Не для войны
Содержание:
- Перестройка не заканчивается никогда
- Набор противоречий
- Отличие рестайлинга от дорейстайлинга
- Штурмовая немощь
- Тайная миссия
- Описание конструкции
- Тропой компромиссов
- Поколения и комплектации
- Электроника
- Двигатель
- Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor
- Обозначение приоритетов
- История создания F-22 Raptor
- Смутные времена
- Реальная оценка боя СУ 35 против F 22
- Сильные стороны F-22 Raptor
- Внешний вид
Перестройка не заканчивается никогда
К приборной начинке предъявлялись просто немыслимые по тем временам требования. Так, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и оперативную память в один гигабайт. Нужно сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу, используя простенький процессор i486. Но тут военных ждал удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация «Интел» сообщила о свертывании производства устаревшей модели. Между тем изначально Пентагон рассчитывал получить не менее 1200 самолетов, каждому из которых требовалось 80 (!) процессоров. Откуда же их брать-то? Lockheed Martin неоднократно пыталась «прижать» разработчиков, но «Интел» оказался крепким орешком и не захотел выпускать крайне устаревшее оборудование малыми партиями.
А потому пришлось срочно переписывать все ПО под новый процессор. Только на переделки, по официальным сведениям, пришлось потратить не менее миллиарда долларов. В общем, «неограниченные лимиты времени» оказались чертовски затратным делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…
Набор противоречий
Чисто гипотетически, так как «Раптор» Ф-22 еще не был в реальном бою, в небе самолет чрезвычайно хорош. С точки зрения радиолокационной заметности он уже не столь сильно отличается от «стандартных» машин. Со штурмовой же точки зрения самолет — просто нонсенс, так как за эти деньги можно приобрести по меньшей мере с десяток обычных штурмовиков, стоимость обслуживания которых в сотни (!) раз дешевле.
И все это отнюдь не следствие непрофессионализма конструкторов. Американцы всегда делали хорошие самолеты, опыта на этом поприще у них не отнять. Просто разработчикам к моменту первого полета пришлось делать из машины целый набор компромиссов. А это, как может понять любой технически подкованный человек, никогда ни к чему хорошему не приводило.
Отличие рестайлинга от дорейстайлинга
Официальный рестайлинг F22 концерном не проводился, но автолюбители имеют все возможности, чтобы изменить характеристики, внешний вид или салон купе. Т.е.. можно осуществить разнообразный тюнинг автомобиля. Благо на авторынке есть широкий ассортимент продукции, позволяющей улучшить качество купе. Чего только здесь нет. Можно приобрести накладки салона/на зеркала, насадки глушителя, акцентные полосы, рукоятки ручника, декоративные пленки, спойлеры, рулевые колеса, диффузоры и прочие элементы для БМВ F22, фото которых вы видите ниже.
Выхлопная/тормозная система являются важными узлами автомобиля. Для тюнинга первого узла можно приобрести глушители, а к — ним карбоновые насадки. Вторую систему можно изменить 3-мя видами комплектов, в которых содержатся наборы необходимых деталей для осей купе.
Штурмовая немощь
Примечательно, что универсальный Ф-22 «Раптор», характеристики которого мы разбираем, вообще не имеет специального оборудования для обнаружения и сопровождения наземных целей, что опять-таки снижает его штурмовые возможности до минимума. В общем-то, и в этом виноваты не конструкторы: изначально подобная аппаратура у самолета была, но ее вывели из конструкции по требованию Пентагона, когда стоимость программы совсем уж зашкалила. К чести инженеров из «Локхид-Мартин» нужно сказать, что хотя бы базовые средства для прицельного бомбометания они все же смогли сохранить. Так, в ПО самолетов имеются все необходимые опции, которые позволяют быстро и без особых потерь все же подключить нужное бортовое оборудование, если на это даст добро вышестоящее руководство.
Впрочем, пока что основным средством поражения целей на земле являются как раз-таки упомянутые выше бомбы с GPS, эффективность которых велика, но только лишь при работе по стационарным объектам. В общем и целом это именно та причина, по которой «Рапторы» не принимали никакого участия в боевых операциях США в том же Афганистане. Кого там отлавливать по GPS? Так что еще и по этой причине на вооружении американцев до сих пор стоят старые F-16, адекватной замены которым пока что нет.
Тайная миссия
Причины последнего крушения F-22 до сих пор остаются неясными, но, вероятно, уже в ближайшее время должна быть объявлена хотя бы предварительная версия. Пока же представители ВВС США отказываются называть даже цель полета, который выполнял истребитель.
Газета The Los Angeles Times, в частности, приводит слова официального представителя американских ВВС Винса Кинга, который заявил лишь то, что самолеты на авиабазе Эдвардс выполняют самые разные тестовые полеты, «начиная с испытаний структуры корпуса летательного аппарата, заканчивая проверкой авионики и компонентов радиоэлектронной борьбы».
По версии издания, среди вероятных причин катастрофы самолета могут быть названы ошибки конструкторов или обслуживавших самолет техников, а также человеческий фактор. Вину за произошедшее могут возложить и на погибшего летчика, хотя его опыт не вызывает сомнений.
49-летний Дэвид Кули более двадцати лет прослужил пилотом в американской авиации, а после увольнения в 2003 году стал летчиком-испытателем компании Lockheed Martin, которая производит новейший американский истребитель. Вместе с пилотами ВВС США он занимался испытаниями F-22 на авиабазе Эдвардс.
В официальном сообщении, которое было опубликовано на сайте воинской части в день катастрофы, сообщается, что «это очень трудный день для авиабазы Эдвардс и для всех, кто знал Дэйва как воина, летчика-испытателя и друга».
Руководство воинской части также предупреждает местных жителей о необходимости держаться подальше от места катастрофы, пока ее последствия не будут полностью ликвидированы, поскольку там могут находиться опасные взрывчатые материалы. Эту информацию косвенно подтверждает и The Los Angeles Times, отмечающая, что истребитель был полностью укомплектован вооружением.
О хронологии катастрофы также известно мало. Однако, как пишут в местной печати, истребитель упал в районе аварийной посадочной площадки для экспериментальных самолетов. После падения офицеры находившегося неподалеку калифорнийского дорожного патруля заметили дым и сообщили об этом своему руководству.
Полицейским посоветовали не приближаться к месту происшествия и пообещали послать туда спасательный вертолет. Затем пилот был доставлен в госпиталь города Викторвилль, однако спасти его не удалось.
Описание конструкции
Самолет выполнен по интегральной схеме, он имеет высокорасположенное крыло трапециевидной формы. Стреловидность передней кромки крыла – 42 градуса. В конструкции планера широко использованы титановые сплавы, алюминиевые сплавы, композитные и радиопоглощающие материалы. Композитные материалы не только позволили уменьшить уровень радиолокационной заметности самолета, но и значительно снизили его массу.
Вертикальное оперение – двухкилевое. Кили широко расставлены и имеют наклон наружу (28 градусов). Горизонтальное оперение – цельноповоротное.
Все стыки, образованные на месте соединения различных деталей и частей самолета, имеют пилообразную форму, которая уменьшает отражение электромагнитных волн.
Большое внимание уделено живучести машины, учитывалась живучесть самолета после попадания осколочно-фугасных боеприпасов, аналогичных тем, что стоят на вооружении российских ВВС. Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната
Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны
Кабина пилота имеет беспереплетный фонарь, изготовленный из поликарбоната. Он имеет особое покрытие, которое рассеивает радиоволны.
Шасси самолета трехопорное.
Силовая установка F-22 Raptor состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, они позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований для самолетов пятого поколения.
Кроме того, эти двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что значительно повышает маневренность истребителя. Сопла имеют неподвижные боковые стенки и отклоняющиеся нижние и верхние грани, что позволяют машине менять отклонения вектора тяги и регулировать сечение сопла. Кроме того, плоские сопла уменьшают заметность самолета в ИК-диапазоне.
Воздухозаборники нерегулируемые, ромбовидные, имеют S-образный канал для экранирования компрессоров двигателя от облучения.
Самолет оснащен бортовой системой БРЭО, разработанной компанией TRW, в нее входит система обработки данных, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий: систему РЭБ «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944 и БРЛС AN/APG-77.
О радаре, установленном на истребителе, стоит сказать отдельно. Это антенна с активной фазированной решеткой, которая состоит из 2 тысяч элементов, излучающих и принимающих сигнал. Данная РЛС может обнаруживать цели с ЭПР 1 м² на расстоянии 225 км в обычном режиме и на 193 км в режиме LPI, крылатые ракеты с ЭПР 0,1 м² — на дистанции 125 км.
Режим низкой вероятности перехвата (LPI) позволяет F-22 Raptor обнаруживать цели, но при этом самому оставаться незамеченным.
«Раптор» вооружен пушкой 20-мм M61A2 Vulcan, а также ракетами «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder.
Тропой компромиссов
Так, приходилось постоянно идти на ухудшение технических характеристик. К примеру, «Раптор» Ф-22 вообще не имеет наружной подвески для ракетно-бомбового вооружения, что сводит его штурмовую ценность к нулю. На это пошли оттого, что при условии наличия этой подвески самолет становился прекрасно видим для радаров. Насколько заметна машина для современных систем радиолокационного обнаружения, доподлинно неизвестно, так как «боевое» применение «Раптора» на сегодняшний день ограничивается компьютерным моделированием.
А потому вся «начинка» находится во внутренних отсеках. Всего их четыре. В двух – одна ракета, в двух других – по две. Причем, согласно требованию заказчика, они должны были стартовать как в штурмовом, так и в истребительном варианте. В результате потребовалось создавать сложнейшее устройство, которое бы могло «выпихнуть» ракету на сверхзвуковой скорости. Причем делается это сразу в два этапа. Сперва мощный пневматический привод буквально выбивает оружие из внешнего уплотненного слоя воздуха, а затем гидравлика отбрасывает снаряд на его траекторию.
Необходимо заметить, что столь мудрено запускаются далеко не все ракеты и не во всех полетных режимах: при штурмовке задействуется более простое устройство. Если не вдаваться в подробности, то при необходимости запуска снаряда открывается бомболюк, ракета укладывается на направляющие, с них же и стартует.
Поколения и комплектации
218i MT Model Advantage | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i MT Model Luxury line | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i MT Model M Sport | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i MT Model Sport line | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i AT Model Advantage | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i AT Model Luxury line | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i AT Model Sport line | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
218i АT Model M Sport | B38B15 | 1.5 л | 136 л.с. |
220i AT | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d AT xDrive Model M Sport | B47D20 | 2.0 л | 190 л.с. |
M240i AT xDrive | B58B30O0 | 3.0 л | 326 л.с. |
M240i AT | B58B30O0 | 3.0 л | 340 л.с. |
220i MT | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i MT Model Advantage | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i MT Model Luxury line | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i MT Model M Sport | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i MT Model Sport line | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i MT | N20B20U0 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i AT | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i AT Model Advantage | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i AT Model Luxury line | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i AT Model M Sport | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i AT Model Sport line | B48B20 | 2.0 л | 184 л.с. |
220i AT | N20B20U0 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d MT Model Advantage | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d MT Model Luxury line | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d MT Model M Sport | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d MT Model Sport line | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d MT | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d AT Model Advantage | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d AT Model Luxury line | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d AT Model M Sport | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d AT Model Sport line | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
220d AT | N47D20O1 | 2.0 л | 184 л.с. |
M235i MT | N55B30O0 | 3.0 л | 326 л.с. |
M240i xDrive AT | B58B30O0 | 3.0 л | 326 л.с. |
M235i xDrive AT | N55B30O0 | 3.0 л | 326 л.с. |
M235i AT | N55B30O0 | 3.0 л | 326 л.с. |
M240i MT | B58B30O0 | 3.0 л | 340 л.с. |
M240i AT | B58B30O0 | 3.0 л | 340 л.с. |
Электроника
Про электронику мы много говорили в статьях о других моделях БМВ. Здесь мы коснемся основных систем, отвечающих за безопасность.
О датчиках ABS BMW, скорее всего, знают все. Это антиблокировочная система, предотвращающая, при торможении, блокировку колес. Благодаря этой системе сохраняется устойчивость и управляемость купе даже при экстренном торможении. Но стремительный прогресс в автомобилестроении привел к росту скоростей. Новые модели могут развивать скорость до 300 км/ч. Поэтому на помощь АBS пришли другие системы.
Электронная система DSC обеспечивает контроль устойчивости, постоянно следя за поведением автомобиля. Её предназначение – предотвращение опрокидывания (меняется тяга на шасси) машины или её заноса (используется торможение). Информация поступает от разных датчиков, но основные данные идут от 4-х приборов угловых скоростей колес
По мнению экспертов, после ремней безопасности, это второе важное изобретение в сфере автобезопасности
С ними связана система DBC. Она ускоряет в приводе тормозов, при экстренном торможении, процесс нарастания давления. Поэтому обеспечивается кратчайший тормозной путь. На основе подученных данных, компьютер, выявив степень опасности ситуации, устанавливает необходимое давление в системе тормозов, чтобы сократить тормозной путь купе.
СВС контролирует процессы торможения авто и прохождения на поворотах, стабилизируя машину. Она считается оптимальной тормозной системой. Взаимодействие происходит между тормозными механизмами и педалью газа. При нажатии водителем на тормозную педаль, микрокомпьютер моментально оценивает необходимые параметры и выдает нужное тормозное усилие на конкретное колесо. Как только параметры движения изменятся, усилия будут электроникой сразу же перераспределены.
DTC БМВ также не дает автомашине уходить в занос и буксовать. Эта система автоконтроля тяги дает купе уверенность на старте, при подъеме/спуске, особенно на скользком покрытии. Если она отсутствует или выключена, водителю придется поворотами руля компенсировать порывы купе уйти в занос. С включенной системой у машины такие проблемы отсутствуют.
Вывод такой: на машинах, укомплектованных этими системами, безопасней ездить, чем на автомобилях без них.
Двигатель
Технические характеристики автомобилей БМВ 2 серии зависят от конкретной модификации. Их ходовые качества зависят от настроек и спецпрограмм управления двигателем. Но принцип работы всех двигателей общий: меньше топлива больше динамики.
Первые автомобили серии Ф22 комплектовались моторами с системами VANOS/VALVETRONIC. Бензиновая версия купе 220i оснащалась 4-цилиндровым двигателем N20B20U0, но летом 2016 г. её заменил двухлитровый агрегат В48 с мощностью 184 «лошадей». Он разгонял авто до «сотки» за 7.1 сек. и развивал предельную скорость 235 км/ч. Расход топлива на 100 км 4.7-7 л.
Среди 5-ти бензиновых версий самыми мощными считаются модели M235i/240i. Они оснащаются трехлитровыми моторами N55 и B58, развивающими мощность 326/340 «лошадок». Двигатели разгоняют купе до «сотки» за 4.8 сек. и развивают предельную скорость 250 км/ч. А вот расход топлива на 100 км у первой модификации чуть лучше, 5.9-10.3 против 6.2-10.6 л.
Самый экономичный вариант — версия 218d (бензинового аналога, 218i, нет) с двухлитровой установкой N47 или В47. У модели 220d, выпускавшейся до 2017 г., аналогичный мотор, но более сильный, 190 л.с. против 143. Расход топлива на 100 км у ни почти одинаковый. 3.6-4.8 л у 218 против 3.8-4.9 у 220. Но более мощный двигатель имеет солидное преимущество в разгоне автомобиля (7.1 сек. против 8.4) до «сотки» и развитии максимальной (230 против 213) скорости. А самой сильной дизельной версией является купе 225d.
В «базе» все силовые установки идут в комбинации с 6-ступенчатой «механикой» с режимами Comfort, Sport, Eco Pro. Опция – 8-диапазонный «автомат» Steptronic.
Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor
В основу разработки новой машины конструкторы вложили основное кредо: первым увидел – первым уничтожил. Для получения таких показателей на машине было установлено множество самых лучших систем маскировки и снижения заметности типа Stealth.
Особенностью данного истребителя было размещение вооружения во внутренней части самолета, что значительно снижало заметность. Все же самолет на крыльях имеет посадочные места для вооружения, но они практически не использовались. Данное решение конструкторов значительно повышало универсальные качества аппарата.
Корпус данного истребителя на 40% состоял из новых композиционных материалов, использование которых позволило значительно снизить массу конструкции. Данные материалы были представлены углепластиком с повышенной стойкостью от перегрева. В составе конструкции широко использовались материалы, которые поглощали радиоволны. Много деталей было оснащены ПКМ, которые изготовлены из бисмалемида, они позволяли выдерживать температуру в 230 градусов.
Такие конструкции, как фонарь кабины, отсеки шасси, были изготовлены в пилообразной форме. Данная конструкция способствовала более эффективному рассеиванию электромагнитных волн, что снижало заметность машины в полете для вражеских РЛС. Крылья самолета F-22 Raptor имели ромбовидную форму со стабилизатором вертикального типа V-образной формы. Что касается живучести машины, то она проектировалась с учетом выдерживания ударов зажигательных снарядов российского производства, которые имели калибр 30 миллиметров.
Силовая установка Raptor представлена двумя двигателями типа P&W F119-PW-100, которые оснащены реактивными соплами с плоской конструкцией. Данная схема значительно снижает заметность в ИК-спектре. На данных двигателях установлены форсажные камеры. Тяговооруженность аппарата представлена тягой в 15 876 кгс. Без применения форсажного режима двигатели выдают мощность в 11 тысяч кгс. Нужно отметить, что даже без применения форсажа машина легко преодолевает скорость звука, а данными показателями обладает считаное число самолетов. Сопла истребителя изготовлены из специальных керамических материалов, которые обладают высокими показателями поглощения радиоволн, что также снижает заметность аппарата.
В состав бортового оборудования входят две установки ЭВМ с обозначением CIP. Каждая эта система состоит из 66 модулей, а в основе каждого модуля установлен 32-разрядный процессор класса i960.
Бортовая система РЛС представлена установкой AN/APG-77, которая оснащена фазированной антенной. Особенностью антенны является то, что она состоит из 2 тысяч элементов, которые производят прием и излучение сигналов. Данная установка позволяет производить обнаружение цели на расстоянии в 225 километров, а дальность установки БРЛС составляет 525 километров. Данный радар оборудован системами защиты, что предотвращает перехват сигнала противником. Радар самолета позволяет находить цель таким образом, что враг этого и не заметит с помощью своего оборудования.
Что касается боевой мощи самолета F-22 Raptor, то она была представлена 20-миллиметровой пушкой класса M61A2 Vulcan, с помощью которой можно произвести 480 залпов. Кроме того, машина несла шесть ракет типа воздух-воздух с обозначением AIM-120C AMRAAM, также установлены две ракеты класса AIM-9M Sidewinder. На борту аппарата была размещена и бомбовая нагрузка, которая состояла из корректируемых бомб модели JDAM и управляемых бомбовых снарядов типа GBU-39. Особенностью истребителя F-22 было то, что он мог производить атаку на сверхзвуковых скоростях полета.
Истребитель F-22 Raptor характеристики:
Модификация | F/A-22A |
Размах крыла, м | 13,56 |
Длина самолета, м | 18,90 |
Высота самолета, м | 5,08 |
Площадь крыла, м | 78,04 |
Масса, кг | |
пустого | 19700 |
нормальная взлетная | 29300 |
максимальная взлетная | 38000 |
топлива | 8200 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 |
Статическая форсированная тяга, кН | 2 х 156,0+ |
Максимальная скорость, км/ч | 2410 (М=2.25) |
Крейсерская скорость, км/ч | 1963 (М=1.82) |
Перегоночная дальность, км | 3219 |
Практическая дальность с ПТБ, км | 2960 |
Боевой радиус действия, км | 759 |
Практический потолок, м | 19812 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9,0 |
Экипаж, чел | 1 |
Обозначение приоритетов
В конечном итоге до всех дошло, что так самолет Ф-22 «Раптор» дальше кульманов вообще не уйдет, а потому чем-то придется пожертвовать. Ученые получили задание максимально улучшить летные качества истребителя. Тогда инженеры решили использовать двигатели с изменяемым вектором тяги, а также значительно усовершенствовали контуры самого планера. По какой-то причине американцы предпочли остановиться только на вертикальном изменении тяги (наш Су-35, к примеру, может изменять ее и в горизонтальном направлении).
Незаметность на экранах радаров поставили на второе место. В отличие от «Хромого гоблина», то есть F-117, их использовали так, чтобы не навредить классическим очертаниям планера и не превращать самолет в утюг с точки зрения аэродинамики. Отступив от темы, скажем, что в 1990 году, когда производство «Ночного ястреба» было в спешном порядке свернуто, все деньги от этой программы перешли в наследство к «Раптору». Теоретически считается, что площадь рассеивания у F-22 Raptor равна 0,3 м². У «Гоблина» же этот показатель составлял от 0,01 до 0,0025 м². Но «Раптора» все же решили сделать именно самолетом, а не летучим утюгом. Проще говоря, компания Lockheed Martin на сей раз решила не испытывать терпение Конгресса.
Впрочем, нормального компромисса между незаметностью и точностью бомбометания все же не вышло. Пусть даже на поиск решения были потрачены немалые средства. Так, именно ради «Раптора» в свое время создали «умные» бомбы с наведением на цель по GPS. Дело в том, что в невеликие бомболюки Ф-22 попросту не умещались нормальные бомбы с активным наведением на цель. Если же использовать «простые» боеприпасы, наводящиеся на поражаемый объект по лазерному лучу, то вся незаметность самолета летит коту под хвост. Так что помощь спутника оказалась едва ли не единственным возможным решением этой проблемы.
История создания F-22 Raptor
В 1981 году американское военное ведомство подготовило техническое задание для разработки нового истребителя. Работы над новой машиной должны были вестись с учетом новейших технических достижений того времени: военные требовали оснастить истребитель совершенной авионикой, сделать малозаметным для радаров противника, установить на него принципиально новые двигатели.
Основной задачей нового самолета должно было стать завоевание господства в воздухе.
В 1986 году начался конкурс, участие в котором принимали крупнейшие американские компании. В его финальную часть вышли две группы компаний: Northrop/McDonnell Douglas и Lockheed/Boeing/General Dynamics. Именно они в 1990 году презентовали два прототипа самолетов. В следующем году победителем конкурса была объявлена группа Lockheed/Boeing/General Dynamics, она должна была построить американский истребитель пятого поколения.
На постройку предсерийной машины ушло шесть лет, первый самолет F-22 Raptor поднялся в воздух в 1997 году, серийное производство стартовало в 2001 году, а с 2005 года этот самолет начал официально эксплуатироваться.
Первая эскадрилья, полностью укомплектованная этими машинами, появилась в 2006 году.
Следует отметить, что количество машин, которые планировало закупать американское военное ведомство у производителя, постоянно снижалось. В 2006 году военные хотели приобрести 384 машины, однако уже через два года их количество снизилось более чем вдвое, до 188 самолетов. Основной причиной послужила высокая стоимость истребителя, а также разразившийся мировой кризис, который заставил американских военных несколько умерить аппетиты.
В 2009 году министр обороны США заявил о планах прекращения производства самолетов. В 2011 году с конвейера сошел последний F-22 Raptor. В том же году конгрессом США было принято решение об активизации программы другого истребителя пятого поколения — F-35 Lightning, который имел более низкую стоимость.
На сегодняшний день F-22 является единственным истребителем пятого поколения, которые прошел испытания и принят на вооружение. Кроме того, этот самолет является самым дорогим истребителем за всю историю авиации. Стоимость одной машины, без учета средств, потраченных на его разработку, составляет 146 млн долларов.
Довольно дорого обходится и обслуживание этого самолета. Основной проблемой является уязвимость радиопоглощающего покрытия, которое требует особого ухода.
F-22 Raptor не использовался в реальных боевых условиях против боевых самолетов противника. Единственный случай его применения состоялся в 2014 году, когда был нанесен ракетный удар по исламским террористам в Сирии. Но этот случай вряд ли можно назвать полноценным применением истребителя.
Смутные времена
В последнее время проект F-22 Raptor переживает не лучшие времена. Существование самого продвинутого и дорогого американского истребителя, который, как утверждают некоторые эксперты, способен оставаться невидимым даже для лучших систем ПВО, с приходом новой администрации Белого дома оказалось под угрозой.
В 1980-е годы, во время гонки вооружений между СССР и США, американская армия рассчитывала приобрести до 750 таких истребителей. Сегодня же военные умерили свои потребности. Так, согласно последним заявлениям Пентагона, в дополнение к уже заказанным 183 истребителям они хотели бы получить еще около 60, чтобы общее их количество составляло 240-250 единиц.
Причины для этого есть. Во-первых, в нынешних условиях американцам попросту не нужно такое количество самолетов, а во-вторых, покупать значительную партию дорогих истребителей в условиях финансового кризиса было бы чересчур расточительно. К слову, как отмечают в печати, один F-22 обойдется бюджету примерно в 140 миллионов долларов, хотя некоторые источники называют куда большие цифры — до 300 миллионов.
Пока же администрация Барака Обамы почему-то медлит с решением о перспективах покупки F-22, да и сам военный бюджет США, по некоторым данным, вообще могут засекретить. Однако американские промышленники уже развернули целую кампанию в поддержку этого самолета, так как в продолжении его производства заинтересована не только Lockheed Martin, но и другие субконтракторы.
Реальная оценка боя СУ 35 против F 22
Реального боя, даже учебного, у F-22 «Раптор» против Су-35 никогда не было. Зато были 2 условных столкновения истребителей, лестные для нашего самолёта:
- В июле 2008 Австралия выбирала, какие истребители купить у США. На американской базе на Гавайях смоделировали 20 воздушных боёв Су-35 против F-22 «Raptor» (а также других «эфок»: F/A-18 и F-35). В результате австралийцы отказались закупать «эфки»: авиапарк США победил только 1 раз. Детали не раскрываются, победу Су-35 объяснили сверхманёвренностью;
- В декабре 2017 F-22 «Раптор» и Су-35 встретились в Сирии. По данным российского Минобороны, F-22 мешал Су-25 планово уничтожать террористов, по американским данным, это наш самолёт нарушил их воздушное пространство (хотя откуда у них своё воздушное пространство в Сирии?). Су-35 пришёл на помощь соотечественнику, «Раптор» тут же покинул зону видимости.
«Cушки» будто специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защитил собрата Су-25 от F-22. А Су-27 однажды защитил самолёт Сергея Шойгу – опять-таки от «Раптора»!
Мнения экспертов «Business Insider» и «National Interest» сходятся по поводу 3 преимуществ Су-35 над их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):
- сверхманёвренность;
- системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, иными словами – антирадарам и антиракетам) – блокировка GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет;
- боевая нагрузка (12 ракет «воздух-воздух» дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что придаёт дополнительную мощность).
Военный эксперт портала «Defense Industry Daily» Билл Свитман также отмечает сверхманёвренность. Ракеты «воздух-воздух» моделируют, где будет цель через 1-2 сек., а фигуры вроде «кобры» или «блина» не укладываются в алгоритмы. У Ф22 к тому же нет боковых датчиков (РЛС бокового обзора). Если цель резко уходит вбок (90о и больше), «Раптору» придётся тоже менять курс и «вести» ракету, иначе она потеряет целеуказание (до финального участка оно поступает от истребителя).
Сильные стороны F-22 Raptor
Концепцию применения самолета можно описать таким девизом: «Раньше обнаружил – быстрее уничтожил».
Прекрасный комплекс электронного оборудования, в особенности мощная и совершенная РЛС, дает истребителю возможность обнаруживать противника на дальних дистанциях, а самому оставаться незамеченным.
Низкая радиолокационная заметность истребителя способствует тому, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, современные самолеты четвертого поколения перед запуском ракеты включают форсаж, чтобы набрать скорость, «Раптору» этого делать не нужно.
F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.
По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит любые самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых режимах полета.
Многофункциональность. F-22 Raptor изначально проектировали в качестве истребителя, который должен завоевать господство в воздухе. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для нанесения ударов по наземным объектам. Большая часть стандартного американского оружия «воздух-земля» просто не помещается в его внутренних отсеках. Можно крепить оружие на наружной подвеске, но в этом случае истребитель теряет свое главное преимущество: малозаметность.
Внешний вид
В обтекаемом кузовном дизайне можно отчетливо увидеть черты, характерные всем автомобилям БМВ, и в частности, купе. Потому что концерн использует при его создании уникальную концепцию. Она заключается в длинном капоте, низком силуэте, дверях с безрамным остеклением, ярко выраженном багажнике, растягивающейся линией крыши, которая плавно втекает в корму автомобиля.
Однако у BMW 2 series Coupe изменена радиаторная решетка, модифицированы задние фонари и иная головная оптика (фары Adaptive LED). А привлекательность экстерьеру автомашины придает оригинальный аэродинамический обвес. По сравнению с моделью Е82 , у кузова F22 габариты изменились. Длина/ширина увеличилась на 108/26 мм, но высота осталась прежней. По отзывам владельцев, в салоне стало чуть просторнее.
Покупателям предлагаются кузова в трех вариантах оформления.
Если заказать вариант Modern line, потребитель получит литые диски R17 (опция – V-спицевые R18 легкого сплава), радиаторную решетку с 11-ью планками, бампера с декоративными вставками из матового алюминия. В интерьере будут удачно сочетаться светлый дизайн с алюминиевыми элементами.
Для любителей спортивного стиля производитель из Баварии предлагает дизайн Sport Line. Динамичность автомобиля выражена в блестящем черном исполнении элементов дизайна. Владелец этого пакета получает наружные зеркала, бампера и радиаторную решетку с 8-ью планками спецразработки. Плюс выхлопные трубы, покрытые черным хором, и диски R17 легкого сплава (опция – R18 с двойными спицами).
В интерьере купе сразу можно заметить надпись «BMW Sport». Спортивное направление автомобиля подчеркивает черная глянцевая отделка, обладающая красной подсветкой. Здесь установлены спортивные кресла и аналогичный кожаный мультируль. Элементы салоны выполнены в красно-черном контрасте.
Более серьезную спортивную атмосферу демонстрирует пакет M Sport Package. К спортивной подвеске здесь добавляется главный элемент кузова, аэродинамический обвес, в который входят:
- Бампера;
- Боковые юбки;
- Литые диски R17 Double-spoke 460M (опция – аналогичные R18 461М)
Спортивный стиль купе также подчеркивают индивидуальные черные глянцевые линии вокруг зеркал/окон. Дополняют образ выхлопные трубы и радиаторная решетка, имеющая хромированную обводку и 8 перегородок. Цвета – белые/красные окраски, черный сапфир, синий/серый/белый/серебряный металлик. От базовой комплектации интерьер F22 с таким пакетом отличается передними спортивными креслами, оригинальными порогами, подставками для ног, кожаным мультирулем, наличием на нем лепестков переключения передач, а также разными видами салонной отделки.