Зенитная управляемая ракета 9м317
Содержание:
Историческая справка
зрв являются зенитной артиллерии. Введены в строй директивой генштаба ВС СССР, от 8 июля года, которая ввела штат Управления главнокомандующего Войсками ПВО, где была определена должность командующего ЗРВ ПВО.
Первые зенитные ракетные формирования в ВС СССР были сформированы в 1952 году, а в системе противовоздушной обороны города-героя Москвы они были сформированы в 1953 году.
Первый бой зенитные ракетчики приняли 1 мая 1960 года, когда ЗРК С-75 или «Двина», стоящим тогда на вооружении ЗРВ ВПВО страны, был сбит американский самолёт-разведчик У-2 (Lockheed U-2) под управлением лётчика ВВС ВС США Ф. Пауэрса, в небе над Свердловском.
В ВС Союза войска ПВО были представлены зенитными артиллерийскими полками (зенап) и зенитными ракетными полками (зрп). С насыщением войск зенитноракетными комплексами (ЗРК) в 1970-х — 1980-х годах произошло полное замещение зенап на зрп. Организационно зенап и зрп состояли из штаба, два — 4 дивизионов, технической батареи (технического дивизиона), роты материального обеспечения, ремонтной роты, батареи управления и радиолокационной разведки. Дивизион в составе зенап состоял из двух — трёх зенитных артиллерийских батарей (зенбатр). Техническая батарея (дивизион) — это вспомогательное подразделение по поддержанию в технической исправности ЗРК и РЛС. Дивизион в составе зрп состоял двух — трёх зенитных ракетных батарей (зрб).
Существовали штатные структуры зрп, в составе которых не было дивизионов, а полк состоял непосредственно из зрб и подразделений боевого и тылового обеспечения. К примеру 1415-й зенитный ракетный полк боевую основу которого составляли 5 зрб.
Кроме зенап и зрп в составах дивизий, в составе каждого военного округа или группы войск имелись зрп, на вооружении которых были ЗРК повышенной дальности действия. Подобные зрп выполняли боевую задачу по постоянной противовоздушной обороне городов, промышленных и военных объектов, воздушного пространства СССР в выделенных зонах ответственности. По сути это были полки с неизменной дислокацией. Ракетные батареи в составе таких зрп именовались стартовыми батареями.
Численный состав зенап и зрп — от 450 до 550 человек личного состава.
Способы и методы наведения ЗУР
Способы наведения
-
Телеуправление первого рода
- Станция сопровождения цели находится на земле
- Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты
- Необходимый манёвр рассчитывается наземным счётно-решающим прибором
- На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
-
Телеуправление второго рода
- Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР и координаты цели относительно ракеты передаются на землю
- Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты
- Необходимый манёвр рассчитывается наземным счётно-решающим прибором
- На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
- Теленаведение по лучу
- Станция сопровождения цели находится на земле
- Наземная станция наведения ракет создает в пространстве электромагнитное поле, с равносигнальным направлением, соответствующим направлению на цель.
- Счётно-решающий прибор находится на борту ЗУР и вырабатывает команды автопилоту, обеспечивая полёт ракеты вдоль равносигнального направления.
- Самонаведение
- Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР
- Счётно-решающий прибор находится на борту ЗУР и генерирует команды автопилоту, обеспечивающие сближение ЗУР с целью
Виды самонаведения:
- активное — ЗУР использует активный метод локации цели: излучает зондирующие импульсы;
- полуактивное — цель облучается наземной РЛС подсвета, а ЗУР принимает эхо-сигнал;
- пассивное — ЗУР лоцирует цель по её собственному излучению (тепловому следу, работающей бортовой РЛС и т. п.) или контрасту на фоне неба (оптическому, тепловому и т. п.).
Методы наведения
1. Двухточечные методы — наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скорости и ускорения) в связанной системе координат (системе координат ракеты).
Применяются при телеуправлении 2-го рода и самонаведении.
Метод пропорционального сближения — угловая скорость вращения вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота
линии визирования (линии «ракета-цель»): dψdt=kdχdt{\displaystyle {\frac {d\psi }{dt}}=k{\frac {d\chi }{dt}}},
где dψ/dt — угловая скорость вектора скорости ракеты; ψ — угол пути ракеты; dχ/dt — угловая скорость вращения линии визирования; χ — азимут линии визирования; k — коэффициент пропорциональности.
Метод пропорционального сближения является общим методом самонаведения, остальные — его частными случаями,
которые определяются значением коэффициента пропорциональности k:
k = 1 — метод погони; k = ∞ — метод параллельного сближения;
- — вектор скорости ракеты всегда направлен на цель;
- Метод прямого наведения — ось ракеты направлена на цель (близок к методу погони с точностью до угла атаки α и угла скольжения β, на которые вектор скорости ракеты повернут относительно её оси).
- Метод параллельного сближения — линия визирования на траектории наведения остается параллельной самой себе, и при прямолинейном полёте цели ракета также летит по прямой.
2. Трёхточечные методы — наведение осуществляется на основании информации о цели (координат, скоростей и ускорений) и о наводимой на цель ракете (координат, скоростей и ускорений) в стартовой системе координат, чаще всего связанной с наземным пунктом управления.
Применяются при телеуправлении 1-го рода и теленаведении.
- Метод трёх точек (метод совмещения, метод накрытия цели) — ракета находится на линии визирования цели;
- Метод трёх точек с параметром — ракета находится на линии, упреждающей линию визирования на угол, зависящий от разности дальностей ракеты и цели.
Состав[5]
Состав зенитных ракетных войск | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | № в/ч | Полк | Дивизия | Армия | Округ | Вооружение | Местоположение | Дата образования | Награды | Примечание |
1 | 23662 | 1 | 45 | ОСК «Север» | 2 дивизиона ЗРК С-300ПМ, 1 дивизион ЗРК С-400 | Архангельская область, Новая Земля, аэродром «Рогачёво» | 9.12.2015 | |||
2 | 36226 | 1 | 45 | ОСК «Север» | С-400 | Мурманская область, г. Оленегорск | ||||
3 | 92485 | 1 | 45 | ОСК «Север» | С-400 | Архангельская область, г. Северодвинск | ||||
4 | 70148 | 1 | 45 | ОСК «Север» | С-400 | Мурманская область, г. Полярный | 10.07.1934 | Невельско-Берлинский | ||
5 | 28037 | 2 | 6 | ЗВО | С-300 | Ленинградская обл., Тосненский р-н, пгт Ульяновка | Киевско-Лодзинский | |||
6 | 55584 | 2 | 6 | ЗВО | С-400 | Псковская область, п. Владимирский лагерь | ||||
7 | 28036 | 2 | 6 | ЗВО | С-400 | Всеволожский район, пос. Ваганово | Речицко-Бранденбургский | |||
8 | 03216 | 2 | 6 | ЗВО | С-400 | Ленинградская область, г. Зеленогорск | ||||
9 | 90450 | 2 | 6 | ЗВО | С-400 | Ленинградская область, д. Гостилицы | Ленинградский | |||
10 | 16802 | 25 | 11 | ВВО | C-400 | Хабаровская область, п. Большая Картель | ||||
11 | 16802 | 25 | 11 | ВВО | C-300ПМ | Хабаровская область, г. Хабаровск | ||||
12 | 22459 | 25 | 11 | ВВО | C-300В | Еврейская автономная область, г. Биробиджан | ||||
13 | 26292 | 26 | 11 | ВВО | C-300ПС | Забайкальский край, г. Чита, п. Каштак | ||||
14 | 85702 | 31 | 4 | ЮВО | С-400 | Севастополь | 5.05.1940 | |||
15 | 85388 | 31 | 4 | ЮВО | С-400 | Феодосия | 1.12.1922 | Севастопольско-Феодосийский | ||
16 | 51025 | 32 | 6 | ЗВО | С-300 | Воронежская область, г. Воронеж | 09.04.1941 | Тульский | ||
17 | 45813 | 32 | 6 | ЗВО | С-300 | Новгородская область, г. Валдай | 30.10.1917 | Путиловско-Кировский | ||
18 | 51916 | 4 | 1 | ЗВО | С-400 | Московская область, Одинцовский район, п. Фуньково | ||||
19 | 51890 | 4 | 1 | ЗВО | С-400 | Московская область, городское поселение Дмитров, п. Дубровки | ||||
20 | 92925 | 4 | 1 | ЗВО | С-300 | Московская область, Наро-Фоминский район, д. Глаголево | Киевский | |||
21 | 62845 | 4 | 1 | ЗВО | С-400 | Московская область, Солнечногорск-7, п. Тимоново | ||||
22 | 25512 | 41 | 14 | ЦВО | C-300ПМ | Иркутская область, г. Ангарск | ||||
23 | 35730 | 41 | 14 | ЦВО | С-400 | Новосибирская область, г. Новосибирск | Львовский | |||
24 | 97646 | 41 | 14 | ЦВО | С-300ПС | Красноярский край, г. Ачинск | ||||
25 | 44360 | 41 | 14 | ЦВО | С-300ПС | Республика Хакасия, г. Абакан | 01.10.2015 | В 2016 году на базе полка сформирована 24-я зенитная ракетная бригада, в/ч 79222 | ||
26 | 64807 | 44 | БФ | С-400 | Калининградская область, | |||||
27 | 95043 | 44 | БФ | С-400 | Калининградская область, г. Калининград | Молодечненский | ||||
28 | 51857 | 5 | 1 | ЗВО | C-300ПМ | Московская область, Щелковский район д. Каблуково | Бобруйско-Берлинский | |||
29 | 61991 | 5 | 1 | ЗВО | С-400 | Москва | ||||
30 | 92574 | 5 | 1 | ЗВО | С-300 | Московская область, Домодедовский район д. Пестово | Венский | |||
31 | 61996 | 5 | 1 | ЗВО | С-400 | Московская область, г. Электросталь | 5.12.1928 | |||
32 | 11754 | 51 | 5 | ЮВО | Бук-М3 | Краснодарский край г. Сочи | ||||
33 | 26345 | 51 | 5 | ЮВО | С-400 | Краснодарский край г. новороссийск | Кубанский Казачий | |||
34 | 48514 | 51 | 5 | ЮВО | С-300ПМ | Ростовская область г. Ростов-на-Дону | ||||
35 | 60027 | 53 | ТОФ | С-400 | Камчатский край г. Петропавловск-Камчатский | |||||
36 | 28042 | 76 | 14 | ЦВО | C-300ПС | Самарская область г. Самара | 05.11.1941 | |||
37 | 40218 | 76 | 14 | ЦВО | С-400 | Саратовская область г. Энгельс | 25.09.1941 | Смоленский | ||
38 | 92851 | 76 | 14 | ЦВО | C-300ПС | Свердловская область г. Берёзовский | 31.05.1951 | |||
39 | 40083 | 93 | 11 | ВВО | С-400 | Приморский край г. Владивосток | ||||
40 | 83266 | 93 | 11 | ВВО | С-400 | Приморский край г. Находка |
В 2017—2019 годах планируется сформировать два зенитно-ракетных полка ВКС близ Красноярска и на Сахалине.
Как устроен запуск ракет?
Пусковая установка 2П24 одновременно выполняла несколько задач – перевозила ракеты в точку боевого дежурства, наводила и запускала ракеты по обнаруженным или сопровождаемыми целями. Она могла одновременно перевозить 2 абсолютно готовые к поражению цели ЗУР. ВО время пуска расчет машины находится внутри СПУ.
Ракеты находились на стреле, оборудованной гидроцилиндрами, которые отвечают за изменение угла вылета. Сама стрела входила в состав опорной балки, которая посредством цилиндрических шарниров скреплялась с самой установкой. При транспортировке ЗУР придавали укрепления с помощью специальных опор, которые тоже находились на стреле.
ЗРК «Сосна» и ЗРПК «Сосна-РА» — разные модификации
В российской армии под индексом «Сосна» приняты разные виды военной техники и вооружения. Как показывает практика, чаще всего путают мобильный буксируемый ЗРПК «Сосна» и описанный в статье ЗРК «Сосна».
Как и ракетный комплекс, «Сосна-РА» может использоваться как самостоятельная боевая единица, так и устанавливаться на разные транспортные средства.
В отличие от «старшего» ЗРПК используется для покрытия сухопутных войск исключительно от низколетящей авиации. Как и ЗРК, ЗРПК для поражения воздушных целей противника применяют ракеты малой дальности «Сосна-Р». Это единственное, что объединяет эти две боевые единицы.
Тактико-технические характеристики ЗРК «Сосна»:
Вооружение: 12 шт. ЗУР 9М340 Сосна-Р
Масса ракеты в полёте (в ТПК), кг: 30 / 42 (28 / 38)
Калибр до и после разделения ракеты, мм: 130 / 72
Максимальная скорость ракеты, м/с: 900
Максимальная перегрузка, g: 40
Система наведения: лазерная лучевая
Зоны поражения, км:
- по дальности:1,3—10,0
- по высоте: 0,002—5,0
Круглосуточность применения: обеспечивается
Время:
- реакции (от момента обнаружения цели), сек.: 5—8
- перезарядки, мин.: 10,0 (12,0)
Режимы работы: автономный и при централизованном управлении
Угол наведения:
- горизонтального: вкруговую;
- вертикального: от −5 до +82 °
Экипаж: 2 человека — оператор и водитель.
Примечания
- Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 225
- Оружие «Старта». 60 лет трудовой и боевой славы, стр. 46
- ↑ Созвездие Тихомирова. 50 лет НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова, стр. 73
- ↑ Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 231
- ↑ Созвездие Тихомирова. 50 лет НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова, стр. 72
- Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 230
- Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 236, 237
- Оружие «Старта». 60 лет трудовой и боевой славы, стр. 49
- ↑ С ЗУР 3М9М3. При использовании ЗУР 9М38 характеристики аналогичны ЗРК «Бук»
- ↑ С использованием комплекса К-1 «Краб»
- ↑
- Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 233
- ↑ Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 234
- ↑ Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 235
- Машиностроительное предприятие «АВИТЕК» // Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — Киров: «О-Краткое», 2008. — Т. 10. Книга вторая. Промышленность. Энергетика. Строительство. Транспорт. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91402-040-5
- М. Барабанов. Военная кампания НАТО против Югославии. / Чужие войны. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. — С. 125.
- М. Барабанов. Военная кампания НАТО против Югославии. / Чужие войны. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. — С. 127.
- The Military Balance 2016. — P. 321.
- The Military Balance 2016. — P. 430.
- The Military Balance 2016. — P. 178.
- The Military Balance 2016. — P. 81.
- The Military Balance 2016. — P. 83.
- The Military Balance 2016. — P. 107.
- The Military Balance 2016. — P. 298.
- The Military Balance 2016. — P. 326.
- The Military Balance 2016. — P. 252.
- The Military Balance 2016. — P. 186.
- The Military Balance 2016. — P. 393.
- The Military Balance 2016. — P. 127.
- The Military Balance 2016. — P. 201.
- The Military Balance 2016. — P. 134.
- The Military Balance 2016. — P. 135.
- The Military Balance 2016. — P. 355.
- The Military Balance 2016. — P. 473.
- The Military Balance 2016. — P. 437.
- ↑
- The Military Balance 2012. — P. 355.
- 4/2/13 FP Situation Report: By Gordon Lubold
- The Military Balance 2012. — P. 338.
- The Military Balance 2012. — P. 152.
- The Military Balance 2010. — P. 197.
- The Military Balance 2012. — P. 105.
Боевой состав ЗРВ
ЗРК дальнего действия (свыше 200 км)
- С-400 или «Триумф», дальность до 400 км, на вооружении ЗРВ с 2007 года — до настоящего времени
- С-300ПМУ2 или «Фаворит», дальность до 300 км, на вооружении ЗРВ с 1997 года — до настоящего времени
К 2020 году планируется полностью сменить парк вооружений дальнего действия на ЗРК С-500 «Прометей» и ЗРК С-400 «Триумф».
ЗРК средней дальности (до 200 км)
- С-300ВМ или «Антей», дальность до 200 км, на вооружении ЗРВ с 2013 года — до настоящего времени
- С-300ПМУ1 или «Фаворит», дальность до 200 км, на вооружении ЗРВ с 1993 года — до настоящего времени
К 2020 году планируется полностью сменить парк вооружений средней дальности на ЗРК С-350 «Витязь» и ЗРК С-300ВМ или «Антей».
ЗРК малой дальности (до 50 км)
- Бук-М2, дальность до 50 км, на вооружении ЗРВ с 2008 года — до настоящего времени
- Бук-М1-2, дальность до 40 км, на вооружении ЗРВ с 1998 года — до настоящего времени
К 2020 году планируется полностью сменить парк вооружений малой дальности на ЗРК Бук- М3 и ЗРК Бук-М2.
ЗРК ближнего действия (до 10 км)
- Панцирь-С1, дальность ракетного вооружения до 20 км, дальность пушечного вооружения до 4 км, на вооружении ЗРВ с 2009 года — до настоящего времени
- Тор-М2, дальность до 15 км, на вооружении ЗРВ с 2008 года — до настоящего времени
- Тор-М1-2, дальность до 15 км, на вооружении ЗРВ с 2007 года — до настоящего времени
- Тунгуска-М1, дальность ракетного вооружения до 10 км, дальность пушечного вооружения до 4 км, на вооружении ЗРВ с 2003 года — до настоящего времени
- Тунгуска-М, дальность ракетного вооружения до 10 км, дальность пушечного вооружения до 4 км, на вооружении ЗРВ с 1992 года — до настоящего времени
- Стрела-10М4, дальность до 8 км, на вооружении ЗРВ с 1990 года — до настоящего времени
- Стрела-10М3, дальность до 8 км, на вооружении ЗРВ с 1989 года — до настоящего времени
- Стрела-10М2, дальность до 8 км, на вооружении ЗРВ с 1981 года — до настоящего времени
- Оса-АКМ, дальность до 8 км, на вооружении ЗРВ с 1980 года — до настоящего времени
К 2020 году планируется полностью сменить парк вооружений ближнего действия на ЗРК Морфей-М1, ЗРК Панцирь-С1, ЗРК Тор-М2, ЗРК Тор-М1-2, ЗРК Сосна-Р1 и ЗРК Тунгуска-М1.
9К37 Бук — SA-11 GADFLY
ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)Комплекс 9К37 «Бук», ракета 9М38 — SA-11 GADFLYКомплекс 9К37М1 «Бук-М1», ракета 9М38 — SA-11 GADFLYКомплекс 9К37М1-2 «Бук-М1-2», ракеты 9М38 и 9М317 — SA-11 GADFLY
- • Научно-исследовательский институт Приборостроения имени В.В.Тихомирова (бывшее ОКБ-15 ГКАТ):
- — комплекс вцелом (главный конструктор А.А.Растов);
- — командный пункт 9С470 (ведущий конструктор Г.Н.Валаев, позже — В.И.Сокиран);
- — самоходные огневые установки 9А38 (ведущий конструктор В.В.Матяшев);
- — полуактивная радиолокационная ГСН 9Э50 ракеты 9М38 (ведущий конструктор И.Г.Акопян);
- • НИИ измерительный приборов (НИИИП) МРП — станция обнаружения и целеуказания 9С18 «Купол» (главный конструктор А.П.Ветошко, позже — Ю.П.Щекотов);
- • ОКБ «Новатор» — ракета 9М38 (главный конструктор Л.В.Люльев);
- • МКБ «Старт» (бывшее ОКБ-203 ГКАТ) — пуско-заряжающая установка 9А39 (главный конструктор А.И.Яскин);
- • ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) — шасси средств комплекса (главный конструктор Н.А.Астров);
- • Первый этап предусматривал разработку ЗУР 9М38 и самоходной огневой установки 9А38 и включение их в качестве ЗРК 9К37-1 «Бук-1» в состав ЗРК 2К12 «Куб-М3». Предполагалось включить по одной самоходной огневой установке 9А38 в состав каждой батареи ЗРК «Куб-М3». Совместные испытания такого ЗРК планировалось начать в сентябре 1974 г. В такой комплектации ЗРК стал называться 2К12М4 «Куб-М4» и был принят на вооружение в 1978 г.
- • Второй этап предусматривал создание собственно ЗРК «Бук» в составе станции обнаружения 9С18, командного пункта 9С470, самоходной огневой установки 9А310, пуско-заряжающей установки 9А39 с зенитными управляемыми ракетами 9М38.
Испытания ЗРК 9К37-1 «Бук-1» проходили на полигоне в Эмбе с августа 1975 г. по октябрь 1976 г. в составе самоходной установки разведки и наведения (СУРН) 1С91М3, самоходной огневой установки (СОУ) 9А38, самоходной пусковой установки (СПУ) 2П25М3, с ракетами 3М9М3 и 9М38, с машиной технического обслуживания (МТО) 9В881. Под наименованием ЗРК 2К12М4 «Куб-М4» комплекс принят на вооружение ПВО сухопутных войск СССР в 1978 г. После начала серийного производства новый ЗРК поступал в войска.
Совместные испытания ЗРК «Бук» в полном составе (без средств ЗРК «Куб») подводились на полигоне Эмба с ноября 1977 г. по марта 1979 г. В 1980 г. ЗРК 9К37 «Бук» в полном составе был принят на вооружение.
ЗРК 9К37М1. Слева направо: командный пункт 9С470М1, СОЦ 9С18М1 «Купол-М1», СОУ 9А310М1, ПЗУ 9А39М1 и транспортная машина 9Т229 на шасси КрАЗ-255Б (фото Леонида Якутина, архив http://vpk-news.ru).
Замена С-300
Создание «Витязя» началось в 1990-х годах с целью замены отдельных модификаций С-300, находящихся на вооружении российской армии. Первые концептуальные модели С-350 были продемонстрированы на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-1999» в Жуковском. При этом прототип «Витязя» впервые показали 19 июня 2013 года на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге.
Комплекс представляет собой самоходную пусковую установку, работающую совместно со всеракурсным радаром с электронным сканированием пространства и командным пунктом на базе шасси специального автомобиля Брянского автомобильного завода колёсных тягачей. При этом для работы в условиях бездорожья «Витязь» может получить гусеничную платформу.
В боекомплект комплекса входят ракеты средней и малой дальности 9М100, 9М96/9М96М, 9М96Е2, разработанные Машиностроительным конструкторским бюро «Факел», которое входит в концерн «Алмаз-Антей».
Согласно заявленным характеристикам, С-350 сможет одновременно поражать 16 аэродинамических (авиационная техника) и 12 баллистических (ракеты) целей. Дальность поражения — от 1,5 до 60 км, высота поражения — от 5 м до 30 км.
C-350 максимально автоматизирован. Боевой расчёт машины управления состоит из трёх человек и отвечает только за подготовку комплекса к пуску и отдачу команды на поражение цели. Поиск и сопровождение цели комплекс осуществляет самостоятельно. При этом приведение «Витязя» в боевое положение занимает около пяти минут.
Помимо пусковых установок, в состав комплекса входят пункт боевого управления 50К6 и машины с многофункциональной радиолокационной станцией 50Н6. РЛС находится отдельно от пункта управления на тот случай, если противник применит ракету, которая наводится на излучение радара ЗРК.
Также по теме
«Раскрыть боевой потенциал»: какими возможностями обладает российская автоматизированная система управления войсками ПВО
На российско-египетских учениях ПВО «Стрела дружбы — 2019», которые проходят недалеко от Каира, будет применяться новая…
В разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что уникальные характеристики комплекса С-350 «Витязь» позволят ему поражать баллистические цели по принципу прямого попадания.
«В США комплексы Patriot и AEGIS способны поражать в космосе баллистические цели, но стрелять по аэродинамическим целям они не могут, в то время как комплекс С-350 «Витязь» обладает такими возможностями», — подчеркнул эксперт.
Юрий Кнутов добавил, что «Витязь» по своим характеристикам значительно превосходит стоящие на вооружении комплексы С-300 (в частности, по количеству одновременно поражаемых целей).
«Важно, что у комплекса «Витязь» улучшен радиолокатор, который позволяет видеть цели, изготовленные по технологии «стелс». Комплекс способен поражать крылатые ракеты, все типы аэродинамических целей и частично гиперзвуковых
Важно, что данный комплекс дешевле С-400, благодаря этому он должен стать массовым комплексом в войсках ВКО», — отметил военный эксперт.
- С-350 «Витязь»
- РИА Новости
Классификация
Представление стран НАТО о ракетах советских ЗРК по состоянию на 1980-е годы. Слева направо: С-25, С-75, С-125, С-200, С-300П, С-300В
Ракеты различаются по типу базирования, дальности и высоте поражения, максимальной скорости поражаемых целей, принципам запуска. Существуют ракеты на жидкостных и твердотопливных двигателях.
- По управлению
- радиокомандное управление
- наведение по радиолучу
- самонаведение
- комбинированная схема управления
- По компоновке (аэродинамической схеме)
- нормальная (стабилизаторы впереди, рули сзади) и её подвид — бесхвостка (стабилизатор «сросся» с рулём)
- утка (рули впереди, стабилизаторы сзади)
- несущий конус (конический фюзеляж с рулями в задней части)
Зенитные ракеты могут применяться как в стационарных, так и в мобильных и переносных ракетных комплексах.
Внеатмосферный перехват
Разработка 40Н6 стартовала, предположительно, в середине 2000-х годов. В феврале 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что работа над дальнобойной ЗУР (свыше 250 км) происходила в рамках программы создания зенитного ракетного комплекса С-400«Триумф». По его словам, специалистам «пришлось решать ряд новых научно-технических задач, связанных с обеспечением стрельбы за радиогоризонт».
28 июня 2012 года командующий войсками ПВО-ПРО обороны (ВКО) России генерал-майор Андрей Дёмин заявил, что ракета прошла испытания и «в ближайшее время поступит в войска».
В годовом отчёте за 2012 год ОАО «Московский машиностроительный завод «Авангард» (входит в «Алмаз-Антей») указывается, что предприятие занималось «конструкторско-технологической отработкой и доведением до серийного производства изделий 40Н6». Опытно-конструкторские работы по созданию автоматизированной аппаратуры для проверки бортовой электросети 40Н6 «Авангард» проводил совместно с ОАО «Гранит» (Москва), которое специализируется на ремонте и сервисном обслуживании сложных систем вооружений.
Также по теме
Сверхзвук для «Прометея»: на что способен новейший российский комплекс С-500
В России заканчиваются испытания зенитной управляемой противоракеты для системы ПРО/ПВО C-500 «Прометей». Об этом на МАКС-2017 сообщил…
«Принятие на вооружение 40Н6 затянулось. Я думаю, тут множество причин. Военные могли переоценить возможности промышленности или изменить требования к характеристикам ракеты. На мой взгляд, было решено создать по-настоящему уникальную ЗУР, которая сможет решать задачи, казавшиеся ранее фантастикой», — предположил Корнев.
В апреле 2015 года заместитель командующего войсками Воздушно-космической обороны генерал-майор Кирилл Макаров заявил, что опытный образец ЗУР перехватил учебную мишень на дальности чуть менее 400 км.
7 марта 2017 года на селекторном совещании Минобороны РФ глава ведомства Сергей Шойгу рассказал об испытаниях «перспективной ЗУР большой дальности». 3 июля 2018 года агентство ТАСС сообщило о завершении государственных испытаний 40Н6Е на полигоне Капустин Яр и скором поступлении поступлении на вооружение.
40Н6 представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракету с аэродинамическими рулями-стабилизаторами. Чтобы ЗУР смогла поражать загоризонтные цели, её оснастили принципиально новой головкой самонаведения (ГСН) разработки ЦКБ «Алмаз».
«Особенность загоризонтальных перехватов заключается в сложности определения точных координат цели. Скорее всего, 40Н6 будет запускаться в район нахождения противника. Селекцию цели она будет производить самостоятельно. Кроме того, новейшая ЗУР наверняка будет использовать возможности единого информационного поля, которое постепенно создаётся в наших войсках», — отметил Корнев.
- Транспортно-пусковая установка зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-400
- РИА Новости
В отечественных и западных СМИ можно встретить точку зрения, что 40Н6 пополнит арсенал ЗРК С-400 и С-500 «Прометей». По информации военно-аналитического журнала Jane’s Missiles & Rockets, на пусковой установке «Триумфа» могут разместиться две единицы 40Н6.
«На мой взгляд, С-400 не будет вооружён новейшей ЗУР. Для того чтобы вооружить этими ракетами С-400, придётся вносить изменения в конструкцию. Дело в том, что на 40Н6 установлен большой и мощный двигатель. По своим массогабаритным характеристикам ЗУР превосходит боеприпасы, которые используются в «Триумфе», — сообщил Корнев.
УСТРОЙСТВО ЗУР
Зенитная управляемая ракета состоит из следующих основных элементов:
- планера,
- реактивного двигателя,
- бортовой аппаратуры наведения,
- автопилота,
- взрывательного устройства,
- бортового источника питания и боевой части.
Компоновка ЗУР на примере ракеты 9М37: 1 — головка самонаведения, 2 — автопилот, 3 — боевая часть, 4 — неконтактный датчик цели, 5 — двигательная установка. |
Планер является несущей конструкцией ракеты и состоит из корпуса и аэродинамических поверхностей. Корпус планера имеет цилиндрическую форму с конической головной частью. В некоторых ракетах конус головной части имеет образующую не прямую линию, а кривую (например, дугу окружности). Такая форма головной части называется оживальной. Форма корпуса и головной части выбирается в целях получения наименьшей силы лобового сопротивления ракеты при полете. Материалом для корпуса служат легкие прочные металлы и сплавы.
Корпус разделен на отсеки, в которых размещается аппаратура. Отсеки, как правило, разъемные, что упрощает сборку ракеты.
В головной части корпуса устанавливается взрыватель, а в самонаводящихся ЗУР — координатор. В последнем случае головная часть выполняется из материала, который хорошо пропускает энергию, используемую для получения данных координатором. Для инфракрасного и оптического координатора используется светопрозрачный материал головной части.
В средней части корпуса размещаются аппаратура управления и другие элементы. В хвостовой части обычно размещается двигательная установка.
Аэродинамические поверхности размещаются на корпусе планера и предназначены для создания управляющих сил при наведении ЗУР и обеспечения ее устойчивости. По своей конструкции эти поверхности могут быть подвижными и неподвижными. Первые из них управляют полетом ракеты и называются рулями или крыльями, вторые — стабилизаторами. Рули и крылья размещаются на корпусе в двух плоскостях (имеются две пары рулей и две пары крыльев). Такое размещение необходимо для управления ракетой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Аэродинамические схемы ЗУР: а)Нормальная; б)»Бесхвостка»; в)»Утка»; г)»Поворотное крыло». |
По расположению крыльев и рулей относительно центра масс ракеты различают несколько аэродинамических схем ЗУР:
- Нормальная схема. В этой схеме рули и стабилизатор расположены позади крыльев в хвостовой части ракеты.
- Схема «бесхвостка». Данная схема является разновидностью нормальной схемы. Здесь крылья выполняют функции как крыльев, так и стабилизаторов и отличаются большей стреловидностью и малым размахом.
- Схема «утка». В аэродинамической схеме «утка» рули находятся в головной части ракеты (впереди центра масс), а крылья, выполняющие и функцию стабилизатора, расположены в хвостовой части корпуса ракеты. Эта схема удобна с точки зрения компоновки ракеты, так как рулевые машинки могут быть расположены близко к рулям.
- Схема «поворотное крыло». В данной аэродинамической схеме крылья расположены около (несколько впереди) центра масс и наряду с функцией крыла выполняют функцию рулей. Неподвижные стабилизаторы расположены в хвостовой части.
Выбор схемы аэродинамической компоновки определяется требуемыми высотами и дальностями полета ракеты, маневренностью и составом бортовой аппаратуры.
Реактивный двигатель создает тягу, обеспечивающую движение ракеты. Характеристики двигателей определяют ряд боевых свойств ракеты, поэтому выбору двигателя придается большое значение. На ЗУР устанавливаются двигатели четырех основных типов:
- реактивные двигатели твердого топлива (РДТТ);
- жидкостные реактивные двигатели (ЖРД);
- прямоточные реактивные двигатели (ПРД);
- турбореактивные двигатели (ТРД).
Каждый из них имеет свои особенности. Наибольшее применение в ЗУР находят РДТТ.
Автопилот предназначен для управления рулями ракеты в соответствии с командами управления, а также для стабилизации ракеты в полете.
Бортовая аппаратура наведения ракет является составной частью системы управления. Ее состав определяется принятой системой наведения. Существуют следующие системы наведения ЗУР:
- радиокомандное наведение
- наведение по радиолучу
- самонаведение
- комбинированная система управления.
Взрывательное устройство и боевая часть являются боевым снаряжением ракеты, обеспечивающим непосредственное поражение цели. На ЗУР также могут устанавливаться взрыватели неконтактного действия, обеспечивающие подрыв боевой части без непосредственного соприкосновения ракеты с целью.
Для обеспечения аппаратуры электрической энергией на ракете устанавливаются бортовые источники питания.