20-мм зенитный артиллерийский комплекс phalanx
Содержание:
- История создания
- Описания и характеристики орудия
- Сферы применения
- Типичные проблемы
- Ссылки
- Пулемет «Вулкан» – электропривод и шесть смертоносных стволов
- В цель, но не сразу
- Применение
- Рождение легенды
- Главные тактико-технические свойства Вулкана М61
- External links
- А как же у нас?
- Модификации
- BibliographyEdit
- Предыстория разработки
- Внешний вид
История создания
Первые реактивные истребители ВВС США сохраняли комплекс вооружения, характерный для американских поршневых самолётов – батарею из шести пулемётов Браунинга калибра 12,7мм. Опыт войны, однако, показывал, что «пушечные» самолёты могут поражать врага с большей дальности. На тот момент единственной авиационной пушкой в США была лицензионная копия 20мм оружия HS.404, а её темп стрельбы был недостаточен для перспективных самолётов.
Одним из вариантов решения проблемы создания скорострельной автоматической пушки была револьверная схема. Другой вариант подразумевал возрождение, казалось бы, бесповоротно устаревшей системы Гатлинга. Хотя на перспективы развития своего детища указал ещё сам доктор Гатлинг, запатентовавший в 1893 году вариант пулемёта, у которого стволы вращались с помощью электромотора.
В то время найти источник электроэнергии, чтобы запитать оружие, можно было разве что на кораблях, но в середине 20 века проблемы это уже не представляло.
Калибр первоначально предполагалось увеличить незначительно – до 15мм. Считалось, что высокие начальная скорость и темп стрельбы обеспечат достаточную эффективность уже при таком калибре. Первые стрельбы с использованием 15мм прототипа «Вулкана» (под индексом Т45) прошли в 1949 году, причём был развит темп в 2500 выстрелов в минуту.
В 1950 году показатель вырос до 4000 выстрелов. Но тут изменилось задание – решили, что калибра 15мм будет уже недостаточно, и постановили его увеличить. К 1952-му подготовили Т171 и Т150 – пушки калибра 20 и 27мм соответственно. В итоге более сбалансированной признали 20мм пушку.
Первым самолётом, на котором появилась пушка Т171, позже переименованная в М61, стал F-104 «Старфайтер». И уже в ходе опытной эксплуатации выявилась ненадёжность питания. Звенья патронной ленты, выбрасываемые наружу, могли повредить самолёт, а подача выстрела в патронник сопровождалась отказами. Модернизированная пушка с беззвеньевой подачей выстрелов получила индекс М61А1 и нашла применение не только на истребителях.
Описания и характеристики орудия
Конструкция Mark 15 Phalanx CIWS Mod 0
На ЗАК Mark 15 Phalanx было впервые реализовано автоматическое наведение артустановки с «замкнутой петлей регулирования» , при котором вероятность попадания снарядов в цель большая, чем при наведении «с разомкнутой петлей регулирования».
Сущность нового способа наведения заключается в том, что комплекс во время стрельбы одновременно определяет местонахождение цели и снарядов на траектории их полета по отношению к цели. Если направление на цель и траектория полета снарядов не совпадают, то система автоматически корректирует вырабатываемые данные стрельбы с тем, чтобы направить снаряды точно в цель.
В комплексах «с разомкнутой петлей регулирования», широко используемых в ВМС разных стран, приборы управления стрельбой непрерывно определяют параметры движения цели. На их основе вырабатываются исходные данные для стрельбы, которые не корректируются. Вероятность поражения цели в этом случае зависит от точности работы системы управления огнем и учета всех исходных поправок стрельбы.
Зенитно-артиллерийский комплекс Mark 15 Phalanx разработанный американской фирмой «General Dynamics», является всепогодной автоматической системой оружия, обеспечивающей автономный поиск и обнаружение целей в назначенном секторе стрельбы, оценку степени их угрозы, выбор наиболее опасной цели, захват, сопровождение и определение параметров ее движения, открытие огня, автоматическую корректировку стрельбы в замкнутом контуре, прекращение огня и захват новой цели. Комплекс состоит из двух функциональных подсистем, имеющих модульную конструкцию (артустановка и радиолокационная подсистема управления огнем).
Пять модулей (пушка М61А1 с магазином, поворотный станок с механизмами наведения и основанием, барбет, антенны РЛС с сервоприводами под радиопрозрачным колпаком и стойка с ячейками компьютеризированной систему управления огнем.
Все это смонтировано в одном компактном блоке высотой 4,7 м, занимающем на корабельной палубе площадь 5,5м2. В состав комплекса входит также подсистема дистанционного управления с пультом и устройствами индикации, установленными на посту оператора ЗАК.
Сферы применения
Тепловентиляторы с повышенной степенью защиты по IP используются на автомойках
Агрегаты не подходят для отопления частных домов. Единственная зона применения в жилье — для отопления веранд, крытых помещений без постоянного присутствия человека. Аппараты Вулкан разрабатываются для отопления помещений с высокими потолками: ангаров, производственных площадей, складов, теплиц. Владельцы гаражей, автомоек, бассейнов, торговых залов тоже их используют в работе.
Тепловые завесы Вулкан с успехом применяются на входах в помещения, ограждая внутреннее тепло от холодного наружного воздуха.
Обогреватели используются самостоятельно и для догрева помещения при нехватке стационарных узлов обогревания.
Применение автоматики Вулкан помогает экономить до 70% топлива для котлов (уголь, газ, пелеты, дизель). Системы функционируют при спектре температуры теплоносителя — 50—120 градусов. Для работы используют воздух, уже находящийся в помещении. Чем выше температура окружающего воздуха, тем ниже затраты на его подогрев. Тепловентиляторы за счет управляемых жалюзи доставляют нагретый воздух в любую точку помещения, где требуется тепло, но не установлены стационарные радиаторы отопления. Потоки теплого воздуха постоянно перемешиваются и исключают непрогреваемые зоны в помещении.
Широкое применение водяной тепловентилятор Volcano нашел у автомойщиков. Для влажных помещений применяется автоматика с повышенной защищенностью IP54. Тепловентиляторы отогревают заледеневший автомобиль буквально за секунды. После мойки быстро его осушают.
Летом крышные вентиляторы используются для проветривания помещения
Применение тепловентиляторов в жаркое время расширяет функциональность. Они используются как вентиляторы, перемешивая воздух помещения и создавая благоприятные условия для работы.
Из нестандартных методов применения можно отметить использование тепловентилятора с хладагентом. Тогда для предотвращения образования конденсата внизу размещается поддон для сбора воды. При необходимости приспосабливается шланг для слива жидкости. При таком использовании агрегаты применяются и для охлаждения производственных мощностей в жару. Однако мощность охлаждения ниже тепловой. При работе конденсат уносит внутрь помещения. Для предотвращения этого скорость вентилятора снижают.
Типичные проблемы
Разберем типовые неисправности BMW M5 touring E61. Их не так много, если эти болезни являются дополнением к седану.
- Переламывается проводка задней двери. Со временем глючат фонари и задний дворник и возникают проблемы с открытием дверей. Оборудование, установленное на них может не работать. Даже дистанционное открытие дверей. Можно отремонтировать текущую проводку или полностью заменить комплект.
- Кнопка заднего стекла сгнивает. Нужно его заменить.
- Подшипник дворника сзади сгнивает. Нужно его заменить.
- Блок антенны сгнивает/подмокает. Это происходит из-за проникновения воды в задний спойлер. Радио начинает плохо принимать и перестает функционировать дистанционное управление. Чаще всего, потребуется замена, но допускается пайка дорожек на плате блока.
- Дренажи панорамы забиты. Нужно их чистить.
- Панорама течет. В начале слышен шум на скорости, потом будет дуть через неплотность. Требуется замена. Две последние неисправности являются причиной проникновения воды в салон/багажник БМВ.
- Панорама заклинивает. Можно выполнить ремонт или заменить неисправность.
- Плохо работает автооткрытие задней двери. Нужно заменить оригинальную жидкость гидросистемы (рекомендуется CHF 11) или поднять в ней до нужного уровня долив.
Вот такие распространенные проблемы у туринга.
В 2010 г. БМВ М5 универсал сошел с конвейера. На смену пришла модель М5 F10.
Ссылки
- https://army-news.ru/2012/10/zenitnyj-artillerijskij-kompleks-falanks/
- https://fas.org/man/dod-101/sys/ship/weaps/mk-15.htm
- https://www.dogswar.ru/artilleriia/zenitnye-kompleksy/1290-zenitnyi-artilleriis.html
- https://www.answers.com/topic/phalanx-ciws
- https://eumenesofcardia.deviantart.com/art/Phalanx-20mm-CIWS-Final-with-Textures-360143408
- https://edtech.mcc.edu/~genglish/comw100/Final%20Project/design.html
- https://www.navweaps.com/index_tech/tech-103.htm
- https://chvvakush.ru/vsig/veroyatnyj-protivnik/sistema-oruzhiya-blizhnego-boya-mk-15-phalanx-ciws
Пулемет «Вулкан» – электропривод и шесть смертоносных стволов
Идея многоствольного скорострельного оружия возникла еще в XV веке и нашла свое воплощение в некоторых образцах артиллерийских орудий того времени. При очевидном достоинстве такой тип пушек не прижился и являлся, скорее, экзотической иллюстрацией хода конструкторской мысли, чем реальной эффективной системой для стрельбы.
В XIX веке изобретатель Р. Гатлинг из Коннектикута, занимавшийся сельскохозяйственной техникой, а позже ставший врачом, получил патент на «револьверно-батарейное ружье». Он был добрым человеком и полагал, что, получив столь страшное оружие, человечество опомнится и, убоявшись многочисленных жертв, вовсе перестанет воевать.
Главное новшество в многоствольнике Гатлинга заключалось в использовании силы гравитации для автоматической подачи патронов и экстракции гильз. Наивный изобретатель и предположить не мог, что его детище станет прообразом суперскорострельного пулемета середины и второй половины XX века.
Развитие технической мысли после Корейской войны привело к появлению нового оружия для авиации. Стремительные скорости МиГов и «Сейбров» оставляли пилотам слишком мало времени для тщательного прицеливания, а количество пушек и пулеметов не могло быть очень большим. Скорострельность была ограничена тем фактом, что стволы перегревались. Выходом из этого инженерного тупика стал шестиствольный пулемет «Вулкан» М61, поспевший как раз к новой бойне, Вьетнамской войне.
С каждым десятилетием продолжительность боевого контакта между противниками сокращается. Тот, кто успел выпустить больше зарядов и начал стрелять первым, имеет больше шансов выжить. Механические устройства в такой обстановке просто не могут справиться, поэтому пулемет «Вулкан» оснащен электроприводом мощностью 26 kW, вращающим стволы, выпускающие 20-мм снаряды по очереди, а также электрическую систему воспламенения капсюлей. Такое решение позволяет вести огонь со скоростью до 2000 выстрелов в минуту, а в режиме «турбо» — 4200.
Пулемет «Вулкан» довольно массивен и предназначен в первую очередь для авиации, хотя может использоваться и в наземных системах ПВО. Первоначально он устанавливался на «Старфайтерах» , но в дальнейшем им стали оснащать штурмовики А-10. В качестве дополнительного артиллерийского контейнера его подвешивали и под фюзеляж Фантома F-4, после того как выяснилось, что при маневренном воздушном бое одними ракетами не обойтись. Вес 190 кг – не шутка, и это еще без боекомплекта, который при такой скорострельности требуется немалый, поэтому детские игрушки нерф-пулемет «Вулкан», стреляющие стрелами, с прообразом имеют мало общего.
В обслуживании это оружие относительно несложно, конструкция сделана максимально практично. Чтобы зарядить пулемет «Вулкан», нужно его снять, но сделать это просто. Проблемы возникали в 50-е годы, когда производились изыскательские работы. Большое количество снарядов создают мощную отдачу, следствием которой становились трудности с пилотированием.
В СССР к созданию многоствольного авиационного вооружения приступили на добрый десяток лет позже, чем в США. Ответом на пулемет «Вулкан» стали зенитные автоматические пушки 6К30ГШ, АК-630М-2 и другие образцы артиллерийских установок, обладающие высокой плотностью огня. Некоторые усовершенствования, касающиеся создания начального и рабочего вращающих моментов, обеспечивают определенные технические и эксплуатационные преимущества, однако в основе конструкции лежит все тот же принцип Гатлинга.
В цель, но не сразу
Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.
Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!
Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».
Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».
Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.
К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.
Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.
Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.
Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.
И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.
Применение
Первые самолёты, вооруженные пушкой М61 «Вулкан», встали в строй в конце 50-х годов. Ими были истребитель F-104, истребитель-бомбардировщик F-105, в качестве оборонительного вооружения пушка появилась на бомбардировщиках B-52 и B-58. А затем высшие чины ВВС сочли, что быстрое развитие управляемых ракет сделает пушки ненужными, и новые самолёты проектировались без встроенного вооружения.
Война во Вьетнаме показала ошибочность таких выводов. Вооружённые «Вулканом» F-105, даже выпустив все ракеты, могли успешно отбиваться от северовьетнамских МиГ-17.
А вот новейшие «Фантомы» в таких ситуациях оказывались беспомощными. В качестве временного решения этой проблемы для «Фантомов» разработали подвесной контейнер SUU-16/Ac пушкой М61 и 1200 снарядами. Ротор пушки в ней раскручивался набегающим потоком воздуха. Усовершенствованная модель с пушкой без внешнего питания получила обозначение SUU-23/A. Иногда на «Фантомы» подвешивали до 5 таких контейнеров.
В ходе войны во Вьетнаме с помощью пушек М61 было сбито 39 северовьетнамских истребителей.
В 1967 году на вооружение приняли зенитную установку М167, вооружённую «Вулканом», а в 1969 году – самоходную зенитку М163 на шасси БТР М113. Обе зенитки считались временной мерой, однако неудачи в разработках более совершенной системы привели к тому, что зенитные «Вулканы» задержались на службе до 90-х годов, а локально применяются до сих пор.
В 1980 году флот США получил зенитный комплекс «Фаланкс», вооружённый пушкой М61 и предназначенный для защиты кораблей, в основном, от противокорабельных ракет. В 2004 году появилась его наземная версия «Центурион», сбивающая пушечным огнём снаряды и миномётные мины.
Рождение легенды
Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.
Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.
Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.
В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!
Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.
Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.
Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.
Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.
Главные тактико-технические свойства Вулкана М61
- Общая длина пушки — 1875 мм.
- Длина ствола — 1524 мм.
- Масса пушки М61 Vulcan — 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) — 190 кг.
- Скорострельность — 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы — 4000 выстр/мин.
- Исходная скорость калиберного/подкалиберного снарядов — 1030 / 1100 м/с.
- Дульная мощность — 5,3 МВт.
- Время выхода до наибольшего темпа стрельбы — 0,2 — 0,3 секунды.
- Живучесть — около 50 тыщ выстрелов.
Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в текущее время установлена на истребителях — «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).
External links
Paste links to sources and external resources, such as:
- topic on the official game forum;
- encyclopedia page on the weapon;
- other literature.
USA aircraft cannons | |
---|---|
20 mm | AN/M2 · Browning-Colt Mk12 Mod 3 · FMC T-160 |
M3 · M24A1 · M39A1 · M61 · M195 · M197 · Mk 11 · Mk 11 mod 5 · T31 | |
30 mm | M230E-1 · XM140 |
37 mm | M4 · M10 |
40 mm | M129 |
75 mm | M10 · T13E1 |
Foreign: | |
20 mm | Hispano 404 (France) · Hispano Mk.II (Britain) · MG 151 (Germany) · Type 99 Model 1 (Japan) |
Britain aircraft cannons | |
---|---|
20 mm | Hispano Mk.I · Hispano Mk.II · Hispano Mk.V · Oerlikon KAD-B |
30 mm | ADEN |
40 mm | Vickers S |
47 mm | Vickers P |
57 mm | Molins Class M |
Foreign: | |
20 mm | Hispano 404 (France) · M61 (USA) |
30 mm | M230E-1 (USA) |
Japan aircraft cannons | |
---|---|
20 mm | Ho-1 · Ho-3 · Ho-5 · JM61A1 · Type 99 Model 1 · Type 99 Model 2 |
30 mm | Ho-155 · Type 5 |
37 mm | Ho-203 · Ho-204 · Type 94 |
40 mm | Ho-301 |
57 mm | Ho-401 |
75 mm | Type 88 |
Foreign: | |
20 mm | M61 (USA) · M197 (USA) · MG FF (Germany) · MG FF/M (Germany) · MG 151 (Germany) |
30 mm | M230E-1 (USA) |
China aircraft cannons | |
---|---|
20 mm | AN/M2 (USA) · B-20E (USSR) · Hispano Mk.II (Britain) · Ho-3 (Japan) · Ho-5 (Japan) |
M39A1 (USA) · M61 (USA) · M61A1 (USA) · ShVAK (USSR) · Type 99 Model 1 (Japan) | |
23 mm | NR-23 (USSR) · NS-23 (USSR) · NS-23K (USSR) |
30 mm | Type 30-1 |
37 mm | Ho-203 (Japan) · N-37D (USSR) |
Italy aircraft cannons | |
---|---|
20 mm | Hispano Mk.II (Britain) · Hispano Mk.V (Britain) · M24A1 (USA) · M61 (USA) · MG 151 (Germany) |
30 mm | DEFA 552 (France) · MK 103 (Germany) · MK 108 (Germany) |
37 mm | BK 3.7 (Germany) |
102 mm | 102/35 mod 14 |
А как же у нас?
Советские оружейники внимательно следили за достижениями американских коллег, но предпочитали действовать по-своему. Копировать шестиствольный пулемет в СССР сочли излишним. Пушка ГШ-23 (цифра — это калибр в мм) легче «Вулкана» вдвое, при этом она может выпускать до 3-4 тыс. зарядов в минуту, чего обычно вполне довольно. Есть и более тяжелый 30-миллиметровый вариант ГШ-30, коим вооружены самолеты Су-25 и вертолеты Ми-24П. Кстати, обе пушки двуствольные.
Отечественные оружейники применили вращающиеся блоки в конструкции пулеметов ЯкБ-12.7 и ГшГ-7.62 (цифры означают то же самое), но и в этом случае стволов меньше — всего четыре. И, наконец, о шестиствольных советских пушках ГШ-6-23, разработанных для Миг-27 и корабельных зенитных комплексов АК-230 и АК-630. Их темп стрельбы несколько превосходит вулкановский — он составляет 10 тыс. выстр./мин.
Кстати, отечественным системам внешний источник питания не требуется, вращение ствольных блоков осуществляет энергия пороховых газов.
Модификации
Ракетный комплекс SeaRAM на испытаниях
Первая модификация ЗАК Mark 15 Phalanx: mod.0 поступил на вооружение в 1980 году. Mod.0 имел в своем составе РЛС обнаружения, РЛС сопровождения воздушных целей, пушку M61A1 со скорострельностью 3000 выстрелов в минуту и боекомплект с 1000 выстрелами.
С 1988 по 1992 год было проведено три модернизации комплекса Mark 15 Phalanx: mod.1 Baseline 0, mod.1 Baseline 1, mod.1 Baseline 2.
В mod.1 применена новая антенна РЛС обнаружения с широкой диаграммой направленности в вертикальной плоскости для своевременного обнаружения пикирующих ПКР, улучшена схема селекции целей на фоне отраженных от поверхности моря сигналов и применен новый алгоритм управления скорострельностью в зависимости от типа поражаемой цели. Боекомплект был увеличен на 50%.
mod.1 Baseline 0 включил больший боезапас (1 500 выстрелов), РЛС обнаружения с высокой частотой повторения импульсов, а также усовершенствования в области ремонтопригодности и надежности.
mod.1 Baseline 1 получил пневмопривод пушки вместо гидравлического, что позволило увеличить темп стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Также была повышена чувствительность РЛС.
mod.1 Baseline 2 был модернизирован с целью повышения надежности и получил дульный тормоз для увеличения кучности стрельбы. Свыше 400 ранее выпущенных комплексов (Mark 15 mod.0) модернизировались в мод Mk15 mod.1. Модификация Mark 15 mod.1 началась в 1988.
Конструкция Mark 15 Phalanx CIWS Mod.1B
В 1996 году модификация mod.1А получила новую компьютерную систему управления огнем, улучшенные алгоритмы управления огнем, новый модуль управления оружием и систему самоконтроля. Mod.1А предусматривает интеграцию с системой самообороны корабля. Теперь Mark 15 Phalanx поражал сверхзвуковые маневрирующие ПКР, однако по-прежнему не обеспечивал поражение ПКР со скоростями полета более 2M.
Модификация Mark 15 Phalanx mod.1В Phalanx (1999) позволяет уничтожать на предельно малых высотах малоразмерные высокоскоростные маневрирующие воздушные цели, а также вертолеты в режиме висения. Эта модернизация предусматривала установку стабилизированной оптико-электронной системы, включающей тепловизионную станцию переднего обзора (FLIR) и телевизионную камеру, что обеспечило обнаружение целей как в дневное время, так и ночью. Инфракрасный блок формирования изображений улучшил способность системы поражать ПКР, выдавая более точную информацию о траектории ракеты по угловым координатам на компьютер подсистемы управления огнем. В ходе испытаний комплекс поразил низколетящую сверхзвуковую ракету-мишень, летящую со скоростью более 2M (свыше 680 м/с). Также Модификация mod. 1B позволяет оператору визуально идентифицировать цель. ВМС США произвела модернизацию всех своих комплексов в модификацию mod. 1B. Модификация mod. 1B также используются другими флотами, таких как стран как Канада, Португалия, Япония, Египет, Бахрейн, Великобритания и других.
Модификация Block 1С обеспечивает интеграцию с БИУС, которая управляет датчиками CIWS, целераспределением и применением оружия.
BibliographyEdit
- Anderton, David A. North American F-100 Super Sabre. Osprey Publishing, 1987. ISBN 978-0-85045-662-2Script error.
- Campbell, John M. and Hill, Michael. Roll Call: Thud; A Photographic Record of the F-105 Thunderchief. 1996, Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0062-8Script error.
- Davies, Peter E. U.S. Air Force F-4 Phantom II MiG Killers 1965–68. Osprey Combat Aircraft #45, 2004, Osprey Publishing, UK. ISBN 1-84176-656-9Script error.
- Davies, Peter E. USAF F-4 Phantom II MiG Killers 1972–73. Osprey Combat Aircraft 55 (2005). ISBN 1-84176-657-7Script error.
- Hobson, Chris. Vietnam Air Losses, United States Air Force, Navy and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973. (2001) Midland Publishing. ISBN 1-85780-115-6Script error.
- McCarthy Jr., Donald J. MiG Killers, A Chronology of U.S. Air Victories in the Vietnam War 1965–1973. Specialty Press; 2009 ISBN 978-1-58007-136-9Script error.
- Michel III, Marshall L. Clashes, Air Combat Over North Vietnam 1965–1972. Naval Institute Press; 1997. ISBN 978-1-59114-519-6Script error.
- Toperczer, Istvan. MiG-17 and MiG-19 Units of the Vietnam War. Osprey Combat Aircraft #25, 2008 2nd ed. ISBN 978-1-84176-162-6Script error.
Предыстория разработки
Mark 15 Phalanx CIWS Mod. 1А во время стрельбы.
Долгое время, в роли основных средств противовоздушной обороны ПВО на кораблях применялись зенитные артиллерийские установки. С ростом скорости и использования реактивной тяги в авиации, использование артиллерийских систем становилось мало эффективным. В дальнейшем приоритет в средствах ПВО был отдан зенитно-ракетным комплексам (ЗРК).
С развитием скорострельной артиллерии, радиолокационной аппаратуры и аппаратуры корректирования стрельбы, а также для борьбы с околозвуковыми противокорабельными ракетами (ПКР), применение в средствах ПВО артустановок стало актуальным.
Как показал опыт ведения боевых действий, а также исследования, с целью срыва атаки ПКР, летящей на небольшой высоте, необходимо подорвать ее боевую часть на дальности не менее чем 1000 м от корабля, что не даст возможности ракете достичь цели, при выводе из строя системы управления, двигательной установки и т. д.
Артустановка малого калибра по сравнению с установками большого и среднего калибров имеют более высокую точность стрельбы, значительную скорострельность, большие скорости горизонтального и вертикального наведения, меньшее время реакции. Они обеспечивают максимальное число попаданий снарядов в низколетящую ПКР для ее надежного уничтожения, а также пологую траекторию полета снарядов и высокую начальную их скорость.
Первый опытный образец Mark 15 Phalanx CIWS на борту USS KING (DLG-10 / DDG-41) во время испытаний.
Помимо этого, артустановки могут иметь боекомплект выстрелов, позволяющий отражать большое количество атакующих воздушных целей.
Как указывалось выше, для уничтожения ПКР необходимо обеспечить прямое попадание снарядов в ее боевую часть, которая размещается, как правило, в защищенном отсеке за головкой самонаведения. Это обстоятельство потребовало создания бронебойных подкалиберных боеприпасов с большой кинетической энергией.
Внешний вид
Чем отличается М5 Е61 от М5 Е60? Практически, ничем. Платформой универсала является стандартная модель E60. Поэтому в экстерьере автомобилей видимых отличий нет: аналогичная хищная фронтальная оптика, «ноздри», плавный корпус. Из элементов аэродинамики стоит отметить фронтальный спойлер и интегрированный в него маленький воздухозаборник.
Поэтому в описаниях часто пишут BMW M5 E60 E61.
По габаритам универсал является среднеразмерным автомобилем класса «Премиум». В длину спортивный туринг вытянулся на 4.86 метра. Ширина автомобиля составляет 1.85, высота – 1.51 м. Колесная база M5 E61 — 2.89 м. Клиренс машины – 120 мм, вес — 1.96 т.