«наш ответ «томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета х-101/х-102

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме


«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть — 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.

Запуск Х-101 из бомбоотсека самолета Ту-160

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность её использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

Примечания

  1. Х-101 / Х-102 (рус.). MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.). Дата обращения 10 сентября 2020.
  2. 1234 Валагин, 2020:1.
  3. Антон Валагин . Крылатую ракету Х-101 улучшили с учетом сирийского опыта,Российская газета (24 января 2018). Дата обращения 6 октября 2020.
  4. Эксперт рассказал о точности крылатых ракет Х-101, применяемых против боевиков в Сирии.
  5. Х-101/102, крылатые ракеты // ИА «Оружие России».
  6. Валагин, 2020:1: «Две барабанные пусковые установки стратегического ракетоносца Ту-160 вмещают 12 ракет.».
  7. Валагин, 2020:2: «Министерство обороны России опубликовало видео нанесения ракетных ударов по позициям сирийских боевиков стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС. Это первое официальное свидетельство применения «медведями» (так самолеты прозвали в НАТО) новых крылатых ракет Х-101. До этого данное оружие использовали лишь стратегические ракетоносцы Ту-160.».
  8. Валагин, 2020:1: «Самолет специально модернизировали под новые ракеты: усилили пилоны, доработали бортовую электронику, чтобы самолет мог выдавать ракетам полетное задание, выполнять другие действия, связанные с их боевым применением. Ту-95МС может нести восемь Х-101 на пилонах под крыльями.».
  9. Мураховский, 2020: «Он может взять на борт восемь крылатых ракет. Для этого пришлось переработать пилоны, доработать бортовое радиоэлектронное оборудования, чтобы самолет мог выдавать на ракеты полетное задание и осуществлять другие действия, связанные с боевым применением новых крылатых ракет.».
  10. Министерство обороны Российской Федерации (неопр.) . function.mil.ru. Дата обращения 19 ноября 2020.
  11. Владимир Путин провёл совещание с руководством Минобороны, посвящённое ходу операции в Сирии (неопр.) . Первый канал. Дата обращения 21 ноября 2020.
  12. Гаврилов, 2020.
  13. Бомбардировщики Ту-95 нанесли удар в районе «столицы ИГ» в Сирии (неопр.) . РБК. Дата обращения 17 февраля 2020.
  14. Tu-95MS bombers launched Kh-101 cruise missiles against ISIS object in Syria . Минобороны России. (5 июля 2017).
  15. Tu-95MS fired Kh-101 cruise missiles at ISIS objects in SYRIA . Минобороны России. (26 сентября 2017).

Источники

  • Антон Валагин. В России рассказали об особенностях ракет Х-101(неопр.) . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Антон Валагин. Видео: Ту-95 впервые применили в Сирии новые ракеты(неопр.) . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Юрий Гаврилов. Атака с моря и двух баз(неопр.) . Российская газета (17 ноября 2016).
  • Мураховский В. Эксперт рассказал о точности крылатых ракет Х-101(неопр.) . ТАСС (18 ноября 2016).

Принцип действия и конструкция ракеты

При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).

Основные проекции ракеты Х-101/102

Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.

Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.

Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.

Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания.  Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.

Боевое применение

19 и 20 ноября 2015 года «Белые лебеди» нанесли еще два удара по боевикам. Ровно год спустя состоялись первые боевые запуски Х-101 с самолетов Ту-95МСМ. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты – 5-го июля и 26-го сентября.

Наземная подготовка ракеты Х-101

Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались (видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров) принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили.

Читать еще


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

Тактико-технические характеристики

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»[источник не указан 339 дней]
Год начала испытаний 1999[источник не указан 339 дней]
Длина, м 7,45[источник не указан 339 дней]
Диаметр, мм 742[источник не указан 339 дней]
Размах крыла, м 3[источник не указан 339 дней]
Стартовый вес, кг 2200—2400[источник не указан 339 дней]
Масса боевой части, кг 400
Масса топлива, кг 1250[источник не указан 339 дней]
Скорость, м/c, крейсерская 190—200[источник не указан 339 дней]
Скорость, м/c, максимальная 250—270[источник не указан 339 дней]
Максимальная дальность, км 5500 км[источник не указан 339 дней]
Профиль полёта изменяемый[источник не указан 339 дней]
Высота профиля полёта, м изменяемый от 30—70 до 10 000[источник не указан 339 дней]
ЭПР, м² 0,01[источник не указан 339 дней]
Тип ГСН[источник не указан 339 дней] оптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ)[источник не указан 339 дней]

ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции[источник не указан 339 дней]

+ (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН[источник не указан 339 дней]

Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс[источник не указан 339 дней]
Точность (КВО), м 10[источник не указан 339 дней]
Ядерный вариант ракеты Х-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт[источник не указан 122 дня]
Носители
  • Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках).
  • Ту-95МС (8 ракет на внешней подвеске)

История создания

В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС. Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью – круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части – чрезмерно много.

Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами – улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты.

Американская крылатая ракета AGM-129 ACM. Имела заметно меньшую дальность, чем Х-101. Из-за больших габаритов разместить её в бомбоотсеке какого-либо самолета так и не удалось

Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно. Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой.

Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось – этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику – скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.

Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло.

Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101. Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи – российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца

В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания

AGM-129 поступила в ВВС США в 1990 году, а в 2007 её уже сняли с вооружения. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году.

Ракеты Х-101 под крылом Ту-95МСМ

В качестве самолета-носителя поначалу использовался Ту-95МС. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия.

Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали.

К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение  Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector