Противокорабельная ракета х-35: технические характеристики и применение

Части ракеты

Части ракеты Нептун, это три ступени непосредственно самой ракеты и две технические части стартовой платформы – ускорители, топливные баки, кабина и пусковая платформа с башней подъёмника.

Стартовая площадка

Представляет собой огромную площадку, которая удерживается на плаву с помощью боковых плавсредств. Строится с помощью переносного сборщика транспорта.

Все последующие элементы делаются с помощью специального терминала, расположенного на пусковой платформе. В терминале, после постройки всех частей ракеты Нептун, также можно будет изменить её название и цвет.

Башня подъёмника

Опорная рама с лифтом.
Представляет собой башенку с лифтом. Лифт имеет двухстороннее управление с помощью кнопок его вызова. Вызвать лифт можно, как находясь на платформе, так и на раме, ведущей к люку ракеты.

Ускорители

Первая ступень ракеты.
Представляет собой носитель цилиндрической формы с подключёнными к нему зажимными скобами. Эта часть состоит из маршевых двигателей для старта ракеты и не выполняет другой особой функции, кроме как перехода к следующей ступени.

Топливные баки

Вторая ступень ракеты.
Представляет собой часть ракеты, включающую в себя топливные баки с двигателем и шлюзовой отсек. Шлюзовой отсек включает в себя люк, который ведёт внутрь отсека, где игрок может найти лестницу, ведущую к рубке. А также шкафчики, окружающие центральную колонну. В этом отсеке имеются три управляющих рубильника, рычаги которых нужно использовать для активации процедуры запуска ракеты.

Кабина

Третья ступень ракеты.
Представляет собой рубку капитана. Здесь игрок может получить доступ к программе запуска капсулы времени, главному процессору, системам жизнеобеспечения и пульту управления, который инициализирует запуск для выхода на орбиту планеты.
Посреди рубки расположено кресло, вокруг него голограммы, сообщающие о готовности/неготовности определённых модулей ракеты: массив связи (активируется терминалом с соответствующей надписью), телеметрия (активируется терминалом с соответствующей надписью), главный компьютер (активируется терминалом с соответствующей надписью), гидравлика (активируется третьим рубильником), система жизнеобеспечения (активируются первым рубильником), вспомогательная силовая установка (активируется вторым рубильником).
После запуска всех систем игрок может сесть в кресло. Проиграется анимация настройки и запуска ракеты. После чего игрок начинает смотреть в иллюминатор, встроенный в потолок, наблюдая выход ракеты на орбиту.

Модификации

Эскиз ракеты Х-35УЭ в полётной конфигурации

Х-35УЭ на МСВС-2013, Санкт-Петербург

  • Х-35

    Х-35Э (3М24Э) — экспортный вариант Х-35

    (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей

  • Х-35У — унифицированная ПКР для ВМФ России

    Х-35УЭ — экспортная версия Х-35У — унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения также спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания Диапазон поворота достиг 130°. Имеет корабельное, вертолётное, береговое и самолётное базирование. Высота полёта 10 — 15 метров на маршевом участке и 3 — 4 при выходе на цель. Масса боевой части 145 кг.

    , дальность пуска 260 км.

  • Х-35В — ПКР для вертолётов
  • Х-35ЭВ — экспортный вариант ПКР, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама
  • 3М-24ЭМБ — учебные варианты ракет, поставлявшиеся во Вьетнам

Реинкарнация немецкого самолета-снаряда

Однако демонстрация поражения цели украинской ПКР до сих не опубликована. Это, на наш взгляд, почти со 100%-ной вероятностью свидетельствует о том, что «Нептун» просто не попадает куда надо. То есть АРЛГСН для украинской ПКР, скорее всего, еще не готова. А без нее «Нептун» остается крайне дорогим неуправляемым реактивным снарядом, годящимся лишь для ударов по крупным неподвижным объектам типа «город» — этакой реинкарнацией созданного в годы Второй мировой немецкого самолета-снаряда «Фау-1». 

Помимо АРЛГСН, нерешенным остается и еще одна проблема, прямо влияющая на боеспособность украинского берегового ракетного комплекса РК-360МЦ. Речь идет об отсутствии на Украине РЛС обнаружения и целеуказания, способных работать в связке с «Нептуном». Решить эту проблему украинцы планировали в начале года за счет закупки отечественных и иностранных РЛС «морского назначения нового поколения — для наблюдения за надводной обстановкой, обнаружения целей и определения их координат». Но сейчас на дворе уже октябрь, а о закупках Украиной подобных РЛС — ни слуху ни духу. А ведь эти РЛС мало будет приобрести. Их же еще придется интегрировать в состав берегового ракетного комплекса, что потребует новых временных и финансовых трат.

Словом, реальность срока принятия на вооружение ВСУ берегового ракетного комплекса с ПКР «Нептун», озвученного бывшим президентом Украины, чем дальше, тем больше вызывает сомнения. 

Да, на выставке «Зброя та Безпека 2019» «Луч» и «Укроборонпромом» анонсировали демонстрацию натурного образца противокорабельного ракетного комплекса «Нептун». Но считать, что это является свидетельством завершения работ по «доведению до ума» украинской ПКР, было бы большим заблуждением. Новое «чудо-оружие» ВСУ по-прежнему далеко от принятия на вооружение.

После дождичка в четверг…

Впрочем, вернемся к «Нептуну». Точнее — к тем фото- и видеоматериалам, которые были опубликованы на Украине после испытаний ПКР 5 апреля. Судя по ним, береговой ракетный комплекс РК-360МЦ до сих пор не боеготов. ПКР Р-360А получила автопилот, но до сих пор лишена АРЛГСН. Когда она появится — вопрос без ответа. Оборудование в подвижном командном пункте СКП-360 явно установлено на скорую руку.

В составе российского берегового ракетного комплекса «Бал», использующего Х-35, имеется самоходная загоризонтная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б». В составе украинского комплекса РК-360МЦ подобная РЛС на текущий момент отсутствует. 

Мобильная пусковая установка «Бала» несет на себе восемь специализированных транспортно-пусковых контейнеров с ПКР Х-35. Мобильная пусковая установка УСПУ-360 несет лишь четыре «Нептуна» в более громоздких, чем у «Бала», транспортно-пусковых контейнерах, позаимствованных украинцами у советского зенитно-ракетного комплекса С-300. При этом украинская пусковая явно перетяжелена и ощутимо «приседает на зад».

И так далее, и тому подобное.

Добавим к этому, что разработка берегового «Нептуна» обходится Украине совсем не дешево. В феврале 2019-го Коростелев сообщил, что предварительная стоимость создания берегового ракетного комплекса составляет порядка $20 млн. Добавим к этому стоимость производства комплексов, учитывающую, что в состав одного РК-360МЦ должно входить три стартовые батареи по две пусковые установки в каждой, плюс боекомплект в 72 «Нептуна». Вспомним, сколько лет разрабатывалась АРЛГСН для Х-35… 

И поймем, что озвученное недавно Порошенко обещание принять береговой ракетный комплекс с ПКР «Нептун» на вооружение «в кратчайшие сроки» на деле означает «после дождичка в четверг» и «когда рак на горе свистнет». Речь не о том, что доведение Украиной «Нептуна» до боеспособного состояния невозможно.

Речь о том, что это займет куда больше времени, чем это сейчас видится экзальтированным патриотам «Незалежной». Соответственно, чисто техническая возможность осуществить результативный пуск «Нептунов» по какой-то надводной цели у украинских вояк появится тоже далеко не завтра. Это к вопросу о тезисе Бирюкова про возможность атаки «Нептунами» гавани Севастополя.

Тем не менее рано или поздно, но ВСУ вполне могут получить свои ПКР. 

Позволит ли это Украине радикально изменить баланс сил на Черном и Азовском морях? Нет, конечно. Разумеется, российскому командованию придется учитывать факт наличия у соседа дозвуковых ПКР. Учитывать так же, как сейчас учитывается наличие у ВСУ тактических ракетных комплексов «Точка-У» или РСЗО «Смерч». Однако каких-то кардинальных изменений в расстановке сил «Нептуны» вызвать не способны. 

На деле наблюдаемая сейчас шумиха вокруг «Нептунов» инициирована украинской стороной исключительно в угоду политической конъюнктуре. Мы уверены, что это прекрасно понимают не только в Москве, но и в Киеве. Закончатся президентские выборы на Украине и проект «Нептуна» уйдет в медийную тень на долгое «допиливание», а то и вовсе будет заморожен в связи с недостатком средств.

Общая характеристика

В плане аэродинамики ракета выполнена по привычной схеме: Х-образное крыло и хвостовое оперение. Внешнюю поверхность корпуса образуют несколько цилиндров. Средняя и хвостовая части асимметричны: снизу имеется гондола, спереди у которой установлен воздухозаборник. Ракета имеет твердотопливный стартовый ускоритель, который выполнен в виде цилиндра и имеет оперение, раскладываемое при старте.

Общая длина ракеты составляет 3,85 м. Если установить на нее ускоритель, данный показатель возрастает до 4,44 м. Диаметр корпуса не превышает 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м. В базовой конфигурации с ускорителем ракета Х-35 весит 600 кг.

Экспромт на тему Х-35

Идеи разработки собственной крылатой ракеты с использованием советского научно-технического задела бродили в умах украинских ракетчиков и военных чуть ли не с 1991 года. Однако для превращения этих идей в реальное изделие требовалось как минимум соответствующее госфинансирование. А его-то продолжительное время как раз и не было.

Ситуация изменилась лишь после «Евромайдана», воссоединения Крыма с Россией и начала военного противостояния в Донбассе. В 2014 году Украине для возможного противодействия Черноморскому флоту России срочно понадобилось новое оружие. Нечто более действенное, чем единственная «полумертвая» 100-мм артустановка АК-100 фрегата «Гетман Сагайдачный» или многочисленные, но устаревшие советские артсистемы в составе сил береговой обороны.

Хорошим вариантом решения проблемы для Киева стало бы появление на вооружении ВСУ противокорабельных ракет (ПКР). Поскольку первоначальные надежды украинских политиков и силовиков на приобретение ПКР за границей не оправдались, постольку киевское конструкторское бюро «Луч» получило деньги и «зеленый свет» на создание противокорабельной ракеты в рамках ОКР «Нептун».

Третьей успешной предпосылкой для создания собственной ПКР должно было стать наличие у Украины комплекта производственно-конструкторской документации на советскую ПКР Х-35, что стало следствием принятого, как говорится, во времена оны решения о развертывании серийного производства Х-35 на Харьковском авиационном заводе.

Испытания Х-35 стартовали в 1983 году. Дозвуковая маловысотная «тридцать пятая» разработки ОКБ «Звезда» предназначалась для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. В составе ракетных комплексов «Уран» ПКР могли применяться корабельными носителями. Береговые ракетные комплексы «Бал» использовали сухопутную модификацию ракеты. Также была предусмотрена возможность использования Х-35 самолетами и вертолетами.

Российские специалисты продолжали непрерывно улучшать ПКР. Так, представленная в 2009 году экспортная версия Х-35УЭ получила вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, боевую часть массой 145 кг и новую комбинированную систему наведения. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволила новой версии ПКР захватывать цели на дальности 50 км. Повышенный запас топлива дал возможность увеличить максимальную дальность стрельбы Х-35УЭ до 260 км.

Насколько можно понять из доступной информации, разработчики «Нептуна», задействовав в качестве основы конструкции своей ракеты технологические решения, использованные в Х-35, поставили себе задачу «переплюнуть» Х-35УЭ. Иными словами, превысить показатели дальности российской ракеты, одновременно сделав свое изделие более универсальным и пригодным для нанесения удара не только по надводным, но и по наземным целям.

Как и исходная Х-35, «Нептун» планируется к созданию в наземных, авиационных и корабельных вариантах. Например, именно «Нептунами» командующий военно-морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Воронченко планирует вооружать будущую основу «москитных сил» ВМСУ — ракетные катера проекта 58260 «Лань».

Однако, на данный момент создатели «Нептуна» ожидаемо уделяют основное внимание созданию комплекса наземного базирования с наземной унифицированной четырехзарядной самоходной пусковой установкой на автомобильном шасси. Разработка и изготовление такой установки поручены ООО «Харьковский завод транспортного оборудования»

Информацию об этом озвучил в декабре 2017 года начальник научно-исследовательского центра ВСУ «Государственный океанариум» полковник Андрей Дончак, сообщивший также следующее: «В качестве РЛС наведения в комплексе на первом этапе возможно применение старой советской РЛС «Гарпун», входившей в состав РБРК «Рубеж», которую в дальнейшем можно заменить более современной РЛС…»

Очевидно, что какие-то наработки по теме ПКР имелись у «Луча» и до 2014 года. Иначе предприятие просто не успело бы столь оперативно приступить к разработке «Нептуна».

Несмотря на это обстоятельство, а также имеющуюся документацию по Х-35, тесную кооперацию «Луча» с другими предприятиями украинского ВПК и щедрое госфинансирование, создание «Нептуна» столкнулось с серьезными трудностями. Это подтверждал и уже знакомый нам полковник Дончак: «В настоящий момент скорость создания этого вооружения оставляет желать лучшего».

«Это просто фантастика!»

Некто очень похожий на Коростылева гаркнул в рацию: «Дозволяю!» С радостным шипением труба пусковой установки выплюнула из себя ракету, стремительно ушедшую за край кадра. Рация загробным голосом сообщила: мол, пуск успешно состоялся. Это значит, что изделие сработало штатно и никого при этом не убило.

Заметно повеселевший секретарь СНБО подарил общественности еще одну историческую фразу: «Гарно! Пошли подывимся», — и припустил к пусковой установке.

По прибытии на место некто очень похожий немедленно проинспектировал своей головой ПУ. Убедившись, что внутри действительно «гарно» и «чистенько», он кратко, но емко попросил Турчинова также подтвердить факт пустоты пусковой установки: «Александр Валентинович, я вас очень попрошу это… Не сочтите за это!..»

Убедившись, что видеокамера не отстала, секретарь СНБО принялся картинно вглядываться в дырку на той стороне пустой ПУ. Судя по застывшему лицу, Турчинов в эту минуту видел вылетевшее в трубу великое будущее Украины. Там, в дырке.

30 января СНБО Украины опубликовал видео, запечатлевшее пуск украинской крылатой ракеты наземного базирования. Эпическое зрелище уносящегося невесть куда реактивного снаряда прогнозируемо вызвало бурю восторга в Киеве.

Секретарь СНБО Турчинов сделал сообщение для СМИ: «Сегодняшними испытаниями мы открыли новый этап ракетной программы, в соответствии с которым наши вооруженные силы должны получить мощные высокоэффективные крылатые ракеты, способные на большом расстоянии точно поражать вражеские цели».

В завершение своего спича Турчинов пояснил, что «ракетные комплексы такого класса является важным фактором сдерживания агрессора». Под «агрессором» подразумевалась, разумеется, Россия.

Главный редактор заблокированного в России украинского интернет-портала «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов оказался менее сдержан в эмоциях: «Это просто фантастика. Невозможно поверить, что все это сделано у нас, что этот пуск — реальность!.. Если сумеем наладить серийное производство крылатых ракет с дальностью пуска до 300 километров — радикально изменим баланс сил в войне с РФ. А после успешного применения по российским войскам на Донбассе наверняка появятся и экспортные заказы».

Уточнять, где он в Донбассе узрел российские войска, а также в каком конкретно измерении нашего мира идет российско-украинская война, журналист почему-то не стал.

Впрочем, не все на Украине разделили восторг Турчинова и Бутусова. Касательно новинки украинского ракетостроения были, например, и такие комментарии: «Напоминает советскую, дозвуковую Х-35. А точнее, российскую X-35УЭ. Так как это дозвуковая ракета, в современных условиях это очень повышает вероятность ее перехвата…»

После этого неизбежно возникает вопрос. Действительно ли способна «первая украинская крылатая ракета» в ближайшем будущем кардинально изменить баланс сил, сложившийся между Украиной и РФ?

На вооружении

Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным

  • Россия Россия — страна-производитель, За 2009—2010 год поставлено 112 ПКР Х-35. Комплексы стоят на вооружении:

    • ВКС РФ[источник не указан 2432 дня]
    • ВМФ РФ
  • Индия Индия

    ВМС Индии — в период с 2000 по 2007 годы поставлено 222 ракеты

    , комплексы стоят на вооружении:

  • Алжир Алжир
  • Вьетнам Вьетнам — поставки первых 16 противокорабельных ракет Х-35 во Вьетнам начались в 1999 году для вооружения переданных ранее 4 ракетных катеров проекта 1241 вместо устаревшего комплекса «Термит». Всего на сумму 70 млн долларов планировалось приобрести от 32 до 48 таких ракет. В дальнейшем Вьетнам заказывал в 2007 и 2013 по 2 корабля, фрегаты проекта 11661Э, оснащенные 2×4 ПУ «Уран» . Также в 2009 году поставлено ещё 17 ракет Х-35Э, а в 2010 — 16 ракет и 8 учебных ракет 3М-24ЭМБ
  • Туркмения Туркмения — по данным годового отчёта корпорации «КТРВ» за 2010 год заключён контракт (2008 год) и готовились документы для поставки Туркменистану ракет Х-35Э в 2011—2012 году на сумму около 80 млн долларов США ($ 79 800 000). Первая партия заказа была поставлена в 2011 — 2012 годах. ВС Туркмении на 2014 год дополнительно заказал этого вооружения примерно на сумму $ 40 000 000.
  • Венесуэла Венесуэла — поставлено 2 комплекса (8 СПУ) «Бал-Э».

Вероятные пользователи

  • КНДР КНДР — копия Х-35, на вооружении ВМФ КНДР.
  • Мьянма Мьянма — северокорейский вариант, в составе вооружений корветов.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в новой противокорабельной ракете возникла не сразу. Имевшиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не тратят времени даром и разработчики суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны ввиду эффективности противоракетной обороны кораблей.

В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России новыми видами вооружения. Одним из направлений процесса стала разработка нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных о них пока нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным шагом к появлению новых видов и типов вооружений.

Аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективности работы авиационного двигателя. К такому виду вооружений, как крылатые ракеты, не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.

Результатом научно-технических поисков стал прямоточный ракетный двигатель, способный работать в условиях сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.

Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.

Не менее трудно было решить проблему самонаведения ракеты на больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях и на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракеты происходит в плотных слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, КР имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.

В полете на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, появляется естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести снаряд к цели на высокой скорости, не взирая на противодействие мощных электромагнитных полей.

Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты

Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски проводили с наземных пусковых установок. Комплекс основных испытаний уже подходит к концу. Остаются еще недоработки в работе двигательной установки и системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.

Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий», вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.

Пуск из «свежеокрашенной трубы в яме»

Кстати, о сроках. Первоначально разработчики «Нептуна» намекали, что «при соответствующем финансировании» ПКР будет полностью отработана и готова к итоговым испытаниям уже к середине 2016 года. Соответствующее финансирование разработчикам обеспечили, но к заявленному сроку «Луч» оказался готов предъявить лишь полноразмерный макет ПКР — лишенный боевой части, турбореактивного двигателя, ускорителя и, главное, головки самонаведения. 

Впрочем, это нисколько не смутило Коростылева и Ко: время предполагаемой готовности «Нептуна» сдвинули на начало 2018 года. Но опять не угадали. 

В конце января 2018 года на спешно возведенном прямо посреди заповедника «Тузловские лиманы» полигоне «Алибей» ГККБ «Луч» смогло провести лишь бросковые испытания макета «Нептуна». Макет был оснащен стартовым ускорителем, в качестве которого, за неимением лучшего, был использован «стартовик» от зенитной управляемой ракеты ЗРК С-125 «Нева», принятого на вооружение в… 1961 году. При этом макет ПКР по-прежнему не имел боевой части, турбореактивного двигателя и АРЛГСН. 

Опять же, запуск макета «Нептуна» осуществлялся не штатной мобильной пусковой установкой УСПУ-360, которая к этому моменту существовала только на бумаге, а стационарно-кустарной пусковой установкой типа «свежеокрашенная труба в яме». На фоне этой поделки оптимистичные заявления украинских аналитиков о «тотальном превосходстве» «Нептуна» над Х-35 воспринимались, мягко говоря, странно. 

В качестве примера бравурных реляций можно вспомнить заметку директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца с претенциозным заголовком «Почему ракета «Нептун» бесит Россию». Вся заметка — сплошной пеан украинскому ОПК и лично Олегу Коростылеву. Упомянута там и столь интригующая тема, как разработка для «Нептуна» АРЛГСН. Так вот, по словам Згурца, головка самонаведения для изделия ГККБ «Луч» на Украине уже была благополучно создана! И, конечно, эта АРЛГСН по всем показателям превосходила свой аналог, устанавливаемый на Х-35…

После таких авансов многим начало казаться, что украинская ПКР будет принята на вооружение буквально завтра, но не тут-то было. На деле до готовности «Нептуна» оставалось далеко, как до Луны. Это вынуждало украинцев сдвигать срок завершения работ над своей ПКР все дальше вправо. 

В октябре прошлого года командующий ВМСУ вице-адмирал Игорь Воронченко объявил, что испытания «Нептуна» будут закончены в конце апреля — начале мая 2019 года. И вновь украинцы попали пальцем в небо — к указанному сроку «Луч» успел «выкатить» разве что первый опытный образец ПКР (с автопилотом, но без АРЛГСН) и первую собранную УСПУ-360. Разработчики «Нептуна» умудрились даже бахнуть всем этим с «Алибея». Один раз. Но на окончание испытаний ПКР данное событие, увы, никак не тянуло. Да и прошло оно не то чтобы блестяще. 

По официальной версии, ПКР Р-360А, она же «Нептун», после старта поднялась на высоту 300 метров, далее совершила над Черным морем четыре поворота, снизилась на пятиметровую высоту и, преодолев 225 км, «планово приводнилась» вблизи украинского берега. Но наравне с официальной имеется и иная версия событий, согласно которой «Нептун» пролетел не более сотни км, а его разворот в сторону берега был вызван техническим сбоем. 

За этим пуском «Нептуна» лично наблюдал президент Украины Петр Порошенко. По итогам мероприятия он сообщил, что береговой противокорабельный ракетный комплекс РК-360МЦ с ПКР Р-360А «Нептун» полностью закончит испытания и будет принят на вооружение ВСУ в декабре 2019 года. По крайней мере, он, Порошенко, в это верит. А вот мы не поверим. 

По сообщениям украинской стороны, еще 5 декабря 2018 года «Нептун», запущенный с «Алибея», сумел не только благополучно пролететь 280 км, но и впервые уничтожить цель. Так вот, с тех пор был осуществлен далеко не один пуск украинской ПКР, но при этом ни разу Минобороны Украины или ГККБ «Луч» не представили фото- или видеодоказательств попадания «Нептуна» в цель! 

С учетом того, сколь педантично украинские фотокорреспонденты «окучивали» не только сам «Нептун», но и УСПУ-360, их модели и даже приснопамятную «свежеокрашенную трубу в яме», представляется совершенно невозможным факт игнорирования фотографами и видеооператорами «незалежной» точного попадания «Нептуна» в цель. Более того, подобные фото- и видеоматериалы, с точки зрения самопиара и выделения дополнительных средств на доработку «Нептуна», априори были бы крайне выгодны как для Минобороны Украины, так и для ГККБ «Луч». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector