Сñ…ðµð¼ñ‹ ð³ð¾ññƒð´ð°ñ€ññ‚ð²ðµð½ð½ð¾ð³ð¾ ñƒð¿ñ€ð°ð²ð»ðµð½ð¸ñ

Содержание:

Какая форма правления в России?

Какая форма правления в Российской Федерации? Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:

ÐÑе по Ñеме РазвиÑие ÑоÑзнÑÑ Ð¾Ñганов гоÑÑдаÑÑÑвенной влаÑÑи и ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑиÑÑÑиÑми СССР1924 и 1936 годов:

  1. ЧаÑÑÑ Ð²ÑоÑаÑ.Ðиновное поведение лиÑа, поÑеÑпевÑего вÑед
  2. Ðлава 15. ÐонÑÑиÑÑÑионнÑе оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÐÐССР
  3. Ðлава 16. ÐÑганизаÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенной влаÑÑи и ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐССР
  4. ÐикÑаÑÑÑа пÑолеÑаÑиаÑа — ÑÑÑноÑÑÑ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑÑкой влаÑÑи Ð.Ð.Ðенин о СовеÑÑкой влаÑÑи как вÑÑÑем Ñипе демокÑаÑии
  5. § 4 ÐÑновнÑе ÑенденÑии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ опÑеделение пеÑиодизаÑии ÑÑдебного ÑпÑавлениÑ
  6. ÐоÑÑдаÑÑÑво и пÑаво СовеÑÑкого СоÑза
  7. Тема 6. ÐонÑÑиÑÑÑÐ¸Ñ Ð¡Ð¡Ð¡Ð  1936 г.
  8. ÐÐÐÐÐ 9. СовеÑÑкое гоÑÑдаÑÑÑво и пÑаво в окÑÑбÑе 1917 — 1953 гг. ÐбÑÐ°Ñ ÑаÑакÑеÑиÑÑика гоÑÑдаÑÑÑвенно-пÑавовой полиÑики болÑÑевиков 1917-1953 гг.
  9. СиÑÑема гоÑÑдаÑÑÑвенного ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð¡Ð¡Ð  в довоеннÑй пеÑиод (1922â1941)
  10. ÐСТÐРÐÐÐРÐФÐЯ, ÐСТÐЧÐÐÐÐ Ð ÐÐТÐÐÐÐÐÐÐЯ ÐÐУЧÐÐÐЯ ÐСТÐРÐЧÐСÐÐÐÐ ÐÐЫТРФÐРÐÐРÐÐÐÐÐЯ Ð ÐСУÐÐСТÐÐÐÐÐЯ ÐÐÐÐТÐÐЦÐÐРÐÐÐ ÐÐÐÐТÐÐРРÐССÐÐСÐÐÐÐ ÐÐСУÐÐРСТÐÐ
  11. Тема 20 РазвиÑие ÑовеÑÑкого пÑава в 1920â1930-е годÑ
  12. РазвиÑие ÑоÑзнÑÑ Ð¾Ñганов гоÑÑдаÑÑÑвенной влаÑÑи и ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑиÑÑÑиÑми СССР 1924 и 1936 годов
  13. РазвиÑие пÑава. ÐонÑÑиÑÑÑÐ¸Ñ Ð¡Ð¡Ð¡Ð  1977 года
  14. 2. УпÑавление ÑелÑÑким ÑозÑйÑÑвом.
  15. 3. ÐÑÐ³Ð°Ð½Ñ ÑÑÑиÑии, ÑÑд, пÑокÑÑаÑÑÑа в 30-80-е годÑ
  16. деÐон влаÑÑи и кÑлÑÑÑÑа пÑава
  17. СÑд и оÑобенноÑÑи пÑоÑеÑÑа в СССР в 1920-е — наÑале 1950-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð²
  18. ÐÐÐÐÐ ÐÐСЬÐÐЯ. ТÐÐРÐТÐЧÐСÐÐÐ ÐÐÐРÐСЫ РÐССÐÐСÐÐÐ ÐÐСУÐÐРСТÐÐÐÐÐСТÐ
  19. 1.1. ФоÑмиÑование и ÑазвиÑие конÑепÑии пÑав и Ñвобод Ñеловека и гÑажданина и меÑанизма Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑениÑ: ÑоÑÑийÑкий и заÑÑбежнÑй опÑÑ
  20. § 2. ÐÐµÐ½ÐµÐ·Ð¸Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑиалÑного пенÑионного обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² РоÑÑии (иÑÑоÑÐ¸Ñ ÐµÐµ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð² доÑеволÑÑионное и ÑовеÑÑкое вÑемÑ)

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок

Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

Рядовые граждане должны внимательно изучать этот документ для того, чтобы быть максимально осведомленными о своих правах, обязанностях и свободах. В связи с этим изучение Конституции входит в стандартный курс школьной программы в рамках учебной дисциплины «Правоведение». День принятия главного документа, регламентирующего работу правительства, является официальным государственным праздником. До недавнего времени День Конституции был выходным днем.

О политических режимах — в этом видео.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха — король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк — отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей — предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё — французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма — разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти

  • Субъект власти — это тот, кто осуществляет власть. Человек, группа, организация, мировое сообщество и т.п.

  • Объект власти — это тот, кто выполняет веления власти. Индивид, группа, класс и т.п.

  • Функции власти — это задачи, которые она выполняет. К функциям власти относятся господство, руководство, контроль, координация, организация и т.п.

  • Источник власти — это то, что дает ей действенность. Источником власти может быть авторитет, сила, закон, богатство, харизма и др.

  • Основания власти — это фундамент, опора власти. Это может быть экономическая и социальная база, юридические, административно-силовые, культурные основания.

  • Ресурсы власти — это все то, что субъект власти может использовать для влияния на других. К ресурсам власти относятся принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх etc.

Глава государств

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом Президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Высшие органы госуправления

создать Всероссийскую чрезвычайную комис­сию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. На ВЧК возлагались пресечение и лик­видация контрреволюции и саботажа, предварительное расследова­ние по этим делам и предание виновных суду военно-революционно­го трибунала.

Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов выбо­ры в Учредительное собрание нужно было провести в сроки, опреде­ленные еще Временным правительством. Состоялись они 12 ноября 1917 г. и были первыми в истории нашей страны выборами, проведен­ными по демократическим правилам: всеобщими, прямыми, тайны­ми, по партийным спискам. В выборах участвовали и женщины.

Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. в Петрограде. Оно отказалось утвердить декреты советской власти — и 6 января 1918 г. официально было распущено декретом ВЦИК.

До 1917 г. Россия, несмотря на то, что на ее территории существо­вали отдельные автономные образования, являлась унитарным госу­дарством. Придя к власти, В.И. Ленин и его сторонники выбрали в соответствии с преобладавшим в начале XX в. пониманием этого принципа идею национальной федерации в качестве формы государственного устройства. Одновременно были подтверждены ра­венство и суверенность всех народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятель­ных государств (Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г.).

Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г., когда III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию «О феде­ральных учреждениях Российской республики». На основе добро­вольного союза народов учреждалась Российская Советская Федера­тивная Социалистическая Республика (РСФСР). Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществ­ленная большевиками на рубеже 1910—1920-х гг., позволила остано­вить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонационального государства.

На III Всероссийском съезде Советов произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами кре­стьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял Декла­рацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшую фактиче­ски временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закрепила принцип федерализма в государственном устройстве страны, подтвердила ранее принятые дек­реты советской власти, носившие учредительный характер: о социали­зации земли, национализации промышленности и банков, введении всеобщей трудовой повинности и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, где было шесть разделов: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Кон­ституции РСФСР; III. Конструкция советской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция провозглашала Советское государство диктату­рой пролетариата, закрепляла первые экономические преобра­зования советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. ВЦИК являлся полномоч­ным руководящим органом в период между съездами и формировал правительство — Совнарком, который составляли возглавлявшие от­раслевые наркоматы народные комиссары. Органами власти и управ­ления в губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Теории происхождения власти

Власть — ключевой политический институт. Как считается, он возник одновременно с появлением общества. Есть разные представления о происхождении власти:

  • Классовая (марксистская) концепция гласит, что власть — это господство экономически доминирующего класса над другими классами. Например, при феодализме — доминирование феодалов над крестьянами, при капитализме — доминирование капиталистов над рабочими.

  • Элитарная концепция сводится к тому, что власть — это отношения между господствующим меньшинством и подчиненными большинством.

  • Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.

  • Поведенческая концепция объясняет природу власти тем, что стремление к власти — это доминирующая часть человеческой психики.

Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран

Монархия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит пожизненному правителю (царю, королю, императору) и передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной.

Абсолютная монархия — это государство, где вся полнота власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.

Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.

Парламентская или конституционная монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.

Власть монарха определена конституцией и другими законами.

Дуалистическая монархия — это государство, где монарх обладает небезграничными, но все равно обширными полномочиями.

Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — парламенту. Монарший двор формирует правительство, король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон.

Разделение властей в России

Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Преимущества действующего политического строя

Действующий политический строй имеет много преимуществ, по сравнению с тоталитарным режимом СССР, например:

  1. Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
  2. Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
  3. В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
  4. Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.

В связи с этим многие политологи отмечают: переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал резкому рывку России вперед. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, это был период хаоса и неуверенности в будущем. Однако, с течением времени правительство вышло на правильный курс, и страна вступила в эпоху подъема. Это касается как экономической, так и социально-культурной составляющей жизни государства. Конечно, переход к демократическому режиму был довольно сложным. Тем не менее страна успешно преодолела эти сложности.

В данный момент российская демократия переживает свой расцвет. Россия вышла на один уровень с крупными европейскими государствами. Благодаря правильной политике президента и корректным действиям кабинета министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться на то, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима, а ошибки, допущенные главными руководителями в период советской власти, не будут повторяться современными государственными лидерами.

Действующая конституция 1982 года

В отличие от двух предыдущих редакций новый проект до его утверждения был опубликован в прессе. По результатам национального обсуждения в текст документа было внесено свыше ста исправлений. В декабре 1982 года ВСНП одобрило итоговый текст основного закона.

Конституция состояла из преамбулы и 138 статей, сгруппированных в четыре главы. Из ее текста были окончательно удалены ссылки на «культурную революцию».

В новой редакции был возрожден пост председателя КНР. Кандидатуру на этот пост выдвигал президиум ВСПН, для утверждения необходимо более половины голосов членов ВСНП. Повышался возрастной ценз для выдвижения на пост председателя КНР — с 35 (в редакции конституции 1954 года) до 45 лет. Также было введено ограничение на занятие ряда высокопоставленных постов (в том числе председателей КНР и Постоянного комитета ВСНП) — не более двух пятилетних сроков.

Конституция сформировала текущий принцип управления китайскими вооруженными силами. В частности, партийный контроль над армией был дополнен созданием Центрального военного совета — высшего государственного органа по оборонным вопросам (при этом по персональному составу он полностью совпадал с Центральной военной комиссий — военным органом КПК).

Конституция 1982 года несколько раз дополнялась: в 1988, 1993, 1999 и 2004 годах. Поправки в основном отражали изменения в экономической жизни КНР, где с начала 1980-х проходил ряд инициированных Дэн Сяопином реформ, направленных на создание рыночной модели хозяйствования.

Так, в 1988 году в основной закон было добавлено положение о частных хозяйствах, которые появились в результате либерализации экономики.

В 1993 году конституционную форму обрел тезис о «социализме с китайской спецификой» — построение рыночной экономики при значительной роли государства. При этом изменился сам характер государственной собственности: руководители госпредприятий получили право на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности.

В 1999 году в текст документа было внесено имя скончавшегося в 1997 году «архитектора китайских реформ» Дэн Сяопина. Ранее в нем упоминались только Карл Маркс, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и китайский революционер Сунь Ятсен. Также впервые в главный закон страны было добавлено положение о строительстве в КНР «социалистического правого государства». Из конституции было изъято упоминание о «контрреволюционных преступлениях».

В 2004 году законодатели основное внимание уделили уравнению в правах частной и общественной собственности. Кроме того, было добавлено положение об «уважении и защите государством прав человека»

В январе 2018 года стало известно, что в ходе 2-го пленума ЦК КПК 19-го созыва был рассмотрен новый пакет поправок к конституции страны. Тогда слушания прошли в закрытом режиме.

Признаки и функции исполнительной власти в России

Правительство РФ создает единство системы ИВ, формирует ее и следит за работой отдельных органов. Оно передает субъектам на региональном уровне часть своих функций, опираясь на соответствующие соглашения.

Признаки ИВ в РФ:

  • выступает обособленной ветвью госвласти, при этом пребывает в подчинении у законодательной;
  • отличается организованной системой элементов;
  • работа носит распорядительно-исполнительный характер, она постоянна и не прерывается;
  • обладает материальной базой и властно-принудительными правами.

К функциям и полномочиям российской ИВ относятся:

  • управленческая работа, реализующая госполитику в различных направлениях общественной жизни (образовательном, здоровьеохранном, научном, культурном и так далее);
  • регулирование экономики, передвижения товаров, услуг, финансов;
  • организация внешней политики РФ, обеспечение оборонного потенциала государства. Руководители военных ведомств подчинены президенту РФ, но весомые полномочия возлагаются и на ИВ. Последняя занимается снабжением оружием, техникой ВС, их материальной поддержкой, охраной границ государства. Правительство регулирует работу ФСБ с элементами ИВ;
  • составление бюджета страны и контроль за его реализацией, предоставление отчета в Госдуму. Высший орган ИВ решает вопросы снижения дефицита бюджета, бесконтрольного роста его расходов;
  • проведение денежного и финансово-кредитного регулирования;
  • контроль за следованием нормам законодательства;
  • гарантия безопасности граждан, противодействие преступности, охрана интересов населения;
  • нормотворчество. Правительство вправе самостоятельно подготавливать законопроекты и представлять их в Госдуму;
  • создание целевых программ на федеральном уровне;
  • формирование условий для предпринимательства за счет реализации принципов рыночной экономики;
  • управление собственностью на федеральном уровне;
  • принятие мер по нормализации экономического положения в стране, исполнение гарантий по материальному и соцобеспечению различных категорий населения.

Главенствующая роль в реализации ИВ в РФ отводится правительству, решающему вопросы государственного значения. Министерства и ведомства пребывают в подчинении у высшего органа и выполняют часть возложенных на них задач. Общая структура элементов ИВ формируется после избрания президента РФ и утверждения председателя правительства.

Система и структура исполнительной власти

Оба понятия достаточно схожи, но не идентичны и имеют характерные отличия, что обозначено в ст. 77, 112 Конституции.

Таблица. Сравнительное описание системы и структуры ИВ

Терминология Описание
Система Более общее понятие. Включает правительство, ведомства, министерства. Выделяются две ступени власти: федеральную и региональную — обе они формируют единую систему (ст. 77 Конституции). К первой относятся министерства, федеральные службы и агентства. К региональному уровню причисляют министерства, комитеты, департамент, главуправление. Субъекты устанавливают собственную систему ИВ, опираясь на предписания законодательства
Структура Уточняет государственные формирования, образующие систему, то есть определяются конкретные органы, должности, наделенные полномочиями в какой-либо сфере деятельности (министерство здравоохранения, транспорта, обороны, финансов, внутренних дел, культуры, морская коллегия, комиссия по законопроектам и так далее)

Статья 112 Конституции РФ

Президент наделен главенствующей ролью в формировании системы и структуры ИВ. На уровне законодательства эти вопросы не регламентированы.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector