Бмд-2 (боевая машина десанта): технические характеристики и фото
Содержание:
- Описание конструкции
- Особенности
- Операторы
- Совершенствование
- «ВДВ приобретают новое качество»
- История создания
- Описание конструкции
- Достоинства и недостатки
- Вооружение Править
- БМД 2. Характеристика вооружения
- Служба в войсках и боевое применение
- История
- Бахча-У
- Объект 916К
- Тактико-технические характеристики[править]
- Тактико-технические характеристики БМД-3
Описание конструкции
Комплекс МД-20 состоит из боевой машины 8У33 и фугасного реактивного снаряда 53-Ф-951. Система предназначена для уничтожения и подавления живой силы противника, артиллерийских батарей, опорных пунктов и сосредоточенной техники противника. Система имеет возможность применения в горных условиях.
Боевая машина БМД-20
Боевая машина БМД-20 представляет собой самоходную пусковую установку, на базе грузовика ЗИС-151 и его модификаций. На грузовой платформе установлен подрамник сварного типа, являющийся основой для артиллерийской части машины. На подрамнике размещена поворотная рама с 4 четырьмя направляющими. На первой стадии проработок предполагалось использовать шестиметровые направляющие. Для размещения на шасси грузовика ЗИС-151 длина была уменьшена до 4,5 метров, а для соблюдения требований габарита подвижного состава «0-Т» длина была уменьшена до 3,16 метров. В задней части машины размещены два домкрата для поглощения энергии отдачи при выстреле. Направляющие выполнены в виде фермы со спиральными продольными элементами. Для предотвращения выпадения снарядов, на ведущем спиральном стержне установлены два стопора. Перезарядка боевой машины осуществляется вручную пятью членами боевого расчёта машины с помощью захватов на специальном лотке и досылателя в канал направляющей.
Реактивный снаряд МД-20-Ф
53-Ф-951 «Шторм-1» | |
---|---|
Реактивный снаряд МД-21-ОФ в Санкт-Петербургском Музее артиллерии |
|
Тип | Фугасный реактивный снаряд |
Страна | |
Характеристики | |
Масса, кг | 194 |
Длина, мм | 3049 |
Калибр, мм | 200 |
Начальная скоростьснаряда, м/с | 590 |
Диаметр, мм | 160 |
Взрывчатое вещество | тротил |
Масса взрывчатого вещества, кг | 30,08 |
Механизм детонации | ударный |
Медиафайлы на Викискладе |
При разработке нового реактивного снаряда учитывался опыт создания РСЗО М-13УК, в которой для увеличения точности снаряду придавалось вращение, однако это приводило к потере тяги и снижению скорости снаряда с потерей в дальности стрельбы. Применение нового способа расположения реактивных двигателей и спиралевидных направляющих снизило потери тяги до 0,4%. Ракетная часть снаряда устроена аналогично снарядам системы М-13. В верхней части размещена стальная камера с пороховым зарядом, в нижней — сопловой блок с диафрагмой. Воспламенение происходит с помощью специального устройства, которое зажигает заряд с пиропатроном и воспламенителем из алюминиевого футляра с дымным порохом. Полная работа реактивного двигателя составляет не более 6 секунд. Ракетный двигатель работает на твёрдом топливе. Топливный заряд состоит из одноканальной цилиндрической пороховой шашки, массой 50 кг и диаметром 160 мм. Для исключения возможности продольного смещения шашка крепится диафрагмой. Диафрагма также препятствует вылету недогоревших топливных остатков. В передней части снаряда установлен ударный взрыватель. Основной заряд состоит из тротила, взрыв которого инициируется двумя тротиловыми и одним тетриловым детонаторами.
Особенности
Основным требованием техники для ВДВ является аэромобильность – возможность перемещения с помощью транспортных самолётов и десантирования из них на парашюте. Из-за этого применена алюминиевая противопульная броня.
Установка «Туча», состоящая из 6 дымовых гранатомётов, предназначена для создания дымовых завес в экстренных ситуациях.
Из особенностей гидропневматическая подвеска, позволяющая механику-водителю менять клиренс от 13 до 45 см.
Оппозитный двигатель с турбонаддувом, работающий на дизельном топливе, развивает мощность 450 л.с., что позволяет развивать скорость до 70 км/час на шоссе. Водомётные движители позволяют передвигать вплавь со скоростью до 10 км/час. Запаса топлива хватает на 500 км по шоссе.
Операторы
Современные операторы
-
Армения Армения:
- Внутренние войска — 5 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Пограничные войска — 5 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Азербайджан Азербайджан — 20 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Белоруссия Белоруссия — 154 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Киргизия Киргизия — не менее 4 единиц БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Молдавия Молдавия — 44 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Россия Россия — 99 БМД-1 по состоянию на 2017 год
- Туркмения Туркмения — 8 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Узбекистан Узбекистан — 120 БМД-1 по состоянию на 2016 год
-
Украина Украина
- Сухопутные войска Украины — 15 БМД-1 по состоянию на 2016 год
- Воздушно-десантные войска Украины — 29 БМД-1, по состоянию на 2017 год
Бывшие операторы
Ангола Ангола — некоторое количество полученных от Кубы машин
- Ирак Ирак — 10 БМД-1 поставлены из СССР в 1981 году
- Ливия Ливия — несколько по состоянию на 2009 год
- Республика Абхазия Республика Абхазия — несколько БМД-1 по состоянию на 2007 год
- Южная Осетия Южная Осетия — несколько БМД-1 по состоянию на 2008 год
Совершенствование
В 1985 году появилась БМД-2, оснащённая скорострельной 30-мм пушкой 2А42 и способная бороться с воздушными целями с помощью ЗРК.
Впрочем, в 2013 году абсолютное большинство такой техники оказалось в неудовлетворительном состоянии, о чём заявил начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов. Он подчеркнул, что, помимо износа механизмов, машины устарели в моральном плане и не соответствуют требованием современной армии.
С 1990 до 1997 год велось производство БМД-3, отличающейся новым корпусом, ходовой и так далее. Всего на вооружении отечественной армии находится около 10 единиц такой техники.
Наконец, стоит упомянуть БМД-4 – самую новую представительницу этого семейства. Не слишком популярная машина из-за крайне высокой цены и недостатков, доставшихся от предшественников в виде плохой защиты.
«ВДВ приобретают новое качество»
БТР-МДМ, который поставляется в части крылатой пехоты в комплекте с БМД-4М, предназначен для перевозки личного состава и приспособлен для эксплуатации в любых климатических условиях. Новейший бронетранспортёр оснащён двумя 7,62-мм пулемётами и мортирами запуска дымовых гранат. Совокупный боекомплект пулемётного вооружения «Ракушки» составляет 4 тыс. выстрелов.
Машина способна развивать скорость до 70 км/ч по шоссе, до 45—50 км/ч по грунтовой дороге и до 10 км/ч по воде. «Ракушка» оборудована цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш, приборами ночного видения и прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для ведения огня из курсового пулемёта.
По информации Минобороны РФ, в ближайшей перспективе на основе «Ракушки» будет разработано целое семейство образцов военной техники для ВДВ. Речь идёт о командно-штабных машинах, платформах для связи и управления, а также медицинского и тылового обеспечения.
- Бронетранспортёры БТР-МДМ «Ракушка» (на втором плане) и БМД-2 механизированной колонны Московского гарнизона во время тренировки перед военным парадом на Красной площади
Помимо взаимодействующих на поле боя БТР-МДМ и БМД-4М, парк ВДВ продолжают пополнять бронетранспортёры БТР-82АМ. Благодаря 30-мм автоматической пушке их огневая мощь выше, чем у предшествующих образцов, в 2,5 раза. Эта машина используется для перевозки личного состава и огневой поддержки десанта.
«БТР-82АМ является глубокой модернизацией бронетранспортёров БТР-80 и БТР-80А. Он превосходит своих предшественников практически по всем показателям. На БТР-82АМ установлены более мощный двигатель, скорострельная 30-мм пушка, спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТМ (модернизированный пулемёт Калашникова. — RT), усовершенствованные приборы наблюдения и прицеливания», — сообщается на сайте Минобороны РФ.
Также БТР-82АМ оснащён радиостанцией пятого поколения Р-168, комплексом ориентирования для определения текущих координат и отображения места машины на электронной карте местности, модернизированной системой пожаротушения.
Позаботились российские конструкторы и о броне машины. Инженеры повысили противоминную стойкость БТР-82АМ, а на внутренних поверхностях корпуса смонтировали противоосколочную защиту. Поверхность салона бронетранспортёра обшита специальным кевларовым покрытием, необходимым для дополнительной защиты экипажа от осколков.
Также по теме
«Прикрыть с земли и с воздуха»: на что способен новейший российский артиллерийский комплекс «Деривация»
На параде Победы в Москве впервые будут продемонстрированы новейшие боевые машины зенитного артиллерийского комплекса 2С38…
«Масса БТР-82АМ составляет 16 т, бронетранспортёр оснащён дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 300 л. с. и усиленной трансмиссией, наличие автономной дизель-генераторной установки позволяет функционировать всем системам при неработающем основном двигателе», — отмечают в военном ведомстве.
В командовании ВДВ считают, что машины, стоящие на вооружении «голубых беретов», превосходят по ряду показателей образцы стран НАТО. В частности, они способны преодолевать водные преграды с ходу, без предварительной подготовки. Тогда как на мероприятия перед форсированием водоёмов у западных образцов БМД и БТР уходит порядка четырёх часов. А после преодоления преграды военнослужащие альянса должны потратить 1,5—2 часа на демонтаж установленного для переправы специального оборудования.
«На мой взгляд, развитие бронетехники в интересах ВДВ достигло очень хороших результатов. В России прекрасная конструкторская школа, и при поддержке Минобороны удалось запустить процесс замены в частях крылатой пехоты советских образцов. Новая и модернизированная техника ВДВ имеет более мощное вооружение и современную электронику», — рассказал в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Дмитрий Литовкин полагает, что текущий процесс перевооружения воздушно-десантных войск направлен на серьёзное повышение ударных возможностей подразделений «голубых беретов». Поступление новой техники позволяет крылатой пехоте выполнять свои задачи практически в любом регионе мира, в том числе в Арктике, где десантники регулярно проводят учения, рассуждает аналитик.
«Сегодня промышленность поставляет воздушно-десантным силам широкую номенклатуру самых современных изделий, причём большое значение уделяется увеличению калибра ударного вооружения. В итоге ВДВ приобретают новое качество и способность действовать в любых климатических условиях, высаживаясь в тыл противника», — заключил Литовкин.
История создания
Работы по созданию боевой машины десанта третьего поколения были начаты параллельно с разработкой боевой машины пехоты БМП-3. Однако, результаты разработки показали, что масса БМП-3 со средствами десантирования значительно превысит 20 тонн, таким образом самолёт Ил-76М сможет поднять на борт только одну боевую машину. Поэтому в начале 1980-х годов были открыты работы по созданию облика боевой машины десанта. В ходе проектирования рассматривались два варианта БМД-3. Первый предполагал машину с комплексом вооружения из 100-мм орудия 2А70 спаренного с 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А72. Расчётная масса такой БМД составляла 18 тонн. Второй вариант предполагал использование боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой 2А42. Таким образом загрузка самолёта Ил-76М составляла либо 2 БМД массой 18 тонн, либо 3 БМД массой 12,5 тонн. Проведённые впоследствии научно-исследовательские работы доказали, что при втором варианте задачи БМД выполняются намного эффективнее. На основании полученного опыта и по результатам исследований 20 мая 1983 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 451—159 официально была открыта ОКР под шифром «Бахча». Работы предусматривали разработку боевой машины десанта массой 12,5 тонн. Головным разработчиком был назначен Волгоградский тракторный завод.
Через месяц после выхода постановления было согласовано тактико-техническое задание на новую БМД, а также завершён этап технического проекта. При разработке новой БМД был использован опыт, полученный в ходе выполнения работ по БМД-1 и лёгкому танку «Объект 934». К 1985 году были изготовлены и завершили приёмо-сдаточные испытания три опытных образца новой БМД. По результатам испытаний выявилось, что все образцы превышали допустимую массу на 190—290 кг, ходовая машины давала многочисленные сбои в работе, однако благодаря оперативной работе конструкторского бюро ВгТЗ большинство недостатков было устранено и в мае 1986 года опытные БМД завершили предварительные испытания. В 1986 году Волгоградский тракторный завод изготовил ещё 3 опытных образца, которые были направлены на Государственные испытания. Новые образцы превысили допустимую массу на 400 кг, так как были изготовлены с учётом мероприятий по повышению надёжности узлов ходовой части. Государственные испытания БМД проходили в период с 27 октября 1986 года по 27 октября 1987 года. По результатам испытаний две из трёх машин были доработаны и отправлены на контрольные испытания в различных климатических зонах. Испытания проводились в период с 10 июля по 19 ноября 1988 года. Результат испытаний по теме «Бахча» был оценён как положительный. Машина в целом соответствовала предъявляемым тактико-техническим требованиям, поэтому 10 февраля 1990 года боевая машина «Объект 950» была принята на вооружение СССР под обозначением БМД-3.
Описание конструкции
Первые машины начали проходить испытания в 1984 году. Они завершились успешно и уже с 1985-го БМД-2 принята на вооружение. Эта техника имеет сварной корпус. Он выполнен из алюминиевого броневого сплава. Такая защита позволяет обеспечить безопасность экипажа от бронебойных пуль калибра 12,7 мм в лобовой проекции. Это позволяет обеспечивать надежное укрытие от попыток атаки со стороны пехоты. Круговая защита рассчитана только на остановку 7,62. Устройство БМД-2 позволяет увеличивать экипаж до 3-х человек (всем найдется работа). Правда, в таких случаях приходится уменьшать количество десанта до 4-х бойцов. Имеется три прибора наблюдения ТНПО-170А. Они установлены над механиком-водителем перед люком. Снаружи бронетехники есть фары, габаритные фонари, звуковой сигнал, волноотражающий щит, задние и передние грязевые щитки, антенна радиостанции, заслонки водометных движителей, буксирные крюки, детали крепления для десантирования, устройство для перевозки грузов с использованием прицепа, а также два ящика с запасными частями, инструментами и принадлежностями. И по мелочи – вьючное устройство, лопата, брезент, лом и аварийный буй. Для поддержания связи предусмотрена радиостанция Р-173. Она обеспечивает возможность ведения переговоров на расстоянии до 20 километров. Штыревая антенна может достигать трех метров. Чтобы принимать сигналы, устанавливаются, как правило, радиоприемники Р-173П и ТПУ Р-174. Хотя самые первые представители были оснащены устройствами Р-123М и ТПУР-124. Последние машины выпускались с радиостанциями Р-163-50ПУ, а не Р-173. Такой вариант позволял поддерживать устойчивый обмен цифровой и аналоговой информацией в диапазоне частот от 30 до 80 мГц и на расстоянии до двадцати километров. При этом была реализована возможность автоматизированного перехода на резервную частоту.
Достоинства и недостатки
Основное преимущество, которым обладает БМД-4М по сравнению со всеми более ранними моделями боевых машин десанта, – это очень мощное вооружение, позволяющее поражать любые цели на значительных дистанциях.
Имеются у этого образца лёгкой бронированной техники и другие достоинства:
- Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и технического обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
- Отличная проходимость по любому бездорожью;
- БМД-4М отличается прекрасной управляемостью, уверенно проходя резкие повороты и преодолевая крутые склоны. Машина уже не раскачивается, «входя в резонанс», как это случалось с БМД-1 и БМД-2;
- Имеется возможность усиления защищенности при помощи комплекта накладной брони. Правда, при десантировании её использование невозможно;
- У БМД-4М есть определенный запас модернизации — на её базе можно делать многие другие виды боевой техники.
БМД-4М при движении по рыхлому снегу
Недостатки новой машины во многом традиционны для всего этого класса вооружений:
- Слабая броневая защита экипажа. БМД-4М сравнительно легко поражается малокалиберными автоматическими пушками, а борта уязвимы и для крупнокалиберных пулеметов;
- Боекомплект основного орудия находится в середине машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов весь экипаж гарантированно погибнет;
- Противоминная защита никак не усилена по сравнению с ранними моделями;
- Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полном боевом снаряжении.
Кроме того, нарекания вызывает сама компоновка машины. Неоднократно высказывалось мнение о том, что впереди следовало бы разместить моторно-трансмиссионное отделение, что стало бы дополнительной защитой для экипажа. Вот только такое решение несовместимо с десантированием из-за переноса центра тяжести.
Вооружение Править
2А28 «Гром» — 73-мм. советское гладкоствольное орудие-пусковая установка. Править
Разработано в Тульском под руководством Силина В.И., до принятия на вооружение носило внутреннее обозначение ТКБ-04.
Описание конструкции Править
Основным предназначением орудия 2А28 является борьба с такими объектами как: танки, самоходные установки и другая бронированная техника. Также орудие может использоваться для подавления живой силы противника, укрытой в лёгких полевых укреплениях или в сооружениях из кирпича.
Орудие 2А28 гладкоствольное. Для предотвращения отката используются гидравлические противооткатные устройства концентрического типа. Запирание и отпирание канала ствола — клиновое. Автоматика орудия работает на принципе отдачи ствола. В конце наката происходит выбрасывание стреляной гильзы из каморы орудия. При выходе из строя полуавтоматики в орудии предусмотрен режим ручного заряжания. Для выстрела из орудия воспламенение электрокапсюля выстрела происходит от бортовой сети боевой машины. Предусмотрено также использование дополнительного источника питания в виде генератора-дублёра.
Ствол орудия 2А28 — моноблок. Ствол ввинчен в казённик, в котором установлен клиновой затвор. Для удержания затвора в открытом положении и извлечения из каморы стрелянных гильз в казённике установлены выбрасыватели. При этом гильзы с помощью отсекателя направляются в специальный гильзосборник. Для осуществления отката орудия во время выстрела и последующего наката откатных частей на 2А28 установлен гидронакатник. Гидронакатник состоит из двух цилиндров между которыми проталкивается жидкость с помощью специального поршня.
В номенклатуру боеприпасов входят выстрелы ПГ-15В (индекс ГРАУ — 7П3) и выстрелы ОГ-15В (индекс ГРАУ — 7П5). Выстрелы ПГ-15В состоят из двух частей: гранаты с кумулятивным зарядом и порохового заряда. С помощью порохового заряда граната выстреливается из орудия со скоростью 400 м/с, затем включается двигатель гранаты, который разгоняет её до 665 м/с. При столкновении с целью граната пробивает броню направленной кумулятивной струёй. При высоте цели 2 метра дальность прямого выстрела гранатой ПГ-9 составляет 765 метров, а максимальная дальность 1300 метров. Для борьбы с пехотой противника используется осколочно-фугасный выстрел ОГ-15В с максимальной дальностью 4400 метров.
Тип |
Гладкоствольноеорудие-пусковая установка |
Страна |
СССР |
Носители: | БМД-1, БМД-1П, БМП-1,БМП-1П, БМП-1ПГ, БРМ-1К |
История службы |
|
Годы эксплуатации |
с 1966 |
На вооружении |
СССРРоссияПольша |
Войны и конфликты |
Война за Огаден (1977-1978), Афганская война (1979-1989), Ирано-иракская война, Горячие точки на постсоветском пространстве, Гражданская война в Ливии |
История производства |
|
Конструктор |
|
Разработан |
1961 |
Производитель |
СССР |
Годы производства |
с 1966 |
Всего выпущено |
более 23000 |
Варианты |
2А28 «Гром»2А41 «Зарница» |
Характеристики |
|
Масса, кг |
115 |
Длина, мм |
2180 |
Длина ствола, мм |
2117 |
Ширина, мм |
218 |
Высота, мм |
322 |
Калибр, мм |
73 |
Противооткатное устройство |
Гидравлическое |
Угол возвышения |
-5..+30 |
Скорострельность,выстрелов/мин |
6..8 |
Начальная скоростьснаряда, м/с |
ПГ-9 — 400..665ОГ-9 — 290 |
Прицельная дальность, м |
765..1300 |
Максимальнаядальность, м |
4400 |
Вид боепитания |
полуавтоматический |
Прицел |
1ПН22М1 |
Боеприпасы: Править
Боеприпасы пушки 2А28 |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Марка выстрела / Марка снаряда |
Масса выстрела, кг |
Масса снаряда, кг |
Масса ВВ, г |
Дульная скорость, м/с |
Максимальная скорость, м/с |
Дальность прямого выстрела по цели |
Год принятия на вооружение |
ПГ-15В (7П2) / ПГ-9 активно-реактивный выстрел с кумулятивной гранатой |
3,5 |
2,6 |
н/д |
400 |
665 |
765 |
|
ОГ-15В (7П5) / ОГ-9 выстрел с осколочной гранатой |
4,6 |
3,7 |
735 |
290 |
н/д |
н/д |
1973 |
ПТУР 9М14М «Малютка» Править
Пусковая установка с ракетой 9М14М «Малютка» на направляющей
БМД-19К11 «Малютка»9М149М14М
9М14М «Малютка» на пусковой установке
9С428БМД-19М149М14МП1Н
БМД 2. Характеристика вооружения
Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.
В качестве основной огневой мощи используется автоматическая пушка 2А42 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.
В паре с пушкой в башне расположен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.
Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:
- одна 9М113 «Конкурс»;
- две ПТУР 9М111 «Фагот»;
- пусковая установка 9П135М.
Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.
Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».
Служба в войсках и боевое применение
В 1968 году в серийное производство поступила БМД-1, ставшая первенцем в семействе подобной техники. Машина массой 7,2 тонны, с противопульной алюминиевой бронёй и защитой от ОМП с лёгкостью транспортировалась на самолётах и десантировалась на парашюте вместе с десантом и экипажем внутри.
Экипаж из 2 человек, 5 десантников в транспортно-боевом отделении. В башне установлено орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм, с ней спарен пулемёт. Для борьбы с тяжело бронированной техникой на крыше башни установлен ПТРК 9К11 «Малютка» с боезапасом в 3 управляемые по проводам ракеты.
БМД-1 приняла участие во многих боевых конфликтах, например, в Афганской, двух Чеченских войнах, Приднестровском и Южно-Осетинском конфликтах. Известен один подтверждённый случай поражения танка противника из 73 мм пушки.
Основным недостатком стала крайне слабая защищённость. Также крупнокалиберная пушка плохо подходила для борьбы с живой силой противника и легкобронированными целями на дистанциях от 500 метров.
История
С момента создания воздушно-десантных формирований в ВС Союза ССР стали задумываться о введении в состав формирований средств моторизации и механизации. В 1931 году на основании директивы, от 18 марта, в Ленинградском военном округе был сформирован нештатный, опытный авиационный моторизованный десантный отряд (авиамотодесантный отряд). Он предназначался для исследования вопросов оперативно-тактического применения и наиболее выгодных организационных форм авиационных десантных (воздушно-десантных) подразделений, частей и соединений.
Отряд насчитывал 164 человека личного состава и состоял из:
- одной стрелковой роты;
- отдельных взводов: сапёрного, связи и лёгких машин;
- тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи (авиаэскадрильи) (12 самолётов — ТБ-1);
- одного корпусного авиационного отряда (авиаотряда) (10 самолётов — Р-5.
Отряд имел на вооружении:
- две 76-мм динамореактивные пушки Курчевского (ДРП);
- две танкетки — Т-27;
- 4 гранатомёта;
- три лёгкие броневые машины (бронемашины);
- 14 ручных и 4 станковых пулемёта;
- 10 грузовых и 16 легковых автомобилей;
- 4 мотоцикла и один самокат (современность — велосипед). С течением времени в Союзе ССР появились и специально разработанные для формирований ВДВ средства поддержки и транспортировки, такие как ГТ-МУ, АСУ-57, АСУ-76, АСУ-85 и другие.
Ближайшими к БМД по классу машинами являются бронетранспортёр и боевая машина пехоты (БМП). В настоящее время основным отличием БМД является способность десантирования с помощью парашюта. Разница также заключается в задачах, которые возлагались на боевые машины в ходе проектирования. БТР, в основном, разрабатывался как транспортное средство стрелков (пехоты), в то время, как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки стрелков (пехоты) огнём бортовых орудия и КПВТ в наступлении и обороне. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием и различия между гусеничными БТР, БМП и БМД по их боевым свойствам практически исчезли.
БМД-1 — десантируются из самолётов типа Ан-12, Ан-22, а БМД-3 — из самолётов типа Ан-22, и Ил-76.
БМД вооружены:
- пушкой калибра 73 мм (БМД-1) или автоматической 30-мм пушкой (БМД-2, БМД-3), пусковая установка ПТУР, 2 курсовых пулемёта калибра 7,62 мм и спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ в башне кругового вращения;
- одним (БМД-2) или двумя (БМД-1) курсовыми пулемётными установками в передней части корпуса;
- комплексом противотанкового ракетного вооружения (кроме командирского варианта БМД-2К).
Специальная гидравлическая система подвески позволяет быстро изменять клиренс, не выходя из машины.
БМД использовались в Воздушно-десантных войсках ВС Союза ССР с 1969 года (БМД-1), сейчас находятся на вооружении России и ряда бывших союзных республик.
Экипаж: командир машины (командир отделения), наводчик-оператор, старший стрелок, пулемётчик, стрелок-помощник гранатомётчика, гранатомётчик, механик-водитель. При действиях в пешей атаке всё отделение (кроме механика-водителя и наводчика-оператора) спешивается.
Бахча-У
На боевую машину десанта установили модуль «Бахча-У». Этот комплекс вооружения состоит из 100 мм пушки 2A70, 30 мм пушки 2A72 и 7,62 мм пулемёта ПКТ. 2А70 также используется в качестве пусковой установки для управляемых ракет.
«Бахча-У» стабилизирована в обеих плоскостях, благодаря автоматической СУО и разнообразным прицелам наводчика, прицельная стрельба возможна в условиях плохой видимости или ночью.
Высокая скорострельность основного орудия с перезарядкой в 4-6 секунды обеспечивается автоматом заряжания конвейерного типа.
Спутниковая система навигации позволяет вести огонь из 2A70 с закрытых позиций без прямой наводки.
Ракеты «Аркан», возимые в количестве 4 штук, выпускаются через ствол орудия и способны поражать как современные ОБТ так и медленно летящие воздушные цели.
Объект 916К
Также известен как командирская БМД-2К. Эта техника была принята на вооружение в 1986 году. В первую очередь эта машина создавалась для того, чтобы обеспечить надежное и оперативное управление подразделениями. Была изменена БМД-2 внутри и внешне. Так, предусматривалось наличие второй радиостанции Р-173. В качестве радиоприемника использовался Р-173П. Также присутствует второй антенный вход, который должен поддерживать передачу информации. Продублирован и аппарат переговорного устройства ВВ36. Также командирская машина имеет отопитель, курсоуказатель ГПК-59, бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30, прибор химической и радиационной разведки ПРХР ГО-27 (им был заменен гамма-датчик ГД-1М), вытяжной вентилятор среднего отделения. Было добавлено два съемных столика. Чтобы улучшить условия работы командира, из машины изъяли комплекс управляемого ракетного вооружения. Также из-за желания разместить зарядный агрегат для походного использования сняли среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика.
Тактико-технические характеристики[править]
Обозначение | Боевая масса, т | Экипаж, чел. | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Максимальная скорость движения, км/ч | Пушка | Пулемёты | Боекомплект, выстрелов / патронов | ПТУР | Двигатель |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БМД-1 обр. 1969 г. | 7,2 ±2,5% | 3 (4) | 5400 | 2630 | 1620 — 1970 | 60 | 1 × 73-мм 2А28 | 3 × 7,62-мм ПКТ | 40 / 4000 | 3 × 9М14 | дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. |
БМД-1К обр. 1971 г. | 7,6 ±2,5% | 6 | 5400 | 2630 | 1620 — 1970 | 60 | 1 × 73-мм 2А28 | 3 × 7,62-мм ПКТ | 40 / 3000 | 3 × 9М14 | дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. |
БМД-1П обр. 1977 г. | 7,6 ±2,5% | 3 (4) | 5400 | 2630 | 1620 — 1970 | 60 | 1 × 73-мм 2А28 | 3 × 7,62-мм ПКТ | 40 / 3500+440 | 2 × 9М1131 × 9М111 | дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. |
БМД-1ПК обр. 1978 г. | 7,6 ±2,5% | 6 | 5400 | 2630 | 1620 — 1970 | 60 | 1 × 73-мм 2А28 | 2 × 7,62-мм ПКТ | 40 / 3250+440 | 1 × 9М1131 × 9М111 | дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. |
Тактико-технические характеристики БМД-3
— Экипаж, чел.: 2 — Десант, чел.: 5 — Разработчик: ВгТЗ — Годы производства: с 1985 по 1997 — Количество выпущенных, шт.: 143
Вес БМД-3
— 12,9..13,2 тонн
Размеры БМД-3
— Длина корпуса, мм: 6000 — Длина с пушкой вперёд, мм: 6360 — Ширина корпуса, мм: 3114 — Высота, мм: 2170..2450 — База, мм: 3200 — Колея, мм: 2744 — Клиренс, мм: 130..530
Броня БМД-3
— Тип брони: противопульная. Башня из стали, корпус из алюминиевой брони
Вооружение БМД-3
— Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42 — Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушкаБоекомплект пушки: 500+360 — Дальность стрельбы, км: до 4 — Прицелы: БПК-2-42, 1ПЗ-3, ПЗУ-5, ППБ-2-2 — Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 5,45-мм РПКС-74 — Другое вооружение: 1 х АГС-17 «Пламя»; 1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»
Двигатель БМД-3
— Тип двигателя: 2В-06-2 — Мощность двигателя, л. с.: 450
Скорость БМД-3
— Скорость по шоссе, км/ч: 70..71 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву — Запас хода по шоссе, км: 500 — Запас хода по пересечённой местности, км: 275..330 — Удельная мощность, л. с./т: 34,1
— Тип подвески: независимая, индивидуальная пневматическая — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,32..0,48 — Преодолеваемый подъём, град.: 35 — Преодолеваемая стенка, м: 0,8 — Преодолеваемый ров, м: 1,5 — Преодолеваемый брод, м: плавает