Противокорабельная ракета
Содержание:
- Умение правильно прицелиться
- Модификации
- Историческая справка
- Звуковой барьер
- «Со своими задачами справилась»
- Описание
- Комплекс ракетного оружия Club-K
- Описание ракеты 3М54Э и 3М541Э
- Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения
- Принцип действия и конструкция ракеты
- Основные образцы
- Радиолокационная головка АРГС-54Э
- Выводы
Умение правильно прицелиться
Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,53 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40110 м ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.
Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.
После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 2030 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.
Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздухземля»
Модификации
Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:
- Х-55 — базовый вариант;
- Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC);
- Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. На вооружение принята в 1987 году;
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей;
- Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.
- Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. С конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
Историческая справка
Первые серийные ракеты Vergeltungswaffe-2 (V2)
Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского, с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:
- скоростью ракеты в любой момент, развиваемой под воздействием тяги ракетного двигателя
- удельным импульсом ракетного двигателя
- массой ракеты в начальный и конечный момент времени
В 1917 году Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта и команды Вернера фон Брауна.
К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.
В 1920-х годах научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.
Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР), но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 (V2) стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.
Звуковой барьер
Стоит отметить, что и европейские, и американские противокорабельные ракеты (как находящиеся в стадии испытаний, так и недавно принятые на вооружение) являются дозвуковыми. В то же время в России активно идут испытания гиперзвуковых ракет морского базирования.
Так, 29 февраля глава Минобороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии ведомства сообщил, что испытания гиперзвукового оружия идут на Северном флоте. А за месяц до этого главком ВМФ Николай Евменов заявил, что в ближайшие годы на одном из российских фрегатов будет размещена ракета 3М22 «Циркон».
- Гиперзвуковая ракета «Циркон»
В 2019 году Владимир Путин раскрыл некоторые характеристики этого типа оружия в ходе послания Федеральному собранию. Тогда президент России сообщил, что скорость полёта «Циркона» составит 9 Махов (скоростей звука), а дальность стрельбы превысит 1 тыс. км. При этом ракета сможет поражать как морские, так и наземные цели.
Юрий Кнутов в разговоре с RT напомнил, что страны Запада тоже ведут разработки такого типа вооружений, однако по своим возможностям они отстают от России.
Вместе с тем Алексей Леонков подчеркнул, что гиперзвуковые ракеты морского базирования, несмотря на свои очевидные стратегические и технологические преимущества, не являются для России оружием агрессии.
«Оборонная доктрина России направлена на то, чтобы беречь свой суверенитет. Уровень развития её армии и флота находится на такой стадии, которая позволяет российскому президенту с полной уверенностью заявлять о готовности дать отпор любому агрессору. Однако Москва не останавливается на этом и продолжает развивать военную технику, полностью переводит военные части на современные комплексы вооружения, совершенствует армию и флот, военно-воздушные силы и строит воздушно-космическую оборону», — заключил военный эксперт.
«Со своими задачами справилась»
Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.
«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие
Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов
- Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
- РИА Новости
В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.
Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.
«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.
Описание
Стратегическая крылатая ракета Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами.
Ракета разработана в НПО «Радуга» под руководством генерального конструктора И. С.Селезнёва Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало — середина 1976 года, окончание — середина 1982 года, принятие на вооружение — 31 декабря 1983 года.
В результате разработки был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета. В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ «Радуга» и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.
Носителями КР являются самолеты стратегической авиации — Ту-95МС и Ту-160.
На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».
Ракета Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Оперение цельноповоротное. Двухконтурный турбореактивный двигатель РДК-300 расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом).
В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности — обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов.
В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью — Х-55СМ (принята на вооруженеи в 1987 году).
Стратегическая ракета Х-55 способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т. д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести ракет, расположенных на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузоотсеке самолета. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.
Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете; как (централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.
Модификации ракеты:
- Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)
- Х-55-ОК (изделие 124)
- Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) — увеличенной дальности.
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой
- Х-555 — глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555, вслед за этим правительство РФ приняло решение развернуть их серийное производство.
После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 года 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.
Комплекс ракетного оружия Club-K
Характеристики ракет, которые используются в комплексе «Калибр», позволяют не только гарантировано поражать наземные и морские цели, но они могут изменить саму тактику использования подобного оружия.
Впервые ракетный комплекс Club-K был продемонстрирован в 2009 году на Азиатской выставке вооружений, где произвел настоящий фурор. Дело тут вот в чем. Этот комплекс представляет собой самый обычный транспортный морской 40-футовый контейнер. В него помещены четыре ракеты 3М-14Э, 3М-54Э или 3М-54Э1. Отличить его от настоящего грузового контейнера практически невозможно.
Контейнер с ракетами можно установить на любой грузовик, железнодорожную платформу, судно. Более того, такой контейнер можно отправить к берегам любой страны и произвести ракетный пуск в непосредственной близости от цели. Никакая ПРО в этой ситуации не поможет, просто не хватит времени.
Отследить все контейнеры, которые курсируют в Мировом океане просто невозможно, их счет идет на сотни тысяч. Для любых средств технической разведки подобные ракетные комплексы незаметны. Угрозу может представлять любой гражданский корабль. Океаны всегда надежно защищали США от внешних врагов. Если же это оружие попадет в руки американских недоброжелателей, то океаны из защитного рубежа превратятся в угрозу.
Не стоит забывать, что крылатые ракеты представляют большую проблему для средств ПВО.
Комплекс Club-K стоит сравнительно недорого, всего 15 миллионов долларов, американских экспертов более всего беспокоит тот факт, что Россия предлагает это оружие всем странам, которые могут пострадать от политики США. Не имея возможности соперничать с американской военной мощью в открытую, эти страны могут использовать Club-K, как оружие возмездия. Для этого просто следует подвести контейнер с ракетами к американским берегам на расстояние ракетного залпа.
Эксперты Пентагона уже выразили мнение, что если бы такое вооружение было у Саддама Хусейна в 2003 году, то вторжение в Ирак вряд ли состоялось бы.
При этом запретить экспорт подобного вооружения Запад не может. Оно не подпадает под запреты. Дальность поражения комплекса Club-K составляет «всего» 200-300 км.
Комплексы уже купила Индия и Китай, проводятся переговоры с еще несколькими странами.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Описание ракеты 3М54Э и 3М541Э
Рассмотреть крылатые ракеты, находящиеся на вооружении комплекса «Калибр», можно на примере характеристик ПКР 3М-54Э и 3М-54Э.
Эти крылатые ракеты морского базирования предназначены для вооружения подводных лодок и предназначены для поражения вражеских судов.
Обе ракеты имеют нормальную аэродинамическую схему, они максимально унифицированы.
Размах трапециевидного раскрывающегося крыла составляет 3,1 метр. ПКР 3М-54Э имеет три ступени: стартовую, маршевую и боевую. Ракета 3М-54Э1 оснащена двумя ступенями, боевая ступень у нее отсутствует. За счет этого увеличена дальность ее полета.
Стартовая ступень обеспечивает старт ПКР и ее разгон, в кормовой части ракеты размещены решетчатые стабилизаторы, стартовая ступень оснащена твердотопливным двигателем.
Затем включается маршевый двигатель, который работает большую часть полета ракеты (у 3М-541М – весь полет), обеспечивая околозвуковую скорость. В маршевой ступени расположен турбореактивный двигатель ТРДД-50Б. На этом участке траектории ракета летит на высоте 15-20 метров.
На расстояние 30-40 км от объекта происходит захват цели головкой наведения ракеты. 3М-54Э делает горку, вторая ступень отделяется. Включается твердотопливный двигатель первой ступени, который разгоняет ее до скорости примерно 1000 км/ч. Двухступенчатая 3М-54Э1 перед заходом на цель выполняет специальный противоракетный маневр.
Обе модификации ракеты оснащены инерциальной системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть 3М-54Э – 200 кг, а 3М-54Э1 – 400 кг. БЧ проникающая с подрывом на необходимой глубине, она обеспечивает надежное поражение цели. Дальность полета 3М-54Э составляет 220 километров, а дальность 3М-54Э1 – 300 км.
Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения
Потребность в новой противокорабельной ракете возникла не сразу. Имевшиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не тратят времени даром и разработчики суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны ввиду эффективности противоракетной обороны кораблей.
В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России новыми видами вооружения. Одним из направлений процесса стала разработка нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных о них пока нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным шагом к появлению новых видов и типов вооружений.
Аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективности работы авиационного двигателя. К такому виду вооружений, как крылатые ракеты, не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.
Результатом научно-технических поисков стал прямоточный ракетный двигатель, способный работать в условиях сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.
Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.
Не менее трудно было решить проблему самонаведения ракеты на больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях и на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракеты происходит в плотных слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, КР имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.
В полете на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, появляется естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести снаряд к цели на высокой скорости, не взирая на противодействие мощных электромагнитных полей.
Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты
Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски проводили с наземных пусковых установок. Комплекс основных испытаний уже подходит к концу. Остаются еще недоработки в работе двигательной установки и системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.
Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий», вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.
Принцип действия и конструкция ракеты
При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).
Основные проекции ракеты Х-101/102
Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.
Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.
Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.
Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.
Основные образцы
- Италия: «Си Киллер», Otomat
- Норвегия: «Пингвин»
- СССР, Россия: П-15 «Термит», П-270 «Москит», П-70 «Аметист», П-120 «Малахит», П-500 «Базальт», П-700 «Гранит»,Х-35 «Уран», 3М54Т /К, 3М54Т1 /К1, П-800 «Оникс», «Циркон» (в разработке).
- США: «Гарпун», «Мэйвэрик», TASM, LRASM (в разработке).
- Франция: «Экзосет»
- Швеция: Robot 04, Robot 08, RBS-15
Страна | Название | Изображение (в маршевой ) | Макс. дальность, км | Макс. скорость, Мах | Длина, м | Диаметр, м | , кг | Масса , кг | Тип наведения | Носитель | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Германия Германия | Henschel Hs 293 | 18 | 0,55 | 3,82 | 0,47 | 1045 | 295 | Радиокомандное |
Сам |
||
США США | KSD-1 «Гаргойл» | 13 | 0,78 | 3,1 | 0,508 | 688,1 | 453,5 | Радиокомандное | Сам | ||
Япония Япония | MXY7 Ohka Цветок сакуры | 40 | 0,55 | 6,06 | 0,76 | 2120 | 1200 | Камикадзе | Сам | ||
США США | ASM-N-2 «Бэт» | 32 | 0,5 (планер) | 3,63 | 0,3 | 850 | 450 | АРЛ ГСН | Сам | ||
СССР СССР | П-15 Термит | 80 | 0,95 | 6,5 | 0,76 | 2523 | 513 | ИНС + АРЛ/ИК | НК, НПУ | ||
СССР СССР | П-70 Аметист | 80 | 0,95 | 7 | 0,55 | 2900 |
200 кт
1000 кг |
ИНС + АРЛ | ПЛ | ||
Норвегия Норвегия | AGM-119 Пингвин | 55 | 0,95 | 3,6 | 0,28 | 370 | 130 | ИК / Л | Сам, Вер, НК | ||
СССР СССР | П-120 «Малахит» | 150 | 0,9 | 8,84 | 0,8 | 5400 |
до 2 Мт
800 кг |
ИНС + АРЛ/ИК | МРК, ПЛ | ||
СССР СССР | П-500 Базальт | 550 | 2,5 | 11,7 | 0,88 | 4800 |
350 кт
500 (1000) кг |
ИНС + АРЛ | НК | ||
Франция Франция | Экзосет | 180 | 0,95 | 4,7 | 0,35 | 670 | 165 | ИНС + АРЛ | Сам, НК | ||
Германия Германия | AS.34 Kormoran | 30 | 0,9 | 4,4 | 0,34 | 660 | 160 | ИНС + АРЛ | Сам | ||
США США | Гарпун | 280 | 0,9 | 3,84 | 0,34 | 667 | 225 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, НК, ПЛ, НПУ | ||
Япония Япония | ASM-1 | 65 | 0,9 | 4 | 0,35 | 600 | 150 | ИНС + АРЛ | Сам, НПУ | ||
СССР СССР | П-700 Гранит | 625 | 2,5 | 10 | 0,85 | 7000 |
до 500 кт
518-750 кг |
ИНС + АРЛ | НК, ПЛ | ||
СССР СССР | П-750 Метеорит | 5500 | 3 | 12,8 | 0,9 | 6380 |
?
ок. 1000 кг |
ИНС + АРЛ | Сам, НК, ПЛ, НПУ | ||
СССР СССР | П-270 Москит | 240 | 2,8 | 9,75 | 0,76 | 4450 | 300 кг (320) | ИНС + АРЛ | Сам, НК, НПУ | ||
Франция Франция | AS.15TT | 17 | 0,95 | 2,3 | 0,187 | 100 | 30 | ИНС + АРЛ | Вер, НК, НПУ | ||
Швеция Швеция | RBS-15 | 250 | 0,95 | 4,33 | 0,5 | 800 | 200 | ИНС + СП + АРЛ | Сам, НК, НПУ | ||
Великобритания Великобритания | Sea Eagle | 110 | 0,95 | 4,1 | 0,4 | 600 | 230 | ИНС + АРЛ | Сам | ||
СССР СССР | Х-22 | 600 | 3,5-4,6 | 11,67 | 0,92 | 5780 | 1000 | ИНС + АРЛ | Сам | ||
СССР СССР | П-1000 Вулкан | 700 | 2,5 | 11,7 | 0,88 | 5800 |
350 кт
500 кг (ВВ) |
ИНС + АРЛ | НК | ||
Италия Италия | Marte-2 | 20 | 0,95 | 2,85 | 0,27 | 147 | 35 | ИНС + АРЛ | Вер, НПУ | ||
СССР | Х-31 АД | 160 | 3,1 | 5,34 | 0,36 | 715 | 110 | ИНС + АРЛ | Сам | ||
Япония Япония | 100 | 0,9 | 4 | 0,35 | 600 | 150 | ИНС + ИК | Сам, НПУ | |||
Россия Россия | 3М-54Э (параметры экспортного варианта) комплекс Калибр | 220 | 0,8-2,9* | 8,22 | 0,533 | 2300 | 200 (вариант ВС РФ) | ИНС + АРЛ | НК, НПУ, ПЛ | ||
Россия | 3М-54Э1 (параметры экспортного варианта) комплекс Калибр | 300 | 0,8 | 6,2 | 0,533 | 1800 | 400 (вариант ВС РФ) | ИНС + АРЛ | НК, НПУ, ПЛ | ||
Россия Россия | Х-35 | 300 | 0,85 | 4,4 | 0,42 | 600 | 145 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, Вер, НК, НПУ | ||
Китайская Республика Китайская Республика | Сюнфэн 2Е | 80 | 0,9 | 3,9 | 0,34 | 520 | 225 | ИНС + АРЛ + ИК | Сам, НК | ||
Россия Россия | П-800 Оникс («Яхонт» Yakhont экспортнный вариант) | 500-300-120** | 2,6 | 8 | 0,67 | 3000 | 300 (вариант ВС РФ) | ИНС + АРЛ | Сам, НК, НПУ, ШПУ, ПЛ | ||
Республика Корея Республика Корея | Хэсон | 150 | 0,85 | 4,8 | 0,34 | 718 | ИНС + АРЛ | НК | |||
Норвегия Норвегия | Naval Strike Missile | 185 | 0,95 | 3,95 | 0,32 | 410 | 125 | ИНС + СП + ИК | Сам, НК, НПУ |
*На маршевом участке пути дозвуковая скорость, на конечном участке сверхзвуковая.
**Макс. дальность зависит от траектории полёта. При высотной траектории дальность максимальная, при маловысотной минимальная. При комбинированной траектории усреднённая.
٭Фугасно-кумулятивная боевая часть, совмещающая в себе два типа поражающего воздействия — фугасное и кумулятивное. Заряд такого типа предназначен для поражения двух типов целей — кораблей и площадных. Большая масса боевой части (500—1000кг) обеспечивает хорошее поражающее фугасное воздействие.
Условные обозначения:
- — ракета может оснащаться специальной (ядерной) боевой частью.
- ИНС — инерциальная навигационная система
- АРЛ — активное радиолокационное наведение
- ИК — инфракрасная головка самонаведения
- Л — лазерная ГСН
- СП — спутниковая система коррекции траектории
Радиолокационная головка АРГС-54Э
АРГС-54Э используется для выявления и точного наведения КР на наводную цель противника на конечном участке траектории полета ракет 3М-54Э.
ТТХ АРГС-54Э
- Может применяться как при групповом, так и при одиночном использовании ракет.
- Обеспечивает наведение ракет в секторе углов по углу места – от +10° до −20° и по азимуту ± 45°.
- Показатель максимальной дальности действия – до 65 километров.
- Может использоваться в любое время суток при температуре −50 °C до +50 °C, в условиях тумана и дождя, волнении моря до шести баллов.
Массогабаритные характеристики:
- длина – 700 мм;
- максимальный диаметр – 420 мм;
- масса без обтекателя – не больше 40 кг.
Радиолокационная головка АРГС-14Э
Она используется для точного наведения КР на наземные цели противника на конечном участке траектории полета ракет Club-N и Club-S в условиях противодействия.
Основные ТТХ
- Может применяться как при групповом, так и при одиночном использовании ракет.
- Обеспечивает наведение ракет в секторе углов по углу места – от +10° до −20° и по азимуту ± 45° по разным траекториям.
- Максимальная дальность действия составляет до 20 км.
- Может использоваться в любое время суток при температуре −50 °C до +60 °C, в сложных метеорологических условиях на любой географической широте.
Массогабаритные характеристики:
- длина – 660 мм;
- максимальный диаметр – 514 мм;
- масса без обтекателя – не больше 40 кг.
Выводы
Мы пришли к следующим выводам: ставка на большую скорость не является залогом победы. Дозвуковые маловысотные ракеты ничем не слабее, а, может, быть, даже более эффективны. Перед современными противокорабельными системами стоит проблема целеуказания в режиме «реального времени» и преодоления противовоздушной обороны.
Современные достижения электроники и программирования позволяют создать ракеты, которые могут действовать в едином ракетном рое, обмениваясь данными между собой и ведя согласованную атаку. Это частично было реализовано еще на советских ПКР «Гранит», где одна ракета могла передать информацию другим ракетам. Сегодня развитие технологии позволяет куда лучше реализовать способность ПКР действовать сообща.
На мой взгляд, наиболее перспективная концепция ПКР сводится к тому, что ракеты действуют не в одиночку, а целыми стаями, в которой меж ракетами существует разделение труда. Базой такой системой будут дозвуковые маловысотные ракеты, каждый залп будет состоять из трех видов ракет:
1. Разведчики. Эти ракеты не будут нести БЧ, вместо этого они будут комплектоваться более мощным радаром и другими приборами разведки, по своей сути они будут беспилотниками-разведчиками одноразового действия. Летать они будут в стороне от основных сил на больших высотах, проводя поиск целей и передавая данные остальным ракетам, а также на свой корабль. При этом в залпе можно запустить несколько таких разведчиков для того, чтобы часть из них могла быть в резерве, лететь с выключенными РЛС и занимать место сбитых разведчиков, тем самым решая вопрос целеуказания.
2. Постановщики помех. Тут все понятно, данные ракеты будут нести средства для постановки помех. Задача данных ракет — постановка занавес из помех и отвлечение сил противовоздушной обороны на себя, говоря попросту, заслон собой главных сил, что облегчит задачу преодоления противовоздушной обороны.
3. Главные силы. Это обычные ПКР, которые несут уже БЧ. Задача их — непосредственное поражение цели.
Тут читатель может возразить: мол, данная концепция очень дорогая, такой залп вполне может стоить несколько десятков миллионов долларов. На данный аргумент можно ответить: целью таких ракетных стай должны быть не катера или буксиры, для поражения которых существуют простые ПКР (Х-35), а довольно крупные боевые корабли классом не ниже фрегата.
А современный боевой корабль — довольно дорогая вещь, к примеру, норвежский фрегат «Фритьоф Нансен» стоит более 500 млн. долларов, полная стоимость американского эсминца «Арли Берк» составляет 1,1 млрд. долларов. Поэтому стоимость залпа из десятков ракет полностью оправдывается. Вопрос в том, как размещать такую ракетную стаю на боевом корабле, так как ракетных шахт потребуется немало. Но эти издержки полностью окупятся в бою.
Такая концепция применения противокорабельных ракет позволит создать более эффективное средство уничтожения вражеских боевых кораблей. И, на взгляд автора, будут куда лучшим решением, чем создание гиперзвуковых ракет.
//