Шашка против пики: история казачьего оружия

Задачи

Конные казаки представляли собой особый род легкой конницы и в военное время входили в состав и стратегической («самостоятельной»), и войсковой кавалерии. Поэтому основными видами деятельности казачьей конницы, подобно регулярной кавалерии, являлись разведка, устройство завесы, набеги и другие формы ведения «малой» войны; особенностью конных казачьих частей являлось использование в бою особых казачьих тактических приемов (таких, например, как «лава»). К вспомогательным задачам казачьих частей относились охрана лиц высшего командного состава, обозов, транспортов, почты, коммуникаций и линий связи.

Пластунские (пешие казачьи) батальоны, как особый род легкой пехоты, своими задачами и тактикой соответствовали армейским стрелковым частям, т. е. владели навыками боя в рассыпном строю и на пересеченной местности, а кроме того участвовали в рекогносцировках, несли сторожевую и разведывательную службу.

Казачья артиллерия, как и армейская конная артиллерия, предназначалась для непосредственного содействия своим войскам при ведении ими наступательных или оборонительных боевых действий.

Горсть родной землицы

Е. Бородина, рассматривая православную веру в традициях качества, указывала, что каждый казак мечтал быть похороненным на Родине. Ведь это упрощало попадание в рай. Понимая, что обстоятельства не всегда позволят перевезти тело домой, казаки в поход обязательно брали с собой горсть родной земли. Чаще ее черпали на могиле родителей или рядом с церковью, зашивали в ладанку – красиво расшитый мешочек – и дополняли рукописной молитвой. Ладанку подвешивали рядом с нательным крестом на груди.

Во время похорон на чужбине землицу высыпали из ладанки и бросали в могилу первой. Считалось, что так казачья душа обретает спасение, очищается и попадает в рай, несмотря на то, что тело похоронено в чужом краю. Примечательно, что казачью могилу старались копать оружием. В этом случае оружие выполняло посреднические функции перехода из мира живых в мир мертвых.

Копьё и пика в конном бою

Чтобы понять суть использования любого древкового оружия в конном бою, нужно немного углубиться в историю. С древнейших времен конник старался получить преимущество как над пешим, так и над конным противником. Это означало увеличение дистанции боя, а достичь этого можно было двумя способами – либо стрелковым оружием, либо удлинением оружия холодного. Конные стрелки выходят из нашего поля зрения, а вот копейщики как раз интересны. Можно вспомнить пример византийских катафрактов, имевших на вооружении чудовищные, почти пятиметровые двуручные пики, или классических средневековых рыцарей, таранным ударам которых мало кто мог противостоять. Ошибкой было бы думать, что огнестрельное оружие вытеснило пику с поля боя. Польские крылатые гусары и русские казаки доказали это на деле.

Уральские казаки с пиками

Русская пика использовалась казаками издревле, но европейцы впервые «познакомились» с казачьей пикой в ходе Семилетней войны. Это оказалось очень неприятным сюрпризом для хвалёной кавалерии прусского маршала Зейдлица: его тяжелым рейтарам и кирасирам просто не хватало длины оружия, чтобы бить изворотливых казаков. Мало того, что казак бил пикой, ему ещё помогал, к примеру, и калмык, который стягивал немецкого всадника из седла арканом. Оставалось лишь зайти на второй круг и «приколоть» барахтающегося на земле немца.

Шашка

Колюще-рубящее оружие, с длинным, отличающимся небольшой кривизной клинком без гарды. У черкесских племен шашка первоначально использовалась как хозяйственное орудие для рубки прутьев, а с конца XVIII века получает распространение в качестве оружия, постепенно вытеснив саблю.

Сабли определенного образца оставались, как правило, у казаков принимавших участие в боевых действиях в составе частей приданных регулярной армии. И все чаще сабля помимо своего функционального назначения являлась в ряде случаев атрибутом власти, определенным символом удали казака или его рода и нередко передавалась из поколения в поколение.

В ходе Кавказской войны шашка получила широкое распространение и в 1835 году была принята на вооружение казаков. Шашка — это исключительно наступательное оружие. Бой на шашках, по сути, исключает возможность фехтования (как, например, на саблях или шпагах), и представляет комплекс приемов, выполняя которые боец стремился уклониться от удара противника и нанести быстрый рубящий удар.

Если попытаться парировать удар противника шашкой, есть большая вероятность сломать собственный клинок. Поэтому в XIX веке была поговорка: «Саблями рубятся, а шашками рубят».

Правда, шашки были популярны в основном у кубанских казаков-линейцев, заимствовавших снаряжение и вооружение горцев, в то время как расположенные рядом черноморские казаки холодным оружием владели хуже, зато были прекрасными стрелками.

Казачество и оружие XX столетия


Казак Красной Армии с шашкой

Некоторое потрясение пережили отечественные казаки, когда в Первую мировую войну им пришлось встретиться с пулеметами, ипритом и иными грозными разновидностями вооружения, которые не применялись раньше.

Атаман П. Краснов, обращаясь к юным казакам, воевавшим на стороне гитлеровцев в 1944 г., говорил, что много времени потребуется на то, чтобы перечислить все новые виды оружия. Например, разные типы авиамашин, бронетехники, огнестрельного оружия – пушек самых разных целей и калибров, начиная от обычного полевого орудия и заканчивая тяжелыми зенитками и знаменитыми «Катюшами». Кроме того, используются минометы, дымометы, огнеметы, разные типы мин и моделей пулеметов, пистолеты-пулеметы, карабины и многое другое.

Взгляд на эти новинки не был однозначным. С одной стороны, на войне пригодится любое оружие. Вместе с тем, самые дальновидные казачьи военачальники это осознавали, за счет увеличения количество такого оружия эпоха кавалеристов безвозвратно уходит.


Бойцы 13-й Кубанской дивизии

Соглашаясь с эффективностью «техники для уничтожения людей», атаман горделиво указывал на то, что пользоваться «ничтожным оружием старых лет» было намного труднее, чем стрелять из пулемета, хотя тот и выполнен из множества небольших деталей. Чтобы правильно рубить саблей, юный казак тренировался на побегах винограда, бахчевых культурах и тушах баранов. В связи с этим один его вид сеял ужас в сердце противника. Пальба из автоматов и пулеметов, с точки зрения П. Краснова, нередко оказывается безрезультатной и только поднимает боевой дух врага.

Следует сказать, что верность слов атамана доказали не его антисоветские солдаты, а казаки, борющиеся по другую сторону баррикад. Выглядевшее заранее проигранным Кущевское наступление 02.08.1942 г. осуществили казачьи подразделения на Кубани. Бойцы 13-й Кубанской дивизии выступили против горнострелкового подразделения гитлеровцев, у которых были, по некоторым сведениям, арторудия и бронетехника. В итоге силы Вермахта удалось разгромить. Со стороны немцев потери составили примерно 5 000 чел., а со стороны казаков – около 2 500.

Пика в бою

«Казакам непременно быть навсегда дротиком вооруженным, яко наисильнейшим их оружием для поражения любого противника, неприлично казаку стрелять, он бьет пикою, особливо в крестец».
А.В. Суворов о казачьей пике

Настоящей проверкой для казачьей пики стала эпоха наполеоновских войн. К сожалению противника, опыт Семилетней войны не был учтен в Европе, и казаки стали бичом французской кавалерии

Не важно лёгкой или тяжелой была кавалерия, казаки буквально сметали офицеров и первые ряды французских всадников пиками. Во Франции даже сформировали несколько уланских полков, вооруженных пиками, по большей части «антиказачьих», но, увы, наши казаки были сильнее

Атака на французский обоз зимой 1812 года

Так, командир 23-го конно-егерского полка французской армии в 1812 году, известный военный теоретик и храбрый кавалерист Жан-Батист де Марбо вспоминал:

Уральский казак с пикой

Любопытно и еще одно: опытные казаки настолько виртуозно владели пикой, что шашка им была попросту не нужна в бою. Казак мог наносить пикой не только колющие, но режущие удары и даже плашмя, как дубиной. Более того, рукоять не уступала острию, противник мог быть выбит из седла казаком, ловко крутящим пикой и перекидывающим ее из руки в руку. Немаловажным было и выиграть «левую сторону» противника, что зачастую означало его смерть. Так вспоминал бой против казаков под Прейсиш-Эйлау француский кавалерист Ф. де Брак:

«Жена коня подводит мужу, Племянник пику подает…»

После войны с Наполеоном казачья пика ещё не раз приходила на помощь своим опытным и мастеровитым хозяевам. Вспомним хотя бы геройский бой казака Козьмы Крючкова – первого награжденного Георгиевским крестом в Первой мировой войне. Вот что он вспоминал:

Богатырский бой Козьмы Крючкова с немцами

В том бою большую часть немцев Крючков уложил пикой, которой (как и любой казак) владел гораздо более виртуозно, нежели противники.

Казак вооруженный пикой. Первая мировая война

В армии пика пробыла на вооружении вплоть до 1931 года, когда наконец в Красной кавалерии от неё решено было отказаться. Вот такими были три века службы самого страшного казачьего оружия – пики. Того самого русского оружия, которого боялись и уважали все противники.

Обложка: pinterest.ru

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Защита от злых Духов

У гребенских казаков существовало поверье о магической силе острых железных предметов – ножа, топора, кинжала или шашки. Если положить холодное оружие рядом с усопшим, то оно защитит его от демонов. Впрочем, в качестве оберега холодное оружие казаки использовали не только во время погребального обряда. Гребенцы считали, что многие болезни и даже смерть являются последствием негативного воздействия вертунов – холодных духов-ветров, которые срываются с Кавказского хребта и стараются навредить человеку. Считалось, что попавшийся на пути вихрю-вертуну обязательно занедужит. Поэтому казаки при сильном ветре клали рядом шашку или кинжал – только оружие вместе с молитвой могло защитить. Гребенские старожилы рассказывали, что на лезвии такого оружия-оберега потом можно было видеть кровь нечистого вертуна.

«Разве я армянин, чтобы кинжал покупать?»

Принято считать, что похвала оружию казака в его жилище со стороны гостя равна подарку в виде мешка денег. Это один из казацких обычаев, существующих уже много лет.

Как отметил в 1865 г. в издании «Военный сборник» неизвестный писатель, путешествовавший по землям Кавказа, даже нищие казаки стараются декорировать свое оружие по мере своих возможностей. Более зажиточные украшают его серебром и узорами.

Несмотря на то, что сами казаки не производили оружия, они нередко могли захватить чужое, в первую очередь у горных народов. В связи с этим оружие, приобретенное за плату, не вызывало у казаков почета.

Как говорил участник Гражданской войны С. Мамонтов, рассказывая о порядках в станице Черномлыцкой во время их нахождения на Кавказе, приобретение вооружения за деньги являлось позором. Настоящий казак мог его украсть, захватить у противника в качестве трофея, но только не получить за плату.


Кавказский нож

Прежде всего, речь идет о кинжале – его получали в дар, по наследству или добывали в сражении. Первое такое оружие мальчику по достижении им 3 – 5 лет преподносил в дар его дедушка. У кубанских и терских казаков существовала присказка, что кинжалы покупают только армяне (да и то впоследствии их продают по более высокой стоимости). Приобретенному за деньги кинжалу доверия не выражали. Бытовало мнение, что подобный кинжал сослужит плохую службу его владельцу и приведет к поражению. Следует упомянуть, что казачество не использовало подкинжальные ножи, чего нельзя сказать о горцах.

Если казачество брезгливо относилось к оружейным армянским традициям, то и жители Северного Кавказа презирали казацкое оружие. Так, черкесы говорили, что пики казаков с Дона похожи на «камышовые заросли». Подобное мнение о пиках переняли казаки с Терека и Кубани. Постепенно они перестали их использовать. Хотя, возможно, для кубанского казачества это решение далось нелегко – их деды с Запорожья, используя пики, под командованием Суворова захватывали Измаил.

Кинжал

Кинжал известен с глубокой древности, но в России традиции владения этим оружием не было. За исключением войск, сражавшихся на Кавказе, и, прежде всего, казаков. У казаков получили распространение кинжалы самой различной длины и формы, причем длина некоторых кинжалов достигала 80 сантиметров и позволяла наносить не только колющие, но и рубящие удары.

Кинжалы были популярны у черноморских казаков, которые, неся службу в основном в пешем строю, отказывались от неудобных в плавнях длинных шашек и сабель. Хотя в ближнем бою кинжал использовался  практически во всех казачьих войсках и оставался незаменимым в разведке. В середине Великой Отечественной войны был проведен эксперимент, когда вооруженных кинжалами пластунам ставилась задача без применения огнестрельного оружия бесшумно уничтожить при помощи кинжалов солдат противника в первой линии траншей и тем самым обеспечить успешный ввод основных частей.

Легкая дорога в рай

Исследователи гребенского казачества А. Григорьев и Е. Толстокоров при рассмотрении специфики мифологии погребальных традиций отмечают, что казаки Терека строго соблюдали степные и языческие обычаи захоронения в полном парадном обмундировании и с личным оружием. Считалось, что в таком виде казак будет благосклонно встречен на том свете ангелами, а умершие товарищи с легкостью узнают его по лампасам, эполетам и сабле. Похороненному с оружием казаку не придется проходить мытарства, чтобы добраться до рая. В загробном мире духи быстро отличат казака по шашке среди многих других умерших, «подхватят» и вмиг перенесут к погибшим товарищам, вместе с которыми он сможет проводить время как «при жизни».

Бытовала у казаков и легенда о спящих в пещерах или каменных гротах витязях, держащих в руках своё оружие. Они ждут часа, чтобы проснуться, а затем спуститься на землю для борьбы со Злом. Поэтому кубанские казаки покрывали гроб знаменем, а сверху клали кинжал и шашку, а донские казаки скрещенную с ножнами шашку прибивали к крышке гроба.

А вот на поминальном столе, напротив, острых предметов не должно было быть. Считалось, что ножи и вилки повредят душе покойного казака. Неслучайно и сейчас казаки на поминках едят исключительно ложками. Никогда не поминали усопшего водкой, чтобы покойник не стоял на том свете по колено в горячительном напитке. Правда, на Запорожье в гроб умершего казака-гуляки ставили штоф с горилкой. Зато над могилой непьющего выставляли белый стяг, символизирующий абсолютную чистоту витязя.

Пика

Изначально пика появилась в России в XVII веке, и в большей степени становится известна как кавалерийское оружие. Она активно использовалась русскими казачьими частями в войнах с европейским противником, когда при атаке в сомкнутом строю можно было опрокинуть кавалерийский строй врага. А вот в борьбе же с азиатскими противниками и на Кавказе, где нередко бой рассыпался на ряд отдельных и даже индивидуальных схваток, пика себя не оправдала и нередко её применение заканчивалось весьма печальными для казаков последствиями.

Отмечены многочисленные случаи, когда горцы, виртуозно владевшие шашкой, обезоруживали казаков, перерубая древко пики. Аналогичная картина ранее наблюдалась и при штурме Измаила — казаки несли большие потери, когда турки ятаганами легко рубили древки пик и казаки десятками гибли в ближнем бою, а иногда только подход регулярной пехоты спасал их от полного уничтожения.

Интересно, что о прибывавших на Кавказскую линию донских казаках с длинными пиками кубанские линейные казаки шутили: «Камыш идет». Только в 1839 году был официально принят первый образец казачьей пики. Но даже и после этого в одном полку могли встречаться совершенно разные варианты этого оружия, поскольку вплоть до 1893 года пики изготавливались и приобретались казаками за собственный счет.

Три царства за коня

Как пишет в А. Яровой в монографии «Конь в казачьей культуре», об умершем донском казаке говорили, что он «привязал коня». Это сильное, умное и грациозное животное сопровождало казака от самого рождения и до смерти. Недаром донских казаков называли «степными кентаврами». Конь в славянской мифологии представлялся «связующим звеном» между двумя мирами. Он одновременно был и земным существом, и сакральным проводником. Неслучайно казаки почитали коня, заботились и оберегали его.

И после смерти конь оказывался рядом. В древности животное хоронили или сжигали вместе с всадником. Позднее эта традиция трансформировалась в обычай класть в гроб казака рядом с оружием подкову любимого коня. Интересно, что завершались казачьи похороны обычно оружейными выстрелами, а также скачками – ритуалом, призванным разрушить преграду между миром живых и мертвых и облегчить путь казачьей душе.

В казачьих песнях распространен мотив отсылки коня к родным с сообщением о гибели сына. При этом в народном творчестве иносказательно сообщается, что погибший казак не убит, а женился, взяв в жены могилу-девицу. На коне казак совершал и свой последний путь, отдавая верного друга за возможность попасть в Царствие Небесное.

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Шашка

Казачья шашка – изначально северокавказское холодное оружие, которое стало массово использоваться с XVII-XVIII веков. Любопытно проследить историю её становления. Шашка всегда была вспомогательным оружием (наряду с кинжалом или ножом), только со второй половины XIX века в России шашка стала заменять сабли и палаши, фактически вытеснив их ко времени Первой мировой войны. И если в некоторых частях ещё оставались другие виды холодного оружия, то в частях казачьих продолжали использовать пику.

Атака казаков с шашками и пиками 1812 год

Мы не станем подробно останавливаться на рубке шашкой, для этого следует написать отдельную статью. Скажем лишь то, что современная фланкировка шашкой, а то и двумя, имеет мало общего с классической рубкой – чтоб «одним ударом на повал», от плеча до седла. Это подтверждает повесть «Поединок» А. Куприна, в которой поручик Бек-Агамалов рассказывает о рубке шашкой самым живым образом: перерубить лошади шею, развалить глиняное чучело или рубить струйку воды так, чтобы не допускать брызг. Легендарный маршал-кавалерист Семен Михайлович Буденный в своих воспоминаниях тоже пишет о «страшных шашечных ударах», а уж он, обладатель шашечного удара чудовищной силы, знал в этом толк.

Казак с пикой

Но всё это лишь тень пики, потому что шашка использовалась как самостоятельное оружие только в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Всё остальное время в бою шашка на 90% была помощницей пики.

Камень-хранитель

В статье Т. Власкиной «Домашний мир на сломе эпох» упоминается еще одна интересная традиция, которой следовали казаки Нижнего и Среднего Дона. За гробом умершего обязательно несли камень. Брали его со двора покойника, заворачивали в платок, а после погребения клали сверху могильного холмика. Эти камни называли ключами или стражами, а функция их состояла в охранении могилы, «наблюдении» за тем, чем занимается душа на том свете, и подтверждении ее будущего воскрешения.

Новочеркасские казаки в старину поступали иначе. Перед военным походом они обязательно отстаивали молебен, не забывая принести и положить на церковной площади камень со своего двора. В случае гибели станичникам не приходилось заботиться о поисках камня-стража, ведь погибший заранее всё предусмотрел. Камень брали рядом с церковью после отпевания погибшего казака и оставляли на его могиле.

Казачья пика

Пора узнать, что же представляла собой казачья пика. Долгое время, как и у шашки, у пики не было единого стандарта. Каждый казак подбирал себе любимицу-пику по душе, а скорее по телосложению. Однако единым было правило соблюдения длины – нужна была длиннее уланских, чтобы бить первым. Пика была на аршин (71 см) длиннее уланской и достигала 340-400 см.

Так выглядела казачья пика

Известный казачий генерал Яков Бакланов уделял большое внимание развитию рукопашного боя и боя с холодным оружием. На основе его наработок и общего боевого опыта в 1839 году была установлена единая пика

Весом 2300 г, с наконечником длиною 25 см, общая длина пики была 340 см. В 1843 году весь накопленный опыт использования пики был издан в отдельном фехтовальном трактате «Начертание фехтовального искусства владения пикой», где простым и понятным языком и в иллюстрациях были изложены все приемы владения длинной казачьей пикой.

Здесь легко оценить длинну пики

Следующие изменения были внесены в конструкцию пики в 1901 и 1910 годах, но эти пики не нравились казакам, так как были короче и тяжелее. Поэтому многие продолжали использовать «ветеранку» 1839 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector