Что такое централизация? описание, особенности, история и интересные факты

ÐÑÑоÑиÑеÑкий маÑÑник

ÐÑли говоÑиÑÑ Ð¾Ð± ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑÐ°Ñ Ð² конÑекÑÑе иÑÑоÑии, Ñо можно пÑедÑÑавиÑÑ Ñебе маÑÑник. Ðн ÑаÑкаÑиваеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð¿ÑоÑивоположно воздейÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ñил: ÑенÑÑализаÑии и деÑенÑÑализаÑии. ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑва — не позволÑÑÑ ÑилÑной ÑаÑкаÑки, не допÑÑкаÑÑ ÐºÑайноÑÑей. ÐолÑÑаеÑÑÑ ÑÑо далеко не вÑегда.

СлиÑком ÑилÑÐ½Ð°Ñ ÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¿ÑÑженноÑÑÑ Ð½Ð° пеÑиÑеÑии. ТоÑалÑное огÑаниÑение влаÑÑи ÑамоÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑионнÑÑ ÑÑеек в обÑеÑÑве. ÐÑиÑем Ð¸Ñ Ð°Ð³ÑеÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑеÑимоÑÑÑ Ð¿ÑÑмо пÑопоÑÑионалÑÐ½Ñ ÑÑепени ÑенÑÑализаÑии.

ÐÑли же велик ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÑенÑÑализаÑии, Ñо ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº невозможноÑÑи ÑенÑÑа конÑÑолиÑоваÑÑ Ð¿ÐµÑиÑеÑиÑ. ÐÑовинÑиалÑнÑе ÑеÑÑиÑоÑии ÑÑановÑÑÑÑ ÑлиÑком незавиÑимÑ. Ðни не имеÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой никакой обÑединиÑелÑной договоÑенноÑÑи, а знаÑиÑ, каждÑй дейÑÑвÑÐµÑ Ð² ÑобÑÑвеннÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑаÑ. ЭÑо ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾ÑоÑванноÑÑÑ Ð¾ÑделÑного ÑамоÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ «Ð¾Ð±Ñей конÑÑÑÑкÑии» и, как ÑледÑÑвие, пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑазÑозненноÑÑи в гоÑÑдаÑÑÑве.

Ðднако ÑаÑÑо аппаÑÐ°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи не ÑаÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð²ÑбоÑом. Так, поÑле ÑилÑной ÑазÑозненноÑÑи необÑодим более ÑилÑнÑй ÑолÑок к обÑединениÑ, а знаÑиÑ, как ÑледÑÑвие, гÑÑÐ´ÐµÑ ÑÑиление ÑенÑÑализаÑии. ЭÑо, в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº пÑоÑеÑÑам, коÑоÑÑе ÑоздаÑÑ ÑазобÑенноÑÑÑ Ð¸ деÑенÑÑализÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑво.

Понятия «централизации» и «децентрализации»

В первой половине XX века в рамках теории менеджмента (применительно к предприятиям) и в рамках административного права (применительно к государственному управлению) оформляются двое таких понятий, как централизация и децентрализация в государственном управлении. Оба термина одновременно обозначают процессы распределения или концентрации и состояние, являющееся результатом каждого процесса.

Централизация в государственном управлении представляет собой концентрацию, собирание властных ресурсов в руках «центральных» органов власти. Децентрализация же — распределение властных ресурсов между разными органами управления, в том числе по вертикали, сверху вниз.

Явления централизация и децентрализация — относительные. Не существует как понятия «централизация вообще», так и «децентрализации». Оба эти понятия имеют смысл лишь в сравнении с другой системой или существующем ранее состоянием данной системы.

Фраза «централизованное государство» означает, что либо данное государство было создано в результате централизации, либо оно является более централизованным, чем другие государства, либо оно является более централизованным, чем предыдущие формы политической организации.

Признаки централизации власти

Главный признак централизации  – подчинение всех территорий одной – центральной. Процесс централизации занимает много времени. Нагляднее всего он прослеживается на примере стран Средневековой Европы, где на принципе – «Один король – одна страна» основывалось само понимание королевской власти и абсолютизма.

К основным признакам централизации также относят:

  1. Общую систему управления на всей занимаемой страной территории, единый закон и суд. На всех подчиненных королю (парламенту, президенту) землях действует общая система управления, проживающие в отдельных провинциях (губерниях, округах, районах) граждане подчиняются общему закону. В современном обществе – это Конституция и основанные на ней законодательные акты, в средневековье – законы, изданные королем. Из центра на места посылают наместников (губернатор), которые управляют подчиненной им землей от имени короля.

  2. Общую финансовую систему. Граждане, проживающие в разных частях страны, облагаются одними и теми же налогами. Денежные знаки, которые используют в качестве платы за товары и услуги, производятся (чеканятся) на монетном дворе, подчиненном центральной власти или выпускаются с ее одобрения.

  3. Единую армию. Военнослужащие подчиняются исключительно приказам, исходящим из центра. Средневековые феодалы имели право набирать собственные армии, но после усиления королевской власти все воины подчинялись, прежде всего, королю и только после этого феодалу, платившему им вознаграждение за службу. Постепенно обычай иметь собственную армию был искоренен и в современном мире армия подчиняется исключительно центру.

  4. Ведение дипломатических переговоров от лица короля (президента). Средневековые феодалы заключали и расторгали союзы без ведома короля, но со временем права этого лишились. Объявлять о мире или войне мог только король.

Во главе централизованного государства всегда стоит один правитель, обычно король или президент (парламент). Иногда парламент и король делят власть между собой (Великобритания), но все земли подчинены центру.

Централизация в Римской империи

Ярким ответом на вопрос о том, что такое централизация власти, является Римская империя. Во главе государства был император и сенат, в то время как провинции находились в подконтрольном положении. Конечно, в разное время им то даровались привилегии, то отнимались, но их зависимость всегда была очевидна.

Началом централизации послужило правление основателя Римской империи — Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). «Отец отечества» взял под свою власть провинции, в которых располагались войска, а остальные территории раздал членам сената. Фактически периферия находилась под полным контролем центральной власти. При правлении Октавиана также потеряли свою фактическую власть народные собрания. Все решалось исключительно императором.

Такая сильная централизованная система была продиктована в первую очередь разношерстностью в обществе. В провинциях проживали покоренные племена, и каждое из них имело свое понятие самоуправления. Необходимо было привести их к единому порядку.

Однако, чтобы не допустить критической степени, Октавиан выделял средства на развитие провинций и всячески им помогал. Кроме того, он лично объехал многие подконтрольные территории с целью ознакомления с ситуацией.

Внешние и внутренние факторы

Хронологически процесс нового объединения охватывает XIII-XVI века. Стимулирующей силой, подталкивающей отдельные княжества к объединению, все это время выступали угрозы извне. Однако только внутренняя перестройка способствовала возможности реализации идеи единства.

Внешним фактором выступали немцы и шведы на севере (Александр Невский не сумел отбить им аппетит к русским землям полностью), традиционно Золотая Орда на юге и востоке и Литва на западе. Соответственно, в лучшем положении оказывались те княжества, что располагались на относительном удалении от всех троих. Москва и Владимир отвечали этим условиям (первоначально речь шла о борьбе за великокняжеский престол во Владимире, а не об объединении вокруг Москвы).

В середине XIII века Русь уже несколько оправилась экономически от монгольского нашествия. Опять же, в наиболее выгодном положении оказались те княжества, что не «попадали под раздачу» первыми в случае каких-то конфликтов. Это тоже «плюс» для Москвы.

Субъективный фактор – появление в Москве в XIV-XV веках почти подряд нескольких правителей, желающих усилить свое влияние и способных привлечь достаточно союзников. Это Иван Калита, Иван Красный, Дмитрий Донской, Иван III.

Централизация в Англии

Отличный пример того, что такое централизация и какие угрозы может в себе нести, — Англия времен Нормандского завоевания (1066). После оккупации страна нуждалась в смелом руководстве, а новоиспеченный король — в централизации власти. И тогда при новом правителе — Вильгельме I Завоевателе (1066-1087) запустился процесс подчинения провинций.

Однако, несмотря на усиление королевской власти, в стране росло недовольство. Резко развивающаяся централизация поставила местную власть в кабальное положение. Не помогало даже насаждаемое всеми возможными методами христианское учение.

Крестьяне были обложены непомерными повинностями и были готовы пойти на решительные меры. В такой ситуации феодалы решили частично отказаться от независимости и обратили свой взор на централизованное государство. Они рассчитывали на помощь в борьбе с народными волнениями.

Но получив поддержку баронов, корона приступила к незаконным поборам с феодалов. Недовольных становилось все больше. Теперь возмущены были все слои населения, а не только крестьяне.

Что такое децентрализация?

В децентрализованной системе власти, функции и полномочия распределяются между местными органами власти и организациями и не сосредоточены в руках центрального правительства. Власть может быть разделена между регионами, провинциями или даже городами — каждая страна и каждая децентрализованная система имеют разные особенности, и степень автономии различных областей может варьироваться. Децентрализация часто рассматривается как ответ на проблемы, связанные с централизованным правительством (т. Е. Отсутствие участия общественности, чрезмерный контроль, экономический спад и т. Д.). Фактически, эта система имеет ряд преимуществ:

  • Он ограничивает (или избегает) риски чрезмерной концентрации власти;
  • Это может способствовать экономическому развитию;
  • Он обеспечивает более широкое участие в политической жизни;
  • Это вызывает политические нововведения;
  • Он способствует созданию политики, ориентированной на потребности отдельных регионов; а также
  • Он уважает этнические и культурные различия.

Суть децентрализации

Децентрализация – один из возможных и эффективных путей оптимизации управления деятельностью в государстве, обществе, экономике, культуре, и особенно в таких странах, где сложился неоправданно высокий уровень централизации. Программа Мирового Банка или Программа человеческого развития ООН (ПРООН), все эти программы настаивают на том, что децентрализация власти является эффективным орудием экономического развития – благодаря усилению независимости местного самоуправления и повышению его активности, укреплению демократии на местах. Ключевыми понятиями децентрализации управления являются также деконцентрация власти и федеральная власть. Не бывает абсолютно независимых стран. Каждое государство состоит, по крайней мере, из нескольких муниципалитетов, а это и есть децентрализованные единицы власти. При деконцентрации власть передается на места, но не местным властям, а подразделениям центральной власти. Контроль осуществляется дисциплинарными и финансовыми методами. Вообще говоря, деконцентрация на практике может приводить к фактической централизации власти.

Рассмотрим более детально, что значит термин децентрализация.

Децентрализация — это передача (делегирование) прав и определенной ответственности за важные решения на нижние уровни управления предприятием (организацией).

Опыт показывает, что децентрализация облегчает процессы принятия решений и стимулирует инициативу у других, полнее раскрывает потенциальные возможности и скрытые способности сотрудников на нижних уровнях управления а также повышает оперативность самого руководства, приспосабливаемость организации к новым условиям. Как правило, рядовой работник выполняет задание более охотно, с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы самая малая степень действительного контроля над ситуацией.

ÐонÑÑие деÑенÑÑализаÑии

ÐÑак, Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑнили, ÑÑо Ñакое ÑенÑÑализаÑиÑ. Ðо ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¸ обÑаÑнÑй пÑоÑеÑÑ — деÑенÑÑализаÑиÑ. ÐдеÑÑ Ð²Ñе Ñ ÑоÑноÑÑÑÑ Ð´Ð¾ наобоÑоÑ. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÑенÑÑ Ð´ÐµÐ»ÐµÐ³Ð¸ÑÑÐµÑ Ñвои полномоÑÐ¸Ñ Ð½Ð° более низкие ÑÑовни. ÐеÑÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐ°ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÑÑ Ð¾ÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð¸ ÑаÑÑиÑенное поле Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð½ÐµÐ²Ñов.

ÐпаÑноÑÑÑ Ñакой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑаеÑÑÑ Ð² ÑÑилении незавиÑимоÑÑи пÑовинÑий, коÑоÑÑе могÑÑ ÑеÑиÑÑ, ÑÑо Ñами ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð´Ð¸ÐºÑоваÑÑ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑенÑÑÑ.

ÐÑновнÑе пÑизнаки:

  • СамоÑÑоÑÑелÑноÑÑÑ Ð¿ÐµÑиÑеÑии в пÑинÑÑии ÑеÑений.
  • СÑÑеÑÑвование опÑеделенной оÑганизаÑии.
  • ÐоÑÑÑпноÑÑÑ ÑеÑÑÑÑов и Ð½ÐµÐºÐ°Ñ ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð² Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзовании.
  • ÐозможноÑÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенного ÑÑаÑÑиÑ.

ÐеÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ñакже невозможна в полной меÑе. ÐÐµÐ´Ñ ÐµÑли пеÑедаÑÑ Ð²Ñе полномоÑÐ¸Ñ Ð¿ÑовинÑиÑм, Ñо оÑÐ¿Ð°Ð´ÐµÑ Ð²ÑÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑодимоÑÑÑ Ð² ÑенÑÑалÑном аппаÑаÑе. Так ÑÑо и здеÑÑ ÑеÑÑ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¾ ÑÑепени.

Реферат: Возьмите домашнее сообщение о централизации и децентрализации

Централизация и децентрализация — это два процесса, которые глубоко влияют на политический, социальный и экономический аспекты страны. В централизованном государстве власть находится в руках центрального правительства, но это не обязательно означает авторитарный или деспотический режим. Многие западные демократии используют централизованную систему, чтобы ограничить дублирование и не тратить деньги на бесполезные бюрократические процессы. Централизованное состояние имеет много преимуществ (то есть эффективность, быстрота и т. Д.), Но в то же время имеет различные недостатки. Централизация власти часто рассматривается как сокращение участия общественности, а централизованное правительство часто обвиняют в политических и экономических неудачах.

В децентрализованном состоянии функции и обязанности (не всегда одинаково) распределяются между регионами, городами и местными органами власти. Часто считается, что децентрализованная система усиливает участие и равенство общественности, поскольку лица, принимающие решения, ближе к населению, и могут предлагать и вводить индивидуальные законы и законопроекты для удовлетворения конкретных потребностей местных общин и групп меньшинств. Процесс децентрализации может начаться после крупного политического и экономического кризиса или может быть результатом четкой политики. Фактически, различные страны, такие как Великобритания или Испания, увеличивают степень автономии местных регионов и районов в целях обеспечения равного роста.

Централизация и децентрализация — два очень разных процесса, но ученые и практические работники не смогли определить, лучше ли другой. Не все централизованные страны одинаковы, и не все децентрализованные страны одинаковы. Централизованная система лучше подходит для малых стран, тогда как децентрализованная модель идеальна для крупных и очень разных стран, таких как Китай или Соединенные Штаты.

Механизм сдержек и противовесов

Избежать узурпации власти позволяет пропорциональная централизация и децентрализация управления, которая предполагает строгое разделение полномочий по принципу 50/50. Однако для эффективного функционирования механизма необходимы специализирующиеся на контроле институты. На территории Российской Федерации данная практика слаба, что не позволяет в должной степени осуществлять координацию управления между различными уровнями власти.

Централизация и децентрализация власти – вопрос, который наиболее актуален на сегодняшний день на территории России. Только грамотное распределение полномочий среди органов различных уровней государственной власти позволит избежать возможных минусов данного механизма разграничения компетенции и реализовать возможности.

Децентрализация в Римской империи

Позже ситуация изменилась в несколько иную сторону. Император Каракалла (211-217 гг. н. э.) даровал римское гражданство всем жителям провинций, а это означало усиление власти самоуправления

Особым вниманием он удостоил ранее завоеванный Октавианом Египет: теперь александрийцы могли занимать государственные должности в Риме

Это было продиктовано расширяющимися территориями государства. Центру было трудно справиться с таким количеством ответственности. Децентрализация частично решила эту проблему, увеличила лояльность провинций и сделала смелый шаг в объединении гражданского общества. Позже, однако, излишняя независимость периферии сыграла важную роль в распаде Западной Римской империи.

ÐеÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð² РимÑкой импеÑии

Ðозже ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»Ð°ÑÑ Ð² неÑколÑко инÑÑ ÑÑоÑонÑ. ÐмпеÑаÑÐ¾Ñ ÐаÑакалла (211-217 гг. н. Ñ.) даÑовал ÑимÑкое гÑажданÑÑво вÑем жиÑелÑм пÑовинÑий, а ÑÑо ознаÑало ÑÑиление влаÑÑи ÑамоÑпÑавлениÑ. ÐÑобÑм вниманием он ÑдоÑÑоил Ñанее завоеваннÑй ÐкÑавианом ÐгипеÑ: ÑепеÑÑ Ð°Ð»ÐµÐºÑандÑийÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ занимаÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑе должноÑÑи в Риме.

ЭÑо бÑло пÑодикÑовано ÑаÑÑиÑÑÑÑимиÑÑ ÑеÑÑиÑоÑиÑми гоÑÑдаÑÑÑва. ЦенÑÑÑ Ð±Ñло ÑÑÑдно ÑпÑавиÑÑÑÑ Ñ Ñаким колиÑеÑÑвом оÑвеÑÑÑвенноÑÑи. ÐеÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ ÑаÑÑиÑно ÑеÑила ÑÑÑ Ð¿ÑоблемÑ, ÑвелиÑила лоÑлÑноÑÑÑ Ð¿ÑовинÑий и Ñделала ÑмелÑй Ñаг в обÑединении гÑажданÑкого обÑеÑÑва. Ðозже, однако, излиÑнÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ Ð¿ÐµÑиÑеÑии ÑÑгÑала важнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² ÑаÑпаде Ðападной РимÑкой импеÑии.

Два методологических подхода к децентрализации власти

На сегодняшний день, по мнению Вардана Багдасаряна, существует два методологических подхода, которые позволяют ответить на вопрос: децентрализация – что это такое. Весь объем управленческих полномочий можно представить конкретной цифрой, которая будет составлять 100 %. В случае если более 90 % полномочий сосредоточены в руках высших органов государственной власти и лишь 10 % отданы в компетенцию органов местного самоуправления, то можно утверждать о том, что в данном государстве управление централизовано. Если процентное соотношение распределения власти находится в обратной зависимости, то есть 90 % относятся к полномочиям МСУ и лишь 10 % к властным органам на федеральном и региональном уровне, то можно говорить о том, что прошел процесс децентрализации управления.

Таким образом, первый методологический подход позволяет говорить о модели управления – чрезмерной децентрализации. Иными словами, актуальные вопросы для местного самоуправления не могут быть разрешены непосредственно на «местах». Для этого следует пролоббировать интересы конкретного населенного пункта в органах на более высоких уровнях управления, что в большинстве случаев невозможно осуществить.

Если децентрализация полномочий проходит по второй модели, то увеличивается риск сепаратизма внутри государства. Это может стать основным детерминирующим фактором распада государственности страны.

ÐеÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð² Ðнглии

ÐÑоÑеÑÑ Ð´ÐµÑенÑÑализаÑии наÑÑÑпил Ñ ÑакÑиÑеÑкого оÑказа некоÑоÑÑÑ Ð±Ð°Ñонов Ð¾Ñ ÑлÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑолевÑкой влаÑÑи. Ðни не ÑвлÑлиÑÑ Ð¿Ð¾ пÑизÑÐ²Ñ Ð¸ игноÑиÑовали ÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи. Так пÑодолжалоÑÑ Ð´Ð¾ 1213 года, пока баÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑеÑилиÑÑ ÑобÑаÑÑ Ð°ÑÐ¼Ð¸Ñ Ð¸ ÑклониÑÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»Ñ Ðº ÑобÑÑвеннÑм инÑеÑеÑам Ñилой. Ðе Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑи ÑдеÑжаÑÑ Ð³Ð½ÐµÐ² лÑдей, влаÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñла на ÑÑÑÑпки, коÑоÑÑе давали Ñеодалам и ÑеÑкви болÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ.

СилÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи (в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, вÑÐ·Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÑезмеÑно Ñезкой ÑенÑÑализаÑией) пÑивела к ÑомÑ, ÑÑо на непÑодолжиÑелÑное вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð±Ñла ÑакÑиÑеÑки заÑваÑена баÑонами и в ÑÑÑане воÑаÑилаÑÑ Ð¾Ð»Ð¸Ð³Ð°ÑÑиÑ. ЭÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð½Ð°Ð³Ð»Ñдно показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÑезмеÑного Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑенÑÑа, Ñак и излиÑней незавиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾.

ÐонÑÑие ÑенÑÑализаÑии

РполиÑиÑеÑком ÑмÑÑле ÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ — ÑÑо ÑÑиление полномоÑий ÑенÑÑа по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº пÑовинÑиÑм. ÐÑÑгими Ñловами, пеÑевод пÑоÑеÑÑов на более вÑÑокий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¸ÐµÑаÑÑии. ÐÑи Ñакой гоÑÑдаÑÑÑвенной ÑиÑÑеме ÑенÑÑалÑнÑй аппаÑÐ°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи беÑÐµÑ Ð² Ñвои ÑÑки конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð´ оÑганами меÑÑного ÑамоÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ жизнÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð² Ñелом.

ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ — заÑоÑможенное ÑазвиÑие пÑовинÑий вÑледÑÑвие ÑлиÑком огÑаниÑеннÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей. ЭÑо, в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑвÑ.

ÐÑновнÑе пÑизнаки:

  • ÐалиÑие ÑÑÑогой иеÑаÑÑии.
  • ÐонÑенÑÑаÑÐ¸Ñ ÑеÑÑÑÑов и полномоÑий в ÑенÑÑалÑном ÑпÑавлении.
  • СÑÑемление пÑавиÑелÑÑÑва к конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ ÑÑÐµÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи.

Ðажен ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ ÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ¾ÑÑÑеÑÑвима. Ðаким Ð±Ñ ÐºÑÑпнÑм ни бÑл ÑенÑÑ, он вÑегда бÑÐ´ÐµÑ Ð¾Ð³ÑаниÑен в ÑеÑÑÑÑÐ°Ñ Ð¸ возможноÑÑÑÑ. Ð ÑÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо какÑÑ-Ñо ÑаÑÑÑ Ð¾Ð±ÑзанноÑÑей пÑидеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑ Ð½Ð° меÑÑнÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ говоÑиÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¾ ÑÑепени, но никак не о полноÑÑÑÑ ÑенÑÑализованном ÑпÑавлении.

Примеры средневековых централизованных государств

Формирование централизованных государств на территории Европы начинается в XI в. Это период расцвета феодального общества. Но мелкие феодалы постепенно теряют свою независимость и подчиняются более крупным. Власть во Франции, Англии и Германии переходит в руки сильных правителей. Но английские и французские короли, императоры все еще вынуждены считаться с мнением крупных феодалов, их воля ограничивается сословно-представительными органами (английский Парламент). В период классического Средневековья вассальные отношения между королем и феодалами заменяются подданническими. Если ранее дворяне подчиняются королю из уважения и надежды на получение привилегий, то позже это входит в круг их обязанностей.

Централизация позволяет эффективнее бороться с внешними и внутренними врагами, управляя подчиненными землями на основании общего для всех закона. В централизованной стране власть принадлежит одному (нескольким — парламент) избранному народом (президент) или унаследовавшему ее по праву рождения (король).

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Иногда тоталитаризм называют одной из форм авторитарного государства — его наиболее жестким вариантом. Но чаще в обществознании разделяют эти понятия и говорят о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

реклама на Anews.com

При тоталитаризме государстве стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.

Авторитарный режим в этом смысле ведет себя мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Например, в современном Китае полновластие Компартии не мешает существованию развитой рыночной экономики. При этом попытки поставить под вопрос монополию КПК на власть или коммунистическую идеологию пресекаются жестко.

Камеры видеонаблюдения на фоне портрета Мао Цзэдуна — создателя современного китайского государства. Фото: Reuters

Тоталитаризм и авторитаризм могут сменять друг друга при сохранении внешних форм государства. Так, СССР времен И.В. Сталина обычно называют тоталитарным государством: у населения отсутствовали реальные права и свободы, был установлен полный контроль над экономикой, господствовала общеобязательная идеология, для устрашения и борьбы с «врагами народа» использовались массовые репрессии.

Однако СССР в эпоху Н.С. Хрущева или при Л.И. Брежневе — это уже авторитарный режим. Контроль в политической сфере и плановая экономика сочетались с относительной личной свободой. Идеологический контроль ослаб, массовые репрессии ушли в прошлое: преследованиям подвергали в основном диссидентов, которые публично критиковали советскую власть. 

Леонид Ильич Брежнев. СССР в эпоху брежневского «застоя» — пример авторитарного режима. Фото: РИА Новости

ЦенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð² РимÑкой импеÑии

ЯÑким оÑвеÑом на вопÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ñакое ÑенÑÑализаÑÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи, ÑвлÑеÑÑÑ Ð Ð¸Ð¼ÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑиÑ. Ðо главе гоÑÑдаÑÑÑва бÑл импеÑаÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑенаÑ, в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº пÑовинÑии наÑодилиÑÑ Ð² подконÑÑолÑном положении. ÐонеÑно, в Ñазное вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð¼ Ñо даÑовалиÑÑ Ð¿Ñивилегии, Ñо оÑнималиÑÑ, но Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ Ð²Ñегда бÑла оÑевидна.

ÐаÑалом ÑенÑÑализаÑии поÑлÑжило пÑавление оÑноваÑÐµÐ»Ñ Ð Ð¸Ð¼Ñкой импеÑии — ÐкÑавиана ÐвгÑÑÑа (27 г. до н. Ñ. — 14 г. н. Ñ.). «ÐÑÐµÑ Ð¾ÑеÑеÑÑва» взÑл под ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð¿ÑовинÑии, в коÑоÑÑÑ ÑаÑполагалиÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ñка, а оÑÑалÑнÑе ÑеÑÑиÑоÑии Ñаздал Ñленам ÑенаÑа. ФакÑиÑеÑки пеÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑодилаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ полнÑм конÑÑолем ÑенÑÑалÑной влаÑÑи. ÐÑи пÑавлении ÐкÑавиана Ñакже поÑеÑÑли ÑÐ²Ð¾Ñ ÑакÑиÑеÑкÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð½Ð°ÑоднÑе ÑобÑаниÑ. ÐÑе ÑеÑалоÑÑ Ð¸ÑклÑÑиÑелÑно импеÑаÑоÑом.

Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑилÑÐ½Ð°Ñ ÑенÑÑÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема бÑла пÑодикÑована в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÑазноÑеÑÑÑноÑÑÑÑ Ð² обÑеÑÑве. РпÑовинÑиÑÑ Ð¿Ñоживали покоÑеннÑе племена, и каждое из Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¾ Ñвое понÑÑие ÑамоÑпÑавлениÑ. ÐеобÑодимо бÑло пÑивеÑÑи Ð¸Ñ Ðº ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑдкÑ.

Ðднако, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ ÐºÑиÑиÑеÑкой ÑÑепени, ÐкÑавиан вÑделÑл ÑÑедÑÑва на ÑазвиÑие пÑовинÑий и вÑÑÑеÑки им помогал. ÐÑоме Ñого, он лиÑно обÑеÑал многие подконÑÑолÑнÑе ÑеÑÑиÑоÑии Ñ ÑелÑÑ Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑиÑÑаÑией.

Исторический маятник

Если говорить об этих процессах в контексте истории, то можно представить себе маятник. Он раскачивается от двух противоположно воздействующих сил: централизации и децентрализации. Основная цель правительства — не позволять сильной раскачки, не допускать крайностей. Получается это далеко не всегда.

Слишком сильная централизация создает напряженность на периферии. Тотальное ограничение власти самоуправления ведет к образованию оппозиционных ячеек в обществе. Причем их агрессия и решимость прямо пропорциональны степени централизации.

Если же велик уровень децентрализации, то это приводит к невозможности центра контролировать периферию. Провинциальные территории становятся слишком независимы. Они не имеют между собой никакой объединительной договоренности, а значит, каждый действует в собственных интересах. Это создает оторванность отдельного самоуправления от «общей конструкции» и, как следствие, приводит к разрозненности в государстве.

Однако часто аппарат власти не располагает выбором. Так, после сильной разрозненности необходим более сильный толчок к объединению, а значит, как следствие, грядет усиление централизации. Это, в свою очередь, ведет к протестам, которые создают разобщенность и децентрализуют государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector