Газель переехала рубиконистория появления газели и ее предшественики (от полуторки газ-аа и газ-56 до газ-3302)

Некоторые частные случаи

  • Идеальный газ — газ, в котором взаимодействие между молекулами сводится к парным столкновениям, причём время межмолекулярного столкновения намного меньше среднего времени между столкновениями. Идеальный газ является простейшим модельным объектом молекулярной физики. В классической (феноменологической) термодинамике идеальный газ — гипотетический, не существующий в природе газ, в точности подчиняющийся уравнению газового состояния Клапейрона — Менделеева: PV=νRT{\displaystyle PV=\nu \;RT}
  • Реальный газ — агрегатное состояние вещества (простого тела). Состояние реальных газов достаточно точно описывается уравнением Клапейрона в условиях далёких от температуры конденсации, (высоко перегретые пары), а в условиях, близких к конденсации, где силами молекулярного взаимодействия уже нельзя пренебречь, вместо уравнения Клапейрона — Менделеева используются приближённые эмпирические и полуэмпирические уравнения. Наиболее простым и распространённым является уравнение Ван-дер-Ваальса. Известно немало попыток теоретического вывода уравнения состояния реального газа. Американский физик Д. Майер и советский математик Н. Боголюбов с помощью методов статистической физики вывели уравнение состояния реального газа в наиболее общем виде, включающее так называемые вириальные коэффициенты, являющиеся функциями только температуры. Вириальные коэффициенты не могут быть определены теоретическими методами и должны определяться с помощью экспериментальных данных.
  • Газ Ван-дер-Ваальса — идеализированный газ, точно подчиняющийся уравнению Ван-дер-Ваальса. Важнейшим свойством этого газа является существование в такой простой модели фазового перехода газ — жидкость.
  • Частично или полностью ионизованный газ называется плазмой (иногда называется следующим агрегатным состоянием).
  • Также газом в технике и в быту кратко называют природный газ, основу которого составляет газ метан.

Кузов

Первые машины выпускались с деревянным каркасом крыши, он обшивался дерматином. Позже наладили производство автомобилей с цельнометаллическим кузовом – это и стало главной особенностью автомобиля.

Нужно отметить, что единственной легковой машиной в СССР в то время был Газ А с открытым типом кузова, поэтому «эмка» с цельнометаллическим кузовом была новшеством и настоящим прорывом.

Освоили новую технологию совместно с кузовостроительным подразделением компании Ford.

Профиль передних крыльев у М1 отличаются от Model B. Для их производства была рассчитана и разработана новая оснастка. Крылья выглядят более благородно и лучше закрывают части рамы и подвески.

Цвета окраски

Большинство выпущенных автомобилей окрашивались в черный цвет с красной полосой вдоль борта. Так же были автомобили зеленого цвета и совсем редко серые.

Салон

По нашим дням в салоне тесно, хотя пространства для ног пассажиров сзади по-настоящему много. В салоне достаточно узко, место для головы заднего пассажира «впритык», а комфортно усесться за рулём удастся не любому.

Из удобств в автомобиле разве что передний диван с регулировкой вперед-назад, ветровое стекло, которое приподнимается для вентиляции, пепельница и прикуриватель.

Обивка салона выполнена из шинельного сукна чаще всего серого или зеленого цвета. Отопителя в салоне не предусмотрено, поэтому зимой передвигаться на большие расстояния проблематично, хотя сукно все же помогает сохранять тепло в салоне.

Месторождения природного газа

Основная статья: Месторождение природного газа

Глубокое разведочное бурение на нефть и газ в России, по данным Росстата

В осадочной оболочке земной коры сосредоточены огромные залежи природного газа. Согласно теории биогенного (органического) происхождения нефти, они образуются в результате разложения останков живых организмов. Считается, что природный газ образуется в осадочной оболочке при бо́льших температурах и давлениях, чем нефть. С этим согласуется тот факт, что месторождения газа часто расположены глубже, чем месторождения нефти.

Крупнейшими запасами природного газа обладают: Россия (Уренгойское месторождение, Газпром обладает 17 % мировых запасов газа), Иран, большинство стран Персидского залива, США, Канада. Среди европейских стран — Норвегия и Нидерланды. Среди бывших республик Советского Союза большими запасами газа владеют Туркмения, Азербайджан, Узбекистан, а также Казахстан (Карачаганакское месторождение).

Метан и некоторые другие углеводороды широко распространены в космосе. Метан — третий по распространённости газ во Вселенной после водорода и гелия. В виде метанового льда он участвует в строении многих удалённых от солнца планет и астероидов, однако такие скопления, как правило, не относят к залежам природного газа, и они до сих пор не нашли практического применения. Значительное количество углеводородов присутствует в мантии Земли, однако они тоже не представляют интереса.

Газогидраты

Основная статья: Гидраты природного газа

В науке долгое время считалось, что скопления углеводородов с молекулярным весом более 60 пребывают в земной коре в жидком состоянии, а более лёгкие — в газообразном. Однако во второй половине XX века группа сотрудников Московского института нефти и газа А. А. Трофимук, Н. В. Черский, Ф. А. Требин, Ю. Ф. Макогон, В. Г. Васильев обнаружили свойство природного газа в определённых термодинамических условиях переходить в земной коре в твёрдое состояние и образовывать газогидратные залежи. Позже выяснилось, что запасы природного газа в этом состоянии огромны.

Газ переходит в твёрдое состояние в земной коре, соединяясь с пластовой водой при гидростатических давлениях до 250 атм и сравнительно низких температурах (до +22 °C). Газогидратные залежи обладают несравненно более высокой концентрацией газа в единице объёма пористой среды, чем в обычных газовых месторождениях, так как один объём воды при переходе её в гидратное состояние связывает до 220 объёмов газа. Зоны размещения газогидратных залежей сосредоточены главным образом в районах распространения многолетнемёрзлых пород, а также на небольшой глубине под океаническим дном.

ХимиÑеÑкий ÑоÑÑав пÑиÑодного газа

 


ÐÑоÑÑÑанÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐºÑÐ»Ñ Ð¼ÐµÑана

 

ÐÑновнÑм компоненÑом пÑиÑодного газа ÑвлÑеÑÑÑ Ð¼ÐµÑан (CH4) â его ÑодеÑжание ваÑÑиÑÑеÑÑÑ Ð² диапазоне 70 — 98%. ÐÑоме него в ÑоÑÑав могÑÑ Ð²ÑодиÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑжелÑе наÑÑÑеннÑе ÑглеводоÑÐ¾Ð´Ñ â гомологи меÑана:

  • ÑÑан
  • пÑопан
  • бÑÑан

Ðомимо ÑглеводоÑодной ÑоÑÑавлÑÑÑей, пÑиÑоднÑй газ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑодеÑжаÑÑ Ð½ÐµÐ¾ÑганиÑеÑкие газообÑазнÑе ÑоединениÑ:

  • водоÑод
  • ÑеÑоводоÑод
  • ÑглекиÑлÑй газ
  • азоÑ
  • инеÑÑнÑе Ð³Ð°Ð·Ñ (пÑеимÑÑеÑÑвенно гелий)

 

Некоторые характеристики элементов VIIIА подгруппы (инертных газов).

Элемент

Радиус атома, нм

Первый потенциал ионизации, эВ

Tпл., K

Tкип., K

Относительная поляризуемость атома, усл. ед.

Энергия возбужденного электрона, эВ

Гелий, He

0,122

24,58

4,18

1

Неон, Ne

0,160

21,56

24

27,18

2

16,6

Аргон, Ar

0,192

15,76

34

97,29

3

11,5

Криптон, Kr

0,198

14,00

116

120,26

12

9,9

Ксенон, Xe

0,218

12,13

162

166,06

20

8,3

Уникальными физическими свойствами обладает гелий. Во первых, это — единственное из известных в природе веществ, которое остается жидким при самых низких температурах, вплоть до 0 К. Он кристаллизуется только под давлением 25 атм. Во-вторых, гелий имеет самую низкую из всех веществ температуру кипения. Наконец, самое интересное свойство гелия — сверхтекучесть. При температурах ниже 2,2 К жидкий 4Не существует в виде смеси двух жидкостей, одна из которых имеет обычные свойства, а другая — аномальные. Сверхтекучая компонента жидкого гелия имеет практически нулевую вязкость (в 10 млрд. раз меньше, чем у воды). Это вещество способно просачиваться через мельчайшие отверстия в пористом сосуде, оно самопроизвольно вытекает из непористого сосуда, поднимаясь вверх по его стенкам, и обладает сверхвысокой теплопроводностью.

Основные модификации на базе ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ:

ГАЗ-ААА — шестиколёсный (трёхосный с колёсной формулой 6×4) грузовой автомобиль повышенной проходимости, грузоподъёмность 2,0 т. Создан на базе лицензионного грузовика «Форд-Тимкен» образца 1931 года. Годы выпуска: 1934—1943. В 1937 году получил более мощный 50-сильный двигатель и другие комплектующие от ГАЗ-ММ. Общий выпуск до 1943 года составил 37373 ед. На базе ГАЗ-ААА серийно выпускались штабной автобус ГАЗ-05-193 (1936—1945), а также серийные бронеавтомобили БА-6 (1936—1938, 394 ед.), БА-10А (1938—1939) и БА-10М (1939—1941, суммарно 3331 ед.). В конце 1930-х на укороченные шасси ГАЗ-ААА были переставлены бронекорпуса выработавших ресурс бронеавтомобилей ранних серий, таким образом были получены бронеавтомобили БА-27М (1937—1938), БАИ-М и БАИ-3М (1939—1940). Кроме того, были созданы опытные БА-6 м и БА-9; опытные плавающие бронеавтомобили ПБ-4 (1933—1934, 6 ед.) и ПБ-7 (1936/37, 1 ед.). Выпускалась боевая химическая машина БХМ-1 (1935—1937), был создан опытный санитарный бронетранспортёр БА-22 на 10 раненых (1937).
БА-10 — осенью 1941 — весной 1942 года остаточная партия бронекорпусов БА-10М, остававшаяся на Ижорском заводе, была поставлена на двухосные шасси ГАЗ-ММ. Данные бронеавтомобили поступали только на Ленинградский фронт.

ГАЗ-410 — самосвал на шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, грузоподъёмность 1,2 т, кузов цельнометаллический саморазгружающегося типа. Годы выпуска: 1934—1946.

ГАЗ-42 — газогенераторная модификация, использовавшая в качестве топлива деревянные чурки. Мощность двигателя 35-38 л.с., грузоподъёмность паспортная — 1,0 т (реальная меньше, так как значительную часть укороченной платформы занимал 150—200-килограммовый запас чурок). Годы выпуска: 1938—1950.

ГАЗ-43 — газогенераторная версия на угле. Отличалась меньшими габаритами газогенераторной установки. Выпускалась малыми партиями в 1938—1941 годах.

ГАЗ-44 — газобаллонная версия на сжатом (компримированном) газе. Баллоны с газом располагались под грузовой платформой. Выпущена малой партией в 1939 году
На автомобилях первых выпусков ставился редуктор НАТИ-СГ6, замененный впоследствии редуктором НАТИ-СГ19. Двухмембранный редуктор НАТИ-СГ19 был компактней одномембранного НАТИ-СГ6.
Вся аппаратура размещалась под капотом двигателя. Редуктор размещался над двигателем, что давало ему достаточный подогрев, предотвращающий замерзание. Для контроля указателя запаса газа в баллонах на облицовке переднего бруса кабины ставился манометр. 60 кубических метров сжатого газа хранилось в шести баллонах. Вес газовой установки составлял 420 кг. Газовое оборудование выпускал Куйбышевский карбюраторный завод.
Средний пробег автомобиля без пополнения запасов газа зависел от топлива и составлял: 150 км на коксовом газе и светильном газе, 200 на синтез-газе, 300 на метане.

НАТИ-3 — опытная полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей с приводом ленивца от стандартного моста. Испытывалась в 1934—1936.

ГАЗ-60 — серийная полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей с приводом ленивца от стандартного моста. Годы выпуска: 1938—1943.

ГАЗ-65 — модификация повышенной проходимости с гусенично-колёсным движителем с приводом от стандартных задних колёс. В 1940 году была выпущена опытно промышленная партия, показавшая полную непригодность данной схемы для условий реальной эксплуатации автомобилей как в условиях фронта, так позже и тыла (расход топлива превышал 60 л/100 км).

ГАЗ-03-30 — 17-местный автобус общего назначения с кузовом на деревянном каркасе с металлической обшивкой. Производился на мощностях смежника ГАЗа — ГЗА (Горьковский завод автобусов, ранее завод «Гудок Октября»). Годы выпуска: 1933—1950, с перерывом в 1942—1945. Самая распространённая модель советского автобуса довоенного периода.

ГАЗ-55 (М-55) — санитарный автомобиль, оснащался амортизаторами заднего моста. Вместимость: 10 человек, включая четырёх на носилках. Годы производства: 1938—1945. Самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии в период ВОВ.

ПМГ-1 — пожарный автомобиль (линейка). Годы выпуска: 1932—1941 (?). Самый массовый довоенный пожарный автомобиль в СССР, фактически с данной пожарной машины началась реальная моторизация пожарного дела в нашей стране.

По материалам сайтов 66.ru, anaga.ru

Особенности конструкции

Место водителя

Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, правая сторона.

Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, левая сторона.

На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.

Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.

Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёса с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёса с тремя отверстиями. Колёса взаимозаменяемы.

За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, при это обычно выделяют две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга:

Длиннобазные модификации (1964—1993)

Сюда относятся автомобили ГАЗ-52А (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1964—1966), ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1993) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).

  • Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
  • Рама этих автомобилей практически одинаковая.
  • Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
  • Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.

Короткобазные модификации (1966—1989)

Основными серийными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)

  • Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
  • Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
  • Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
  • Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.

По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.

  • На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
  • На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые

    Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов.

    подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала.

  • Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
  • Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.
  • Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины, кроме автомобилей защитного цвета.

История

Изначально было выпущено на заводе «Гудок Октября» в Канавине, 10 образцов американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перед запуском автогиганта (Нижегородского автомобильного завода) советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского Форд модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д., а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.

В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.

Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410. Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен. Равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта. Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Годы выпуска НАЗ (ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1942—1950.

Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

Таким образом, «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Их можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 60-х[источник не указан 438 дней].

Экология

В экологическом отношении природный газ является самым чистым видом органического топлива. При его сгорании образуется значительно меньшее количество вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Однако сжигание человечеством огромного количества различных видов топлива, в том числе природного газа, за последние полвека привело к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, который является парниковым газом. Некоторые ученые на этом основании делают вывод об опасности возникновения парникового эффекта и как следствие — потепление климата. В связи с этим в 1997 году был подписан Киотский протокол по ограничению парникового эффекта. По состоянию на 26 марта 2009 года Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов).

Выпуск ГАЗ-64 – 1941-1943 года

Помимо армейской техники Горьковский завод занимался производством танков. До сих пор сохранились данные о разработке серии плавающих танков Т-38. Их было выпущено немного – 35 штук. После испытательного периода, который техника проходила непосредственно в бою, решено выпустить усовершенствованную модификацию. Доработки привели к появлению прототипа, который получил название «Танк Молотова». Но, несмотря, на серьезные разработки осенью 1941 года было принято решение об остановке разработок в этом направлении.

Как и большинство заводов, ГАЗ во время войны был вынужден скорректировать собственные планы и перекинуть все силы на удовлетворение военных нужд. В связи с этим танки стали основным направлением деятельности. В октябре появляется Т-60, немного позже в армию начинают поступать бронированные и усиленные Т-70. Декабрь 1942 года запомнился танкистам появлением нового танка Т-80 с двухместной башней. Помимо этого Горьковский автозавод производит самоходные-артиллерийские установки  СУ-76, двигатель ГАЗ, минометы и прочее.

Нельзя не вспомнить бронированный автомобиль БА-64, который вышел с конвейера в 1942 году. Не сложно догадаться, что прототипом для него послужил ГАЗ-64. Впоследствии В.А. Грачев, который разработал эту модель, был награжден Сталинской премией. Спустя год модельный ряд ГАЗ включает легковой армейский авто с повышенной проходимостью – ГАЗ-67Б.

Во время войны ГАЗ часто подвергался атакам со стороны враждующей стороны. Стены завода переживали неоднократные бомбардировки. Часть завода смогла устоять, но большинство помещений получили сильные разрушения. Для восстановления были задействованы более 35 000 человек, которые работали на протяжении 20 часов в сутки. Завод был полностью восстановлен за 100 дней. Но, даже это не позволило вернуться к прежним темпам. Так, пришлось отказаться от выпуска грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Временно был остановлен выпуск БА-64 и еще нескольких моделей. Для государства подвиги людей не остались незамеченными, поэтому во время войны завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

Сразу после войны ГАЗ вынужден определяться с новой стратегией развития. Руководство принимает решение о расширении модельного ряда, что приводит к появлению ГАЗ Победа М-20 – в 1946 году, немного позже появляется снегоболотоход, а затем на рынок выходит небольшой грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 тонн груза.

Получение

Существуют вещества, которые при нормальных условиях сохраняются в газообразном агрегатном состоянии. Их можно разделить на две группы:

  • простые – азот, кислород, хлор;
  • сложные – аммиак, метан, углекислый газ.

Газы выделяют из атмосферы или природного газа путём окисления и адсорбции примесей.

Образованию газообразного состояния веществ способствует изменение нормальных условий. Жидкие или твёрдые вещества нагревают, тем самым разрушая химические связи и высвобождая отдельные молекулы в воздух. Например, жидкая вода при нагревании легко превращается в водяной пар, а твёрдый йод выделяет фиолетовые пары.

Рис. 1. Фиолетовые пары йода.

В лабораториях газ получают путём разложения (сжигания) сложных веществ или реакцией жидких и твёрдых соединений. Способы получения некоторых газов:

  • водорода:
    Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑;
  • кислорода:
    2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2↑;
  • углекислого газа:
    CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑;
  • аммиака:
    NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.

Рис. 2. Получение кислорода.

Полученный газ обнаруживают разными способами. Например, пропускают через жидкость и наблюдают за изменением цвета, прозрачности (известковое молочко мутнеет в присутствии углекислого газа). Некоторые газы поддерживают горение или, наоборот, тушат тлеющую лучину.

Химический состав

Основную часть природного газа составляет метан (CH4) — от 70 до 98 %. В состав природного газа могут входить более тяжёлые углеводороды — гомологи метана:

  • этан (C2H6),
  • пропан (C3H8),
  • бутан (C4H10),
  • пентан (C5H12).

Природный газ содержит также другие вещества, не являющиеся углеводородами:

  • водород (H2),
  • сероводород (H2S),
  • углекислый газ (СО2),
  • азот (N2),
  • гелий (He) и другие инертные газы.

Чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Для облегчения возможности определения утечки газа в него в небольшом количестве добавляют одоранты — вещества, имеющие резкий неприятный запах (гнилой капусты, прелого сена, тухлых яиц). Чаще всего в качестве одоранта применяется тиолы (меркаптаны), например, этилмеркаптан (16 г на 1000 м³ природного газа).

Природный газ считается более экологичным, по сравнению с углем, так как дает меньший выброс СО2 на единицу получаемой энергии.

Двигатель

Часто встречаются упоминания, что ГАЗовцы заменили восьмицилиндровый двигатель на рядную «четверку», однако это не совсем так. Ford Model B выпускался как с 4 так и с 8 цилиндровым двигателем и за основу для ГАЗ М1 взята именно 4 цилиндровая версия — Ford Model B 40A Fordor Sedan.

На ГАЗе в то время не было возможности запустить и освоить производство мотора V8, поэтому на машины устанавливали более простой и дешевый 4 цилиндровый мотор.

Важно, что двигатель V8 не имел большого превосходства над 4 цилиндровым. Объем двигателя 3,6 и 3,5 литра, мощность 65 и 50 л.с соответственно

Поэтому принятое на ГАЗе решение – выпускать машину с более простым мотором вполне оправдано.

Газ М1 с двигателем V8 все же выпускался. Восьмицилиндровый двигатель устанавливали .

Четырехцилиндровый двигатель Газ-А модернизировали по образу Model B. Оснастка для изготовления мотора была полностью советской.

В отличии от Ford у которого двигатель был жестко закреплен на раме, советские инженеры разработали плавающую подвеску на резиновых подушках благодаря чему удалось существенно снизить передающуюся вибрацию.

В дальнейшем этот двигатель устанавливали на грузовики Газ-АА, ММ и их модификации.

ÐеÑÑоÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑодного газа

 

РпÑиÑоде газ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑÑ Ð² ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑоÑмаÑ:

  • ÐазовÑе залежи в плаÑÑÐ°Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð³Ð¾ÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ñод. Ðалежи газообÑазнÑÑ ÑглеводоÑодов как пÑавило ÑоÑÑедоÑоÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° глÑбине Ð¾Ñ 1000 м. ÐопÑеки ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, газ в ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑ Ð½Ðµ в обÑемнÑÑ Ð¿ÑÑÑоÑаÑ, а пÑеимÑÑеÑÑвенно в Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¸Ñ ÑÑеÑинаÑ, микÑоÑкопиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ°Ñ Ð¸ ÐºÐ°Ð½Ð°Ð»Ð°Ñ Ð³Ð¾ÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ñод, напÑимеÑ, пеÑÑаника. Ð ÑоÑÑаве Ñакого газа пÑеобладаÑÑ Ð½Ð¸Ð·Ñие алканÑ: меÑан и ÑÑан. ÐÑÑпнейÑие запаÑÑ Ð¿ÑиÑодного газа ÑоÑÑедоÑоÑÐµÐ½Ñ Ð² РоÑÑии (УÑенгойÑкое меÑÑоÑождение), болÑÑинÑÑве ÑÑÑан ÐеÑÑидÑкого залива, СШРи Ðанаде.
  • ÐазовÑе Ñапки над неÑÑÑÑ Ð¸ ÑаÑÑвоÑеннÑй в неÑÑи газ. Такие газообÑазнÑе ÑÐºÐ¾Ð¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð·ÑваÑÑ ÐопÑÑнÑй неÑÑÑной газ (ÐÐÐ). РоÑлиÑие «ÑÑадиÑионного» пÑиÑодного газа, ÐÐРв Ñвоем ÑоÑÑаве помимо меÑана и ÑÑана ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑное колиÑеÑÑво пÑопана, бÑÑана и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑжелÑÑ ÑглеводоÑодов.
  • ÐазогидÑаÑнÑе залежи. ÐазовÑе гидÑаÑÑ â ÑÑо кÑиÑÑаллиÑеÑкие ÑоединениÑ, коÑоÑÑе обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¿ÑÑем ÑаÑÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð°Ð·Ð¾Ð¾Ð±ÑазнÑÑ ÑглевооÑодов в плаÑÑовой воде пÑи опÑеделеннÑÑ ÑеÑмодинамиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑловиÑÑ â вÑÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð¸ оÑноÑиÑелÑно Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ ÑемпеÑаÑÑÑаÑ. 1 обÑем Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñи пеÑеÑоде в гидÑаÑное ÑоÑÑоÑние ÑвÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾ 220 обÑемов газа. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑоÑма Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑодного газа бÑла оÑкÑÑÑа во вÑоÑой половине 20-го века. ÐазогидÑаÑнÑе залежи наÑодÑÑÑÑ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвенно в ÑÐ°Ð¹Ð¾Ð½Ð°Ñ ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð»ÐµÑней меÑзлоÑÑ, а Ñакже на оÑноÑиÑелÑно неболÑÑой глÑбине под океаниÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð½Ð¾Ð¼.

Ðоказано, ÑÑо болÑÑое колиÑеÑÑво ÑглеводоÑодов наÑодиÑÑÑ Ð² манÑии Ðемли, но в наÑÑоÑÑее вÑемÑ, Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑеÑниÑеÑкой недоÑÑÑпноÑÑи, они не пÑедÑÑавлÑÑÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑкого инÑеÑеÑа.

Ðомимо залежей газа в недÑÐ°Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½ÐµÑÑ, необÑодимо ÑпомÑнÑÑÑ, ÑÑо ÑглеводоÑÐ¾Ð´Ñ Ð²ÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¸ в коÑмоÑе. Ð ÑаÑÑноÑÑи, меÑан ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑеÑÑим по ÑаÑпÑоÑÑÑаненноÑÑи газом во ÐÑеленной поÑле водоÑода и гелиÑ. Ð ÑоÑме меÑанового лÑда он вÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½ÐµÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ñел. Ðднако Ñакие обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ оÑноÑÑÑ Ðº залежам пÑиÑодного газа и пÑи наÑÑоÑÑем ÑÑовне ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑнологий не могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÑенÑ.

 

История создания и развития ГАЗ-61

Разработкой нового проекта занялись в 1938 году. Главным назначили небезызвестного В.А. Грачёва, который работал вместе со своей командой опытных специалистов. Новой машиной планировали заменить устаревший ГАЗ-21М. На старте конструирования инженеры в качестве основы рассматривали американский автомобиль, созданный на базе Ford V8 с полным приводом.

В конце 30-х годов прошлого века большую популярность завоевали машины высокой проходимости с парой ведущих мостов. Советская отрасль не отставала от международных тенденций. Первопроходцем в данном направлении стал Горьковский автомобильный завод. Машина с полным приводом требовалась не только для применения в армии. Её хотели направить на изучение неизвестных территорий и строительные площадки. В середине 38-го года конструкторы получили техническое задание, исходя из которого, начали проектировать новую технику в сентябре.

В период войны условия для разработки были суровыми. Специалисты работали с маленькими перерывами, так как руководство страны поставило короткие сроки на разработку нового транспорта. Изначально хотели выпускать машину в открытом кузове типа фаэтон. В последствие данную модель реализовали как модификацию ГАЗ-61-73.

Для ускорения разработки конструкторы решили включить в устройство транспорта детали других серийных автомобилей. Часть комплектующих взяли от машины «11-40» и ГАЗ-ММ. Первые опытные образцы «работали» на американских моторах Doodge D5. При массовом выпуске использовались советские силовые агрегаты. Для новой концепции с нуля разработали передний мост и раздатку.

В 40-м году новый проект представили общественности на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Машину оценивали как перспективную разработку, которую в ближайшие годы планировали выпускать с высоким приоритетом. Технические характеристики позволяли преодолевать 43-градусные подъёмы, бездорожье и сугробы (до 40 сантиметров). При необходимости можно было перевозить прицеп с максимальной массой до 700 килограмм.

Испытания происходили на горьковском полигоне. По ходу них стало понятно, что автомобиль может заезжать на ступеньки с наклоном не более 30 градусов. По окончанию проектирования Грачёв принял решение, что потребителям будет доступно три кузова: фаэтон (ГАЗ-61-40), закрытый седан и полугрузовой пикап (ГАЗ-61-415). У ГАЗ-61-73 в годы производства не было конкурентов. Он передвигался по любому покрытию за счёт увеличенного клиренса.

Начало выпуска пришлось на зиму 41-го года. Из-за суровых температур сборку фаэтонов (ГАЗ-61-40) перевели на танкоремонтное предприятие в Москву. Для военных разработали ГАЗ-61-417, который оснащали противотанковой 57-миллиметровой пушкой. Советская армия получила быстрый и манёвренный транспорт, способный обезвреживать танки противника. Показать всю свою силу ГАЗ-61-417 не смог из малого количества выпущенных экземпляров. Производить ГАЗ-61-417 закончили уже в 1942 году, так как из-за войны не было возможности поставлять в нужном количестве шестицилиндровые двигатели и детали для корпуса. Дольше всего выпускали ГАЗ-61-73 — до 1945 года.

Трансмиссия и тормоза

Автомобили ГАЗ-ЗЗО2 комплектовались пятиступенчатыми коробками переключения передач модели ГАЗ-3302-1700010 (для бензиновых моторов) и ГАЗ-330242-1700010 (для дизеля). Модернизации ГАЗели заметно улучшили работу трансмиссии ГАЗ-ЗЗО2. Педаль сцепления стала функционировать как на легковом автомобиле – с гораздо меньшим усилием, чем ГАЗели первого поколения. Если в цифрах – усилие снизилось с 18-ти до 10-ти килограммов. Передачи стали включаться намного чётче и легче. Трогание с места сделалось более плавным, без рывков и вибраций.

Поведение ГАЗ-ЗЗО2 изменили сцепление теперь от фирмы ZF Sachs (Германия); новые подшипники первичного и вторичных валов фирмы SKF (Германия) и синхронизаторы Hoerbiger (Германия), установленные в коробке передач. Для исключения течей через манжеты коробки передач, они тоже стали импортными – фирмы Rubena (Чехия). Всё это в совокупности и дало заметный результат.

То же самое – работа тормозной системы в новой ГАЗели, по сравнению с первым поколением. При торможении стало легче дозироваться усилие на педаль. Нога чётко ощущает, когда надо дожать педаль или припустить. В этом тоже была заслуга немецких комплектующих – вакуумных усилителей Бош. Сцепление с тормозами сделано через один бачок на двоих, что способствовало упрощению конструкции и эксплуатации. Тормозной путь обновлённой ГАЗ-ЗЗО2 сократился почти на восемь процентов ( на З метра), а в некоторых комплектациях ГАЗели-Бизнес стали устанавливать антиблокировочную систему тормозов от компании Бош.

На передних колёсах установлены вентилируемые диски, а сзади – барабанные тормоза. При аккуратной езде передние колодки служат примерно 30 тысяч км, а задние – 50 — 60 тысяч км. Передних тормозных дисков хватает на пробег свыше ста тысяч километров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector