Древковое оружие

За кулисамиПравить

Прообразом алебардщиков в игре послужили те же средневековые воины, что и для копейщиков, но с другим оружием — алебардой — древковым холодным оружие с комбинированным наконечником. Алебарда находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран XIII — XVII вв. как эффективное оружие против хорошо защищённой кавалерии.

Существа HoMM III

Замок

Стандартные юниты

Копейщик
Лучник
Грифон
Мечник
Монах
Всадник
Ангел

Улучшенные юниты

Алебардщик
Стрелок
Королевский грифон
Крестоносец
Фанатик
Чемпион
Архангел

Бастион

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Кентавр Капитан кентавров
Гном Боевой гном
Лесной эльф Высокий эльф
Пегас Серебряный пегас
Дендроид-страж Дендроид-солдат
Единорог Боевой единорог
Зелёный дракон Золотой дракон
Башня

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гремлин Мастер-гремлин
Каменная горгулья Обсидиановая горгулья
Каменный голем Железный голем
Маг Архимаг
Джинн Владыка джиннов
Нага Королева наг
Гигант Титан
Инферно

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Бес Чёрт
Гог Магог
Адская гончая Цербер
Демон Рогатый демон
Демон бездны Владыка бездны
Ифрит Султан ифритов
Дьявол Архидьявол
Некрополис

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Скелет Скелет-воин
Ходячий мертвец Зомби
Призрак Привидение
Вампир Вампир-лорд
Лич Могучий лич
Чёрный рыцарь Зловещий рыцарь
Костяной дракон Призрачный дракон
Подземелье

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Троглодит Адский троглодит
Гарпия Гарпия-ведьма
Созерцатель Злобоглаз
Медуза Королева медуз
Минотавр Король минотавров
Мантикора Скорпикора
Красный дракон Чёрный дракон
Твердыня

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гоблин Хобгоблин
Наездник на волке Разбойник на волке
Орк Вождь орков
Огр Огр-маг
Рух Громовая птица
Циклоп Король циклопов
Чудище Древнее чудище
Крепость

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Гнолл Гнолл-мародёр
Ящер Ящер-воин
Змий Стрекоза
Василиск Великий василиск
Горгона Могучая горгона
Виверна Виверна-монарх
Гидра Гидра Хаоса
Колония

Стандартные юниты

Улучшенные юниты

Пикси Фея
Элементаль Воздуха Элементаль Шторма
Элементаль Воды Элементаль Льда
Элементаль Огня Элементаль Энергии
Элементаль Земли Элементаль Магмы
Элементаль Мысли Элементаль Магии
Огненная птица Феникс
Нейтральные юниты
Крестьянин Полурослик
Разбойник Боров
Мумия Кочевник
Снайпер Золотой голем
Тролль Алмазный голем
Колдун
Сказочный дракон
Ржавый дракон Кристальный дракон Лазурный дракон

Юэ

«Промежуточное звено» между топором и алебардой, китайская секира юэ значительно тяжелее большинства европейских алебард и больше походит на тот их вид, который обычно рисуют в игре. Тем не менее благодаря утяжеленному противовесом концу юэ вполне пригодна для секирных маневров, тем паче в китайском вкусе — с «посоховым» хватом.

Родичем юэ считается и крохотная «секирка» цзыу юаньян юэ, нечто среднее между топориком и кастетом, все «древко» которой помещается между концов лезвия.

Секиры в фэнтези

Хотя оружия этого класса в фэнтези — великое множество, именных или особо интересных образчиков среди них немного. Дело в том, что, по мнению большинства романистов, герою приличествует меч, на худой конец — топор (но без изысков), а вычурные клинки на длинном древке скорее подобают злодею или чудовищному огромагу.

Почему так? Не знаю. Быть может, их считают слишком «строевым», а не индивидуальным оружием (что не вполне правильно, а в мире, населенном крупными монстрами, — и подавно).

Конные секиры в «Сегуне».

Есть еще и проблема с определением периода в земной истории, которому соответствует игровой мир. Это — тема для отдельного и интересного разговора; но так уж сложилось, что все общество обыкновенно устроено по образцу примерно XVII века, а вот оружие пребывает в XIV, когда секиры только начинают свое победное шествие.

У Дэвида Эддингса в замечательной трилогии «Эления» один из главных героев, сэр Бевьер, в качестве любимого оружия применяет локабер (осадный нож, напомню). Все бы хорошо, да только бедняга машет им, сидя в седле. Представьте себе эту штуковину на двухметровой (минимум!) палке в руках кавалериста!

В «Победителе чудовищ» Брайана Кима секиру Кальб берут, когда собираются бить что-нибудь этакое большое и чешуйчатое. Как это — весьма логично — объясняет герой: «Дракон не окажет мне такой любезности, чтобы напороться на копье или подставить лапу под топор. А меч не пробьет чешую».

Любили и ценили секиры герои Юрия Никитина («Трое из леса»); однако в очередном романе Мрак, главный среди них секироносец, вдруг публично изменил любимому оружию, объявив, что «палица умеет больше». Правда, никак это не мотивировал.

Больше всего разнообразных секир (а также мечей, топоров, копий и всего остального) можно найти в романе Генри Лайона Олди «Путь меча».

Секиры в играх

В прошлой статье мы писали о роли в играх каждой конкретной разновидности пик и копий. С секирами такой номер не пройдет, причем по очень простой причине: в играх с ними царит невероятный кавардак, и оружие сплошь и рядом выглядит как одно, называется как другое, а действует — как третье. Я своими глазами видел игры, где bec de corbin и вороний клюв были разными вещами (даром что это просто прямой перевод!), где дадао объявляли… кинжалом, а нагината обзавелась лунообразным лезвием, причем закрепленным на древке за середину рогами вперед. А в одной пиратской локализации осадный нож был исправлен, видимо, программой-spellchecker’ом на… «досадный нож».

Несмотря на путаницу, секиры в играх представлены, и достаточно неплохо.

Рубрики

  • Ink devil (3)
  • Анонсы (141)
  • Битва наций (271)

    • Барселона-2017 (11)
    • Варшава-2012 (14)
    • Прага-2015 (22)
    • Прага-2016 (22)
    • Санта-Севера-2018 (11)
    • Сборные в межсезонье (74)
    • Смедерево-2019 (5)
    • Трогир-2014 (28)
    • Фильм «Битва наций» (10)
    • Хотин-2010 (7)
    • Хотин-2011 (9)
    • Эг-Морт-2013 (15)
  • Внеклассное чтение (3)
  • Доспех (120)

    • Защита корпуса (24)
    • Защита ног, рук (16)
    • Картотека комплектов (18)
    • Котдармы (6)
    • Шлемы, забрала, нашлемные фигуры (39)
  • Еда (51)
  • Империя (107)

    • Алемания (23)
    • Баллады (11)
    • Итальянские дела (7)
    • Кипрское королевство (6)
    • Пиренейский полуостров (4)
    • Сказки замков Восточной Пруссии (6)
    • Швейцарская Конфедерация (31)
  • Интервью (64)
  • ИСБ (497)

    • 12 на 12 (3)
    • 3 на 3 (2)
    • 30 на 30 (1)
    • 5 на 5 (201)
    • Женские бои (12)
    • Первая лига 5 на 5 (21)
    • Профбои (137)
    • Стальное очко (16)
    • Статистика (80)
  • История движения (158)

    • Байки (40)
    • Говорит и показывает Беларусь (42)
    • Говорит и показывает Германия (11)
    • Говорит и показывает Казахстан (9)
    • ГрандКомпания (22)
    • Конфедерация (7)
    • Песни реконструкторов (2)
  • Костюм (136)

    • Аксессуары, головные уборы

      Короны (8)

      (49)

    • Женский костюм (30)
    • Мужской костюм (8)
    • Обувь (7)
    • Примеры реконструкций (16)
    • Сохранившийся текстиль (11)
  • Лагерь (48)

    • Мебель (5)
    • Музыкальные инструменты (5)
    • Посуда (10)
  • Мероприятия (371)

    • Living-history (28)
    • Балы (10)
    • Манёвры (27)
    • Фестивали (61)
  • Ништяки

    книга «Воинские традиции Швейцарского средневековья» (6)

    (94)

  • Новоделы (31)
  • Новости (45)
  • Общество (62)

    • Женщины (11)
    • Медицина (8)
  • Околобугуртная болталка (4)
  • Оружейный зал (91)

    • Древковое (16)
    • Кинжалы (8)
    • Метательное (3)
    • Мечи

      Фальшионы (18)

      (51)

    • Щиты (6)
  • Письмо в редакцию (8)
  • Путевые заметки (7)
  • Разное (154)
  • Ремесленные мастерские (32)
  • СМБ (1)
  • Соц.опросы (11)
  • Судьи (15)
  • Тактика (97)

    • Военные формирования (8)
    • Корабли (6)
    • Осадные машины (18)
  • Тотализатор (1)
  • Тренировки (47)
  • Фан-клуб Сборной РФ по ИСБ (57)
  • Фехтование (83)
  • Юмор (15)

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Примечания[ | ]

  1. Бердыш // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  2. Бердыш // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Годенбак // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Полное собрание законов Российской империи: Собрание 1-е. С 1649 по 12 дек. 1825 г. Т. 1-. — Санкт-Петербург: тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830—1851. — 30. Т. 43, Ч.1: Книга штатов… : Отд-ние 1-е. — , 392, 316, 156 с.
  5. Бердыш // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  6. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6. С. 55

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе

История развития алебарды

Появление первых алебард, скорее всего, стало ответом на широкое распространение пластинчатых доспехов, которые практически невозможно было пробить мечом. После возникновения латных доспехов ситуация ухудшилась еще более. Удар топора на длинном древке вполне мог нанести серьезный урон даже хорошо защищенному противнику. Когда именно алебарды появились на полях европейских сражений, мы доподлинно не знаем, но они использовались как минимум с начала XIV столетия.

Изначально это оружие носило название Helmbarte (с немецкого «топор с крюком»). Позже это слово было заимствовано в другие европейские языки и претерпело значительные искажения: французы называли алебарду hallebarde, англичане halbert, а итальянцы allabarda. В XVI–XVII веках при обратном переводе на немецкий оно стало звучать как hellebarte.

Ранние образцы алебард, скорее всего, представляли собой топор или секиру, посаженную на более длинное древко. Наконечник копья, видимо, появился у этого оружия позже. После этого алебарда превратилась в универсальное оружие, которым можно было не только рубить тяжелые доспехи, но и наносить колющие удары.

Еще большую популярность получила алебарда в качестве средства защиты пехоты против кавалерии. Плотный пехотный строй, ощетинившийся копьями и алебардами, вполне мог отразить даже массированную атаку всадников. Поэтому в определенный исторический период алебарды были куда популярнее двуручных мечей, боевых молотов и других видов холодного оружия. От алебард не сразу отказались даже после появления огнестрельного оружия, некоторые разновидности алебард использовали в качестве подставок для мушкетов и аркебуз. Это значительно повышало точность стрельбы.

Самыми известными алебардщиками Европы были, без сомнения, швейцарские пехотинцы. В построении знаменитой швейцарской пехоты алебардщики обычно находились в третьей линии, первые две состояли из пикинеров. В задачу воинов, вооруженных алебардами, входило уничтожение противников, прорвавшихся к пикинерам. Подобное построение и такую тактику швейцарцы с большим успехом использовали на протяжении более сотни лет.

Существовали и так называемые морские или абордажные алебарды. Их использовали для стягивания двух кораблей в абордажном бою.

Только в XVI веке из-за широкого распространения огнестрельного оружия боевое значение алебард начало уменьшаться. Тяжелые доспехи стали уже не нужны, соответственно, пропала необходимость и тяжелой секире для их пробивания. Зато алебарды стали одним из самых распространенных видов парадного и церемониального оружия. Еще в XVIII веке в России алебарды использовались в качестве знака отличия младших офицеров, полностью с вооружения они были сняты только в XIX веке.

https://youtube.com/watch?v=KLJwAOV-DsE

Техника применения и преимущества алебарды

Алебарда, благодаря своей универсальности, позволяла ее владельцу атаковать врага разными способами, предоставляя ему ряд преимуществ перед нападающими. В основном алебарда использовалась для нанесения копейным острием колющих ран пехоте и кавалерии. В то же время копейное острие применялось для удержания врага на безопасном расстоянии. Односторонний топор при правильном применении мог быть очень мощным. Длина древка позволяла обрушить его с такой силой, что его лезвие могло пробить металл, во многих случаях – даже броню рыцарей.

Наконец, крюк за топором также использовался, чтобы сорвать всадников, заставляя их падать с лошадей

Во время обучения использованию алебарды особое внимание уделялось применению оружия против всадников. Солдат обучали эффективно и быстро наносить урон вражеским солдатам и лошадям. Успех использования алебарды в руке солдата зависел от трех вещей: ловкости, точности и силы

Искусный владелец, который был своего рода экспертом в использовании алебарды, становился особенно смертельным противником.

Таблица характеристикПравить

Требуется: Бронзовая алебарда, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 115 D D 40 10 30 30
+1 126 D D 40 10 30 30
+2 138 D D 40 10 30 30
+3 149 D D 40 10 30 30
+4 161 D D 40 10 30 30
+5 172 D D 40 10 30 30
+6 184 D D 40 10 30 30
+7 195 D D 40 10 30 30
+8 207 D D 40 10 30 30
+9 218 D D 40 10 30 30
+10 230 D D 40 10 30 30
+11 241 D D 40 10 30 30
+12 253 D D 40 10 30 30
+13 264 D D 40 10 30 30
+14 276 D D 40 10 30 30
+15 287 D D 40 10 30 30
Компоненты Осколок титанита 9х • Большой осколок титанита 9х • Обломок титанита 7х • Кусок титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 198 D D 40 10 30 30
+1 211 D D 40 10 30 30
+2 224 D D 40 10 30 30
+3 237 D D 40 10 30 30
+4 250 D D 40 10 30 30
+5 264 D D 40 10 30 30
Компоненты Большой осколок титанита 10х

Требуется: Бронзовая алебарда +10, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 253 D D 40 10 30 30
+1 264 D D 40 10 30 30
+2 276 D D 40 10 30 30
+3 287 D D 40 10 30 30
+4 299 D D 40 10 30 30
+5 310 D D 40 10 30 30
Компоненты Обломок титанита 8х • Кусок титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 129 139 E E C 40 10 30 30
+1 137 148 E E C 40 10 30 30
+2 146 158 E E C 40 10 30 30
+3 154 167 E E C 40 10 30 30
+4 163 176 E E C 40 10 30 30
+5 172 186 E E C 40 10 30 30
+6 180 195 E E C 40 10 30 30
+7 189 204 E E C 40 10 30 30
+8 197 213 E E C 40 10 30 30
+9 206 223 E E C 40 10 30 30
+10 215 232 E E C 40 10 30 30
Компоненты Осколок зеленого титанита 10х • Обломок синего титанита 7х • Кусок синего титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда магии +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 172 184 E E C 40 10 30 30
+1 178 189 E E C 40 10 30 30
+2 185 195 E E C 40 10 30 30
+3 192 200 E E B 40 10 30 30
+4 199 206 E E B 40 10 30 30
+5 206 213 E E B 40 10 30 30
Компоненты Обломок синего титанита 8х • Кусок синего титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 117 142 E E C 110 40 10 30 30
+1 124 152 E E C 110 40 10 30 30
+2 132 161 E E C 110 40 10 30 30
+3 140 171 E E C 110 40 10 30 30
+4 148 180 E E C 110 40 10 30 30
+5 156 190 E E C 110 40 10 30 30
+6 163 199 E E C 110 40 10 30 30
+7 171 209 E E C 110 40 10 30 30
+8 179 218 E E C 110 40 10 30 30
+9 187 228 E E C 110 40 10 30 30
+10 195 237 E E C 110 40 10 30 30
Компоненты Осколок зеленого титанита 10х • Обломок белого титанита 7х • Кусок белого титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда небес +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 158 172 E E C 110 40 10 30 30
+1 167 180 E E C 110 40 10 30 30
+2 176 189 E E C 110 40 10 30 30
+3 186 197 E E C 110 40 10 30 30
+4 195 206 E E C 110 40 10 30 30
+5 205 215 E E C 110 40 10 30 30
Компоненты Обломок белого титанита 8х • Кусок белого титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 149 149 40 10 30.0 30
+1 161 161 40 10 30.3 30
+2 172 172 40 10 30.6 30
+3 184 184 40 10 30.9 30
+4 195 195 40 10 31.2 30
+5 207 207 40 10 31.5 30
+6 220 220 40 10 31.8 30
+7 234 234 40 10 32.1 30
+8 248 248 40 10 32.4 30
+9 262 262 40 10 32.7 30
+10 276 276 40 10 33.0 30
Компоненты Осколок зеленого титанита 10х • Обломок красного титанита 7х • Кусок красного титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда огня +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 180 208 40 10 30.0 30
+1 190 220 40 10 30.6 30
+2 200 232 40 10 31.2 30
+3 209 243 40 10 31.8 30
+4 220 255 40 10 32.4 30
+5 230 266 40 10 33.0 30
Компоненты Обломок красного титанита 8х • Кусок красного титанита 1х

Требуется: Бронзовая алебарда +10, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 207 207 40 10 30 30.0
+1 223 223 40 10 30 32.4
+2 239 239 40 10 30 34.8
+3 255 255 40 10 30 37.2
+4 271 271 40 10 30 39.6
+5 287 287 40 10 30 42.0
Компоненты Обломок титанита 8х • Кусок титанита 1х

Дается в квестах

Тип Название квеста Ур Начало Награда
Fate’s WhisperШепот Судьбы 75 Reorin (Реорин)Oren Territory (Земли Орена) Star of Destiny (Звезда Судьбы)
Low A-grade Weapon

Похожие предметы

Название
Bound Halberd (Скованная Алебарда)
Bound Halberd Haste (Скованная Алебарда)
Bound Halberd Critical Stun (Скованная Алебарда)
Bound Halberd Wide Blow (Скованная Алебарда)
Common Item — Halberd (Обычный Предмет — Алебарда)
Fantasy Halberd Not in Use (Фантастическая Алебарда)
Foundation Halberd (Хаотическая Алебарда)
Halberd — Lightning (Алебарда — Гром)
Unidentified Halberd (Неопознанная Алебарда)
Dynasty Halberd Not in Use (Фантастическая Алебарда Династии)
Dynasty Halberd (Алебарда Династии)
Dynasty Halberd Anger (Алебарда Династии)
Dynasty Halberd Critical Stun (Алебарда Династии)
Dynasty Halberd Light (Алебарда Династии)
Dynasty Halberd — Earth (Алебарда Династии — Земля)
Dynasty Halberd — Earth Anger (Алебарда Династии — Земля)
Dynasty Halberd — Earth Critical Stun (Алебарда Династии — Земля)
Dynasty Halberd — Earth Light (Алебарда Династии — Земля)
Dynasty Halberd — Earth PvP Anger (Алебарда Династии — Земля — PvP)
Dynasty Halberd — Earth PvP Critical Stun (Алебарда Династии — Земля — PvP)
Dynasty Halberd — Earth PvP Light (Алебарда Династии — Земля — PvP)
Dynasty Halberd of Fortune 90-Day Limited Period (Алебарда Династии — Артефакт Дружбы)
Dynasty Halberd Piece (Часть Алебарды Династии)
Dynasty Halberd PvP Anger (Алебарда Династии — PvP)
Dynasty Halberd PvP Critical Stun (Алебарда Династии — PvP)
Dynasty Halberd PvP Light (Алебарда Династии — PvP)
Foundation Dynasty Halberd (Хаотическая Алебарда Династии)
Halberd Critical Stun (Алебарда)
Halberd Long Blow (Алебарда)
Halberd Wide Blow (Алебарда)

2008—2020, Linedia — база знаний и энциклопедия игры Lineage 2 на русском языке: квесты и описания, прохождения и статьи, вещи и монстры, классы и расы, пособия и гайды, скилы и умения.

Алебарда, или «длинный нож Ватикана»

Именно так, «длинным ножом Ватикана», по свидетельствам
участников крестовых походов (а они сохраняются в библиотеке папского
государства по сей день), сарацины называли гибрид копья и боевого топора.

И здесь мы ступаем на тонкий лед противоречия. Любители холодного оружия никак не могут договориться, считать алебарду копьем или топором на длинном древке. Впрочем, это участь, наверное, любого удачно сконструированного оружия. Взять, например, автомат Калашникова: считать его пистолетом-пулеметом или штурмовой винтовкой? Споры об этом нет-нет, да и возникают среди оружейников. Так и с алебардой. Вот только если рогатина в настоящее время применяется лишь редкими любителями пощекотать себе нервы на охоте, то алебарда состоит на вооружении по сей день.

Разумеется, «длинные ножи» в руках войска Ватикана –
швейцарских гвардейцев – сейчас смотрятся неким анахронизмом, но традиция есть
традиция. И думается, что случись такая необходимость, алебардщики в
сине-золотистой униформе наделают не меньше переполоха, чем их предки, ходившие
некогда освобождать гроб Господень из рук нехристей.

Конструктивно алебарда представляет собой топор с
наконечником (реже двумя и более), позволяющим
пользоваться им как копьем. Характерная черта алебард – наличие крюка, которым
удобно было стаскивать всадника с коня. Судя по изображениям некоторых видов
алебард (например, итальянской), именно крюк и острый наконечник были
основными боевыми частями алебарды.

Рубящая часть зачастую была чисто символической, что позволяет с большой долей уверенности отнести алебарду к копьям, а не к боевым топорам. Впрочем, те же участники крестовых походов снесли немало сарацинских голов алебардами с лезвиями в форме полумесяца. Увернуться от удара таким топором было почти невозможно именно благодаря его форме. Куда бы не дернулся враг, вправо или влево, везде его ждала отточенная сталь.

Считать ли алебарду вершиной эволюции колющего оружия или отнести его все же к рубящему? Наверное, ответ на этот вопрос каждый должен выбрать по своему вкусу.

Автор статьи:

Суворов Роман

С 2000 года работаю в журналистике. Специализация — событийная и криминально-правовая тематики. Увлекаюсь холодным оружием и всем, что с ним связано (история, изготовление).

Гизарма

   Гизармы (3-я слева на фото) в реконструкции явление редкое. Не потому что неинтересно, или чересчур уж сложно сделать эту зубастую, долговязую тётичку, а потому что уж больно злюка она большая – шипы, отбойники, выведенные острия – вобщем, целый набор серийного убийцы в одном флаконе.

    Такое оружие не просто не допустят к бугурту ни на одном фестивале, с ним можно загреметь в ментовку запросто так ну и по подозрению во всяких злодействах и кровожадных планах.

     Тем не менее, обойти стороной этот шедевр наступательного вооружения мы тоже не можем – ведь над его изобретением трудились самые пытливые умы прошлых веков – соображали, изготавливали это зло во плоти.

      Хотя с другой стороны – спрашивается чего тут долго думать-то и изобретать? Берешь косу, приделываешь к ней нож, можно молоток ещё с другой стороны организовать – и тадам! Вот она любовь крестьянчега – жуткая, ужасная гизарма.

     Металлический баёк её насаживается на длинное-длинное древко, чтобы уж точно любого всадника на расстоянии можно было подцепить и сбросить. Соответственно в удержании на весу такой дурры используется 2 руки – так что если твой первый ряд смели, и противник вот уже совсем-совсем близко, щит тебя не спасёт, не носят его те, кто бьётся с древковым, двуручным оружием. Впрочем, у тебя, безусловно, есть один на миллион шанс защититься посредством самой гизармы, но не рассчитывай на это уж очень сильно, ведь бить будут со всех сторон, а защищаться получится только с одного направления.

     Впрочем, для коллекции я бы, наверное, себе заказала это древнее оружие — некоторые исследователи говорят, что оно впервые появилось на свет чуть ли не в 6 веке! Мы так глубоко заглядывать не будет, посмотрим лучше на археологические находки из Музея Нюрнберга – наш век, наш регион – чего ж ещё надо для счастья-то?

    А такие вот красавицы можно внимательно рассмотреть в Оружейном Музее Сан-Марино. (Правда, это более поздние гизармы, но всё равно прикольные)

Разновидности алебарды и проблемы классификации этого оружия

Классификация алебард весьма сложна и запутана, впрочем, то же самое можно сказать и о классификации холодного древкового оружия в целом. Основной проблемой является отсутствие какой-либо унификации при производстве оружия в Средние века: каждый кузнец-оружейник делал продукцию по своему разумению. Эта эпоха подарила нам десятки типов алебард – самых причудливых сочетаний лезвий топоров, копейных наконечников, чеканов, крючьев и других элементов. Многие из них имеют собственные названия.

Даже классификация обычного копья весьма непроста, хотя, казалось бы, что может быть проще обычной палки с металлическим наконечником. Однако и здесь не все так однозначно: существовали копья метательные, пики длиною до пяти метров, рыцарские копья и другие разновидности этого оружия. Алебарды можно назвать «двоюродными» братьями копья и ситуация с ними еще сложнее.

Некоторые авторы причисляют к алебардам только оружие «классической» формы, с топором и копейным наконечником. Другие относят к этой группе практически любое древковое оружие, оснащенное клинком самой разной формы и размера. В этом случае к алебардам относят глефы, протазаны, русские бердыши, гвизармы и многие другие виды оружия.

Если просто сложить копье и топор, то получится не алебарда, а полэкс – еще одно древковое оружие, которое было весьма популярно в Средневековье. Полэкс обычно был короче алебарды, его длина, как правило, не превышала человеческого роста. В состав его «боевой части» входил топор, копейное острие, а также боевой молот. Причем наконечник полэкса, как правило, имел разборную конструкцию. Алебарда обычно была длиннее (до 2,5 метра) и ее наконечник был цельным. Лезвие топора алебарды, как правило, имело небольшую длину, что способствовало увеличению силы удара. Еще можно добавить, что полэксы также были весьма распространены, причем их использовали не только на поле боя, но и на турнирах.

Если говорить о классической алебарде, то их часто классифицируют по форме лезвия топора. Ранние виды этого оружия имели выпуклое лезвие, которое максимально близко к обычному топору или секире. Позже режущая кромка утратила свой изгиб и стала плоской, что сделало удар более мощным. Наиболее продвинутым видом этого оружия является алебарда с топором в форме полумесяца, она отличалась наиболее высокими боевыми качествами и могла справить практически с любым доспехом.

Протазан. Это разновидность древкового оружия, которое также причисляют к алебардам. Протазаны имели длинный и широкий наконечник, посаженный на древко значительного размера (до 2,5 метра). По своей форме он был похож на обоюдоострый меч, которым можно было наносить мощные колющие удары. В нижней части наконечника располагались два лепестка, направленные в стороны, перпендикулярно продольной оси оружия. С их помощью можно было блокировать удары оружия противника и отбрасывать его в сторону.

Бердыш. Разновидность алебарды с топором (секирой) в форме полумесяца без копейного острия. Древко бердыша (ратовище) имело длину примерно 1,5 метра, наконечник часто имел вторую точку крепления у нижнего конца лезвия. Бердыши были очень популярны на Руси, в Московии, в Польше. Этим оружием в основном наносили рубящие удары, однако верхней острой частью топорища можно было и колоть. В отличие от большинства видов древкового оружия, бердыш можно было использовать и в ближнем бою. Кроме того, московские стрельцы часто использовали его в качестве подставки для огнестрельного оружия.

Глефа. Древковое оружие с наконечником в форме широкого лезвия, которое надевалось с помощью втулки. Глефой можно было наносить и колющие, и режущие удары, лезвие могло дополняться шипами или крюками. На Руси имелся практически полный аналог европейской глефы, он назывался совней.

Гвизарма. Разновидность алебарды с наконечником в форме крюка с наточенной внутренней стороной. Считается дальнейшим развитием боевой косы и глефы. Некоторые гвизармы имели тонкий копьеобразный наконечник, которым можно было наносить и колющие удары. Этим оружием было особенно удобно перерезать сухожилия лошадям и стаскивать с них всадников.

Что представляет собой японская нагината? Это оружие типа русской совни, которая, в свою очередь, является видом глефы. Последнюю считают разновидностью алебарды, при этом совню или нагинату специалисты никогда не причисляют к алебардам. Вот так все запутанно.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Древковые «двоюродные родственники»

Эти образцы средневекового вооружения так далеко ушли от прародителей, что с прародителями их роднит, пожалуй, лишь наличие древка.

Люцернский молот

Очень напоминает алебарду внешне, но шип-крюк (или втоойбоек) на обухе обычно больше по размеру и загнут вниз, а топорище заменено на боек молота. Боек очень узкий и как правило не плоский, а выполненный в виде трех-четырех зубцов, для предотвращения соскальзывания при ударе. Благодаря малой поверхности удара и сильному замаху, люцернский молот способен продырявить любой доспех. По сравнению с алебардой, люцернский молот несколько менее эффективен, т.к. его боек погружается в тело противника на всю длину и, как следствие, может крепко застрять и на время обезоружить своего владельца. С другой стороны – если алебарда может соскользнуть с вражеского щита или шлема, при косом ударе, люцернский молот этого недостатка лишен – если уж произошло попадание, то это попадание гарантировано нанесет противнику смертельную рану.

Длина люценского молота достигает 2 метров.

Клевец (чекан, бек де корбин)

Ошибочно именуемый «бердышом», этот вариант люцернского молота отличается «копейным» наконечником (но чаще вообще без него), более широким бойком и заменой лезвия-крюка на обухе на второй боек, но не зубчатый, а острый. Бек де корбин короче и больше подходит для рукопашных схваток, а также, в отличие от «лютцернхаммера», может применяться как нестроевое, а индивидуальное оружие.

Следующие образцы разными классификациями относят то к одному, то к другому «родительскому» типу. Чтобы не создавать путаницы, привожу их названия через тире.

Косарь-гвизарма

«Мутант», объединяющий свойства косаря и гвизармы – от первого досталась форма лезвия, от второго – заточенный с внутренней стороны крюк на обухе.

Глефа-гвизарма

Ещё одна попытка создать универсальное оружие соединив двух «специалистов». Лезвие глефы сделалось более массивным, а на обух закреплен уже знакомый нам крюк. Итогом работ стала неплохая замена для алебарды – уступающая в эффективности, но массовая и простая в обращении.

Гвизарма-вульж

Снова «универсал», ощетинившийся лезвиями во все стороны. Лезвие вульжа дополнено крюком для захвата, дав в итоге полный спектр возможностей – от рубящих и колющих ударов, до возможности эффективно бороться с конницей.

Билл-гвизарма

Больше всего напоминает раскрытый швейцарский нож на древке. Создатели этого оружия были очень изобретательны – посудите сами, в одной конструкции совмещено вообще все, что можно «выжать» из древкового оружия: копейный наконечник, крюк, поперечные лезвия для блокирования вражеского оружия, волнистая поверхность для нанесения смертоносных ранений…  За все это пришлось заплатить весом – он у билл-гвизарм существенно выше веса любого из видов оружия-прародителя.

Стратегии

В стратегиях алебарда чаще всего оказывается самым совершенным оружием для обычной, «строевой» пехоты. Как правило, она увеличивает силу бойца без дополнительных штрафов на защиту или скорость боя (Master of Magic, Warhammer: Dark Omen…). Что, в общем, примерно соответствует правде жизни.

А вот плюсов против конницы, как ни странно, алебардистам не дают почти никогда. Все «плюшки» здесь достались пике. Приятное исключение — Medieval: Total War (там же у алебарды есть плюс по пробиванию доспехов).

Бывает и так, что алебарда оказывается усовершенствованной пикой (Heroes of Might & Magic IV…). Это тоже во многом правильно.

Секиру, путая ее с топором, делают обычно силовым, но медленным оружием; реже — снаряжением элитного бойца. В Shogun: Total War нагината — лучшее из видов древкового оружия для пехоты, дающее и отличную защиту, и очень неплохой атакующий потенциал. В Warlord Edition там появилась и конная нагината; похожей вооружались черные рыцари в Heroes of Might & Magic III.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector