Великий ремонт

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).

Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Радикальная модернизация

«Адмирал Нахимов» предназначен для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне и является одной из самых крупных платформ в составе ВМФ. Подобно другим крейсерам проекта 1144.2, корабль способен поражать все типы морских целей, вести огонь по наземным объектам и прикрывать соединения от средств воздушно-космического нападения.

Полное водоизмещение «Адмирала Нахимова» составляет 26,19 тыс. тонн, длина — 252 м, ширина — 28,5 м, осадка — 9,1 м, экипаж — более 700 человек. Движение крейсера обеспечивается двумя котельными установками и атомным реактором мощностью 140 тыс. л. с.

До начала модернизации в боекомплект «Адмирала Нахимова» входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.

За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

По мнению экспертов, по состоянию на конец 1990-х годов и начало XXI века корабль с таким вооружением мог «уверенно чувствовать себя» на просторах мирового океана. Однако на современном этапе средства поражения, зенитные ракетные комплексы, радиоэлектронное оборудование и механизмы крейсера устарели. В связи с этим было принято решение о радикальном обновлении «Адмирала Нахимова».

По информации Минобороны РФ, на крейсере будут заменены различные узлы, агрегаты, системы жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, корабельной энергетики. Как сообщил ранее «Интерфаксу» Рахманов, в рамках модернизации были открыты 18 опытно-конструкторских работ.

Также по теме


«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…

По имеющимся в СМИ данным, на «Адмирале Нахимове» существенно обновятся средства ПВО.

Согласно данным «Интерфакса», задачу по обороне дальних рубежей будет выполнять ЗРК вертикального пуска 3К96-2 «Полимент-Редут». Система будет способна перехватывать цели на дальности до 400 км с появлением сверхдальней ракеты. Сейчас в боекомплект комплекса входят ракеты 9М100, 9М96 и 9М96Д дальностью в пределах 15 км, 120 км и 150 км соответственно.

При этом РИА Новости сообщает, что на «Адмирале Нахимове», скорее всего, будет установлена флотская модификация ЗРК дальнего радиуса С-400 «Триумф» с арсеналом в 96 ракет и модернизированная версия «Форта».

Как говорят эксперты, если наличие «Полимент-Редута» подтвердится, то «Адмирал Нахимов» должен быть оснащён пусковыми установками универсального корабельного комплекса 3С14 (УКСК), которые используются в ВМФ для применения крылатых ракет «Калибр», противокорабельных ракет «Оникс», а в доработанном виде — «Цирконов».

Память

Памятник П. С. Нахимову в Севастополе

Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские Нахимовские училища. В 1944 Президиумом Верховного Совета СССР были учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени, а также — медаль Нахимова.

Орден Нахимова 1-й степени

  • В 1946 году режиссёр Всеволод Пудовкин снял художественный фильм «Адмирал Нахимов». Роль Нахимова в нём сыграл актёр Алексей Дикий (за эту работу Дикий получил Сталинскую премию I степени и стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр»). В 1947 году Дикий ещё раз исполнил роль адмирала в фильме «Пирогов».
  • В 1952 году имя П. С. Нахимова присвоено Черноморскому Высшему военно-морскому училищу.
  • В 1959 году в Севастополе воздвигнут памятник адмиралу Нахимову работы скульптора Н. В. Томского (бронза, гранит). Он заменил стоявший у Графской пристани памятник работы Шредера и Бильдерлинга, снесенный в 1928 году в соответствие с декретом Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» (имевшее место в советской литературе утверждение, что памятник был разрушен гитлеровцами в период оккупации Севастополя, неверно — на пьедестале памятника Нахимову в начале 1930-х был установлен памятник Ленину, и уже этот памятник был уничтожен в 1942—1943 гг.).
  • 5 июля 1992 г. открыт бюст П. С. Нахимову на его родине в Вязьме Смоленской области.
  • 5 июля 2012 года открыт памятник в Санкт-Петербурге, на улице Нахимова, в сквере «Малые Гаванцы», возле гостиницы «Прибалтийская».
  • Именем П. С. Нахимова в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Томске, Смоленске, Астрахани, Йошкар-Оле, Загорянском, Фрязино, Феодосии, Ялте, Северодвинске, Конотопе, Сумах, Перми, Измаиле и Минске названы улицы, в Москве и Мариуполе — проспекты, в Находке — улица Нахимовская, а в Севастополе — проспект и площадь, в Одессе — переулок. Самая длинная улица правого берега города Кемерово также носит имя адмирала.
  • В период с 2005 по 2012 год в Москве установили три памятника адмиралу.
  • В 2013 году в Ейске (Краснодарский край) установлен бронзовый бюст адмиралу П. С. Нахимову.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище установлен памятник П. С. Нахимову.

Нахимов и противники

Крымский историк В. П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:

Бюст Нахимова, установленный возле Музея судостроения и флота в Николаеве.

В то же время в период, когда Севастополь был захвачен союзниками, крышки гробов адмиралов были проломлены мародёрами, которые похитили золотые эполеты с их мундиров, о чём свидетельствует «Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина», датированный 23 апреля (11 апреля ст.ст.) 1858 года, составленный по результатам осмотра усыпальницы адмиралов.

Корабли

Имя Нахимова в разное время носили различные военные корабли и гражданские суда:

  • «Нахимов» — российский грузовой пароход (затонул ).
  • «Адмирал Нахимов» — российский броненосный крейсер (погиб в Цусимском сражении ).
  • «Червона Украина» — бывший «Адмирал Нахимов», лёгкий крейсер типа «Светлана» (погиб 13 ноября 1941 года в Севастополе).
  • «Адмирал Нахимов» — советский крейсер класса «Свердлов» (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Берлин III», советское пассажирское судно (затонуло 31 августа 1986 года в Цемесской бухте).
  • «Адмирал Нахимов» — советский большой противолодочный корабль (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Калинин», атомный ракетный крейсер проекта 1144 (на модернизации).

География

  • Озеро Нахимовское в Выборгском районе Ленинградской области.
  • Нахимовское (Смоленская область) — село переименовано в 1952 году в честь 150-летия со дня рождения П. С. Нахимова. В бывшем селе Волочек Сычевского уезда (ныне Холм — Жирковский район Смоленской области) находилось имение крестного отца и родного дяди адмирала, в связи с этим и произошло переименование этого села.

Музеи

  • Молодёжный центр-музей имени Адмирала Нахимова в Смоленске
  • Музей им. Нахимова на родине адмирала в Хмелите, Смоленская область.

Нумизматика

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. С. Нахимова. 25 рублей, серебро, 2002 год

  • В 1992 году Банк России выпустил:
    • монету из медно-никелевого сплава качеством Пруф-лайк номиналом 1 рубль, посвящённую 190-летию со дня рождения П. С. Нахимова.
  • В 2002 году Банк России выпустил:

«Матросский батька» из Севастополя

Черноморский флот стал для Павла Нахимова местом, где он в полной мере смог проявить все свои таланты, определявшиеся все тем же ревностным и самоотверженным отношением к морскому делу. Как отзывались о нем товарищи, «всецело преданный службе, он вне неё не знал и не имел никаких интересов; сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга». Из этой характеристики невнимательный человек мог бы сделать вывод, что Нахимов представлял собой классический тип недалекого служаки, который совершенно не находил для себя занятий вне казармы и плаца (точнее, казармы и палубы), но подобное мнение несправедливо и ошибочно. Скажем, вскоре после назначения на Черноморский флот Нахимов стал главой Комитета директоров севастопольской Морской библиотеки. Он самым внимательным образом изучал все книжные и журнальные новинки как на русском, так и на английском и французском языках, нередко сетуя, что-де некоторые флотские офицеры до такой степени прельщаются чужим, что своим пренебрегают, и так увлекаются ложным образованием, что никогда русских журналов не читают и хвастают этим.

Многое переняв у своего учителя, Павел Нахимов так же, как и Михаил Лазарев, уделял колоссальное время обучению молодых офицеров, попадавших служить под его начало. В отличие от своего учителя, он выступал по отношению к ним не только внимательным наставником, но и чрезвычайно требовательным начальником. По воспоминаниям офицеров, служивших у Нахимова, он с трудом соглашался с мыслью о том, что у морского офицера может быть в жизни другой интерес, кроме службы, и неизменно требовал, чтобы ни офицеры, ни матросы не получали ни минуты праздности, кроме отведенных уставом. И вот тогда, во время короткого отдыха в кают-компании Павел Нахимов превращался в умного и образованного собеседника, в командира и наставника, вникающего во все нужды и потребности своих подчиненных.

«Адмирал Павел Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года». Картина художника Иллариона Прянишникова, 1871-1872 гг.

Требовательность и ревностное отношение Нахимова к службе могли кому-то показаться напускными, если бы строже всего он не относился к самому себе. Именно себе он не давал никаких возможностей лениться, именно с себя требовал уважительного и внимательного отношения к матросам, которых считал основной военной силой флота. Достаточно привести такой факт: будучи командиром линкора «Силистрия», капитан второго ранга Нахимов запретил на своем корабле телесные наказания для нижних чинов и требовал от своих офицеров относиться к матросам как к товарищам по службе, а не как к крепостным особого вида.

Почему корабли называли героическими именами

Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи

Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С

Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии — «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1».
Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ — для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperieuse, отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

Схема расположения орудий (фото из статьи «Адмирал Нахимов»)

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бруклин»[источник не указан 559 дней]. По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом появившихся почти через треть века многобашенных крейсеров.

Биография

Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в сельце Городке Спас-Волжинской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. Был седьмым из 11 детей небогатого помещика, секунд-майора — Степана Михайловича Нахимова и Феодосии Ивановны Нахимовой (в девичестве Козловская). Кроме Павла, его родители имели ещё четырёх сыновей — Николая, Платона, Ивана и Сергея. Все братья Нахимовы были профессиональными моряками.

Принят в Морской кадетский корпус гардемарином 3 мая 1815 года. Ходил в плавания на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс». С мая по сентябрь 1817 года в числе немногих лучших учеников, назначенных на бриг «Феникс» по воле Государя, вместе с другими кадетами, в числе которых были В. И. Даль, П. М. Новосильский и А. П. Рыкачёв, заходил в Стокгольм, Копенгаген, Карлскруну. Окончил курс корпуса в 1818 году, шестым в своем выпуске.

9 февраля 1818 года, был произведен в мичманы и зачислен на службу во 2-й флотский экипаж, служил в Петербурге. В 1820 году ходил по Балтике на тендере «Янус». В 1821 году был отправлен в Архангельск, в команду строившегося там корабля, но вскоре был вызван обратно.

По возращении в Петербург был назначен на фрегат «Крейсер», предназначавшийся вместе с 20-ти пушечным шлюпом «Ладога» в кругосветное плавание, состоявшееся в 1822—1825 годах. Начальником экспедиции и командиром «Крейсера» был капитан 2-го ранга М. П. Лазарев. Во время плавания, в 1823 году, был произведён в лейтенанты. По окончании экспедиции награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

После окончания кругосветного плавания в 1825 году был назначен в экипаж строившегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля «Азов», командиром которого стал М. П. Лазарев. В 1826 году «Азов» переведен на Балтику. В 1827 году Нахимов отличился в Наваринском сражении. Он командовал батареей на линейном корабле «Азов» — флагманском корабле эскадры адмирала Л. П. Гейдена. За отличие в сражении 21 декабря награждён орденом св. Георгия IV класса за № 4141, греческим Орденом Спасителя и произведён в капитан-лейтенанты.

Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов командовал корветом «Наварин», трофейным турецким кораблём, носившем ранее имя «Нессабиз Сабах» (вступил в командование в 1829 году). В составе русской эскадры блокировал Дарданеллы. С 1830 года, по возвращении в Кронштадт, продолжил командовать «Навариным», неся службу на Балтике.

В 1832 году назначен командиром фрегата «Паллада».

С января 1834 года служил в Черноморском флоте, назначен командиром 41-го флотского экипажа.

30 августа 1834 года произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1836 году получил под командование строившийся линейный корабль «Силистрия».

6 декабря 1837 года получил чин капитана 1-го ранга.

13 сентября 1845 года произведён в контр-адмиралы и назначен командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии кораблей.

30 марта 1852 года назначен командующим 5-й флотской дивизией.

2 октября 1852 года произведен в вице-адмиралы,

Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 (30 ноября) разгромил их в Синопском сражении 1853 года.

Высочайшая грамота

Нашему Вице-Адмиралу, Начальнику 5-й Флотской дивизии, Нахимову

Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории

Статут военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинной радостью постановление статута, жалуем Вас кавалером Святаго Георгия второй степени большого креста, пребывая к вам Императорскою милостию Нашею благосклонны

На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою написано:

Николай

С-Петербург, 28-го ноября 1853 года

25 февраля (9 марта) 1855 года назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведен в адмиралы. Энергично руководил обороной города. Пользовался величайшим нравственным влиянием на солдат и матросов, звавших его «отцом-благодетелем».

Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе

28 июня (10 июля) 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане. Скончался 30 июня 1855 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Памятная плита на Малаховом кургане на месте, где был смертельно ранен адмирал П. С. Нахимов

Примечания

  1. Приведена наибольшая длина, по — 228 м.
  2. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  3. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
  4. 21КМ — салютные пушки.
  5. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  6. Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
  7. Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
  8. В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала — БПК «Адмирал Нахимов».
  9. Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
  10. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector