Герб россии
Содержание:
- Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
- Описание герба РФ
- Всадник на гербе: почему появился и что означает
- От Ивана III до Петра I
- Прочие и специальные толкования
- [править] Символизм российского герба
- Что символизируют цвета
- История
- История российского герба: описание для детей
- Литература
- Герб РФ на документах
- История
- Двуглавый орел при Петре I
- Герб Российской империи
Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
Большой государственный герб Российской империи 1857 г.
Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I). Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей. В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества. Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских. Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви). В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.
Описание герба РФ
Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.
Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.
Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.
Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).
Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.
Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.
Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.
Автором современного герба Российской Федерации является художник из Санкт-Петербурга Евгений Ильич Ухналев.
Всадник на гербе: почему появился и что означает
Вторым центральным элементом российского национального герба является всадник на коне, поражающий змия. Этот символ появился в отечественной геральдике задолго до двуглавого орла. Сегодня он прочно ассоциируется со святым и великомучеником Георгием Победоносцем, но изначально он имел другое значение. А с Георгием его чаще всего путали иностранцы, приезжающие в Московию.
На монетах князя Ивана II Красного впервые появляется воин, поражающий мечом змея. Правда, он был пешим. После этого мотив уничтожения различных пресмыкающихся становится одним из самых популярных на Руси. В период феодальной раздробленности его использовали разные князья, а после становления Московского государства он превращается в один из главных его символов. Значение «ездеца» довольно просто и лежит на поверхности – это победа добра над злом.
Долгое время всадник символизировал не небесного воина, а исключительно князя и его верховную власть. Ни о каком святом Георгии речи не было. Так, например, на монетах князя Василия Васильевича (это XV век) рядом с ездецом была надпись, которая уточняла, что это действительно князь.
От Ивана III до Петра I
Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)
Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.
21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.
Большая государственная печать царя Алексея Михайловича
По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.
Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».
Прочие и специальные толкования
Главной специфической чертой, отличающей гербы от прочих эмблем и иных изобразительных опознавательных знаков, является их составление и использование по правилам геральдики
Однако в ряде отраслей знания и практики в XIX—XX веках «гербами» стали называть опознавательные знаки, исходя не из особенностей их состава и применения, а из круга принадлежности (то есть «гербами» называют опознавательные знаки определённых владельцев, не принимая во внимание методы составления и использования данных знаков).. В российской археологии с середины XX века по настоящее время «гербами» называют опознавательные знаки князей и иных владельцев, вне зависимости от того, соответствуют ли эти знаки правилам геральдики.
В российской археологии с середины XX века по настоящее время «гербами» называют опознавательные знаки князей и иных владельцев, вне зависимости от того, соответствуют ли эти знаки правилам геральдики.
В российской военной среде XIX — начала XX вв. «гербами» назывались металлические опознавательные композиции (арматуры), размещаемые на парадных головных уборах (киверах, гренадерских шапках, касках) и амуниции военного форменного костюма.
В российской сфере образования конца XIX — начала XX веков «гербами» назывались металлические опознавательные знаки, размещаемые на головных уборах (фуражках, шапках) форменного костюма учащихся гимназий, реальных училищ, институтов, университетов и иных учреждений среднего и высшего образования (изредка «гербами» называли также изображения на пряжках форменных ремней учащихся).
В международной практике «гербами» с середины XX века называют опознавательные знаки государств (государственные гербы), вне зависимости от их соответствия правилам геральдики (хотя здесь имеются вариации в зависимости от национальной геральдической и лингвистической культуры той или иной страны: так, например, государственные символы Италии и Франции, ввиду их несоответствия правилам геральдики, официально именуются в этих странах не гербами, а «государственными эмблемами»; не отвечающий правилам геральдики символ Соединённых Штатов Америки официально именуется «Большой государственной печатью США»).
[править] Символизм российского герба
В разные периоды над головами орла было две или три короны, которые в геральдике традиционно указывают на ту или иную меру суверенитета, в зависимости от вида короны. На российском гербе они императорские (ранее — царские). Царь Алексей Михайлович впервые дал официально толкование, три короны означают три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. Затем три короны символизировали три титула Петра Великого, включая императорский. В новых условиях три короны обозначают три уровня власти (федеральную, региональную и муниципальную), либо три ветви власти (исполнительной, законодательной и судебной).
Скипетр и держава в лапах орла также олицетворяют государственную власть и государственное единство.
В 1917 году Временное правительство Российской республики приняло решение лишить герб трёх корон. Поскольку в своих основных чертах эмблема представляла собой двуглавого орла Российской империи, лишённого государственно-монархической атрибутики, в народе она получила прозвище «Ощипанная курица».
Две головы российского орла часто трактуются как символ двусторонней политики России, направленной как на Запад, так и на Восток — при этом Россия является отдельной цивилизацией, отличной и от Запада, и от Востока. Иногда под двумя головами орла понимается европейская и азиатская части России — государственный герб таким образом подчёркивает трансконтинентальный характер российской державы.
Следует отметить, что во времена Российской Империи орёл был чёрным, поскольку власти взяли для герба традиционные цвета Священной Римской Империи, а соответствующую работу по определению исконно русских геральдических цветов провели только при Николае II, но внедрили только в современной России.
Золотой цвет орла в геральдической традиции является символом величия и богатства. В русской иконописной традиции золотой цвет является символом Божьего присутствия, небесного света, вечности и благодати.
Красный цвет гербового щита на официальном варианте герба — это традиционный символ российского народа; цвет любви, мужества и отваги; цвет крови, пролитой в защиту Отечества. Изначальное его значение на древнерусских стягах — иконописный цвет Пасхи, то есть цвет настоящей, жертвенной Любви.
Что символизируют цвета
Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.
проект Г. А. Ильина. 1918
Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.
Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.
Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ
История
Герб Российской Республики (1917-1918)
Эскиз временной эмблемы России (с 14 сентября 1917 года — Российской республики) был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут и И. Я. Билибин. Считая, что новую эмблему российского государства может утвердить только Учредительное собрание, они предложили использовать в качестве временной эмблемы двуглавого орла эпохи Ивана III без атрибутов царской власти.
Рисунок эмблемы, исполненный И. Я. Билибиным, был утверждён председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым и министром иностранных дел П. Н. Милюковым как образец для печати. Хотя официально эмблема так и не была утверждена, она имела хождение до принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР, которой вводился герб нового государства. На территории, контролировавшейся белыми силами, эта эмблема использовалась и позднее — в частности, она присутствовала на банкнотах, выпускавшихся Уфимской Директорией.
Герб Российского государства КОНР (1918-1922)
В середине 1918 года в Екатеринодаре был проведён конкурс по разработке нового российского герба. В соответствии с условиями конкурса, от его участников требовалось сохранить изображение двуглавого орла, заменив «эмблемы царской эпохи» (корону, скипетр и державу) на эмблемы, «характерные для новой возрождающейся государственности».
Основным претендентом на победу примерно из ста представленных проектов считался герб, созданный казанским художником Г. А. Ильиным, который оставил державу и цепь ордена Андрея Первозванного, заменив корону и скипетр на крест и меч. Герб венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте.
Один из проектов герба РДФР, предложенный Учредительным собранием в 1922 году
Официально герб не был утверждён и использовался как неофициальный.
Герб РДФР (с 1922)
В марте 1922 года в Санкт-Петербурге, Учредительное собрание не утвердило принятый в 1918 году герб России, приняв альтернативную версию Г. Ильина. От прежнего герба царской России осталась лишь цепь ордена Андрея Первозванного и Святой Георгий на щите, в то время как корона, скипетр и держава были заменены на крест, колосья пшеницы и молнии, соответственно. Герб также венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте. Однако имелись отличия от проекта Ильина: появился золотой геральдический щит. Также был создан т.н. «малый герб» (без геральдического щита), который должен использоваться правительством и Вооруженными силами.
История российского герба: описание для детей
История герба России начинается со времен Средневековья. На Руси герба никогда не было, вместо него использовались изображения святых и православный крест.
Так каким же образом двуглавый орел перекочевал на герб Российского государства? Существует мнение, что символ пришел из Византии, однако есть догадки, что возможно изображение орла было заимствовано у европейских государств.
Герб с орлом в разных вариациях есть у множества стран. Пример на фото ниже.
Вот такой герб используется в Армении, похожи гербы утверждены во многих странах
Утвердили герб лишь в 16-м веке. Точной даты никто сейчас не назовет. Герб менялся с каждым новым правителем. Добавлялись или убирались элементы следующими правителями:
- 1584 1587 года — Федор Иванович «Блаженный» (сын Ивана IX Грозного) — между коронами орла появился православный крест
- 1613 — 1645 года — Михаил Федорович Романов — изображение на груди орла московского герба, третья корона
- 1791 — 1801 года — Павел Первый — изображение креста и короны мальтийского ордена
- 1801 — 1825 года — Александр Первый — отмена мальтийской символики и третьей короны, вместо скипетра и державы — венок, факел, молнии
- 1855 — 1857 года — Александр Второй — перерисовка двуглавого орла (переработка), утверждение трех корон, державы, скипетра, по центру — всадника в доспехах, убивающего змея.
Без изменений герб Российской Империи был действительным до 1917 года. После переворота новая власть утвердила более простой, «пролетарский» герб — серп и молот.
Так выглядел герб СССР на монетах
А после распада СССР и переформировании СССР в РСФСР герб был слегка переработан (фото уже есть в статье). Затем был возвращен герб, напоминающий герб Российской Империи, но в другом цветовом решении. Было это в 1993 году.
Литература
- Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
- Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М.: «Полиграф Медиа», 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
- Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
- Лукомский В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
- Трофимов-Трофимов В. Д. Familia. Руководство по учреждению собственной династии. — Спб., 2015. — 456 с.
- Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
- Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
- Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9.
- Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
- Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
- Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.
Герб РФ на документах
Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:
- в центре, если символов — нечётное количество;
- с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
- левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).
Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.
Герб Москвы
Отличительные нюансы герба РФ:
- Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
- Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
- Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.
В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.
История
Автор замысла – художник В. Круминьш. Эмблема разработана в 1918-1921 гг. Составляющие элементы имеют разный возраст и происхождение.
Лев и грифон – гербовые эмблемы средневековых латышских княжеств. Оба знака известны с середины XVI в. Стилизованное солнце – нагрудный знак, придуманный во время Первой Мировой войны. Его носили латышские солдаты, воевавшие в Российской армии.
В 1918 г. провозглашена независимость страны. Спустя 3 года Латвия утвердилась в статусе республики. В 1921 г. гербовая эмблема приняла общегосударственное значение.
В 1940 г. страна превратилась в республику СССР. Национальный символ был запрещен. С 1953 г. ее место заняла эмблема Латвийской ССР.
1990 г. – восстановление герба 1921 г. Он стал знаком Латвийской ССР. В 1993 г. республика добилась суверенитета, и герб независимой Латвии без изменений вернулся на место государственной эмблемы свободных латышей.
В 1999 г. закон «О государственном гербе Латвии» зафиксировал правила применения эмблемы и визуальные особенности изображения. В 2003-м в нормативный акт внесены поправки относительно использования каждой из 3 разновидностей герба.
Двуглавый орел при Петре I
Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.
С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах
Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором
В 1721 году важным и последним изменением при Петре – становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.
Герб Российской империи
Большой государственный герб России, 1882 год
Герб, утверждённый Павлом I в 1799 г.
Подробнее по этой теме см. Герб Российской империи.
В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму. В 1736 году императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 году Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 года.
После завоевания Мальты Наполеоном император Павел I становится главой Мальтийского Ордена. В 1799 году Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной». Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван «коренным гербом России»).
Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800 году он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако, принять этот герб до смерти Павла не успевают.
К этому времени появляются различные варианты герба: к примеру, орёл мог иметь одну корону и держать венок, молнии или факел. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский.
При императоре Александре II под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево от зрителя. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились щиты с гербами территорий в составе Российской империи.
Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков. Герб останется практически неизменным вплоть до самой февральской революции, будут вноситься лишь небольшие изменения: например, при императоре Александре III добавится герб Туркестана — ещё одной провинции Российской империи.