Российская ракета-носитель «союз-2.1а». досье

Классификация

В отличие от некоторых горизонтально-стартующих авиационно-космических систем (АКС), ракеты-носители используют вертикальный тип старта и (много реже) воздушный старт.

Количество ступеней

Одноступенчатых ракет-носителей, выводящих полезную нагрузку в космос, до настоящего времени не создано, хотя имеются проекты различной степени проработки («КОРОНА», HEAT-1X и другие). В некоторых случаях как одноступенчатая может классифицироваться ракета, имеющая в качестве первой ступени воздушный носитель либо использующая в качестве таковой ускорители. Среди баллистических ракет, способных достичь космического пространства, немало одноступенчатых, в том числе и первая баллистическая ракета «Фау-2»; однако ни одна из них не способна выйти на орбиту искусственного спутника Земли.

Расположение ступеней (компоновка)

Конструктивное исполнение ракет-носителей может быть следующим:

  • продольная компоновка (тандемная), у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно (РН «Зенит-2», «Протон», «Дельта-4»);
  • параллельная компоновка (пакетная), при которой несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно (РН «Союз»);

Используемые двигатели

В качестве маршевых двигателей могут использоваться:

  • жидкостные ракетные двигатели;
  • твёрдотопливные ракетные двигатели;
  • различные комбинации на разных ступенях.

Масса полезной нагрузки

Классификация ракет по массе выводимой полезной нагрузки:

  • лёгкая;
  • средняя;
  • тяжёлая;
  • сверхтяжёлая.

Конкретные границы классов меняются с развитием техники и являются достаточно условными, в настоящее время лёгким классом считаются ракеты, выводящие на низкую опорную орбиту груз массой до 5 т, средними — от 5 до 20 т, тяжёлыми — от 20 до 100 тонн, сверхтяжёлыми — свыше 100 т. Появляется также новый класс так называемых «нано-носителей» (полезная нагрузка — до нескольких десятков кг).

Повторное использование

Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты как пакетной, так и продольной схем. Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7—10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза. В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались — существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской РН «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями). Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.

Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990—2000-х годов — такие, как: ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и др.). Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС)-АКС «Спейс шаттл» («Космический челнок») и закрытая советская программа МТКС «Энергия—Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и др. АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов. Вопреки ожиданиям, «Спейс шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту; кроме того, пилотируемые МТКС характеризуются сложным и длительным этапом предстартовой подготовки (из-за повышенных требований по надёжности и безопасности при наличии экипажа).

Присутствие человека

Ракеты для пилотируемых полётов должны обладать бо́льшей надёжностью (также на них устанавливается система аварийного спасения); допустимые перегрузки для них ограничены (обычно не более 3—4,5 единиц). При этом сама ракета-носитель является полностью автоматической системой, выводящей в космическое пространство аппарат с людьми на борту (это могут быть как пилоты, способные осуществлять непосредственное управление аппаратом, так и так называемые «космические туристы»).

История

Один из первых эскизов многоступенчатой ракеты был представлен в 1556 году в книге военного техника Конрада Хааса. В XVII веке рисунок с изображением ракет был опубликован в труде военного инженера и генерала от артиллерии Казимира Семеновича, «Artis Magnae Artilleriae pars prima» (лат.  «Великое искусство артиллерии часть первая»), напечатанном в 1650 году в Амстердаме, Нидерланды. На нём — трехступенчатая ракета, в которой третья ступень вложена во вторую, а обе они вместе — в первую ступень. В головной части помещался состав для фейерверка. Ракеты были начинены твёрдым топливом — порохом. Это изобретение интересно тем, что оно более трёхсот лет назад предвосхитило направление, по которому пошла современная ракетная техника.

Впервые идея использования многоступенчатых ракет была выдвинута американским инженером Робертом Годдардом в 1914 году, и был получен патент на изобретение. В г. К. Э. Циолковский выпустил в свет свою новую книгу под заглавием «Космические ракетные поезда». Этим термином К. Циолковский назвал составные ракеты или, вернее, агрегат ракет, делающих разбег по земле, потом в воздухе и, наконец, в космическом пространстве. Поезд, составленный, например, из 5 ракет, ведётся сначала первой — головной ракетой; по использовании её горючего, она отцепляется и сбрасывается на землю. Далее, таким же образом, начинает работать вторая, затем третья, четвёртая и, наконец, пятая, скорость которой будет к тому времени достаточно велика, чтобы унестись в межпланетное пространство. Последовательность работы с головной ракеты вызвана стремлением заставить материалы ракет работать не на сжатие, а на растяжение, что позволит облегчить конструкцию. По Циолковскому, длина каждой ракеты — 30 метров. Диаметры — 3 метра. Газы из сопел вырываются косвенно к оси ракет, чтобы не давить на следующие ракеты. Длина разбега по земле — несколько сот километров.

Несмотря на то, что в технических деталях ракетостроение пошло во многом по другому пути (современные ракеты, например, не «разбегаются» по земле, а взлетают вертикально, и порядок работы ступеней современной ракеты — обратный, по отношению к тому, о котором говорил Циолковский), сама идея многоступенчатой ракеты и сегодня остаётся актуальной.

В 1935 году Циолковский написал работу «Наибольшая скорость ракеты», в которой утверждал, что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение сохраняет свою справедливость и сегодня: все современные носители космических аппаратов — многоступенчатые. Первым рукотворным объектом, пересекшим линию Кармана и вышедшим в космос, была одноступенчатая немецкая ракета Фау-2. Высота полётов достигала 188 км.

Что такое космические ракеты

Ракета-носитель – это разновидность баллистической ракеты, которая способна вывести полезную нагрузку за пределы атмосферы планеты. Как правило, РН имеют несколько ступеней, для их запуска используют вертикальный или воздушный старт. Ракеты космического назначения могут выводить грузы на низкие опорные, геопереходные и геостационарные (ГСО) орбиты.

Ракета «Ангара» – надежда российской космонавтики. Она должна заменить заслуженные, но уже устаревшие «Протоны»

Для повышения эффективности ракеты составляют из нескольких ступеней, каждая из которых имеет топливный бак и двигатель и, по сути, является самостоятельной ракетой. Ступени включаются одна за другой, работают до полного исчерпания топлива, а затем сбрасываются, уменьшая общий вес РН. Достичь космического пространства способна и одноступенчатая ракета, что было доказано еще немецкой «Фау-2», но она не может выйти на стабильную орбиту спутника планеты или вывести на него полезный груз.

Существует два варианта компоновки РН: с поперечным и продольным разделением ступеней. В первом случае они находятся одна за другой и включаются поочередно. Подобная схема, например, использована на «фальконах» Маска. Во втором – несколько небольших ракет первой ступени симметрично размещены вокруг корпуса второй и работают одновременно.

Используют и комбинированную схему. Например, она применяется на российских «Союзах» и «Протонах». В этом случае первая и вторая ступень разделяются поперечно, а после их отделения начинает работу третья ступень.

Важнейшим элементом ракеты-носителя является двигатель. Он выбрасывает раскаленное вещество и, в соответствии с третьим законом Ньютона, толкает аппарат в противоположную сторону. В зависимости от типа используемого топлива, РН бывают:

  • жидкостными (ЖРД);
  • твердотопливными (РДТТ);
  • комбинированными.

Твердотопливные двигатели отличаются простотой конструкции и невысокой стоимостью, но на космических ракетах, как правило, используются двигатели на жидком топливе. Они позволяют регулировать тягу в широких пределах, а также производить многократные включения и выключения. Последняя особенность особенно важна при маневрировании на орбите. Существует множество типов ЖРД: с открытым и закрытым циклом, с частичной и полной газификацией топлива.

Ракета-носитель Electron предназначен для вывода на орбиту легких и сверхлегких спутников. Созданием этих ракет занимается компания Rocket Lab

В качестве топлива для ЖРД используется керосин, гептил, сжиженный водород и метан, гидразин. Наиболее распространенным окислителем является жидкий кислород и соединения азота.

Важнейшая характеристика любой ракеты-носителя – вес полезной нагрузки, который она способна забросить на низкую околоземную орбиту (НОО). Исходя из нее, выделяют следующие классы РН:

  • Сверхлегкий. Выводимая нагрузка не превышает нескольких десятков килограммов;
  • Легкий. РН могут выводить на орбиту массу до 5 т;
  • Средний. От 5 до 20 т;
  • Тяжелый. К этому классу относятся ракеты, способные поднять на НОО от 20 до 100 т;
  • Сверхтяжелый. Полезная нагрузка превышает 100 т.

История создания

История создания началась задолго до первого запуска. Началом послужило постановление ЦК КПСС о необходимости разработки новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая сможет доставить термоядерный заряд на значительное расстояние, исчисляемое тысячами километров. После нескольких лет разработок задача была выполнена. Межконтинентальная двухступенчатая ракета нового образца МБР Р-7А поступила на вооружение специально созданного подразделения ракетных войск. Первый пуск состоялся в 1959 году. В различных модификациях Р-7 пробыла на вооружении лишь 10 лет, но благодаря высокому модернизационному потенциалу и удачной конструкции она стала основой для целого семейства космических ракет-носителей.

Уже после первого пилотируемого полета в космос, в рамках реализации программы более длительных полетов, началась разработка новой ракеты на базе Р-7. Проблема была в том, что все ракеты Советского Союза на то время, в том числе и «Восход», не подходили для эксплуатации в рамках, заданных проектом. Помимо увеличения длительности полета, на новой ракете должна была быть реализована система аварийного спасения экипажа в случае экстренной ситуации, которая не предусматривалась на «Восходе».

Основой для конструкции новой ракеты среднего класса семейства Р-7 стали уже эксплуатируемые носители «Восход» и «Р-7А». Новый РН получил наименование «Союз» и индекс 11А511. Эта трехступенчатая ракета-носитель стала использоваться для запусков кораблей «Союз» и «Прогресс». Впервые запуск ракеты «Союз» осуществлен в 1966 году.

Стартовые площадки

Запуск будет возможен с «Морского старта», «Байконура» (на базе стартового стола для РН «Зенит») и «Восточного».

Комплекс «Байтерек» на «Байконуре»

Основная статья: Байтерек (космический ракетный комплекс)

В 2004 году Россия и Казахстан заключили соглашение о создании ракетно-космического комплекса «Байтерек». Изначально предполагалось, что с комплекса будут проводиться пуски ракет-носителей «Ангара». В 2013 году было принято решение о создании комплекса на базе ракеты «Зенит» и имеющейся для нее инфраструктуры. Однако события 2014 года на Украине (сборка ракет «Зенит» проводилась на заводе «Южмаш» в Днепропетровске) заставили приостановить развитие проекта. После включения в 2015 году в Федеральную космическую программу РФ до 2025 года проекта по созданию новой ракеты-носителя среднего класса Россия предложила Казахстану реализовать проект «Байтерек» с использованием этой ракеты.
Комплекс «Байтерек» планируется создать на базе площадки космодрома № 45, предназначенную для запуска ракет «Зенит». С января 2018 года инфраструктура для ракет «Зенит» начнет передаваться в собственность Казахстану. Площадка включает две пусковые установки: используемую в рамках международного проекта «Наземный старт» и разрушенную аварией 1990 года.

Предполагается, что при запуске с космодрома «Байконур», российские носители будут сбрасывать створки головного обтекателя над Китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, поэтому для обеспечения полной безопасности, «Роскосмос» планирует взять в Китае в аренду участок площадью около 10 тыс. кв. км, на котором будет запрещено строить города и промышленные объекты.

2 июня 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что госкорпорация намерена ускорить создание комплекса «Байтерек» путем модернизации стартового стола для ракеты-носителя «Зенит-М» на космодроме «Байконур» для проведения пилотируемого старта в 2022 году. Эти же сроки были подтверждены и 5 апреля 2019 года, в ходе рабочего визита делегации Госкорпорации «Роскосмос» в Казахстан.

«Восточный»

Основная статья: Восточный (космодром)

Предполагается, что пуски Союза-5 будут производиться с Восточного после ввода в эксплуатацию универсального стартового стола для сверхтяжелых и средних ракет на базе ступеней, используемых с двигателями РД-171МВ (третья очередь строительства космодрома).

25 февраля 2020 года гендиректор ЦЭНКИ Андрей Охлопков сообщил СМИ, что для «Союза-5» и «Союза-6» будет построен отдельный стартовый стол для пусков, поскольку запуски этих носителей со стола для сверхтяжелой ракеты были бы очень рискованными и намного дешевле и безопаснее создать рядом отдельную стартовую площадку.

«Морской старт»

Основная статья: Морской старт

В сентябре 2016 года президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что график работ может быть сокращён до 5 лет, если проект получит дополнительную финансовую поддержку от российской компании «S7 Group». Для этого рассматривается возможность разработки ракеты «Сункар» в версии для использования её на плавучем космодроме «Морской старт» вместо украинской ракеты «Зенит», под которую приспособлен этот плавучий космодром. В сентябре 2016 года был подписан контракт и началась 6-месячная процедура приобретения «Морского старта» компанией «S7 Space». Также в тот же день был подписан и контракт о сотрудничестве между «S7 Group» и РКК «Энергия». Предполагается что коммерческую версию ракеты удастся сделать более дешевой.

Глава «Роскосмоса» сообщил, что начат эскизный проект версии ракеты-носителя для плавучего космодрома, получившей условное называние «Союз-7». Ожидается, что стартовая масса будет меньше из-за меньшего количества заправляемого топлива, а выводимая на низкую околоземную орбиту полезная нагрузка примерно 18 тонн.

Перспективы

Опыт создания РН такого класса может быть с большим экономическим эффектом использован в других хозяйственных отраслях. В 1989 году НПО «Энергия» совместно со смежными организациями разработало каталог «Научно-технические достижения по системе „Энергия — Буран“ — народному хозяйству», в котором приведены около 600 предложений, реализация которых могла бы дать экономический эффект около 6 млрд. руб. (в ценах 1989 года).

Создание РН «Энергия» открывало перспективу на целый ряд глобальных проектов, представляющих огромную международную значимость. В НПО «Энергия» в период 1987-1993 годы были проведены проектные проработки по космическим комплексам, базирующимся на РН «Энергия», для решения задач:

  • восстановления озонового слоя Земли;
  • удаления радиоактивных отходов Земли за пределы Солнечной системы;
  • освещения приполярных городов;
  • создания крупногабаритных космических отражателей для ретрансляции энергии;
  • создания солнечного паруса для межпланетных полетов;
  • использования ресурсов Луны;
  • создания системы экологического контроля и обеспечения стратегической стабильности;
  • создания единой международной глобальной информационной системы;
  • удаления космического «мусора» с околоземных орбит;
  • изучения Галактики с помощью больших космических радиотелескопов.

Однако общий спад и развал российской промышленности самым непосредственным образом отразился на проекте «Энергия — Буран». В 1992 году Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ и консервации созданного задела. К этому времени был полностью собран второй экземпляр орбитального корабля и завершалась сборка третьего корабля с улучшенными техническими характеристиками.

Трехступенчатая ракета

Трехступенчатая ракета движется поступательно при отсутствии тяготения и сопротивления атмосферы.

Трехступенчатая ракета движется поступател ь но при отсутствии тяготения и сопротивления атмосферы.

Трехступенчатая ракета движется поступательно при отсутствии тяготения и сопротивления атмосферы.

Для исследования верхних слоев атмосферы используется трехступенчатая ракета.

Для исследования верхних слоев атмосферы употребляется трехступенчатая ракета. Принимая отношение полезного груза данной ступени к оставшейся массе ракеты без топлива этой ступени к 1 / 2 и относительную скорость истечения газов и 2500 м / с, найти полную начальную массу ракеты, если конечная скорость ее должна быть у38000 м / с, а масса аппаратуры / п60 кг.

Для исследования верхних слоев атмосферы употребляется трехступенчатая ракета.

Корабль Пионер-10 был запущен в начале марта 1972 г. трехступенчатой ракетой Атлас-Центавр ( ATLAS SLV — 3c / CEN-TAUR / TF-364-4) с целью получения научных данных об орбите Марса, в особенности по свойствам межпланетной среды и природе пояса астероидов, исследования Юпитера и его окружения и отработки техники продолжительных полетов к внешним планетам.

Введем следующие обозначения: / Пю — начальная масса всей трехступенчатой ракеты; т — масса ракеты без топлива первой ступени; т — масса, которую имеет полезный груз первой ступени ( начальная масса второй и третьей ступеней); т2 — масса ракеты без первой ступени и топлива второй ступени: т3о — масса, которую имеет полезный груз второй ступени ( начальная масса третьей ступени); / п3 — масса первой и второй ступеней ракеты без топлива третьей ступени; т — масса, которую имеет полезный груз третьей ступени ( масса научной, аппаратуры); v и vz — скорости, достигнутые соответственно первой и второй ступенями; v3-конечная скорость третьей ступени.

Для запуска искусственных спутников Земли и космических кораблей в настоящее время используют трехступенчатые ракеты.

Фирмой Локхид была разработана эмпирическая модель для определения общих затрат на разработку, постройку и запуск трехступенчатой ракеты.

Разумеется, лучше всего было бы отбрасывать ненужную массу ракеты непрерывно. Пока такой конструкции не существует. Стартовый вес трехступенчатой ракеты с таким же потолком, как у одноступенчатой ракеты, может быть сделан в 6 раз меньшим.

Реактивный снаряд, количество движения, приобретаемое газами, велико. Равное количество движения, направленное в противоположную сторону, приобретает ракета, что и вызывает ее движение вперед.

Современные искусственные спутники Земли и космические ракеты выводятся на орбиту с помощью многоступенчатых ракет, так как в случае одноступенчатой ракеты была бы слишком велика масса, которой надо сообщить космическую скорость. Ракета использует химическое топливо, причем каждая ступень ракеты имеет свои баки для горючего и окислителя. Рассмотрим схему движения трехступенчатой ракеты. Сперва происходит сгорание топлива в двигателе первой ступени, при этом приводится в движение вся ракета, как целое. Когда топливо первой ступени оказывается использованным, она отделяется и дальнейший, полет ракеты продолжается за счет работы двигателя второй ступени.

Знать отлично математику, Чтоб освоить автоматику. Не зря даны ступени эти — Мы стать умелыми хотим И в трехступенчатой ракете Быстрей до цели долетим.

Ракета «Союз» сейчас

Всего было разработано 10 модификаций РН «Союз». На сегодняшний день с помощью носителя «Союз-У» осуществляется запуск грузовых кораблей. В конце 2016 года с РН «Союз-У» был запущен аппарат ТГК «Прогресс МС-04»

Наибольшее внимание современной отечественной аэрокосмической отрасли уделено развитию РН «Союз-2.1а». Работа по модернизации этого ракетоносителя стартовала еще в 1990 годы

Были разработаны и установлены новые двигатели, внедрена новая система телеметрии, автоматизирован испытательный и предстартовый процесс подготовки. В результате были улучшены общие характеристики аппарата и точность выведения на орбиту.

Ступени РН «Союз»

Две ступени ракетоносителя аналогичны РН «Восток», но с рядом усовершенствований. Первая ступень ракеты состоит из 4-х боковых конусообразных ускорительных блоков. На каждом ускорителе установлены автономные двигатели. Отделение ускорительных блоков во время запуска происходит примерно на 118 секунде полета ракеты. Масса бокового блока без топлива – не более 3,75 т, вес топлива составляет 155-160 т.

Вторая ступень включает центральный блок «А» с топливом и полезной нагрузкой. Масса без топлива — не более 6 т, топливо – 90-95 т. Вторая ступень отделяется от ракеты-носителя примерно на 278 секунде полета.

Третья, доработанная ступень — модернизированный блок «И» РН «Восход» 11А57 общей длиной 6,7 м и диаметром 2,66 м. Оснащена 4-камерным ракетным двигателем на жидком топливе с одним турбонасосным агрегатом. Общая масса 25 т.

История

Почтовый конверт, посвящённый первому в мире запуску космического аппарата в сторону Луны

Первым теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшим фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз (искусственный спутник Земли № 1) на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Самые мощные используемые на данный момент государственные ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн. Но самая мощная ракета-носитель из используемых на данный момент — это Falcon Heavy от частной компании SpaceX — ракета сверхтяжёлого класса (по американской классификации), способная вывести на низкую околоземную орбиту до 64 тонн, а на ГПО — до 27 тонн.

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».

Третьей ракетой-носителем сверхтяжелого класса в России может стать РН класса «Енисей», детальный план-график создания которой был подписан в начале января 2019 года. Строительство инфраструктуры под ракету начнётся в 2026 году, первый полёт запланирован на 2028 год с космодрома Восточный. Новая российская сверхтяжелая РН будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 тонн груза и обеспечивать полёты в дальний космос.

Испытания

Участники испытаний в одной из пультовых — у пульта СУ РН «Союз-2».

Летные испытания РН модификации 1а начались в октябре 2004 года и завершены пуском КА “Меридиан-3” в ноябре 2010 года.

Летные испытания модификации 1б начались в декабре 2006 года и завершены пуском КА “Ресурс-П” №1 в июне 2013 года. Ряд заключительных пусков данной модификации в этот период времени проводился вне программы летных испытаний.

Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в части бортового оборудования, агрегатов и узлов, а также адаптации для использования с обтекателем типа СТ, были совмещены с соответствующими испытаниями модификаций 1а и 1б. Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в собранном виде начались в мае 2010 года с испытаний на технической позиции. На настоящий момент (февраль 2016 года) обе РН находятся в штатной эксплуатации.

Летные испытания модификации 1в начались в декабре 2013 года пуском КА “АИСТ” и двух калибровочных сфер “СКРЛ-756”.

Всего на начало 2011 в рамках испытаний произведено 10 пусков (6 — модификации 1а, 4 — модификации 1б). Все пуски в рамках летных испытаний, за исключением первого пуска модификации 1а, производились с выведением коммерческой полезной нагрузки.

Ожидаемый объём летных испытаний — не менее чем по 5 пусков для каждой модификации.

Старейшая российская ракета-носитель «Молния» завершила свой путь

В 1958-1960 годах коллективом ОКБ-1 под руководством С.П. Королева на основе модернизированной ракеты Р-7а была создана четырехступенчатая ракета-носитель среднего класса «Молния», которая предназначалась для исследований Луны и планет Солнечной системы с помощью автоматических космических аппаратов, выведения на высокоэллиптические орбиты спутников связи типа «Молния» и космических аппаратов в интересах Министерства обороны.

Для доставки межпланетных космических станций на отлетные траектории впервые в российской космонавтике была разработана верхняя ступень (блок «Л»), стартующая с околоземной орбиты. Запуск двигательной установки (ДУ) блока «Л» происходит в условиях невесомости через полтора часа полета ракеты по околоземной орбите, поэтому на блоке «Л» потребовалось установить систему стабилизации и ориентации и обеспечить запуск двигателя в невесомости.

В 1963-1965 годах филиал №3 ОКБ-1 (в настоящее время ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс») активно работал над повышением летно-технических характеристик РН «Молния», результатом чего явилось создание РН «Молния-М» с измененной системой управления и повышенными энергетическими показателями ДУ первой ступени. Производство первых трех ступеней модернизированной РН было организовано на заводе №1 (в настоящее время ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»).

Первый пуск модернизированной ракеты-носителя «Молния-М» был проведен 4 октября 1965 г. с космическим аппаратом «Луна-7». 31 января 1966 года РН «Молния-М» успешно доставила на орбиту космический аппарат «Луна-9», совершивший мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь.

В дальнейшем в период 1966-1972 годов с помощью этой РН было выведено на траектории полета к Венере пять автоматических межпланетных станций. Однако наиболее часто РН «Молния-М» использовалась для запуска на выскоэллиптические орбиты спутников связи типа «Молния» и космических аппаратов серии «Космос».

30 сентября в 21:01 мск со стартовой площадки космодрома Плесецк был успешно осуществлен последний пуск РН «Молния-М», который завершил программу полетов этой старейшей российской ракеты.

С начала эксплуатации по сегодняшний день с космодромов Байконур и Плесецк было произведено 280 пусков РН «Молния-М», подтвердивших показатель эксплуатационной надежности 0,980.

На смену этому носителю пришла новая РН среднего класса «Союз-2» разработки ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» с разгонным блоком «Фрегат» (ФГУП «НПО им. Лавочкина), которая имеет более высокую грузоподъемность и, за счет использования разгонного блока, может выводить космические аппараты на различные типы орбит.

Основные характеристики РН «Молния-М»

Количество ступеней

4

Стартовая масса РН, т

305

Космодромы

Плесецк, Байконур

Масса полезного груза, кг

до 2000

(орбита КА типа «Молния»)

Максимальная длина РН, м

43

Диаметр головного обтекателя, м

2,7

Основные характеристики РН «Союз-2.1б» с РБ «Фрегат»

Количество ступеней

3 + РБ

Стартовая масса РН, т

310

Космодромы

Плесецк, Байконур

Масса полезного груза, кг

7950

(низкая околоземная орбита)

Максимальная длина РН, м

46,3

Диаметр головного обтекателя, м

4,11

Пресс-служба ЦСКБ-Прогресс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector