Закон о материальной ответственности военнослужащих

Особенности прав, обязанностей и ответственности в/с

Причиной для обособленности свобод и привилегий служащих в армии выступает то, что специфика военной службы и характер взаимоотношений в армии уже сами по себе предопределяют фактическое ограничение прав военнослужащих.

Призывая граждан отдать долг Родине, государство пусть временно, но ограничивает основные права гражданина, такие как выбор места жительства, свободу перемещения. Также наряду с неизбежным регламентом в ряде личных, социальных и экономических прерогатив деятельность военнослужащих, выполняющих обязанность по защите Отечества, часто связана с риском для их жизни и с угрозой здоровью.

Важно знать! Все случаи, которые могут повлиять на исполнение обязанностей военнослужащего, в том числе срочной службы, а также сделанные замечания в сторону армейца должны быть доложены непосредственному начальнику.

За свою службу каждый армеец получает денежное довольствие. На ДД может рассчитывать и военнослужащий-призывник. Оплата устанавливается по тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью. Оклады пересматриваются ежегодно в сторону увеличения и корректируются в зависимости от индекса инфляции.

Для ряда категорий военных законодательством предопределены денежные поощрения. Также существует особый порядок обеспечения денежным довольствием.

При увольнении из рядов ВС, а также Росгвардии человеку, отдавшему регламентированный законом срок, положено пенсионное обеспечение, которое рассчитывается по определённой формуле и по своему объёму является небольшой компенсацией от государства за преданность и трудовые подвиги в работе в армии.

В случае заключения военноврачебной комиссии о необходимости отпуска по болезни армейцу производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. В зависимости от степени полученного ущерба здоровью возможны и другие дополнительные выплаты.

Устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации военным, осуществляющим несение службы по контракту в следующих местах:

  • В районах Крайнего Севера.
  • На местностях, приравненных к КС, или в других районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
  • В отдаленных районах или даже за пределами страны.


Спецгарантии предоставляются на должностях, которые связаны с повышенной опасностью для жизни и здоровья

За гражданами, которые проходят военную службу по призыву, по закону сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до момента призыва. Также они не могут быть исключены из очереди, в которой стоят нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Для реализации жилищного обеспечения с недавнего времени предусмотрена льготная военная накопительно-ипотечная система, касающаяся контрактников.

Для военнослужащих, имеющих детей-инвалидов, предусмотрено право на получение дополнительной жилплощади и реализацию налоговых вычетов, если такими привилегиями не воспользовалась жена.

Что такое дисциплинарный проступок

Каждый военный, находясь на службе в армии, соблюдает установленную дисциплину, которая регламентируется уставом войсковой части.

В тех случаях, когда им совершается противоправное, виновное действие или, наоборот, бездействие, которое выражается в нарушении этой военной дисциплины и не влечет за собой уголовную или административную ответственность, то такое деяние именуется, согласно Указу №1495, дисциплинарным проступком (ДП).

Каждый такого рода проступок обладает следующими характеризующими его признаками:

  • общественная опасность – вред воинской дисциплине или общественному порядку причиняется реально или может быть причинен;
  • противоправность – деяние должно нарушать установленные нормы права;
  • виновность – правонарушение должно быть виновно, а вина военного доказана;
  • наказуемость – наказание устанавливается в соответствии с правилами ДУ или других ФЗ.

При этом такое противоправное действие может быть совершено военным как умышленно (осознание возможных последствий или безразличие к ним), так и по неосторожности (предвидел последствия и самостоятельно пытался их предотвратить или не предвидел их вследствие невнимательности)

Обжалование решения в суде

Процедура выявления вины военнообязанного включает в себя множество этапов, в рамках которых учитываются различные обстоятельства. В том числе на конечное решение командира или начальника, которые занимаются вопросов вынесения «приговора», могут влиять даже личные отношения с подозреваемым.

Последний, независимо от обстоятельств, имеет право объясниться, доказывать свою точку зрения, прибегать к средствам юридической защиты в лице адвоката после принятия гарнизонным судом решения о заведении судебного процесса.

При задержании военнослужащего в связи с подозрением на совершение им грубого проступка по нарушению дисциплины он также имеет право ознакомиться с материалами дела, но по окончании разбирательства, подать апелляцию на действия и решения командования, которое осуществило его привлечение к данному виду ответственности.

Служащий, обвиненный в грубом нарушении военного порядка, также может принять участие в рассмотрении судьей касающихся дела материалов.

Полномочия защитника провинившейся стороны должны свидетельствоваться ордером соответствующего образования.

Если подозреваемый в момент совершения проступка осмысливал свои действия незаконными или влекущими к нарушению порядка, если он хотя бы имел догадку о наступлении неблагоприятных последствий, хотел их или нет, но преднамеренно допускал вероятность причинения вреда, то его (без)действия полагаются умышленными. В ходе судебного разбирательства доказать злой умысел можно с помощью косвенных улик или прямых, например, с применение полиграфа.

Неосторожностью в суде назовут совершенное военнослужащим деяние, возможный вред от которого он надеялся предотвратить или не предвидел вовсе, хотя должен был. Военнослужащий необязан подтверждать свою невиновность

Неопровержимые сомнения в его виновности всегда истолковываются в пользу подозреваемого

Военнослужащий необязан подтверждать свою невиновность. Неопровержимые сомнения в его виновности всегда истолковываются в пользу подозреваемого.

У привлечения к дисциплинарной ответственность есть срок годности — 12 месяцев со дня совершения проступка.

Привлечение к ответственности не является причиной, по которой обвиняемый может бросить исполнение своих военных обязанностей, в том числе тех, в рамках которых он совершил проступок. Также от него могут потребовать возместить причиненный вред. Процесс регламентируется федеральными законами.

За дисциплинарный проступок к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • выговор — обычный или строгий;
  • запрет на очередное увольнение из воинской части или с корабля;
  • отнятие знака отличника;
  • предупреждение;
  • снижение в воинской должности или в звании с понижением в должности;
  • увольнение со службы из-за невыполнения обстоятельств контракта до срока;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • исключение из военных сборов;
  • самая строгая мера — дисциплинарный арест.

Стоит отметить, что в качестве наказания не допускаются унижение достоинства человека, причинение ему каких-либо страданий и грубость.

Узнайте, можно ли уволить мать одиночку. Узнайте больше о плавающих окладах, их плюсах и минусах в нашем материале. Что такое налоговый вычет на ребенка и как им пользоваться в свою пользу? Наша статья посвящена этому вопросу.

Виновен! Что делать?

По любому, даже самому незначительному факту нарушения дисциплины начальство должно провести разбирательство.

Если в совершении проступка было задействованы несколько человек, то оно может проходить как для группы, так в отношении каждого участника.

При подозрении на совершение проступка военным или лицом, призванном на сборы, выясняются и указываются в протоколе следующие обстоятельства:

  • суть проступка, дата и время его совершения, способ;
  • участники события, из ФИО, звания и должности;
  • доказательства вины и мотивы проступка, причины и условия;
  • характеристика подозреваемых;
  • последствия совершенного виновного (без)действия;
  • факты, отягчающие ответственность, а также смягчающие ответственность или исключающие ее вовсе;
  • иные полезные для дела (на усмотрение составителя протокола) детали.

С военнослужащего, которые обвиняется в нарушении дисциплины, должны взять объяснительную, однако сам служащий может отказаться ее давать.

К материалам разбирательства также прикрепляются свидетельства лиц, имеющих информацию о рассматриваемом событии, заключения специалистов, показания техники, вещественные доказательства, материалы, записанные с помощью фото-, видео- и аудиотехники.

При необходимости проводится медицинское освидетельствование, отказ от которого считается отягчающим обстоятельством для обвиняемого.

Для прекращения дисциплинарного проступка, определения личностей нарушителей, подготовки материалов дела подозреваемого в совершении неправомерного (без)действия могут:

  • доставить до воинской части;
  • задержать до выяснения деталей — от 3-х до 48-ми часов;
  • досмотреть личные вещи и транспортное средство;
  • изъять вещи и документы;
  • временно отстранить от исполнения обязанностей;
  • отстранить от управления транспортом;
  • попросить пройти медицинское освидетельствование.

При появлении обстоятельств, которые исключают несение дисциплинарной ответственности, разбирательство прекращается.

По окончании разбирательства начальством составляется протокол о проступке в отношении каждого, чья вина была доказана. Военнослужащий может не подписывать протокол, тогда об этом делается соответствующая запись, а копия документа выдается обвиняемому под расписку.

В Общевоинском Уставе Вооруженных сил и ФЗ «О статусе военнослужащих», указаны полномочия командиров при привлечении подчиненных к ответственности.

Права и обязанности отличаются в зависимости от званий и должностей командиров, налагающих ответственность на подчиненного

Даже если военнослужащий совершил противоправный поступок по неосторожности, или вовсе не делал ничего, когда должен был, он все равно признается виноватым в нарушении дисциплины

Привлекать такого человека к ответственности можно лишь в том случае, если его причастность и вина были подтверждены.

Основания для привлечения

Воинская дисциплина может быть нарушена проступком:

  • умышленным;
  • неосторожным;
  • грубым;
  • мелким.

Умысел подразумевается тогда, когда виновный сознавал, что делал, а значит, мог предвидеть, к каким последствиям приведут его действия (или бездействие)

Если военнослужащий действовал неосторожно и не подозревал о последствиях, его проступок не считается умышленным

Мелкие проступки — это действия (или бездействие), в результате которых большого вреда ни порядку, ни посторонним лицам не причинено. Например:

  • опоздание;
  • не грубое нарушение режима воинской части и т.п.

Вместе с тем в Указе №1495 содержится перечень грубых нарушений дисциплины. К ним относятся обстоятельства:

неуставные взаимоотношения («дедовщина»);
оставление территории части без разрешения (исключение — офицеры);
неявка в положенный день из увольнения (с корабля, из командировки, из отпуска, из госпиталя или больницы);
отсутствие на месте службы дольше 4 часов без уважительных причин;
неявка по повестке в военкомат;
нарушение порядка несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, патрулирования, охраны общественного порядка;
повреждение, растрата, незаконное использование имущества воинской части (умышленное и неосторожное);
неправильное обращение с боеприпасами, оружием, техникой, взрывчаткой и т.д., если причинён вред людям или имуществу воинской части;
нарушения ПДД и правил управления автомобилями и другой техникой, если неосторожностью причинён вред людям или имуществу;
нахождение на службе в алкогольном или другом опьянении (в том числе и отказ от медосвидетельствования);
бездействие командира по предотвращению дисциплинарных проступков его подчинёнными.

Законодательные документы

Под материальной ответственностью в общем смысле подразумеваются принятые обязательства по возмещению причиненного ущерба. Несмотря на столь простое определение, основные положения материальной ответственности военнослужащих, а также все спорные вопросы о ее наступлении отражает федеральный закон № 161, который был издан в 1999 году. Текстовка, которую содержит данный федеральный закон, достаточно объемная, поэтому во избежание неприятностей рекомендуется каждому, кто подписывает контракт, ознакомиться со своими правами, чтобы не брать на себя лишних обязательств.

Согласно представленному законодательству материальная ответственность военнослужащих имеет место быть только тогда, когда военному или государственному имуществу был причинен ущерб. Кроме этого, необходимо, чтобы указанное имущество состояло на балансе военной части. Значительный объем текста ФЗ обусловлен тем, что подробно рассматриваются такие вопросы, как порядок компенсации нанесенного вреда, определение денежного эквивалента, доказательство вины военного. Оказывается, что определенная категория лиц не могут быть материально ответственными, следовательно, на них не накладываются никакие санкции.

Если быть более точным, то избежать ответственности за ущерб удается не по причине некоего статуса военнослужащего, а по ряду обстоятельств.

  • При выполнении приказа командира военнослужащий руководствуется только положением воинского устава, поэтому если данный приказ напрямую ведет к порче имущества, то подчиненный ответственности нести не может.
  • Причинно-следственная связь заключается в том, что каждому поступку находится логическое объяснение. В том случае, когда солдат осуществил обоснованные действия, которые случайно или намеренно нанесли ущерб имуществу, положение дел может быть рассмотрено специально созданной комиссией, и гражданин освобожден от выплаты компенсации.
  • Военная служба сама по себе связана с постоянным риском. В таких сложных условиях приходится учитывать соответствующий фактор, именно он поможет избежать наказания.
  • Причины, независящие от воли военнослужащего и повлекшие порчу имущества, расцениваются, как форс-мажорные обстоятельства. В данном случае гражданин также может избежать материальной ответственности.

Все материальные ценности, которые вручаются в пользование военнослужащему, имеют общественное значение. Этот факт усугубляет положение виновного, однако, прежде чем вынести окончательное решение о взыскании, комиссия обязательно установит степень повреждения. Нередки случаи, когда гражданин выплачивал только средства, затраченные на ремонт оборудования, без учета его стоимости.

Не стоит обольщаться, так как избежать наказания на практике удается довольно редко. Прежде всего, нужно помнить, что государство не намерено ослаблять материальную базу армии, поэтому предпримет все меры по возмещению убытка. Строгость в подобном подходе объясняется зависимостью обороноспособности государства от состояния материально-технической базы, от финансового обеспечения, от работоспособности оборудования. По общим вопросам законодательства остается добавить еще несколько документов, где определена мера ответственности военнослужащего, это ФЗ «О статусе военнослужащего», закон, устанавливающий порядок несения службы в армии, а также общевойсковой устав.

Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на общих основаниях, согласно КоАП РФ, наступает за следующие правонарушения:

– за административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст.ст. 5.1 – 5.26);

– за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

– за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

– за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст.ст. 7.29 – 7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);

– за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

– за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

– за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

– за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

– за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

– за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3);

– за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.5);

– за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

– за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);

– за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1 – 18.4);

– за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

Когда административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы (за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

Как устанавливается материальная ответственность военнослужащих

В отличие от гражданских лиц, для военных предусмотрено два вида юридической ответственности за материально-техническое состояние какого-либо имущества. Так, если своими действиями или бездействием лицо нанесло ущерб, находясь при исполнении обязанностей, то есть непосредственно на службе в армии, процедура привлечения и взыскания осуществляется на основании Федерального закона о материальной ответственности военнослужащих.

В том же случае, когда солдат, даже принятый по контракту, наносит вред собственности в иное время, например, находясь в увольнительной или на отдыхе, привлечение к ответственности осуществляется на основании общего гражданского законодательства РФ. Другими словами, солдата привлекают как частное лицо, не имеющее специального статуса военнослужащего. Именно такое различие органам следствия или суда порой бывает непросто установить.

Эта принципиальная разница заключается в том, что процедура определения виновных, величины денежного взыскания и способов возмещения, а также непосредственно судебное разбирательство, проводится в обычном гражданско-правовом поле Российской Федерации.

Если привлекаются лица, которые на момент нанесения ущерба были при исполнении своих обязанностей, то для установления виновных и размера материальной ответственности назначается административное расследование на основании приказа командира (начальника) воинской части, где непосредственно был осуществлён факт нанесения ущерба.

Далее, по результатам этого расследования, определяется степень виновности и размеры компенсации. В том случае, если наличие принесённого убытка и причастность конкретных лиц были установлены другим способом, например, в ходе проведения судебного разбирательства, проверки, ревизии или дознания, приказ о взыскании может быть издан без проведения административного расследования.

Важно
! По 161 ФЗ
О материальной ответственности военнослужащих предусмотрено, что лица, несущие службу в армии, могут быть привлечены к обязанности возместить ущерб в течение трех лет, но начиная со дня обнаружения, а не нанесения убытков. Если, к примеру, в ходе проведения ревизии было установлено, что имеется какая-либо финансовая или материальная недостача, приказом назначается административное расследование

В том случае, когда установленное виновным лицо по-прежнему находится на военной службе, процедура взыскания проводится согласно изданному приказу. Если военнослужащий уже был уволен или демобилизован, возмещение осуществляется в судебном порядке, независимо от срока давности происшествия, приведшего к материальному ущербу

Если, к примеру, в ходе проведения ревизии было установлено, что имеется какая-либо финансовая или материальная недостача, приказом назначается административное расследование. В том случае, когда установленное виновным лицо по-прежнему находится на военной службе, процедура взыскания проводится согласно изданному приказу. Если военнослужащий уже был уволен или демобилизован, возмещение осуществляется в судебном порядке, независимо от срока давности происшествия, приведшего к материальному ущербу.

Внимание
! Административное расследование проводится в месячный период. По решению командира или начальника этот срок может быть увеличен ещё на один месяц

В том случае, если виновное лицо так и не будет установлено, взыскание производиться не может. По истечению трёх лет, даже в случае выявления лица, причастного к нанесению материального убытка, востребование компенсации не может быть осуществлено по причине истечения срока давности.

Если руководством воинской части будет принято решение о взыскании компенсации со служащего вооружённых сил РФ по истечению трёхлетнего периода, такое лицо имеет право обжаловать данное решение в суде.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.


Совершенные лицом преступления будут рассмотрены по правилам ДУ. Последствием такого разбирательства может быть дисциплинарное, и даже уголовное наказание

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Освобождение от ДО

Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:

  • в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление;
  • во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.

Также не допускается привлечение к ДО:

  • если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
  • после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:

  • нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
  • причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
  • нарушение не повлекло негативных последствий.

Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.

Перечень основных обязанностей

Так каковы основные обязанности военнослужащего? Конкретный перечень общих обязанностей установлен Указом Президента РФ за № 1495 от 10. 11. 2007 г. Его название – «Об утверждении общевоинских Уставов в ВС РФ». Из его содержания и приложений к Указу следует, что военнослужащий свою деятельность соотносит с положениями Конституции РФ, Федеральных Законов, Уставов, иных правовых актов.

При этом защита суверенитета России, отражение нападения, обеспечение территориальной целостности, выполнение функций, возложенных на военнослужащего международными обязательствами РФ – основа воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть всегда верным военной присяге, мужественно защищать Отечество, беззаветно служить народу страны;
  • мастерство в военном деле постоянно совершенствовать, поддерживать вверенные вооружение, технику военную в сохранности, в готовности к использованию по назначению, сберегать имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, секретные сведения строго хранить;
  • славой вооружённых сил страны и собственной частью дорожить, как и честью своего подразделения, быть верным войсковому товариществу, гордо и достойно осуществлять несение звания защитника Отечества;
  • при выполнении своего долга проявлять храбрость, быть честным, в бою защищать командира, проявлять разумную инициативу, беречь боевое Знамя;
  • быть патриотом, проявлять патриотизм, способствовать сохранению и укреплению дружбы между народами, предотвращать конфликты на религиозной и национальной основе;
  • уважать достоинство, честь товарищей, оказывать им помощь, вызволять из опасности, от недостойных поступков удерживать;
  • командирам, старшим по службе оказывать содействие в поддержании порядка, дисциплины;
  • быть образцом в соблюдении правил воинской вежливости, в ношении формы одежды, знаков различия;
  • при установлении фактов, могущих оказать влияние на исполнение военнослужащим обязанностей, а также о замечаниях в его адрес в обязательном порядке осуществлять доклад своему командиру.

Лица, нарушившие порядок взаимоотношений между военнослужащими либо совершившие в отношении них оскорбления, насильственные действия, привлекаются к ответственности дисциплинарной, а в случае выявления в их поведении признаков преступления – к ответственности уголовной.

Среди видов обязаннностей, какие выполняют военнослужащие, это знание и соблюдение правил безопасности службы. О здоровье должен заботиться, постоянно закаливать свой организм посредством физической подготовки. От вредных привычек воздерживаться.

Для решения служебных вопросов военнослужащий обращается к непосредственному начальнику, только при наличии разрешения от него – к вышестоящему руководству. Такой же порядок предусмотрен и для решения личных вопросов. Лишь при острой необходимости допускается обращение к вышестоящему командиру.

Общие обязанности военнослужащих устанавливают, что они должны иметь представление о нормах международного гуманитарного права. Обращаться с ранеными, заболевшими, потерпевшими кораблекрушение, священнослужителями, медицинскими сотрудниками, гражданскими в районе, где ведутся боевые действия, с попавшими в плен, в соответствии с положениями международных норм.

В случае нахождения в условиях боевых действий вдали от части (в окружении) военнослужащий обязан оказывать врагу сопротивление, избегать пленения. В бою воинский долг должен выполнить с честью. В случае нахождения в беспомощном состоянии при пленении впоследствии обязан изыскивать возможности для освобождения для последующего прибытия в распоряжение своего подразделения, помогать в этом товарищам.

Если военнослужащий оказался пленённым, то при допросах он может информировать противника о своих установочных данных (сообщать Ф.И.О., звание, данные о рождении, личный номер). При этом не должен сообщать врагу секретные сведения, сохранять свою честь, вести себя достойно, проявлять мужество, стойкость.

Оказавшимся вместе с другими в плену оказывать помощь, не допускать перехода на сторону противника, а также вовлечения в действия, наносящие вред вооружённым силам России, Отечеству. Военнослужащий, попавший в плен или ставший заложником, а также при интернировании в нейтральное государство остаётся военнослужащим с сохранением соответствующего статуса. Его командиры обязаны реализовать все имеющиеся меры по его освобождению.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

– повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек одногодичный срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

– совершение административного правонарушения группой лиц;

– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

– совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении указанные сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня его обнаружения. Административное взыскание не применяется по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки привлечения правонарушителя к ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Пропуск компетентным органом и его должностными лицами срока привлечения к административной ответственности даже по уважительным причинам является своеобразным «освобождением» правонарушителя от административной ответственности.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные отличия административной ответственности от дисциплинарной и иных видов юридической ответственности.

2. Перечислите виды правонарушений, за которые военнослужащие несут ответственность на общих основаниях.

3. Охарактеризуйте основные виды административных наказаний.

4. Раскройте обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность военнослужащих.

5. Раскройте общий порядок и процедуру привлечения военнослужащих к административной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector