Черпак

Письмо

Сами же слоны порой участвуют в «письме». В части, как известно, с современными способами общения с внешним миром есть трудности. Поэтому и используются бумажные письма. Стандартом являются физические упражнения, но порой деды оказываются гораздо изобретательней.

Когда дух получает своё первое письмо от любимой девушки, старшие надрывают край конверта, надувают его на манер хлопушки, а потом лопают об затылок духа. Ощущения неприятные, но, как верят служивые, если хлопок был громкий, то девушка всё ещё ждёт своего солдата. Если же конверт взорвался без особых спецэффектов, то и не стоит надеяться на благосклонность.

Стритрейсинг

Вдали от цивилизации мужчинам иногда хочется погонять. Учитывая то, что машин в части не наблюдается, «стритрейсингом» занимаются духи и слоны. Парни становятся на четвереньки, на руки и на ноги надеваются тапочки. И устраивают гонки по длинному коридору вдоль спален в казарме. Естественно, победил тот, кто пришёл первый. Но и тут не обходится без армейского юмора: по ходу трассы есть пит-стопы — места, где стоят дополнительные тапочки, чтобы «гонщик» смог «переобуться»; второй вариант — «ускорители» — солдаты, стоящие вдоль трассы и придающие стритрейсерам ускорение пинками. Конечно, звучит странно, но на что не пойдёшь ради развлечения?

Символика слона

Слон как животное с древности использовался в качестве грузового транспорта и, конечно же, важной боевой единицы любой армии. Поэтому солдат с титулом слона и испытывает серьезные физические нагрузки

Восприятие слона как животного и статус солдата, как «слона», взаимозависимы, и во многом противоположны. Слон – животное большое и заметное, а в армии слоны – далеко не самые авторитетные армейцы. Даже хобот в армии называют носом солдата с маленьким периодом службы. Получается, что наличие хобота (выражение длины) противопоставляется сроку службы его обладателя. Символично, что следующей ступенью в неуставной иерархии является череп (нет даже носа). Пока солдат находится в статусе слона, его службу называют слонячкой.

Дух

После принятия присяги, когда рядовой уже имеет право носить оружие и на него возлагаются другие уставные обязанности, ему присваивается звание «дух». В этом почетном звании он будет служить до 100 дней службы. В этот период он познает все прелести армейской службы. Наряды через день, уборка и ПХД, это то, из чего состоит служба рядового в этом звании.

Военнослужащие в этом звании не имеют абсолютно никаких прав, а требования к ним повышенные. Особенно, что касается личной гигиены. Если часть находится в расположении, а не на полевом выходе, то солдат должен быть выбрит, обувь должна блестеть, голова должна быть аккуратно подстрижена. За этим очень строго следят, и к тем, кто не соблюдает эти требования, относятся с особым пренебрежением.

Особое внимание в это время уделяется заучиванию устава. Этот свод правил военнослужащий должен знать наизусть

Поэтому учить устав для «духов» является привычным занятием. В это время молодым солдатам лучше держаться вместе, тогда и пережить его будет легче.

черпак I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. черпа́к черпаки́
Р. черпака́ черпако́в
Д. черпаку́ черпака́м
В. черпа́к черпаки́
Тв. черпако́м черпака́ми
Пр. черпаке́ черпака́х

чер-па́к

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).

Производное: черпать ➔ черп + ак (суффиксальный).

Корень: -черп-; суффикс: -ак [].

Семантические свойства

Черпак

Позднесредневековый черпак

Черпак из рога горного барана

Черпак для удаления льда из проруби

Черпак экскаватора

Значение

  1. разг. большая, объёмом от 100 мл и более, , с длинной ручкой, используемая для разливания супов, компотов, молока и др. и раздачи некоторых вторых блюд из посуды для приготовления (бака, бачка, кастрюли) в посуду для употребления еды (тарелки, миски, чашки) ◆ Была у него и особая длинная ложка — «черпак», в форме лодочки с высокими бортиками, чтобы ею извлекать то, что требовалось, из недра этой своеобразной походной кухни. )
  2. рег. приспособление для черпания (вычерпывания, зачерпывания), представляющее собой ковш на длинной рукоятке или без неё ◆  — Хорошо… Не забудьте черпаки для воды. Как шитик? )
  3. спец. приспособление с металлической сеткой на черенке для удаления кусков льда из проруби ◆ К стволу ивы прислонён лом, в снег черенком во́ткнут черпак с металлической сеткой — колотый лёд выхватывать. В. Бочарников, «За синими увалами», 1975 г. (цитата из )
  4. техн. часть землеройной машины, механизма экскаватора, драги и т. п. в форме ковша, предназначенная для выемки грунта или какой-либо массы (руды, угля и т. п.) ◆ Вместе с лотом погружаются особо устроенный глубоководный термометр и черпаки для поднятия проб воды, распределённые по проволоке на различных расстояниях, чтобы при одном измерении сразу получить материал с различных глубин. Э. Дескович, «Завоевание морских глубин» // «В мастерской природы», 1927 г. (цитата из )

Что никогда не сделает «правильный» «дед»

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствоват ь о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

Перевод в эту категорию военнослужащих для советского солдата означал начало принципиально нового этапа в службе – «деды» де-юре становились некоронованными лидерами армейского или флотского подразделения.

Какой была классическая “дедовщина”

Классическая “дедовщина” существовала в советской, а затем российской армии как минимум с 1967 года, когда в сухопутных войсках был установлен двухлетний срок службы вместо трёхлетнего. Это не означает, что раньше её не было, просто именно двухлетний вариант запомнился народу лучше всего. Заключался он в том, что все военнослужащие срочной службы делились на четыре основные категории, согласно сроку проведённого в рядах вооружённых сил времени.

Призыв осуществлялся раз в полгода, поэтому и счёт шёл на эти самые полугодия. Первые шесть месяцев службы солдат именовался “духом”, вторые — “слоном”, третьи — “черпаком” или “черепом”, заключительные — “дедом”. Названия приводятся самые популярные, так как в зависимости от рода войск, да и конкретной части, они могли быть разными. К тому же, отдельная система существовала на флоте, где срок службы составлял три года. Там, впрочем, употребляется слово “годковщина”, а не “дедовщина”.

Помимо перечисленных категорий, существовали две подкатегории. “Духи” до принятия присяги именовались “запахами”, а “деды” после выхода приказа об увольнения из армии до фактического увольнения — “дембелями”.

В рамках этой системы “званий” и развивались отношения в казармах всего Советского Союза, а впоследствии — постсоветских стран. Суть их состояла в том, что “деды” имели практически неограниченную власть над “духами” и “слонами” (которые между собой различались мало) и менее акцентированную — над “черпаками”. Которые, в свою очередь, тоже могли командовать первогодками, но только в границах, отведённых “дедами”.

«Духи» бывают разными

В изданном в 1991 году сборнике аналитических статей «Дедовщина в армии» (издательство «Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН») отмечается, что «духи» бывают четырех типов. Солдат мог стать «исполнителем» (к таким относились хорошо социализированные молодые люди, принимающие правила игры) или «летуном» (это мягкотелые новобранцы, которых легко сломать, и бунтовщики, которые поначалу сопротивлялись, но потом были все-таки сломлены). Эти два типа «духов» были наиболее многочисленными.

Кроме них были «борзые» – те, кто несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Если солдата не удавалось заставить повиноваться, обычно его оставляли в покое. Были и «стукачи» — в этот разряд попадали те, кто хоть раз пожаловался офицеру на издевательства. Избить стукача мог каждый, не взирая на срок службы. На них сваливали всю самую грязную работу, а в тех частях, где насаждались уголовные порядки, могли изнасиловать, и все два года службы человек оставался «опущенным».

От «дрыща» до «васьки»

Только что оторванный от семьи, обритый и неуверенный в себе новобранец в армии считался существом никчемным и прав не имел. До присяги он именовался «дрыщем», «карантином» или «бесплотным духом». Это длилось от двух недель до полутора месяцев, после чего он принимал присягу и становился «духом», салагой, «зеленым» или «ежом». Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или «чеками», а в стройбате – «васьками». «Васька-дух» прав не имел, у него были только обязанности. Он должен был выполнять пожелания старослужащих, например, доставал водку, сигареты, изображал «поезд», рассказывал сказки или чистил сапоги. Если «зеленый» соглашался с правилами, получал одобрение, если шел против, его избивали, а если не помогало, начинали травить.

Борьба за чистоту армии (и что ей мешает)

По общему мнению, подход государства к проблеме неуставных отношений примерно десять лет назад кардинально изменился. Теперь компетентные правоохранительные органы твёрдо нацелены на её решение, и, например, каждое заявление об инцидентах такого рода в военную прокуратуру автоматически влечёт за собой возбуждение уголовного дела. Призывники тщательно оповещаются о своих правах, зачастую им раздают бумажки с номерами телефонов, по которым нужно звонить в случае чего-то плохого. Но на пути этих благих начинаний стоят некоторые преграды.

Одна из них заключается в том, что командиру части невыгодно доводить до расследования случаи “неуставщины” на подконтрольном ему участке. С одной стороны, он обязан делать это, а с другой, будет нести за это ответственность. Причём независимо от степени личной вины: в наших силовых структурах так принято. Получается двусмысленная ситуация, явно не способствующая наведению порядка.

Ещё одна проблема состоит в низкой правовой культуре самих солдат. Никакие “разъяснения прав” не помогут, если человек в армии услышал о них впервые. Впрочем, это проблема всего населения страны, для которого сама категория “прав человека” представляется чем-то абстрактно-бессмысленным, а то и вовсе — вредным изобретением “враждебного Запада”.

Одной из частностей правового нигилизма призывников является широко распространённый стереотип “стучать нехорошо”, известный с детства практически каждому. Согласно нему, даже если тебя бьют численно превосходящие здоровенные лбы, ни в коем случае нельзя доносить об этом командованию — иначе тебя станут считать “плохим человеком”. Остаётся только терпеть или, в крайнем случае, умереть “достойно”.

Надо сказать, что в период классической “дедовщины” этот стереотип всячески поддерживался “дедами”, что совершенно понятно — принцип “разделяй и властвуй” вечен. Но стоит ли поддерживать его тем, кто слабее и кому он невыгоден? Это главный вопрос, на который каждый отвечает самостоятельно.

Откуда все это пошло

Общедоступные на сегодняшний день документы свидетельствуют о том, что отдельные случаи дедовщины в Российской армии имели место со времен ее зарождения как института – еще в 1919–1920-е годы. Были инциденты между старослужащими красноармейцами и новобранцами – первые показывали свое превосходство над младшими, заставляя их делать определенную работу. Тогда подобные неуставные отношения жестко пресекались. К примеру, в 1919 году трех старослужащих 30-й дивизии, забивших до смерти «молодого» за отказ выполнять их требования, расстреляли.

Считается, что истоки дедовщины в Советской армии следует искать в послевоенном времени, когда на смену ветеранам Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы пришло служить поколение, не нюхавшее пороху. Возник конфликт поколений, который в итоге разрешился путем создания альтернативной ценностной шкалы, на десятилетия определившей правила казарменной субкультуры. Плюс ко всему в армию стали проникать тюремные понятия, которые, преломившись через казарменную призму взаимоотношений, определили более четкие черты  армейских «каст» военнослужащих срочной службы. В армию после Великой Отечественной войны по демографическим причинам стали призывать молодежь с уголовным прошлым.

45 секунд — отбой!

Одна из главных вещей в армии — быстрота. Именно этому деды учат духов (слоны уже знаю это не понаслышке) с помощью команды «45 секунд — отбой!». Молодые выстраиваются в кубрике, их задача после команды добежать до кровати, раздеться («тренировка» проводится в форме), уложить одежду и лечь в кровать. Если хоть один дух проваливает задание, всё повторяется заново.

Следующий этап этой «игры» — «3 секунды — отбой!». Из одежды на духов только трусы и майка, и они должны лишь добежать до кровати и улечься. В случае неудачи команда повторяется до тех пор, пока деду не надоест. Но если молодые прошли и это испытание, то тренировка переходит в свою финальную стадию — «три контрольных скрипа». После этой команды дед считает скрипы кроватей духов, пока не заснёт. Если услышит три — то все дружно поднимаются и идут дальше оттачивать «45 секунд — отбой!».

Почему не стоит переживать из-за этой иерархии

Дедовщина (в плохом смысле этого слова) в армии перестала быть актуальной, когда срок службы в армии сократили до года, это произошло в 2008 году. Конечно, встречаются и исключения, но в большинстве случаев в армии солдат просто проходит путь от неумелого юноши до сильного мужчины, а стать таковым прихожится не без труда: нужно и духом побыть, и слоном, и черпаком, и дедом, и дембелем

Важно понимать, что кличка в армии определяет срок службы солдата, а не его личность. Неуставное звание не ставит на человека клеймо позора и не навешивает на него медаль победителя

Иерархия в армии – это лестница, шагая по которой, солдат проходит незаменимую школу жизни.

Солдату, будучи слоном, необходимо воспринимать физический труд как возможность приобрести важные для мужчины умения, повод развить мускулатуру и выносливость. Любой этап в армии временный, любые трудности имеют свой конец. В условиях отсутствия привычного для светской жизни комфорта непросто держать под контролем своё психологическое состояние, а с помощью физического труда можно выплескивать эмоциональную агрессию без вреда для окружающих. Если научиться видеть в лишениях и ограничениях солдатской жизни возможности, а не проблемы, можно достичь великолепных результатов не только в армии, но и в гражданской жизни.

Череп (черпак)

Черепов в армии также часто называют черпаками. В расшифровке «ЧЕРПАК» – «человек, ежедневно разрушающий покой армейской казармы». Это звание солдаты получают после двухсот дней с момента призыва. Иногда эту ступень пропускают из-за сокращения срока службы. Черепом быть значительно лучше, чем слоном, и, разумеется, в разы приятнее, чем духом. Черепа получают больше свободы в коллективе и не награждаются обязанностями внутри иерархии. Черепа следят, чтобы слоны и духи не расслаблялись в процессе службы, выполняли свою работу качественно. Череп — ещё не высшее звено неуставной иерархии званий, над ним располагается дед.

Иерархия. Запахи

Первая ступень, которая часто служащими и не учитывается, это эпоха бытности запахом. С того момента, как призывник прибыл в часть, он получает именно это звание. На следующую ступень он перейдёт тогда, когда примет присягу, становясь полноценным солдатом. Запахи обычно не очень хорошо ещё представляют, кто такой череп или слон в армии, но зато они полны армейской романтики, веры в то, что именно в этом месте они приобретут настоящих друзей, а может, на этом этапе они всё же пытаются смириться с тем, что в ближайшее время они вынуждены будут жить в казармах, питаться в общей столовой и подчиняться приказам.

Запахи изучают основы строевой подготовки, основы службы, именно на этом этапе случаются первые наряды, первые конфликты со старослужащими (пока ещё не заканчивающиеся ничем серьёзным), первые боли после марш-бросков. Проще сказать, запах — это кто-то вроде воспитанника младшей группы детского сада, который уже вроде как не на гражданке, но пока ещё не солдат.

Глушение тигра

Что означает слон в армии? Бесконечные «тренировки», проверки и указания от старослужащих. Слоны и духи вынуждены подстраиваться под старослужащих, а если они каким-то образом мешают последним, начинается «учёба». Одним из вариантов её является «глушение тигра». Если старший не может уснуть из-за храпа молодого, он отдаёт команду «глуши тигра!», после которой несчастного забрасывают подушками, одеялами, обувью – всем тем, что подвернётся под руку, чтобы его разбудить. Проснувшийся от такого слон разбирает всё то, что в него прилетело, и только после этого ложится спать снова, естественно, стараясь снова не захрапеть, чтобы не навлечь на себя гнев дедов.

Лось

Но на этом слон в армии не закачивает своё «веселье». Ещё более опасная и, пожалуй, многовариантная забава получила название «лось». Самый простой вариант, лось обычный — молодой ставит руки в виде рогов лося (ладонь одной руки прижимается к кисти второй и это сооружение прижимается в свою очередь ко лбу). После этого дед бьёт по этим самым рогам.

Второй вариант, более изощрённый — лось музыкальный: конструкция та же самая, только при этом слон ещё должен петь: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», а после удара – «Всё мне ясно стало теперь». Версия третья – «камышовый лось» — после лося обычного слон пятится назад, словно проходя через камыш. И последний вид – «лось бешенный» — здесь дед не бьёт, а только указывает на объект, об который с разгона должен удариться слон.

Дембеля

Кажется, что такое полтора месяца?! Но именно это время считается одновременно и самым радостным, и тоскливым. Дембель уже может позволить себе не так точно следовать командам вышестоящих, только, кстати говоря, старшин, потому что остальные ему уже давно не указ. Руководить молодыми уже тоже особого желания нет – всё застилает мысль о скорой гражданке. Но вместе с тем, на этом этапе солдат понимает, какой след в его жизни оставила армия. Слон, дух, дед, черпак, наряды вне очереди, марш-броски, готовка на кухне, бритьё под покровом ночи, чтобы никто не занял ванную – всё это вот-вот останется в прошлом. От того, к чему настолько привык за это время, отучаться будет сложновато, но дембеля прекрасно знают, что там, на гражданке, всё будет совершенно по-иному, и, возможно, это новое будет гораздо лучше казарм, приказов и нарядов.

Нитка вместо ремня

«Дед» – это военнослужащий, прослуживший полтора года. Армейские остроумцы переводили это слово как аббревиатуру «Домой Едут Дембеля». У «дедов» обязательно должен быть «свой» призыв «духов». Как только новички приходили в роту, начинался процесс перевода в «деды» из «черпаков». И если в «черпаки» посвящали ударами солдатского ремня с бляхой (а иногда и реальным черпаком, взятым с кухни), то перевод в «дедушки» был чисто символическим переходным обрядом.

По форме перевод в «деды» напоминал ритуальную «порку» кандидатов в «черпаки». Правда, имелись существенные отличия. При переводе в «черпаки» солдата лупили столько раз, сколько месяцев ему осталось до дембеля. И били бляхой чаще всего от души. Посвященный долгое время не мог сидеть. Если «черпак» произнес во время экзекуции хотя бы звук, перевод считался недействительным.

Будущий «дед» ложился на живот, на ягодицы ему клали подушку. По ним били ниткой, и «дед» должен был орать что есть мочи (якобы от боли). Если процедура перевода проходила, как положено, «дед» считался «правильным». В противном случае старослужащий получал полупрезрительный статус «беспонтового» «деда», над которым смеялись даже «черпаки» и «духи».

Кто такие «деды» и откуда они взялись

«Деды» – это привилегированна я категория солдат, ефрейторов и сержантов, прослуживших в армии полтора года (когда в СССР служили еще 2 года). По негласным правилам, «дедам» «по сроку службы не положено» выполнять ряд армейских обязанностей. За них работу должны делать «духи» (только что призванные) или «черпаки» (отслужившие год).

«Деды» – это такие «паханы» в погонах. К слову, возникновение подобного кастового деления в Вооруженных силах СССР многие объясняют как раз тем, что в армию с определенного времени стали призывать судимых. Стройбат состоял их них едва ли не наполовину.

Как отмечают исследователи феномена советской (российской) «дедовщины» – данное явление не могло возникнуть без преступного, умышленного попустительства со стороны офицеров – им было выгодно, чтобы «деды» «строили» младших по призыву, потому что так легче контролировать вверенное командиру подразделение: проще спросить со сравнительно небольшой группы старослущащих, чем следить за всем взводом (ротой).

Армейские развлечения. Присвоение «звания»

Теперь, когда мы знаем, кого называют слоном в армии, чем отличается дух от запаха и как себя ведёт дембель, можно перейти к некоторым армейским традициям, связанным с той или иной ступенью в иерархии. Интересны, например, обряды «присвоения» того или иного звания.

Солдат получает столько ударов ремнём по мягкому месту, сколько месяцев он отслужил. Причём, как замечают некоторые служащие, удары обычно такой силы, что бляха-звезда на коже отпечатывается надолго. Происходит это так: солдат ложится на табурет грудью, подложив под себя подушку, чтобы прикрыть причинное место, а старослужащий отвешивает ему удары. Причём всё это молодой должен вынести без писков и жалоб, иначе как же его такого продвигать по иерархии дальше?

Жизненное заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: с точки зрения “неуставных отношений” служба в российской армии в последние десять лет стала комфортнее и безопаснее. Но проблемы в этой области не исчезли, поэтому всем, кого ждёт призыв, необходимо хорошенько к ним подготовиться. Как в физическом плане, так и в ментальном — и в том числе, быть готовым обратиться за помощью.

В конце концов, такая подготовка пригодится и после отбытия воинской повинности, потому что армия — всего лишь отражение общества в целом, и все неприглядные черты, которые в ней есть, в том или ином виде встретятся и “на гражданке”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector