Игорь ольгович († 1147)
Содержание:
- БиографияРедактировать
- Упущенная власть
- Примечания[править | править код]
- Последние годы правления
- Ярость толпы
- Биография
- Гимнография
- Киевское княжение
- Да умрёт Игорь!
- Родословная Ольговичей (фрагмент)
- Короткое княжение Игоря Ольговича
- Крестный путь князя
- Невинно убиенный князь
- Доходы и имущество
- Семья[править | править код]
- Игорь Святославич в культуре и искусстве
- Упорство мятежников
- Гнев народа
- История
БиографияРедактировать
ЮностьРедактировать
Игорь принадлежал к Ольговичам (потомкам Святослава, среднего сына Ярослава Мудрого) — средней ветви Рюриковичей, однако Русью в то время правила младшая ветвь Рюриковичей — Мономашичи (потомки Всеволода, младшего сына Ярослава Мудрого). К тому же Игорь младшим сыном Олега Святославича и не мог надеяться на верховную власть. Именно по этой причине мы ничего не знаем о детстве и юности — в летописи Игорь начал упоминаться в 1139 году, когда его старший брат Всеволод завоевал киевский престол.
Киевское княжениеРедактировать
Недовольства продолжились в связи с отказом Игоря на просьбу киевлян сместить тиунов, которые по их жалобе «не вершили должного правосудия и творили грехи». Киевские бояре тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу Мстислвичу.
Под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года. Он был незамедлительно привезён в Киев и посажен в поруб, холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей.
Пострижение в монахиРедактировать
Правители России (2409 до н.э. — 2013) |
|
---|---|
Новгородская Русь (князья Новгородские — 862 — 882) | Рюрик I Варяжский • Олег I Вещий |
Киевская Русь (великие князья Киевские — 882 — 1169) | Олег I Вещий • Игорь Старый • Ольга Святая • Святослав I Великий • Ярополк I Святославич • Владимир Красное Солнышко • Святополк Окаянный • Ярослав Мудрый • Мстислав Храбрый • Изяслав I Ярославич (Триумвират Ярославичей) • Всеслав Чародей • Святослав II Ярославич • Всеволод I Миролюбивый • Святополк II Изяславич • Владимир Мономах • Мстислав Великий • Ярополк II Владимирович • Вячеслав Владимирович • Всеволод II Ольгович • Игорь II Ольгович • Изяслав II Мстиславич • Юрий Долгорукий • Ростислав Мстиславич • Изяслав III Давидович • Мстислав II Изяславич |
Андрей Боголюбский • Михаил I Юрьевич • Ярополк III Ростиславич • Всеволод Большое Гнездо • Юрий II Всеволодович • Константин Добрый • Ярослав II Всеволодович • Святослав III Всеволодович • Михаил I Храбрый • Андрей II Ярославич • Александр Невский • Ярослав III Ярославич • Василий Костромской • Дмитрий I Александрович • Андрей Городецкий • Михаил II Святой • Юрий III Данилович • Дмитрий Грозные Очи • Александр II Тверской | |
Московская Русь (великие князья Московские — 1328 — 1547) | Иван Калита • Симеон Гордый • Иван II Красный • Дмитрий Суздальский • • Дмитрий Донской • Василий I Дмитриевич • • Василий II Тёмный • Юрий IV Звенигородский • Василий III Косой • Дмитрий Шемяка • Иван III Великий ( • ) • Василий III Иванович • Иван IV Грозный ( • Елена Глинская • • Иван Шуйский • ) |
Русское царство (Государи, Цари и Великие Князья всея Руси — 1547 — 1721) | |
Российская империя (Всероссийские императоры и самодержцы — 1721 — 1917) | |
Советская Россия (председатели СНК РСФСР — 1917 — 1922) | Владимир Ленин |
Александр Колчак | |
См. также Фактические правители России • Список правителей России |
Упущенная власть
Переяславский конкурент незамедлительно явился в сопровождении многочисленного войска, и вблизи Киева на берегу озера Надова между ним и дружиной святого Игоря произошло сражение. Победу одержал Изяслав, но досталась она ему не ратной отвагой, а благодаря тому, что в разгар боя киевское войско, состоявшее из горожан, обманутых великим князем, бросило своего правителя и перешло на его сторону. Свою удачу победители отметили, по обычаям того времени, разграбив в течение нескольких дней все, что находилось на землях, принадлежавших противнику, включая не только города и веси (села), но даже святые монастыри.
Примечания[править | править код]
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. С. 561—562.
- По предположению М. Н. Бережкова и Р. В. Зотова. (См. ). Предположение подвергли критике Б. А. и Ф. Б. Успенские. По их мнению, в Древней Руси не практиковался обычай давать новые, отличные от иноческих, имена постригающимся в Малую или Великую Схиму, а сведения о христианских именах Игоря недостоверны, поскольку основаны только на сличении данных синодиков позднего происхождения (Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Экскурс III. // Иноческие имена на Руси / Отв. ред. Д.Г. Полонский (Архив РАН). — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. — С. 248).
- . Энциклопедии & Словари. Дата обращения 29 октября 2013.
- ↑
- Стб. 328.
- Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — СПб.: Изд. Т-ва «Общественная польза», 1896. — 512 с.
- Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1846. — Т. 1. Летопись по Воскресенскому списку.
- Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1904. — Т. 13. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Ч. I.
- ↑ Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич. Поиск автора «Слово о полку Игореве». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 286 с.
- В. В. Богуславский. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2003. — 814 с. — ISBN 5-224-02251-7. — ISBN 978-5-2240-2251-9.
- Древнерусское государство и его международное значение / А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин, В. П. Шушарин, Я. Н. Щапов. — М. : Наука, 1965. С. 255.
- Стб. 349.
- Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — С. 243, 245. — 1088 с. — ISBN 978-5-4249-0005-1.
- Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. — М.: Паломник, 2003. — 400 с. — ISBN 5-37305-125-X. — ISBN 978-5-3730-5125-5.
- Стб. 352—353.
- ↑
- . Официальный календарь Русской православной церкви. Дата обращения 28 августа 2014.
- Cергей Дыбов. (5 июня 2005). Дата обращения 5 декабря 2017.
- . Православный церковный календарь. Дата обращения 5 декабря 2017.
- . Ирмологий. Дата обращения 5 декабря 2017.
Последние годы правления
Став великим князем Киевским, Юрий Владимирович решил собрать под свой скипетр всю Русь. Летописи сохранили его новый титул: «Великий князь Юрий, сын Владимира Мономаха, внук Всеволода, правнук Ярослава, праправнук Великого Владимира, крестившего всю землю Русскую».
В 1155 году у него осталось в живых девять сыновей, которым он и отдал все самые важные земли и города.
Особое внимание при этом он уделил Суздальской земле, завещав ее младшим сыновьям от второго брака с византийской принцессой. Одним лишь завещанием он не отделался, организовал пышные торжества по случаю «крестоцелования» на верность его детям
Присягнули князю вся его дружина и население. Этакий странный шаг. С одной стороны, Долгорукий пытался собрать Русь под центральной властью Киева, с другой стороны, он, даже обремененный делами в столице, не забыл о своем уделе, основывал в Суздальской земле города, строил каменные церкви и передал быстро усиливающееся княжество младшим детям. Он будто бы предвидел будущее Заокского края.
Колокольный звон на пышной церемонии «крестоцелования» в Суздальской земле услышали все на Руси. Юрий Долгорукий, муж принцессы византийской, передал ее детям (но не детям от первой жены – половчанки) эту быстро развивающуюся область, устроил богатый праздник, напоминающий торжественностью и пышностью церемонию восшествия монарха на престол. Этот факт говорит не только о властолюбивых намерениях, выходящих за рамки существовавших в те годы на Руси обычаев и государственных устоев, но и об отношении Юрия к Суздальской земле, которую он в течение всей своей жизни обихаживал и с которой он сроднился.
Но время для создания единодержавного государства еще не пришло, и проводить такую политику становилось все труднее. Сначала Юрию удалось достичь немалых дипломатических успехов, замириться почти со всеми врагами, но они вскоре почувствовали, что сын Мономаха мечтает об единодержавии, и стали готовиться к войне. Великий князь принял вызов, война была неизбежна…
10 мая 1157 года Петрила, боярин Юрия Долгорукого, пригласил Великого князя Киевского на пир. Шестидесятисемилетний сын Мономаха принял приглашение. Он не мог его не принять. Уже сформировались противоборствующие союзы князей, уже собраны боевые дружины. Скоро начнутся битвы. Нужно показать всем свое физическое здоровье, свои добрые взаимоотношения с боярами, воеводами, знатными людьми. Нужно хитрить. Киев отдавать врагам Долгорукий не мог. Авторитет и великое прошлое могучего града вынуждали князя продолжать борьбу за Киев.
Он пошел на пир.
Ночью после пира Юрий Долгорукий почувствовал себя плохо, слег. Ему оставалось жить пять дней.
15 мая 1157 года Юрий Владимирович Долгорукий умер. Его возможный соперник по предстоящей распре Изяслав Давидович, узнав об этом, сказал, подняв руки к небу: «Благодарю тебя, Господи, что ты рассудил меня с ним внезапною смертию, а не кровопролитием!» Киевляне, в отличие от Изяслава Давидовича, поступили иначе. После смерти Долгорукого они разграбили его дворец и сельскую усадьбу, ворвались в имение суздальских бояр, устроили там погром, а тех, кто попытался оказать им сопротивление, убили. Они забыли даже о святом: не захотели, чтобы тело Долгорукого лежало рядом с телом Мономаха, и предали его земле в Берестове, в обители Спаса.
Дикая, неуправляемая толпа мстила Юрию Владимировичу за то, что он пренебрежительно относился к дряхлеющему городу, а значит, и к горожанам, избалованным славой предков.
Некоторые специалисты считают, что Юрия Долгорукого на пиру у Петрилы отравили бояре…
Ярость толпы
А тем временем в Киеве политические страсти, вызванные смертью одного великого князя и свержением другого, не утихали, а разгорались день ото дня. Причиной тому стала жесткая конфронтация между сторонниками узурпировавшего власть Изяслава и представителями рода Ольговичей, к которому принадлежал принявший монашество князь. В ослеплении ненависти, помноженной на непомерную гордыню, ни одна из сторон не желала уступать.
Особую остроту конфликт приобрел после того, как киевлянам стало известно, что Ольговичи − родственники сверженного ими великого князя − составили заговор против Изяслава с целью заманить его в ловушку и убить. Когда эта новость была оглашена на городской площади, она всколыхнула весь народ. Расправиться с виновниками толпа не могла, поскольку те успели покинуть город и ускакать в Чернигов, где надежно укрылись за городскими стенами. Поэтому всеобщий гнев выплеснулся на ни в чем не повинного Игоря, принявшего схиму и замаливавшего в Феодоровском монастыре свои, а заодно и их грехи.
Биография
В Игорь Святославич участвовал в походе одиннадцати русских князей под знаменами Андрея Боголюбского против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского.
В 1171 году ходил с северскими дружинами за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком, освободив пленных и отняв добычу.
После смерти Романа Ростиславича Смоленского в 1180 году во время Игорь вместе с Ярославом Всеволодовичем охранял Чернигов, затем они с половцами участвовали в походе против Давыда Ростиславича Смоленского под Друцк, а после возвращения их войск на юг Рюрику Ростиславичу удалось нанести поражение половцам Кобяка и Кончака и Игорю, в результате чего в Киеве и Киевской земле утвердился т. н. «дуумвират» Святослава и Рюрика.
Перед битвой на Орели Игорь с Владимиром Глебовичем Переяславским были посланы Святославом и Рюриком против половцев. Игорь отказал Владимиру в праве ездить напереде (передовым отрядам обычно доставалась большая добыча), Владимир развернул полки и ограбил Новгород-Северское княжество, но Игорь продолжил поход и разбил половцев на реке Хирии. После битвы на Орели (в которой чернигово-северские князья не участвовали) Игорь вместе с другими северскими князьями провёл удачный поход на половецкие кочевья по реке Мерлу.
Поход против половцев в 1185 году
Картина Васнецова В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Весной 1185 года Святослав Всеволодович уехал в свои северо-восточные владения собирать воинов, чтобы идти к Дону на половцев на всё лето, а Игорь вместе с его братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, предприняли новый поход. Вместе с дружиной ковуев (зависимое от черниговских князей кочевое население левого берега Днепра, родственное правобережным чёрным клобукам, зависимым от киевских князей) они двинулись к берегам Донца.
На берегах Каялы русское войско столкнулось с основными силами половцев. Источники указывают на участие в столкновении почти всех известных половецких племенных групп юго-восточной Европы. После 3-дневного сражения Игорь был взят в плен, как и остальные князья. Многие воины погибли.
Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира, который вернулся позже, женившись на дочери Кончака.
Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве».
Последующие годы
Спасо-Преображенский собор в Чернигове, в котором похоронен Игорь Святославич.
В 1191 году Игорь с братом Всеволодом провёл удачный поход на половцев и выступил во второй поход после получения подкрепления от Святослава Киевского и Ярослава Черниговского во главе с пятью княжичами, дошёл до Оскола, но половцы смогли своевременно приготовиться к битве, и Игорь отвёл войска на Русь.
В Игорь, после смерти черниговского князя Ярослава Всеволодовича, занял черниговский престол.
По мнению А. П. Пятнова, точная дата смерти князя Игоря Святославича (29 декабря) является плодом недоразумения и неудачной компиляции В. Н. Татищевым сведений Радзивиловской летописи. Указание 1202 года, как года его смерти связано с игнорированием использования летописцем ультрамартовского стиля. Наиболее реальной датой смерти князя следует считать первую половину 1201 года. Похоронен, как и его дядя — святой Игорь, в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.
Гимнография
Святой Игорь Ольгович. Икона
-
- Тропарь, глас 4:
Наста днесь всечестная память страстотерпца благоверного князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшася благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.
-
- Другой тропарь, глас 4:
Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, и спасение душ наших, чтущих честную память твою.
-
- Кондак, глас 6:
Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на небесех радуешися, усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.
-
- Другой кондак, глас 8:
Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.
-
- Величание:
Величаем тя, страстотерпче святый княже Игоре, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Киевское княжение
Всеволод поднял очередной мятеж против Ярополка в 1138 году, после того как Мономашичи блокадой заставили Новгород удалить Святослава Ольговича и принять сына Юрия Долгорукого. Однако Ярополк собрал против Чернигова внушительную коалицию, объединив Мономашичей и Мстиславичей, а также войска галицких и полоцких князей; войска в помощь Ярополку прислал венгерский король Бела II. Только осада Чернигова этой мощной армией заставила Всеволода Ольговича подчиниться. Но в феврале 1139 год Ярополк умер, и спустя месяц его брат Вячеслав был без труда свергнут черниговским князем.
Всеволод был искусным политиком и без труда сохранял трон, лавируя между Мстиславичами и Мономашичами, успешно играя на раздорах потомков Мономаха, опираясь на своих двоюродных братьев (сыновей Давыда Святославича), которым он передал Чернигов, и союз с половцами. Он ссорил сильных противников, а мелким князьям раздавал в управление города на окраинах Руси. При нём усилилась эксплуатация горожан, тиуны Ратша и Тудор разорили Киев и Вышгород.
В 1139 году Всеволод сделал брата, Святослава Ольговича, новгородским князем, однако в 1141 году тот предпочёл уехать из буйного Новгорода, где Юрий Долгорукий возвел на престол своего сына Ростислава. Это привело к войне () между Всеволодом и Юрием, причем на стороне Юрия выступили родные братья Всеволода, а на стороне киевского князя — племянники Юрия: Изяслав Мстиславич Волынский и Ростислав Мстиславич Смоленский. Всеволод умиротворил братьев, раздав им несколько черниговских и волынских городов, а в Новгороде возвел на княжение Святополка Мстиславича. В 1143 году Изяслав Мстиславич стал князем Переяславля-Южного, отдав Волынь сыну Всеволода — Святославу (которого отец женил на дочери Василька Полоцкого).
В 1144 году Всеволод совершил поход против галицкого князя Владимира (Владимирко) Володаревича с полками Чернигова, Переяславля, Смоленска, Турова и Волыни; на его стороне выступил польский князь Владислав II, а на стороне Владимирко — венгерский король Геза II. Владимирко потерпел поражение и был вынужден заплатить большую контрибуцию (1400 гривен). В 1145 году войска Ольговичей во главе с киевским князем совершили победоносный поход в Польшу — против Болеслава IV, свергнувшего Владислава II. В результате Болеслав был вынужден выделить удел Владиславу, а польский город Визна отошёл к Киевской Руси.
В 1146 году возобновилась война с Галичем; Всеволод безуспешно осаждал Звенигород, вернулся в Киев и умер 1 августа, назначив наследником своего брата Игоря Ольговича. Однако утвердиться в Киеве северским князьям не удалось: киевляне были недовольны тем, что их передали по наследству, Изяслав Мстиславич из Переяславля вскоре перешёл Днепр, вступил в Киев и занял престол. В следующем году Игорь Ольгович был убит киевлянами.
Да умрёт Игорь!
Попытки Святослава вызволить Игоря лишь навредили брату. В сентябре 1147 года раскрылся заговор черниговских князей, которые примкнули к союзу Святослава и Юрия Долгорукого и замыслили обманом убить Изяслава. Узнав об этом, киевский князь призвал своих подданных: — Братья, исполните обет свой: идите со мною на врагов Мономахова роду. Вооружитесь от мала до велика. Конные на конях, пешие в ладиях да спешат к Чернигову! Киевляне уже собрались выступить в боевой поход, как вдруг один из мужей воскликнул: — Мы рады идти, но вспомните, что было некогда при Изяславе Ярославиче. Пользуясь народным волнением, злые люди освободили из темницы Всеслава Чародея и возвели на престол (мы писали об этом в №34 за 2012 год, — прим. ред.) А враг князя нашего и народа, Игорь, не в темнице сидит, а живёт спокой но в монастыре. Умертвим его, и тогда пойдём на Чернигов! — Да умрёт Игорь! — закричал народ. Услышав об этом, брат киевского князя Владимир Мстиславич попытался помешать кровопролитию. Но его доводы о том, что Изяслав вовсе не желает смерти Игоря, не были услышаны. Владимир сел на коня и поскакал наперерез толпе, да только опоздал. Киевляне ворвались в церковь в час литургии, схватили молившегося монаха Игоря и вывели на улицу. — Брат, куда меня ведут? — спросил Игорь, увидев Владимира. Тот спрыгнул с коня и, прикрыв его плащом, стал убеждать народ, что, убив Игоря, они разгневают Изяслава. Только киевляне не слушали. Они набросились на бывшего своего князя и стали его избивать. Владимиру удалось провести Игоря в дом своей матери и запереть ворота, но народ сломал их. Владимир пытался прикрыть собой несчастного, но и его едва не забили до смерти. Схватив Игоря, киевляне повели его к церкви Святой Богородицы. Тот понял, что пришёл его смертный час, и попросил привести священника, на что ему ответили: — Когда вы с братом Всеволодом жён и дочерей наших брали на постели и дома грабили, тогда попа не спрашивали, и ныне поп не надобен. Игоря убили. Труп проволокли по улицам Киева до торговой площади и там «бросили на поругание нагим». Владимир, узнав об этом, послал своих людей подобрать тело и перевезти его в церковь. Утром тело бывшего киевского князя облачили в монашескую одежду и с почестями погребли на территории монастыря.
Метки: биография, князь, Тайны 20 века, Киевская Русь, убийство, Изяслав Ярославич, Вячеслав Владимирович, Чернигов, Изяслав Мстиславич, Всеволод Ольгович, Владимир Мстиславич
Родословная Ольговичей (фрагмент)
-
Олег «Гориславич»
-
Всеволод Ольгович
-
Святослав Всеволодович
-
Олег Святославич
- Давыд Ольгович
- Константин Ольгович ?
- Владимир Святославич
-
Всеволод Святославич Чермный
-
Михаил Всеволодович Черниговский
- Ростислав Михайлович
-
Роман Михайлович Старый
- Олег Романович
-
Мстислав Михайлович
- Тит Мстиславич
- Святослав Мстиславич
- Андрей Мстиславич
-
Юрий
- Иван Юрьевич Толстая Голова
- Константин
- Андрей Всеволодович ?
-
Михаил Всеволодович Черниговский
-
Глеб Святославич
-
Мстислав Глебович
- Андрей Мстиславич ?
-
Мстислав Глебович
-
Мстислав Святославич
- Дмитрий Мстиславич
- Андрей Мстиславич ?
-
Иван Мстиславич
- Василий Иванович
-
Олег Святославич
-
Ярослав Всеволодович
- Ростислав Ярославич
-
Ярополк Ярославич
-
Всеволод Ярополчич
- Андрей Всеволодович ?
-
Всеволод Ярополчич
-
Святослав Всеволодович
- Игорь Ольгович
-
Святослав Ольгович
-
Олег Святославич
-
Святослав Ольгович
- Олег Курский ?
-
Мстислав Святославич
- Андрей Мстиславич ?
-
Святослав Ольгович
-
Игорь Святославич
-
Владимир Игоревич
- Изяслав Владимирович
- Олег Курский ?
- Святослав Игоревич
- Роман Игоревич
-
Владимир Игоревич
-
Всеволод «Буй-Тур»
- Святослав Всеволодович
-
Олег Святославич
-
Всеволод Ольгович
Короткое княжение Игоря Ольговича
По завещанию своего покойного брата, он вступил на великокняжеский стол и жители Киева присягнули ему. Но вскоре Киевляне из-за нежелания нового правителя сместить тиунов тайно предложили занять престол Изяславу Мстиславичу Переяславскому .
Между войсками Изяслава Мстиславича и князя Игоря Ольговича под Киевом произошла битва, и в самый разгар сражения киевские войска переметнулись на сторону Изяслава. Киевский правитель 4 дня скрывался на болотах около Киева. А 13 августа 1146 г. его взяли в плен и привезли в Киев, где он был посажен в «поруб». Все княжение Игоря Ольговича продолжалось всего лишь 2 недели.
В порубе (это был бревенчатый холодный сруб, без окон и дверей; для освобождения из него человека был единственный способ — «вырубить» его оттуда) князь тяжело заболел, был при смерти. Увидев это, враги разрешили освободить его из поруба и постричь его в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Позже Игорь Ольгович выздоровел и, оставшись иноком в монастыре, проводил время в молитвах.
Его брат Святослав Ольгович успел бежать от противников и начал проводить решительные действия по освобождению Игоря, при этом заручившись поддержкой Юрия Суздальского. Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять уделы Ольговичей, грабить княжеское имущество. Однако вскоре Давидовичи предали Изяслава и перешли на сторону Святослава. Изяслав был в то время в Черниговской земле с небольшой дружиной. Узнав об их измене, он послал просьбу о помощи у киевлян. Известие о предательстве Давидовичей и сложившейся угрозы для жизни Изяслава возбудило киевское вече и народ против Ольговичей настолько, что толпа решила расправиться над князем-иноком Игорем.
Расправа над иноком князем Игорем Ольговичем
Митрополит и духовенство, князь Изяслав Мстиславич и его брат Владимир старались спасти Игоря и предотвратить ужасное кровопролитие.
Озверевшая толпа ворвалась в храм во время литургии, схватили молившегося схимника, который молился перед иконой Божией Матери Игоревской («Игоревский» образ; празднование — 5 июня), повели на расправу. Княжичу Владимиру, брату Изяслава, удалось отбить у разъяренной толпы Игоря Ольговича и довезти до двора своей матери, но народ выломал ворота, вырвал инока из рук родственников, убил, а труп, выволокли, привязав к ноге веревку, и бросили на Подоле на торговой площади. И даже мертвое тело было подвергнуто избиению и поруганию.
Вечером того же дня тело князя было перенесено в церковь св. Михаила, где: «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».
На следующее утро блаженный князь был погребён на окраине Киева, в монастыре святого Симеона.
В 1150 году князем Черниговским Святославом Ольговичем мощи брата были перенесены торжественно в Чернигов и положены в Спасском соборе. А Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед смертью, стала именоваться Игоревской, празднование которой 5/18 июня.
Церковь причислила великого князя Игоря Ольговича к лику святых за мученическую смерть, считая что он искупил наследственный грех княжеских междоусобиц.
Крестный путь князя
С этого начались мученичества святого Игоря Черниговского. Летопись сообщает, что в течение четырех дней он скрывался в болотных камышах, после чего был схвачен и доставлен в Киев. Там под улюлюканье толпы вчерашнего правителя, занимавшего трон не более двух недель, посадили в «поруб» – деревянное сооружение без дверей и окон, названное так потому, что извлечь из него узника можно было, лишь прорубив в стене проход.
В своем узилище князь Игорь тяжело заболел, и горожане со дня на день ожидали его кончины. Чтобы не брать на себя грех и не оставлять его душу без покаяния, они освободили его из поруба, так как исповедоваться в нем было невозможно, и отправили в Иоанновский монастырь для пострижения в монахи, что, как подчеркивает летописец, полностью соответствовало желанию самого князя.
Невинно убиенный князь
Не погнушавшись осквернить святое место, бунтовщики ворвались в храм и, вытащив наружу князя, растерзали его, после чего еще долго таскали на веревке изуродованное тело. Когда же, наконец, они оставили свою добычу, и мученика начали отпевать в одной из городских церквей, то, по преданию, с неба раздались раскаты грома и все вокруг озарилось невиданным сиянием. Повергнутые в ужас, убийцы князя Игоря пали на колени и молили Господа о прощении.
Очень скоро на могиле невинно убиенного стали происходить чудеса исцеления, и кроме того, когда в 1150 году его мощи перевозили в Чернигов, то, раскрыв могилу, обрели их нетленными. В результате после того как прошло установленное церковным уставом время, и политическая обстановка стала достаточно благоприятной, растерзанный толпой мученик был канонизирован и известен с тех пор как святой благоверный князь Игорь.
Тогда же началось его всенародное почитание. Как уже говорилось выше, День святого Игоря отмечается Православной церковью дважды в году. Первый раз это происходит 18 июня (перенесение мощей в Чернигов), а затем 2 октября – день мученической кончины. В статье приводится фотография храма, воздвигнутого в его честь в Переделкине.
Доходы и имущество
Согласно данным, размещённым в декларации, содержащей сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, за 2018 год Игорь Щёголев заработал 7 345 194 рубля. Доход его супруги за тот же период составил 188 868 рублей. В собственности Игоря Щёголева находится квартира площадью 73,4 м². Его супруга владеет земельным участком площадью 1350 м², дачей площадью 185 м², двумя квартирами площадью 139 и 66 м² и гаражом площадью 17 м². В собственности Игоря Щёголева также находится автомобиль Audi Q7.
Семья[править | править код]
Примерно в 1126 году или в 1127 году женился на дочери Мстислава Великого — княжне Агафье (Марии) Мстиславне (ум.1179/1181).
Дети:
- Святослав Всеволодович (ок. 1123—1194), князь Владимиро-Волынский (1141-46), Туровский (1142, 1154), Новгород-Северский (1157-64), Черниговский (1164-77), Киевский (1174, 1177-80, с 1182)
- Ярослав Всеволодович (1139—1198), князь черниговский (с 1177)
- Анна; муж: Иван Василькович (ум. 1141), князь Галицкий — гипотеза о таком браке была высказана Р. В. Зотовым на основании данных В. Н. Татищева и поддержана Н. А. Баумгартеном
- Звенислава-Анастасия Всеволодовна (ум. между 1155-60); муж. с 1142 Болеслав I (ум. 1201), князь Силезско-Вроцлавский
- дочь; муж: с до 1146 Владислав (1144—1170), князь Брно[источник не указан 440 дней]
Игорь Святославич в культуре и искусстве
И. Я. Билибин. Князь Игорь. 1929
В древнерусской литературе
Написано в конце XII века (датируется 1185 годом). Рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке графа Мусина-Пушкина.
В литературе
В. Поротников. Роман «Игорь Святославич». Издательство: АСТ, Астрель, 2001. ISBN 5-17-010530-4, ISBN 5-271-02951-4
В музыке
Игорь Святославич — главный герой оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». План сценария и либретто оперы написаны композитором по памятнику литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве» при участии В. В. Стасова. Центральный образ героя запечатлён в знаменитой баритоновой арии «О, дайте, дайте мне свободу!».
В кинематографе
Фильм-опера «Князь Игорь». Музыкальная драма по одноимённой опере Александра Бородина, 1969. В главной роли — Б. Хмельницкий.
Упорство мятежников
Напрасно митрополит Климент пытался остановить направлявшийся к святому монастырю людской поток – его слова о гневе Божьем, который они навлекут на себя этим безрассудством, никто не желал слышать. Столь же тщетными оказались попытки князя Изяслава предотвратить беду и спасти жизнь своему бывшему конкуренту. Разъяренная толпа едва не растерзала его самого, после чего тот счел за благо ретироваться.
Когда обезумевший народ ворвался в монастырь, там служили литургию, и святой князь находился в стенах главного храма. Услышав раздававшийся снаружи шум и догадавшись о цели мятежников, он не пал духом, а лишь просил Господа ниспослать ему силы и мужество достойно встретить свой смертный час.
Гнев народа
Летописец сообщает, что, стоя у могилы старшего брата, святой Игорь торжественно поклялся управлять подданными «по Божьей правде и справедливости», а также сместить и наказать всех прежних тиунов (должностных лиц), запятнавших себя поборами и лихоимством. Однако вскоре после восшествия на престол все его «предвыборные» обещания рассеялись «как сон, как утренний туман».
Погрязшие в коррупции тиуны продолжали нещадно грабить народ, а сам он принимал те решения, которые в первую очередь отвечали его личным интересам. Обман вызвал в народе возмущение и послужил причиной того, что сегодня принято называть «социальным взрывом». Не желая мириться с происходящим, киевляне связались с другим претендентом на престол – переяславским князем Изяславом (внуком Владимира Мономаха) и предложили ему принять в свои руки бразды правления.
История
См. также: Черниговское княжество и Мономаховичи
Ольговичи появились на общерусской политической арене, когда благодаря княжению в Киеве Всеволода Ольговича (—) его потомки получили права на киевское княжение, в отличие от потомков младшего Ольговича Святослава. В ситуации после смерти Всеволода и убийства Игоря Ольговича () борьба между Мстиславичами и Юрием Долгоруким и помощь последнего помогла Ольговичам уцелеть и отстоять свои владения.
В Чернигове правили обе ветви — черниговских Всеволодовичей и северских Святославичей — в порядке старшинства (после пресечения ветви потомков Давыда Святославича, ). Мономаховичи многократно пытались проигнорировать права Ольговичей на Русскую землю (правобережье Днепра), но и Ольговичи (как и Изяславичи волынские), приходя к власти в Киеве, стремились лишить Мономаховичей (как правило, смоленских Ростиславичей) владений на Киевщине. Но такие попытки, как правило, к успеху не приводили и заканчивались изгнанием такого стремящегося к концентрации власти князя из Киева (за исключением случая —1196 годов, когда на стороне смоленских Ростиславичей выступил Всеволод Большое Гнездо). Причём Мономаховичи в качестве аргумента приводили: «разделил нас дед Ярослав по Днепру» и вам ся сторона не надобе, а Ольговичи — вы почаша первее нас губити и мы не угры, не ляхи, а одного деда внуци.
В первое десятилетие XIII века Ольговичи попытались утвердить северских Игоревичей в Галицко-Волынском княжестве. Несмотря на то, что в итоге план провалился, Игоревичи были повешены (), а Всеволод Святославич Чермный изгнан из Киева смоленскими Ростиславичами (), Новгород-Северский, возможно, отошёл во владение черниговских Всеволодовичей, а попытка Олега Курского пересмотреть решение провалилась в результате интервенции владимирских войск ().
После монгольского нашествия () роль политического центра Левобережья перешла от Чернигова к Брянску, князья которого в основном владели и титулом великого князя черниговского, хотя их власть в Посемье и верхнеокских уделах стала номинальной. Все чернигово-северские земли, кроме Посемья, управлялись потомками Михаила Черниговского. В начале XIV века северские князья заняли киевский и переяславский престолы (затем в начале 1320-х были разбиты литовским князем Гедимином). Примерно тогда же в Брянске пресеклась местная династия и престол перешёл к смоленским князьям, а в 1356 году Брянск был захвачен литовским князем Ольгердом. В конце XV века верховские князья начали переходы на московскую службу, их владения вошли в состав Русского государства по итогам русско-литовской войны 1487—1494 годов.