На пути к гиперзвуку: гиперзвуковые самолеты

Перспективы российского Ю-71

По некоторым сведениям, Ю-71 прошел испытания и готовится к серийному выпуску. Хоть проект и секретный, в ряде источников указывается, что к 2025 году Россия будет располагать 40 такими глайдерами с ядерными боеголовками.

Пусть запуски Ю-71 дорогостоящие, использовать аппарат можно для разных целей. Называется и способность в кратчайшие сроки доставить боезаряд в любую точку планеты, и, например, транспортировка продовольствия, снабжения.

Размещаться Ю-71 будет, скорее всего, под Оренбургом, в тылу, так как самая уязвимая часть полета — старт и достижение орбиты. После отделения глайдера от ракеты, отследить его движение и, тем более, сбить, становится невозможным для современных систем ПРО или ПВО.

Все новое, это хорошо забытое старое

Я думаю кто-то уже догадался, о чем будет дальше идти речь, ведь даже несмотря на то, что самолет АТН-51 это просто выдумка, разного рода информация просачивалась уже давно, а на ровном месте слухи не возникают и скорее всего за основу взяли старый проект, который просто невозможно было осуществить при технологиях 70-ых, 80-ых годов прошлого века. На ум приходит только один проект, а точнее всего одна часть.

На картинке изображен орбитальный истребитель МиГ-105, именно он проектировался как охотник за спутниками, но нам интересен не он. МиГ-105 не сам взлетал в космос прямо с земли. Это был целый комплекс, который состоял из трех полноценных единиц. На высоту до 30км его поднимал ГСР – Гиперзвуковой самолет-разгонщик. Именно он по характеристикам больше всего и подходит под АТН-51.

  • Длина – 38 м
  • Размах крыльев – 16,5 м
  • Масса пустого – 36 тонн
  • Топливные баки – 16т
  • Топливо – сжиженный водород
  • Объем топливного бака — 260 кубометров
  • Максимальная Скорость – 6М
  • Максимальная дальность полета при крейсерской скорости 5М – 12000 км
  • Экипаж — 2 человека
  • Двигатели –ТРД АЛ-51
  • Тяга двигателей — 4х17500 кгс

Все характеристики вполне соответствуют и характеристикам АТН-51 кроме одной, длина 38 метров многовато даже для сверхтяжелого истребителя, это почти как Ту-22М3, который является полноценным бомбардировщиком-ракетоносцем. Но у ГСР была одна большая особенность, этот самолет использовал в качестве топлива жидкий водород, плотность которого крайне мала, всего 70 грамм на литр объема, или 70 кг на один кубометр, и очень весомую часть самолета занимали топливные баки, которые при использовании другого вида топлива можно было уменьшить или использовать под вооружение, соответственно уменьшив длину самолета до более приемлемых величин. Однако и использование жидкого водорода дает преимущества в виде очень высокой крейсерской скорости и большой дальности.

ГСР был первым самолетом, который тестировали в ЦАГИ на скорости в 4-6М, и все тесты он прошел весьма успешно. Впоследствии на его базе было опробовано множество моделей, в том числе и самолеты разведчики меньшего размера, но на керосиновом топливе с максимальной скоростью 4-4,5М.

Так же, ГСР разрабатывался не просто как стартовая площадка для МиГ-105. В дальнейшем его планировали доработать и использовать для вывода полезных грузов на орбиту, ведь комплекс состоял из трех блоков. Помимо орбитального истребителя и самолета-разгонщика, была еще и ракетная ступень, которая стартовала непосредственно с ГСР и выводила МиГ-105 на орбиту. При таком способе снижение стоимости доставки груза уменьшалось в 3-4 раза по сравнению с традиционными запусками. Орбитальный истребитель весил больше 10 тонн. Это больше, чем выводит на орбиту полезного груза ракета-носитель Союз 2,1, стоимость одного запуска которой 3,2 млрд рублей.

Конкуренты Ю-71

Гиперзвуковые технологии – предмет работы ведущих мировых держав. Некоторые добились серьезных достижений, для кого-то расходы оказались большими или не получилось вытянуть крайне технологичные проекты. Главными конкурентами России сегодня называются США и Китай.

Конкуренты Описание
1.Глайдер Advanced Hypersonic Weapon (США). Летательный аппарат AHW стал частью программы Prompt Global Strike. Технические стороны сокрыты под семью печатями. Известно только, что глайдер развивает до 8 махов скорости (10 000 км/ч). Первые испытания у него признаны успешными, а во время вторых взорвалась ракета-носитель. Так что можно уверенно говорить, что работы за океаном еще не закончены.
2.Глайдер WU-14 (КНР). Большие устремления КНР направлены на создание гиперзвуковых баллистических и крылатых ракет. Но разрабатывается также и глайдер WU-14. Известно, что он развивает до 10 махов (чуть больше 12000 км/ч). В некоторых источниках также приводится информация, что китайцы работают над собственным прямоточным гиперзвуковым двигателем специально для прямого запуска глайдера с самолетов.

Человечество в 21 веке вплотную подобралось к гиперзвуковому оружию.

Если верить утечкам информации, то Россия может быстрее остальных заявить о финальной стадии, а именно принятии на вооружение таких технологий. Это принесет ощутимое преимущество в военном плане.

В произведениях искусства и массовой культуре

В фильмах
  • В советском кинофильме 1960-х годов «Барьер неизвестности» показаны испытания вымышленного экспериментального гиперзвукового самолёта с ядерным ракетным двигателем.
  • В телефильме «Звёздный полет: Самолёт, который никогда не садится» (, 1983) предлагается концепция гиперзвукового реактивного авиалайнера для перевозки пассажиров, разработанный вымышленной компанией «Торнволл Авиашн». Воздушное судно использует ГПВРД для достижения высокой точки в стратосфере для двухчасового путешествия из Лос-Анджелеса в Сидней с использованием водорода в качестве топлива. Так как НАСА имеет опыт работы с этим топливом, оно используется для дозаправки авиалайнера, который в результате аварии застревает на орбите.
  • В фильме 2005 года «Самолёт-невидимка» вымышленные военные самолёты и БПЛА EDI используют импульсные детонационные двигатели с ГПВРД.
В других медиа
  • Истребитель «Mave» в японском анимационном фильме «Юкикадзе» имел режим в своем списке возможностей, называемый RAM-AIR, который, как утверждалось, был , но по возможностям скорее соответствовал ГПВРД.
  • В эпизоде «Ящик Пандоры» в телешоу «Числа» телеканала CBS разбившийся самолёт перевозил ГПВРД в качестве незадекларированного груза.
  • Одна из опций выбора типа двигателя в игре Ace Combat X: Skies of Deception для самолёта с настраиваемым набором двигателей и других компонентов называется SCRAMjet.

Станция визуально-оптических помех «Грач».

Эта станция создана специально для защиты военных кораблей в ночное и сумеречное время. По словам разработчиков, прибор, «ослепляющий» живую силу и оптические приборы врага, позволяет скрыть высадку десанта, уберечь людей и суда от прицельного огня в ходе военных операций. Станция «Грач» предназначена для установки на надводных кораблях, судах на воздушной подушке, кораблях на подводных крыльях, различных катерах.

Отмечается, что с помощью высокоинтенсивного светового излучения устройство подавляет визуально-оптические и оптико-электронные приборы наблюдения и прицеливания. Прибор также может использоваться в качестве мощного прожекторного устройства или для передачи светосигнальных сообщений на дальностях метеорологической видимости.

Из истории авиации

«Зильбертфогель»

Впервые создать гиперзвуковой самолёт пытались ещё во время Второй мировой войны в нацистской Германии. Автором этого проекта, который назывался «Зильбертфогель» (серебряная птица) был австрийский учёный Ойген Зенгер. Самолёт имел и другие названия: «Amerika Bomber», «Orbital-Bomber», «Antipodal-Bomber», «Atmosphere Skipper», «Ural-Bomber». Это был бомбардировщик-ракетоплан, который мог нести до 30 тонн бомб. Он предназначался для бомбардировки США и промышленных районов России. К счастью, в те времена на практике такой самолёт построить было невозможно, и он остался только в чертежах.

North American X-15

В 60-е годы ХХ века в США был создан первый в истории самолёт-ракетоплан Х-15, основной задачей которого было изучение условий полёта на гиперзвуковых скоростях. Этот аппарат смог преодолеть высоту 80 км. Рекордом считался полёт Джо Уокера, выполненный в 1963 г., когда была достигнута высота 107,96 км и скорость 5,58 М.

Х-15 был подвешен под крылом стратегического бомбардировщика «Б-52». На высоте 15 км он отделился от самолёта-носителя. В этот момент включился его собственный жидкостный ракетный двигатель. Он проработал 85 секунд и отключился. К этому времени скорость самолёта достигла 39 м/с. В самой высокой точке траектории (апогее) аппарат был уже за пределами атмосферы и находился в невесомости почти 4 минуты. Пилот провёл запланированные исследования, с помощью газовых рулей направил самолёт в атмосферу и вскоре приземлился. Рекорд высоты, достигнутый Х-15, продержался почти 40 лет, до 2004 г.

X-20 Dyna Soar

С 1957 по 1963 г.г. по заказу военно-воздушных сил США компанией Boeing проводились разработки пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика Х-20. Программа называлась X-20 Dyna-Soar. На орбиту на высоту 160 км Х-20 должна была выводить ракета-носитель. Скорость самолёта планировалась немного ниже первой космической, чтобы он не стал спутником Земли. С высоты самолёт должен был «нырять» в атмосферу, снижаясь до 60-70 км, и проводить либо фотографирование, либо бомбометание. Затем снова поднимался, но уже на высоту, меньшую первоначальной, и снова «нырял» ещё ниже. И так до тех пор, пока не приземлялся на аэродроме.

На практике было изготовлено несколько макетов Х-20, подготовлены пилоты-астронавты. Но по ряду причин программу свернули.

Проект «Спираль»

В ответ на программу X-20 Dyna-Soar в 1960-е г.г. в СССР был начат проект «Спираль». Это была принципиально новая система. Предполагалось, что мощный самолёт-разгонщик с воздушно-реактивными двигателями, весом в 52 т и длиной 28 м, разгоняется до скорости 6 М. С его «спины» на высоте 28-30 км стартует пилотируемый орбитальный самолёт весом 10 т и длиной 8 м. Оба самолёта, взлетающие с аэродрома вместе, могли каждый в отдельности осуществлять самостоятельную посадку. Кроме того, самолёт-разгонщик с его гиперзвуковой скоростью планировали использовать ещё и как пассажирский авиалайнер.

Так как для создания такого гиперзвукового самолёта-разгонщика требовались новые технологии, то в проекте предусматривалась возможность использовать не гиперзвуковой, а сверхзвуковой самолёт.

Вся система разрабатывалась в 1966 г. в конструкторском бюро ОКБ-155 А.И. Микояна. Два варианта модели прошли полный цикл аэродинамических исследований в центральном аэродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского в 1965 – 1975 г.г.  Но создать самолёт всё-таки не получилось. И эта программа, как и американская, была свёрнута.

История

В середине 1980-х годов на НПО машиностроения в Реутове под руководством главного конструктора Павла Судюкова начались работы над проектом под шифром «4202». Целью работы были попытки найти ответ на систему противоракетной обороны США. Тогда впервые было предложено создать специальную межконтинентальную ракету, которая оснащалась бы планирующим крылатым боевым блоком. Программу утвердили в 1987 году — она получила наменование «Альбатрос».
В 1989 году от создания специальной ракеты-носителя по экономическим причинам отказались. Однако конструкторы сумели убедить правительство, что разработку хотя бы планирующего блока надо продолжать. Разрешение было получено. Ради экономии в качестве носителя была выбрана уже имеющаяся ракета УР-100Н УТТХ.

Два самых первых испытательных пуска системы состоялись ещё в начале 1990 года, но после распада СССР началось ещё большее сокращение оборонных заказов. В условиях кризиса генеральный конструктор Герберт Ефремов смог сохранить технический и кадровый потенциал предприятия.

В связи с выходом США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны в 2001 году и ростом напряженности в российско-американских отношениях в российском правительстве приняли решение возобновить разработки системы.
В феврале 2004 года начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский сообщил: «В ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом манёвры».
В сентябре 2005 года президент России В. Путин сообщил: «Мы разрабатываем новые стратегические комплексы, каких нет ни у кого в мире. Они будут работать на гиперзвуке, менять направление по курсу и высоте. Практически неуязвимые для противоракетной обороны».
С 2013 по 2015 год была произведена серия неудачных испытаний — не удавалось решить проблему устойчивого управления аппаратом и обеспечить его защиту от сверхвысоких температур, из-за чего правительство планировало закрыть проект. Однако разработчики снова уговорили продолжить работы.
После ряда экспериментов конструкторам удалось создать надёжную систему управления и жаропрочные материалы. Блок был оборудован системой терморегуляции разработки московского НПО «Наука».

1 марта 2018 года в своём послании Федеральному собранию Путин рассказал о разработке системы «Авангард» и показал анимированные кадры её работы.

В 2018 году стало известно, что из госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-27) исключены комплекс РС-26 «Рубеж» и БЖРК «Баргузин»; вместо них в ГПВ-27 включён ракетный комплекс «Авангард» шахтного базирования с МБР УР-100Н УТТХ и управляемым боевым блоком, как имеющий более важное значение для обороноспособности страны. Причиной исключения других комплексов названа невозможность одновременного финансирования вышеназванных программ.. В перспективе в качестве носителя управляемых боевых блоков могут быть использованы ракеты РС-28 «Сармат».

В перспективе в качестве носителя управляемых боевых блоков могут быть использованы ракеты РС-28 «Сармат».

История гиперзвуковых аппаратов

Гиперзвук — далеко не новое направление развития средств нападения. Создание летательных аппаратов со скоростью в несколько раз превышающую скорость звука (более 5 Махов) началось еще в гитлеровской Германии, в самом начале ракетной эры. Эти работы получили мощный толчок после начала ядерной эпохи и шли в нескольких направлениях.

В разных странах стремились создать устройства, способные развивать гиперзвуковую скорость, были попытки создания гиперзвуковых крылатых ракет, а также суборбитальных летательных аппаратов. Большая часть подобных проектов закончилось безрезультатно.

В 60-е годы прошлого столетия в США начались разработки проекта гиперзвукового самолета North American X-15, который мог бы совершать суборбитальные полеты. Тринадцать из его полетов были признаны суборбитальными, их высота превысила 80 километров.

В Советском Союзе был похожий проект под названием «Спираль», который, правда, так и не был воплощён в жизнь. По замыслу советских конструкторов, реактивный самолет-разгонщик должен был достигать гиперзвуковой скорости (6 М), а затем с его спины взлетал суборбитальный аппарат, снабженный ракетными двигателями. Этот аппарат планировали использовать главным образом в военных целях.

Работы в этом направлении ведутся сегодня и частными компаниями, которые планируют использовать подобные аппараты для суборбитального туризма. Однако эти разработки идут уже на современном уровне развития технологий и, скорее всего, закончатся успешно. Сегодня для обеспечения высокой скорости подобных аппаратов часто используют прямоточные воздушно-реактивные двигатели, что позволит сделать использование подобных самолетов или беспилотников сравнительно дешевым.

В этом же направлении продвигается и создание крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью. В США развивается правительственная программа Global Prompt Strike (быстрый или молниеносный глобальный удар), которая направлена на обретение возможности наносить в течение одного часа мощный неядерный удар по любой точке планеты. В рамках этой программы разрабатываются новые гиперзвуковые аппараты, способные как нести ядерный заряд, так и обходиться без него. В рамках Global Prompt Strike продвигаются нескольких проектов крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью, но похвастать серьезными достижениями в этом направлении американцы пока не могут.

Подобные проекты разрабатываются и в России. Самой быстрой крылатой ракетой, принятой на вооружение, является противокорабельная ракета Brahmos, созданная совместно с Индией.

Если говорить о космических аппаратах, развивающих гиперзвуковую скорость, то следует вспомнить космические корабли многоразового использования, которые развивают во время спуска скорость во много раз больше скорости звука. К подобным кораблям относятся американские шаттлы и советский «Буран», но время их, скорее всего, уже прошло.

Если мы говорим о беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратах, то следует отметить гиперзвуковые боевые блоки, которые являются боевой частью баллистических ракетных комплексов. По сути, это боеголовки, способные маневрировать на гиперзвуковых скоростях. Их еще часто называют глайдерами за способность планировать. Сегодня известно о трех странах, в которых ведут работы над подобными проектами — это Россия, США и Китай. Считается, что именно КНР является лидером в данном направлении.

Американский гиперзвуковой боевой блок AHW (Advanced Hypersonic Weapon) прошел два испытания: первое успешно (2011 год), а во время второго ракета взорвалась . По информации некоторых источников, глайдер AHW может развивать скорость до 8 Махов. Разработка этого аппарата проводится в рамках программы Global Prompt Strike.

В 2014 году Китай провел первые успешные испытания нового гиперзвукового аппарата-глайдера WU-14. Есть данные, что этот боевой блок может развивать скорость около 10 Махов. Его можно устанавливать на различные типы китайских баллистических ракет, кроме того, есть информация, что Пекин активно работает над созданием собственного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, который можно будет использовать для создания аппаратов, запускаемых с самолетов.

Российским ответом на разработки стратегических конкурентов должен стать аппарат Ю-71 (проект 4202), который был испытан в начале нынешнего года.

Американская помощь или успешный шпионаж?

Американцы же тем временем, поддавшись в 1980-х годах обаянию виртуальных концептов «гиперзвукового ракетоплана» Х-30 от Rockwell, который бы долетал из Далласа в Токио за два часа, внезапно осознали, что снова погнались за красивыми картинками, построив очередной «замок на песке» — гламурную обертку, под которой у них совершенно не было никакой реальной технологии. В итоге к началу 1990-х годов проект Х-30 был окончательно похоронен и стыдливо забыт.

А в реальности американцы начали работать над гораздо более скромным гиперзвуковым аппаратом Х-43A, который они стали запускать, как и многие другие гиперзвуковые аппараты, уже не с аэродрома, а с «воздушного стартового стола» — все того же проверенного бомбардировщика В-52. Кроме того, внезапно выяснилось, что несмотря на все усилия США по разработке собственного ГПВРД, их фактические достижения так и остались в районе недоделанного ГПВРД для ракетного гиперзвукового самолета Х-15 и сугубо виртуальных, никогда не реализованных в металле концепций Dyna Soar Х-20 и «космического ракетоплана» Х-30.

Американцы начали работать над гораздо более скромным гиперзвуковым аппаратом Х-43A, который они стали запускать уже не с аэродрома, а с того же проверенного бомбардировщика В-52. Фото nasa.gov

В итоге все 1990-е годы американцы стали действовать привычным им способом, просто покупая любые результаты, полученные на гиперзвуковом летательном аппарате «Холод» в уже независимой, но тогда ужасно безденежной России. Поэтому оказалось, что программа Х-43A, которая стала ключевой для всех последующих разработок американских гиперзвуковых аппаратов, по факту была построена отнюдь не на собственных американских разработках, а на позаимствованной у СССР и России технологии из проекта «Холод».

В середине 2000-х годов, на фоне выхода США из договора о ПРО, сотрудничество между Российской Федерацией и США в вопросе гиперзвуковых аппаратов было в значительной мере свернуто. На этом фоне американцы к середине 2000-х годов все-таки добились устойчивых результатов на своем Х-43А. После неудачи первого пуска, второй полет гиперзвукового аппарата уже прошел в устойчивом режиме. В третьем полете, который случился 16 ноября 2004 года, гиперзвуковая лаборатория Х-43А показала рекордную скорость 9,6М (11 200 км/час, или же почти что 3,2 км/c — 40% от первой космической скорости). Однако дальше американские разработки «почему-то» встали. Совпадение? Ну как сказать…

На сегодняшний день у США формально числится сразу несколько гиперзвуковых разработок, чье описание достойно отдельной статьи. Однако ни в одной из программ никакого значительного прогресса не наблюдается вот уже доброе десятилетие. Наверное, и в самом деле «злые русские» украли все американские наработки по гиперзвуку. Или же, что гораздо более вероятно — русские просто перестали допускать американцев к своим достижениям.

Алексей Анпилогов, vz.ru

ПромышленностьОПКОбществоИстория

А что у нас?

Каких успехов добилась наша страна в данной области? Какое оно гиперзвуковое оружие России?

Советский Союз активно занимался исследованиями в этом направлении, но после его развала практически работы были прекращены или приостановлены. Наверстать упущенное удалось только к середине нынешнего десятилетия.

«Авангард». В апреле 2016 года в СМИ появились сообщения об успешном испытании гиперзвукового боевого блока для баллистических ракет. В Министерстве обороны РФ эту информацию комментировать отказались, и только через несколько месяцев в военном ведомстве признали наличие данного проекта. 1 марта 2020 года Путин подтвердил существование нового гиперзвукового управляемого боевого блока (УББ), который в настоящее время проходит испытания. Ему присвоено обозначение «Авангард».

Боевой блок «Авангард». Таким он показан в видеоролике Министерства обороны

По понятным причинам информации об этой системе очень мало. Известно, что она является продолжением проекта УББ 15Ф178, разработка которого началась еще в 1987 году. Боевой блок имеет биконическую конструкцию, для маневрирования по тангажу и крену используются рули и стабилизаторы. Скорость УББ на баллистической части траектории составляет 20 М. Американским аналогом российского «Авангарда» являются УББ AHW и Falcon HTV-2.

Гиперзвуковая ракета «Кинжал». Это еще одна новинка, о которой Путин рассказал во время своего выступления. Она представляет собой авиационную модификацию оперативно-тактической ракеты «Искандер», работы над которой также начались еще в советский период. Испытания «Кинжала» завершились в конце минувшего года, и сейчас этот комплекс находится на опытно-боевом дежурстве, полноценная эксплуатация начнется в 2020 году. Пока единственным носителем для данной ракеты являются истребители-перехватчики МиГ-31, а в будущем ими также планируют оснастить модернизированные ракетоносцы Ту-22М3М. Масса боевой части «Кинжала» составляет 500 кг, максимальная скорость – около 10 М.

Аэробаллистическая ракета «Кинжал» и ее носитель — истребитель МиГ-31

Противокорабельный «Циркон»

Не имея возможности на равных противостоять военно-морским силам США и блока НАТО, в СССР большое внимание уделялось созданию противокорабельных ракет. Поэтому России в этой области достался огромный задел. В 2016 году в американском издании National Interest появилась информация о начале испытаний российской гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», причем в статье подчеркивалось, что ничего подобного у США нет

Планируется, что этот боевой комплекс будет принят на вооружение уже в этом году. Дальность полета «Циркона» составляет 400 км, масса боевой части – около 400 кг, а его максимальная скорость достигает 8 Махов. Маршевый участок полета проходит на высоте 30-40 км, где меньше сопротивление воздуха

В 2016 году в американском издании National Interest появилась информация о начале испытаний российской гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», причем в статье подчеркивалось, что ничего подобного у США нет. Планируется, что этот боевой комплекс будет принят на вооружение уже в этом году. Дальность полета «Циркона» составляет 400 км, масса боевой части – около 400 кг, а его максимальная скорость достигает 8 Махов. Маршевый участок полета проходит на высоте 30-40 км, где меньше сопротивление воздуха.

Несмотря на небывалый ажиотаж последних лет, достижения в области создания гиперзвукового оружия и транспортных средств пока очень посредственны. Вероятно, что действующий ГЗЛА мы увидим не ранее середины следующего десятилетия. России придется вкладывать серьезные ресурсы в «гиперзвуковую гонку», так как в противном случае есть риск потерять слишком много.


Автор статьи:

Никифоров Владислав

Китайский проект гиперзвукового самолёта DF-ZF

27 апреля 2016 года американское издание «Washington Free Beacon» со ссылкой на источники в Пентагоне сообщило миру о седьмом испытании гиперзвукового китайского летательного аппарата DZ-ZF. Летательный аппарат был запущен с космодрома Тайюань (провинция Шаньси). По данным газеты самолёт совершал манёвры на скорости от 6400 до 11200 км/ч, и упал на полигоне в Западном Китае.

«По оценке разведки Соединенных Штатов, КНР планирует использовать гиперзвуковой самолёт в качестве средства доставки ядерных зарядов, способного преодолевать системы ПРО, — отметило издание. — DZ-ZF также может использоваться в качестве оружия, способного уничтожить цель в любой точке мира в течение часа».

Согласно анализу проведённому разведкой США всей серии испытаний — запуски гиперзвукового самолёта осуществлялись баллистическими ракетами малой дальности DF-15 и DF-16 (дальность до 1000 км), а также средней дальности DF-21 (дальность 1800 км). Не исключалась дальнейшая отработка запусков на МБР DF-31А (дальность 11200 км). По программе испытаний известно следующее: отделяясь от носителя в верхних слоях атмосферы, аппарат конусообразной формы с ускорением планировал вниз и маневрировал на траектории выхода на цель.

Несмотря на многочисленные публикации иностранных СМИ о том, что китайский гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) предназначен для поражения американских авианосцев, китайские военные эксперты отнеслись к таким заявлениям скептически. Они указали на общеизвестный факт, что сверхзвуковая скорость ГЛА создаёт вокруг аппарата облако плазмы, которое мешает работе бортовой РЛС при корректировке курса и наведении на такую подвижную цель, как авианосец.

Как заявил в интервью China Daily профессор Командного колледжа ракетных войск НОАК полковник Шао Юнлин: «Сверхвысокая скорость и дальность делает его (ГЛА) превосходным средством уничтожения наземных целей. Он, в перспективе, может заменить межконтинентальные баллистические ракеты».

Согласно докладу профильной комиссии Конгресса США, DZ-ZF может быть принят на вооружение НОАК в 2020 году, а его усовершенствованная дальнобойная версия — к 2025 году.

Тяжёлая межконтинентальная ракета «Сармат».

Эта ракета так же находится сейчас в разработке. По словам конструкторов, «Сармат» уже летает не по баллистической траектории, он маневрирует, находясь в верхних слоях атмосферы на высотах в несколько десятков километров. При этом определить куда летит этот объект физически невозможно. Ожидается, что «Сармат» заменит знаменитую ракету РС-20 «Воевода», которую на западе прозвали «Сатана» (на фото). Новая ракета сможет нести более 4 тонн ядерного боезаряда на расстоянии до 10 тысяч километров. А если в качестве носителя этой боеголовки использовать Ю-71, это в разы увеличит вероятность поражения цели.

«Ю-71» как инструмент ограничения эффективности заокеанской противоракетной обороны

До февраля текущего года достоверные сведения об Объекте 4202 отсутствовали. Нигде не всплывала и информация о боезаряде «Ю-71» (Yu-71). Но после запуска прототипа с Домбаровского полигона, что под Оренбургом, все точки над «и» были окончательно расставлены. Судя по официальному докладу, к 2025 году местный полк РВСН получит более 20 специальных установок, каждая из которых сможет работать с «неуязвимыми зарядами». За этой формулировкой скрывается то, о чём так давно говорят – гиперзвуковые ракеты России новейшего образца.

Отдельные аналитики утверждают, что февральские испытания прошли не совсем гладко – мол, носителем выступала «осовремененная» УР-100Н (УТТХ), и она не справилась с поставленной задачей. Однако достигнутый показатель ускорения – порядка 5,2 Мах – это уже огромный прорыв. Осталось «подтянуть гайки» да «закрутить болты».

Данные, поступающие из открытых источников, свидетельствуют: за реализацией проекта «4202» стоят конструкторы «НПО Машиностроения» (г. Реутов), причём работают они в указанном направлении начиная с 2009 года. То есть с соблюдением режима секретности в военном ведомстве дела обстоят хорошо.

Независимые эксперты полагают, что новая гиперзвуковая крылатая ракета России – это некий «гибрид», способный действовать как самостоятельно, так и в составе системы межконтинентального баллистического запуска. Вероятно, речь идёт о нескольких модификациях, которые будут обладать совместимостью и с лёгкими «Тополями», и с более тяжёлыми «Сарматами» (дебют последних ожидается на рубеже 2019-2020 гг.).

Коридор 25-140 км – не единственное актуальное направление для исследований. Москва ударными темпами осваивает технологию, позволяющую выводить объекты на немыслимые траектории на сверхмалых высотах при ускорении в 3-4 Мах. Являясь аэродинамическими целями для систем ПРО, такие крылатые ракеты смогут опережать заряды-перехватчики и поражать цели вне зависимости от насыщенности оборонительного щита.

Испытания[ | ]

Воспроизвести медиафайл

Пуск ракеты комплекса «Авангард» из позиционного района Домбаровский. 26 декабря 2020 года.

В июле 2020 года завершилась разработка ракетного комплекса «Авангард», предприятия ОПК начали его серийное производство.

26 декабря 2020 года осуществлён удачный пуск из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область) по полигону Кура. По утверждению вице-премьера Юрия Борисова, боевой блок развил скорость около 27 махов.

После успешных испытаний ракетного комплекса «Авангард» 26 декабря 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о том, что программа зачётных лётных испытаний комплекса завершена, а в новом, 2020 году, эта система поступит на вооружение российской армии. «Будет развёрнут первый полк в ракетных войсках стратегического назначения», — отметил он. Также Путин сказал, что «Новая система „Авангард“ неуязвима для сегодняшних и перспективных средств ПВО и ПРО вероятного противника. Это большой успех и большая победа».

В «Домбаровской» дивизии РВСН (Оренбургская область) сформирован (переоснащён) полк, 29 декабря 2020 года приступивший к боевому дежурству с «Авангардами» .

Оружие под грифом «Совершенно секретно»

Сегодня об «абсолютном оружии» говорят буквально на каждом углу. Газеты, журналы, телевизионные передачи – везде трубят о скором приближении «устрашающей перспективы». И в то же время поток по-настоящему полезной информации столь скуден, что порой создаётся впечатление, будто гиперзвуковые крылатые ракеты – это не что иное, как плод воображения фантастов.

Почему так происходит? Да потому, что, придав огласке результаты отдельных наработок, военные не спешат раскрывать все карты, ведь на кону – будущее страны, её способность адекватно реагировать на мировые угрозы и вызовы потенциальных противников. К тому же многие проекты имеют статус государственной тайны, и это не только усложняет профессиональную деятельность журналистов, но и «склоняет к молчанию» тех, кто мог бы что-то поведать о сдвигах и прорывах в указанном направлении. Тем не менее собранные по крупицам данные наводят на мысль о том, что российские ракетные войска стоят на пороге качественного перерождения, что ещё год-два – и секретные системы заступят на боевое дежурство…

Акцент на гиперзвук не случаен – цель, движущаяся со скоростью три-четыре километра в секунду, перестаёт быть уязвимой для подавляющего большинства систем ПРО. Сейчас подобными тактико-техническими показателями могут похвастаться разве что баллистические ракеты межконтинентального действия. Однако их «крейсерский разгон» реализуем исключительно в безвоздушном пространстве (на огромных высотах). Как известно, материальное тело, находящееся в космосе, лишается аэродинамического маневрирования, то есть неуязвимости.

Гиперзвуковая крылатая ракета (России ещё предстоит провести ряд испытаний, прежде чем модернизированный образец «Коалы», а именно так называют отечественную Х-90 в армиях НАТО, станет серьёзным фактором сдерживания в отношениях с «зарвавшимся гегемоном») – это сверхточное оружие с радиусом поражения в несколько десятков тысяч километров. По сути, такая боевая единица – воплощение мечты военных, ибо, помимо скорости и «избирательности», она будет обладать абсолютной неуязвимостью.

Не так давно в прессу просочились откровения Бориса Обносова – руководителя «ТРО». Директор корпорации заявил, что в 2013 году на полигоне в Ахтубинске уже была опробована одна «мечта», способная развивать скорость в 5 тыс. км/час. И хотя в воздухе ракета смогла продержаться всего несколько десятков секунд, конструктор недвусмысленно намекнул, что окончательный успех близок, и что американский продукт – пресловутая X-51A – по многим техническим параметрам значительно уступает российскому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector