Съезды князей 1097-1113 годы

Азия

  • Аббасидский халифат — Аль-Мустазхир Биллах, халиф ( — )
  • Анатолийские бейлики —

    • Данишмендиды — Данишменд Гази, ( — )
    • Иналогуллары — Инал, ( — )
    • Менгджуки (Менгучегиды) — Исхак, бей ( — )
    • Салтукиды — Салтук I, ( — )
  • Армения —

    • Киликийское царство — Костандин I, ( — //)
    • Сюникское царство — Григор II Сенекеримян, ( — )
    • Ташир-Дзорагетское царство

      • Давид II, ( — )
      • Аббас I, ( — )
  • Восточно-Караханидское ханство — Харун II Богра-хан, ( — )
  • Газневидское государство — Ибрахим, ( — )
  • Грузинское царство — Давид IV Строитель, ( — )
  • Гуриды — Кутб уд-Дин Хасан ибн Мухаммад, малик ( — )
  • Дайвьет — Ли Нян Тонг, император ( — )
  • Дали (Дачжун) — Дуань Чжэнчунь, король ( — )
  • Западно-Караханидское ханство

    • Махмуд-хан I, ( — )
    • Сулеймен-тегин, ( — )
  • Западное Ся — Чунцзун (Ли Ганьчунь), ( — )
  • Индия

    • Восточные Ганги — Анантаварман Чодагнга, ( — )
    • Западные Чалукья — Трибхуванамалла Викрамадитья VI, ( — )
    • Калачури — Ясахкарна, ( — )
    • Качари — Корпоордхвай, (ок. — ок. )
    • Кашмир (Лохара) — Харша, царь ( — )
    • Одиша (Орисса) — Карнедева, ( — )
    • Пала — Рамапала, ( — )
    • Парамара — Наравармандева, ( — )
    • Сена — Виджая Сена, раджа ( — )
    • Соланки — Джаясимха Сиддхараджа, ( — )
    • Хойсала — Винаядитья, ( — )
    • Чандела — Киртиварман, ( — )
    • Чера — Рама Варма Кулашекхара, ( — )
    • Чола — Кулоттунга Чола I, махараджа ( — )
    • Ядавы (Сеунадеша) — Парамадэва, ( — )
  • Иран

    Баванди — Шахрияр IV, испахбад (1074 — 1114)

  • Йемен

    • Зурайиды — Зурай, ( — )
    • Наджахиды — Джайаш бин Наджах, ( — ок. )
    • Сулайхиды — Арва бинт Ахмад, ( — )
  • Китай (Империя Сун) — Чжэ-цзун (Чжао Сяо), ( — )
  • Кхмерская империя (Камбуджадеша) — Нрипатиндраварман, ( — )
  • Кахетия — Квирике IV, царь ( — )
  • Конийский (Румский) султанат — Кылыч-Арслан I, ( — )
  • Корея (Корё) — Сукчон, ( — )
  • Лемро — Мин Тан, ( — )
  • Ляо — Дао-цзун, ( — )
  • Паган — Кванзитта, ( — /)
  • Полоннарува — Вийябаху I, ( — )
  • Сельджукская империя — Баркиярук, ( — )

    • Дамасский эмират — Дукак, ( — )
    • Керманский султанат

      • Туран-шах I, ( — )
      • Амиран-шах, ( — )
  • Сунда — Ланглангбхуми, ( — )
  • Тямпа — Джайя Индраварман II, ( — , — )
  • Государство Хорезмшахов

    • Ануш-Тегин, ( — )
    • Экинчи ибн Кочкар, ()
    • Кутб ад-Дин Мухаммед I, ( — )
  • Шеддадиды (Анийский эмират) — Манучихр ибн Шавур I, ( — )
  • Ширван — Минучихр II, ширваншах ( — )
  • Япония — Хорикава, ( — )

XIII век

Лионская уния

Основная статья: Лионская уния

После поражения Латинской империи и возвращения Константинополя византийский император Михаил VIII решил улучшить отношения с Римом и тем предотвратить угрозу дальнейших крестовых походов. В 1273 году император написал Папе послание, в котором выразил желание приложить все усилия к объединению церквей и преодолению раскола. В июне 1274 года византийские посланники прибыли на Второй Лионский собор. Не вступая в какие-либо прения, прибывшие зачитали в соборе Святого Иоанна письмо от Михаила. В нём император согласился на объединение церквей на условиях Папы: официальное принятие формулы Филиокве и признание власти Римской церкви. Также в нём выражалось согласие с западной позицией по второстепенным вопросам, таким как учение о чистилище и употребление пресного хлеба при причащении. Затем прошла служба, во время которой византийские священники использовали Филиокве, произнося символ веры. Когда делегация вернулась в Константинополь, церемония была проведена повторно в соборе Святой Софии в присутствии императора. Поскольку разногласий Византии с Римом больше не осталось и византийцы могли считаться католиками, Папа сразу же отмежевался от планов завоевания Константинополя и восстановления Латинской империи.

Действия Михаила встретили сопротивление греческих националистов в Византии. Среди протестующих против унии была, среди прочих, сестра Михаила Евлогия, которая заявила: «Пусть лучше будет погублена империя моего брата, чем чистота православной веры», за что была заключена в тюрьму. Афонские монахи единодушно объявили унию впадением в ересь, несмотря на жестокие наказания со стороны императора: одному особенно непокорному монаху отрезали язык.

Историки связывают протесты против унии с развитием греческого национализма в Византии. Религиозная принадлежность связывалась с этнической идентичностью. Тех, кто поддержал политику императора, поносили не потому, что они стали католиками, а потому, что их воспринимали как предателей своего народа.

Возврат православия

После смерти Михаила в декабре 1282 года на престол взошел его сын Андроник II (правил в 1282—1328 годах). Новый император полагал, что после поражения Карла Анжуйского в Сицилии опасность с Запада миновала и, соответственно, исчезла практическая необходимость в унии. Уже через несколько дней после смерти отца Андроник выпустил из тюрем всех заключенных противников унии и низложил патриарха Константинопольского Иоанна XI, которого Михаил назначил, чтобы тот выполнил условия соглашения с Папой. В следующем году были низложены и заменены все епископы, которые поддерживали унию. На улицах Константинополя освобождение заключенных приветствовали ликующие толпы. Православие в Византии было восстановлено.За отказ от Лионской унии Папа отлучил Андроника II от церкви, однако к концу своего правления Андроник возобновил контакты с папской курией и стал обсуждать возможность преодоления раскола.

Восток: Второй Рим выше первого?

Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.

Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.

Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.

Последствия раскола

«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.

  • Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.

«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт. 

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
  • РИА Новости

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.

«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.

Ход событий

См. также: Муромский поход (1096) и Сражение на Колокше (1097)

После тяжелейшего поражения Святополка и Владимира Мономаха от половцев на Стугне с гибелью Ростислава Всеволодовича (1093), второго поражения Святополка у Желани и третьего, снова общего, сражения у Халепа был заключён мир с половцами, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана (1094). Однако, в том же году половцы с Олегом Святославичем осадили Владимира Мономаха в Чернигове, и тот добровольно покинул город и ушёл в Переяславль. Осаждавшие ему не препятствовали. Однако, Владимир Мономах удержал Курск, где посадил своего сына Изяслава.

Примерно в то же время Давыд Святославич занял Смоленск. Святополк и Владимир ходили против него и дали ему новгородское княжение, а Мстислав Владимирович перешёл в Ростов. После временного отъезда Давыда в Смоленск новгородцы призвали Мстислава из Ростова, и потом не пустили Давыда обратно.

В 1095 году Мономах убил на переговорах в Переяславле двух половецких ханов, Итларя и Китана, и послал к Олегу с требованием убить или выдать сына Итларя. Олег отказался, после чего Святополк стал действовать вместе с Владимиром против Олега и половцев. Олег покинул Чернигов (3 мая) и сел в осаду в Стародубе. Между тем 24 мая Куря сжёг Устье, а 30 мая Тугоркан осадил Переяславль. После 33-дневной осады Святополк и Владимир овладели Стародубом (Олег бежал в Смоленск) и 19 июля разгромили Тугоркана на Трубеже, сам хан погиб.

Изяслав Владимирович по приказу отца занял Муром, но был разбит под городом Олегом и погиб (6 сентября). Тогда на Олега и его брата Ярослава, занявших также Ростов и Суздаль, двинулся из Новгорода Мстислав Владимирович, разбил их на Колокше (февраль) и двинулся дальше. Олег оставил в Муроме брата Ярослава, а сам ушёл в Рязань. С муромцами Мстислав заключил мир, двинулся к Рязани и заставил Олега бежать и оттуда.

Будучи крестником Олега, Мстислав ходатайствовал перед отцом за то, чтобы Олега не лишали Русской земли, после чего Мономах написал Олегу письмо, в котором призывал прекратить распрю, замечая при этом, что ему следовало первым об этом задуматься после убийства Изяслава Владимировича.

Безнадежный призыв Павла

Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.

В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?

Последствия

Основная статья: Любечский съезд

По итогам съезда Мономаху пришлось отказаться от всех своих владений на юго-востоке, относившихся к прежней вотчине Святослава Ярославича, несмотря на то, что в ходе войны вместе со своими сыновьями, казалось бы, отстоял их. Владимир Мономах отдал Святославичам даже Курск, удержанный им при потере Чернигова в 1094 году. Однако, по содержащейся в БРЭ версии, при этом Святославичи отказались от прав на Киев.

Вместе с тем претензии Святославичей перестали распространяться на Новгород и Смоленск, в противоположность ситуации 1093—1096 годов. В Новгороде и Смоленске княжили, соответственно, Мстислав и Святослав Владимировичи. Попытка Святополка заменить Мстислава в Новгороде своим сыном оказалась неудачной из-за противодействия новгородцев.

Несмотря на достигнутые мирные соглашения, в том же 1097 году разразилась новая война за уделы, на этот раз на западе Руси.

Предпосылки

См. также: Битва на Нежатиной Ниве

Первые конфликты за Чернигов начались после смерти Святослава Ярославича на киевском княжении (декабрь ) и выведения Олега Святославича с Волыни в пользу сына вернувшегося в Киев Изяслава. Олег бежал в Тмутаракань и оттуда вместе с Борисом Вячеславичем атаковал Чернигов. Всеволод Ярославич был разбит на Сожице, за него вступился Изяслав. Олег и Борис проиграли решающее сражение на Нежатиной Ниве, в котором погибли Изяслав и Борис. Всеволод занял киевское княжение, сохранив за собой Чернигов, в котором следующие 16 лет (1078—1094) сидел его сын Владимир Мономах, и Переяславль (Ростислав Всеволодович).

Запад: Наследники апостола Петра

Апостол Петр

Тем временем, в настоящем Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская Церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу.

«Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень», даже в Священном Писании есть место для игры слов). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, Папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.

В Константинополе подобную трактовку предпочитали мягко игнорировать. Эта неувязка в вопросе о верховной власти стала для христианства бомбой замедленного действия. Задолго до 1054 года росло число догматических споров между греками-византийцами и латинянами-римлянами: в течение примерно 200 лет в IV-VIII веках церкви то прерывали, то возобновляли общение.

Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, Папу Льва III, который короновал Карла, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.

Путь к расколу

Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.

«По личной инициативе Карла Великого на Западе был отвергнут православный догмат иконопочитания и изменён Символ веры (краткое изложение догматов церкви) путём добавления filioque (в латинском переводе Никео-Константинопольского Символа веры к догмату о Троице, в котором говорится об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, было добавлено «и Сына». — RT)», — пояснил историк.

Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания константинопольского патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской империи.

  • Папа Римский просит помощи у Карла Великого на встрече под Римом

По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской церкви.

«Римская концепция базируется на определении апостола Петра в Евангелии и утверждает преимущества церквей в зависимости от деятельности апостолов

А Константинополь, как Новый Рим, придерживается политического принципа первенства престолов, согласно которому церковная иерархия полностью подчинена политическому устройству христианской империи и зависит от политической важности церковных кафедр», — рассказал историк

В Х веке острота конфликта снизилась, однако в XI столетии соперничество вновь стало ожесточённым.

В изложении «Повести временных лет»

6605 (1097) 6606—6608 (1098—1100)
Владимир же, услышав, что схвачен был Василько и ослеплен, ужаснулся, заплакал и сказал: «Не бывало еще в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла». И тут тотчас послал к Давыду и Олегу Святославичам, говоря: «Идите в Городец, да поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо нож в нас ввержен. И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши половцы, придя, возьмут землю Русскую»…Княгиня же, побывав у Владимира, вернулась в Киев и поведала все сказанное Святополку и киевлянам, что мир будет. И начали слать друг к другу мужей и помирились на том, что сказали Святополку: «Это козни Давыда, так ты иди, Святополк, на Давыда и либо схвати, либо прогони его». Святополк же согласился на это, и целовали крест друг другу, заключив мир. В год 6606 (1098). Пришли Владимир, и Давыд, и Олег на Святополка, и стали у Городца, и сотворили мир, как я сказал уже под предыдущим годом.
Святополк же, обещав прогнать Давыда, пошёл к Берестью к полякам…Святополк же обещал ему, и целовали они крест друг другу, и вышел Давыд из города, и пришёл в Червен; а Святополк вошёл во Владимир в великую субботу, а Давыд бежал в Польшу. В год 6607 (1099). Вышел Святополк на Давыда к Владимиру и прогнал Давыда в Польшу.
Святополк же посадил во Владимире сына своего Мстислава, который был у него от наложницы, а Ярослава послал в Венгрию, приглашая венгров на Володаря, а сам пошёл к Киеву…Тут же убили и епископа их Купана и из бояр многих, говорили ведь, что погибло их 40 тысяч. В этот же год побиты были венгры у Перемышля.
Ярослав же бежал в Польшу и пришёл в Берестье, а Давыд, захватив Сутейск и Червен, пришёл внезапно и захватил владимирцев, а Мстислав затворился в городе с засадою из берестьян, пинчан, выгошевцев…А Давыд захватил Луцк и оттуда пришёл во Владимир, посадник же Василь выбежал, а Давыд захватил Владимир и сел в нём. В тот же год убит Мстислав, сын Святополков, во Владимире, месяца июня в 12-й день.
А на второй год Святополк, Владимир, Давыд и Олег приманили Давыда Игоревича и не дали ему Владимира, но дали ему Дорогобуж, где он и умер. А Святополк перехватил себе Владимир и посадил в нём сына своего Ярослава. В год 6608 (1100)…В тот же год братья сотворили мир между собою, Святополк, Владимир, Давыд, Олег в Уветичах, месяца августа в 10-й день…А Давыд сел в Божске, и затем дал Святополк Давыду Дорогобуж, где он и умер, а город Владимир отдал сыну своему Ярославу.

Краткий список противоречий

К 1054 году у греков и латинян накопились друг к другу трудные вопросы. Самый главный — описанное выше несогласие по поводу статуса римского папы: он глава Вселенской церкви (как считает Рим) или лишь первый среди равных епископов (как уверен Константинополь)? Как можно понять сегодня, именно этот вопрос был главным. Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.

Главное богословское противоречие — так называемая формула Филиокве (Filioque — «от Сына»). Со временем западная традиция установила, что в христианской Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно ориентировались на более древние источники, утверждающие, что Дух исходит лишь от Отца. Для христиан в Средние Века это был более чем принципиальный вопрос, и одна мысль о внесении Филиокве в «Символ веры» вызывала огромное возмущение у восточных христиан.

Разумеется, существовал и ряд более мелких, обрядовых противоречий между двумя ветвями христианства.

К примеру, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных был обязателен целибат. Западные христиане постились в субботу во время Великого поста, восточные — нет. Римская церковь позволяла использовать в таинстве причастия пресный, без закваски хлеб (литургия на опресноках), однако это возмущало восточные церкви, обвинявшие папистов едва ли не в возврате к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось достаточно много. И, поскольку в Средние Века люди придавали обрядам куда больше значения, все было очень серьезно.

XV век

См. также: Ферраро-Флорентийский собор

См. также: Падение Константинополя

Несмотря на разрыв Лионской унии, православные (кроме Руси и некоторых районов Ближнего Востока) продолжали придерживаться троеперстия, а римский папа по-прежнему признавался первым по чести среди равных православных патриархов. Положение изменилось только после Ферраро-Флорентийского собора, когда настойчивость Запада в принятии его догматов вынудила православных признать римского папу еретиком, а западную церковь — еретической, и создать параллельную признавшим собор — униатам — новую православную иерархию. После захвата Константинополя (1453), турецкий султан Мехмед II принял меры к тому, чтобы сохранить раскол между православными и католиками и тем самым лишить византийцев надежды на то, что христиане-католики придут к ним на помощь. Униатский патриарх и его духовенство были изгнаны из Константинополя. На момент завоевания Константинополя место православного патриарха было свободно, и султан лично проследил за тем, чтобы через несколько месяцев его занял человек, известный непримиримым отношением к католикам. Константинопольский патриарх продолжал оставаться главой православной церкви, и его власть признавали в Сербии, Болгарии, дунайских княжествах и на Руси.

Предпосылки

По разделу русских земель Ярославом Мудрым (1054) и после выведения из Владимира-Волынского Игоря Ярославича () все юго-западные волости сконцентрировались в руках Изяслава киевского. C 1077 года на Волыни княжил его сын Ярополк. В усобице 1084—1086 годов он сначала лишился юго-западной части Волынского княжества того времени: Перемышля и Теребовля, — в пользу изгоев, сыновей старшего внука Ярослава Мудрого, Ростислава, а затем погиб сам. Волынь от Всеволода Ярославича получил Давыд Игоревич. За Изяславичами (Святополком) сохранился лишь Туров.

Когда Святополк занял киевский престол по смерти Всеволода в 1093 году и вступил в борьбу с половцами, его основной опорой были 700 туровских отроков: в Чернигове и Переяславле продолжали сидеть Всеволодовичи, на Волыни — Давыд Игоревич, в Перемышле и Теребовле — Ростиславичи (Полоцкое княжество обособилось ранее).

После междоусобной войны на востоке Руси, результаты которой закрепил Любечский съезд, Святославичи восстановили свои права на Чернигов и Муром; Владимир Мономах был вытеснен в Переяславль, где когда-то начинал своё самостоятельное княжение ещё его отец; Волынь, Перемышль и Теребовль были признаны наследственными владениями их держателей.

Традиционно поводом к началу войны считается ослепление Давыдом Игоревичем Василька Ростиславича теребовльского в одном из городов, принадлежавших Святополку. Предпринятый затем Давыдом поход с целью занять Теребовль подтверждает версию о его желании расширить собственные владения.

В качестве причины для согласованных действий Давыд и Святополк оба в последующих переговорах называли информацию о союзе Василька с Владимиром Мономахом с целью захвата Васильком Волыни и Турова, а Владимиром — Киева. Причём Давыд (как затем и Святославичи, и Владимир Мономах) при определении основного виновника исходил из того, в чьём городе была совершена расправа. Более того, в переговорах с Володарем Ростиславичем он также уточнял, что он принял сторону Святополка против Василька из-за существования аналогичной угрозы в свой адрес.

Часть историков допускают, что подозрения в адрес Василька и Владимира Мономаха не были беспочвенными, поскольку сразу вслед за ослеплением Василька Владимир вместе с Давыдом и Олегом Святославичами собрались в Городце на съезд и пошли на Киев, и в случае успеха мероприятия Владимир Мономах мог стать киевским князем, хотя выставленное Святополку требование содержало лишь наказание Давыда. Святополк это требование принял и великокняжеский престол сохранил. Как показали дальнейшие события, он был заинтересован в отнятии у Давыда волости, поскольку реализовал его как отнятие в свою пользу (и это было закреплено на княжеском съезде в Уветичах в 1100 году). Более того, завладев Владимиром-Волынским, Святополк не остановился на достигнутом и попытался захватить княжества Ростиславичей. Его мотив то волость отца моего и брата, хотя и высказанный применительно к Перемышлю и Теребовлю, был в равной степени применим и к Волыни. Стремление сконцентрировать в своих руках западнорусские волости наблюдалось у многих киевских князей XI—XII веков, в том числе у отца Святополка Изяслава.

Правление Ивана IV Грозного 1533 — 1584

Иван IV стал великим князем Московским в возрасте 3 лет. Первоначально страной управляла его мать — Елена Глинская — в качестве регента, а после ее смерти в 1538 г. — кланы бояр. За время своего правления Иван Грозный инициировал структурные реформы государства, принял новый Судебник, развил концепцию царской власти, но в то же самое время царь подверг страну суровым испытаниям опричнины, которые многие историки склонны рассматривать, как причину хозяйственного разорения страны и Смутного времени.

Начало правления — регентство Елены Глинской

Елена Глинская (реконструкция по черепу, С.Никитин, 1999)
Отец Ивана Грозного, Василий III умер в 1533 году. В декабре 1533 года Елена Васильевна Глинская, его жена, фактически совершила переворот, отстранив от власти назначенных последней волей её мужа семерых опекунов (регентов), в том числе деверя и своего дядю, и сделалась правительницей Русского государства. В 1537 году Елена заключила с польским королём Сигизмундом I выгодный для Русского государства мир, завершивший русско-литовскую войну 1534—1537 годов.

Важнейшим моментом в правлении Елены Глинской является проведение денежной реформы (начата в 1535). Она фактически ввела в Русском государстве единую валюту. Это была серебряная деньга весом 0,34 г. Это был весомый шаг для стабилизации экономики государства. Елена умерла 4 апреля 1538 года. По слухам, была отравлена Шуйскими. 

Венчание Ивана Грозного на царствование

Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года (Павел Плешанов, 1856 год)
В 1545 году Иван достиг совершеннолетия в возрасте 15 лет, таким образом став полноправным правителем.  13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал митрополиту Макарию намерение жениться (подробнее см. ниже), а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство.

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен митрополитом. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.

Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» в Москве, уничтоживший свыше 25 тысяч домов, и Московское восстание 1547 года.

РАЙСКИЕ ПТИЦЫ СИРИН И АЛКОНОСТ

X-XII век. Самые ранние изображения райских птиц Сирин и Алконост на Руси. (Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год).

Однако кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Ссылка .

Известный русский художник В.Васнецов изобразил их такими:

События перед расколом

Истоки конфликта следует искать в 395 году, когда Римская империя, ставшая к тому времени христианской страной, распалась на две части: Западную Римскую империю и Византию. И хоть Рим был заметно слабее Константинополя в политическом плане, Папа Римский оставался главой церкви. А значит, и Рим был религиозным центром. В IX столетии произошла Фотиева схизма: Константинопольским патриархом был избран Фотий, но при этом его не признал Папа, так как считал, что назначение патриарха прошло не в соответствии с правилами. Настоящая же причина кроется в желании Папы распространить свое влияние на Балканы, так как в случае непризнания Фокия он мог легко утвердить там своих епископов. В этом конфликте византийский император поддержал Фокия, что усиливало спор и делало его еще и политическим.

Неудачное посольство

Папа Лев IX

Что именно произошло в 1054 году? Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь посольство. Его целью было наладить отношения, все более накаливавшиеся в последние годы: влиятельный патриарх Константинополя Михаил Керуларий резко сопротивлялся попыткам латинян навязать свою теократию на востоке. В 1053 воинственный Михаил даже распорядился закрыть в городе все церкви, служившие по латинскому образцу: латинян выгнали, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали приготовленный для евхаристии хлеб ногами.

Патриарх Константинополя Михаил Керуларий

Необходимо было урегулировать кризис, но получилось только усугубить: возглавил посольство столь же непримиримый, как Михаил, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский. В Константинополе он общался в основном с вежливо принявшим его императором Константином Мономахом и даже пытался уговорить его сместить патриарха, но безуспешно. С самим патриархом Гумберт и еще два легата, отправленных вместе с ним, даже не говорили. Закончилось все тем, что кардинал прямо на богослужении вручил Михаилу папскую грамоту о низложении и отлучении патриарха от церкви, после чего легаты уехали.

Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который вынес анафему трем легатам (один из которых сам потом стал Папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, который позже стали называть Великой Схизмой.

Структура суда по Судебнику

Высшей судебной инстанцией, согласно новому своду законов, объявлялся Боярский суд. Его полномочия возлагались на бояр, входивших в Думу и на приказных дьяков. Боярский суд ведал правонарушениями, совершенными местными судьями, дьяками и подьячими, служилыми людьми, а также самими членами Боярской Думы.

Великокняжеский суд осуществлялся самим Московским князем или его сыновьями. Он стоял выше боярского суда и занимался делами особой сложности, а также «пересудом» (рассмотрением апелляций).

Судебные функции на периферии исполняли наместничьи суды в лице наместников и волостелей. Они проводили разбор дел и допросы через своих служащих — тиунов. Судебник закрепляет право членов местного самоуправления вести контроль над действиями наместников и волостелей. Представители горожан и крестьян должны были присутствовать во время наиболее значимых судебных процессов.

Кодекс строго запрещает судьям любого ранга брать взятки

Первые статьи документа устанавливают точные нормы взимания судебных пошлин. Сумма рассчитывалась в зависимости от характера преступления и его доказанности в суде.

Систематизация преступлений

Судебник Ивана 3 перечисляет различные виды правонарушений, направленных против личности и собственности, в том числе:

  • убийство;
  • разбой;
  • воровство;
  • поджог;
  • клевета;
  • оскорбление;
  • нарушение договора займа.

Одной из задач судопроизводства 15 века было устрашение, поэтому наказанием чаще всего служила смертная казнь. Судебные расходы и возмещение убытков истцу покрывались за счет конфискации имущества ответчика.

Кража, совершенная впервые, наказывалась битьем кнута на площади и возмещением убытков. Если же вор попадался вторично или усугублял кражу убийством собственника, его предавали смертной казни.

Наиболее серьезной категорией преступлений считалась деяния, направленные против государства и церкви. Судебник 1497 года определял, что к этой группе относится убийство господина, церковная кража, крамольные слова против княжеской власти или церкви, шпионаж и сговор с врагом. Наказанием за эти правонарушения служила смертная казнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector