Халифат: Как арабы чуть весь мир не завоевали (6 фото)

Дамасские халифы

Имя Годы правления Правление
Муавия I 661—680 Муавия вёл войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674—677 годах. В 678 году флот Муавия был сожжен под Константинополем.
Язид I 680—683 Был конкурентом Алидов и политическим конкурентом имама Хусейна ибн Али. Посланный наместником Убайдуллахом войска разбили при Кербеле сторонников Хусейна.
Муавия II 683—684 Не проявлял интереса к политике и заявлял, что стал халифом лишь по ошибке в силу действия наследственного принципа передачи власти. Его правление прошло под знаком конфликта с Абдуллахом ибн аз-Зубайром, провозглашенным незадолго перед этим халифом своими сторонниками.
Марван I 684—685 Одержал победу над полководцами своего соперника, Абдуллаха ибн аз-Зубайра, после чего был признан в Сирии, Египте и Месопотамии.
Абдул-Малик 685—705 Направил войска под командованием эмира аль-Хаджаджа ибн Юсуфа на восстановление владычества Омейядов на всей территории исламского халифата. В 697 году было подавлено начавшееся в 692 году выступление хариджитов. Государственное единство халифата было восстановлено. Кроме того, был завоёван ряд новых земель, особенно в Средней Азии и Северной Африке.
Аль-Валид I 705—715 При нём была продолжена активная территориальная экспансия Арабского халифата, завоёваны обширные территории на Пиренейском полуострове, в Средней Азии и долине Инда.
Сулейман 715—717 Был приведён к власти противниками группировки умершего (714) военачальника аль-Хаджжаджа, в результате чего после прихода Сулеймана к власти подверглись репрессиям и были казнены многие сторонники этой группировки, включая таких знаменитых полководцев Халифата, как Кутейба ибн Муслим и Мухаммад ибн Касим.
Умар II 717—720 Умар кардинально преобразовал социальную организацию общества. Он дал подданным свободу передвижения, выстроил постоялые дворы для путников, вырыл колодцы, построил дороги. Халиф проводил активную проповедническую политику, поощрял и почитал богословов.
Язид II 720—724 Его армия противостояла хариджитам, с которыми Умар II пытался вести переговоры.
Хишам 724—743 Унаследовав халифат от своего брата Язида II, Хишам столкнулся со многочисленными проблемами: поражения от хазар (Битва при Ардебиле) на Кавказе и от тюргешей в Средней Азии, восстание индуистов Синда под руководством Джай Сингха.
Аль-Валид II 743—744 Валид взошёл на престол после смерти Хишама 6 февраля 743 года. Ат-Табари цитирует несколько стихотворений Валида. Когда Валид определил двух своих сыновей от рабыни наследниками, возникла острая напряжённость внутри семьи, которая привела к его убийству. Валиду наследовал его двоюродный брат Язид III.
Язид III 744 За время правления Язида III произошли серьезные волнения в некоторых провинциях халифата (Палестине, Армении и Азербайджане). Помимо этого произошёл раскол внутри династии Омейядов.
Ибрахим 744 Он был халифом всего 70 дней. Убит 25 января 750 года.
Марван II 744—750 Став халифом, Марван за полтора года подавил восстание в Сирии; Месопотамия, вышедшая из-под его контроля, была по частям отвоевана у хариджитов, но на востоке внезапно гигантские размеры приняло восстание шиитов. В 750 году армия Марвана, старавшегося преградить шиитам путь в Месопотамию, потерпела сокрушительное поражение от Абу Муслима (выступавшего от имени Аббасидов и шиитов) в битве на реке Большой Заб, северном притоке Тигра.

СÑнниÑÑ

ТолÑко ÑаÑÑÑ Ð¼ÑÑÑлÑман назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑаведнÑм пеÑвÑй ÑалиÑаÑ. ЧÑо ÑÑо знаÑиÑ? ÐоÑледоваÑели Ñамого многоÑиÑленного ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² иÑламе, извеÑÑнÑе как ÑÑнниÑÑ, пÑидеÑживаÑÑÑÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо пеÑвÑе ÑеÑÑÑе пÑавиÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾ занимали поÑÑ Ð´ÑÑовного и ÑвеÑÑкого Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва. ÐÑедÑÑавиÑели ÑÑой деноминаÑии ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо пÑоÑок ÐоÑаммед не ÑÑÑанавливал пÑинÑипов пеÑедаÑи влаÑÑи, оÑнованнÑÑ Ð½Ð° пÑинадлежноÑÑи к опÑеделÑÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑодÑ. СÑнниÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÑкиваÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ¹, ÑодеÑжаÑиÑÑÑ Ð² ÐоÑане. Ðазвание Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пеÑеводе Ñ Ð°ÑабÑкого ÑзÑка ознаÑÐ°ÐµÑ «Ð¿ÑÑÑ». С ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑнниÑов, ÑамÑми доÑÑойнÑми мÑÑÑлÑманами во вÑей иÑÑоÑии бÑли ближайÑие Ñподвижники пÑоÑока ÐоÑаммеда, ÑледоваÑелÑно, законноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ ÑалиÑами не вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñомнений.

Кордовский халифат

Кордовский халифат существовал на Пиренейском полуострове. Столицей халифата был г. Кордова. Он возник из Кордовского эмирата, основанного в 756 Омейядом Абдуррахманом I. В начале X века Абдуррахман III восстановил политическое единство эмирата, который к тому времени фактически распался на отдельные феодальные владения. В 929 Абдуррахман III провозгласил себя халифом. Халифв вели почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова: Астурийским и Наваррским. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер). В период наибольшего расцвета (X в.) халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В начале XI века в халифате наступил период феодальных смут. С 1009 по 1031 сменилось 6 халифов. В 1031 последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а халифат распался на множество мелких эмиратов.

Имя Годы правления Примечания
Абд ар-Рахман III Восстановил полураспавшийся при его предшественниках Кордовский эмират. В 931 году взял Сеуту, в 932 году — Толедо. С 955 года заставил королей Леона и Наварры платить ему дань. Отвоевал у Фатимидов часть Магриба.
аль-Хакам II При нём халифату пришлось дважды отражать нападение викингов: в 966 и 971 годах. Кроме того приходилось также вести борьбу с династиями Зиридов и Фатимидов в Северном Марокко.
Хишам II —, — Стал халифом в возрасте 10 лет. Вскоре верховной властью в государстве завладел хаджиб аль-Мансур (Победитель), который изолировал молодого халифа во дворце и стал полновластно распоряжаться всеми делами от его имени.
Мухаммад II и Почти сразу после вступления его на престол началась вражда между ним, сакалиба и берберскими подразделениями гвардии. Уже через несколько месяцев после переворота берберы восстали и сначала провозгласили халифом Хишама, а когда он был убит, передали престол его племяннику Сулейману.
Сулейман — и — В первый раз раз гвардия провозгласила Сулеймана халифом в 1009 году. В следующем году гвардейцы совместно с каталонцами взяли Кордову и вернули престол Мухаммаду. В 1013 году, после того, как берберы взяли и разграбили Кордову, халифом вновь был провозглашён Сулейман. В 1016 году Али ибн Хаммуд ан-Насир при поддержке сакалиба захватил Кордову и был провозглашён новым халифом.
Али ан-Насир В 1016 году взял Кордову, заключил халифа Сулеймана в тюрьму, а затем обезглавил. Став новым халифом Али ан-Насир вначале пользовался поддержкой населения, но затем его популярность резко упала и 22 марта 1018 года он был убит сторонниками Абд ар-Рахмана IV, захватившими Кордову.
Абд ар-Рахман IV Стал халифом в 1018 году, когда войска его сторонников, среди которых были правитель Альмерии Хайран и эмир Сарагосы Мунзир I аль-Мансур, взяли Кордову и убили Али ан-Насира.
Касим аль-Мамун — и — В 1018 году со своей армией занял Кордову, не встретив никакого сопротивления, и был провозглашён новым халифом. Правил более двух лет, но затем был изгнан своим собственным племянником Яхъёй аль-Мутали. В 1022 году на некоторое время вернул себе власть, но в следующем году он был окончательно изгнан из Кордовы, вместе с поддерживавшими его берберами.
Яхъя аль-Мутали — и — Был халифом около года, пока аль-Касим не вернул себе престол назад. В ноябре 1025 года прибыл в Кордову и пробыл там несколько дней, затем удалился в безопасную, хорошо укреплённую Малагу, оставив в Кордове своего визиря Абу Джафара Ахмада ибн Мусу. Вскоре в городе начались мятежи и в июне 1026 года визирь был изгнан из Кордовы.
Абд ар-Рахман V Не обладал реальной властью и не контролировал ситуацию в государстве. При его правлении Аббадиды в Севилье отделились от Кордовы. Через семь недель правления он был свергнут и убит толпой, направляемой одним из его соперников.
Мухаммад III Был провозглашён халифом в 1024 году, после убийства Абд ар-Рахмана V. В 1025 году он был также свергнут и убит.
Хишам III Был выбран халифом Кордовы в 1027 году, после затяжных переговоров между Кордовской столичной аристократией и эмирами провинций халифата. В 1031 году солдаты во главе с одним из Омейядов, Омайей, убили Хакама и вынудили Хишама III отречься от власти.

Аббасиды во время правления шиитов

Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.

Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.

Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.

Период расцвета

Подавив антиомейядские восстания, завоевательная политика Омейядов продолжилась: на завоеванных землях мусульмане назначали распорядителя или эмира, который наделялся всеми полномочиями в данной провинции. Частично завоеванные земли переходили в государственную собственность, частично распределялись между воинами, частично становились собственностью правителя. С немусульманского населения взималась джизья (10% налог, который взимается с не мусульман за право их проживания на мусульманской территории, с сохранением всех религиозных, культурных традиций и обрядов, и предоставлением безопасности и охраны на территории Халифата) или подать, а также налог харадж за использование государственной земли. С народа взимали пошлину за владение землей и закят в помощь нуждающимся. Бедняки от уплаты податей освобождались, как и новообращенные мусульмане, которых даже финансово поддерживали из государственной казны.

Постепенно Халифат завоевал все владения Византии в Африке, затем начал войну против Испании, переправившись через Гибралтар, и в результате Омейядский Халифат завладел землями, которые назвали Андалусией. Второе десятилетие VIII века – время установления полного контроля над территорией Средней Азии и завладения Закавказьем и каспийским берегом со стороны Северного Кавказа. На это же время приходятся сражения за установление контроля над всем Северным Кавказом с Хазарским каганатом: 737 г. ознаменовался разгромом хазарского войска войском омейядской власти под предводительством полководца Марвана и продвижением войск вплотную к Дону (смотрите на карте территория Халифата при династии Омейядов).

К тому же времени была завоевана долина реки Инд (сейчас земля Пакистана), а позже границы Омейядского халифата включали в себя уже территорию от Испании до Индии.

Арабы всего за сотню лет превратились в величайшую державу с мощной новой религией, а арабский язык стал основным языком Омейядского Халифата от Северной Африки, где жили берберские племена, копты до Центральной Азии и Пакистана с тюркским и персидским населением.

Падение халифата Омейядов

Опираясь на арабскую знать, связанную с Египтом и Сирией, Омейяды недооценили сторонников оппозиции, шиитов и Аббасидов, которые воспользовались недовольством неарабских феодалов и мусульман-неарабов налоговыми сборами, которое быстро перекинулось на народ по всей стране. Вторая четверть VIII века вновь ознаменовалась чередой восстаний: согдийцев в 728—737гг., берберов в Испании и Магрибе, шиитов в Куфе и хариджитов в Двуречье, а также в Южной Аравии и Западном Иране. В результате кульминацией стало восстание под предводительством Абу Муслима в Хорасане, которое стало началом новой гражданской войны, и она захватила весь Ирак и весь Иран. В основном участниками восстания были иранские крестьяне, земледельцы, рабы. При попытке подавления восстания правительственные войска были разбиты участниками восстания, династия Омейядов свергнута, а к власти пришли Аббасиды, являющиеся потомками дяди Пророка Мухаммада ﷺ. Халифом провозгласили Абу аль-Аббаса ас-Саффаха.

ÐÑабÑÐºÐ°Ñ ÑкÑпанÑиÑ

ÐмейÑдÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°ÑÑÐ¸Ñ Ð²ÐµÐ»Ð° завоеваÑелÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸ÐºÑ Ð¸ ÑÑÑемилоÑÑ ÑаÑÑиÑиÑÑ Ð³ÑаниÑÑ Ñвоей ÑеÑÑиÑоÑии. Ð ÑезÑлÑÑаÑе поÑодов Ð¸Ñ Ð°Ñмии, гоÑÑдаÑÑÑва ÐиÑенейÑкого полÑоÑÑÑова, СÑедней Ðзии и СевеÑной ÐÑÑики воÑли в ÑиÑло ÑÑÑан ÑалиÑаÑа. ЭкÑпанÑÐ¸Ñ Ð°ÑабÑкой импеÑии ÑÑпеÑно пÑодолжалаÑÑ Ð² ÑеÑение вÑего пеÑиода пÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°ÑÑии. ÐÑи ÐмейÑÐ´Ð°Ñ Ð¿ÑеÑеÑпели изменение взглÑÐ´Ñ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ñакое ÑалиÑаÑ. ÐпÑеделение Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва, пÑиÑÑÑее ÑÐ°Ð½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¸ÑламÑ, оÑводило пÑавиÑÐµÐ»Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð±Ñанного обÑиной блÑÑÑиÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑановлений ÐоÑана. ÐÑи ÐмейÑÐ´Ð°Ñ ÑÑа конÑепÑÐ¸Ñ ÑÑанÑÑоÑмиÑовалаÑÑ Ð² ÑÑадиÑионнÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑледÑÑвенной монаÑÑии.

Общественная организация

Омейядский халифат состоял из четырех основных социальных классов:

  1. Арабы-мусульмане
  2. Мусульмане-неарабы (подзащитные арабов-мусульман)
  3. Зимми, свободные люди немусульмане (христиане, иудеи, зороастрийцы и другие)
  4. Рабы

Арабы-мусульмане были на вершине общества и считали своим долгом править завоеванными территориями. Несмотря на то, что ислам учит равенству всех мусульман, арабы-мусульмане относились к себе с большим уважением, чем мусульмане-неарабы, и вообще не смешивались с другими мусульманами.

По мере распространения ислама все больше мусульманского населения состояло из неарабов. Это вызвало социальные волнения, так как новообращенные не имели тех же прав, что и арабы-мусульмане. Кроме того, по мере увеличения числа обращений, налоговые поступления от немусульман снизились до опасных минимумов. Эти проблемы продолжали усугубляться до тех пор, пока они не помогли вызвать восстание Аббасидов в 740-х годах.

Немусульмане

Немусульманские группы в Омейядском халифате, включавшие христиан, евреев, зороастрийцев и язычников, назывались зимми. Им был предоставлен юридически защищенный статус граждан второго сорта, поскольку они признавали и признавали политическое превосходство правящих мусульман, то есть платили налог, известный как джизья, который мусульмане не должны были платить, а вместо этого платили налог закят. Если бы они приняли ислам, то перестали бы платить джизью и вместо этого платили бы закят.

Христиане и евреи все еще продолжали производить великих богословских мыслителей в своих общинах, но со временем многие интеллектуалы обратились в ислам, что привело к отсутствию великих мыслителей в немусульманских общинах. К числу важных христианских писателей периода Омейядов относятся богослов Иоанн Дамаскин и епископ Косма Маюмский.

Хотя немусульмане не могли занимать самые высокие государственные посты в империи, они занимали много бюрократических должностей в правительстве. Важным примером христианской занятости в правительстве Омейядов является работа Сарджуна ибн Мансура. Он был Мелкитским христианским чиновником раннего Омейядского халифата. Сын видного византийского чиновника Дамаска, он был фаворитом ранних Омейядских халифов Муавия I и Язида I и служил главой финансового управления Сирии с середины VII века до 700 года, когда халиф Абдуль-Малик ибн Марван уволил его в рамках своих усилий по арабизации управления халифатом. Согласно мусульманским историкам аль-Балазури и Ибн Джарир ат-Табари, Санджур был мавлой первого омейядского халифа Муавия I (661—680), исполняющий обязанности его «секретаря и лица, ответственного за его дела». Агиографии, хотя и менее достоверные, также приписывают ему определенную роль в управлении Дамаском и его окрестностями, даже в качестве «правителя» (архонта или даже эмира), где он отвечал за сбор доходов. В этом качестве он засвидетельствован в более поздних сборниках исходного материала, таких как аль-Масуди. Сарджуна ибн Мансура сменил Сулейман ибн Саад аль-Хушани, еще один христианин.

Брак Муавии с Майсун бинт Бахдал (матерью Язида) был политически мотивирован, поскольку она была дочерью вождя кальбитов, которое было большим сирийским христианским арабским племенем в Сирии. Кальбиты оставались в основном нейтральными, когда мусульмане впервые вошли в Сирию. После чумы, которая убила большую часть мусульманской армии в Сирии, женившись на Майсун, Муавия использовал сирийских христиан против византийцев.

Том Холланд пишет , что Муавия хорошо обращался с христианами, иудеями, самаритянами и манихеями. Муавия даже восстановил Эдесский собор после того, как он был разрушен землетрясением. Хотя Муавия жестоко вел свои войны против византийцев, все же его подданные, больше не растоптанные соперничающими армиями, больше не разделенные враждебными сторожевыми башнями, знали наконец только мир. В его время процветала справедливость, и в подвластных ему областях царил великий мир. Он позволял всем жить так, как они хотели.

РаÑпад аÑабÑкого ÑалиÑаÑа

ÐоÑле ÑмеÑÑи ÐÑÑаммада к влаÑÑи пÑиÑли его дÑÑзÑÑ Ð¸ поÑледоваÑели. Ðни как могли, ÑдеÑживали гоÑÑдаÑÑÑво в Ñом ÑоÑÑоÑнии, в каком оно им доÑÑалоÑÑ, но поÑколÑÐºÑ ÑеÑÑиÑоÑии бÑли ÑлиÑком велики, на оÑдаленнÑе земли назнаÑалиÑÑ Ð¼ÐµÑÑнÑе пÑавиÑели — ÑмиÑÑ. Ð¥Ð°Ð»Ð¸Ñ Ð½Ðµ мог оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð´ ÑлиÑком ÑдаленнÑми ÑеÑÑиÑоÑиÑми, и ÑмиÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸ Ñам пÑакÑиÑеÑки неогÑаниÑеннÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ. Ð ÑезÑлÑÑаÑе они ÑÑали наÑилÑÑÑвенно оÑделÑÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑалиÑаÑа и обÑазовÑваÑÑ Ñвои гоÑÑдаÑÑÑвеннÑе единиÑÑ Ð²Ð½Ðµ аÑабÑкого ÑалиÑаÑа. ЧÑо ÑÑо Ñакое? ЭÑи единиÑÑ Ð½Ð°Ð·ÑвалиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑиÑÑÐ»Ñ Ð¿ÑавиÑелей — ÑмиÑаÑÑ.

ÐоÑле ÑмеÑÑи поÑледнего из поÑледоваÑелей ÐÑÑаммада, коÑоÑÑм он пеÑедал влаÑÑÑ, к ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑалиÑаÑе пÑиÑли ÐмеÑдÑ. ÐлаÑÑÑ Ð¿Ñи Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑедавалаÑÑ Ð¸Ð· Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² поколение, ÑÑо Ñделало Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð² гоÑÑдаÑÑÑве оÑнованной на наÑилии и ÑеÑÑоÑе. ÐÑе ÑÑо не могло не вÑзÑваÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑво жиÑелей. ÐаÑалиÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑенние мÑÑежи и воÑÑÑаниÑ. ЭÑо ÑилÑно оÑлаблÑло ÐÑабÑкий ÑалиÑаÑ. ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑва наÑода бÑла Ñоздана ÑпеÑиалÑÐ½Ð°Ñ Ð³Ð²Ð°ÑÐ´Ð¸Ñ ÑалиÑа. ÐоÑÑепенно военаÑалÑники гваÑдии ÑÑали ÑилÑнее ÑалиÑов и имели влаÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÑмоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑ. ÐÑлаблÑла гоÑÑдаÑÑÑво и неодноÑодноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑоÑловнаÑ, Ñак и ÑÑниÑеÑкаÑ. ÐаждÑй наÑод ÑоÑел воÑÑÑановиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑамоиденÑиÑноÑÑÑ. РконеÑно, вÑе болÑÑий ÑаÑкол пÑеÑеÑпевала мÑÑÑлÑманÑÐºÐ°Ñ ÑеÑковÑ. ÐÑе ÑÑо пÑивело к ÑаÑÐ¿Ð°Ð´Ñ ÐÑабÑкого ÑалиÑаÑа.

Экономика

Социальное обеспечение и пенсии были введены в раннем исламском праве как формы закята (благотворительности), одного из пяти столпов ислама, начиная со времен Умара. Налоги (включая закят и джизью), собранные в казну правительства, использовались для обеспечения доходов нуждающихся, включая бедных, престарелых, сирот, вдов и инвалидов. По мнению исламского правоведа аль-Газали (1058-1111), правительство также должно было накапливать запасы продовольствия в каждом регионе на случай бедствия или голода. Таким образом, халифат был одним из самых ранних государств всеобщего благосостояния.

Распад Халифата.

С начала IX
в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его
территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры
посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где
возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя
Азия. Иран, Аравия.

С конца IX
в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из
числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из
государств Ирана.

В 1055г.
Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней
Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал
мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли
монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После
завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

Новые смуты

После смерти Муавии в 680-м году власть перешла по принципу наследования к его сыну Язиду, и он оставался у власти в течение трех лет, но даже столь короткое время его правления ознаменовалось серьезной внутренней смутой: сына Муавии отказались категорически признать жители Мекки, Медины и Куфы, многие желали прихода к власти Хусейна (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), который приходился внуком самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Но сам же Пророк Мухаммад ﷺ завещал мусульманам повиноваться тому халифу, который был признан ранее, и бороться с теми, кто пытается лишить законного халифа власти, однако, повиноваться Язиду сторонники Хусейна отказывались, потому что считали, что власть в Омейядском Халифате была ему завещана незаконно.

Трагические события развернулись 10 октября 680 г. посреди пустыни неподалеку от иракской Карбалы в день Ашура. В этот день между сторонниками Хусейна и войсками Убейдуллы ибн Зийада – наместник Язида в Куфе произошло сражение, которое закончилось победой правительственных войск, которые во много раз превосходили численно, и в этой битве сам Хусейн (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) был убит. Несмотря на то, что Язид лично не отдавал приказ о начале этого сражения, а по поводу гибели внука Мухаммада ﷺ выразил свою скорбь, взаимная неприязнь между сторонами оппозиции и непримиримые разногласия между ними только усугубились после Кербельской битвы. В результате ускорилась тенденция выделения в отдельное религиозное течение самих шиитов.

С тех пор день Ашура, который по мусульманскому календарю приходится на десятое число месяца мухаррам, у шиитов – день траура, и последователи шиизма в знак скорби в этот день по обычаю подвергают себя истязаниям. А сторонники Хусейна, во главе которых встал Абдулла ибн аз-Зубайр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), сын ближайшего сподвижника Пророка ﷺ, закрепили свои позиции в Мекке. Население Западной Аравии, в том числе Мекки и Медины, присягнуло на верность Абдулле. Через четыре года произошло еще одно сражение между войсками Язида и сторонниками Абдуллы в самой Мекке. Но когда пришла весть о смерти Язида, правительственные войска были вынуждены отступить, а влияние Абдуллы многократно возросло.

На верность Абдулле ибн аз-Зубейра присягнули население Куфы и Басры, Йемена и Хорасана, а также ряда других провинций Омейядского халифата. Верными Омейядам остались только часть Египта и Сирия – они же присягнули на верность следующему правителю из Омейядов Муавие II. Однако Муавия II через несколько месяцев скончался от болезни.

Все шло к тому, что Омейядская династия вот-вот падет, а правителем будет провозглашен Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ). Но после того, как войска Абдуллы потерпели поражение от правительственных войск под командованием Марвана, династия Омейядов получила «второе дыхание» после того, как Ирак признал Марвана законным правителем. Утраченные территории был послан отвоевывать назначенный новым правителем Абдуль-Маликом ибн Марваном полководец аль-Хаджжадж: под его предводительством армия власти вновь взяла Басру, установила контроль над Ираком, а затем выступила в направлении Хиджаза против войск Абдуллы.

Мекка оказалась в осаде в 692г. Тогда разыгралось драматичное сражение, в результате которого мусульмане понесли потери и был поврежден священный для всех мусульман храм Кааба. В ходе этих событий были убит и сам Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), которому на тот момент было уже семьдесят три года. Все это вылилось в восстание хариджитов, которое было подавлено только спустя четыре года аль-Хаджжаджем. Подавлением этого восстания полный контроль династии Омейядов над всей территорией страны был восстановлен.

Постоянное противостояние действующей власти всевозможных оппозиционных групп – характерная черта для всего Омейядского периода: через преодоление внутренних смут, среди которых наиболее серьезной была та, во главе которой стояли шииты, молодая держава шла к своему расцвету. Шииты имели наибольшее влияние в Иране, который еще помнил, как арабы разгромили древнее государство, а потому недовольство тем, что земли и богатства Ирана были сосредоточены преимущественно в руках арабских наместников, крепло. Еще одна оппозиционная сила, которая угрожала властям – это хариджиты, обосновавшиеся в южной иракской Басре. У каждой оппозиционной силы были готовы обоснования собственной позиции с религиозной точки зрения, а потому со временем каждое оппозиционное течение превращалось в отдельное религиозное течение, у которого сформировались собственные религиозные догмы.

РаÑÑÐ²ÐµÑ Ð°ÑабÑкого гоÑÑдаÑÑÑва

Создание ÑалиÑаÑа пÑивело к поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑеÑÑвенной деÑжавÑ. Ðо поÑÑепенно наÑод иÑлама пеÑеÑÑал бÑÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñм в Ñвоей веÑе: он ÑазделилÑÑ Ð½Ð° два напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ — ÑÑнниÑов и ÑииÑов. ÐеÑвÑе оÑноÑили ÑÐµÐ±Ñ Ðº поÑледоваÑелÑм жизни ÐÑÑаммада, опиÑаннÑм им в ÑбоÑнике под названием СÑнна, и поÑиÑали его пÑимеÑом. ÐÑоÑÑе обÑÑвили ÑÐµÐ±Ñ ÑÑоÑонниками ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñлама, пÑопиÑанного в ÐоÑане — Ñводе оÑкÑовений, запиÑанном ÐÑÑаммадом Ð¾Ñ ÐллаÑа. РдалÑнейÑем оба ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑе ÑазделилиÑÑ Ð½Ð° множеÑÑво ÑÑений.

Ðднако ÑÑи ÑазноглаÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ повлиÑли на ÑаÑÑÐ²ÐµÑ ÑалиÑаÑа, Ð²ÐµÐ´Ñ Ñак или инаÑе, но вÑе пÑивеÑженÑÑ Ð¸Ñлама ÑÑиÑали ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð°ÑиÑниками иÑÑинного ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑоÑока. ÐкÑивно ÑазвивалиÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑа и обÑазование, наÑка и иÑкÑÑÑÑво. Ð ÑенÑÑом мÑÑÑлÑманÑкого миÑа ÑÑал гоÑод Ðагдад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector