Су-35

Конструкция истребителя

Устройство летательного аппарата очень похоже на конструкцию предшественника — Су-27, с рядом важнейших отличий:

  • увеличение прочности планера;
  • увеличение размера вертикального оперения, повысившее маневренность;
  • удаление из конструкции переднего горизонтального оперения благодаря установке суперсовременных турбодвигателей с управляемым вектором тяги (УВТ), гарантирующим самолету достаточную устойчивость без ПГО;
  • автоматизация управления оперением;
  • отсутствие тормозного щитка — «Сушка» тормозится направляющими рулями, а также выбрасыванием парашюта, помещенного в отсек вверху фюзеляжа.

Планер скомпонован по принципу интеграции монокрыла с фюзеляжем в единый несущий корпус. Аэродинамические свойства на сверхзвуковых скоростях улучшены оснащением крыла корневыми наплывами, на взлете и посадке — флаперонами, играющими роль закрылков.

Носовая часть фюзеляжа сконструирована по типу «полумонокок», то есть с укреплением оболочки корпуса шпангоутами. В средней части находятся баки-отсеки, несущие топливо, и отсеки центральной части крыла. В хвосте — двигательный отсек, хвостовая и центральная балка. Последняя придает 35-й «Сушке» оригинальный внешний вид, выступая далеко назад.

На снимке хорошо видна хвостовая часть фюзеляжа

Основной материал для изготовления корпуса — титан, призванный уменьшить массу самолета. Из композитных материалов делаются лишь элементы антенн и покрытия кромок планера. Внедрение последних обеспечило уменьшение видимости летательного аппарата для средств радиолокации противника. Этой же цели служит напыление кабины, аналогичное западной технологии «стелс».

Силовая установка Су-35:

  • два двигателя АЛ-41Ф1С, представляющие «упрощенную» модификацию моторов для авиамашин 5-го поколения, обладающие форсажной камерой и УВТ;
  • вспомогательная установка (ВСУ) мощностью 105 кВт (в эквиваленте), служащая для электропитания кабины с бортовым кондиционером.

Важное свойство авиамоторов АЛ-41Ф — поддержание сверхзвуковой скорости  в крейсерском режиме работы. Эта особенность дает существенную экономию топлива, ибо для движения с быстротой сверхзвука не требуется форсажный режим с гораздо большим расходом содержимого баков

Шасси летательного аппарата трёхопорное, с передней стойкой, убираемой против направления движения

Самолет оборудован новейшей информационно-управляющей системой (ИУС). Она включает РЛС с 900-милиметровой ФАР (фазированной антенной решёткой) «Н035 Ирбис», чья дальность выявления целей:

  • с эффективной площадью рассеивания 0,01 м² — до 100 километров;
  • ЭПР 0,1 м² — 160 км;
  • ЭПР 1 м² — 270 км;
  • ЭПР 3 м² — 400 км.

Радиолокационная антенна L-диапазона засекает объекты с ЭПР 0.01 м² на 130 км. Устройства радиолокации дополняются оптико-локационной станцией и оптико-электронной интегрированной системой (ОЭИС). Система способна контролировать одновременно до 30 воздушных объектов, обстреливать — до восьми. Реализован автоматический переход ИУС в боевой режим.

Кабина пилота Су-35

Оборудование кабины содержит 2 компьютера и 3 электронных дисплея с многоэкранной опцией, а также голографическим проецированием показателей на лобовое стекло. Управление системами и вооружением производится многокнопочной ручкой-джойстиком (это называется концепцией HOTAS).

Выдающиеся боевые качества

По тактико-техническим характеристикам Су-35С заметно превосходит базовую модель Су-27 и её модернизированную версию, которая проходила испытания в 1980-е и 1990-е годы. Как и обещали в ОКБ Сухого, в машине широко применяются технологии пятого поколения. Конструкторам удалось уменьшить эффективную площадь рассеивания (ЭПР) и радикально улучшить качество БРЭО.

Главное достоинство Су-35 — это многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) Н035 «Ирбис», разработанная в стенах НИИП имени В.В. Тихомирова (Жуковский). Детище подмосковных специалистов может обнаруживать и сопровождать до 34 целей на дальности до 400 км.

Также по теме


«Прекрасный боевой самолёт»: каким потенциалом обладает новейший российский истребитель МиГ-35

РСК «МиГ» направила заявку на участие в тендере ВВС Индии на приобретение 110 многоцелевых истребителей. Об этом сообщил глава…

Кроме того, Су-35 оснащён самыми современными средствами связи, навигационным оборудованием и комплексом РЭБ. Форма планера и крыльев существенных изменений не претерпела. Однако ресурс конструкции самолёта увеличился в три раза по сравнению с аналогичным показателем Су-27. Су-35 может эксплуатироваться на протяжении 30 лет без проведения капитально-восстановительного ремонта.

Су-35 на четыре тонны тяжелее предшественника (38,8 т), но, несмотря на это, он не утратил великолепные лётные характеристики. На машине установлены турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-41Ф1С («изделие 117С») разработки НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Силовой агрегат обладает тягой до 14,5 т и даёт возможность развивать скорость до 2,3 Маха (около 2,5 тыс. км/ч).

В ноябре 2017 года лётчик-испытатель Сергей Богдан рассказал в интервью ТАСС, что Су-35 обладает потрясающей манёвренностью и управляемостью в экстремальных условиях. Эти качества дают российскому истребителю весомые преимущества даже в самом сложном воздушном бою. По словам специалиста, самолёт способен совершать быстрый разворот вокруг своей оси, мгновенно находить цель и проводить атаку.

  • Су-35 выполняет тренировочный полёт

Су-35 снискал славу не только в России, но и за рубежом. В 2015 году Москва заключила с Пекином контракт на поставку 24 единиц общей стоимостью $2,5 млрд. В 2018 году соглашение о продаже 11 истребителей было подписано с Индонезией. В настоящее время ведутся переговоры о возможной поставке 54 машин Пакистану.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что в Су-35 воплотился огромный опыт, накопленный в стенах ОКБ Сухого. По его мнению, инвестиции в глубокую модернизацию Су-27 себя полностью оправдали. В результате совершенствования самолёт получил выдающиеся для четвёртого поколения боевые качества. Эксперт полагает, что Су-35 наряду с Су-30СМ может стать основным строевым истребителем ВКС. 

Сверхманёвренный и малозаметный

Как отмечают разработчики, по своим характеристикам Су-35С превосходит существующие российские и зарубежные истребители поколений 4 и 4+.

Разработанная в ОКБ «Сухого» машина предназначена для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех типов целей. Помимо этого, в её задачи входит поражение наземных и надводных объектов войск, наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования.

Технически Су-35С — глубокая модернизация истребителя Су-27. В ходе усовершенствования была значительно повышена эффективность его работы. Отмечается, что в конструкции самолёта использованы самые удачные решения, применённые ранее при создании самолётов семейства Су-27/Су-30.

Как отмечают эксперты, Су-35С объединяет в себе качества современного истребителя и тактического самолёта. Это означает, что, помимо сверхманёвренности и большой дальности полёта, он также располагает широкой номенклатурой вооружений, развитой системой радиоэлектронной борьбы и пониженной радиолокационной заметностью.

Также по теме


«Одна из лучших универсальных машин в мире»: какими преимуществами обладает многофункциональный самолёт Су-35

Минобороны РФ получило сотый по счёту многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35С. Об этом сообщила Объединённая…

Достоинствами Су-35С также называют радиолокационные и оптико-электронные системы большой дальности, которые повышают эффективность истребителя в дальнем воздушном бою, возможность одновременного сопровождения большого числа целей и участия в групповых действиях с автоматизированным обменом информацией и распределением целей.

Кроме того, у Су-35С есть единая интегрированная информационно-управляющая система интеллектуальной поддержки лётчика, которая обеспечивает взаимодействие между экипажем и системами комплекса бортового оборудования. Истребитель может атаковать управляемыми снарядами, не заходя в зону ПВО, и одновременно функционировать в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

Максимальная масса боевой нагрузки Су-35С составляет 8 т, предельная скорость на высоте крейсерского полёта — 2,25 М, потолок высоты — 18 км, а максимальная дальность без дозаправки — 3,6 тыс. км.

Су-35С может оснащаться управляемыми ракетами типа «воздух — воздух» (РВВ-АЕ, РВВ-СД, РВВ-МД и Р-73Э) и «воздух — поверхность» (Х-31ПД, Х-31А, Х-29ТЕ(Л), Х-59МК), различными модификациями корректируемых бомб типа КАБ-500 и КАБ-1500, авиационными бомбами калибра 100, 250, 500 кг и неуправляемыми реактивными снарядами. Также на нём установлена авиапушка ГШ-301.

  • Многоцелевой истребитель Су-35С, переданный пилотажной группе «Русские витязи»

По словам генерал-майора, заслуженного лётчика РФ Владимира Попова, Су-35С по своим боевым характеристикам вплотную подошли к самолётам пятого поколения.

«На сегодняшний день у нас есть машины, близкие по тактико-техническим характеристикам к самолётам пятого поколения, но они официально числятся в группе 4++. К ним можно отнести Су-35С. Он очень близок к нашему перспективному истребителю пятого поколения Су-57», — рассказал RT эксперт.

Боевое крещение истребитель получил в ходе операции российских ВКС по борьбе с международным терроризмом в Сирии. В данный момент Су-35С активно поставляется в ВКС России. Только в 2020 году Вооружённые силы получат 20 истребителей.

Современное состояние и перспективы

ВВС России — 3 серийных машины переданы в 1996 году, 2 предсерийные переданы в 2003 году из состава ОКБ Сухого. Все самолёты Су-27М Военно-воздушных сил России в настоящее время находятся в составе авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи», где на них было совершено несколько полётов, после чего было принято решение машины не использовать (из-за различий в оборудовании между всеми экземплярами). Впоследствии самолёты были разукомплектованы (то оборудование, что можно было использовать для обычных Су-27 группы, было снято). Во время праздников и дней открытых дверей на аэродроме Кубинка один-два экземпляра выставляют на статическую экспозицию. В остальное время — все пять машин не используются, ожидая списания.

История прототипа Су-35

Производство было начато на КнААПО в 2006 году. Первый прототип собрали через год, после чего он приступил к летным испытаниям. Первый полет Су-35 совершил в феврале 2008 года, пилот – С. Богдан. Второй и третий прототипы начали собирать в том же году. На 2020 год планировалось создать 160 самолетов этого класса. К тому времени сконструировали второй прототип, который взлетел впервые в октябре того же года. Ровно через год было объявление о законченной третьей модели. Однако уже в октябре из-за возникшей проблемы с управлением двигателем Су-35 (3-й прототип) попал в аварию.

За последние годы на всех летных испытаниях Су-35 совершил суммарно 400 полетов. На 15 августа 2012 года первые два прототипа поступили в ГЛИЦ для ГСИ. Параллельно с ними поступила первая серийная модель Су-35С-1.

На 2015 год в Министерство обороны РФ поступило 48 истребителей. Следует отметить исключительные характеристики самолета:

  1.  Он превосходит все существующие тактические истребители четвертого поколения как европейские Eurofighter 2000 и Rafale, так и американские F-15, -16 и -18.

  2. Способен соперничать с самолетами пятого поколения.

  3. Считается самым быстрым истребителем.

  4. Преимущество в дальности полета.

  5. Единственный самолет, способный сделать пируэт «блинчик» (365-градусный разворот в горизонтальной плоскости) без утери скорости.

Примечания

  1. ↑ . Компания «Сухой».
  2. ↑ . КнААЗ им. Гагарина.
  3. Sebastien Roblin. . National Interest (21 июля 2017).
  4. . РИА Новости (11 декабря 2018). Дата обращения 9 февраля 2019.
  5. Упоминаемый иногда заводской шифр «Т-10БМ» является вымышленным и никогда не существовал.
  6. . ВПК.name. Дата обращения 20 января 2019.
  7. . Defence.ru. Дата обращения 4 мая 2020.
  8. ↑ . lt.cjdby.net. Дата обращения 19 декабря 2018.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2010.
  10.  (недоступная ссылка) — niip.ru
  11. . РИА Новости (20140812T1148+0400Z). Дата обращения 11 февраля 2019.
  12. Алексей Савёлов. . Телеканал «Звезда». Дата обращения 12 февраля 2019.
  13. . ТАСС (19 февраля 2016). Дата обращения 27 февраля 2016.
  14. . Ростех (31 мая 2017). Дата обращения 29 ноября 2018.
  15. . Интерфакс (26 ноября 2018). Дата обращения 29 ноября 2018.
  16. . РБК (15 февраля 2018). Дата обращения 29 ноября 2018.
  17. Иван Сафронов, Александра Джорджевич. . «Коммерсантъ» (5 октября 2018).
  18. . ТАСС (5 октября 2018).
  19. . ТАСС (20 октября 2018).
  20. . ТАСС (25 марта 2019).
  21. . РИА Новости (20200312T2100+0300). Дата обращения 12 марта 2020.
  22. . www.bloomberg.com. Дата обращения 12 марта 2020.
  23.  (недоступная ссылка). «Коммерсантъ» (18 марта 2019). Дата обращения 18 марта 2019.
  24. . «Интерфакс» (26 марта 2019).
  25. . Дата обращения 20 марта 2019.
  26. The Military Balance 2020,p.201
  27. . function.mil.ru. Дата обращения 1 марта 2016.
  28. . РБК. Дата обращения 1 февраля 2016.
  29. TNI Staff. . National Interest (8 октября 2016). — «the Su-35 an extremely dangerous foe to any U.S. fighter».
  30. Dave Majumdar.  (англ.). The National Interest (6 December 2014). Дата обращения 28 апреля 2019.
  31. . Вести.ру. Дата обращения 11 февраля 2019.
  32. Alex Lockie. . Business Insider (13 сентября 2018). — «The Russian Su-35 holds more missiles than the F-22. What’s more, the Russian Su-35 can maneuver better than the F-22.».
  33. . www.komcity.ru. Дата обращения 13 августа 2016.

Возможности

Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:

  • возможность нанесения предупреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);
  • многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
  • атаку наземных целей без входа в зону ПВО малой и средней дальности;
  • маловысотный полёт с огибанием рельефа;
  • автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
  • противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
  • автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
  • дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.

Преимущества и недостатки Су-35

National Interest отвел Су-35 первое место в перечне опаснейшего оружия России при теоретически возможном вооруженном противостоянии с США. Эксперты NI пришли к заключению, что он «экстремально опасный» для почти всех натовских авиамашин.

Свое заключение они обосновывают:

  • большим количеством дальних ракет «воздух-воздух» на борту «сушки»;
  • опцией пуска ракет на сверхзвуковой скорости;
  • несравненной сверхманёвренностью аппарата;
  • мощнейшими средствами РЭБ.

По мнению NI, фатальной опасности Су-35 не представляет только для F-22 Raptor, принадлежащего к многоцелевикам 5-го поколения. Впрочем, по итогам «дружественной встречи» Су-35 с F-22 в воздушном пространстве у Аляски 11 сентября 2020, аналитик Business Insider Алекс Локи пришел к противоположному выводу. Он акцентировал на более мощном вооружении российской машины и гораздо лучшей сверхманевренности.

Специалисты отмечают, что «тридцатьпяткам» приходилось иметь дело с «раптором» и в Сирии. Будто бы 23 ноября 2017 F-22 приблизился к двум штурмовикам Су-25, прикрывавшим правительственные сирийские силы, и стал маневрировать, имитируя атаку. С базы Хмеймим немедленно вылетели Су-35, чье скорое прибытие к месту инцидента заставило Raptor спешно ретироваться.

Другие наблюдатели подтверждают, что на российском аппарате летчику не нужно ограничивать себя в фигурах высшего пилотажа, поскольку риск уйти в штопор практически равен нулю. Тогда как о натовских истребителях этого не скажешь.

О недостатках Су-35 нам ничего неизвестно. Самолеты, состоящие на вооружении ВКС России, успешно выполняют боевые задачи, при этом отсутствуют сведения о каких-либо ЧП во время эксплуатации. Единственное происшествие с участием истребителя зафиксировано до приемки серийных изделий: в 2009 в аварию попал всего-навсего прототип Су-35-4 (пилот катапультировался).

Основные задания истребителя

В отличие от истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, чье вооружение направлено, прежде всего, на ликвидацию наземных и морских объектов, многоцелевые истребители создаются в первую очередь для воздушных боев, ликвидации любых самолетов, вертолетов и иных воздушных устройств противника, хотя могут применяться для атак ракетами «воздух-земля».

В Сирии основной миссией Су-35 явилось прикрытие самолетов-транспортников и ударных боемашин, поражающих наземные объекты, чтобы предотвратить повторение инцидента с уничтожением бомбардировщика Су-24 турецким истребителем 24 ноября 2015 г. Также «тридцатьпятки» выполняли разведывательные функции.

В августе 2020 электронные СМИ сообщили о новом инциденте с «артистами» из воздушных сил Турции в главных ролях. Командование направило группу истребителей в воздушное пространство Сирии, предположительно, в Идлиб, где правительственные войска успешно атаковали боевиков террористической организации «Тахрир-аш-Шам» (запрещена на территории России). По данным анонимных наблюдателей, турки преодолели расстояние более 40 километров, но как только их РЛС обнаружили Су-35 — развернулись и взяли обратное направление. Правда, официальных комментариев об эпизоде не последовало, что журналисты объяснили выполнением «сушками» секретного вылета, при котором они якобы «отогнали» турецких провокаторов случайно.

Особенности Су-35

Конструкция исходного планера была усовершенствована и усилена, что позволило повысить срок эксплуатации самолета до 6000 полетных часов. В корпусе самолета применяются композиты и алюминиево-литиевые сплавы. Новые конструктивные решения дали возможность существенно поднять максимальную взлетную массу самолета.

На Су-35 была применена новая модель двигателей АЛ-41Ф1С, позволяющих набирать сверхзвуковые скорости без применения форсажа – свойство, характерное для 5-го поколения машин.

По своим летным характеристикам самолет превосходит все существующие истребители, относящиеся к 4-му поколению, такие как европейский «Рафаль» и американский F-16, и вплотную приближается к современным машинам 5-го поколения, состоящим на вооружении США (фото F-22 и фото F-35). Скорость, маневренность и дальность полета истребителя также превосходят имеющиеся аналоги.

Су-35 имеет РЛС Н035 Ирбис, при помощи которой он может обнаруживать воздушные и крупные надводные цели в пределах 400 км, а наземные – до 200 км. Количество одномоментно обнаруживаемых и сопровождаемых целей в сравнении с прототипом серьезно увеличено. Су-35 может одновременно сопровождать до 30 и обстреливать до 8 воздушных целей.

Самолет обладает развитыми средствами РЭБ.

Технические характеристики

  • Экипаж — 1 пилот.
  • Длина – 21,95 м.
  • Высота – 5,92 м.
  • Максимальная скорость – 1400 км/ч (вблизи земли) и 2500 км/ч (на высотах).
  • Дальность полета – до 4500 км. (с подвесными топливными баками).
  • Потолок – 20 км.

Фото Су-35 в полёте.Фото Су-35 (Су-35С).Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.

Основные отличия от Су-27М

  • основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
  • соответствующие доработки систем управления самолётом;
  • новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-27М, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
  • усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;
  • Ручка управления самолетом (РУС) находится не по центру, между ног, а является джойстком на правой консоли, по образу и подобию F-16.

При создании Су-27М и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов по сравнению с Су-27. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.

В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:

  • разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»);
  • форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
  • поворот на вертикали;
  • «Кобра» с углами атаки 150—180°;
  • «Колокол»;
  • переворот с потерей высоты до 300—400 м.

Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.

История создания Су-35

Основой для разработки самолета послужил истребитель Су-27, созданный во времена СССР, который был значительно модернизирован с использованием новейших технологий, относящихся к 5-му поколению истребителей.

Первый образец собрали летом 2007 года на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и в этом же году он был представлен на авиасалоне МАКС-2007. Впервые Су-35 совершил демонстрационный полет 19 февраля 2008 под управлением пилота Сергея Богдана. Единственная авария произошла 26 апреля 2009 при испытаниях третьего прототипа машины (причиной были неполадки в системе управления двигателем).

Окончательно летные испытания завершились к 2010 году, а первые серийные машины появились в 2011 году. С 2012 года начались плановые поставки истребителя для ВВС России, к 2016 году на вооружении уже состояли 48 таких самолетов.

Пара истребителей Су-35 в полёте.Су-35, модификация Су-35С.Су-35 на взлётно-посадочной полосе.

История создания

В 1977 г. в ОКБ П. О. Сухого были начаты предварительные исследования возможных путей увеличения боевых возможностей истребителя Су-27, который в то время являлся самым мощным в мире серийным тяжёлым истребителем завоевания господства в воздухе. В Су-27 удалось удачно совместить хорошо отработанные конструктивные элементы самолётов 1970-х гг. и достижения аэродинамики, двигателестроения и БРЭО первой половины 1990-х гг. Одним из ключевых направлений совершенствования самолёта явилось повышение его маневренных характеристик (несмотря на, то что Су-27 являлся самым маневренным в мире истребителем 4-го поколения, прогнозируемые тенденции развития зарубежных истребителей не позволили останавливаться на достигнутом) путём совершенствования аэродинамики при условии тесного сотрудничества с ЦАГИ.

Работы по созданию истребителя Су-27М, получившего «фирменное» обозначение «35» или «Су-35», возглавил главный конструктор Н. Ф. Никитин, при общем руководстве генерального конструктора М. П. Симонова.

Для перспективных модификаций Су-27 — многофункционального истребителя Су-27М, палубного Су-27К и ударного самолёта Су-27ИБ была разработана аэродинамическая компоновка с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающем» на крыле при движении самолёта на больших углах атаки. Вихревые генераторы, по рекомендации ЦАГИ, были применены приблизительно в то же время (на рубеже 1970-80-х годов) и при модернизации истребителя МиГ-23: последняя и наиболее маневренная версия этого самолёта — МиГ-23МЛД — была снабжена небольшими вырезами («клыками») на корневой части крыла.

Первые продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ, выявили наличие ряда проблем, связанных с обеспечением управляемости самолёта в продольном канале на некоторых углах атаки.

К весне 1982 г. был отработан вариант ПГО, пригодный для установки на истребитель.

В мае 1985 г. опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая лётчиком-испытателем В. Г. Пугачёвым, совершила первый полёт. Её испытаниями руководил ведущий инженер Г. С. Кузнецов. Полёты подтвердили ожидаемое улучшение характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки, а также взлётно-посадочных характеристик.

28 июня 1988 г. Поднялся в воздух первый из пяти истребителей, переоборудованные из Су-27 в рамках программы Су-27М.

Конструкция

Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полёте

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления от продольной оси).

Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 (кроме двигателей) — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

Планер

См.

Планер Су-35: кромки планера покрываются материалами, снижающими эффективную площадь рассеяния. Фонарь кабины имеет токопроводящее напыление.

Двигатели

Двигатели «изделие 117С» с УВТ

На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С разработки ОКБ им. А. Люльки — филиала ПАО «ОДК-УМПО» с форсажной камерой, плазменной системой зажигания и всеракурсно управляемым вектором тяги (УВТ).

Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом АЛ-41Ф1 — двигателя первого этапа истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу).

Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.

РЛС Н035 Ирбис с ПФАР

Су-35С ВВС России в окраске, принятой с 2010 по 2013 год

ВГТД ТА14-130-35 — вспомогательный (ВСУ) газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.

Авионика

Су-35С обладает информационно-управляющей системой ИУС-35.

Установлена РЛС с фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», которая имеет дальность обнаружения целей с ЭПР 0.01 м² до 100 км; ЭПР 0.1 м² до 160 км; ЭПР 1 м² до 270 км; ЭПР 3 м² до 400 км антенная система L-диапазона, которая имеет дальность обнаружения целей с ЭПР 0.01 м² до 130 км.
В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.

Вместо традиционных штанг ПВД использованы невыступающие в поток датчики системы СИ ВСП-35, что позволило избавиться от непрозрачного для радиоволн «пятачка» на носовом обтекателе и выровнять диаграмму чувствительности РЛС.

Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.

Кабина пилота оборудована тремя дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.

Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Оборудован системой оптической передачи данных для связи между самолётами группы при полёте в режиме радиомолчания. Приёмники/передатчики этой системы в виде коротких полос по бокам кабины, на килях и законцовках крыльев являются одним из наиболее заметных внешне отличий от предыдущих модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector