Авиационная ракета р-27 (управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности): описание, носители, тактико-технические характеристики
Содержание:
- Эксплуатация[править | править код]
- История разработки
- Хронология пусков
- Таблица параметров
- Серия Р-27Т
- Описание авиационной ракеты Р-27
- Модификации авиационной ракеты Р-27
- Версии 27-Р
- Описание
- Р-27 ЭР и Р-27 ЭТ
- Конструкционные особенности
- Конструкция
- Как попасть в авианосец?
- Кратко о носителях
- Оценка проекта[ | код]
- Прогрессирующая неуязвимость
Эксплуатация[править | править код]
Всего было произведено около 1800 ракет. Комплекс Д-5 эксплуатировался с по 1988 год. Всего было выполнено 492 пуска ракет, из которых 429 признано успешными. Максимальное количество пусков было в 1971 году — 58. Это своеобразный рекорд для советских и российских баллистических ракет подводных лодок. Комплекс удерживает также рекорд по среднегодовому количеству пусков — 23,4.
При эксплуатации комплекса Д-5У был выполнен 161 пуск, из них 150 успешных. Последние пуски ракет Р-27 и Р-27У по планам боевой подготовки были выполнены в 1988 году. После этого пуски осуществлялись только в исследовательских целях. За время эксплуатации дважды (по одному разу на Северном и Тихоокеанском флотах) были проведены стрельбы 8 ракет в одном залпе. Все пуски были признаны успешными. За весь период эксплуатации было выполнено более 10 тысяч погрузок-выгрузок ракет, лодками вооружёнными РСМ-25 было осуществлено 590 боевых патрулирований в различных районах Мирового океана.
За время эксплуатации произошло несколько аварий с разрушением ракет. Погибли 5 человек и потеряна одна подводная лодка — К-219.
При погрузке с нарушением процесса погрузки-выгрузки ракета с высоты 10 м упала на причал. Был разрушен бак окислителя. Два человека из погрузочной партии погибли от воздействия паров окислителя на незащищённые органы дыхания.
Трижды разрушалась ракета в шахте лодки, находящейся на боевом дежурстве.
На учениях «Океан-76» на лодке К-444 провели предстартовую подготовку трёх ракет. Был осуществлён пуск двух ракет, а стрельба третьей ракетой не производилась. Давление в баках ракеты из-за ряда человеческих ошибок было сброшено до всплытия лодки. Давление забортной воды разрушило баки ракеты, а при всплытии и осушении шахты окислитель протёк в шахту. Благодаря умелым действиям личного состава развития аварийной ситуации не произошло.
В 1973 году на лодке К-219 находящейся на глубине 100 м из-за ложного срабатывания системы орошения при открытом клапане осушения шахты и ручного клапана на перемычке между главной осушительной магистралью лодки и трубопроводом осушения шахты произошло сообщение ракетной шахты с забортной водой. Давление в 10 атмосфер разрушило баки ракеты. При осушении шахты произошло возгорание ракетного топлива, но своевременное срабатывание системы автоматического орошения предотвратило дальнейшее развитие аварии. Лодка благополучно вернулась на базу.
Пожар на К-219 в октябре 1986 года
Третий случай произошёл также на лодке К-219 3 октября 1986 года. По неустановленным причинам при погружении после сеанса связи в ракетную шахту стала поступать вода. Экипаж попытался отключить автоматику и слить воду нештатными средствами. В результате сначала давление сравнялось с забортным и разрушились баки ракеты. Затем после осушения шахты произошло возгорание компонентов топлива. Отключённая автоматика орошения не сработала и произошёл взрыв. Была сорвана крышка ракетной шахты, начался пожар в четвёртом ракетном отсеке. Потушить пожар собственными силами не удалось. Личный состав покинул лодку, отсеки заполнились забортной водой и лодка пошла ко дну. Во время пожара и задымления в ракетных 4-м и 5-м отсеках погибли 3 человека, в том числе командир БЧ-2.
Опыт эксплуатации ракет РСМ-25 был проанализирован и учтён при разработке новых комплексов. В результате при эксплуатации последующих ракет не было ни одного случая гибели людей.
Снятие с вооруженияправить | править код
Модификация Р-27У была снята с вооружения ещё до распада Советского Союза, в 1989 году. Другие модификации ракеты снимались с вооружения в России в рамках исполнения договора СНВ-1. Согласно сентябрьскому меморандуму 1990 года, на территории СССР на Р-27 было развёрнуто 192 ядерных боезаряда. По состоянию на июль 1997 года Украина, Белоруссия и Казахстан по Лиссабонскому протоколу отказались от ядерного оружия, а в России на Р-27 оставалось 16 развёрнутых боезарядов. Январский меморандум 2008 года подтвердил, что все Р-27 в России были сняты с вооружения.
История разработки
Р-21 в музее
Принятая на вооружение в 1963 году ракета Р-21 комплекса Д-4 с дальностью стрельбы 1400 км существенно уступала по основным характеристикам американским ракетам «Поларис A1» (1960 год, 2200 км) и «Поларис A2» (1962 год, 2800 км). Для ликвидации отставания требовалась разработка новой ракеты.
24 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР № 386—179 о разработке новой ракеты Р-27 комплекса Д-5 для вооружения подводных лодок проекта 667А. Головным разработчиком по ракете и комплексу было назначено СКБ-385, главный конструктор — Макеев В. П. Разработка системы управления ракетой была поручена НИИ-592 (главный конструктор Семихатов Н. А.), а размещение комплекса на подводной лодке проекта 667А — ЦКБ-18 (главный конструктор Ковалёв С. Н.).
При разработке ракеты был применён ряд новаторских решений, надолго определивший облик ракет СКБ-385:
- Максимальное использование всего внутреннего объёма ракеты для размещения в нём компонентов топлива — отсутствие традиционного разбиения на отсеки, размещение маршевого двигателя в баке горючего (так называемая утоплённая схема), использование общего днища бака горючего и окислителя, размещение приборного отсека в переднем днище ракеты.
- Цельносварной герметичный корпус из вафельных оболочек полученных химическим фрезерованием плит, материалом для которых служил алюминиево-магниевый сплав АМг6.
- уменьшение объёмов воздушного колокола за счёт последовательного пуска при старте сначала рулевых двигателей, а потом маршевого двигателя («динамический колокол»)
- совместная разработка ракеты и элементов ракетно-стартовой системы — отказ от аэродинамических стабилизаторов и использование поясных резинометаллических амортизаторов;
- заводская заправка ракет и ампулизация компонентов топлива.
Эти меры позволили резко повысить среднюю плотность компоновки ракеты, тем самым уменьшив её габариты, а также уменьшить потребный объём шахты и цистерн кольцевого зазора. Так, по сравнению с ракетой Р-21 дальность стрельбы увеличилась в 2 раза, длина ракеты сократилась на треть, масса пусковой установки уменьшилась больше чем в 10 раз, масса ракеты — почти на треть, объём кольцевого зазора — почти в 5 раз. Нагрузка на лодку в расчёте на одну ракету (масса ракет, пусковых установок, ракетных шахт и цистерн кольцевого зазора) уменьшилась в три раза.
Хронология пусков
6 февраля с Государственного испытательного космодрома Плесецк (Архангельская область) был проведен учебно-боевой пуск твердотопливной МБР РС-24 «Ярс» мобильного базирования, оснащенной разделяющейся головной частью. Учебные боевые блоки успешно прибыли в намеченный район на полигоне Кура (Камчатка). Целью пуска в Минобороны РФ назвали подтверждение тактико-технических и летных характеристик комплекса. Задачи пуска были выполнены в полном объеме.
26 июля с Государственного центрального межвидового полигона Капустин Яр (Астраханская область) был проведен учебный пуск МБР подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В военном ведомстве заявили, что задачи пуска были полностью выполнены.
24 августа было осуществлено сразу два пуска — с атомных подводных лодок. С атомного подводного ракетоносца «Тула» проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин») запущена жидкостная МБР морского базирования Р-29РМ «Синева», а с атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 (шифр «Борей») произведен пуск твердотопливной МБР Р-30 «Булава». Как сообщили в Минобороны, субмарины в этот момент находились в приполюсном районе Северного Ледовитого океана и в акватории Баренцева моря, соответственно. По данным военных, массогабаритные макеты боевых блоков ракет выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели на полигонах Чижа (Архангельская область) и Кура. В ведомстве отметили, что этими стрельбами были подтверждены технические характеристики баллистических ракет, а также работоспособность всех систем ракетных комплексов на субмаринах.
30 сентября с Плесецка был произведен учебно-боевой пуск твердотопливной МБР «Тополь-М». Аналог боевой части ракеты достиг заданной точки на Камчатке, сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.
17 октября в рамках учений стратегических ядерных сил «Гром-2019» из подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» на космодроме Плесецк был успешно выполнен пуск МБР по полигону Кура на Камчатке. Кроме того, проведен пуск баллистической ракеты «Синева» с подлодки К-18 «Карелия» из подводного положения. С атомной подлодки К-44 «Рязань» вместо запланированных двух был осуществлен один пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29Р по полигону Чижа. Как сообщило Минобороны, второй пуск Р-29Р был отменен после оценки состояния ракеты перед стартом.
Таблица параметров
Тактико-технические характеристики авиационных ракет Р-27 отличаются в зависимости от модификации и предназначения. Приведенная ниже таблица поможет понять отличия между всеми типами указанного оружия. Прочерки означают, что показатели идентичны с вариантом «Р».
ТТХ |
Р-27Р |
27Т |
27ТЭ |
27РЭ |
27 АЭ |
Длина (м) |
4,08 |
3,79 |
4,5 |
4,78 |
4,78 |
Крыло в размахе (м) |
0,77 |
— |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Вес ракеты (кг) |
253,0 |
254,0 |
343,0 |
350,0 |
350,0 |
Масса БЧ (кг) |
39,0 |
— |
— |
— |
39,0 |
Конфигурация боевой части |
Стержневой вариант |
— |
— |
— |
— |
Дальность запуска (км) |
80,0 |
70,0 |
120,0 |
130,0 |
130,0 |
Скоростной показатель (М) |
4,5 |
— |
— |
— |
— |
Тип системы наведения |
Комбинированная (полуактивная радиолокация с инерционной коррекцией) |
Тепловая всеракурсовая конструкция |
Тепловая, с учетом всех ракурсов |
— |
ГСН с режимом программирования и инерционной коррекцией |
Носители ракет Р-27 |
Су-35/27/33, МиГ-29, Як-141 |
— |
— |
— |
— |
Далее рассмотрим каждую модификацию детальнее.
Серия Р-27Т
Отличительным моментом этой модификации является наличие инфракрасного элемента самонаведения. Конструкция ракеты включает в себя следующие узлы и детали:
- В носовом отсеке под обтекателем расположен детектор инфракрасной ГСН.
- В следующей части корпуса находится аппаратура головки.
- Головная часть оборудована четырьмя рулями, сконфигурированными по схеме «утка».
- Боевая часть установлена за отсеком силовых приводов рулей. Там же предусмотрено место для взрывателя.
Корпусная часть в своем большинстве занята ракетным силовым агрегатом. Непрерывная работа составляет 3 часа (вместе с включенным охлаждающим контуром фотоприемника).
Описание авиационной ракеты Р-27
Изначально модель разрабатывалась с учетом нормальной схемы самолетной аэродинамики. В дальнейшем ее изменили на конфигурацию «утка», базирующуюся на асимметричном крестообразном размещении рабочих поверхностей. В конструкцию внедрили технически сложные аэродинамические рули. Эти элементы имеют значительное удлинение, стреловидность переменной конфигурации (на фронтальной кромке) и суженный корневой отсек.
Подобная схема (типа «бабочка») дала возможность использовать рули в дифференциальном режиме не только для управления и стабилизации полета по основным показателям, но и аналогичного действия по каналу крена. Конструктивные особенности гарантировали стабильный коэффициент момента крена во всем доступном диапазоне чисел. Соответственно, нивелировалось реверсное явление, характерное для других аналогов, созданных по системе «утка».
Модификации авиационной ракеты Р-27
Указанное оружие изготавливается в нескольких версиях. Между собой они отличаются разновидностью головок наведения (полуактивный тип радиолокационного действия (ПАРГС)) и тепловой вариант (ТГС). Кроме того, у них разнятся конфигурации двигательных агрегатов, имеющие стандартный либо повышенный энергетический потенциал. Модификации с ТГС дополняются буквенными индексами «Т» или «ЭТ», версии с ПАРГС – «Р» и «ЭР».
Стоит отметить, что литера «Э» обозначает «энерговооруженная» модель. Многие ошибочно приписывали расшифровку — «экспортная» вариация. Такие экземпляры обладают твердотопливной силовой установкой повышенной мощности с увеличенным диаметром, по сравнению с фюзеляжным отсеком.
Некоторые общие показатели всех модификаций авиационной ракеты Р-27:
- боевая часть — стержневая:
- разновидность взрывателя – неконтактная/радиолокационная/контактная;
- вес боевой части – 39 кг;
- радиус при активации взрывателя – до 6 м;
- двигатель – с одним режимом (РДТТ Р-300);
- силовой агрегат на модификациях «Э» — обладает повышенной начальной тягой с дальнейшим ее уменьшением (РДТТ Р-300Э);
- вес силовых установок – 95/192,5 кг.
Версии 27-Р
Указанная модель представляет собой разновидность штатной ракеты, обладающую управлением инерциального типа с коррекцией посредством применения определенных радиочастот. Кроме того, в систему наведения входит полуактивный радиолокационный блок, активирующийся на финишной стадии полета.
Система наведения ГСН 9Б-1101К также разрабатывается конструкторами НИИ «Агат». Указанный узел ориентирован на захват объектов на высотах от 20 до 25 000 метров. При этом предельное завышение или занижение мишени при скорости до 3500 км/ч, составляет 10 км. Допускается старт пары зарядов по двум целям. Готовность ГСН к применению обеспечивается через одну секунду после получения указания мишени от блока управления носителя типа Су-33 или МиГ-29.
Описание
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т, Р-27Р, Р-27П предназначены для поражения воздушных целей (высокоманевренных самолетов, вертолетов и т. п.) в любое время суток, на всех ракурсах при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей. Р-27 предназначена для поражения целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке до 8g. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29. Взрывательные устройства ракет выполнены на основе радиолокационных неконтактных и контактных датчиков цели. В компоновке ракет реализован модульный принцип конструкции. Ракеты входят в состав вооружения самолетов марки МиГ, Су и др. Подвеска ракеты на самолет-носитель, обеспечение необходимым электропитанием в совместном полете, боевой пуск и аварийный сброс осуществляется с помощью авиационного пускового устройства АПУ-470 или авиационного катапультного устройства АКУ-470.
Р-27 ЭР и Р-27 ЭТ
Управляемая ракета класса «воздух-воздух» вариации «ЭР» отличается существенно увеличенной дальностью полета. По сравнению с базовой моделью она имеет большие габаритные размеры и вес. Полуактивная радиолокационная ГСН гарантирует уничтожение объектов в сложных метеоусловиях, независимо от естественных и искусственных помех.
Серия Р-27 ТЭ также имеет большую дальность действия, габариты и вес
Ее важное преимущество – применение в самолетных пусковых установках для ликвидации всех типов боевых летательных аппаратов, включая высокоманевренные самолеты крылатые ракеты. При этом на эффективность действия не влияют помехи, метеоусловия, фон земли или водной поверхности, ракурс наведения
Конструкционные особенности
На корпусе авиационной ракеты Р-27, перед рулями самонаводящихся головок, предусмотрены дестабилизаторы. Запас статической стабильности обеспечивался за счет указанных элементов, которые изменяли собственную площадь при смене боеголовок. Версия с радиолокационным способом наведения разработана с комбинированной корректировкой, позволяющей по максимуму использовать баллистические преимущества ракеты.
Они превышали почти в 2,5 раза дальность захвата мишени головкой. То есть на первом этапе траектории используется инерциальная наводка на цель с радиокоррекцией скоростного и позиционного фактора, с учетом маневра мишени. На финишной стадии основная роль отводилась самонаведению.
Для подвески на Су-33 и другие самолеты носители применяются идентичные пусковые приспособления рельсовой и катапультной конфигурации. Первая вариация АПУ-470 предназначается для установки боеприпасов под крыльями летательного аппарата, а катапульта служит рабочим отсеком под крыльями и фюзеляжем. Стоит отметить, что основным материалом конструкции является титан (для корпуса) и усиленная сталь (для оболочки двигателя).
Конструкция
Р-7 — жидкостная двухступенчатая моноблочная МБР. Выполнена по «пакетной» схеме — четыре боковых блока первой ступени расположены вокруг центрального блока второй ступени. Обе ступени запускались одновременно, максимальное время работы первой составляло 140 секунд, второй — 320 секунд.
Центральный блок имел обозначение «А», боковые — «Б», «В», «Г» и «Д».
В качестве горючего использован керосин Т-1, окислителя — жидкий кислород. Для привода турбонасосных агрегатов применялся газ, образующийся при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков — сжатый азот.
Каждый из четырех блоков первой ступени оснащен маршевым двигателем РД-107 тягой 83 т (на земле). На второй ступени установлен двигатель РД-108 тягой 76 т.
Старт — газодинамический, с наземного стартового стола. Первоначальное наведение ракеты по азимуту осуществлялось с помощью поворотного круга пусковой установки.
Система управления — комбинированная: автономная инерциальная обеспечивала стабилизацию на активном участке полета; радиокомандная управляла коррекцией по направлению и дальности.
Как попасть в авианосец?
В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.
Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.
Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.
Кратко о носителях
Транспортировку и запуск ракет Р-27, которые по стандартам НАТО именовались АА 10 Alamo, осуществляли несколько отечественных истребителей.
Среди них:
- Су-27 – советский, а потом российский многоцелевой истребитель четвертой генерации. Первый полет состоялся в 1977-м, а эксплуатация ведется с 1985 года. Указанная модель – один из основных летательных аппаратов ВВС РФ, предназначен для получения военного превосходства в воздухе.
- Су-33 — еще один представитель четвертого поколения истребителей РФ, состоящий на вооружении с 1998 года, отличается большой грузоподъемностью и дальностью полета. Особенность – возможность выполнять функции самолета-заправщика.
- Су-34. Мультифункциональный истребитель-бомбардировщик, ориентированный на поражение и бомбардировку наземных целей, противостояния объектам противника в воздухе. Особенности – уникальные боевые характеристики и наличие инновационных приборов противодействия радиоэлектронным системам.
- Су-35. Этот военный самолет известен еще как Су-27М, соответствует параметрам истребителей пятого поколения.
- Як-141 – всепогодный многоцелевой военный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки. Первый вылет совершен в 1987 г.
- МиГ-29. Многоцелевой истребитель четвертой генерации, на вооружение принят в 1983 году.
Оценка проекта[ | код]
Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-27 для вооружения подводных лодок проекта 667А стал ответом на американскую программу «Поларис». По своим тактико-техническим характеристикам ракета Р-27 стала аналогом ракеты «Поларис A1», а моноблочный вариант ракеты Р-27У аналогом «Поларис A2». Вариант ракеты Р-27У с тремя боевыми блоками уже существенно уступал своему аналогу «Поларис A3» по дальности. При этом советские ракеты были приняты на вооружение на 8—10 лет позже и имели худшие показатели точности (КВО). В 1970 году США приняли на вооружение ракету «Посейдон C3» с разделяющейся головной частью с десятью блоками индивидуального наведения, что позволило им резко повысить эффективность своих морских стратегических ядерных сил.
Отличительной особенностью советских ракет было то, что на них использовались ракетные двигатели с жидким топливом и они были одноступенчатыми, а американские ракеты создавались с твердотопливными двигателями и были двухступенчатыми. Советские ракеты были немного легче, но при этом имели большие габариты. Более высокой по сравнению с американскими ракетами была и взрывопожароопасность.
Французские ракетостроители избрали американский путь и создавали свои первые ракеты — M1/M2 и M20 — двухступенчатыми с твердотопливными двигателями. По своим тактико-техническим характеристикам эти ракеты соответствовали моноблочным вариантам ракет Р-27 и Р-27У, обладали сравнимой точностью и были приняты на вооружение на несколько лет позже, чем Р-27.
Небольшая дальность советских ракет обусловила необходимость боевого патрулирования советских ПЛАРБ в зонах действия мощных сил противолодочной обороны ВМС США и НАТО, что снижало боевую устойчивость советских ракетоносцев. Несмотря на ряд недостатков, СССР удалось создать достаточно эффективный стратегический ракетный комплекс. На ракете Р-27 был опробован ряд новых технических решений. Использование этих наработок на ракетных комплексах с ракетами Р-29 и Р-29Р в дальнейшем позволило ликвидировать отставание от США.
Поларис A1 | Поларис A2 | Поларис A3 | Р-27 | Р-27У | Посейдон C3 | Р-29 | M1 | M20 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | ||||||||||
Год принятия на вооружение | 1960 | 1962 | 1964 | 1968 | 1974 | 1970 | 1974 | 1972 | 1976 | |
Максимальная дальность, км | 2200 | 2800 | 4600 | 2500 | 3000 | 2500 | 4600 | 7800 | 3000 | 3200 |
Забрасываемый вес, кг | 500 | 500 | 760 | 650 | 650 | >650 | 2000 | 1100 | 1360 | 1000 |
Тип головной части | моноблочная | РГЧ РТ | моноблочная | РГЧ РТ | РГЧ ИН | моноблочная | ||||
Мощность, кт | 600 | 800 | 3×200 | 1000 | 1000 | 3×200 | 10×50 | 1000 | 500 | 1200 |
КВО, м | 1800 | 1000 | 1900 | 1300—1800 | 800 | 1500 | 1000 | |||
Стартовая масса, т | 12,7 | 13,6 | 16,2 | 14,2 | 29,5 | 33,3 | 20 | |||
Длина, м | 8,53 | 9,45 | 9,86 | 9,65 | 10,36 | 13 | 10,67 | |||
Диаметр, м | 1,37 | 1,5 | 1,88 | 1,8 | 1,49 | |||||
Количество ступеней | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |||||
Тип двигателя | РДТТ | ЖРД | РДТТ | ЖРД | РДТТ | |||||
Тип старта | сухой | мокрый | сухой | мокрый | сухой |
Прогрессирующая неуязвимость
Палубное базирование самолетов — носителей ядерного оружия — обеспечивало их повышенную живучесть и гибкость применения, ведь авианосец мог доставить их максимально близко к территории противника. Значение авианосцев увеличивалось, и в перспективе они могли бы стать полноправной составляющей стратегических ядерных сил США. Оснащение ядерным оружием не исключало возможность участия авианосцев в решении традиционных для них задач, таких как нанесение обычным оснащением ударов по объектам на побережье и в глубине территории противника, авиационное прикрытие операций в прибрежной зоне, блокада побережья противника и др. Для нужд размещения ядерного оружия США в 1950-е годы осуществили модернизацию имевшихся авианосцев типа Essex. Кроме того, было построено четыре принципиально новых корабля этого класса типа Forrestal. В 1961 году в строй вступил Kitty Hawk (усовершенствованный авианосец типа Forrestal) и авианосец принципиально нового типа, оснащенный ядерной силовой установкой Enterprise. Число ударных авианосцев в начале 1960-х годов достигло 15 единиц. На Forrestal базировалось 36, а на Enterprise — 42 штурмовика-носителя атомных бомб. Американские авианосцы, действовавшие в составе ударных групп и соединений, представляли серьезную угрозу для СССР.
Наша страна авианосцев не имела. Их проектирование велось в 1950-х, однако планы были свернуты Н.С.Хрущевым, считавшим, что в век ракетно-ядерного оружия такой класс боевых кораблей не нужен. Вместо постройки своих авианосцев решили сделать упор на развитие средств борьбы с американскими. Для поражения крупных надводных боевых кораблей противника в 1950-х годах были созданы крылатые ракеты КСЩ, размещавшиеся на эсминцах проектов 56 и 56 М, и крылатые ракеты КСР-2 и К-10С, устанавливаемые на самолетах Ту-16.
Однако поразить авианосец было далеко не просто. Авианосные ударные группы (АУГ) помимо авианосца включали до десяти ко-раб-лей охранения, в том числе один-два крейсера, до шести эсминцев и фрегатов, одну-две подводные лодки, которые обеспечивали противовоздушную и противолодочную оборону. Корабли охранения, располагавшиеся на расстоянии до 75 км от центра ордера, были вооружены ЗРК большой дальности Talos, средней Terrier и малой Tartar. Противовоздушную оборону АУГ также обеспечивали палубные истребители. Сравнительно малая дальность полета ракеты КСЩ (до 100 км) практически исключала возможность выхода эсминца на дистанцию пуска ракет по авианосцу, так как он оказывался в зоне действия огневых средств кораблей охранения и палубных истребителей. Дальность стрельбы ракет КСР-2 составляла 160−170 км, а К-10С — от 110 до 325. Радиус зоны действия ПВО АУГ в начале 1960-х годов составлял около 200 км. Таким образом, для пуска ракет КСР-2 самолет Ту-16 должен был входить в зону действия палубных истребителей ПВО АУГ. На предельной дальности полета ПКР К-10С могли применяться без входа самолета-носителя в зону действия ПВО. Однако в США уже испытывался самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) Е-2А Hawkeye. С его развертыванием зона действия ПВО АУГ увеличивалась до 450 км. В результате выход самолетов Ту-16 на дистанцию пуска противокорабельных ракет К-10С также становился проблематичным. ПКР, запущенные с прорвавшихся носителей, несли потери при полете в зоне действия огневых средств ПВО АУГ.
Сделано в России
Забытые советские марки: «Уралец»
Для борьбы с авианосцами разрабатывались новые ракетные комплексы с ПКР, имеющими более высокие ТТХ, — морские комплексы П-6, П-35, «Аметист», авиационные комплексы Ту-22 с ракетой Х-22 и Т-4 с ракетой Х-33. Однако и возможности АУГ по противодействию ПКР и их носителям непрерывно возрастали. Проблема преодоления крылатыми ракетами и их носителями мощной эшелонированной системы ПВО и ПЛО авианосных соединений сохранялась. По опубликованным оценкам, для поражения авианосца, действующего в составе АУГ, могло потребоваться свыше полусотни ПКР. Кардинальным решением проблемы могло бы стать создание противокорабельной баллистической ракеты с дальностью полета около 900 км, исключающей возможность противодействия подводной лодке-носителю со стороны системы ПЛО АУГ противника. Корабельных средств перехвата головных частей баллистических ракет средней дальности тогда не существовало, и появление их в ближайшем будущем не предвиделось. В случае успешной технической реализации противокорабельные баллистические ракеты могли бы стать абсолютным оружием для борьбы с авианосцами.