Зрк редут: фото, характеристики, видео

Особенности

Кроме ЗРК «Витязь», в состав оборонного комплекса воздушно-космического направления войдут системы С-400, С-500, С-300Е и устройство малого радиуса действия под названием «Панцирь».

При конструировании рассматриваемого зенитно-ракетного комплекса применялись наработки по экспортному варианту типа KM-SAM. Он также конструировался в бюро «Алмаз-Антей», ориентирован на рынок Южной Кореи. Активная фаза разработок началась после того, как компания выиграла международный тендер у американских и французских конкурентов. Они также вели активные разработки в плане средств противовоздушной обороны для Сеула.

Финансирование выполняемых работ осуществлялось заказчиком, что позволило продолжить работу над проектом в оптимальном режиме. В тот период большинство комбинатов оборонного комплекса на отечественном рынке выживало исключительно за счет заказов на экспорт. Сотрудничество с корейцами дало возможность не только продолжать работу над созданием нового комплекса, но и получить драгоценный опыт в плане освоения современных технологий. Во многом это связано с тем, что Южная Корея не ограничивала доступ российских конструкторов к заграничной базе элементов, активно помогая осваивать ее. Это и помогло во многом создать подобную конструкцию, имеющую многоцелевой профиль.

Модификации

 «Стрела-10М» 9К35 М

Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.

«Стрела-10М2»

ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М3» 9К35М

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.

«Стрела-10М4» 9К35М4

В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.

«Стрела-10МН»

Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.

ЗУР 9М333

Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».

Состав

Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» — это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.

Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.

В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.

На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.

АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86

Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.

Усиление боевых возможностей

Разработка корабля-носителя и этап испытаний затянулись из-за трудностей, связанных с созданием всеракурсной РЛС с фазированной антенной решёткой и ЗУР 9М96. Первые пуски прошли в 2012 году и оказались неудачными. Однако в 2014—2015 годах корвет «Сообразительный» проекта 20380 провёл серию успешных перехватов в Балтийском море.

По информации Минобороны РФ, пуски ЗУР проходили «в условиях сложной помеховой обстановки с применением средств радиоэлектронного противодействия с обеих сторон». 

Как предполагает Корнев, у российских специалистов возникли сложности с доводкой радиолокационной станции и морской версии ракеты 9М96. По его словам, основная проблема заключалась в отсутствии «связки между РЛС, стрельбовым комплексом и ракетой». Во время неудачных испытаний на стартовом участке полёта РЛС «отказывалась» взаимодействовать с ракетой. Однако в 2018 году все технические недостатки ЗРК удалось окончательно ликвидировать.

  • Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

«Возникшие трудности не носили критического характера. На мой взгляд, они были вызваны тем, что у семейства 9М96 и радиолокационной станции разные предприятия-разработчики. В процессе создания ЗРК «Полимент-Редут» возникла новая кооперационная цепочка, которую было необходимо «настроить». Конечно, на это требовалось время, и в итоге испытания затянулись. Однако последние пуски с «Горшкова», о которых сообщило осенью Минобороны, свидетельствуют, что теперь все элементы комплекса прекрасно взаимодействуют друг с другом», — заявил Корнев.

В настоящее время «Полимент-Редут» установлен на «Адмирале Горшкове» и «Сообразительном». ЗРК появится на строящихся сейчас фрегатах проекта 22350 («Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков»), которые войдут в состав ВМФ в 2019, 2021 и 2022 годах соответственно.

Также новым комплексом ПВО будут оснащаться заложенные на «Северной верфи» и Амурском судостроительном заводе корветы проекта 20380/20385 («Ретивый», «Строгий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий»), которые войдут в строй Балтийского и Тихоокеанского флотов в 2020—2021 годах. 

Также по теме


«Для защиты каждой базы ВМФ»: на что способны новейшие минные тральщики России

Военно-морской флот России получил новейший тральщик проекта 12700 «Иван Антонов». Производство этих кораблей развёрнуто на…

Корнев предполагает, что «Полимент-Редут» могут получить в том числе строевые корабли ВМФ, которые будут проходить модернизацию в ближайшие годы. Однако, как отмечает собеседник RT, стрельбовый комплекс носителей ракет «Калибр» и «Оникс» придётся несколько доработать.

«Появление ЗРК «Полимент-Редут» на вооружении однозначно усилит боевые возможности Военно-морского флота нашей страны. Российские фрегаты и корветы обретут возможность надёжно защититься от самых современных и перспективных средств поражения. Новый комплекс позволит нашим сторожевым кораблям уверенно чувствовать себя вдали от родных берегов», — отметил Корнев.

Аналогичной точки зрения придерживается профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. В беседе с RT он заявил, что появление ЗРК «Полимент-Редут» является адекватным ответом на актуальные угрозы, которые существуют для российских кораблей. По его словам, наибольшую потенциальную опасность для отечественных фрегатов и корветов представляют крылатые и противокорабельные ракеты западных государств.

«Мы видим, что страны — члены НАТО продолжают совершенствовать морские и воздушные средства поражения. Кроме того, американские корабли регулярно заходят в Балтийское и Чёрное моря, появляются вблизи сирийских берегов с целью «демонстрации силы». Для выполнения задачи «сдерживания» отечественному ВМФ не обойтись без высокоточных ударных систем и высокоэффективных комплексов ПВО», — резюмировал Козюлин. 

Управляемые ракеты 9М96Е/9М96Е2

Зенитные управляемые заряды ЗРК С 350 «Витязь», характеристики которого приведены выше, представляют собой современные ракеты нового поколения, которые вобрали в себя лучшие характеристики, используемые в современном ракетостроении. Элемент представляет собой сплав максимально высокой категории, применяемый в научных исследованиях, нетрадиционных проектах, других конструкторских решениях. При этом используются всевозможные достижения в материалостроении и инновационных технологических решениях. Между собой ракеты ЗРК «С 350 Витязь» отличаются двигательными агрегатами, предельной дальностью полета, убойностью по высоте и габаритным параметрам.

Благодаря внедрению новых идей и применения усовершенствованного двигателя рассматриваемые заряды превосходят французский аналог «Астер». По сути, ракеты представляют собой твердотопливные одноступенчатые элементы, которые унифицированы по составу бортовых приспособлений и прочего оборудования, отличаются лишь размерами двигательных агрегатов. Высокие показатели достигаются за счет сочетания инерциального и командного наведения. При этом присутствует эффект увеличенной маневренности, позволяющий настроить систему самонаведения в точке встречи с предполагаемой целью. Боеголовки оснащаются интеллектуальной начинкой, дающей возможность обеспечивать максимальную эффективность при поражении аэродинамических и баллистических аналогов воздушной и космической атаки.

Радиолокатор многофункционального назначения типа 50Н6Е

ЗРК (С 350Е «Витязь») оборудуется радиолокационным локатором многофункционального назначения. Он работает как в круговом, так и в секторном режиме. Этот элемент является основным информационным приспособлением военной техники подобного типа. Боевое участие устройства производится полностью в автоматическом режиме, не требует участия оператора, управляется дистанционно с командного контрольного пункта.

Параметры:

  • Наибольшее число сопровождаемых мишеней в диапазоне трассовой локации – 100.
  • Количество наблюдаемых целей в точном режиме (по максимуму) – 8.
  • Предельное число сопровождаемых зенитных ракет с управлением – 16.
  • Скоростной показатель оборотов антенны по азимуту – 40 вращений в минуту.
  • Предельная дистанция до точки боевой корректировки – 2 километра.

История создания

По постановлению Совета министров СССР № 71-26 от 21 января 1970 года в НПО «Сплав» были начаты работы по созданию реактивной системы залпового огня «Град-1». Работы велись под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева. Боевая машина разрабатывалась в двух вариантах. Первый вариант предусматривал размещение пусковой установки на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-131, этот вариант машины получил обозначение 9П138. Второй вариант предусматривал размещение пусковой установки на гусеничном бронированном шасси высокой проходимости. Такой вариант боевой машины получил обозначение 9П139. Разработка второго варианта проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. Специально к боевой машине была создана транспортно-заряжающая машина 9Т451 на шасси тягача МТ-ЛБу. В 1976 году система была принята на вооружение. После окончания разработки была создана небольшая серийная партия машин, которые были отправлены в войска. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 и транспортных машин 9Т451 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.

История

Новый маневровый паровоз, получивший обозначения 9П, был разработан Локомотивпроектом НКТП в 1934—1935 годах. Первый, опытный паровоз этого типа был построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1935 году (заводской тип 164).

В следующем году Коломенский завод выпустил ещё 55 паровозов типа 9П. Также эти паровозы стали выпускаться на Новочеркасском паровозостроительном заводе (16 паровозов в 1937 году, 64 в 1938 году).

С 1939 года Коломенский завод возобновил постройку паровозов типа 9П, при этом конструкция паровозов, выпускавшихся с 1939 года была улучшена по сравнению с более старыми паровозами 9П.

В 1946—1955 годах паровозы 9П выпускались Муромским паровозостроительным заводом им. Дзержинского. С 1955 по 1957 год Муромский завод выпускал несколько изменённый вариант паровоза, получивший обозначение 9ПМ.

9К79 Точка — SS-21 SCARAB

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К79 «Точка», ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М — SS-21A SCARAB-A / FROG-9
Комплекс «Точка-Р», ракета «Точка-Р» 9М79Р / 9М79ФР
Комплекс 9К79-1 «Точка-У», ракета 9М79-1 / 9М791 — SS-21B SCARAB-B

Комплекс 9К79М (?) «Точка-М» — SS-21C SCARAB-C
 
Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г.  после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса «Точка» с ракетой В-614  МКБ «Факел». В отличие от «Точки» МКБ «Факел» у «Точки» КБМ были изменены крылья, аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор — С.П.Непобедимый. Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Система управления ракеты создавалась ЦНИИАГ, главные конструкторы — Б.С.Колесов и А.С.Липкин. Заряды РДТТ разрабатывались НПО «Союз» (руководитель — академик Б.П.Жуков). Создание самоходной ПУ и ТЗМ велось КБ завода «Баррикады» (г.Волгоград, главный конструктор — Г.И.Сергеев).Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки  КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом «Баррикады» (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет «Точка» (позже — «Точка-У») на Петропавловским заводе тяжелого машиностроения (г.Петропавловск, источник). С 1989 г. производство ракет «Точка» велось так же Воткинским машиностроительным заводом (источник). Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). Серийное производство машин комплекса начато в 1973 г. на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения — завод являлся головным предприятием по выпуску ракетного комплекса. Комплекс 9К79 «Точка» официально принят на вооружение приказом МО СССР №0011 в августе 1975 г. с ракетой 9М79 с двумя типами боевых частей — осколочно-фугасной и специальной (ядерной) — и начал поступать в ракетные дивизионы мотострелковых и танковых дивизий сухопутных войск СССР в 1975-1976 г.г. Комплекс впервые показан на Параде в Москве 9 мая 1985 г.Модернизация комплекса «Точка» с целью увеличения дальности действия и улучшения точности начата в 1984 г. Испытания комплекса «Точка-У» проводились на полигоне Капустин Яр с августа 1986 г. по сентябрь 1988 г. Климатические испытания проводились в 1989 г. в Забайкальском и Туркестанском ВО. Комплекс 9К79-1 «Точка-У» принят на вооружение в 1989 г., серийное производство ракет развернуто на Воткинском машиностроительном заводе в этом же году. Комплекс «Точка-У» может применять ракеты комплекса «Точка». В документации к переговорам по Договору о сокращении РСМД ракеты семейства «Точка» именовались «ОТР-21».
 
Особая благодарность «Пенсионеру» (http://russianarms.ru/) за помощь в подготовке материалов.

Сохранившиеся паровозы[1][2]

Паровоз-памятник 9Пм−161 в Нижнем Тагиле (завод-музей)

9П-389 в музее Донецкой железной дороги

Паровоз-памятник 9П-504 в Нижнем Тагиле (депо ПЖТ НТМК)

Памятник паровозу 9П-610 в Шепетовке

9П-649 в Музее железнодорожного транспорта в Ташкенте

Паровоз-памятник 9П-749 (Локомотивное депо Основа, Харьков, Украина)

В рабочем состоянии

В рабочем состоянии находится паровоз 9П-19489 постройки 1954 г. До 1982 года он работал на ТЭЦ-5 Ленэнерго, затем в течение многих лет простоял заброшенным на станции Нева. В начале 1990-х годов паровоз был передан Центральному музею железнодорожного транспорта и помещён на площадку музея в Шушарах. Осенью 2000 года паровозом Эу−683-32 он был перевезён на своих осях с площадки музея в локомотивное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский для ремонта. Но приступить к его ремонту в полном объёме паровозный участок депо смог лишь в 2007 году. В начале 2008 года паровоз был восстановлен до рабочего состояния и оставлен в депо, где в настоящее время периодически используется в маневровой работе. В качестве топлива для него применяется, как правило, отработанное масло, сливаемое с тепловозов, реже — мазут. Осенью 2015 года паровоз был переделан на уголь, в качестве топлива, силами депо Подмосковная.

В 2013—2014 годах были восстановлены ещё два паровоза этой серии: 9П-19499 и 9П-22518 постройки 1954 и 1955 годов соответственно. Первый приписан к депо Подмосковная Московской железной дороги, второй — к депо Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги. Оба также работают на манёврах.

В музеях

  • 9П-14362 — Лыщицы
  • 9П-389 — Донецк
  • 9П-649 — Ташкент в музее железнодорожной техники
  • 9П-749 — Харьков в музее Южной железной дороги
  • 9П-15311 — Колпино в музее Ижорского завода
  • 9П-17347 — в Москве на Рижском вокзале
  • 9П-320 — Ростов-на-Дону
  • 9П-15387 — в Санкт-Петербурге на Варшавском вокзале
  • 9П-18430 — в Нижнем Новгороде на станции Нижний Новгород-Сортировочный
  • 9П-2 — Новосибирский музей железнодорожной техники на станции Сеятель
  • 9ПМ−221 — Барановичи
  • 9ПМ−267 — Верхняя Синячиха
  • 9ПМ−210 — Оленегорск

Паровозы-памятники

  • 9П-012 — Муром, на территории «Муромтепловоз»
  • 9П-13231 — Каунас
  • 9П-158 (превращён в кухню ресторана) — Хабаровск на станции Хабаровск I
  • 9П-178 — Орёл, у Конгресс-холла МегаГринн. Куплен орловской корпорацией ГРИНН. До 2012 стоял в Москве на станции Лихоборы.
  • 9П-201 — Алапаевск у металлургического завода
  • 9ПМ−272 — Златоуст, в сквере у вокзала
  • 9П-463 — Челябинск у музея ЮУЖД
  • 9П-504 — Нижний Тагил у депо ПЖТ НТМК
  • 9П-9123 — Старый Оскол
  • 9П-18412 — Мариуполь ММК
  • 9П-21582 — Новосокольники
  • 9П-460 — Львов у депо Львов-Запад
  • 9П-470 — Ивано-Франковск у депо
  • 9П-536 — Могилёв
  • 9П-679 — Самара
  • 9П-109 — Пермь у Мотовилихинских заводов
  • 9П-14334 — Новороссийск у депо
  • 9П-17485 — Киев у КПИ
  • 9П-239 — Барнаул
  • 9П-610 — Шепетовка у музея Островского
  • 9П-742 — Дубна
  • 9П-752 — Пермь у станции Пермь-I
  • 9ПМ−122 — Новокузнецк
  • 9ПМ−161 — Нижний Тагил в музее-заводе
  • 9П−50Э — Нижний Тагил на смотровой площадке г. Высокая
  • 9ПМ−350 — Чусовой на Чусовском металлургическом заводе
  • 9П-50 — Магнитогорск на территории ОАО ММК
  • 9П-1827 — Екатеринбург Уральский железнодорожный лицей
  • 9П-23534 — Балашов-I
  • 9П-2175 — Каменское, последний паровоз, находившийся на территории ДМК, установлен в музее ДМК под открытым небом.
  • 9П-709 — Губаха, у ОАО «Губахинский кокс»
  • 9П-388 — Донецк (на территории ДМЗ)
  • 9П-204 — Ревда, Свердловская область (Железнодорожный цех ОАО «СУМЗ»)
  • 9П-627 — Липецк, Липецкая область (Цех Ремонта Подвижного Состава и Эксплуатации Локомотивов Новолипецкий металлургический комбинат)

Паровозы 9П-746 (Харьков, парк Юность) и 9П-337 (Краматорск, КМЗ) уничтожены. Неизвестна судьба паровоза-памятника 9П, установленного в Парке Победы в городе Белгород и демонтированного в 2004 году.

Паровоз 9П-627 Липецк, Новолипецкий металлургический комбинат

Плюсы и минусы мобильности

Почти половина российских МБР сейчас эксплуатируется на подвижных грунтовых ракетных комплексах. Очевидно, что такая техника, подобно неподвижным шахтам, имеет как плюсы, так и минусы. При этом сочетание положительных и отрицательных черт таково, что командование РВСН посчитало необходимой одновременную эксплуатацию материальной части двух типов.

Оголовок шахты и ракета УР-100Н УТТХ.

Главное преимущество ПГРК заключается в его мобильности. Самоходная пусковая установка, машины управления и обеспечения во время боевого дежурства не остаются на месте. Они постоянно перемещаются между базой, оборудованными позициями и защитными сооружениями. Это, как минимум, затрудняет определение текущего местоположения комплекса и, следовательно, мешает противнику организовать первый обезоруживающий удар. Естественно, подготовленные позиции могут быть заранее известны противнику, но перед атакой ему придется выяснить, на каких из них присутствуют реальные цели.

Однако мобильность приводит к определенным проблемам, для избавления от которых необходимы определенные меры. ПГРК на дежурстве может попасть в засаду, организованную диверсантами. При атаке комплекса противник использует стрелковое оружие или взрывные устройства. Однако на этот случай в состав сопровождения комплекса на дежурстве входят несколько различных машин разного назначения. В первую очередь, пусковые установки сопровождаются бронетранспортерами и бойцами охранения. При необходимости они должны принять бой и отбить атаку.

Специально для РВСН были созданы т.н. дистанционная машина разминирования и противодиверсионная боевая машина. Эта техника способна вести разведку, своевременно находить противника или взрывные устройства, а также уничтожать обнаруженные угрозы. Кроме того, на вооружение принята т.н. машина инженерного обеспечения и маскировки. Этот образец способен оставлять ложные следы колонны с ПГРК, вводящие в заблуждение разведку противника.

Загрузка ракеты РТ-2ПМ2 «Тополь-М» в ШПУ.

Существенным недостатком ПГРК являются ограничения по грузоподъемности, приводящие к сокращению боевых характеристик. Современные ракеты «Тополь» и «Тополь-М» в связи с характеристиками шасси имеют стартовый вес менее 50 т. Именно по этой причине они не смогли получить разделяющуюся головную часть и несут по одному заряду. Впрочем, в новом проекте «Ярс» эта проблема решена, и ракета оснащается несколькими боевыми блоками.

НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» (индекс 9К35) предназначен для прикрытия боевых порядков подразделений мо­тострелкового (танкового) полка в подвижных формах боя и на марше от низколетящих целей воздушного противника.

В состав комплекса «Стрела-10» входят: боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства.

К боевым средствам комплекса относятся: боевые машины 9А34 и 9А35 (9А34М и 9А35М или 9А34М2 и 9А35М2); ракеты 9М37 (9М37М, 9М31М).

К средствам технического обслуживания комплекса относятся: контрольно-проверочная машина 9В839 (КПМ); машина техниче­ского обслуживания 9В915 (МТО); система внешнего электропи­тания 9И111.

Обучение и тренировка экипажей производятся на тренажере 9Ф624.

На вооружении зенитного ракетного взвода состоят три бое­вые машины 9А34 (9А34М, 9А34М2) и одна боевая машина 9А35 (9А35М, 9А35М2).

Каждая боевая машина имеет четыре направляющих для установки ракет в контейнерах и боеукладку еще для четырех ракет в кормовой части. Таким образом, возимый боекомплект — 8 ракет 9М37 (9М37М). Дополнительно на боевой машине установлен пулемет ПКМБ с боекомплектом к нему 1000 патронов.

Боевые машины 9А34М (9А35М) отличаются от боевых ма­шин 9А34 (9А35) наличием схем защиты аппаратуры оценки зоны от несинхронных импульсных помех и головки самонаведения ра­кеты 9М37М от организованных оптических помех.

На боевых машинах 9А34М2 (9А35М2) дополнительно уста­новлены: аппаратура приема целеуказания (9В179); аппаратура реализации целеуказания (9В180); радиостанция Р-123М, чтj позволяет автоматизировать прием и реализацию целеуказания от пункта управления ПУ-12М.

Кроме того, на боевых машинах модификации М2 установлен дополнительный комплект плавсредств и ограждений.

Основные тактико-технические характеристи­ки комплекса:

  • максимальная дальность поражения целей — 5000 м;
  • высота поражаемых целей — от 25 до 3500 м;
  • скорость поражаемых целей: на встречных курсах—до 417 м/с (1500 км/ч); на догонных курсах—до 306 м/с (1100 км/ч);
  • опознавание воздушных целей — на дальности до  12 км;
  • прием информации целеуказания от пунктов управления ПУ-12М — с искажением ее не более 1,5 град по азимуту при дальности до цели от 6000 до 25000 м;
  • готовность к приему целеуказания с момента включения — не более 5 с;
  • время готовности ракеты к пуску: при температуре не ниже   минус 40° С — 5 с;    в   диапазо­не температур от -40 до -50° С – 10 с;
  • время перевода пусковой установки из походного положения в боевое — не более 20 с;
  • время перезаряжания пусковой установки четырьмя ракета­ми — 3 мин;
  • время свертывания боевых средств комплекса с готовностью к. маршу — 2-3 мин;
  • масса полностью укомплектованной БМ9А35М2 с экипажем, с установкой 6П10М и боекомплектом к ней, с плавсредствами — (12300±240) кг;
  • максимальная скорость передвижения БМ — 61,5 км/ч;
  • запас хода по топливу — 500 км;
  • скорость движения на плаву — 5-6 км/ч.

Описание конструкции

В связи с низкой грузоподъёмностью шасси 2П25 все составляющие пусковой установки выполнены с минимальными габаритами и весом. Основание пусковой установки размещено на поворотном погоне, при этом качающаяся часть выполнена с механизмом уравновешивания с высоким коэффициентом полезного действия. Погон установки разработан заново, так как подходящих конструкций не было найдено. Уравновешивающий механизм торсионного типа из наборных пластин. Большинство деталей выполнено из лёгких сплавов.

На шасси СПУ 2П25 установлены:

  1. Лафеты с тремя направляющими;
  2. Автономный газотурбинный агрегат;
  3. Силовые следящие привода;
  4. Предстартовый контроль ЗУР;
  5. Аппаратура навигации и топопривязки;
  6. Счётно-решающий прибор (СРП);
  7. Телекодовая связь.

Одна СПУ 2П25 может нести до трех ЗУР. В походном положении ракеты развёрнуты хвостовой частью вперёд машины.

На ЗУР имелось два специальных разъёма для электрической стыковки с самоходной пусковой установкой. На направляющих балках установки имелись специальные штанги, которые срезали разъёмы во время начала движения ракеты. Приводы лафетов осуществляли предстартовое наведение направляющих с ракетами. Наведение производилось по данным, поступающим от самоходной установки разведки и наведения 1С91 по радиоканал связи.

Описание конструкции

Боевая машина 9П139 «Град-1» создана на базе шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». В кормовой части машины на вращающемся погоне была установлена пусковая установка с 36 направляющими. Основным предназначением машины являлось действие в составе бронетанковых соединений.

Вооружение

9П139 вооружена 36 неуправляемыми реактивными снарядам калибра 122,4-мм. Время полного залпа составляло 18 секунд, а дальность стрельбы — от 1,5 до 15 км. Время приведения машины в боевую готовность составляло от 2 до 3 минут. В номенклатуру боеприпасов входили следующие типы снарядов:

  1. 3М16 — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 5 противопехотных мин ПОМ-2;
  2. 9М28К — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 3 противотанковые мины ПТМ-3;
  3. 9М28С — реактивный снаряд с отделяемой зажигательной головной частью;
  4. 9М28Ф — реактивный снаряд с отделяемой фугасной головной частью.

Масса основного снаряда составляет 57 кг, а полный цикл перезарядки — от 12 до 16 минут.

Конструкция тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна»

Шасси пусковой установки 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна» было построено на базе плавающего танка ПТ-76. Снаряженная ракетой ЗР-10, 2П16 на три тонны тяжелее танка ПТ-76, кроме того, центр тяжести пусковой установки с ракетой на направляющей расположен значительно выше, чем центр тяжести базовой машины. Поэтому, несмотря на использование в конструкции 2П16 корпуса, схожего с герметичным корпусом ПТ-76, пусковая установка не обладает водоходными качествами, у неё отсутствуют водомёты и волноотражающий щит.

Посадка и высадка боевого расчёта пусковой установки производится через три люка. Посадочный люк механика-водителя выполнен в верхнем лобовом листе, его крышка — однотипная с танковой: при переходе в открытое положение приподнимается и поворачивается вокруг вертикальной оси, что позволяет безопасно вести машину с открытым люком. Два других посадочных люка с откидными на петлях крышками размещены на крыше корпуса. На верхнем лобовом листе по обе стороны от люка механика-водителя закреплены резиновые рифлёные коврики, а на крыше корпуса, у правого борта пусковой установки, оборудована площадка из просечных листов, что повышает удобство и безопасность расчёта при действиях на машине.

Моторно-трансмиссионное отделение установки 2П16 размещается в корме. Двигатель — четырёхтактный шестицилиндровый дизель В-6 жидкостного охлаждения — расположен вдоль корпуса и способен развивать мощность до 240 л.с. Входящие в состав трансмиссии 2П16 пятискоростная механическая коробка передач и фрикционные механизмы поворота однотипны с КПП и МП среднего танка Т-34-85.

Ударный тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»

Ходовая часть пусковой установки 2П16 включает по шесть односкатных опорных катков оснащенных наружной амортизацией и два необрезиненных поддерживающих катка на борт. Направляющие колеса расположены спереди, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — сзади. Зубчатые венцы ведущих колёс — несъёмные. Механизмы натяжения гусениц размещены снаружи корпуса. Гусеницы — с открытым металлическим шарниром. По элементам ходовой части, за исключением поддерживающих катков, которые на ПТ-76 отсутствуют, установка 2П16 совместима с базовым танком.

Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Две передние и две задние пары узлов подвески оснащены гидравлическими рычажными амортизаторами и пружинными упорами ограничителей хода опорных катков с плоскими спиральными пружинами сжатия. Упоры остальных опорных катков имеют резиновые демпферы.

Пуск ракет производится с места, при этом для повышения устойчивости направляющей и точности стрельбы пусковая установка фиксируется двумя домкратами, закреплёнными на кормовой части её корпуса. Перед пуском с помощью механизмов наведения артиллерийской части выполняется подъём направляющей и точное наведение по горизонту. Во время наводки расчёт действует с двух площадок, которые при переводе в походное положение складываются и крепятся к верхнему кормовому листу.

Выводы

Конструкторское бюро «Факел» приступило к созданию нового ЗРК типа 9М96 еще в период 80-х годов XIX века. Продолжительность полета ракеты предусматривалась не меньше 50 кг. Зенитно-ракетный комплекс способен легко маневрировать при наличие серьезных перегрузок и запускать заряды с конструкцией поперечного смещения, что обеспечивало высокую точность уничтожения целей. Дополнительный эффект обеспечивали боеголовки автоматического наведения. Тогда же предполагалась эксплуатация этих комплексов в формате «воздух-воздух». Комплексы ЗРК «Витязь» были не столь большими по габаритам, но в то же время ничем не уступали по эффективности. Они использовали ракеты 9М100. Главная задача, поставленная перед конструктором НАТО время – разработка унифицированных зарядов, которые бы позволили усилить не просто внутреннюю оборону, но и отлично шли на экспорт в другие страны мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector