Правление петра 3
Содержание:
- 2.4. Начало музейного дела.
- 4.1 Новые веяния в архитектуре.
- Смерть
- Характер и личность Петра 2
- Архитектура эпохи
- ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñк
- ÐÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´Ð°
- 1.2. Ф.Салтыков.
- Основные вехи культурных реформ императора Петра I
- ÐÑлÑÑÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ
- 3.3. Живопись
- Петровские реформы
- Насколько массовыми были изменения
- Детство
2.4. Начало музейного дела.
В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей — Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.
Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.
Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. Издавал указы с призывом к населению приносить все что «зело старо и необыкновенно»: — кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе.
4.1 Новые веяния в архитектуре.
В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.
В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, «Комедийную хромину» (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.
В церковной архитектуре наступил период, получивший название «московское барокко». Строятся храмы центрической композиции, устремленные в высь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.
Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов.
Смерть
Основная статья: Смерть Петра III Дворец в Ропше, построенный в правление Екатерины II
Обстоятельства смерти Петра III до сих пор окончательно не выяснены.
Низложенный император тотчас после переворота в сопровождении караула гвардейцев во главе с А. Г. Орловым был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Санкт-Петербурга, где через неделю погиб. По официальной (и наиболее вероятной) версии, причиной смерти был приступ геморроидальных колик, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя, и сопровождавшихся поносом. При вскрытии (которое проводилось по приказу Екатерины) обнаружилось, что у Петра III была выраженная дисфункция сердца, воспаление кишечника, были признаки апоплексии.
Однако общераспространённая версия считает смерть Петра насильственной и называет убийцей Алексея Орлова. Эта версия опирается на письмо Орлова Екатерине из Ропши, не сохранившееся в подлиннике. До нас это письмо дошло в копии, снятой Ф. В. Ростопчиным; оригинал письма был якобы уничтожен императором Павлом I в первые дни его царствования. Недавние историко-лингвистические исследования опровергают подлинность документа (оригинала, по-видимому, никогда не существовало, а подлинным автором фальшивки является Ростопчин).
Уже в наши дни провели ряд медицинских экспертиз на основании сохранившихся документов и свидетельств. Эксперты полагают, что Пётр III страдал маниакально-депрессивным психозом в слабой стадии (циклотимия) с неярко выраженной депрессивной фазой; страдал от геморроя, отчего не мог долго сидеть на одном месте; «маленькое сердце», обнаруженное при вскрытии, обычно предполагает дисфункцию и других органов, делает более вероятным нарушение кровообращения, то есть создаёт опасность инфаркта или инсульта.
Характер и личность Петра 2
Единственный наследник по мужской линии великого Петра, сын царевича Алексея и немецкой принцессы Софии-Шарлотты, Петр II родился 12 октября 1715 года, а спустя 10 дней лишился матери, умершей то ли от родовой горячки, то ли от аппендицита. Его отец вскорости сбежал с любовницей в Австрию, но был возвращен ко двору и умерщвлен – то ли самим Петром 1, то ли умерев после пытки.
Мальчик рос как трава, без особого присмотра. Есть свидетельства, что его кормилица, чтобы дитя не кричало, поила его вином – неудивительно что впоследствии у Петра рано проявилась склонность к алкоголизму. Его учителями были бывший паж, танцмейстер, венгр карпатского происхождения… В результате, несмотря на врожденные таланты, молодой царевич был практически неграмотным – он мог разве что читать и писать на русском и латыни, но к моменту своей коронации имел слабое представление об истории, географии, военных науках и управлении государством.. Знакомство 9-летнего наследника с 16-летним сыном князя Долгорукова не пошло принцу на пользу. Великовозрастные отпрыски боярских семей развлекались охотой, выпивкой и подобными забавами, втягивая в них юного Петра 2.
Внешне старше своего возраста, высокий и привлекательный царевич был слишком неопытен и лишен чьей-либо бескорыстной поддержки – он с удовольствием предавался порокам, неподходящим его возрасту, а после коронации в 1727 году полностью доверил управление страной князю Долгорукому и его клике, окунувшись в море грубых забав. Капризный и своенравный, иногда жестокий, иногда буйно веселый, Петр 2 не признавал ничьей воли, кроме своей.
Архитектура эпохи
Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.
Трезини разработал для города 2 типа домов:
- Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
- Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.
Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).
Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.
ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñк
ÐÑпÑавлÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑбеж, ÑÑÑÑкие дипломаÑÑ Ð¸ поÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑали ÑаÑпоÑÑжение â завеÑбоваÑÑ ÑоÑÑ Ð±Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð¸Ð½Ð¾ÑÑÑанÑев — маÑÑеÑов какого-либо дела. Таким обÑазом, в РоÑÑии ÑвелиÑивалоÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво ÑÑенÑÑ Ð»Ñдей. Ð 1725 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð±ÑалоÑÑ ÑÑолÑко, ÑÑо оказалоÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñм оÑкÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð² ÑÑÑане ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñк. ÐдеÑÑ Ð¾Ð±ÑÑалиÑÑ ÑÑÑденÑÑ ÑазлиÑнÑм ÑеÑÑезнÑм наÑкам. ÐÑодолжиÑÑ Ñвое обÑазование и полноÑÑÑÑ Ð¸Ð·ÑÑиÑÑ Ñвои оÑÑаÑли они могли в ÐвÑопе, кÑда оÑпÑавлÑлиÑÑ Ð¿Ð¾ пÑÐ¸ÐºÐ°Ð·Ñ ÐеÑÑа I. ФинанÑиÑовалоÑÑ ÑÑо заведение иÑклÑÑиÑелÑно на денÑги ÑÑÑанÑ. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй бÑÐ´Ð¶ÐµÑ Ñакже ÑаÑпÑеделÑлÑÑ Ð½Ð° поездки ÑÑÑденÑов за ÑÑбеж. Такое Ñвление бÑло доÑÑаÑоÑно Ñедким.
ÐÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´Ð°
РеÑоÑÐ¼Ñ ÐºÑлÑÑÑÑÑ Ð¸ бÑÑа ÐеÑÑа 1 коÑнÑлиÑÑ Ð¸ внеÑнего вида двоÑÑн и боÑÑ. ЦаÑÑ Ð¸ÑпÑÑÑвал оÑÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÐ·Ð½Ñ Ðº длиннÑм плаÑÑÑм в пол и к ÑиÑоким ÑÑкавам. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð° одном из ÑÑÑоÑнÑÑ Ð¿Ð¸Ñов он пÑиÑел в беÑенÑÑво и бÑоÑилÑÑ Ñ Ð½Ð¾Ð¶Ð½Ð¸Ñами на окÑÑжаÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей и ÑÑал оÑÑезаÑÑ Ð¸Ð¼ ÑÑкава. ЧеÑез неÑколÑко меÑÑÑев на главнÑÑ ÑÑÐ¾Ð»Ð±Ð°Ñ Ñже бÑли повеÑÐµÐ½Ñ Ð»Ð¸ÑÑÑ, говоÑивÑее о Ñом, ÑÑо ÑепеÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑалоÑÑ Ð½Ð¾ÑиÑÑ ÑÑÑÑкие плаÑÑÑ. ÐвоÑÑнам Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ²Ð°ÑÑ Ð²ÐµÐ½Ð³ÐµÑÑкие каÑÑанÑ. ЧÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ñказ не бÑл ÑоÑван Ñазгневанной пÑбликой, к ÑÑолбам пÑиÑÑавили оÑÑанÑ.
Также иÑÑоÑии извеÑÑно дÑÑгое пÑоиÑÑеÑÑвие Ñ Ð½Ð¾Ð¶Ð½Ð¸Ñами. Ðо пÑиезде в ÐоÑÐºÐ²Ñ Ð² 1698 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑаÑÑ Ð¿Ñи вÑÑÑеÑе Ñо Ñвоими боÑÑами лиÑно оÑÑезал ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð¾ÑодÑ. СÑÑижка не поÑÑигла ÑолÑко пÑедÑÑавиÑелей белого дÑÑовенÑÑва. ÐÑадобÑиÑие бÑло вÑÑÑеÑено негаÑивно в РоÑÑии, Ñак как она бÑла долгие Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑвоеобÑазнÑм Ñимволом зажиÑоÑноÑÑи и поÑÑдоÑноÑÑи. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¿Ð¾ÑледÑÑвии она ÑÑановиÑÑÑ Ð¾Ð±Ñазом ÑÑедÑей ÑÑаÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ пÑоÑеÑÑа пÑоÑив нововведений.
Ðе ÑолÑко благоÑодное ÑоÑловие подÑинилоÑÑ ÑÑой ÑеÑоÑÐ¼Ñ ÐеÑÑа 1 в кÑлÑÑÑÑе. ÐÑо ÑеÑение коÑнÑлоÑÑ Ð²ÑÐµÑ Ð¶Ð¸Ñелей гоÑÑдаÑÑÑва. Те, кÑо не желал ÑаÑÑÑаваÑÑÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð¾Ñами, могли заплаÑиÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³ за ноÑение боÑодÑ. Ðднако Ñена его бÑла наÑÑолÑко вÑÑокой, ÑÑо даже не вÑе знаÑнÑе кнÑзи могли позволиÑÑ Ñебе оÑдаваÑÑ ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð¾ кÑÑглÑÑ ÑÑммÑ. Те «ÑÑаÑÑливÑики», коÑоÑÑе оÑмеливалиÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ñно оÑÑавлÑÑÑ Ñвои боÑодÑ, ноÑили на гÑÑди ÑпеÑиалÑно оÑлиÑÑй боÑодовой знак. С одной ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð° блÑÑе бÑли изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ñ ÑÑÑ, а на дÑÑгой кÑаÑовалаÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð¿Ð¸ÑÑ: «ÐенÑги взÑÑÑ».
1.2. Ф.Салтыков.
Одним из горячих сторонников преобразований в России был Русский государственный деятель Ф.Салтыков. Он обучался морскому делу в Голландии и Англии, создано два трактата о реформах в 1713 году «Пропозиции», в 1714г. «Изъявления прибыточные государству». В этих сочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыков сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. Идеи Салтыков, а были весьма близки к реальным мерам Петра I.
Основные вехи культурных реформ императора Петра I
В 1708 году царь подписывает указ о введении обновлённого гражданского шрифта для печатания политической, учебной, научной и светской литературы. Кроме того, в Петербурге и Москве появляются новые типографии. Стремительное развитие книжного дела повлекло за собой начало активной книготорговли и открытие библиотек. В этот же период начинает выходить первое русское периодическое издание – газета «Ведомости».
До этого, в 1703 году в Российской империи появляется первая книга на русском языке, которая содержит в себе арабские цифры, которые до этого момента было принято обозначать волнообразными линиями (буквами с титлами).
В 1710 году царь утверждает новый алфавит в разработке которого он сам принимал участие. Стоит отметить, что это сыграло большую роль в написании важных исторических работ того времени.
Созданная Петром Первым кунсткамера стала первой в так называемых коллекциях, а сбор летописей и других письменных источников стал отправной точкой для формирования в стране музеев.
В 1724 году правитель начинает подготовительные работы к открытию в Петербурге Академии наук. Вместе с этим изменяется архитектура крупных городов: строятся дворцы, здания государственных учреждений и особняки. Особое место в эту эпоху отводится возведению новой петровской столицы Петербурга, в строительстве которого участвовал как сам царь (разработка проекта и план города), так и иностранные архитекторы.
Формирование новой городской среды
Кроме этого, в государстве формировалась совершенно отличная форма быта и городская среда. В моду вводились времяпровождения, ассамблеи, маскарады, танцы и посещение театра, которые были популярны в этот период в развитых европейских странах. Царь стал основателем нового стиля русского искусства, который впоследствии был назван «петровским барокко». В этом стиле гармонично сочетались лучшие образцы западноевропейского искусства с русскими традициями.
Именно благодаря Петру Первому в России стали широко распространены работы архитектора из Швеции Доминико Трезини, который возводит в то время: здание двенадцати коллегий, Петропавловский собор, а также роскошный Летний дворец. Сам государь делал ставку на монументальную архитектуру. Огромные скульптуры являлись украшениями кораблей, триумфальных арок, храмов, обелисков, вельможных дворцов, садов и загородных резиденций! Праздничные фейерверки, иллюминации, морские и военные парады, а также театральные представления и маскарады требовали яркого и масштабного оформления.
Вернувшись из Европы, царь вводит в моду популярную в Европе портретную живопись и жанр, который до сих пор искусствоведы называют «батальная живопись». В первой четверти восемнадцатого века закладывается основа для русского театра. В этот период правитель привлекает поэтов и писателей для написания драматургических отечественных произведений.
Изменение быта Руси при Петра I
В быту вводятся свои изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни. К примеру, царь запрещает носить одежду с длинными рукавами, заменяя её стандарты на европейский манер. При этом, старая одежда вытесняется париками, башмаками, чулками, широкополыми шляпами, а также жабо, галстуками и камзолами.
Одним из самых новаторских преобразований петровского периода, против которого были против все слои общества, являлся запрет на ношение бороды. Стоит отметить, что государь даже ввёл «налог на бороду» с обязательным медным знаком о фактической уплате.
Учреждение ассамблей
Петром Первым учреждаются так называемые ассамблеи, на которые в обязательном порядке должны были приходить и женщины. Данный факт повлёк за собой следование правилам хорошего тона, а также разработку правил «благородного поведения в обществе» и необходимость владения иностранными языками (как правило, хватало французского).
Ещё в начале проведения массовых преобразований в культуре, а именно в 1702 году, Пётр издаёт указ, запрещающий писать в прошениях и различных документах уничижительные полуимена (например, Ванька, Сенька и др.), указывая на уважительное отношение. На это же указывали и слова царя о том, что отныне «не падать перед государем на колени, не снимать перед домом с царём в мороз шапку и пр.».
Современные историки утверждают, что огромное значение на проведение культурных реформ в Российской империи Петром Первым стало посещение им в составе Великого посольства развитых европейских государств, где он смог не только рассмотреть все механизмы действия реформ, но и взять некоторые из них на вооружение.
Видео-лекция: культурные преобразования Петра I
ÐÑлÑÑÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ
Ðо меÑе ÑоÑÑа гÑамоÑноÑÑи наÑала возникаÑÑ Ð¸ оппозиÑиÑ. ÐÐµÐ´Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ ÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð¸ ÑеÑоÑÐ¼Ñ ÐеÑÑа 1 в кÑлÑÑÑÑе ÑовеÑÑенно менÑли ÑÑÑоÑвÑийÑÑ Ð±ÑÑ Ð´Ð²Ð¾ÑÑн. Ðо вÑей ÑÑÑане «гÑлÑли» подмеÑнÑе ÑеÑÑади. ÐвÑоÑов Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñоизведений, еÑÑеÑÑвенно, не бÑло, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð² Ð½Ð¸Ñ ÑодеÑжалаÑÑ ÐºÑиÑика внÑÑÑенней и внеÑней полиÑики ÐеÑÑа. ÐÐ½Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑно оÑÑавлÑли Ð¸Ñ Ð² лÑднÑÑ Ð¼ÐµÑÑаÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÐºÐ°Ðº можно болÑÑе Ñеловек могли ознакомиÑÑÑÑ Ð¸Ñ ÑодеÑжанием и ÑзнаÑÑ Â«Ð¸ÑÑиннÑе» ÑакÑÑ Ð¾ «непоÑÑебном поведении» пÑавиÑелÑ. ÐÑÑоÑики ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо в оÑновном ÑÑи пÑблиÑиÑÑиÑеÑкие лиÑÑки пиÑалиÑÑ Ð²ÑÑодÑами из ÑÑаÑообÑÑдÑеÑкой ÑÑеÑÑ.
3.3. Живопись
Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.
Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина «Полтавское сражение», «Куликовская битва с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.
Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.
В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу «мастеровых людей разных художеств» переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.
В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.
Петровские реформы
С помощью реформ император заставлял российское общество перейти к западному стилю жизни и труда.
Реформы проходили очень быстро, буквально на глазах одного поколения. Некоторые затронули всех обитателей России, некоторые — только верхушку общества, аристократию.
Петровские реформы касались всех сфер жизни и проходили по личной инициативе царя. Новые правила придумывал сам Петр; он же лично контролировал, как к ним люди привыкают и как их соблюдают.
Быт
- Царь повелел всем подданным, кроме крестьян и священничества, обрить бороды (иногда он резал их боярам сам).
- Запретил носить длинные русские платья, все придворные должны были одеваться на немецкий или французский манер (чтобы двигаться быстрее).
- Были введены светские развлечения (танцы, игры, встречи) и курение трубки.
- Петр создавал многочисленные мастерские, вводил новые ремесла – следствием был подъем экономики.
- Сам Петр I изложил правила надлежащего поведения для дворян в книге Юности честное зеркало.
- Царь приглашал иностранных инженеров (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла.
- В больших городах возникли больницы, в Москве — первый приют для младенцев.
Область культуры и образования
- Создается система государственных светских школ (высшим учебным заведением до тех пор в России была лишь Славяно-греко-латинская академия). Возникают светские (даже начальные) школы, гимназии, Морская академия. В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы – светская и духовная.
- В 1724 г. была основана Академия наук.
- В России появляются первые музеи, например, кунсткамера в Санкт-Петербурге, где до сих пор хранятся личные коллекции Петра I.
- Бурное развитие получило издательское дело. В начале 17 в. действовала в Москве лишь одна типография, выпускающая главным образом церковные книги. К концу властвования Петра их работали десятки. Петр I хотел, чтобы люди „смотрели и учились“.
- Петр I стал выпускать первую периодически издаваемую газету „Ведомости“ (1702), в которой лично разъяснял и пропагандировал реформы, нес в народ новые знания, знакомил русских не только с отечественными событиями, но и с зарубежной жизнью.
- Развивается театр. Раньше художественный театр был предназначен лишь для царской семьи и узкого круга избранного общества, теперь он обращался к широким массам зрителей.
- Реформа правописания — была введена „гражданка“(„гражданское письмо“ – упрощенная форма азбуки) и арабские цифры.
Реформа календаря и летосчисления
- В 1700 г. было введено новое летосчисление. Счет лет от сотворения мира (7208 г.) был заменен счетом от рождения Христа (1700 г.).
- Начало года было перенесено с 1-го сентября на 1-ое января.
- Время в петровской России как будто бы ускорило свой бег – новым шрифтом возможно было быстрее писать, в новых типах платьев — быстрее ходить.
Административные реформы
- В 1711 г. был образован Сенат (просуществовал 200 лет), куда вошли 9 ближайших сотрудников Петра. Сенат занимался в основном вопросами государственного бюджета.
- Было учреждено 9 коллегий („министерств“).
- Был разработан „Тaбель о рангах“– система чинов государственной службы (14 рангов), которая стратифицировала общество. Чин мог получить и человек недворянского происхождения за службу государю. Царь диктовал образ жизни согласно этой стратификации. Было строго определено, кто какие дома должен строить, кто какое количество водки может выпить, как кто должен одеваться и т.п.
- Произошла реформа административно-территориального устройства. Страна была разделена на 8 губерний. Во главу каждой губернии был поставлен губернатор, подчиняющийся царю.
- Быстро и эффективно вымогались средства от граждан (небывалый налоговый гнет).
Церковные реформы
- Церковь была подчинена государству, во главу церкви царь поставил Святейший Синод (орган, управлявшийся светским лицом).
- Было ограничено число монахов. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество. Над церковными обрядами он издевался. Староверы-раскольники, а также многие крестьяне считали Петра Антихристом и думали, что наступили «последние времена».
Насколько массовыми были изменения
Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.
О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:
- Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
- Как писал историк Ключевский — несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.
Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.
Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения — дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу — он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.
Детство
Петр II родился в Петербурге 12 октября 1715 года и был плодом династического брака между царевичем Алексеем Петровичем и кронпринцессой Шарлоттой Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Брак был призван укрепить дипломатические связи между Россией, Германией и Австрией, поэтому Петр I категорически на нем настаивал.
Родители Петра II
О сердечных связях между супругами речи не шло, скорее, присутствовало обоюдное недовольство, однако за 4 года супружества в семье родились двое детей. Сестра Наталья была на год старше Петра. Дети рано осиротели: мать умерла на десятый день после родов царевича, отец пережил ее на 3 года. Алексея Петровича обвинили в попытке переворота, и в 1718 году тот скончался в Петропавловской крепости, ожидая исполнения смертного приговора.
Крестными родителями Петра Алексеевича были дед Петр I и его сестра Наталья. Воспитание будущего императора было пущено на самотек еще при жизни отца. Ребенком занимались пьяные няньки, которые подпаивали малыша вином во избежание лишних хлопот.
Сцена рождения царевича Петра II
Учение грамоте и манерам вовсе не вписывалось в ежедневное расписание подрастающего монарха. До определенного времени Петр II даже не рассматривался как кандидат на престол, поскольку у Петра I в ту пору родился прямой наследник, и все чаяния были связаны с ним.
Однако смерть обоих сыновей (опального Алексея в 1718 году и малолетнего Петра в 1719 году) заставила Петра Великого обратить внимание на внука. Император приказал Меншикову заняться великим князем, и тот приставил к мальчику воспитателей: дьячка Семена Маврина и венгра Ивана Зейкана
Плоды их трудов только разгневали царя, поскольку спустя время тот обнаружил внука полнейшим невеждой, который книги не читал, по-русски едва говорил, зато отборно ругался по-татарски.
Петр II в детстве с сестрой Натальей
Более серьезного наставника Петр II получил уже в шаге от царствования: учить царевича уму-разуму был поставлен дипломат Андрей Иванович Остерман. Но и тот постановил чередовать учение с развлечениями. В итоге третий император России описывается историками как недалекий и взбалмошный юноша, не отличающийся умом и особыми талантами.
Трудолюбия и упорства монарх не проявлял, а дурные наклонности вроде пристрастия к алкоголю и праздным увеселениям прививались довольно легко. Современники добавляли к портрету императора такие черты, как своенравность, хитрость и даже жестокость.