Словарь абитуриента: основные понятия и термины для поступающих

Виды высших учебных заведений

В России

Основные виды высших учебных заведений, существующих в России (по данным на 2016 год):

  • Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования. По состоянию на 2016 год в России существует 10 федеральных университетов.
  • Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

    • Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета:
      • Московский государственный университет,
      • Санкт-Петербургский государственный университет.
    • Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в 2008 году. Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам, в 2010 году — 15 вузам, в 2015 году — 21 вузу.
  • Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вид образовательных организаций «Академия», как и «Институт» или «Университет», упразднён. В настоящее время «Академия» не является аккредитационным статусом образовательной организации. С 01.09.2013 года слово «академия» является лишь частью названия организации.

  • Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.
  • Высшее военное училище — занимается подготовкой специалистов (офицеров) в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

В Белоруссии

Учреждения высшего образования в Белоруссии могут быть следующих видов:

  • Академия
  • Университет
  • Институт

По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.

Старейшим высшим учебным заведением на территории Республики является Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (основана в 1840 году).

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет, основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь, образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

Перечень высших учебных заведений

Получить профессию из сферы туризма (менеджера, специалиста по гостиничному делу, например) можно в одном из многочисленных вузов РФ (к слову, их более 200). Подготовку ведут как столичные вузы, так и университеты, расположенные практически во всех регионах страны.

Уже не первый год безоговорочным доверием у работодателей (индустрии туризма в том числе) пользуется МГУ им. Ломоносова. Профессиональные достижения сотрудников кафедры «Рекреационная география и туризм» отмечены на государственном уровне: сразу 10 проектов были удостоены правительственной премии за разработку и внедрение системы подготовки кадров в сфере туризма. Но для поступления в этот вуз требуются близкие к 100 баллы ЕГЭ и за дополнительные вступительные испытания.

Косвенным свидетельством качества преподавания может послужить процент трудоустроенных выпускников (хорошим считается значение 73–78 %). Градация этого параметра по вузам, а также количество бюджетных мест и стоимость обучения специальностям, связанным с туризмом (профильный менеджмент, маркетинг, гостиничное дело), представлены в сводной таблице.

Рейтинг Название вуза % трудоустроенных выпускников Количество бюджетных мест в бакалавриате Стоимость обучения, руб. в год
1 МГУ им. М. В. Ломоносова 74,5 350 500
4 Санкт-Петербургский государственный университет 77 17 261 400
10 Петербургский политехнический университет Петра Великого 75 10 84 000
11 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ 73,8 60 320 000
12 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина 81,8 17 138 700
14 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 81,08 25 260 000
15 Сибирский федеральный университет 75 25 141 018
16 Казанский (Приволжский) федеральный университет 79,87 122 460
20 Российский университет дружбы народов 65,58 4 230 000
21 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 80 20 245 000
28 Дальневосточный федеральный университет 70 25 200 000
30 Южный федеральный университет 75 22 102 000
43 Воронежский государственный университет 74,6 10 94 800
48 Российский государственный гуманитарный университет 71,78 10 178 800
49 Московский государственный педагогический университет 78,84 105 000
93 Донской государственный технический университет 75 5 94 900

Источник данных: RAEX; федеральный портал «Российское образование».

Конечно, это не все университеты, ведущие подготовку менеджеров, отельеров и других специалистов индустрии туризма, но в сотню лучших по версии РА «Эксперт» они пока еще не вошли.

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

Факультеты, направления, специальности

Химические институты проводят профильную подготовку студентов на комплексных естественно-научных или узкопрофильных факультетах, в некоторых вузах они выделены в отдельные подразделения, например:

  • Школа естественных наук ДВФУ;
  • факультет переработки минерального сырья (в Питерском горном университете);
  • Институт химии СПбГУ или ТюмГУ;
  • факультеты в РХТУ им. Менделеева:
    1. естественных наук; o химико-технологический;
    2. ВКХ РАН (Высший химический колледж Академии наук);
    3. химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов;
    4. технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов;
    5. нефтегазохимии и полимерных материалов;
    6. инженерной химии;
    7. химии и проблем устойчивого развития;
    8. промышленной экологии и биотехнологии;
    9. Институт материалов современной энергетики и нанотехнологии;
  • факультеты естественных наук НГУ и РУДН;
  • в МГУ факультеты:
    1. химический;
    2. наук о материалах и фундаментальной физико-химической инженерии;
  • Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ;
  • Химический факультет ТГУ;
  • Естественно-научный институт СамГУ.

В зависимости от выбранного высшего учебного заведения студент может изучать не только фундаментальную или прикладную химию, выбрать можно:

  • механику материалов и физику;
  • медицинскую химию;
  • теоретическую и экспериментальную химию;
  • химическую технологию;
  • функциональные материалы и наноматериалы.

Форматы образования разные: бакалавриат (4 года с перспективой последующего поступления в магистратуру – плюс еще 2 года) или сразу специалитет (5 лет и возможность продолжить исследования в аспирантуре для получения ученой степени).

Факультеты, направления, специальности

Выбрав морской вуз и специализацию, после прохождения конкурсного отбора претендент становится студентом одного из факультетов. Это могут быть:

  • морской институт (в ДВФУ, СевГУ, КамчатГУ);
  • факультет морского приборостроения (СПбГМТУ);
  • институт морских технологий, энергетики и транспорта (в АГТУ);
  • факультет кораблестроения и океанотехники;
  • институт военного образования;
  • факультет корабельной энергетики и автоматики.

Исходя из сферы интересов, абитуриент может выбрать одну из следующих специальностей:

  1. 17.03.01 «Корабельное вооружение» и 17.05.03 «Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационных управляющих систем» – подходящие направления для тех, кто тяготеет к армейской среде.
  2. 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» – комплексное направление, предполагающее не только техническое обслуживание, но и работу с навигационными системами корабля.
  3. Специальность для потенциальных судостроителей и ремонтников – 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».
  4. Подходящие направления для абитуриентов, интересующихся разработкой макетов и конструированием, – 26.05.01 «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники» и 26.05.02 «Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов».
  5. 26.05.05 «Судовождение» – это профессия капитана корабля в чистом виде.
  6. 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» подходят для людей математического склада ума. Освоив направление, выпускники приобретут профессию электромеханика.

Весь набор специальностей не представлен ни в одном вузе. Распределение направлений по высшим морским учебным заведениям приведено в таблице.

Вуз Код специальности
АГТУ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07
ДВФУ 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07
КамчатГУ 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
СевГУ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
КНИТУ 26.03.02
САФУ (Севмашвтуз) 26.03.02
СПбГМТУ 17.03.01, 17.05.03, 26.03.02, 26.05.01, 26.05.02
РГГМУ 17.03.01
КГТУ 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07
НГТУ 26.03.02
СГУВТ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
БГАРФ 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
МГТУ 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
ВГУВТ 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07
ГМУ 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07

Таблица 2. Специальности в морских университетах России

Обучение ведется в очном, очно-заочном и полностью заочном формате. Срок освоения программы зависит от направления и уровня подготовки. Стать бакалавром можно за 4 года, а специалистом – за 5 лет. Время учебы по специальности «судовождение» чуть больше обычного (5,5 лет при очном и 6,5 лет при заочном формате).

Высшее морское образование можно получить на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры. Студенты изучают комплекс профильных дисциплин (проектирование, САПР и технологию судостроения, конструкцию корпуса, теорию корабля, гидромеханику и др.). Второкурсники, показывающие хорошие результаты в учебе, часто привлекаются к научным исследованиям и получают гранты. Нередко выполняются работы по договорам с ведущими предприятиями отрасли.

Самые крупные вузы в мире

Самые большие университеты

Университет Расположение Статус Количество студентов
1 Indira Gandhi National Open University Delhi. India Public 3.500.000
2 Islamic Azad University Iran Private 2.000.000
3 Anadolu University Turkey Public 1.974.343
4 Allama Iqbal Open University Pakistan Public 1.326.948
5 Bangladesh National University Bangladesh Public 1.000.000
6 Payame Noor University Iran Public 818.150
7 Bangladesh Open University Bangladesh Public 650.000
8 Universitas Terbuka Indonesia Public 646.467
9 Tribhuvan University Nepal Public 604.437
10 University of Mumbai ndia Public 549.432
11 Ramkhamhaeng University Thailand Public 525.000
12 University of Pune India Public 496.531
13 University System of Ohio United States Public 478.000
14 State University of New York United States Public 467.845
15 University of the Punjab Pakistan Public 450.000
16 Andhra Pradesh Open University India Public 450.000
17 California State University United States Public 417.000
18 University of Delhi India Public 400.000
19 Sikkim Manipal University India Private 390.000
20 National Autonomous University of Mexico Mexico Public 324.413
22 University System of Georgia United States Public 318.027
22 University of Buenos Aires Argentina Public 316.050
23 Spiru Haret University Romania Private 311.928
24 State University System of Florida United States Public 302.513
25 Osmania University India Public 300.000
26 City University of New York United States Public 516.000
27 National University of Distance Education Spain Public 260.079
28 Rajiv Gandhi Technical University India Public 260.000
29 Open University United Kingdom Public 253.075

Структура и деятельность вузовской кафедры

В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.

Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:

  • моделирования месторождений углеводородов;
  • геологии углеводородных систем;
  • литологии;
  • геоэкологии;
  • геофизических информационных систем;
  • теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
  • разведочной геофизики и компьютерных систем;
  • общей и нефтегазопромысловой геологии.

Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.

Кафедра характеризуется наличием:

  • учебных подразделений;
  • возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
  • производственных участков для организации практических испытаний;
  • филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
  • лабораторий для научно-исследовательской работы;
  • библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).

Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.

Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.

Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.

В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.

Список вузов

Морские вузы есть во многих регионах страны. В общей сложности их более 40. Не так много, как учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов и экономистов. Этому есть вполне объективные причины – меньшая привлекательность профессии для абитуриентов и сложная техническая база, которой должен быть оснащен университет для нормальной организации процесса обучения.

Список, представленный в таблице, отображает территориальный разброс учреждений с количеством бюджетных мест на текущий набор и стоимостью платного обучения.

Город Название морского вуза Количество бюджетных мест Стоимость 1 курса, руб.
Архангельск АГТУ – Архангельский государственный технический университет 62 170 000
Владивосток ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет 67* 270 000
Петропавловск-Камчатский КамчатГТУ – Камчатский государственный университет 50 305 000
Севастополь СевГУ – Севастопольский государственный университет 141 162 000 / 256 000 **
Казань КНИТУ – Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А. Н. Туполева 15 190 239
Северодвинск САФУ (Севмашвтуз) – Институт судостроения и морской арктической техники (филиал Северного Арктического федерального университета им. Ломоносова) 75 239 850
Санкт-Петербург СПбГМТУ – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 550 236 200
Санкт-Петербург РГГМУ – Российский государственный гидрометеорологический университет 40 239 000
Калининград КГТУ – Калининградский государственный технический университет 45 182 200 / 126 300 / 126 300 ***
Нижний Новгород НГТУ – Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева 66 187 950
Новосибирск СГУВТ – Сибирский государственный университет водного транспорта 332 127 000 / 261 000****
Калининград БГАРФ – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота 260 174 700
Мурманск МГТУ – Мурманский государственный технический университет 9 262 000
Нижний Новгород ВГУВТ – Волжский государственный университет водного транспорта 32 165 000 / 300 000 ****
Новороссийск ГМУ – Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова 90 185 000 / 176 900 ****

* 40 бюджетных мест выделяется по квоте от Министерства обороны, обучение в этом случае осуществляется на базе военного учебного центра ДВФУ.

** 162 000 – стоимость обучения по направлению 26.03.02, остальные специальности – 256 000 рублей.

*** 182 200 – для специальности 26.03.02, остальные (26.05.06 и 26.05.07) – 126 300.

**** Минимум – это год обучения управлению водным транспортом и кораблестроению, остальные специальности (26.05.05, 26.05.06, 26.05.07) дороже.

Большинство вузов проводит внушительный набор на бюджетные места. Это связано с высокой востребованностью специалистов этой отрасли в экономике.

Учитывая серьезные расценки на платное обучение, многие морские институты России предоставляют скидки. В частности, в АГТУ базовая цена может быть снижена для абитуриентов, имеющих высокие баллы ЕГЭ (на 30 % тем, у кого более 200 баллов по трем предметам, 25 % – поступающим с результатами в диапазоне 170–199 и 20% – набравшим на экзаменах от 130 до 169 баллов).

Многие морские вузы России имеют филиалы в других городах. К примеру, можно освоить профессию моряка в отделениях ВГУВТ в Перми или Астрахани. Абитуриенты, проживающие в Якутске или Омске, могут поступить в филиал СГУВТ, открытый в этих регионах. Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова, расположенный в Ростове-на-Дону, – структурное подразделение университета им. Ушакова.

О ступенях образования

Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.

Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.

Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков

Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности

Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.

Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.

Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.

Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.

Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.

Факультеты и специальности

В таблице приведены примеры специальностей и направлений подготовки, связанных с информатикой и ИКТ. В разных вузах содержание программ варьируется, поэтому стоит внимательно изучить содержание учебных планов, прежде чем подавать документы.

IT-вузы: университеты и институты информатики Специальности и направления подготовки
МГТУ им. Баумана

Информатика и ВТ:

вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
— интеллектуальные системы обработки информации и управления;
— системы автоматизированного проектирования и инфоподдержки.

Программная инженерия:

— разработка программно-информационных систем.

Прикладная математика и информатика:

— информационная аналитика;
— программно-технические средства информации;
— анализ, создание, преобразование программного кода.

ТГУ

Институт прикладной математики и компьютерных наук:

— прикладная математика;
— программная инженерия;
— фундаментальная/прикладная информатика и ИТ;
— матобеспечение и администрирование инфосистем;
— компьютерная безопасность.

Мехмат и радиофизический факультет:

— математика и компьютерные науки;

— фотоника и оптоинформатика.

КФУ Прикладная (инфосистемы в образовании) и фундаментальная (системный анализ) информатика и ИТ.
СПбПУ

Институт прикладной математики и механики:
— математика и компьютерные науки;
— инфобезопасность автоматизированных систем;
— информационно-аналитические системы безопасности.

Институт компьютерных наук и технологий:
— фундаментальная информатика и ИТ;
— матобеспечение и администрирование инфосистем;
— информатика и ВТ;
— инфосистемы и технологии;
— прикладная информатика;
— программная инженерия.

СПбНИУ ИТМО

Мегафакультет компьютерных технологий (КТ) и управления:

— КТ и системы;
— КТ в дизайне;
— нейротехнологии и программирование;
— системное и прикладное ПО;
— технологии защиты информации;
— цифровое производство;
— цифровые системы управления;
— робототехника.

Мегафакультет трансляционных ИТ:
— информатика и программирование;
— программирование и интернет-технологии;
— мобильные сетевые технологии;
— программирование в инфокоммуникационных системах;
— интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Институт международного развития и партнерства:
— управление технологическими инновациями;
— бизнес-информатика.

СокÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ инÑÑиÑÑÑов СФУ

ÐÑи напиÑании названий инÑÑиÑÑÑов СФУ ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑидеÑживаÑÑÑÑ Ð¾Ð±ÑепÑинÑÑÑÑ ÑокÑаÑений.

Ðолное название СокÑаÑение
Ðоенно-инженеÑнÑй инÑÑиÑÑÑ ÐÐÐ
ÐÑманиÑаÑнÑй инÑÑиÑÑÑ ÐÐ
ÐнженеÑно-ÑÑÑоиÑелÑнÑй инÑÑиÑÑÑ ÐСÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð°ÑÑиÑекÑÑÑÑ Ð¸ дизайна ÐÐиÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð³Ð¾Ñного дела, геологии и геоÑеÑнологий ÐÐÐÐиÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¸Ð½Ð¶ÐµÐ½ÐµÑной Ñизики и ÑадиоÑлекÑÑоники ÐÐФиРЭ
ÐнÑÑиÑÑÑ ÐºÐ¾ÑмиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ инÑоÑмаÑионнÑÑ ÑеÑнологий ÐÐÐТ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¼Ð°ÑемаÑики и ÑÑндаменÑалÑной инÑоÑмаÑики ÐÐиФÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð½ÐµÑÑи и газа ÐÐиÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸, пÑиÑологии и ÑоÑиологии ÐÐÐС
ÐнÑÑиÑÑÑ ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¸Ð·Ð½ÐµÑ-пÑоÑеÑÑами и Ñкономики ÐУÐÐЭ
ÐнÑÑиÑÑÑ ÑизиÑеÑкой кÑлÑÑÑÑÑ, ÑпоÑÑа и ÑÑÑизма ÐФÐСиТ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ñилологии и ÑзÑковой коммÑникаÑии ÐФиЯÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ ÑÑндаменÑалÑной биологии и биоÑеÑнологии ÐФÐиÐТ
ÐнÑÑиÑÑÑ ÑвеÑнÑÑ Ð¼ÐµÑаллов и маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐЦÐиÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ñкологии и геогÑаÑии ÐЭиÐ
ÐнÑÑиÑÑÑ Ñкономики, ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ пÑиÑодополÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐЭУиÐ
ÐолиÑеÑниÑеÑкий инÑÑиÑÑÑ ÐÐ
ТоÑгово-ÑкономиÑеÑкий инÑÑиÑÑÑ Ð¢Ð­Ð
ÐÑидиÑеÑкий инÑÑиÑÑÑ ÐÐ

Ðо вÑÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸ÑÑ ÑоÑз «и» в аббÑевиаÑÑÑе пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð² виде ÑÑÑоÑной бÑквÑ, кÑоме названий ÑÑÑÑ Ð¸Ð½ÑÑиÑÑÑов, пÑи напиÑании коÑоÑÑÑ ÑÑадиÑионно ÑÑа бÑква оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ: ÐÐÐТ, ÐÐÐС, ÐУÐÐЭ.

ÐÑли на ÑайÑе ÑнивеÑÑиÑеÑа в ÑекÑÑе пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ названий инÑÑиÑÑÑов, Ñо ÑледÑÐµÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ Ð°Ð±Ð±ÑевиаÑÑÑÑ. ÐÑли ÑекÑÑ Ð¾Ð± одном-двÑÑ Ð¸Ð½ÑÑиÑÑÑаÑ, Ñо пÑи пеÑвом ÑпоÑÑеблении Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¸ÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ. ÐÑклÑÑение â ÑайÑÑ Ð¸Ð½ÑÑиÑÑÑов, где ÑобÑÑвенное название инÑÑиÑÑÑа можно ÑокÑаÑаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑи вÑегда до аббÑевиаÑÑÑÑ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector