Подводные лодки проекта 949а «антей»: история и перспективы

Строительство[править | править код]

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле или отменены.

Представители проектаправить | править код

Цвета таблицы: Белый  — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Синий  — находится в ремонте или на модернизации Красный  — списана, утилизирована или потеряна

Название Зав. № Заложена Спущена В строю Флот Состояние Примечания
К-148 «Краснодар» 617 22.07.1982 03.03.1985 30.09.1986 Несла службу на СФ, утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск» 618 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 Несла службу на ТОФ, утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск» 619 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж» 636 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ В резерве В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка». В 2020 году выведен в резерв перед списанием
К-410 «Смоленск» 637 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск» 638 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-456 «Тверь» 649 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ В строю До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл» 650 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ В строю В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск» 651 13.07.1989 10.05.1993 15.12.199310.12.1993 ТОФ В строю 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск» 662 22.03.1990 16.05.1994 20.01.199530.12.1994 Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск» 663 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород» 664 24.07.199220.12.2012 23.04.2019 12.2021 СФ Швартовные испытания Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград» 675 02.09.1993 Не достраивались В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул» 676 н/д Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-? 677 н/д Закладывались по проекту 949У
К-? 678 н/д
К-? 679 н/д
К-? не закладывалась

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

Технические характеристики

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 — самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого — по 190 МВт, общая мощность на валу — 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость — 12 узлов;
  • подводная — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания — до 6 месяцев.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии — 172,8 м;
  • ширина корпуса — 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии — 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» — самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

История создания

Предпосылки к созданию

После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.

Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.

Проектирование

ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I

Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):

  • число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
  • число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
  • характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки — вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.

Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А

После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.

В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». Подводная лодка К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». Подводная лодка К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.

Проект[править | править код]

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития подлодок класса АПРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену подлодкам проектов и и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев». Главный конструктор И. Л. Баранов.

Модернизацияправить | править код

В декабре 2011 года стало известно, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет П-700 на более современные П-800 «Оникс» или ракеты из семейства «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Модернизация АПЛ Северного флота будет производиться в ЦС «Звёздочка», а Тихоокеанского — на ДВЗ «Звезда».

Асимметричный ответ

Именно «Антеи» совместно с бомбардировщиками Ту-22М3 считаются основными российскими средствами противодействия авианосным ударным группам (АУГ) ВМС США. Хотя к охотникам на авианосцы можно отнести и современные российские многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень». Головной корабль серии «Северодвинск» уже в строю. Вторая лодка, «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М», спущена на воду прошлой весной и проходит морские испытания. Ее примут на вооружение в 2018-м. Кроме торпед и мин, новые лодки располагают восемью универсальными вертикальными пусковыми установками, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». Полный залп вряд ли отразит даже готовая к нападению АУГ. Причем для успешной атаки может хватить и одного точного попадания.

Дизельная подводная лодка класса «Варшавянка» возле пирса

«Достаточно ударить по авианосцу одной-единственной ракетой — и он даст крен, — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — В результате все его авиакрыло, 80 с лишним самолетов, не взлетит. И АУГ лишится своей главной ударной силы. Насколько мне известно, «Казань» по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам. А значит, имеет все шансы незамеченной выйти на рубеж атаки».

Схожими качествами обладают и другие подводные носители крылатых ракет — малошумные дизельные подлодки проекта 636.3 «Варшавянка». Шесть таких субмарин пополнили боевой состав Черноморского флота с 2014-го по 2016 год. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов ракетами «Калибр» по позициям боевиков в Сирии. Конечно, боевые возможности «дизелюх» несколько ограниченны по сравнению с их старшими атомными собратьями. Однако шесть небольших и скрытных субмарин с современными ударными комплексами — смертельная угроза даже для защищенной надводной цели.

Устройство АПЛ 949

Подводные лодки типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение надводное (подводное) 12500/14700 (22500/24000) т
Размеры:
— длина 144/155 м
— ширина 18.2 м
— осадка 9.2 м
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Силовая установка АЭУ
Кол-во х тип ЯР (суммарн. тепл. мощность) 2 х ВВР ОК-650М (380 мВт)
ПТУ Блочная
Количество х тип х мощность ГТЗА 2 х 50 000 л.с.
Количество х мощность АТГ 2 х 3200 кВт
Количество х тип движителей 2 х малошумн. ВФШ
Количество х мощность ДГ 2 х 800 кВт
Тип АБ Свинцово-кислотная
Количество групп АБ х элементов в группе 2 х 152
Количество х мощность ГЭД на линии вала 2 х 225 кВт
Экипаж 94/107 чел.
Глубина максимальная 600 м
Глубина рабочая 520 м
Запас плавучести 32%

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 32 узл неограниченная
Крейсерский
Экономичный
Малый
Надводный 15 узл
Скорость движения под ГЭД не более 5 узлов.

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Ракетное ПКРК «Гранит» 24 П-700 (3М45) «Гранит»
ПЗРК «Игла» 16 ракет
Торпедное 4 650мм ТА 12 торпед 65-76 или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»
4 533мм ТА 16 торпед УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», ПЛУР М5 ПЛРК «Шквал»
ГАК МГК-540 «Скат-3» или МГК-500 «Скат-КС»
АСУ БИУС «Омнибус»
КЦВС «Коралл-49»
Система управления стрельбой «Гранит»
система подготовки ТА «Гринда»
НК «Медведица-949М» или «Симфония» (для пр.949А)
Система КН и связи «Парус»
КСС «Молния-М»
Система СС «Цунами-БМ»
ВБАУ «Ласточка»
ВВАБТ «Залом»
РЛК «Бухта-Чибис» (пр.949) или МРКП-58(59) «Радиан»
СОРС МРП-23
ТК МТК-110
Перископ ТК ПЗНС-10С (пр.949) или «Лебедь-11»
Перископ атаки ПЗНС-10 или «Сигнал-3» (пр.949А)

Аббревиатуры

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

Литература и источники информации

  • Апальков Ю.В Подводные лодки Советского флота 1945-1991 г.г. Том 1. — Моркнига, 2009. — ISBN 978-5-903080-55-7
  • Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России. — Астрель, 2006. — ISBN 5-271-14736-3
  • В. Демьяновский, А. Котлобовский Подводный щит СССР. — Майор, 2003.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_949_%C2%AB%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%C2%BB
  • https://deepstorm.ru/
  • https://militaryrussia.ru/blog/topic-609.html
  • https://topwar.ru/19696-atomnye-podvodnye-lodki-s-krylatymi-raketami-proekt-949-granit-oscar-i-class.html
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector