Жена виктора беленко, в 1976 году угнавшего в японию секретный истребитель, до сих пор не знает о судьбе мужа
Содержание:
Как ему удалось бежать
Журналист ВВС Стивен Даулинг в своей статье «Летчик, укравший советский секретный истребитель», писал, что 6 сентября 1976 года Виктор Беленко на МиГ-25П и его напарник, летевший на другом истребителе, выполняли учебный полет. Беглец, улучив момент, увел самолет в сторону от намеченного курса, направив его в сторону границы с Японией.
Чтобы не быть замеченным ПВО СССР и Японии, МиГ Беленко шел на крайне низкой, 30-метровой, высоте. Оказавшись в воздушном пространстве Японии перебежчик набрал было шеститысячную высоту, но истребитель засекли японские радары. Перехватить его не удалось, поскольку самолет снова предельно снизился. На связь Беленко не выходил, ни со своими, ни с японцами. Чуть более чем через два часа полета советский истребитель приземлился на аэродроме одного их городов японского острова Хоккайдо. Посадка была сложной, не хватило взлетно-посадочной полосы, но Виктор Беленко сумел ее провести без серьезных повреждений для МиГ.
У летчика было 30 часов налета именно на этой модели истребителя, и сам МиГ находился в отличном состоянии, поэтому версию о том, что Виктор Беленко совершил вынужденную посадку в конце концов пришлось отмести. Несмотря на то, что именно она была вначале основной и официальной у советской стороны. Баки с горючим на истребителе перед вылетом заправили под завязку, хотя такого объема топлива для выполнения учебного задания и не требовалось.
Молодой и перспективный, но недооцененный
Виктор Беленко родился в городе Нальчик. В возрасте двух лет его покинула матерь, он остался на попечении у отца. Тот на некоторое время отдал его бабушке и дедушке, а потом забрал к себе, до совершеннолетия. После того, как его призвали в армию, заинтересовался летным делом, поступил в соответствующее училище, которое закончил с отличием.
В 1975-ом начал профессиональную деятельность, подал прошение о переводе его на Дальний Восток. Там стал летчиком легендарного уже тогда МиГа-25. На работе получал только положительные рекомендации, все хвалили его дисциплинированность и работоспособность. На момент перевода уже был женат, имел на руках маленького ребенка, что только положительно сказывалось на его характеристике. Жили вместе с тещей, которая помогала в хозяйстве и присматривала за ребенком.
МиГ-25, на котором летал Беленко
Несмотря на высокий профессионализм и высокие летные навыки, на работе Виктор не получал должного одобрения со стороны начальства. По словам Беленка, оно злоупотребляло спиртным, плохо исполняло свои прямые обязанности, постоянно заставляло своих подчиненных перерабатывать как в рабочие, так и в выходные дни, чтобы выслужиться перед вышестоящими. В одну из таких смен, с уст Виктора и слетела фраза, которая, возможно, послужила катализатором для его дальнейших действий. Мол, он слышал, что в США и платят больше, и при этом нагрузка на пилотов гораздо меньше, чем в СССР. Это был первый и последний раз, когда от него слышали что-то подобное.
“Я и не подозревал, что столько знаю”
МиГ, на котором Виктор совершил побег, вернули не сразу. Сначала его разобрали по частям и успели изучить — этот истребитель пользовался большим уважением в мире из-за его летных характеристик, и никто не знал секреты его устройства. Спустя два месяца в разобранном состоянии он был отослан назад в СССР. Одним из следствий такой задержки стало значительное ухудшение взаимоотношений между страной строящегося коммунизма и Японией на долгие года.
Самолет после посадки
В США же Беленка признали как чрезвычайно ценную удачу — по словам людей, которые проводили допросы, работы с ним хватит на год, настолько много информации он мог предоставить. Сам пилот не раз заявлял в различных интервью, что в ходе бесед с работниками спецслужб, он неоднократно удивлялся тому, сколько всего знает. Рассказанное помогло правительству Америки значительно расширить свои знания о ВВС Советского Союза.
Виктор же в свою очередь искренне удивлялся обустроенности жизни в новом для себя государстве. По его словам, как то раз ему довелось приготовить кошачьи консервы вместе с картошкой и луком(он не знал, что то была еда для животных), и все равно получилось гораздо вкуснее, чем если бы он покупал продукты дома. А уж к отсутствию очередей в магазинах он не мог привыкнуть долгое время, поначалу считая это инсценировкой разведслужб, с которыми он работал.
Причина бегства в Японию
Из квартиры, где проживала семейство, пропали его паспорт, дипломы, свидетельства и прочие документы. Следователи выяснили, что у перебежчика часто возникали конфликты с командованием на грунту недовольства службой. Однажды лейтенант Беленко даже подал раппорт, в котором указывалось нежелание служить под началом командиров, злоупотребляющих хмельными напитками.
Не устраивало Виктора и то, как шла его карьера. Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой, однако звания капитана из-за халатного взаимоотношения командования он так и не получил. Не получалось поступить и в академию, в которую по показаниям свидетелей, Беленко стремился. С июля месяца сослуживцы приметили нервозность и вспыльчивость Виктора, а перед последним вылетом он был бледен, а его руки тряслись.
Следствие пришло к выводу, что пилот Виктор Беленко свершил предательство в корыстных целях. Он знал, что западные страны с радостью примут не самого пилота, а его боевую машину – современный на то пора МиГ-25, прозванный американцами «Летучей лисицей». Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь. В СССР пилот был обвинен в предательству Родине и ему заочно вынесен приговор – расстрел.
А дома то ни паспорта, ни диплома
В конце лета, по словам самого Беленка, у него появилось четкое желание бежать за границу. То, что он был пилотом реактивного истребителя, способного пролетать тысячи километров без дозаправки, было ему, несомненно, огромным подспорьем. Теперь оставалось только дождаться нужного момента. И утром 6-го сентября 1976-го года он настал. Ему удалось, воспользовавшись нерасторопностью дежурного механика, заправить полные баки самолета перед вылетом, хотя по норме разрешалось не больше половины. Уже потом, в ходе допроса, коллеги беглеца вспоминали, что в то утро он выглядел очень нервным, а лицо было покрыто красными пятнами. Впрочем, тогда внимания этому не придали. Поднявшись в воздух и некоторое время следуя запланированному курсу полета, он резко свернул в сторону Японии, при этом снизившись до высоты в 250 метров. Таким образом он хотел избежать обнаружения радарами. Впрочем, это ему удалось не полностью — при пересечении границы советские военные смогли засечь его МиГ-25 и даже хотели сбить с помощью ЗРК, но нерасторопность командования сыграла на руку Виктору. Ему удалось уйти.
Летчик с товаришами перед полетом
Не без приключений добравшись до Японии и сев там на аэропорт Хакодатэ, Виктор попросил политического убежища у правительства страны Восходящего солнца. Те отказали, но вот власти США руками и ногами вцепились в перспективную возможность.
А в СССР оперативная группа, которую послали домой к Беленку для выяснения обстоятельств побега, обнаружила, что там нет никаких личных документов пилота. Он их забрал с собой.
«Беленко рассказал журналистам, что в 1995 году побывал в России, несмотря на смертный приговор, который ему вынесли в СССР»
— Для создания этой машины наши ученые и инженеры применили новейшие технологии: корпус был цельносварным, изготовленным из стали, — говорит Сергей Грачев. — От традиционного для авиации алюминия отказались, потому что он не выдержал бы тепловых нагрузок, ведь машина развивает скорость, в три раза превышающую скорость звука! Из-за этого поверхности самолета нагреваются до 300 градусов. Кстати, толчком к созданию МиГ-25 стали полеты в 1950-е иностранных самолетов над территорией СССР на очень больших высотах. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как над Уралом с помощью ракеты удалось сбить разведывательный U-2, за штурвалом которого был американский летчик Френсис Пауэрс. В 1976-м в руки американцев попал самый совершенный на то время перехватчик МиГ-25. Они использовали ряд заложенных в этой машине идей для одного из лучших своих истребителей F-15, например, два киля на хвосте самолета. На МиГе такое решение было использовано впервые в мире.
— Во всех публикациях о Беленко говорится о колоссальном — два миллиарда советских рублей — ущербе, причиненном угоном МиГ-25. Мол, пришлось менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. Но один ветеран армии рассказывал, что эту систему все равно заменили бы, поскольку она уже сильно устарела.
— Да, это правда. Но следует учесть, что из-за предательства Беленко менять аппаратуру пришлось в авральном порядке. А за срочность всегда нужно больше платить. Не забывайте также, что если бы, не дай Бог, вспыхнул вооруженный конфликт, советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель — создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Уместно сказать, что были и другие случаи угонов советских военных самолетов, но ЧП с МиГ-25 нанесло наибольший урон.
— Удалось выяснить мотивы, толкнувшие Беленко на угон самолета?
— Официальных документов по расследованию этого инцидента я не встречал. Есть версия, что его завербовали еще в годы учебы в военном училище летчиков и «вели», нацеливая на то, чтобы он пытался попасть в часть, на вооружении которой находятся новейшие истребители. Но не исключено, что побег был поступком спонтанным, толчком к этому стали какие-то обиды.
КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств не обнаружили. Выяснили, что в детстве Витя Беленко несколько лет прожил на Донбассе — отец привез его к своим родственникам из села под Армавиром. Это произошло после того, как родители мальчика разошлись. Окончив школу, Витя поступил в медицинский институт, но бросил его после второго курса — захотел стать военным летчиком. Учился прилежно, летал хорошо. Никто не мог припомнить, чтобы он уж очень сильно критиковал порядки в стране, так что его побег был для сослуживцев полнейшей неожиданностью.
В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном у Беленко была другая женщина, у них родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один. В будущем году ему исполнится 65 лет.
В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке: «Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами.
В России трудно было найти хорошие консервы, поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком — получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!» Кстати, Беленко рассказал журналистам, что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то, что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.
Наверняка историки узнают еще много нового о побеге Беленко и всем, что с этим связано, когда его дело будет рассекречено.
39220
Читайте нас в Telegram-канале, и