1157–1174 правление андрея боголюбского во владимиро-суздальской земле

УÑобиÑÑ Ñжной Ð ÑÑи

ÐÑÐµÑ ÐндÑÐµÑ Ð¿Ð¾ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑи Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑавниÑÑÑÑ Ñазве ÑÑо Ñ ÑеÑниговÑким кнÑзем Ðлегом, пÑозваннÑм пеÑалÑнÑм именем «ÐоÑиÑлавиѻ за иÑполÑзование половÑев в боÑÑбе Ñ ÐºÐ¸ÐµÐ²Ñкими кнÑзÑÑми. ÐÑий ÐолгоÑÑкий половеÑкой помоÑÑÑ Ñоже не бÑезговал и даже женилÑÑ Ð½Ð° доÑеÑи Ñана. ÐеÑвое Ñпоминание ÐндÑÐµÑ ÐоголÑбÑкого в леÑопиÑÑÑ ÑвÑзано именно Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑÑаÑÑием в Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑÑа за Ðиев.

СÑÑопÑивÑй нÑав кнÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑвлÑеÑÑÑ Ñже Ñогда. ÐдеÑжав Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ Ð½Ð°Ð´ племÑнником, ÐÑий занÑл главнÑй гоÑод Ñго-западной РÑÑи, обладание коÑоÑÑм ÑвÑзÑвалоÑÑ Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ð¼ кнÑжением. СÑаÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ½Ñ Ð¾Ð½ в каÑеÑÑве благодаÑноÑÑи за помоÑÑ Ð¾ÑÐ´Ð°ÐµÑ Ð²ÑоÑой по знаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñод Ñегиона — ÐÑÑгоÑод. Ðднако ÐндÑей Ñам не задеÑживаеÑÑÑ. ÐоÑле неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑÑев кнÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ ÑамоволÑно Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð´Ð°ÐµÑ Ð²ÑделеннÑй ÐµÐ¼Ñ Ñдел и оÑпÑавлÑеÑÑÑ Ð² СÑздалÑÑкое кнÑжеÑÑво.

Династическая таблица Рюриковичей

Год Имя
862-879 Рюрик (Ладога-Новгород)
Около 862-882 Аскольд и Дир, не Рюриковичи (Киев)
879-912 Олег (объединение Киева и Новгорода)

Великие князья Киевские

912-945 Игорь
945-957 Ольга
957-972 Святослав I Игоревич
972-980 Ярополк I Святославич
980-1015 Владимир I Святославич (Святой)
1015-1019 Святополк I Ярополкович (Окаянный)
1019-1054 Ярослав I Владимирович (Мудрый)
1054-1067 Изяслав I Ярославич
1067-1068 Всеслав Брячиславич Полоцкий
1068-1073 Изяслав I Ярославич (2-й раз)
1073-1076 Святослав II Ярославич
1077 Всеволод I Ярославич
1077-1078 Изяслав I Ярославич (3-й раз)
1078-1093 Всеволод I Ярославич (2-йраз)
1093-1113 Святополк II Изяславич
1113-1125 Владимир II Всеволодович (Мономах)
1125-1132 Мстислав I Владимирович (Великий)
1132-1139 Ярополк II Владимирович
1139 (10 дней) Вячеслав Владимирович
1139-1146 Всеволод II Ольгович
1146 (4 дня) Игорь II Ольгович
1146-1149 Изяслав II Мстиславич
1149-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1150 Изяслав II Мстиславич
1150 Юрий Владимирович Долгорукий (2-й раз)
1150-1154 Изяслав II Мстиславич
1150-1154 Вячеслав Владимирович
1054 Ростислав I Мстиславич
1154-1155(?) Изяслав III Давидович
1155-1157 Юрий Владимирович Долгорукий (3-й раз)

Князья Владимиро-Суздальские

1157-1174 Андрей Боголюбский
1174-1176    Михаил Юрьевич
1176-1212 Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо)
1212-1216 Юрий II Всеволодович
1216-1218 Константин Всеволодович
1218-1238 Юрий II Всеволодович (2-й раз)

Великие князья Владимирские

1238-1246 Ярослав II Всеволодович
1246-1248 Святослав II Всеволодович, князь Стародубский
1248 Михаил Ярославич Хоробрый
1248-1252 Андрей I Ярославич
1252-1263 Александр I Ярославич (Невский)
1263-1271 Ярослав III Ярославич, князь Тверской
1271-1276  Василий I Ярославич, князь Костромской
1276-1281 Дмитрий Александрович, князь Переяславский
1281-1283 Андрей Александрович, князь Костромской
1283-1294 Дмитрий Александрович
1294-1304 Андрей Александрович
1304-1317 Михаил И Ярославич, великий князь Тверской
1317-1322 Юрий III Данилович, князь Московский
1322-1326 Дмитрий II Михайлович (Грозные Очи), великий князь Тверской
1326-1327 Александр И Михайлович, великий князь Тверской
1328-1331 Александр Васильевич, князь Суздальский
1331-1340 Иван I Данилович (Калита), великий князь Московский
1337-1339 Александр II Михайлович, великий князь Тверской
1340-1353 Симеон Иванович (Гордый), великий князь Московский
1353-1359 Иван II Иванович (Красный), великий князь Московский
1360-1362 Дмитрий III Константинович, великий князь Суздальско-Нижегородский
1362-1389 Дмитрий IV Иванович (Донской), великий князь Московский

Московские великие князья (наследные)

1389-1425 Василий I Дмитриевич
1425-1433, 1434-1446, 1447-1462 Василий II Васильевич (Темный)
1434 Юрий Дмитриевич, князь Галицкий
1434 Василий Юрьевич (Косой)
1446-1447 Дмитрий Юрьевич Шемяка, князь Галицкий
1462-1505 Иван III Васильевич
1505-1533 Василий III Иванович
1533-1547 Иван IV Васильевич (Грозный)

Московские цари

1547-1584 Иван IV Васильевич (Грозный)
1584-1598 Федор Иванович

Поиск биографий о вышеперечисленных лицах, на которых нет ссылок здесь — можно сделать по поисковой форме внизу этой странички.

  • Смотрите так же:

    династию Романовых.

  • Династию Долгоруких.

  • Династию Рокфеллеров.

  • Историю жизни знаменитых людей истории по фамилии на букву Р.

  • Описание мужских имён на букву Р (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Р (и женские).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США.
  • И

    толкование букв имени в разработке российского астролога Феликса Казимировича Величко.

ЦеÑковное ÑÑÑоиÑелÑÑÑво

Свое пÑозвиÑе кнÑÐ·Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑил по Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñела ÐоголÑбово — его лÑбимой ÑезиденÑии. Ðменно на его ÑеÑÑиÑоÑии ÐндÑей наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑамов, не забÑÐ²Ð°Ñ Ð¸ о ÐладимиÑе. ÐнÑÐ·Ñ Ð²ÑÑÑеÑки ÑÑÑемилÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ ÑавенÑÑво новой ÑÑолиÑÑ ÐиевÑ. Ðа вÑезде в гоÑод он Ð²Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐолоÑÑе воÑоÑа, подобнÑе Ñем, ÑÑо наÑодилиÑÑ Ð² Ðиеве. УÑиÑÑваÑ, ÑÑо Ñе бÑли Ð²Ð¾Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð² подÑажание ÐонÑÑанÑинополÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо пÑеобÑазоваÑелÑнÑе Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ ÐºÐ½ÑÐ·Ñ Ð±Ñли доÑÑаÑоÑно обÑиÑнÑ.

Ðдна из наиболее знамениÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑоек кнÑÐ·Ñ ÐндÑÐµÑ ÐоголÑбÑкого — ÑÑам ÐокÑова ÐÑеÑвÑÑой ÐогоÑодиÑÑ, возведеннÑй на беÑÐµÐ³Ñ Ñеки ÐеÑли. РÑдом Ñ Ð½Ð¸Ð¼ вÑкоÑе поÑвилÑÑ Ð¿ÑавоÑлавнÑй монаÑÑÑÑÑ. Ðомимо него, кнÑÐ·Ñ Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¾ÑÑÑÑоил ÑгоÑевÑий УÑпенÑкий ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð² РоÑÑове.

Возвышение Владимира во время правления князя Андрея Боголюбского

Уже в дороге унесенная икона Божией Матери начала, как гласит предание, являть чудотворные свойства, тем самым показывая милость Божию к «благочестивому вору». (Вообще, надо отметить, что перенесения тех или иных святынь с места на место часто напоминают банальную покражу. Самым известным из событий такого рода явилось перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Бари, сегодня отмеченное в церковном календаре как один из важных праздников.) Но главное чудо произошло близ Владимира, где лошади встали, не имея сил везти святыню дальше. Божия Матерь явно показала Свое намерение остаться во Владимире. А ведь он в то время был захудалым городишком, к которому жители Суздаля и Ростова относились с нескрываемым презрением!

В течение нескольких последующих лет Владимир, благодаря трудам князя Андрея, изменился неузнаваемо. Отстраивая и украшая свою резиденцию в Боголюбове, он не забывал и о самом городе, где в кратчайшие сроки появились Золотые ворота (как бы «в пику» аналогичному киевскому сооружению) и поражающий воображение Успенский собор. Вообще князь не жалел издержек на строительство и украшение храмов — видимо, как по личному тяготению к церковному благочестию, так и из соображений упрочения своего авторитета, ибо постройка всякой новой церкви, особенно каменной, богато украшенной, вызывала в народе уважение к ее созидателю. Владимир разросся, заселился и «потучнел». Прибавилось в нем и священнослужителей, вследствие чего, надо полагать, распространилась грамотность. Оживились и окрестные села, залесская глушь стала смотреть веселей.

Итак, своим возвышением Владимир был всецело обязан князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, и жители здешней земли до поры до времени проявляли, как сказали бы теперь, «лояльность» к нему. Если бы Андрей княжил в Суздале и Ростове, то там ему неизбежно пришлось бы вступать в трения с горожанами, которые хотя и не были столь строптивы, как новгородцы, но все же считали вечевую власть выше княжеской. Поначалу к его вокняжению здесь существовали и внешние препятствия: Юрий Долгорукий, не простив упрямого сына, посадил на княжение в Ростове и Суздале самых младших своих сыновей от второй жены. Из них меньшому, Всеволоду (будущему Всеволоду Большое Гнездо), было всего два года. Тем самым отец стремился унизить Андрея, зрелого мужа, поставив его в один ряд — и даже ниже, так как Владимир считался ниже и Ростова, и Суздаля, — с несмышлеными младенцами.

И вот ведь, нет худа без добра! Не столько Андрея оскорбил отец, сколько жителей Суздаля и Ростова. И после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году они единодушно избрали Андрея на вече своим князем. Он милостиво принял избрание, однако «сидеть» остался во Владимире, а точнее — в Боголюбове.

Праведная жизнь

В период правления Киевским княжеством Андрею Боголюбскому пришлось столкнуться с открытой враждой родственников, желавших отнять у него богатые Киевские земли, поэтому он тайно покинул престольный град с образом Пресвятой Богородицы, подаренным его отцу, Юрию Долгорукому, Константинопольским патриархом. Этот образ хранился в Вышгороде, в родовом имении святой равноапостольной княгини российской Ольги.

Этому обстоятельству предшествовали удивительные события. Видя бесконечные распри между русскими князьями, Андрей Боголюбский (поминают 17 июля) усердно молился Пречистой Богородице. Несколько раз эту икону находили висящей в воздухе, приглашающей отправиться в путь. Князю Андрею больше других нравились северо-восточные земли Киевской Руси. Туда он и направил свой путь. Чудесным образом на средине дороги кони стали, не желая двигаться ни вперед, ни назад. После отслуженного молебна князю Андрею явилась Пресвятая Богородица, повелевшая на этом месте выстроить храм и монашескую обитель. Князь тут же отреагировал на повеление, заложил белокаменный храм и заказал иконописцам написать образ Пречистой Богородицы в том виде, в котором она явилась ему. Так появился образ Боголюбской Божией Матери. После явления Пресвятой Богородицы кони смогли продолжить свой путь и доставили князя во Владимир, который Андрей Боголюбский решил сделать северной столицей Руси.

Святой благоверный Андрей Боголюбский (день памяти 17 июля) унаследовал от деда Владимира Мономаха глубокую сосредоточенность в молитве и духовной жизни, любовь и прилежание к церковным службам, привычку постоянно сверять свою жизнь со Священным Писанием, во всяком деле с молитвой обращаться к Господу Богу и заступничеству святых. Отличающийся с юности особым устремлением к праведной жизни, он был милостивым правителем. В те времена разрозненные княжества в южных землях Руси часто страдали от нападений орд кочевников, разорявших деревни, сметавших всё на своем пути, от разгулов княжеских дружин, которые грабили и притесняли крестьян. Поэтому всё больше измученных, голодных людей, лишенных крова, одежды, еды и питья, тянулось в более спокойные земли. Князь Андрей Боголюбский принимал всех с любовью и радостью, наделял землями, был щедр на милостыню. Благодаря богатым пожертвованиям монастырям, церквям и неимущим людям Андрей Боголюбский, день памяти которого Православная Церковь отмечает 17 июля, снискал их любовь, уважение и преданность. На период правления князя приходится установление доныне горячо любимого и почитаемого простым народом церковного праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.

Особо трудился князь над просвещением в православной вере русского народа, обращал в православие иноверцев — булгар, стремился разрушить укоренившиеся в народе языческие традиции. Его трудами были открыты новые православные школы, развивалось иконописное мастерство. День памяти Андрея Боголюбского — повод вспомнить о развитии православия на Владимиро-Суздальских землях, которое сплачивало народ и постепенно все глубже входило в быт населения. Так, северо-восточные земли Киевской Руси превратились в центр духовного просвещения и нового государственного строя. День памяти Андрея Боголюбского — здесь особо почитаемый праздник.

Инквизитор Федорец

В те времена княжеская власть во многом отпиралась на церковную. Боголюбский понимал: чтобы Владимир стал новой столицей Руси, недостаточно укрепить его военные и политические позиции. Ведь религиозным центром оставался Киев, где размещалась единственная на Руси митрополия, подчинявшаяся непосредственно константинопольскому патриарху. В его же землях были лишь епископы, подвластные Киеву. Андрей решил создать собственную религиозную столицу. Он отправил в Константинополь прошение об утверждении во Владимире митрополии и назначении её главой его любимца игумена суздальского Фёдора, называемого в народе Федорцом. Однако патриарх отклонил инициативу Боголюбского. Тогда Федорец лично отправился в Царьград, и патриарх, как сказано в летописи, «поверив его словам, а более польстясь дарам, поставил его в Ростов». Русский митрополит, узнав об этом, повелел Федорцу явиться в Киев для получения благословения, а до тех пор «чтобы его за епископа не почитали». Тот же проигнорировал требование, заявив, что назначен не им, а самим патриархом. Когда же «духовные и мирские по повелению митрополита не стали от него благословения принимать», Федорец устроил в Ростово Суздальском княжестве настоящую религиозную резню. Он повелел запереть церкви, запретил проведение любых служб, проклинал перечащих ему священников, брил им головы и бороды. Люди Федорца грабили подвластные церкви земли и избивали всех, кто сомневался в законности назначения епископа. Дошло до того, что Федорец принялся распинать наиболее строптивых своих противников, отрезать им языки и выжигать глаза. Князь не вмешивался в религиозную борьбу своего любимца, но лишь до тех пор, пока это не стало угрозой его собственному правлению. Действия Федорца так возмутили народ, что в Белой Руси вот-вот мог вспыхнуть мятеж. Опасаясь бунта, Андрей заключил под стражу кровожадного епископа и отправил его с покаянием в Киев. Там Федорца осудили как богохульника, отрезали ему язык, ослепили, а затем обезглавили. Все писанные Федорцом книги «на торге пред народом сожгли».

Месть Киеву

В 1169 году Андрей Боголюбский решил поквитаться и за убийство отца, и за избиение киевлянами суздальцев, и за сорванную попытку создать митрополию во Владимире. Он организовал великий поход на Киев, к которому присоединились более десятка князей, а также кочевники-половцы. В мае 1169 года войска Боголюбского окружили город. Княживший там Мстислав Изяславич не смог противостоять такой рати. На третий день осады ему удалось покинуть город, и он поспешил за поддержкой. Но помощь подойти не успела — Киев пал. Как описывают летописцы, случились там «стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные». Два дня победители грабили древнерусскую столицу, и «не было помилования никому и ниоткуда». Множество киевлян увели в плен. Разорялись не только дворы, но и церкви: срывались иконы, ризы, колокола. Многие храмы были охвачены огнём, полыхала Киево-Печерская лавра, не пощадили и главный храм — Софийский собор. Захватив Киев, князь Андрей не сел на трон своих предков. Он предпочёл вернуться в свою столицу — Владимир. В Киеве же посадил княжить своего брата Глеба. Стараясь подчинить себе всю Русь, уже на следующий год Боголюбский повёл армию на Новгород, однако взять его так и не смог. Тогда он взял город в осаду, там наступил голод, и новгородцам пришлось просить у Андрея мира. Между тем из-под контроля князя снова вышел Киев — его брат Глеб умер, предположительно, как и отец, отравленный киевскими боярами. В 1173 году Боголюбский снова отправился в поход на древнюю столицу, но вторая попытка взять её провалилась: посланные князем войска потерпели поражение. А спустя год князь умер.

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150—1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157—1174).

Вопреки желанию Юрия Долгорукого

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины, выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель. За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове.

Браки и дети

  • В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки, Улите, отличавшейся необыкновенной красотой. Участвовала в заговоре против мужа и за это в 1175 г. была казнена, хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского. Улита родила пятерых детей:
    • Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
    • Мстислав, умер 28.03.1173.
    • Юрий, князь Новгородский в 1173—1175 гг., в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года.
    • Ростислава, замужем за Святославом Вщижским.
    • Глеб Владимирский (1155?—1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.

ÐладимиÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð°

ÐÑи кнÑзе ÐладимиÑе СвÑÑом (980-1015) РÑÑÑ Ð¿ÑинÑла ÑÑиÑÑианÑÑво по визанÑийÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑазÑÑ, оÑлиÑаÑÑееÑÑ ÑклонноÑÑÑÑ Ðº миÑÑиÑизмÑ, поÑиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÐºÐ¾Ð½ и ÑвÑÑÑÑ. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ Ð»Ñбого Ñеловека, в Ñом ÑиÑле и кнÑзÑ, оÑенивалаÑÑ Ð² кооÑдинаÑаÑ, заданнÑÑ Ð¿ÑавоÑлавием, да и Ñами лÑди не помÑÑлÑли вÑйÑи из ниÑ. ÐнÑÐ·Ñ ÐндÑей ÐоголÑбÑкий ниÑем в ÑÑом оÑноÑении Ð¾Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑовÑеменников не оÑлиÑалÑÑ.

Ðо ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð½ Ñвез ÑÑанивÑÑÑÑÑ Ð² ÐÑÑгоÑоде Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ñ ÐогоÑодиÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ñ ÑÑого вÑемени ÑÑала назÑваÑÑÑÑ ÐладимиÑÑкой. ЭÑа икона ÑÑала одной из наиболее ÑÑимÑÑ, а ÐогоÑодиÑÑ ÑÑали ÑÑиÑаÑÑ Ð½ÐµÐ±ÐµÑной покÑовиÑелÑниÑей ÐладимиÑа и вÑей СевеÑо-ÐоÑÑоÑной РÑÑи.

Андрей Боголюбский князь Ростово-Суздальской земли

Сделавшись единовластным правителем всей обширной Ростово-Суздальской земли, князь Андрей повел политику достаточно жесткую, всячески стараясь умалить значение двух исконных центров Древней Руси — Киева и Новгорода. Для этого он предпринял ряд военных действий. Одно из них, захват и беспрецедентное трехдневное разграбление Киева, вошло ярчайшей страницей в русские летописи (грабители не только убивали и уводили в плен всех подряд, но замахнулись на святое, на церкви — «иконы поимаша, и книги, и ризы…»). Другое отразилось в прославленной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».

При этом ни киевского, ни тем паче новгородского княжения Андрей Боголюбский для себя не желал. Он лишь хотел подтвердить собственное главенство не только в той земле, где он фактически княжил, но и по всей Руси. И это ему до определенного момента удавалось. В 1160-е годы он был едва ли не самым заметным «политическим игроком» на всем русском пространстве.

Дабы еще более возвысить значение Владимира, князь Андрей хотел завести у себя собственную митрополию, поставив в митрополиты своего любимца лжеепископа Феодорца, но в конце концов вынужден был отказаться от этого намерения, встретившего упорное сопротивление и в Киеве, и в Константинополе, и даже выдать Феодорца на митрополичий суд в Киев, где того казнили как еретика.

Смерть и канонизация[править]

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (икона)

Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятель Владимирского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора Владимира было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению И. Я. Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору. Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву.

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.

В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т. н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

Судьба останковправить

Рака с мощами князя была вскрыта в феврале 1919 года комиссией по осмотру Успенского собора. После врачебного исследования останки были оставлены открытыми для посетителей. В середине 1930-х годов из «антирелигиозного отдела» Владимирского исторического музея (открылся в Георгиевском приделе собора) останки были переданы в Институ­т истории феодального общества ГАИМК (Ленинград). Там они были подвергнуты анализу рентгено-антропологи­ческой лабораторией Государственного рентгенологического института (Ленинград) профессором Д. Г. Рох­линым, подтвердившим летописные данные об обстоятельствах убийства князя. В феврале 1935 года они возвратились в музей, и их экспонировали в центре зала музея на первом эта­же в стеклянном саркофаге.

Вскоре останками заинтересовался М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом — подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов сделал повторение для Владимирского краевед­ческого музея. Работа Герасимова демонстрирует в облике князе черты монголоидности (наследственность по женской линии — «от половцев»).

Череп вернулся во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в ГИМе, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, как это было в 1174 году.. В 2007 году было произведено новое медицинско-криминологическое исследование, которое инициировал Московский фонд им. Юрия Долгорукого, созданный по решению правительства Москвы и поддерживаемый Русской Православной Церковью. Заключение этих новых исследователей исключает какие-либо черты «монголоидности» князя и указывает на «ошибку» Герасимова. Новая реконструкция была выполнена профессором В.Н. Звягиным.

Канонизация Великого Князя Андрея Боголюбского в 1702 году

Следующим пунктом в нашем рассказе об Андрее Боголюбском должна стать его канонизация, состоявшаяся в 1702 году. И мы уже предвидим удивленный вопрос читателя: за что? Собственно говоря, от большинства своих сродников-современников, то и дело воевавших между собой (при этом страдали мирные поселяне и горожане), он отличался только большими политическими талантами и волей к власти. Миролюбив? Да, но лишь в сравнении с прочими. Благочестив? Да, но чуть было не учинил церковный раскол усердным «продвижением» Феодорца. И все же — канонизирован.

Надо помнить, что Церковь время от времени канонизирует тех или иных государственных деятелей не благодаря, а вопреки многим их деяниям, и случай Андрея Боголюбского здесь не исключение. Дмитрий Донской (святой благоверный) тоже, кстати, предпринимал настойчивые шаги к возведению на Московскую митрополию своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Митяя. Но никто, кроме дотошных историков Церкви, давно уже не ставит ему этого лыка в строку. Да и не помнят об этом. А помнят — Куликовскую битву и благословение прп. Сергия Радонежского. Так и здесь.

Забылась история с изгнанием Андреем Боголюбским своих меньших (от другой матери) братьев из Ростово-Суздальских пределов, забылось инициированное им разграбление Киева. Многое забылось. Но не забыто то, что именно его, Андрея, избрал Господь орудием прославления выкраденной из Вышгорода иконы Божией Матери как именно «той самой Владимирской», к которой вот уж почитай сколько веков в молении припадает вся Русь. Не забылись дивные белокаменные храмы — тем более что вот они, стоят: пятиглавый Успенский собор, неповторимая церковь Покрова на Нерли. Наконец, и смерть, поистине мученическая, чего-нибудь да стоит. И вот, мощи боголюбивого князя почивают в Успенском соборе Владимира, и владимирцы чтят его как «своего» святого, а богомольцы, подходя к его раке, произносят:

ÐÑÐ¸Ð·Ð¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи и заговоÑ

РиÑÑоÑии ÐндÑей ÐоголÑбÑкий извеÑÑен как ÑÑабÑÑй воин, не ÑадивÑий ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ пÑезиÑавÑий опаÑноÑÑи. Ðо многом благодаÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ¼Ñ ÑдалоÑÑ Ð²ÑигÑаÑÑ ÑÑд кÑÑпнÑÑ ÑÑажений. Ðднако к конÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑдаÑа вÑе ÑаÑе изменÑÐµÑ ÐºÐ½ÑзÑ. СнаÑала ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑдалоÑÑ Ð²ÑоÑиÑно наказаÑÑ ÐºÐ¸ÐµÐ²Ð»Ñн за Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑÐºÑ Ð²ÑйÑи из его ÑÑеÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑниÑ. ÐаÑем не ÑдалÑÑ Ð¿Ð¾Ñод на волжÑÐºÐ¸Ñ Ð±ÑлгаÑ: ÑевеÑо-воÑÑоÑнÑе кнÑзÑÑ Ð½Ðµ поддеÑжали иниÑиаÑÐ¸Ð²Ñ ÐºÐ½ÑзÑ.

ÐÑиÑиной ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ñл подÑеÑкнÑÑо авÑоÑиÑаÑнÑй ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿ÑавлениÑ. ÐÑÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐºÐ½Ñжение ÐндÑÐµÑ ÐоголÑбÑкого кÑаÑко, можно ÑказаÑÑ, ÑÑо он не Ñадил ÑебÑ, но и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑадиÑÑ Ð½Ðµ ÑобиÑалÑÑ. ФакÑиÑеÑки вÑе знаÑнÑе ÑемейÑÑва оÑказали кнÑÐ·Ñ Ð² поддеÑжке, пÑиÑем многие Ñделали ÑÑо в оÑкÑÑÑой ÑоÑме. ÐÑоме Ñого, военнÑе поÑÐ¾Ð´Ñ Ð²Ð¾ вÑе вÑемена ÑÑебÑÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑнÑÑ ÑинанÑовÑÑ Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹. УÑиÑÑваÑ, ÑÑо каменное ÑÑÑоиÑелÑÑÑво Ñоже не бÑло деÑевÑм ÑдоволÑÑÑвием, можно пÑедполагаÑÑ, ÑÑо ÐндÑей ÐоголÑбÑкий измÑÑил ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð±Ð¾ÑÑ Ð´Ð° и пÑоÑÑой наÑод беÑконеÑнÑми побоÑами.

РиÑоге в боÑÑÑкой ÑÑеде ÑложилÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ. ЭÑо ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо кÑÐ¸Ð·Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑиг кÑайней ÑоÑки. Со вÑемен гибели кнÑзей ÐоÑиÑа и Ðлеба ÑбийÑÑво пÑавиÑÐµÐ»Ñ ÑÑиÑалоÑÑ ÑÑжким гÑеÑом. Ðо заговоÑÑиков ÑÑо не оÑÑанавливало. ÐÑ Ð²Ð¾Ð·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¸ боÑÑин Яким ÐÑÑков и его зÑÑÑ ÐеÑÑ. Также к заговоÑÑ Ð±Ñл пÑивлеÑен клÑÑник великого кнÑзÑ, оÑеÑин по имени Ðнбал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector