Глава viii великий князь ярополк. 972
Содержание:
- Третья междоусобица на Руси
- Правление Владимира Мономаха (1113 — 1125)
- Крещение Руси
- Кратко о сути и направлениях внешней политики
- Новые усобицы на Руси
- ↑ События и личности
- Крещение Руси
- Борьба между Владимиром и Ярополком
- ÐеждоÑÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° 1146â1154 гг.
- Принятие христианства Русью
- ЯÑополк СвÑÑоÑлавиÑ: внеÑнÑÑ Ð¸ внÑÑÑеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñика
- Историческое значение правления Владимира Святого
- ÐеждоÑÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° 1094â1097 гг.
- Первая междоусобная война на Руси
- Крещение Владимира и дружины
Третья междоусобица на Руси
Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.
Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Вячеславу — Смоленск, а Игорю — Владимир.
В 1054 г. умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.
Практически весь 1068 г. на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 г. власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 г. Изяслав правит Русью.
Правление Владимира Мономаха (1113 — 1125)
Мономах взошёл на великокняжеский престол в возрасте 60 лет. Первым делом он принял новый закон «Устав Владимира Всеволодовича». В нём сохранялось многое из «Русской Правды Ярославичей», прежде всего положения защищающие права человека. Закон ограничил произвол ростовщиков и прочей знати, улучшил положение бедных, многие налоги были ликвидированы. Однако эти законы были направлены не столько для улучшения положения людей, сколько ради сбережения знати от бунтарей.
Мономах восстановил единство Руси, жёстко подавлял сепаратизм и мятежи в боярских краях. Если раньше половцы совершали набеги на Русь, то теперь всё было с точностью наоборот. Князь расширил влияние Руси на Дунае, чем была недовольна Византия. Поэтому византийцы преподнесли князю богатые дары, среди которых была знаменитая шапка Мономаха. В конце жизни Владимир написал мемуары под названием «Поучение». Умер 19 мая 1125 года, в небольшом доме, где был убит Борис.
Крещение Руси
Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.
После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Целью внешней политики Владимира I Святославича было расширения влияния Киева во всех направлениях: конфликты с Польшей за пограничные земли и племена, походы на Волжскую Булгарию и хазар, борьба с печенегами и отношения с Византией — действия великого князя были устремены к границам государства из его центра, Киева.
В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубого в территорию противника, как результат — итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. В последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре был заключён мир, подкреплённый династическим браком между сыном киевского князя Святополком и неизвестной по имени дочерью Болеслава.
Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походовПодробнее о внешней политике
Последние годы правления
На финальном этапе своей политической жизни князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису. В 1014 году сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира: Ярослав отказался выплачивать положенный от Новгорода налог в 2000 гривен, а Святополка Владимир приказал бросить в темницу по подозрению в подготовке переворота. Вместо со Святополком под арест была направлена его жена, дочь Болеслава I, и приехавший вместе с ней польский епископ — целью заключённого ранее династического брака было не столько подтверждение мира между Русью и Польшей, сколько перехват власти из рук стареющего Владимира. Это вполне соответствует характеристике Боласлава от немецкого хрониста и епископа Титмара Мерзебургского, подчёркивающегот «лисью изворотливость» польского князя«Хроника Титмара Мерзебургского.
Владимир собирался было пойти на Ярослава войной, однако уже был слишком стар и не смог отправиться из-за случившейся болезни. Тем временем от пограничных застав прибыли вести о приближающихся печенегах и князь приказал сыну Борису вместе с великокняжеской дружиной отправиться на перехват кочевников.
Смерть и последствия
Владимир I Святославич умер 15 июля 1015 года, в своей загородной резиденции Берестове, под Киевом. Практически сразу после смерти князя началась вторая междоусобица на Руси — его сыновья начали бороться друг с другом за власть. Сначала киевский стол смог захватить Святополк Окаянный, согласно летописи пославший убийц к трём своим братьям: Борису, Глебу и Святославу Древлянскому.
Затем, после нескольких лет противостояния Ярослав Мудрый смог в 1019 году изгнать Святополка, и сам утвердился в Киеве, но был вынужден отстаивать свою власть в конфликтах с племяником Вячеславом Брячиславичем и братом Мстиславом Тмутараканским. Окончательный мир наступил лишь в 1026 году.
Схема — вторая усобица на РусиМеждоусобица детей Владимира I
Новые усобицы на Руси
Сначала во главе Руси стоял сын Ярослава Изяслав. Святослав правил Черниговом, Всеволод — в Переславле. Но в 1073 году пошёл слух о том, что Изяслав хочет быть единоличным правителем. Тогда Святослав и Всеволод двинулись на Киев. Изяслав бежал в Польшу, а затем в Германию. Русь перешла в руки Святослава, но в 1076 году он умер. Всеволод вернул Изяславу Киев, а сам вернулся в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переславль Всеволод отдал старшему сыну Владимиру. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань, где повёл за собой половцев на своих дядей, позволяя кочевникам уничтожать своих земляков. Олег был разбит на Нежатиной Ниве, но в этой битве был убит Изяслав. Киев перешёл к Всеволоду, Чернигов — к Владимиру. В 1093 году умер последний сын Ярослава — Всеволод. Началась борьбы между внуками Ярослава Мудрого. Княжеский престол достался сыну Изяслава Святополку, а вторым князем на Руси стал Владимир, правивший Черниговом, а Олег Святославович сидел в Тмутаракани. Воспользовавшись, раздробленностью Руси, половцы предприняли поход на русские земли. Из всех князей только один Святополк рвался в бой, остальные считали, что от врагов лучше откупится, ибо страна не готова к войне. Оборонительный поход всё же состоялся, но потерпел фиаско вместе с киевской дружиной у г. Треполя. Это сыграло на руку Олегу, который решил взять Чернигов. Заключив союз с половцами, Олег пошёл брать город. Все попытки овладеть Черниговым были отбиты, но положение было безнадёжным. Поэтому Владимир уступил брату родовое гнездо, взамен за спасённую жизнь. В 1095 году половцы осадили Переславль, Владимир попросил братьев о помощи, но откликнулся один Святополк. Опасность миновала. В 1096 году половцы предприняли новый набег, Олег опять отказал братьям в помощи. Когда Святополк и Владимир разобрались с половцами, то отняли Чернигов у Олега, переселив его в Муром. Воспользовавшись половецким набегом, Олег двинулся на Киев и разграбил Киево-Печерскую Лавру, разбил дружину сына Владимира Изяслава, правившего в Муроме. Узнав об этом, Владимир написал Олегу письмо с просьбой остановится, взамен обещал не мстить за смерть сына. Но тот ответил отказом. Тогда сыновья Владимира разбили последнюю дружину Олега, после чего он попросил мира. В 1097 году князья собрали съезд в Любече, целью которого было приостановление усобиц. На нём присутствовали: Святополк Изяславович, Олег и Довыч Святославовичи, Владимир Монамах, Давид Игоревич, Василько Ростиславович. На съезде князья молились и клялись, что не будут дальше губить русскую землю, но эти слова оказались пустыми, ибо после съезда князья Святополк и Давыд выкололи глаза Василько и бросили в темницу. Это вызвало недовольство остальных князей и они объединённым войском двинулись на Киев, в следствие чего Василько был освобождён. Тем не менее, хрупкий мир на Руси дал толчок в борьбе с половцами. Так в 1100 году прошёл ещё один съезд в Ветичеве, на котором обсуждались дальнейшие действия борьбы с врагом. Однако поход состоялся только 1103. Поход был до такой степени удачным, что новое половецкое нашествие на Русь произошло только в 1106 году, когда половцы в очередной раз были повержены. В 1111 году, Владимир Маномах предпринял грандиозный поход против половцев, которому предал значение крестового. Целью этого похода было дойти до сердца половецких земель, в нём участвовали все князья, включая Олега. Таким образом была захвачена степная столица Шуракань. Город Сугров был стёрт с лица земли. Русское войско одержало ряд побед на Дону. На притоке Дона было перебито 10 тысяч половцев. Весть о русском крестовом походе распространилась во многих зарубежных странах.
Война с половцами требовала больших материальных затрат. Поэтому с простого населения взимались дикие налоги. Разница между богатыми и бедными возросла в геометрической прогрессии. Зависимых, нищих людей становилось всё больше, которые попадали в кабалу к ростовщикам, крупным землевладельцам. Масло в огонь подливали разборки между князьями. Так в 1113 году Святополк умер, что привело к новым проявлениям борьбы за власть в Киеве. Недовольство людей привело к тому, что они вооружились различными орудиями труда и начали нападать на киевскую знать, которая призвала на помощь Владимира Мономаха. Князь подавил восстание и стал единоличным правителем Руси.
↑ События и личности
Владимир Святославич предпринимал много усилий для укрепления княжеской власти на Руси. Но лучше всего ему помогло сделать это именно христианство, которое Русь приняла в 988 году. За это решение князь был канонизирован четыре века спустя.
Причинами принятия христианской веры стали:
- Язычество мешало усилению власти князя.
- Христианские страны смотрели на языческую Русь как на варварскую страну, в связи с чем международный авторитет Руси был не самым высоким.
- Стране нужна была идеология, которая объясняет и поддерживает социальное неравенство, а также утешающая бедных благами в загробной жизни.
Конечно, у князя Владимира были свои сторонники в вопросе о принятии христианства (например, воеводы), но большая часть усилий принадлежит именно князю. Согласно легенде, князь приглашал иностранных послов и выбирал религию для своего народа. Он принял византийское православие в связи с яркой эстетикой церковных обрядов. К тому же так можно укрепить отношения Руси и Византии.
Личности. Византийскую веру в 957 году приняла его бабушка Ольга. Киевское крещение прошло мирно, а в другой столице, Новгороде, народ был крещён огнём и мечом. Отряд, посланный в Новгород, возглавлял воевода Добрыня. Сам процесс перехода русских в новую веру был сложен тем, что народ поколениями поклонялся языческим богам.
Результатами принятия христианства стали:
- Укрепление княжеской власти, которая стала считаться божественной.
- Рост международного авторитета Руси. Позже, при Ярославе Мудром, начнут практиковаться династические браки русских княжеских дворов с европейскими.
- Развитие культуры, в том числе и с помощью христианства.
- Формирование нового сознания русского народа.
Другим важным событием в период правления Владимира Святославича стало развитие культуры. Причинами стали:
- Необходимость распространения новой религии и её укрепления в глазах народа.
- Необходимость строительства культовых сооружений.
- Создание русской/славянской азбуки. Перевод книг, в том числе священных, с греческого языка.
В развитии культуры стоит вспомнить роль Кирилла и Мефодия. Именно эти люди создали славянскую азбуку, которая опиралась на особенности языка. Их роль важна и в распространении письменности. Не зря новый алфавит был назван кириллицей. 24 мая стало днём Славянской письменности и культуры. Старославянский язык стал четвёртым значимым языком после латинского, греческого и еврейского.
Первой церковью стала Десятинная (989-996) в Киеве. Она получила такое название в связи со сбором десятины — это налог, направленный на развитие церковных сооружений. С тех пор по всей Руси стали строиться церкви и храмы.
Следствием деятельности реформаторов стало распространение на Руси собственной азбуки, а Русь приобщалась к греческой культуре. Преемники князя-крестителя продолжат его дело.
Крещение Руси
Причины:
- К концу 80-х годов десятого века добрая половина русской знати уже приняла христианство.
- Введение единобожия способствовало соединению нестойкого государства и шаткой княжеской власти («один Бог — один народ — один князь»).
- Почти вся Европа в то время была христианской, и принятие христианства на Руси способствовало улучшению отношений с Византией.
- Христианство располагало особыми нравственными нормами, которые укрепляли семейные ценности.
- Христианство способствовало развитию культуры и письменности в стране.
- Христианство могло дать идеологическое объяснение расчленению русского общества на богатых и бедных.
Владимир не сразу пришёл к христианству. Он посылал своих послов в разные страны, чтоб они разузнали об иудаизме, римском католицизме, исламе. Но из-за войны с хазарами и Востоком, и желанием наладить отношения с Византией остановился на христианстве. Роль Византии в крещении Руси переоценить трудно. Дело в том, что в 987 году у них началась пораженческая война с Болгарией. Владимир оказал византийцам большую поддержку, взамен они отдали Владимиру в жёны принцессу Анну и крестили Русь. Но в ходе всего этого Византия нарушила ряд условий договора и Владимир начал осаду г. Херсонес в Крыму. Перекрыв местный водопровод, русские войска завладели городом. В 990 году языческие идолы были низвержены и сброшены в Днепр. Киевлян заставили придти к Днепру и принять крещение, которое совершали Херсонские и византийские священники. Затем крестили и другие русские города. В Новгороде языческая вера была очень сильна, поэтому крестить его пришлось «огнём и мечом». В 996 году в Киеве был построен огромный храм, на строительство которого Владимир отдал десятую часть своих доходов. Поэтому церковь стала называться Десятинной. Несмотря на крещение Руси многие славянско-языческие традиции дошли и до наших дней.
После крещения на Руси стали появляться школы, библиотеки, монастыри. Существенно повысило моральный облик самого князя.
Борьба между Владимиром и Ярополком
Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:
Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:
Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда
Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и «был с ней перед её отцом и матерью»Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.
Поход на Киев и предательство Блуда
Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:
После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:
Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.
Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.
Убийство Ярополка по приказу Владимира
Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:
Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:
Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.
Итоги и последствия
- По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
- Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
- Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
- В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
- После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира — Бориса.
Список литературы
- В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
- «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века
ÐеждоÑÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° 1146â1154 гг.
ÐÑе одна междоÑÑобиÑа наÑалаÑÑ Ð¿Ð¾Ñле гибели киевÑкого кнÑÐ·Ñ ÐÑеволода ÐлÑговиÑа. Ðа Ñей Ñаз оÑновнÑми пÑоÑивниками ÑÑали ÐзÑÑлав ÐÑÑиÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð¸Â ÐÑий ÐладимиÑовиÑ, ÑиÑоко извеÑÑнÑй как ÐолгоÑÑкий. РпеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° велаÑÑ Ð·Ð°Â Ðиев. ТоÑка в непÑимиÑимой боÑÑбе бÑла поÑÑавлена лиÑÑ Ñогда, когда ÐзÑÑлав ÑмеÑ: ÑолÑко в ÑкоÑом вÑемени поÑле ÑÑого ÐÑий Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ ÑÑмел ÑкоÑениÑÑÑÑ Ð½Ð°Â ÐºÐ¸ÐµÐ²Ñком пÑеÑÑоле.
ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð ÑÑÑ Ð²Â XII веке. ÐÑÑоÑник: wikipedia.org
Также ÐÑÐ¸Ñ ÐладимиÑовиÑÑ ÑдалоÑÑ Ð¾ÑделиÑÑ ÐеÑеÑÑÐ»Ð°Ð²Ð»Ñ Ð¸Â ÐолÑÐ½Ñ Ð¾Ñ Ðиева. ÐÑавда, ÑадовалÑÑ Ñвоим доÑÑижениÑм кнÑÐ·Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð»Ð³Ð¾: обоÑновалÑÑ Ð²Â Ðиеве он в 1155 годÑ, а Ñже в 1157-м ÑконÑалÑÑ.
Принятие христианства Русью
Владимир был воспитан в христианских традициях – своей бабушкой княгиней Ольгой. Однако он не приобщился к православию. Наоборот, в первые годы своего правления (980-986) князь пытался превратить языческие верования предков в единую государственную религию. Хотел «классифицировать» пантеон и расставить древних богов «по ранжиру», организовать их единообразный культ. Не вышло.
Отказавшись в итоге от этого проекта, Владимир в 988 году окончательно решил принять в качестве государственной религии православие. Сам князь крестился в Корсуни (Херсонесе), а обряд символического крещения своего народа провёл в Киеве, в водах Днепра. Языческие идолы были уничтожены. На местах древних святилищ выстроили православные церкви. При помощи византийцев был сформирован новый класс христианского духовенства. К концу княжения Владимира церковная иерархия была уже сформирована – семь областных епархий, во главе с митрополитом в Киеве.
ЯÑополк СвÑÑоÑлавиÑ: внеÑнÑÑ Ð¸ внÑÑÑеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñика
Ðакова бÑла полиÑика кнÑзÑ? ЯÑополк СвÑÑоÑлавиÑ, Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого бÑли ÑлиÑком коÑоÑки (972-978), мог Ð±Ñ ÑÑаÑÑ Ð¾ÑлиÑнÑм дипломаÑом. ÐзвеÑÑно, ÑÑо он налаживал полиÑиÑеÑкие ÑвÑзи Ñ Ð³ÐµÑманÑким импеÑаÑоÑом ÐÑÑоном ÐÑоÑÑм. ÐÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ некоÑоÑÑе иÑÑоÑники, ÑÑÑвеждаÑÑие, ÑÑо имела меÑÑо помолвка ÐÑнигÑÐ½Ð´Ñ (близкой ÑодÑÑвенниÑей ÐÑÑона ÐÑоÑого) и ЯÑополка. ÐÑли внимаÑелÑно изÑÑиÑÑ ÐиконовÑкÑÑ Ð»ÐµÑопиÑÑ, Ñо можно ÑзнаÑÑ, ÑÑо ЯÑополк пÑинимал поÑлов Ð¾Ñ Ñамого ÐÐ°Ð¿Ñ Ð Ð¸Ð¼Ñкого. Ðз ÑÑого ÑледÑÐµÑ Ð²Ñвод о Ñом, ÑÑо кнÑÐ·Ñ Ð¯Ñополк вел оÑкÑÑÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑикÑ, ÑÑаÑаÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑиÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжкой ÑилÑнÑÑ Ð¿ÑавиÑелей. Также еÑÑÑ ÑвидеÑелÑÑÑва о Ñом, ÑÑо он пиÑал некоÑоÑÑÑ ÑимпаÑÐ¸Ñ Ðº ÑÑиÑÑианÑкой Ñелигии. Ð ÐоакимовÑкой леÑопиÑи Ñказано, ÑÑо кнÑÐ·Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ñклонно оÑноÑилÑÑ Ðº ÑÑиÑÑианам и Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ðµ запÑеÑал пÑинÑÑÑ Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑ. Ðз-за ÑÑого обÑÑнÑй лÑд его недолÑбливал. Ðо оÑкÑда Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ñакие ÑимпаÑии? ÐÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð¸ Ñважении к ÑÑой Ñелигии ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñивила кнÑÐ³Ð¸Ð½Ñ ÐлÑга. ÐнÑÑÑеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñика ЯÑополка бÑла вполне пÑиемлемой: он не вводил непомеÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ñей, но и не допÑÑкал беÑпÑедела.
ÐнÑеÑеÑнÑй ÑакÑ, ÑÑо в 1044 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¯ÑоÑлав ÐÑдÑÑй наÑел Ð¼Ð¾Ð³Ð¸Ð»Ñ Ðлега и ЯÑополка, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑаÑкопаÑÑ Ð¸Ñ Ð¸ кÑеÑÑиÑÑ Ð¾ÑÑанки. Рон ÑÑо Ñделал, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо пÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑала подобнÑе деÑниÑ. ÐиÑноÑÑÑ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ ÑÑаÑÑи ÑвековеÑена в киноленÑе «Ðикинг», ÑнÑÑой Ð. ÐÑавÑÑком в 2016 годÑ, а Ñакже в мÑлÑÑÑилÑме «ÐнÑÐ·Ñ ÐладимиÑ».
Историческое значение правления Владимира Святого
За 37 лет правления Владимир Святославич добился очень многого, и по праву вошёл в историю не только как Креститель, но и как великий государственный деятель. Унаследовав примитивное, плохо скреплённое государство, с первобытными верованиями, без письменной культуры, Владимир смог сделать Русь частью цивилизованного мира той эпохи. Обновлённая православная Русь прочными связями соединилась с Византией. Через несколько веков, когда казавшаяся вечной и несокрушимой Византийская империя рухнет и исчезнет навсегда, именно Русь станет оплотом всего православного мира.
Пройди тест
ÐеждоÑÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° 1094â1097 гг.
Р1094 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°Ñледники СвÑÑоÑлава ЯÑоÑлавиÑа, ÑÑна ЯÑоÑлава ÐÑдÑого, наÑали боÑÑÐ±Ñ Ð·Ð°Â Ð·ÐµÐ¼Ð»Ð¸, пÑинадлежавÑие иÑ оÑÑÑ. ÐÑи ÑÑом СвÑÑоÑлав бÑл Ñже поÑÑи двадÑаÑÑ Ð»ÐµÑ ÐºÐ°Ðº меÑÑв. РÐиеве в ÑÑ поÑÑ ÐºÐ½Ñжил СвÑÑополк ÐзÑÑлавиÑ, Ñоже внÑк ЯÑоÑлава ÐÑдÑого.
ÐиевÑÐºÐ°Ñ Ð ÑÑÑ Ð²Â 1015â1113 гг. ÐÑÑоÑник: wikimedia.org
ÐÑажда Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¡Ð²ÑÑоÑлавиÑами â Ðлегом, ÐавÑдом и ЯÑоÑлавом â и СвÑÑополком, а Ñакже ÐладимиÑом ÐономаÑом и дÑÑгими кнÑзÑÑми, обоÑÑÑилаÑÑ ÐºÐ°Ðº Ñаз в ÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод, когда ÑÐ¶Ð½Ð°Ñ Ð ÑÑÑ Ñ ÑÑÑдом ÑÑпевала оÑбиваÑÑÑÑ Ð¾Ñ половÑев. Ðо многом именно ÑÑо ÑпоÑобÑÑвовало ÑомÑ, ÑÑо многие земли, Ñанее оÑноÑивÑиеÑÑ ÐºÂ Ð²Ð¾ÑÑине СвÑÑоÑлава, его ÑÑновÑÑм вÑе-Ñаки ÑдалоÑÑ Ð²ÐµÑнÑÑÑ, ÑоÑÑ Ð²Â Ñоде междоÑÑобиÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ и допÑÑÑили маÑÑÑ ÑÑÑаÑегиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок. Ðднако Ðиев по-пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÑалÑÑ Ð·Ð°Â Ð¡Ð²ÑÑополком ÐзÑÑлавиÑем.
Первая междоусобная война на Руси
В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие. Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.
После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.
В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.