Сеппуку и харакири: разница в трактовке

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое
лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы
воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить
свое доброе имя

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ
лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным,
взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые
религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается –
это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Для сепуку так важно не
просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство.
Это способ признать собственные ошибки

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати,
но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как
военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня?
Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири,
сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними
реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном
своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит задать вопрос японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

История возникновения

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].

Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия. Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. Поэтому харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.


Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.


Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Сеппуку и харакири сегодня

Самураев в Японии больше нет, но идея сэппуку как почётной для воина смерти по-прежнему остаётся в сознании многих японцев. Кодекс чести бусидо был обязательным для японских чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Ритуальное самоубийство самураев как идея самопожертвования во имя Родины обрела духовных наследников в лице пилотов-смертников камикадзе (в пер. с яп. – «Божественный ветер») во время Второй мировой войны, что и по сей день считается в Японии наивысшим проявлением доблести и верности долгу. Так вопиющим фактом является волна суицидов, совершённых офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрёкся от престола. Сотни японских военных и офицеров высшего командного состава совершили сеппуку во время Второй мировой войны и сразу после капитуляции Японии. У каждого из них были свои мотивы, но по большей части это являлось искуплением вины за поражение в войне или за военные преступления.
Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Инцидентом, шокировавшим в своё время не только саму Страну восходящего солнца, но и весь мир, стало ритуальное самоубийство знаменитого японского писателя Юкио Мисимы 25 ноября 1970 года, когда он во время визита на базу Сухопутных войск Сил самообороны в токийском районе Итигая призвал собравшихся там солдат к государственному перевороту, а сразу после провала этой затеи покончил с собой, совершив сэппуку. Ещё один не менее знаменитый японец – Олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума – 28 сентября 2001 года расстался с жизнью посредством нанесения удара мечом в шею из-за того, что компания «Токай кэнсэцу», которой он руководил, в результате развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров понесла огромные убытки и оказалась на грани банкротства.

Совершенно ясно, что для самурая харакири служило безоговорочным доказательством приоритетности его духовных ценностей над всем, что было в мире.Его воля абсолютна.Его идеалы выше животной жизни. Ему чуждо сознание раба, который ради сохранения жизни склоняется и падает на колени перед угрозой смерти.Сознание Самурая – сознание Господина.Честь и хвала Вам, доблестные Самураи!» А. Р. Басов «Восхождение»

В данной статье цитируется глава «Харакири» из книги «Самурай. Часть 1. Восхождение» А. Р. Басова, а также глава «Философия выхода за пределы жизни и смерти» из книги «Самурай. Дух Воина».

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным

В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 

О сепуку

А что
такое сепуку, в чем состоит его отличие от харакири – это возвышенный ритуал,
проводимый, если самураи покрывает себя позором. Если харакири предусматривает
простое вспарывание живота, говор в простонародье бытовой вариант ритуального
убийства собственно рукой – сепуку это сложный в своем проведении, подготовке ритуал.

Как
проводят ритуал сепуку – самурай разрезал живот крестом, буквой Х, всего двумя
движениями. Хотя в более поздние сроки применяли не такой болезненный метод,
когда самурай просто втыкал в живот меч или же нож, наваливаясь всем телом. Такой
способ самоубийства практиковали римские легионеры, плененные врагами, считая последний
благородным способом ухода из жизни. Смерть от своей руки лучше, нежели плен.

Главная разница, которая
существует между данными понятиями – сам самурай, который совершал сепуку, не
должен кричать, корчиться от боли, падать. Он делал собственную смерть не просто
ритуальным самоубийством – красивое священное действие, показывающее насколько
его душа чиста, как он предан своему роду, хозяину.

Женщина
из высшего сословия, жена самурая, также могла совершать ритуальное убийство
собственно рукой. Правда проводился последний в упрощенном варианте, был не таким
помпезным, как у мужчин, применяя исключительно ножи. Последними вскрывали яремную
вену на шее или же вонзали, пронизывая сердце. Обязательно она обязана склонить
голову на левую сторону. Это определенный символ, поза увядающего цветка,
конины жизни. Проводилось ритуальное женское убийство от своей руки по правилам
наедине с самим собой, без свидетелей – только так его признавали, как
искупление.

Идеология

Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма, его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного. В философии дзэн-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот, занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара ; например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с чёрным животом» — «человек с чёрной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.

Возможно также, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства — меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча в качестве орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев. Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов. Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться. Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала. Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Распространённость[править]

Для японцев ежедневное харакири является таким же естественным занятием, как умывание, чистка зубов, посещение туалета, перекур и т. п.

  • В рамках национальной кампании против курения японские корпорации переоборудуют курительные комнаты в комнаты для осуществления харакири. Для японских служащих считается нормальным совершить за день несколько быстрых харакири в перерывах между делами.
  • Для укрепления корпоративного духа и создания единства руководства и подчинённых начальники каждое утро совершают короткое пятиминутное харакири вместе с подчинёнными, попутно обсуждая текущие задачи и проблемы.
  • Обдумывая свои проблемы или планы, японские служащие нередко задумчиво и неспешно проделывают небольшие харакири прямо на рабочем месте.
  • Нередко в японской прессе проскакивают сообщения об очередном случае совместного харакири, произведённого крупным начальником из числа сотрудников какой-либо корпорации и его секретаршей.
  • Во всех государственных учреждениях Японии для служащих, помимо возможности произвести несколько коротких харакири за день в специально отведённой комнате, существует обязательный часовой перерыв на харакири.
  • Олимпийский комитет Японии внес в МОК предложение о внесении фигурного харакири в программу олимпийских игр. С этой целью делегация МОК была приглашена в Японию на показательные выступления сильнейших харакиристов. Вердикт МОК был короток и суров: «Нет уж, нахер такое». Тогда японцы предприняли попытку увлечь этим видом спорта жителей Северной Кореи, но Ким Чен Ын сказал примерно то же самое, что и представители МОК, да еще и пригрозил атомной бомбой. В результате этот красивый и мужественный вид спорта так и не вышел за границы Японии.
  • После работы японцы нередко посещают близлежащие бары, где имеются все возможности для комфортного и неспешного харакири в компании коллег под распитие сакэ, уже подогретого первыми посетителями этих заведений.
  • В школах уже в младших классах проводятся специальные уроки, на которых учеников обучают правильному (т. н. каллиграфическому) искусству харакири.
  • Общественный транспорт и автомобили в Японии оборудованы встроенными средствами для харакири, чтобы уставшие за день работники имели возможность снять стресс уже в дороге.
  • Публичные места также оборудованы небольшими кабинками, где каждый желающий может уединиться и спокойно совершить харакири.
  • Аналогичные кабинки распространены и на улицах крупных городов, например, Токио-3, где они зачастую совмещены с туалетными и телефонными кабинками с доступом в Инфернет и возможностью приёма и отправки факсов.
  • Хорошим тоном считается дарить знакомым наборы для харакири на ежегодный праздник цветущей сакуры и Новый Год.
  • Подарить низкокачественный, дешёвый набор, которым можно сделать только некрасивое, неаккуратное и болезненное харакири, в Японии считается большим оскорблением и лишним поводом к харакири.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII  века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Происхождение обряда

Говоря о харакири как о явлении, развивавшемся и пришедшем к своему логическому завершению на японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем-то отдалённо напоминающие по сути японское сэппуку. Их можно отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяет предположить, что обряд разрезания живота в ранний период истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение и был заимствован древними японцами, которые имели контакты с представителями этих народов.

Прежде всего следует обратить внимание на обряд вскрытия живота у айнов, заключавшийся во взрезании брюшной полости (пере’) и близко напоминавший японское харакири. Харакири, так же, как и пере’, часто имело вид пассивного протеста и совершалось не из отчаяния; оно имело скорее оттенок жертвенности

У айнов существовало слово “экоритохпа”, которое означает “принести в жертву инау”, или в буквальном смысле “изрезать живот”.

Культ инау – за струженных палочек (часто антропоморфных) или просто длинных древесных стружек – получил распространение на Дальнем Востоке у айнов, нивхов, орочей, а также японцев, которые преобразованные инау называют “гохэй” или “нуса”. Инау, по представлениям народов Дальнего Востока, являлись посредниками между миром людей и “верховных божеств” земли и воды, у которых человек просил счастья и благополучия в жизни, спасения от стихии и всевозможных несчастий, удачи в охоте и рыбной ловле и т.д.

Применение инау разнообразно. Их использовали во время культовых действий, при приношении жертв божествам и духам в качестве обмена или платы за что-либо, при похоронах и праздниках; инау держали в каждом жилище на особом месте. Как правило, перед использованием инау освящались шаманом. В этом плане заслуживают большого внимания факты, говорящие о человеческих жертвоприношениях в древней Японии. О них имеются упоминания в японских хрониках. Чаще всего описывались жертвоприношения божествам воды и рек. Есть сведения также о погребении людей живыми вокруг могил императоров (могил господ), в фундаментах мостов, замков, искусственных островов и т.д. Такие жертвы назывались “хито басира”, т.е. “человек-столб”. Позднее человеческие жертвоприношения были заменены.

В “Энгисики”, например, описано замещение таких жертв изображениями “канэ-хито-гата” (в виде человеческой фигурки из металла) и “микимари”, предназначенных для божеств рек и воды. Это позволяет предположить, что первоначально пере’ являлось актом жертвоприношения добровольного, в качестве очистительной жертвы, или насильственного. Внимательное рассмотрение морского инау (атуй-инау) – заструженной палочки, бросаемой дайнами в воду во время бурь в виде жертвы божеству моря, навело на мысль о человеческих жертвоприношениях в прошлом. Эта гипотеза подтверждается фактом антропоморфности некоторых инау, в которых различали следующие части:

  • голову с макушкой, волосами и ушными кольцами из заструженных верёвочек;
  • шею;
  • руки;
  • туловище, на котором отдельно различается передняя сторона с волосами, зарубками “как выражением разрезания живота” и коротенькими застружками, “идущими от зарубок вниз и вверх и выражающими отворочение вверх и вниз мягкие части передней стенки живота”.
    Судя по этим частям, инау, без сомнения, являются остатками человеческих жертвоприношений.

В чём разница между харакири и сэппуку?

Всё дело в том, что в японском языке оба этих слова записываются одними и теми же иероглифами, но в разном порядке, соответственно, отсюда их разное прочтение. Как известно, иероглифы, пришедшие в японский язык из китайского, имеют два вида чтений – «китайское» (верхнее) и японское (нижнее). В итоге получается, что сэппуку и харакири – это, соответственно, верхние и нижние чтения одних и тех же иероглифов (setsu + fuku – резать + живот; hara + kiru – живот + резать). Однако не всё так просто. Касательно «харакири», в японской литературе это слово используется очень редко и только в том случае, когда хотят подчеркнуть, что кто-то просто совершил самоубийство, рассёкши себе живот. Европейцы же чаще всего используют его только по той причине, что для них оно более благозвучно или легче произносимо, нежели «сэппуку». Таким образом, японский термин «харакири» считался более «вульгарным», просторечным, однако он наиболее точно выражает духовный смысл обряда – именно «вскрытие» «хары» – души.

Для того чтобы уяснить себе этимологическое происхождение слова харакири, обратимся к книге А. Б. Спеваковского Самураи – военное сословие Японии

В дословном переводе харакири означает резать живот (от хара – живот и киру – резать). Однако слово харакири имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома харакири – понятие хара, то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова живот, душа, намерения, тайные мысли с тем же написанием иероглифа. Согласно философии буддизма, в частности учению секты дзэн, в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость”.

Иероглифы harakiri.


Иероглифы seppuku.
Как мы видим, иероглифы стоят в обратном порядке. По правилам транскрипции японских слов кириллицей нужно писать сэппуку, но в последнее время в интернете распространился вариант написания через «е» – сеппуку. Возможно, однажды это смягченное написание закрепится, как произошло с некоторыми другими японскими словами и именами, к примеру, со словом дзэн/дзен и камикадзэ/камикадзе.

Кто совершил сеппуку?

Немало известных и знатных японцев совершили сеппуку. Например, генерал императорской армии Корэтика Анами. Незадолго до поражения во Второй мировой войне он был назначен руководителем армии. Уже на следующий день после подписания капитуляции он совершил традиционное ритуальное японское самоубийство. Так что эти традиции не остались в Средневековье, а активно применялись и в XX веке.

Еще один известный случай произошел в XVI столетии. Военный и политический лидер страны Ода Нобунага покончил собой после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны. Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершить сеппуку, находясь в окружении свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается одним из самых выдающихся самураев в японской истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector