Шпага: самое благородное холодное оружие

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Фехтование

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Спортивные снаряды

История

Гнутый эфес берёт своё начало на Пиренейском полуострове, где начиная с 1460-х годов, испанские и португальские бойцы всё чаще использовали своё оружие не только для атаки, но для защиты, закладывая тем самым основу искусства фехтования. При этом они оснащали свои мечи дополнительными дугами для защиты пальцев перебрасываемых через крестовину, что было обычной практикой позволявшей лучше контролировать оружие, особенно при парировании. Эфес меча с двумя дугами по сторонам клинка и послужил основой для дальнейшего развития гнутых эфесов, в связи с чем Э. Окшотт назвал такой тип эфеса «базовым» (англ. Basic Hilt).

Новые элементы эфеса начинают активно добавляться примерно с 1530-х годов, а после 1550 года количество вариантов становится настолько большим, что разобраться в них и классифицировать, становится достаточно затруднительным. Гнутые эфесы продолжали оставаться в употреблении до 1640-х годов, хотя в XVII веке их формы, пропорции и украшения меняются параллельно с общими тенденциями моды. В этот период они украшаются деталями в виде шишечек или дисков, или оформлением напоминающим лепные украшения — всё это на видных местах гарды, крестовины могут быть чрезвычайно длинны, а концы защитных дужек сделаны в виде завитушки или кольцеобразного отростка; стиль в общем стремится к экстравагантности и даже местами к фантастичности.

Нестандартное оружие

Продолжать можно долго. В ГОСТе ни единым словечком не упомянуто, что меч и сабля имеют разную балансировку, и что у боевой сабли, в отличие от меча, точка баланса сдвинута к острию, а у меча наоборот — к гарде. В ГОСТе не упомянуты клинки с полуторной заточкой и с фальшлезвием на елмани. В ГОСТе нет определений терминам «фальшион», «кригмессер», «эсток», «катана», «пика» и многим другим.

Так, фальшион или корд по ГОСТу — это тесак. Кригмессер — палаш или… Шашка!

Длинный, слабо изогнутый, колюще-рубяще-режущий… Типичная шашка!))

Эсток — шпага или меч. Катана — двуручная шашка. Пика — копье, ну и так далее.

Если руководствоваться только ГОСТом, то мы неизбежно впадем в маразм, атрибутируя различные виды холодного оружия, которых в мире существует просто огромное количество, не по логике, т.е. по совокупности боевых качеств и возможностей, а сугубо «по уставу». Да, по нему катана — это двуручная шашка. А по боевым качествам она — меч, поскольку, во-первых, баланс у нее — мечевой, а во-вторых, в японском языке вообще нет слова «сабля».

К слову, японцы тоже испытывают огромные трудности, пытаясь «привязать» все западное оружие к своей классификации. С точки зрения, например, Ичикавы Садахару, написавшего книгу «Оружие и доспехи Запада», меч, шпага, рапира и эсток — все это цуруги, а вот сабля, фальшион, кригмессер — это… Катаны!

Ну, насчет сабли и кригмессера еще как-то согласиться можно, но фальшион-то за что?..))

Настоящая катана, отвечаю! )))

И это я еще молчу про определение кортика, который по ГОСТу почему-то отделен от кинжала и стилета, про палаш, который непременно должен иметь однолезвийную заточку (на секундочку — реальные палаши имели и полуторную, и иногда даже двойную), и еще про всякое. А есть виды клинкового оружия, которые ГОСТом вообще не описываются, ибо про них просто-напросто не вспомнили или не знали те, кто его создавал.

А есть и такие, которые вроде бы подходят под определение, но как-то… Не то. Например, эфиопский шотель — «сабля наоборот». Он подходит под определение сабли — длинный, изогнутый, колюще-режущий, однолезвийный.

Только вот лезвие у него идет по внутреннему, а не по внешнему изгибу, и орудуют им совершенно не так, как саблей. Но кого и когда это волновало?..

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит

Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Параметры шпаги

Шпагой называют тяжелое колющее оружие, по конструкции напоминающее рапиру. Однако, длина изделия будет чуть большей, масса составляет 770 г. Клинок имеет трехгранное сечение, повышенную жесткость. От повреждений кисть защищает круглая гарда, диаметр которой достигает 13,5 см.

Борьба на шпагах предполагает нанесение ударов во все части тела соперника за исключением затылка. В фехтовании отсутствует приоритет действий. Удар, нанесенный позднее предыдущего более чем на 0,25 с, не засчитывается.

Каждая спортивная модель имеет гарду. Этот элемент классифицируют по степени закрытия руки. Существует несколько типов:

  1. «Испанская» чаша». Глубокий вариант с парой колец внутри. Во время боя шпагу удерживают за них либо за саму рукоять.
  2. Бильбо. Наиболее защищенная модель в отличие от предыдущего варианта. Имеет дополнительную дужку и более объемную чашу.
  3. Папенхаймер. Представляет собой развитую гарду с чашкой и защитой руки. Выглядит, как сложное переплетение дужек.
  4. Фламандская гарда. Выполняется в виде перекрестия с кольцами или щитками, не имеет дужки.
  5. Кавалерийская. Дополняется дужками, прикрывающими кисть руки.

После перехода боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой настоящее произведение искусства. Наряду с этим, перекрестие практически полностью исчезло. В спорте наконечник шпаги снабжают специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм.

Конструкция гнутого эфеса

Гнутый эфес мог иметь следующие составные части:

  • Крестовина (Quillons) — прямая или изогнутая в форме S; во втором случае задняя ветвь (Rear Quillon) крестовины загибалась к клинку, а передняя (Forward Quillon) к навершию, защищая пальцы от рубящего удара и иногда образуя полноценную дужку доходящую непосредственно до уровня навершия. В редких случая могла быть дугообразной формы (у некоторых самых ранних экземпляров).
  • Защитная дужка (Knuckle-Guard) — дугообразная деталь идущая от крестовины к навершию и предназначенная для защиты пальцев от рубящего удара. Как указано выше, могла представлять собой загнутую переднюю ветвь крестовины, в других случаях являлась отдельной от крестовины деталью.
  • Щиток эфеса (Ecussson, Quillon-Block) — деталь в виде небольшой щитообразной пластины, расположенной в месте пересечения крестовины с рукоятью и предназначенной для усиления эфеса и крепления дуг.
  • Дуги эфеса (Branches, Arms) — две дугообразные детали по обеим сторонам клинка, идущие к нему от щитка и предназначенные для защиты указательного и большого пальцев продевавшихся в описанные дуги при удержании оружия. В редких случая могла быть только одна дуга для указательного пальца, расположенная с «передней» части клинка.
  • Стержень или зубец (Projecting prong) — располагался в нижней части дуги эфеса, выступая вбок перпендикулярно плоскости клинка, таким образом стержень блокировал клинок шпаги противника, скользнувший вдоль собственного клинка. Мог быть прямым, в этом случае обычно на конце располагался шарик, либо дугообразно изгибался в сторону крестовины. Имелось два стержня — по одному на каждой дуге; если он был один, то располагался на дуге с «передней» части клинка, тогда как от задней в таком случае отходило диагонально расположенное кольцо, соединявшиеся с крестовиной, или верхним кольцом, или защитной дужкой.
  • Нижнее защитное кольцо (Ring-Guard) — расположенная с внешней стороны клинка перпендикулярно ему, кольцеобразная деталь соединяющая нижние концы дуг эфеса, выполняло те же функции, что и вышеописанные стержни.
  • Верхнее защитное кольцо (Loop-Guard) — кольцеобразная деталь шедшая от нижних концов дуг эфеса к крестовине, диагонально по отношению к плоскости клинка. Между нижним и верхним защитными кольцами, могло располагаться одно или несколько средних защитных колец.
  • Контргарда (Back-Guards) — часть гарды расположенная с внутренней стороны эфеса (то есть с той стороны оружия которая при нахождении в ножнах прилегает к бедру; при удержании оружия в руке она будет находится с левой стороны), обычно в виде изогнутых прутков числом от одного до трёх, идущих от нижних концов дуг эфеса к защитной дужке, или же к крестовине, с которыми они соединялись. В других случаях контргарда зеркально копировала внешнюю часть эфеса, то есть состояла из защитных колец; такой вариант был особенно распространён после 1600 года.

Рапира и шпага

Главная головная боль отечественного оружиеведения. Если бы каждый спор о том, чем рапира от шпаги отличается, приводил к дуэли, кладбища громоздились бы отсюда и до обеда…))

Начнем со шпаги. Определение очень верное, тут добавить нечего. В это определение прекрасно влезают все шпаги, сколько их ни есть — начиная от болонского меча, продолжая кавалерийской шпагой и заканчивая придворной.

Хотя… А не углубиться ли нам в детали?

Вот это — так называемые болонские мечи:

Болонские мечи

У них длинные, около 80 см, прямые обоюдоострые, при этом еще довольно массивные клинки — и относительно развитые эфесы. Чем их считать, еще мечами — или уже шпагами? Это переходная стадия от меча к шпаге, правильно… Кстати, а в каких трактатах по фехтованию XV-XVII века упоминается слово «шпага»? Где оно там? Нигде его нет, везде есть только «меч». Итальянское spada, от которого произошло слово «шпага», переводится как «меч». А «шпага» — русифицированный вариант, который массово распространился в России лишь при Петре I, хотя появился несколько раньше. Уже в XVII веке в России были «полки иноземного строя», состоящие из драгун, мушкетеров и пикинеров, оружием ближнего боя которым служили колюще-рубящие мечи европейского образца.

Вот это что у них, мечи или шпаги? А может, вовсе рапиры?))))

Рапира… Несчастная, многострадальная рапира — длинный прямой упругий клинок… Упругий?! Да за какой же надобностью, извините? Клинок колющего оружия должен быть жестким, он должен пробивать несколько слоев одежды, реберную клетку, не сгибаться от попадания в пуговицу, прокалывать стеганую или кожаную защиту! Кому и на что нужен был колющий боевой меч с гибким клинком?

На самом деле между шпагой и рапирой разницы нет. И то, и другое в Европе называлось словом, которое переводится на русский как «меч». «Меч» — вообще очень широкое понятие. А миф про разницу между шпагой и рапирой в русском оружиеведении, и про то, что рапире полагается гибкий клинок, пошел от того, что в XVIII веке в российской армии рапирой именовалась тренировочная шпага — из гибкой стали и с утолщением-пупочкой на конце, чтоб во время занятий не заколоть спарринг-партнера ненароком.

К сожалению, фото русских тренировочных рапир я не нашел. Вот вам французская, 1610 года

Обратите внимание на тонкий клинок с «пуговкой!

Вот так. От мифов не свободен даже ГОСТ, основополагающий документ, ниспосланный нам, можно сказать, свыше…))

А гарда… Это всего лишь гарда. Шпага тоже может иметь чашевидную гарду ))

Таблица характеристикПравить

Требуется: Рапира, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 73 D C 45 10 30 30
+1 80 D C 45 10 30 30
+2 87 D C 45 10 30 30
+3 94 D C 45 10 30 30
+4 102 D C 45 10 30 30
+5 109 D C 45 10 30 30
+6 116 D C 45 10 30 30
+7 124 D C 45 10 30 30
+8 131 D C 45 10 30 30
+9 138 D C 45 10 30 30
+10 146 D C 45 10 30 30
+11 153 D C 45 10 30 30
+12 160 D C 45 10 30 30
+13 167 D C 45 10 30 30
+14 175 D B 45 10 30 30
+15 182 D B 45 10 30 30
Компоненты Осколок титанита 9х • Большой осколок титанита 9х • Обломок титанита 7х • Кусок титанита 1х

Требуется: Рапира +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 126 E C 45 10 30 30
+1 134 E C 45 10 30 30
+2 142 E C 45 10 30 30
+3 151 E C 45 10 30 30
+4 159 E C 45 10 30 30
+5 168 E C 45 10 30 30
Компоненты Большой осколок титанита 10х

Требуется: Рапира +10, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 160 D C 45 10 30 30
+1 167 D C 45 10 30 30
+2 175 D C 45 10 30 30
+3 182 D C 45 10 30 30
+4 189 D C 45 10 30 30
+5 197 D C 45 10 30 30
Компоненты Обломок титанита 8х • Кусок титанита 1х

Требуется: Рапира +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 82 88 E D C 45 10 30 30
+1 88 94 E D C 45 10 30 30
+2 93 100 E D C 45 10 30 30
+3 99 106 E D C 45 10 30 30
+4 104 112 E D C 45 10 30 30
+5 110 118 E D C 45 10 30 30
+6 115 123 E D C 45 10 30 30
+7 121 129 E D C 45 10 30 30
+8 126 135 E D C 45 10 30 30
+9 132 141 E D C 45 10 30 30
+10 137 147 E D C 45 10 30 30
Компоненты Осколок зеленого титанита 10х • Обломок синего титанита 7х • Кусок синего титанита 1х

Требуется: Рапира магии +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 110 116 E E C 45 10 30 30
+1 114 119 E E B 45 10 30 30
+2 118 122 E E B 45 10 30 30
+3 123 126 E E B 45 10 30 30
+4 127 129 E E A 45 10 30 30
+5 132 134 E E A 45 10 30 30
Компоненты Обломок синего титанита 8х • Кусок синего титанита 1х

Требуется: Рапира +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 73 90 E D C 110 45 10 30 30
+1 78 96 E D C 110 45 10 30 30
+2 83 102 E D C 110 45 10 30 30
+3 88 108 E D C 110 45 10 30 30
+4 93 114 E D C 110 45 10 30 30
+5 98 120 E D C 110 45 10 30 30
+6 102 125 E D C 110 45 10 30 30
+7 107 132 E D C 110 45 10 30 30
+8 112 138 E D C 110 45 10 30 30
+9 117 144 E D C 110 45 10 30 30
+10 122 150 E D C 110 45 10 30 30
Компоненты Осколок зеленого титанита 10х • Обломок белого титанита 7х • Кусок белого титанита 1х

Требуется: Рапира небес +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 100 110 E D B 110 45 10 30 30
+1 105 115 E D B 110 45 10 30 30
+2 112 121 E D B 110 45 10 30 30
+3 117 126 E D B 110 45 10 30 30
+4 124 132 E D B 110 45 10 30 30
+5 130 137 E D B 110 45 10 30 30
Компоненты Обломок белого титанита 8х • Кусок белого титанита 1х

Требуется: Рапира +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 94 94 45 10 30.0 30
+1 102 102 45 10 30.3 30
+2 109 109 45 10 30.6 30
+3 116 116 45 10 30.9 30
+4 124 124 45 10 31.2 30
+5 131 131 45 10 31.5 30
+6 140 140 45 10 31.8 30
+7 148 148 45 10 32.1 30
+8 157 157 45 10 32.4 30
+9 166 166 45 10 32.7 30
+10 175 175 45 10 33.0 30
Компоненты Осколок зеленого титанита 10х • Обломок красного титанита 7х • Кусок красного титанита 1х

Требуется: Рапира огня +5, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 113 131 45 10 30.0 30
+1 119 138 45 10 30.6 30
+2 126 146 45 10 31.2 30
+3 132 153 45 10 31.8 30
+4 138 160 45 10 32.4 30
+5 144 167 45 10 33.0 30
Компоненты Обломок красного титанита 8х • Кусок красного титанита 1х

Требуется: Рапира +10, х200 душ и Титанит.

Ранг Параметры атаки Бонусы Доп.эффект Сокращение урона
+0 131 131 45 10 30 30.0
+1 141 141 45 10 30 32.4
+2 151 151 45 10 30 34.8
+3 162 162 45 10 30 37.2
+4 172 172 45 10 30 39.6
+5 182 182 45 10 30 42.0
Компоненты Обломок титанита 8х • Кусок титанита 1х

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

Оружие сабля, шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты. Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании – «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

История оружия

В конце Средневековья вместо тяжелых брутальных мечей все чаще стали использовать изящные легкие рапиры, шпаги. По сути, они представляли собой то же самое оружие, только с более узким лезвием и сложной гардой. Обе модели прошли долгую историю развития, приобрели особые характеристики.

Шпага — это тяжелый колющий вид оружия, состоит из клинка и рукоятки. Появилось оно на этапе распространения огнестрельных моделей по территории Европы на фоне постепенного отказа от тяжелых кольчуг и лат. Впервые модели стали использоваться в Испании, где и завоевали популярность к 1460-м годам.

Шпаги активно использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII века, затем их вытеснили сабля и палаш. Существовало два типа холодного оружия: гражданское и армейское. Первый вариант отличался меньшим весом, затачивали его только на кончике острия, второй — использовали воины.

Рапира, в отличие от шпаги, исторически представляла собой облегченный вариант оружия. Впервые появилась в Испании к концу XV столетия. Изначально использовалась в качестве парадного меча, ее украшали драгоценными камнями. Чуть позже появился боевой вариант, дополненный специальной гардой, которая защищала руку.

Максимального распространения рапира достигала в XVI–XVII веках. На протяжении всего этого периода оружие подвергалось изменениям, совершенствовалось, согласно модным тенденциям тогдашнего времени. Кроме того, свои коррективы вносили фехтование, появление новых требований.

С XVIII рапиру сильно потеснили легкие короткие шпаги. Во Франции использовались граненые модели, в Италии — укороченные примерно на треть. Такое оружие характеризовалось меньшим весом, поэтому фехтовать им было гораздо удобнее.

Первые испанские шпаги назывались espadas roperas. Слово espadas означает «шпага», а «roperas» — «рапира», многие исследователи склонны полагать, что изначально они были синонимамиШпаги использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII векаИзначально украшенная драгоценными камнями рапира была альтернативой парадному мечу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector