Законодательное регулирование науки в россии. досье

Система органов государственной власти в России

Следует различать органы государственной власти от государственных органов. Государственные органы — понятие более широкое: в России их отличительным признаком является то, что они создаются в законодательном порядке, финансируются из бюджета (федерального, регионального), наделяются компетенцией в соответствии со статьями 71, 72, 73 Конституции России. Органы государственной власти в России — это государственные органы, к тому же ещё и наделённые властными полномочиями в соответствии с Конституцией России (ст. 11).

К федеральным органам государственной власти относятся:

  • Глава государства — Президент Российской Федерации;
  • Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;
  • Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
  • Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, руководство которыми осуществляют Президент России либо Председатель Правительства России;
  • Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд России, федеральные суды (см. Судебная система России).

На уровне субъектов Российской Федерации существуют органы власти:

  • высшее должностное лицо субъекта России (может возглавлять исполнительную власть субъекта России);
  • законодательной — законодательный (представительный) орган субъекта России);
  • исполнительной — Правительство субъекта России, органы исполнительной власти субъекта России (Министерства, департаменты, управления, отделы) и их территориальные органы (если создаются);
  • судебной — Конституционный (Уставный) суд субъекта России, мировые судьи.

Все остальные органы, как-то Администрация главы государства или высшего должностного лица субъекта России, прокуратуры, следственный комитет России, Счётная палата России, контрольно-счётный орган субъекта России, Конституционное собрание России (орган до сих пор не создан), избирательные комиссии (Центральная, субъекта России), уполномоченный по правам человека (ребёнка, малочисленных народов) и прочие — являются государственными органами. Для справки см. ОК 006—2011 (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления).

Разработка нового закона о науке

Решение о разработке концепции нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» было принято 31 января 2014 г. на заседании совета по вопросам образования и науки Госдумы при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова. По итогам заседания решением председателя Госдумы Сергея Нарышкина в парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям была образована рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона. В ее состав вошли депутаты, представители Минобрнауки, Общественной палаты, РАН и других государственных академий наук, научных институтов, университетов и т.д.

В ноябре 2014 г. Минобрнауки представило макет структуры нового закона, а в феврале 2015 г. был предложен доработанный макет с детализацией отдельных статей. 1 марта 2016 г. министерство опубликовало концепцию проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». Минобрнауки продолжило разработку законопроекта и после смены руководства: в августе 2016 г. Ливанова на посту министра образования и науки сменила Ольга Васильева. В августе того же года закон был внесен на рассмотрение правительства.

26 апреля 2017 г. первое обсуждение законопроекта прошло на уровне экспертного совета профильного комитета Госдумы.

Причины принятия нового закона, планируемые нововведения

11 февраля 2014 г. на первом заседании рабочей группы по законопроекту председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев высказал мнение, что в новом законе необходимо отразить процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований.

Руководитель рабочей группы, председатель подкомитета Госдумы по государственной научно-технической политике этого комитета Александр Дегтярев в своем выступлении обратил внимание на то, что новый закон призван «сформировать институциональную основу для эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в сфере науки», «обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии ученым» и «создать условия для внедрения инновационного механизма развития самой научной сферы в целом с учетом вызовов времени». Также Александр Дегтярев обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения, поскольку до сих пор существовали разные толкования понятий «научная деятельность», «фундаментальная наука», «прикладная наука», «академическая наука», «вузовская наука», «поисковые исследования»

Также Александр Дегтярев обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения, поскольку до сих пор существовали разные толкования понятий «научная деятельность», «фундаментальная наука», «прикладная наука», «академическая наука», «вузовская наука», «поисковые исследования». В июня 2015 г

первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила доклад «Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения» и рассказала о работе Минобрнауки по модернизации правовой базы. Замминистра подчеркнула, что существующий закон о научной деятельности не отвечает жизненным реалиям: «он объективно превратился в бессистемный правовой акт, не способный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности». Наталья Третьяк назвала одним из важнейших нововведений законопроекта определение правового статуса ученого

В июня 2015 г. первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила доклад «Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения» и рассказала о работе Минобрнауки по модернизации правовой базы. Замминистра подчеркнула, что существующий закон о научной деятельности не отвечает жизненным реалиям: «он объективно превратился в бессистемный правовой акт, не способный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности». Наталья Третьяк назвала одним из важнейших нововведений законопроекта определение правового статуса ученого.

Согласно концепции законопроекта, ключевыми задачами нового закона о науке являются минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы.

18 мая 2016 г. на заседании совета по образованию Госдумы, касаясь нового закона о науке, Ливанов подчеркнул: «Наша цель — создать комфортные условия для научного творчества, для профессиональной, личностной самореализации тех, кто занимается наукой, установить понятные принципы научной карьеры».

В феврале 2017 г. в беседе с журналистами Васильева сказала: «Я убеждена, что создание открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти, — это ключевая задача». Комментируя необходимость создания нового законодательства о науке, Васильева отметила, что закон 1996 г. «не позволяет решать задачи», поставленные Стратегией научно-технологического развития РФ, подписанной 1 декабря 2016 г.

В апреле 2017 г. стало известно, что новый законопроект предполагает упрощение процедуры присуждения научных степеней — планируется узаконить их присвоение по совокупности опубликованных работ. 

Последние новости на 19.07.2020 05:08

Законопроекты

18.07.2020 10:20
991161-7 О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения максимально допустимого объема потерь в виде стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции1.1 Регистрация в САДД ГД, зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы

18.07.2020 10:20
991147-7 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)»1.1 Регистрация в САДД ГД, зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы

17.07.2020 18:52
990997-7 О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации1.1 Регистрация в САДД ГД, зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы

17.07.2020 17:59
990631-7 О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»1.2 Направление в профильный комитет, направлен в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов

17.07.2020 17:53
990282-7 О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1.2 Направление в профильный комитет, направлен в Комитет Государственной Думы по образованию и науке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector