Тихоокеанский сталинград: битва за тропический остров, сломившая японскую армию
Содержание:
Почему именно Гуадалканал?
Понесенное японским ВМФ в июне 1942 года поражение на атолле Мидуэй оказалось слишком тяжелым, чтобы вести наступательные операции. Поэтому Япония сосредоточила свои усилия на том, чтобы укрепить внешнее оборонительное кольцо. Чтобы это сделать, нужно было получить возможность воздушного контроля над морскими путями, ведущими к Новой Зеландии и Австралии. Решить такую задачу позволяло строительство аэродрома на Гуадалканале, которое незамедлительно и началось.
Стройка была обнаружена американской разведкой, и командование флота США быстро просчитало последствия. Чтобы предотвратить появление аэродрома, была разработана первая на Тихоокеанском военном плацдарме наступательная операция «Уотчтауэр», стартовавшая в ночь на 7 августа 1942 года.
На сам Гуадалканал и соседствующий с ним небольшой островок Тулаги высадились подразделения морпехов США общей численностью 19 тысяч человек. Островной гарнизон японцев был невелик и сюрпризов не ожидал, поэтому в серьезное противостояние не вступил и предпочел раствориться в джунглях. Так что к утру 8 августа аэродромный комплекс перешел под контроль американцев и был переименован в Хендерсон-Филд. Оказалось, что стройка уже была почти завершена, так что новым владельцам оставалось просто завершить проект — и всего через несколько дней взлетные полосы были открыты не только для истребителей, но и для и бомбардировщиков и транспортников. А чтобы авианосцы американцев не стали легкой добычей для ВМФ Японии, приказом адмирала Фрэнка Флетчера они были отведены от острова вместе с основным составом экспедиционного корпуса, а морское прикрытие аэродрома было возложено всего на несколько кораблей.
Конечно, японский 8-й флот сделал все возможное, чтобы эти дни не стали для американцев незапланированным отдыхом. Уже в ночь с 8 на 9 августа корабли американского прикрытия были атакованы и потеряли четверку тяжелых крейсеров с серьезными повреждениями пятого.
Чтобы избежать воздушных атак, японский флот разработал оригинальную систему гарантированной доставки, получившую название «Токийский экспресс». Замысел был прост и одновременно эффективен: быстрые эсминцы ВМФ Японии сбрасывали упакованные в герметичные контейнеры припасы и технику прямо за борт рядом с островом, а течение и волны прибивали их к берегу – в руки сухопутных частей.
Эти части развернули активную боевую деятельность, затянув американские подразделения в непрекращающиеся огневые столкновения, ставшие самыми тяжелыми за все время войны на Тихом океане.
Атаки противника на Хендерсон-Филд американцы сдерживали, но везения в этом было едва ли не больше, чем мужества и боевого мастерства. Ночные артобстрелы японцев наносили повреждения летному полю, но они оказывались несерьезными и быстро устранялись.
Радиолокаторы против корабельной артиллерии
Битва за Гуадалканал из пехотных столкновений быстро переросла в войну артиллерийских стволов. Осознав эту закономерность, верховный командующий императорским флотом Японии Исокуру Ямамото решил именно на корабельную артиллерию и сделать решающую ставку.
Его приказом два японских линкора вышли на позиции прямого обстрела взлетных полос и наземных позиций американской морской пехоты и начали без остановки их обстреливать. Помимо урона аэродрому и морпехам, у артобстрела была еще одна цель – под его прикрытием на остров высадились 7 тысяч японских солдат и вступили в битву, которую Ямамото посчитал для американцев последней.
На первых порах расчет себя оправдал: американцы удержали свои позиции, но с огромным трудом и ценой потери большого числа кораблей. И когда на помощь первой волне следующей ночью подошел еще один флот, возглавляемый адмиралом Нобутаке Кондо и включающий линкор и большое количество крейсеров.
Этим фактором оказался технический прогресс. Противостоящий японцам экспедиционный корпус, который возглавил Уиллис Ли, включал два линкора и несколько эсминцев. Но количественный перевес японцев вдребезги разбился о техническую новинку американцев – новейшие радиолокационные станции, которые обеспечивали орудийную наводку. Для них не играло никакой роли, ведется ли бой днем или ночью, ведь они одинаково легко обнаруживали цели в любое время суток. Поэтому весь опыт ночных боев японцев оказался бессилен перед точными попаданиями американской артиллерии.
Однако надо признать, что даже техническое превосходство не стало абсолютным преимуществом. Японцы уже в начале боя смогли успешно обезвредить все эсминцы ВМФ США, а на линкоре «Южная Дакота» отказала система подачи электроэнергии, и ее радиолокаторы отключились – корабль продолжил бой практически вслепую, получив более сорока попаданий, но удержавшись на плаву. Однако затем второй линкор, «Вашингтон» отследил своей радиолокационной установкой на дистанции в семь километров японский корабль «Кирисиму» и шквальным обстрелом с шестью десятками попаданий за несколько минут превратил его в бесполезную гору металла.
Это заставило японские корабли разделиться, чтобы таким способом избежать повреждений. Но такое разделение привело операцию к провалу – был уничтожен крейсер, пара линкоров и три эсминца. Потери американцев тоже были серьезными – их флот потерял семь эсминцев и пару крейсеров.
Провал операции адмирала Исокуру Ямамото для Японии означал не просто потерю аэродрома – была утеряна возможность снабжения японских подразделений на Гуадалканале. И корабли «Токийского экспресса», до этого снабжавшие сухопутные силы, на этот раз эвакуировали всех, кто остался жив.
Население
Карта острова.
В 1999 году численность населения Гуадалканал составляла 109 382 человека. Крупнейшее поселение острова — город Хониара, столица Соломоновых Островов. Гуадалканал входит в состав одноимённой провинции
Основным языком общения является креольский язык ток-писин, хотя также широко распространены местные меланезийские языки
- бирао (5900 носителей в 1999 году; используется в восточной части острова),
- гхари (12 119 носителей в 1999 году; используется в западной, северо-западной и северной частях),
- ленго (13 752 носителя в 1999 году; используется в центральной части),
- лонггу (1894 носителя в 1999 году; используется в восточной части острова),
- маланго (4135 носителей в 1999 году; используется в центральной части),
- талисе (12 525 носителя в 1999 году; используется в южной части острова).
К востоку от города Хониара расположен Международный аэропорт Хониара
География
Топографическая карта острова.
Карта острова.
Остров Гуадалканал расположен в южной части Тихого океана. К северо-западу от острова расположен остров Санта-Исабель, к северо-востоку — остров Малаита, к юго-востоку — остров Сан-Кристобаль, к югу — остров Реннелл. Гуадалканал представляет собой вулканический остров, окружённый в некоторых местах коралловым рифом.
Гуадалканал — крупнейший остров государства Соломоновы Острова, длина острова составляет около 150 км, а ширина — около 48 км (крупнейшим островом архипелага Соломоновы острова является принадлежащий Папуа — Новой Гвинее остров Бугенвиль).
Высшая точка Гуадалканала и всей страны — пик Попоманасеу высотой 2335 метров. Широко распространенные данные о том, что пик Макаракомбуру имеет высоту 2447 м и, тем самым, является наивысшей точкой Гуадалканала, не подтверждаются современными исследованиями (его уточненная высота 2310 м). В северной части острова расположена аллювиальная равнина, которая занимает около 460 км² суши.
Климат на острове Гуадалканал влажный, тропический. На южном побережье острова выпадает бо́льшее количество осадков, чем на северном в районе города Хониара. Гуадалканал подвержен частым циклонам и землетрясениям.
Мы за ценой не постоим…
Ожесточенные столкновения быстро довели потери до уровня, который был абсолютно не сопоставим со стратегическим значением не только аэродрома, но и острова. Однако ситуация уже перестала рассматриваться сторонами как обычная боевая операция – она стала вопросом престижа и психологического превосходства, превратившись в личную дуэль высших командиров и правящих кругов США и Японии. И число жертв здесь роли уже не играло…
Японские военно-морские силы посылали к Соломоновым островам корабли за кораблями – даже когда американцы «раскусили» систему «Токийского экспресса» и приноровились уничтожать корабли до момента сброса припасов. В свою очередь, приказом президента Рузвельта для обеспечения победы на Гуадалканале начальникам штабов было поручено передавать и использовать на острове все оружие, имевшееся в распоряжении частей – лишь бы выиграть. Обеспечить выполнение такого приказа в тот момент было очень трудно – ведь американский флот как раз потерял один из авианосцев и устранял тяжелые повреждения второго.
Цена престижа
Для японской стороны поражение на острове Гуадалканал оказалось сокрушительным. В боях погибло свыше 30 тысяч солдат, а в морских сражениях было потеряно 24 военных и огромное количество транспортных кораблей. В результате наступательный потенциал флота был полностью исчерпан, а ресурсов военной промышленности для его восстановления уже не хватило.
Потери кораблей американской стороны были настолько же велики. Но в отличие от японцев, американцы восполнили утраченное очень быстро — со стапелей военных верфей США каждый месяц сходил новый линкор или авианосец. И с учетом того, что убитыми морпехи потеряли всего около 1600 человек, для США победа оказалась тяжелой – но все же очень успешной. А опыт этой боевой операции позволил разработать особую стратегию «прыжки по островам» — ее в дальнейшем использовали для продвижения американских войск в центральном тихоокеанском регионе.
Подобно поражению Вермахта под Сталинградом, разгром императорского флота у Гуадалканала привел к полной утрате наступательной боеспособности японцев. И в итоге битва за тропический остров стала переломом в ходе боевых действий на Тихом океане.
Автор статьи:
Никифоров Владислав