1147 год

События[править | править код]

Крестовый поход против славян (Войцех Герсон)

  • 1147—1162 — Епископом севера Исландии назначен Бьёрн Гильссон.
  • Первое упоминание об Осло.
  • 4 апреля — первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи.
  • Взятие португальцами Сантарена. Октябрь — Взятие Лиссабона с помощью крестоносцев.
  • Апрель — Абд аль-Мумин уничтожает Империю Альморавидов после захвата Марракеша и убийства последнего эмира Исхака ибн Али.
  • Альмохадский генерал Беррас ибн Мохаммад аль-Масуфи завоевывает Севилью.
  • 1147—1172 — Мурсийский эмират (четвёртый раз).
  • Присоединение Валенсии и Тортосы к Мурсии.
  • Взятие кастильцами Альмерии.
  • 1147—1149 — Захват арагонцами Лериды и Тортосы.
  • 1147—1152 — Герцог Швабии Фридрих Гогенштауфен.
  • Генрих Лев требует вернуть ему Баварию и, получив отказ, начинает неудачную войну с императором Конрадом.
  • Крестовый поход герцогов Генриха Льва и Альбрехта Медведя против ободритов и лютичей во главе с князем Никлотом.
  • 1147—1152, 1167—1168 — Герцог Швабии Фридрих III Барбаросса.
  • Восстание в Риме. Изгнание папы Евгения из Рима Арнольдом Брешианским (ок.1100-1155). Папа Евгений едет во Францию, где организует новый крестовый поход. Проповеди Бернара Клервоского (1090—1153).
  • 1147—1149 — Второй крестовый поход (рыцари из Франции (король Людовик VII) и Германии (император Конрад III)). Они получили поддержку Мануила Комнина.
  • Май — Сбор немецких крестоносцев под Нюрнбергом.
  • Конрад III и немецкие крестоносцы покидают Регенсбург.
  • Первое упоминание о Вологде в письменных источниках.

Штурм Лиссабона крестоносцами в 1147 году

  • Крестоносцы прошли через земли Византии. Мануил Комнин в общем стремился вредить им.
  • 25 октября — Битва при Дорилее: Сельджуки побеждают немецких крестоносцев Конрада III.
  • Мануил Комнин в союзе с Венецией начинает войну против короля Сицилии Роджера II. Норманны захватили Корфу, разграбили Коринф и Фивы, опустошили Эвбею.
  • Сицилийское королевство берёт под контроль Габес.
  • Первое упоминание города Брагин в Ипатьевской летописи.
  • Мирный договор между чжурчжэньской империей Цзинь и объединением монгольских племён.

Использованные источники

  1. Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5–22.
  2. Векслер А.Г., Мельникова А.С. Московские клады. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 26–56.
  3. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей / Сост. И.К. Кондратьев. — М.: И.А. Морозов, 1893. — С. 3–6.
  4. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович (1188–1238). Источниковедение, история, историография (диссертация). — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. — С. 289–299.
  5. Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. — М., Л.: Наука, 1964.
  6. Наек Е.Л. Отечественная хронология конца XVIII в. — 1991 г.: историографический опыт (диссертация). — М.: Московский государственный областной университет, 2010. — С. 164–165.
  7. Кайгородова Т.В. Научное историко-хронологическое знание в России в XVIII — начале ХХ века (диссертация). — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. — С. 135–139.
  8. Назаревский В.В. Москва — сердце России. Восемь веков истории. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 7–21.
  9. Тюняев А.А. Сколько лет Москве? К вопросу о спорах между археологами и летописцами // Россия и современный мир: Научный журнал. — М.: РАН, ИНИОН, Институт экономики, 2011. — № 1 (70). — C. 172–178.
  10. Важдаева Н. Пожилая моя столица // Итоги. — 2012. — № 37 (848). — C. 78–79.

Память московских земель

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры , а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше .

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы .

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством .

Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи .

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля . Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца .

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.

Когда Москва празднует День города

Несколько лет назад День города в Москве стали проводить в первую или вторую субботу сентября. Но всегда ли так было?

Москва празднует День города. Wikimedia

Первый свой юбилей Москва должна была праздновать три дня. Торжества были назначены на весну 1847 года. Однако по распоряжению императора Николая I мероприятие было перенесено на 1 января 1847 года и ограничилось одним днем.

Следующий день рождения Москва отметила лишь век спустя — благодаря инициативе Георгия Попова, председателя исполкома Московского городского Совета народных депутатов. Идею поддержал Иосиф Сталин. По его приказу торжества были назначены на начало осени. Праздник состоялся в 135-ую годовщину Бородинского сражения — 7 сентября.

Почтовые марки в честь 800-летия Москвы. Wikimedia

Спустя 39 лет традицию решил возродить Борис Ельцин, который в 1986 году занимал пост главы московского горкома КПСС. В сентябре по всему городу открылись праздничные продуктовые ярмарки.

Через год Москва с размахом отметила 840-летний юбилей. 19 сентября в городе прошел парад ретроавтомобилей и карнавальных платформ, а также торжественная демонстрация. По всему городу состоялись выступления артистов и духовых оркестров. По Москве-реке были пущены баржи с праздничным декором. Вечером небо над Москвой разукрасил салют.

С 1988 по 1990 года день города также отмечали в сентябре. В 1991 году празднование состоялось 31 августа.

В следующий раз Москва отметила день рождения в 1997 году. Масштабные торжества в честь 850-летнего юбилея были намечена на 6 и 7 сентября. 5 сентября, накануне городских гуляний, на Соборной площади Кремля состоялась официальная церемония открытия Дня города.

Теплоход «850 лет Москве». Wikimedia

С 1997 года праздник стали проводить ежегодно. Однако в 2000 году программу сократили из-за взрыва на Пушкинской площади, пожара на Останкинской телебашне и катастрофы на подводной лодке Курск. В 2004 году день города был отменен в связи с трагедией в Беслане.

В 2016 году вышел указ мэра Москвы Сергея Собянина, по которому День города отмечается либо в первую, либо во вторую субботу сентября. Это необходимо, чтобы избежать совпадения с траурными датами.

Первое упоминание о Москве. Кто основал Москву?

Первое упоминание о Москве зафиксировано 4 апреля 1147 года в Ипатьевской летописи. «Приди ко мне, брате, в Москов» — писал тогда Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий Новгород-Северскому князю Святославу Ольговичу.

Князю Юрию Долгорукому приписывается основание Москвы, поскольку с его именем связано первое упоминание города. Однако это не так. Юрий Долгорукий всего лишь пригласил своего союзника на захваченную территорию.

На Боровицком холме, в месте слияния рек Москва и Неглинная, уже было поселение. Называлось оно по имени владевшего землями боярина Степана Кучко — «Кучков». Юрий Долгорукий казнил Кучко, женил своего сына Андрея Боголюбского на его дочери Улите, а поселение велел обнести деревянной крепостной стеной. Новый город получил своё название от имени самой крупной реки.

Впрочем, это не единственная версия. Историк И.Е. Забелин в своем труде «История города Москвы» разбирает несколько легенд и гипотез.

Во-первых, основать Москву мог и Вещий Олег за пару веков до Юрий Долгорукого. Автор ссылается на «позднейшие летописные записи», согласно которым «Олег же нача грады ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих».

Иллюстрация к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. В.М. Васнецов

В труде Забелина также была описана легенда про основателя Москвы князя Великого Данило Ивановича: «Князь же Данило Иванович в шестое лето на хизине Букалове заложи град и нарече имя ему Москва». Однако автор отмечает, что«это сказание сочинено на Крутицах каким-либо досужим мирянином или церковником». Известно, что Данило Иванович жил в XIII веке, к тому моменту Москва уже была упомянута в летописях.

По другой версии, Москва была основана в XIII веке князем Данилой Александровичем Суздальским, сыном Александра Невского. В достоверности этой легенды усомнился также и историк Карамзин. Князь действительно очень много сделал для развития Москвы, но Московское княжество было выделено ему в удел по завещанию отца.

Что означает слово «Москва»?

Среди лингвистов нет единодушия в вопросе происхождения слова «Москва». По разным версиям, это означает «мутная» (гипотеза С.П. Обнорского, Г.А. Ильинского, П.Я. Черных, Т. Лер-Сплавинского, М. Фасмера), «искривленная» (В.Н. Татищев), «крепость» (Ф.И. Салов), «медведица»( С.К. Кузнецов) или «смородина». 

Утонул доброй молодецВо Москве-реке, Смородине.Выплывал его доброй коньНа крутые береги,Прибегал его доброй коньК отцу его к матери;На луке на седельныя Ерлычок написаной:«Утонул доброй молодецВо Москве-реке, Смородине».Кирша Данилов, сказитель XVIII века.

Река Москва. Wikimedia

Сколько лет Москве?

Точный возраст Москвы неизвестен. Археологи при раскопках находили артефакты из эпохи мезолита (VII тысячелетие до н.э.). Историки утверждают, что сперва на территории будущей Москвы проживали финно-угорские племена. Позже на месте нынешнего Кремля поселились вятичи.

В 1846 году историк И.Е. Забелин установил дату первого упоминания Москвы в летописях. После этого в «Московских ведомостях вышла статья Константина Аксакова — «Семисотлетие Москвы. Автор предложил считать 4 апреля 1147 года днём рождения Москвы и выступил за проведение праздника в 1847 году в честь юбилея города. Статья вызвала бурную дискуссию. Идею праздника поддержал генерал-губернатор Алексей Щербатов и митрополит Филарет.

Константин Сергеевич Аксаков, автор «Семисотлетия Москвы». Wikimedia

В 2019 году Москве исполняется 872 года, в 2020 году — 873 года, в 2027 году столица отпразднует 880 юбилей, а 2035 году городу стукнет 888 лет.

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно .

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий .

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года .

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом , другие называли её «вымыслом позднейших книжников» .

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным .

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых .

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь

Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам

Скончались[править]

святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147). Кроткий и незлобивый Игорь Черниговский стал безвинной жертвой княжеских усобиц, династических споров и интриг. Восставшие киевляне, возбуждаемые боярами-злоумышленниками, убили князя-страстотерпца, который принял уже к тому времени иночество.
Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».

Городские легенды

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году .

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа . Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

Вотчина Юрия Долгорукого

Первое упоминание Москвы в летописях датируется 1147 годом. Тогда князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий пригласил на переговоры своего родственника — чернигово-северского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов».

Москва, как и некоторые другие сёла, расположенные на берегах реки Москвы, в то время принадлежала боярину Кучке, позднее сыгравшему важную роль в истории государства.

Историки не раз отмечали, что место для возведения укреплённого поселения, каким была Москва в XII веке, было выбрано очень удачно. Окружённый практически со всех сторон лесами городок (который в летописях того периода часто упоминается под названием «Кучково») оказался защищён от набегов кочевников. Тех же, кому удалось прорваться сквозь леса, ждало основательно укреплённое поселение на высоком холме, окружённое естественными преградами — реками.

Также по теме


«Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат

11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-татарскому нашествию Евпатий Коловрат. О…

Место, судя по всему, приглянулось Юрию Долгорукому, который захватил Москву, и, как свидетельствуют летописи, в 1156 году, будучи уже великим князем Киевским, дополнительно укрепил поселение рвом и возвёл высокие деревянные стены.

Тем не менее ставку на Москву как на один из центров Руси не делали ни Долгорукий, ни его сын Андрей Боголюбский, всегда мечтавшие о киевском престоле.

Только другой внук Владимира Мономаха, Всеволод Большое Гнездо, а также его потомки по-настоящему занялись развитием Северо-Восточной Руси. Это немедленно сказалось на отношении к ним местного населения и аристократов, остро нуждавшихся в стабильной и сильной власти.

Москва стала вотчиной великих владимирских князей. И в 1263 году Александр Невский выделил её в удел своему самому младшему сыну Даниилу. Таким образом Москва впервые обрела статус столицы, пусть пока и удельного княжества. При этом Даниил сумел за время своего правления (1263—1303) вдвое увеличить территорию княжества, его не зря называют первым собирателем русских земель.

Оценило стратегические преимущества Москвы и население близлежащих территорий: сюда начал стекаться люд из пострадавших от нашествия монголов районов, что было на руку московским князьям. 

За что ругали и как полюбили памятник Юрию Долгорукому

Сегодня монумент стоит на Тверской площади, напротив Мэрии Москвы. Памятник популярен среди москвичей и туристов, но так было не всегда.

Памятник Юрию Долгорукому. Wikimedia

Культ Юрия Долгорукого возник в советское время. По личному распоряжению Сталина в 1946 году в Киев отправилась экспедиция с целью разыскать останки князя. Советское руководство планировало торжественно перезахоронить Юрия Долгорукого, но экспедиция провалилась, останки не нашли.

В том же году был объявлен конкурс на лучший памятник князю. Сталин выбрал проект С.М. Орлова. По легенде, Сталин сказал скульптору: «Почему у вас Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнет мужественность основателя Москвы». Скульптор переделал макет.

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, но окончательно город познакомился с монументом лишь в 1954 году, уже после смерти вождя.

Памятник сразу же вызвал неоднозначную реакцию общественности. Многие называли средневекового правителя «представителем эксплуататорских классов. Москвичам казалось странным, что памятник князю установили на Советской площади (нынешняя Тверская). Коммунисты по всему миру задавались вопросом о целесообразности идейно чужого монумента. Многие указывали на то, что памятник Юрию Долгорукому является отступлением от ленинского плана «монументальной пропаганды.

Никита Хрущёв также недолюбливал скульптуру. По легенде, он даже приказал «оскопить жеребца, чье бронзовое достоинство казалось слишком реалистичным. Москвичи не смогли оставить инициативу без шуток про «мерина.

В 1962 году памятник Юрию Долгорукому решили перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако вскоре Никита Хрущёв лишился всех постов, а новому руководству было не до памятника.

При Юрии Лужкове, тезке князя, отношение к памятнику изменилось. Именно возле Юрия Долгорукого стали проводить торжественный мероприятия, посвящённые Дню города.

Почтовая марка в честь Юрия Долгорукого. Wikimedia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector