногда к ним присоединялись слуга и посланник Тора Тьяльфи и его сестра Рёсква.

Уникальность культуры и быта викингов

Если в традициях и в культуре викингов ярко прослеживается наследие германского железного века, то в языковом плане норманном можно смело отнести в обособленной языковой группе. Язык викингов — это уникальное явление, которое не имеет четких этнических границ. Основная особенность языка, на котором между собой общались народы Скандинавии, заключалась в его доступности широкому кругу общения. У норманнов была в ходу простая и понятная письменность, которую можно было легко применить к тем условиям, в которых находилось социальное общество.

Руны

В научной среде принято считать, что базовой основой для языка общения у норманнов был использован датский язык. Роль Дании в жизни норманнов вообще трудно переоценить. Датский язык стал объединяющим для народов Скандинавии в эпоху норманнского владычества. Ярким свидетельством языковой общности является схожесть языков в современной Норвегии и в Швеции. Однако активная внешнеполитическая деятельность викингов привели к тому, что многие слова и выражения пришли к ним из других регионов. Существовали у норманнов свои наречия, которые сформировались с учетом географического фактора. В исконном виде язык викингов сохранился сегодня только в Исландии. Все остальные территории, на которых обитали викинги, имеют свои языковые отличия. Соответственно по-разному читались и произносились имена викингов.

Для европейских народов норманны делились на викингов и варягов. В Англии, например, всех норманнов называли датчанами, то в древнерусских землях, среди восточных славян норманнов называли варягами. Глубокое проникновение в культуру и быт завоеванных территорий накладывал отпечатки на имена. Первоначально, как и принято, в примитивном племенном социуме, имена у викингов давались на основе древних традиций, эпоса и социального статуса и происхождения. Только с приходом на эти земли христианства имена стали носить более европеизированный оттенок. Введение латиницы вместо рунической письменности окончательно придало норманнским именам естественное и привычное звучание.

Боги викингов

Следует отметить, что викинги в дохристианский период активно несли на покоренные земли свои обычаи, традиции и религию. В Англии до сих пор считается национальным эпосом легенда викингов о Беофульфе. В древнерусских эпосах часто встречаются упоминания о скандинавских богах, которые вместе с варягами пришли на восточнославянские земли. Исторически так сложилось, что норманны кровью и мечом несли народам часть своей культуры, получая взамен чужую культуру, впитывая чужой язык и религию.

Первые упоминания о Хель, отсылки и аналогии

В обеих Эддах, а также в «Круге Земном» говорится о том, что древнескандинавская богиня Хель – дочь Локи, при этом во всех трех текстах встречается оборот «отправиться к Хель» в значении «умереть». Именно поэтому общепринято определение, согласно которому Хель – богиня смерти.

В «Видении Гюльви» (часть «Старшей Эдды») рассказывается о том, что сам Всеотец решил судьбу Хель, даровав ей власть над мрачным царством, расположенным в самом сердце Нифльхейма. Там же говорится, что одна половина тела богини – черно-синего цвета, а другая половина – мертвенно бледная, общий облик Хель характеризуется как «мрачный и жестокий». В «Прозаической Эдде» также упоминается о том, что у богини Хель несчетные мириады подданных и в ее руках сосредоточена великая власть, она играет ключевую роль в эпизоде с воскрешением Бальдра.

Сегодня существует множество теорий относительно происхождения образа древнескандинавской богини Хель. Ряд исследователей, включая М. Белла и Х. Хюльма, проводят параллели между Староанглийским Евангелием от Никодима (XI век) и средневековой скандинавской Повестью о Святом Варфоломее (XIII век). Примечательно, что в повести Хель также является богиней, но не Хельхейма, а христианской Преисподней в ее ортодоксальном представлении.

Существуют версии, согласно которым богиня Хель восходит к образу некоего индоевропейского женского божества, вероятно, связного с культом плодородия. Я. Гримм в связи с этим соотносит ее сразу с тремя индуистскими богинями – Бхавани, Кали и Махакали. Есть и более прозаичные версии, согласно одно из них богиня Хель – лишь поздняя персонификация пугающего Хельхейма.

Подробные упоминания и описания богини Хель

В «Прорицании Вёльвы» из «Старшей Эдды» нижний мир именуется «Залами Хель», а в «Речах Гримнира» упоминается, что Хель живет под одним из трех корней древа Иггдрасиль. В «Речах Фафнира» Сигурд, стоя над умирающим драконом, говорит фразу «Хель возьмет тебя».

В «Гренландских речах Атли» фразы «на пол пути к Хель» и «тебя возьмет Хель» упоминаются в значении «смерть». В саге «Сны Бальдра» говорится, что Один за своим мертвым сыном едет «в высокие залы Хель». Таким образом, справедливо утверждение о том, что для позднесредневековых скандинавов Хель действительно была богиней смерти, либо ее персонификацией (что, по сути, не имеет концептуальной разницы).

В саге «Речи Хамдира» богиня Хель именуется «женщиной-троллем», но ни в одном другом источнике подобных определений нет.

О происхождении и судьбе богини Хель мы узнаем из «Младшей Эдды», в частности – в «Видении Гюльви» Высокий (Один) рассказывает о том, как у Локи родилось трое детей – Фенрир, Йормунганд и Хель, и воспитывались они в Йотунхейме. Всех детей коварного бога ждала незавидная судьба, что же касается Хель, то ее Один «бросил» в Нифльхейм и «дал ей власть на девятью мирами, ибо она управляет судьбами тех, кто отправился к ней из-за болезни или старости».

 

Там же Высокий дает внешнее описание Хель и говорит, что она очень жестока. Он рассказывает о просторных залах с высокими стенами и могучими воротами в огромном царстве богини смерти. Высокий упоминает волшебные нож и блюдо, которые зовутся «Голод», а также слугу и служанку Хель, которых зовут Ганглати и Ганглет (оба имени означают «медленно передвигающийся»). Чертог богини Хель Один называет Эльёднир («Éljúðnir» на древнескандинавском), это слово можно перевести как «место, где идет дождь».

Порог Эльёднира называется Фалландфорд («Fallandaforad»), что в переводе означает «подвергаться опасности» и, очевидно, указывает на наличие некоей ловушки. Ложе, на котором спит богиня Хель, называется Кор («Kor»), что с древнескандинавского традиционно переводят как «кровать болезни». Занавески в чертогах богини смерти Хель зовутся Бликъяндабьёл («Blikjandabōl»), что дословно значит «сверкающее бедствие» (по Д. Бьёку).

Затем следует легенда о Бальдре, в которой богиня Хель гостеприимно встречает Хермода Храброго, но не соглашается просто так вернуть любимого сына Одина в мир живых. Далее говорится, что во время Рагнарека «все люди Хель» придут вслед за Локи на поле Вигрид.

Также в «Младшей Эдде» упоминается несколько кеннигов с использованием имени богини Хель. Например, «спутником Хель» называется Бальдр, а «отцом Хель» – Локи. В поэме «Рагнардрапа» использован кениннг самой Хель – «сестра чудовищного волка».

В «Саге об Инглингах» из «Круга Земного» богиня Хель упоминается в связи со смертью шведского конунга Диггви, который умер от болезни. В поэме «Перечень Инглингов» (не путать с сагой) при упоминании короля Норвегии Хальвдана Хвитбейнна, богиня Хель называется «хранительницей могил». В «Саге о Харальде Сигурдсоне» фраза «то, что дала Хель» используется как кеннинг смерти. Также богиня Хель, как персонификация смерти, упоминается в последней строфе «Саги об Эгиле».

В «Деяниях данов» Саксон Грамматик пишет, что за три дня до гибели Бальдру явилась Прозерпина, но в ряде переводов вместо имени древнеримской богини используется оборот «богиня смерти». Некоторые исследователи, включая Э. Дэвидсон и Я. Гримма, полагают, что в данном случае Грамматик ассоциирует Прозерпину с древнескандинавской богиней Хель.

Что находится внутри крепости?

Одной из основных «достопримечательностей» можно считать Валаскьяльф  – чертог бога Одина. Его трон носил название Хлидскъяльф, и считается, что когда Один сидел на Хлидскъяльфе, он мог одновременно обозревать небо и Землю и все, что происходило где угодно в мире!

Бог Один

В доме богов также располагался зал из чистого золота. Он назывался Гладсхайм и в нем находились престолы Одина и 12-ти высших богов скандинавской мифологии. Зал богинь назывался Вингольф или «Зал дружбы». Боги и богини собирались здесь каждый день и обсуждали судьбу мира у Колодца Урд (судьба), из которого вырос Иггдрасиль (дерево, соединяющее девять миров).

В Асгарде также размещалась Вальхалла (зал павших героев). Попасть в эту легендарную обитель могли только отважные воины, павшие в бою с мечом в руке. Здесь они пировали и праздновали, а затем сражались насмерть, чтобы воскреснуть наутро и начать всё сначала. Валгаллу было легко узнать по ее стропилам, образованным копьями, и по щитам, использованным в качестве черепицы. Согласно некоторым источникам, двери Вальхаллы были настолько широки, что 800 воинов могли пройти в них одновременно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector