Список военных аэродромов россии

Международная классификация аэродромов

В соответствии с руководящими документами ИКАО классификация аэродромов осуществляется по кодовому обозначению.

Кодовое обозначение состоит из двух элементов.
Элемент 1 является номером, основанным на длине лётной полосы, а элемент 2 является буквой, соответствующей размаху крыла самолёта и расстоянию между внешними колесами основного шасси в соответствии с таблицей:

КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1

Кодовый номер Длина ВПП
1
2 800—1200 м
3 1200—1800 м
4 > 1800 м

КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2

Кодовая буква Размах крыла колея основного шасси
А
В 15—24 м 4,5—6 м
С 24—36 м 6—9 м
D 36—52 м 9—14 м
Е 52—60 м 9—14 м

Пример: Самолёт Ил-62М с расчётной длиной взлёта при стандартных атмосферных условиях 3 280 м, размахом крыла 43,2 м и расстоянием между внешними колесами основного шасси 8,0 м соответствует по классификации аэродрому 4D.

Интересные факты

  • Лётчики-истребители 2ВА первыми в мире, в авиационной практике, массово, использовали шоссейную дорогу для взлёта и посадки. Первое испытание необычного аэродрома А. И. Покрышкин произвел лично. В настоящее время на некоторых федеральных автодорогах имеются специализированные участки, рассчитанные на применение авиацией и имеющие аэродромную разметку (т.н. АУД — аэродромный участок дороги).
  • Известны случаи, когда ВПП военных аэродромов строились из кирпича (в некоторых регионах СССР в годы Великой Отечественной войны), на Курилах (в годы японской оккупации).

Иногда создавались закрытые стоянки для самолётов (капониры), оборудованные внутри горных массивов.

Забор из металлических пластин, применявшихся в качестве покрытия на военных аэродромах.

В годы Второй мировой войны и послевоенные годы взлётно-посадочные полосы покрывали металлическими перфорированными пластинами, соединявшимися друг с другом. С развитием реактивной авиации от такого лёгкого покрытия пришлось отказаться. Применение отслужившему аэродромному покрытию нашли жители частных домов — стали строить из него заборы.

Реванш

По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, больше всего российским ВВС нужна последовательность в реформах.

«У нас просто нет времени, чтобы четыре года двигаться вперед и затем четыре года двигаться назад, и вернуться к ситуации, которую мы имели до 2007 года», — сказал он.

По словам Коротченко, перед Россией в будущем появятся новые вызовы и угрозы, в частности — на юге страны, где после вывода контингента НАТО из Афганистана, по мнению многих экспертов, обстановка может осложниться.

По словам Коротченко, причинами пересмотра военной реформы в части военной авиации является недовольство командного состава ВВС преобразованиями, которые были проведены под руководством министра Анатолия Сердюкова.

«Это отражает недовольство главкомата той ролью, которую они стали играть. Эта роль объективно понизилась. Основные функции были переданы Генеральному штабу, а главкоматы подверглись некоторому сокращению. Против этого выступает сейчас целый ряд влиятельных лоббистов», — сказал Коротченко. Он назвал нынешний этап реформы «реваншем, который хотели бы взять главкомы».

Межу тем, преемник Сердюкова — генерал армии Сергей Шойгу, как передает РИА Новости, несколько расширил полномочия главкоматов.

Впечатления очевидцев

Исторический район Гатчины – Красные Казармы – находится при въезде в город. КПП вышеупомянутого подразделения – по левую сторону от въезда. Сам район получил свое название из-за красных кирпичных стен построек гарнизона, сохранившихся с имперских времен. Система боевой подготовки в таком подразделении, как воинская часть 28677, включает занятия по общему и профилирующему военному делу, спецподготовке и работе с современными средствами связи. Военнослужащих обучают:

  • Защите охраняемого объекта;
  • Приобретению боевых навыков для защиты собственного подразделения;
  • Налаживанию и эксплуатации, а также технике безопасности средств специальной связи и информации;
  • Информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности государственных органов, а также техобслуживанию и программному обеспечению современных средств коммуникации.

Занятия личного состава в/ч 28677 проводятся ежедневно, кроме воскресенья и включают в себя полевые учения (неделя каждого месяца). Материально-бытовые условия службы, по словам очевидцев, хорошие.

Мероприятия по приведению к присяге бойцов подразделения у Гатчинского дворца

Военнослужащие срочного и контрактного состава проживают в раздельных казармах кубрикового типа. В каждой из них – общая душевая, гладильная комната (совмещена с парикмахерской) и комната отдыха. По субботам проводится банный и парко-хозяйственный день. Последний является единственным моментом, когда солдаты привлекаются к уборке казарм и близлежащей территории – этим занят гражданский персонал. Медицинское обслуживание предоставляет медсанчасть на территории в/ч 28677, а также Гатчинский военный госпиталь. Время отдыха для личного состава – с 17.00 до 21.00. Тогда они могут воспользоваться услугами библиотеки или комнаты отдыха. Столовая находится в отдельном помещении, повара из гражданского аутсорсинга готовят блюда по типу шведского стола, для праздничных дней закупаются фрукты и сладости.

Также при части есть клуб, где каждую субботу показывают фильмы на военную тематику и комната боевой славы, больше напоминающая музей. Поскольку Гатчина относится к историческим местам России, каждое воскресенье набирают группы из личного состава (30-50 человек) и возят их в музеи Санкт-Петербурга и пригородов.

Подготовка к строевому смотру

Присягу военнослужащие традиционно принимают в субботу, в 10.00 утра. После присяги бойцам разрешена увольнительная до 7.00 воскресенья, чтобы отметиться в части. Если с ночевкой не отпускают, увольнительная длится до 20.00 субботы и с 10.00 до 20.00 воскресенья. Для разговоров с близкими по мобильному телефону войсковая часть 28677 предоставляет солдатам только один день – воскресенье. Мобильные в течении целого дня находятся у солдат, но изымаются после отбоя. Они хранятся у командира подразделения. Получить телефон солдат может, расписавшись в журнале выдачи средств связи. Из сотовых операторов рекомендуют все российские, но с тарифами для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Денежное довольствие военнослужащие получают на карту Сбербанка России. Банкомата на КПП части нет. Ближайший – ВТБ-24 – находится по проспекту 25 лет Октября, 38. Очевидцы советуют открыть карту ВТБ и отправлять на нее деньги солдату.

Классификация аэродромов в России

По длине ВПП и несущей способности покрытия

По длине ВПП и несущей способности покрытия в метрах аэродромы разделяются на шесть классов:

Класс Длина ВПП, м Ширина ВПП, м
А  3200 60
Б 2600 45
В 1800 42
Г 1300 35
Д 1000 28
Е 500 21

Для определения класса аэродрома длина ВПП принимается для нормальных условий.

По взлётной массе принимаемых самолётов

По взлётной массе принимаемых самолётов:

  • вне класса (без ограничения массы) — Ан-124, Ан-225, А380 и т. п.
  • 1-го класса (75 т и более) — Ту-154, Ил-62, Ил-76 и т. п.
  • 2-го класса (от 30 до 75 т) — Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.
  • 3-го класса (от 10 до 30 т) — Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.
  • 4-го класса (до 10 т) — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п.

У аэродромов вне класса длина ВПП составляет обычно 3500-4000 м, 1 класса — 3000-3200 м, 2 класса — 2000—2700 м, 3 класса — 1500—1800 м, 4 класса — 600—1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ).

Таким образом, 1-й класс примерно соответствует классу А, 2-й класс — Б, 3-й класс — В и Г, 4-й класс — Д. К классу Е относятся полевые и временные аэродромы, посадочные площадки.

Типы аэродромов

  • Гражданские (для наземного обеспечения гражданских пассажирских и грузовых воздушных перевозок, входят в состав аэропортов):
    • трассовые — для выполнения авиационных рейсов;
    • учебные — для обучения и тренировки курсантов лётных училищ;
    • заводские — для испытания воздушных судов после ремонта на авиастроительных и авиаремонтных заводах и отправки прошедших испытания воздушных судов в аэропорты приписки;
    • для выполнения авиационных работ.
  • Военный аэродром

    аэродром подскока

  • Экспериментальные (для испытания авиационной техники на авиационных заводах и полигонах)

По собственности

По классу собственности:

  • государственные:

    • Все без исключения военные (для решения задач оборонного характера, несения боевого дежурства, переброски войск и так далее);
    • учебные (для обучения лётного, штурманского и технического состава военной авиации);
    • спортивные (для учебно-тренировочных и показательных полётов на самолётах, вертолётах, дельтапланах, планерах, парапланах, выполнения парашютных прыжков);
  • Муниципальные;
  • Частные аэродромы и летные поля.

На гражданских аэродромах дислоцируются (базируются) гражданские авиапредприятия (авиакомпании). На военных дислоцируется государственная авиация. На экспериментальных аэродромах — организации, занимающиеся испытаниями авиатехники (лётно-испытательные станции авиазаводов, научно-исследовательские учреждения различных ведомств — как гражданских, так и военных). На учебных аэродромах — лётные и авиационно-технические училища (гражданские или военные). На спортивных — спортивные авиаклубы, относящиеся к ДОСААФ и подобным организациям.

Используются также аэродромы совместного базирования. Под эту категорию попадают аэродромы, на которых размещены авиационные предприятия или организации различной подчинённости, в том числе военные, но принадлежащие различным силовым ведомствам (структурам).

Необходимо отметить, что при совместном базировании гражданских и военных организаций на одном аэродроме, старшим авиационным начальником аэродрома будет командир размещённой здесь авиационной воинской части (при дислокации нескольких — командир наиболее крупной либо значимой).

Начиная с 1992 года аэродромная сеть Российской Федерации — России сократилась на 918 аэродромов: по состоянию на 2008 год в государственном реестре всего 383 аэродрома. Подавляющее число действующих аэропортов (кроме крупнейших) убыточны. Около 70 % взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20-30 лет назад, большинство из них нуждается в реконструкции.

В последние годы для обозначения (в том числе отличительного) военных аэродромов в российских СМИ стал нередко применяться термин авиабаза, заимствованный из английского языка (air base — букв. «воздушная база»), где он активно используется (особенно в США). Тем не менее официально в авиации России и других стран СНГ применяется только термин аэродром (государственный аэродром, аэродром государственной авиации). (Однако такое применение термина аэродром делает его с точки зрения языкознания лексически довольно расплывчатым, из-за чего и появляются довольно тяжеловесные термины вроде аэродром государственной авиации, тогда как, например, термин «авиабаза» прост, короток и понятен сразу.)

В списке Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации России на ноябрь 2017 года числились 229 аэродромов и 5 вертодромов. В постсоветский период около 2 000 аэродромов в России были переведены в статус «посадочная площадка».

Большая модернизация

Министерству, как минимум, предстоит модернизировать большую аэродромную сеть.

В 2010 году тогдашний начальник Генштаба Николай Макаров говорил о том, что в ведении минобороны находится 245 аэродромов, однако сколько именно из них понадобится военным летчикам теперь, неизвестно.

Военный эксперт Виктор Мураховский рассказал Би-би-си, что новая система базирования потребует очень больших финансовых вложений.

«Речь ведь идет не только о том, чтобы там взлетно-посадочные полосы реконструировать, но и сопутствующем хозяйстве. Это радиотехнические системы — посадки, управления полетом. Это системы технического обеспечения полетов. Это топливо, тыловое обеспечение. Все это находится в весьма плачевном состоянии», — сказал эксперт.

Сложность задачи признал в понедельник и главком ВВС.

«Все аэродромы были построены практически в 50-х годах, таких же годов все служебные территории, служебные зоны, парково-хозяйственные зоны. Естественно, все это дело устарело, и не отвечает современным требованиям, поэтому в любом случае ремонт и модернизацию на этих аэродромах надо проводить», — сказал Виктор Бондарев.

К настоящему моменту многие военные части уже были сведены в несколько крупных авиабаз, и если теперь их станут переводить на новые аэродромы базирования, то там придется реконструировать не только аэродромную инфраструктуру, но, зачастую, заново возводить и социальные объекты, дома для военнослужащих.

«Я не думаю, что такая программа может быть реализована в настоящее время», — сказал Виктор Мураховский, отметив, правда, что со стратегической точки зрения рассредоточение военной авиации по многим аэродромам гораздо более целесообразно.

Примечания[править]

*Для аэродромов, имеющих код ИКАО (начинающийся с буквы «У»), указан код ИКАО, а для остальных — индекс госаэродрома (начинающийся с буквы «Ь»), если он известен.

**Курсивом выделены расформированные (ныне не существующие) подразделения.

Сокращенияправить

А — армия
АА — армейская авиация
АБ — авиационная база
АББПС ДРЛО — авиабаза боевого применения самолётов дальнего радиолокационного обнаружения
АДОН — авиадивизия особого назначения
АП — авиаполк
АПОН — авиаполк особого назначения
БАД — бомбардировочная авиадивизия
БАП — бомбардировочный авиаполк
БРВ — база резерва вертолётов
БРС — база резерва самолётов
БУ — боевого управления
БХАТ — база хранения авиатехники
БХВ — база хранения вертолётов
БХР БПЛА — база хранения и ремонта беспилотных летательных аппаратов
ВА — воздушная армия
ВАИ — военный авиационный институт
ВГК (СН) — Верховного Главного командования (Стратегического назначения)
ВНИЦ — военный научно-исследовательский центр
ВП — вертолётный полк
ВРХБЗ — войска радиационной, химической и биологической защиты
ВТ — военно-транспортный
ВТА — военно-транспортная авиация;;
ВТАБ — военно-транспортная авиабаза
ВТАД — военно-транспортная авиадивизия
ВТАП — военно-транспортный авиаполк
Г, гв. — гвардейский
ГЛИЦ — Государственный летно-испытательный центр
И — инструкторский
ИАП — истребительный авиационный полк
ИИВП — инструкторско-исследовательский вертолетный полк
ИИВЭ — инструкторско-исследовательская вертолетная эскадрилья
ИИСАП — исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк;
КВ — космические войска
КИАП — корабельный истребительный авиационный полк
КСН — Командование специального назначения
ЛО — лётный отряд
МРАП — морской ракетоносный авиационный полк
н/д — нет данных
О — отдельный
ОАЭ — отдельная авиаэскадрилья
ОВТАЭ — отдельная военно-транспортная авиаэскадрилья
ОВЭ — отдельная вертолётная эскадрилья
ОГМРАП — отдельный гвардейский морской ракетоносный авиационный полк
ОДРА — отдельный дальний разведывательный авиационный отряд
ОДБАП — отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк
ОИАП — отдельный истребительный авиационный полк
ОИТАПОН — отдельный испытательно-тренировочный авиаполк особого назначения
ОКПВП — отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк
ОКПВЭ — отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья
ОМШАП — отдельный морской штурмовой авиационный полк
ОМШАЭ — отдельная морская штурмовая авиационная эскадрилья
ОПАП — отдельный противолодочный авиационный полк
ОПАЭ — отдельная противолодочная авиационная эскадрилья
ОПВП — отдельный противолодочный вертолетный полк
ОСАП — отдельный смешанный авиаполк
ОСАЭ — отдельная смешанная авиаэскадрилья
ОТАП — отдельный транспортный авиаполк
ОТАЭ — отдельная транспортная авиаэскадрилья
ОТБВП — отдельный транспортно-боевой вертолётный полк
ОТЭ — отдельная транспортная эскадрилья
Р — разведывательный
РА — ракетная армия
РД — ракетная дивизия
РГНИИ ЦПК — Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов
САД — смешанная авиадивизия
САП — смешанный авиационный полк
СВ — сухопутные войска
ТБАД — гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиадивизия
ТБАП — тяжёлый бомбардировочный авиаполк
ТБВП — транспортно-боевой вертолётный полк
УАП — учебный авиационный полк
УВП — учебный вертолётный полк
УЗ — Учебные заведения
УЦБП — учебный центр боевого применения
ЦБПБП — центр боевой подготовки и боевого применения
ЦБППЛС — центр боевой подготовки и переучивания летного состава
ЦБППЛС n�БПС — центр боевого применения и переучивания личного состава частей беспилотных самолетов
ЦПАТ — центр показа авиационной техники
ЦПЛИ — центр подготовки летчиков-испытателей
ЦППЛС ВТА — Центр подготовки и переучивания летного состава Военно-транспортной авиации
ЦСК — Центральный спортивный клуб
ЧЦП — части центрального подчинения
ШАП — штурмовой авиаполк

Охрана военного аэродрома.

Все военные аэродромы являются режимными охраняемыми объектами с ограниченным доступом, на всех въездах обычно установлены стационарные контрольно-пропускные пункты с вооружённой личным оружием дежурной службой. В СССР/РФ вся действующая территория и объекты военного аэродрома поделена на охраняемые зоны. Зоны охраны распределены между авиационными и др. подразделениями, от которых ежедневно назначается наряд. Охрана несётся непрерывно и круглосуточно методом патрулирования (контрольных обходов территории) вооружённой дежурной службой — караульными и дежурными по стоянкам подразделений (ДСП). Старшим начальником, которому подчиняется вся охрана аэродрома, является Дежурный по стоянкам части — ДСЧ. ДСЧ подчиняется дежурному по части (полку, авиабазе, авиагруппе), а в порядке внутренней службы — заместителю командира части по инженерно-авиационной службе (инженеру или старшему инженеру). При производстве полётов или приёме/выпуске перелетающих ВС дополнительно выставляется т.н. оцепление лётного поля — охрана ВПП и МРД от проникновения посторонних лиц, транспортных средств или животных, что может привести к аварийной ситуации.

Для предотвращения несанкционированного взлёта ВС (угона) на военных аэродромах все зоны охраны разделяются воротами или шлагбаумами, которые перегораживают рулёжные дорожки, и лентами с шипами. В случае попытки угона ВС подаётся команда «Капкан», по которой дежурной службой выполняется ряд мероприятий по предотвращению выруливания летательного аппарата на ВПП, в том числе, в качестве крайней меры, разрешено открытие огня по кабине лётчика (экипажа).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector