«на технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы
Содержание:
Полутонный перфоратор
В Сирии российская авиация применяет в основном стандартные фугасные авиабомбы свободного падения калибра 250 и 500 килограммов, а также специальные бетонобойные бомбы БЕТАБ-500, в том числе и активно-реактивные с повышенными возможностями преодоления преград – БЕТАБ-500ШП. Фугасные бомбы содержат большое количество взрывчатки – от 150 до 350 килограммов, что обеспечивает надежное поражение цели. Однако фугасные бомбы крупного калибра имеют значительный радиус поражения, поэтому их в Сирии применяют против относительно больших по размеру конструктивно прочных объектов, расположенных удаленно от городской застройки. Бетонобойные бомбы, способные пробивать до трех-четырех метров бетонных перекрытий (в зависимости от качества бетона), применяются для поражения особо защищенных подземных сооружений. В основном это командные пункты стратегического и оперативного звена управления, а также крупные склады вооружения.
«Доказали высокую эффективность»
УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.
В оборудование образца УПАБ-1500Б, который пойдёт на экспорт, входят приёмник спутниковой навигации, источник электропитания (тепловые батареи), фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывательное устройство с тремя видами замедления, а также система управления (инерциальный комплекс, рулевой газовый привод и воздушный баллон).
Также по теме
По прозвищу «Дрель»: на что способна новейшая российская авиабомба
Испытания авиационной планирующей бомбы ПБК-500У «Дрель» должны завершиться до конца года. Об этом заявил индустриальный директор…
УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.
Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые (управляемые) авиационные бомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие (неуправляемые) аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании.
«Опыт боевого применения позволил Минобороны и конструкторам определиться с дальнейшими направлениями развития авиационных средств поражения. Корректируемые планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. Свободнопадающие бомбы, наверное, не уйдут в прошлое, но вкладывать деньги в их модернизацию особого смысла нет», — сказал Корнев.
Эксперт пояснил, что сброс планирующего боеприпаса, как правило, производят вне зоны действия войсковой ПВО противника. При этом метание свободнопадающих бомб происходит либо над объектом поражения, либо путём кабрирования — специального манёвра, который позволяет лётчику сбрасывать боеприпасы на дальности до 15 км от цели.
По некоторым характеристикам корректируемая бомба превосходит не только свободнопадающего собрата, но и крылатую ракету класса «воздух — поверхность».
Планирующий боеприпас стоит намного дешевле и обладает более мощной боевой частью, чем ракета «воздух — поверхность». По словам Корнева, пуск одной крылатой ракеты может обойтись бюджету в сотни тысяч долларов из-за наличия реактивного двигателя и высокотехнологичной аппаратуры. При этом корректируемая авиабомба лишена сложных агрегатов и систем.
- Управляемая планирующая авиационная бомба УПАБ-1500Б-Э на МАКС-2019
УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б — не единственные отечественные корректируемые боеприпасы нового поколения. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» концерн «Техмаш» представил широкой публике ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Боеприпас должен быть принят на вооружение до конца 2019 года. Масса бомбы составляет 540 кг, длина — 3,1 м, отклонение от цели — не более 3—5 м.
«В мире аналогов нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носителя — за 30 км. То есть самолёт не входит в зону поражения ПВО, сбрасывает изделие, и оно самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — рассказал ранее журналистам генеральный директор НПО «Базальт» (входит в концерн «Техмаш») Владимир Порхачёв.
Помимо навигационной системы «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Бомба может применяться почти всеми боевыми самолётами воздушно-космических сил, включая дальние и стратегические бомбардировщики.
Бомба – дура, прицел – молодец
Российские самолеты, применяя бомбы свободного падения среднего (250 кг) и крупного калибра (500 кг), решают задачу поражения точечных хорошо защищенных объектов (в том числе подземных) малыми силами – одним-двумя самолетами. И это в условиях, когда боевики «Исламского государства» уже длительное время находятся под ударами авиации США и НАТО и успели принять меры к минимизации своих потерь, одной из которых стало размещение объектов своей инфраструктуры по возможности в пределах жилой застройки, чтобы прикрыться мирным населением. Между тем о каких-либо заметных потерях среди него от ударов российской авиации до настоящего времени не сообщалось. Военные эксперты объясняют это тем, что основная часть направленных в Сирию российских самолетов оснащена новейшей отечественной разработкой СВП-24.
Идея, положенная в основу этой системы, состоит в том, чтобы обеспечить не точное самонаведение на цель боеприпаса, а правильный вывод в точку сброса неуправляемых средств поражения их носителя. Этим наша система принципиально отличается от американской концепции превращения в высокоточное оружие обычных бомб – JDAM. США устанавливают на бомбы свободного падения комплекты, обеспечивающие их наведение на цель по данным GPS. То есть превратили обычные бомбы в управляемые. Понятно, что стоимость такой бомбы значительно возрастает (комплект стоит около 26 тысяч долларов), хотя и остается существенно меньше, чем полноценного высокоточного боеприпаса. СВП-24 обеспечивает совмещение цели с местоположением носителя с поправкой на траекторию полета бомбы, рассчитываемой бортовым вычислительным комплексом с учетом гидрометеоусловий и ее баллистики. Таким образом обычный боеприпас приобретает результативность, соизмеримую с высокоточным оружием.
Разработчики утверждают, что точность бомбометания даже с высоты пяти-шести километров может быть чрезвычайно высокой. Испытания в полигонных условиях дали среднеквадратическое отклонение 250–500-килограммовой бомбы от цели около четырех – семи метров. Понятно, что в боевой обстановке накладываются дополнительные факторы, существенно снижающие точность бомбометания. Это прежде всего погрешности в определении координат цели, которые могут достигать нескольких метров. Нет полноты информации и о гидрометеорологической обстановке, состоянии воздушной среды в районе цели. Дополнительные несколько метров погрешности внесет определение места носителя по данным ГЛОНАСС в зоне боевых действий. Координаты несколько искажаются при резком маневрировании в районе цели. С учетом всех названных факторов можно оценить точность боевого применения свободнопадающих бомб с использованием СВП-24 показателем в 20–25 метров. В этом случае вероятность попадания в малоразмерное защищенное подземное сооружение может составить 30–40 процентов, а вероятность поражения слабо защищенных наземных объектов средним калибром может достигать и 60 процентов. Этого вполне достаточно, чтобы осуществлять высокоточное и надежное поражение назначенных целей ограниченным составом сил: даже для сильно защищенного малоразмерного объекта достаточно применить три-четыре бомбы, а слабо защищенный будет гарантированно уничтожен уже двумя боеприпасами. При этом зона разрушений вблизи поражаемого объекта не превысит нескольких десятков метров, что сопоставимо с расстоянием между отдельными зданиями в типовой городской застройке.
Таким образом, имея 12–16 бомб среднего и крупного калибра, оборудованный системой СВП-24 самолет Су-24М способен уничтожить до двух точечных объектов инфраструктуры исламистов за один вылет. Вероятно, именно по этой причине на каждый пораженный объект в среднем приходится чуть больше одного самолетовылета (нельзя забывать, что ударные самолеты сопровождаются самолетами обеспечения, в частности истребителями). При этом стоимость боеприпаса по сравнению с высокоточным оружием или бомбами, оснащенными комплектом JDAM, остается копеечной. Справедливости ради отметим, что точность попадания бомбы JDAM будет выше – пять – семь метров. То есть вероятность попадания даже в защищенное подземное сооружение достигает 70–80 процентов. Но это несущественно сказывается на повышении эффективности действий авиации – для абсолютного большинства боевых задач в Сирии такая точность избыточна.
Прижавшись щекой
Ложе — основа основ снайперской стрельбы, своего рода «интерфейс» между затвором и стволом, с одной стороны, и снайпером — с другой
Поскольку комплекция и особенности строения тела у каждого стрелка различаются, очень важно, чтобы ложе было оснащено регулируемым по длине прикладом и регулируемой «щекой». Если регулировка проведена правильно, стрелок может взять винтовку, упереть ее в плечо, прижаться щекой к прикладу, и при этом глаз будет находиться точно на оптической оси прицела
Если же снайперу для прицеливания требуется вытягивать или втягивать шею, значит, ложе требует дополнительной регулировки. В наши дни ложа высокоточных снайперских винтовок изготавливают из композитных материалов. Применявшиеся в прежние годы деревянные ложа имели серьезный недостаток — со временем они деформировались от контакта с влагой, что негативно сказывалось на точности стрельбы.
Принцип работы
Высокоточное оружие появилось в результате борьбы с проблемой невысокой вероятности поражения цели традиционными средствами. Основные причины — отсутствие точного целеуказания, значительное отклонение боевого припаса от расчётной траектории, противодействие противника. Следствие — большие материальные и временные затраты на выполнение задачи, высокий риск потерь и неудачи. С развитием электронных технологий появились специфические возможности управления боеприпасом на основании сигналов датчиков положения боеприпаса и цели. Основные виды методов определения взаимного положения боеприпаса и цели:
- Стабилизация траектории боеприпаса на основании инерциальных датчиков ускорений. Позволяет уменьшить отклонения от расчётной траектории.
- Подсветка цели специфическим излучением, позволяющим боеприпасу опознать цель и скорректировать отклонения. Обычно подсветка выполняется радиолокаторами (в системах ПВО) или лазерным излучением (для наземных целей).
- Использование специфического излучения цели, позволяющего боеприпасу опознать цель и скорректировать отклонения. Это может быть радиоизлучение (например, в противорадиолокационных ракетах), инфракрасное излучение перегретых двигателей машин и самолётов, акустические и магнитные поля кораблей.
- Поиск следов цели, например кильватерного следа корабля.
- Умение боеприпаса идентифицировать оптическую или радиотехническую картину цели для выбора приоритетной цели и наведения.
- Управление полётом боеприпаса на основании показаний систем навигации (инерциальной, спутниковой, картографической, звёздной) и знания координат цели или пути к цели.
- Возможно так же удалённое управление боеприпасом оператором или автоматической системой наведения, которые получают сведения о положениях цели и боеприпаса по независимым каналам (например, визуально, радиолокационными или иными средствами).
Сложные боеприпасы могут руководствоваться несколькими методами поиска цели в зависимости от их доступности и достоверности. Помимо проблемы поиска цели перед высокоточным оружием зачастую ставятся задачи преодоления средств противодействия, направленных на уничтожение или отклонение боеприпаса от цели. Для этого боеприпасы могут выполнять подход к цели предельно скрытным образом, совершать сложные манёвры, выполнять групповые атаки, ставить активные и пассивные помехи.
Тяжелый металл
Высокоточная снайперская винтовка — это прежде всего ствол высочайшего качества. Одна из главных особенностей снайперского ствола — его толщина. Винтовки фирмы Remington имеют стволы диаметром ¾ дюйма, и это далеко не предел. Толстый ствол меньше подвержен тепловой деформации и эффективнее отводит тепло. Иногда на стволе снайперской винтовки фрезеруют специальные продольные желобки для лучшего теплоотвода. Материал стволов — нержавеющая сталь или хромомолибденовый сплав. Специально выплавленный металл должен обладать огромной прочностью и при этом быть пластичным, а также поддаваться обработке режущим инструментом.
Высокоточная снайперская винтовка производства знаменитой британской фирмы Accuracy International
При изготовлении ствола сначала в стержне-заготовке просверливают будущий канал, который затем обрабатывают с помощью развертки. Следующий этап — создание нарезов. Для этого существуют разные технологии. Крупные производители оружия часто применяют метод холодной ковки. В этом случае в канал ствола помещают оправку из сверхпрочного сплава, которая выполняет роль матрицы. На оправку нанесены нарезы будущего ствола как бы в зеркальном отображении. Затем специальные молоты, развивающие давление около 130 т, начинают «обстукивать» заготовку. Профиль матрицы вдавливается в заготовку, оставляя отпечатки в виде нарезов. Затем ствол снимают с оправки. Технология холодной ковки требует дорогостоящего оборудования, но дает высочайшую точность нанесения нарезов. По другой технологии нарезы выдавливают в канале ствола специальным инструментом — дорном. Существуют технологии нарезания ствола с помощью фрезы и электрохимических процессов.
Оружие
Как делают стволы для снайперских винтовок: отвечает Влад Лобаев
Технические особенности, достоинства и недостатки
Конструкция разных типов крылатых ракет сходна. Все они имеют отсек для размещения топлива, боевую часть, а также двигатель с воздухозаборником. Кроме того, значительное количество КР оснащается стартовым двигателем, задача которого – придание начального ускорения летательному аппарату. Для удобства размещения в пусковом контейнере крылья нередко делают складными.
Запуск КР с боевого корабля
От обычных типов ракет они отличаются траекторией и высотой полета: как правило, полет проходит предельно низко с огибанием рельефа местности. Кроме того, современные крылатые ракеты оснащают турбореактивными или прямоточными двигателями, что позволяет им преодолевать очень значительные расстояния. От обычных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) они отличаются отсутствием наземного оператора, управляющего их полетом.
Важнейшим элементом любой КР является ее система наведения, во многом именно она определяет эффективность этого оружия. Первые крылатые ракеты использовали радиолокационные системы, которые прекрасно подходили для обнаружения кораблей на ровной морской поверхности, но плохо работали над сушей с ее сложным рельефом. Именно по этой причине КР долго оставались практически исключительно противокорабельным оружием.
В настоящее время ракеты используют более совершенные системы наведения и коррекции курса. Для определения своего месторасположения они сканируют земную поверхность, сверяя ее затем с электронными картами, заложенными в ЭВМ. Кроме того, широко используется инерциальная навигация и системы глобального позиционирования типа ГЛОНАСС или GPS.
Американская КР «Плутон» с ядерной силовой установкой. Проект так и не был реализован
Отдельно следует сказать о крылатых ракетах с ядерной силовой установкой. Созданием подобных летательных аппаратов занимались в СССР и США на заре атомной эры – в 60-е годы прошлого столетия. Американцы успешно провели огневые испытания подобного двигателя, но запускать крылатую ракету с ЯЭУ они попросту побоялись из-за высокого риска радиоактивного заражения местности. Проект был тихо закрыт.
Особенности конструкции крылатых ракет обуславливают основные преимущества и недостатки этого вида высокоточного оружия. К их несомненным достоинствам можно отнести следующее:
- КР способны двигаться по произвольной траектории, что создает серьезные проблемы для противоракетной обороны неприятеля;
- Использование для полета малых и сверхмалых высот значительно затрудняет их обнаружение радарами;
- Совершенные системы навигации и наведения позволяют современным крылатым ракетам поражать с большой точностью даже малоразмерные цели.
https://youtube.com/watch?v=BCmMNPCBxCQ
Есть у КР и недостатки:
- Значительная стоимость по сравнению с другими боеприпасами;
- Относительно малая мощность всех видов боевых частей, за исключением ядерных;
- Большинство из них имеет сравнительно небольшую скорость полета.
За дымом не спрятаться
Особо следует отметить, что результативность бомбометания с использованием системы СВП-24 мало зависит от погодных условий и дальности видимости в районе цели, поскольку она определяется системой ГЛОНАСС и работой бортовых систем самолета. То есть если координаты цели достоверны, защититься от удара постановкой дымовых завес или иными средствами маскировки, созданием пассивных помех уже невозможно. Однако есть у этой системы и недостатки. Важнейший из них кроется в ее достоинстве – требовании с высокой точностью определить координаты цели и правильно ее классифицировать. Это влечет резкое увеличение времени реакции – с момента обнаружения цели до удара по ней может пройти от часа-двух (в зависимости от удаленности цели от аэродрома базирования) до суток и более. Что ограничивает возможности применения этого оружия только по стационарным объектам. Вероятно, именно по этой причине за редкими исключениями наша авиация в Сирии работает на уничтожение инфраструктуры «Исламского государства». Впрочем, американская авиация в Сирии и в Ираке также действует по большей части против аналогичных целей.