Международное право. особенная часть
Содержание:
- Есть ли такая отрасль и учебная дисциплина – космическое право?
- СÑаÑÑÑ V
- Космическое право: нужны новые законы?
- СÑаÑÑÑ IX
- КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
- СÑаÑÑÑ XV
- СÑаÑÑÑ III
- Советский Союз.
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
- Как такое регулирование может измениться в будущем?
- Ответственность в международном космическом праве
- Космическое пространство в международном праве
- СÑаÑÑÑ X
- СÑаÑÑÑ XIV
Есть ли такая отрасль и учебная дисциплина – космическое право?
Теоретики права считают международное космическое право отраслью международного права. Отмечается, что оно начало формироваться вместе с запуском первого искусственного спутника Земли в СССР в 1957 году. Источниками международного космического права считаются перечисленные выше международные договоры.
Узнать о космическом праве могут студенты-юристы, дошедшие в учебниках по международному праву до соответствующей главы. Однако можно найти и отдельные учебные пособия, посвященные международному космическому праву.
ООН разработала даже учебную программу, посвященную данной дисциплине. Правда, она предназначена для содействия работе региональных центров подготовки в области космической науки и техники, связанных с ООН. Но также отмечается, что ее можно использовать в качестве методического пособия и в рамках других учебных заведений и образовательных инициатив. В программу вошли такие модули, как «Основные понятия международного права и космического права», «Международное право и другие нормативные положения, применимые к дистанционному зондированию, географическим информационным системам, спутниковой метеорологии и деятельности в области глобального климата», «Спутниковая связь и применимое международное право и другие нормативные положения», «Глобальные навигационные спутниковые системы и применимое международное право и другие нормативные положения».
12
СÑаÑÑÑ V
ÐоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÐºÐ¾ÑмонавÑов как поÑланÑев ÑеловеÑеÑÑва в коÑÐ¼Ð¾Ñ Ð¸Â Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ Ð¸Ð¼Â Ð²ÑемеÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð²Â ÑлÑÑае аваÑии, бедÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ вÑнÑжденной поÑадки на ÑеÑÑиÑоÑии дÑÑгого гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑника ÐоговоÑа или в оÑкÑÑÑом моÑе. ÐоÑмонавÑÑ, коÑоÑÑе ÑовеÑÑаÑÑ ÑакÑÑ Ð²ÑнÑжденнÑÑ Ð¿Ð¾ÑадкÑ, Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð²Â Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи и незамедлиÑелÑно возвÑаÑÐµÐ½Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвÑ, в ÑегиÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого занеÑен иÑ коÑмиÑеÑкий коÑаблÑ. ÐÑи оÑÑÑеÑÑвлении деÑÑелÑноÑÑи в коÑмиÑеÑком пÑоÑÑÑанÑÑве, в Ñом ÑиÑле и на небеÑнÑÑ ÑелаÑ, коÑмонавÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑника ÐоговоÑа оказÑваÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½ÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÐºÐ¾ÑмонавÑам дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв-ÑÑаÑÑников ÐоговоÑа. ÐоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа незамедлиÑелÑно инÑоÑмиÑÑÑÑ Ð´ÑÑгие гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа или ÐенеÑалÑного ÑекÑеÑаÑÑ ÐÑганизаÑии ÐбÑединеннÑÑ ÐаÑий об ÑÑÑановленнÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ ÑвлениÑÑ Ð²Â ÐºÐ¾ÑмиÑеÑком пÑоÑÑÑанÑÑве, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, коÑоÑÑе Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸Â Ð±Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ или здоÑовÑÑ ÐºÐ¾ÑмонавÑов.
Космическое право: нужны новые законы?
Подводя итог, очень сложно увидеть в Договоре о космосе предвосхищение общего запрета на милитаризацию космического пространства. Тем не менее, можно – вполне обоснованно – утверждать, что милитаризация космоса, особенно когда речь идет о размещении в нем вооружений, скорее всего, будет представлять угрозу международному миру и безопасности по смыслу ст. III. Такая трактовка подразумевает, что все государства-участники должны воздерживаться от подобных действий даже в отсутствие более четкого законодательства. Кроме того, режим, установленный Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, придает этим вопросам дополнительный аспект, но это тема для одной из следующих статей.
При любом анализе милитаризации космоса следует также принимать во внимание ее влияние на окружающую среду. Китай критиковали за вышеупомянутое испытание оружия в том числе и потому, что в результате на околоземной орбите стало на 800 обломков больше (эта проблема представляет все большую опасность, так как может привести к явлению, известному как синдром Кесслера)
В действительности ст. IX Договора о космосе обязывает государства избегать неблагоприятных изменений космического пространства или небесных тел. Учитывая, опять же, что испытания оружия в космосе могут быть расценены и как соответствующие данному положению, и как нарушающие его, это еще одна причина как можно скорее приступить к работе над новым договором.
Сегодня многие государства несомненно хотят начать переговоры по этим вопросам. Это похвальное стремление, заслуживающее поддержки. Тем не менее, перспектива скорого появления договора о космосе не освобождает юристов от морального и безусловно гуманного обязательства и впредь добиваться признания более широкой интерпретации существующих норм. За подобными усилиями всегда должно стоять желание не только облегчить страдания невинных людей, но и, насколько это возможно, оградить космос от глубоко укоренившейся и столь характерной для человека привычки вести войну.
Автор — Павле Килибарда, магистр права(Женевская академия международного права и права прав человека)
Статья впервые была опубликована в блоге «Humanitarian Law and Policy», 7 ноября 2016 г.
СÑаÑÑÑ IX
ÐÑи иÑÑледовании и иÑполÑзовании коÑмиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑководÑÑвоваÑÑÑÑ Ð¿ÑинÑипом ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва и взаимной помоÑи Ð¸Â Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð²Â ÐºÐ¾ÑмиÑеÑком пÑоÑÑÑанÑÑве, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, Ñ должнÑм ÑÑеÑом ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв-ÑÑаÑÑников ÐоговоÑа. ÐоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð¸Ð·ÑÑение и иÑÑледование коÑмиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, Ñаким обÑазом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð¸Ñ вÑедного загÑÑзнениÑ, а Ñакже неблагопÑиÑÑнÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ земной ÑÑÐµÐ´Ñ Ð²ÑледÑÑвие доÑÑавки внеземного веÑеÑÑва, и Ñ ÑÑой ÑелÑÑ, в ÑлÑÑае необÑодимоÑÑи, пÑинимаÑÑ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие меÑÑ. ÐÑли какое-либо гоÑÑдаÑÑÑво-ÑÑаÑÑник ÐоговоÑа Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÑÑ, ÑÑо деÑÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑкÑпеÑименÑ, запланиÑованнÑе ÑÑим гоÑÑдаÑÑÑвом-ÑÑаÑÑником ÐоговоÑа или гÑажданами ÑÑого гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑника ÐоговоÑа в коÑмиÑеÑком пÑоÑÑÑанÑÑве, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, ÑоздадÑÑ Ð¿Ð¾ÑенÑиалÑно вÑеднÑе помеÑи деÑÑелÑноÑÑи дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв-ÑÑаÑÑников ÐоговоÑа в деле миÑного иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, Ñо оно должно пÑовеÑÑи ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие междÑнаÑоднÑе конÑÑлÑÑаÑии, пÑежде Ñем пÑиÑÑÑпиÑÑ ÐºÂ Ñакой деÑÑелÑноÑÑи или ÑкÑпеÑименÑÑ. ÐоÑÑдаÑÑÑво-ÑÑаÑÑник ÐоговоÑа, имеÑÑее оÑнование полагаÑÑ, ÑÑо деÑÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑкÑпеÑименÑ, запланиÑованнÑе дÑÑгим гоÑÑдаÑÑÑвом-ÑÑаÑÑником ÐоговоÑа в коÑмиÑеÑком пÑоÑÑÑанÑÑве, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, ÑоздадÑÑ Ð¿Ð¾ÑенÑиалÑно вÑеднÑе помеÑи деÑÑелÑноÑÑи в деле миÑного иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑоÑиÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑлÑÑаÑий оÑноÑиÑелÑно Ñакой деÑÑелÑноÑÑи или ÑкÑпеÑименÑа.
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Космическая программа КНР поначалу была засекречена и ориентирована, казалось бы, лишь на использование космоса в военных целях. Но в 1970-х годах эта страна создала свои коммерческие ракеты-носители «Великий поход-3», которые в 1984 начали конкурировать с западными и советскими ракетами. Кроме того, КНР предлагает всем желающим услуги по запуску возвращаемых спутников.
Общая ответственность за космическую деятельность возложена на министерство космонавтики КНР. Промышленная корпорация «Великая стена» занимается маркетингом и проведением коммерческих запусков. Организация «Китайское спутниковое слежение, телеметрия и управление» осуществляет запуски на трех разных космодромах, расположение которых обеспечивает разный наклон орбиты ИСЗ. Технические услуги предоставляются также Китайской академией космической техники, Шанхайским бюро космонавтики и Шанхайским институтом проектирования спутников.
СÑаÑÑÑ XV
ÐÑбое гоÑÑдаÑÑÑво-ÑÑаÑÑник ÐоговоÑа Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑедлагаÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ñавки к наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÐоговоÑÑ. ÐопÑавки вÑÑÑпаÑÑ Ð²Â ÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑника ÐоговоÑа, пÑинимаÑÑего ÑÑи попÑавки, поÑле пÑинÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ болÑÑинÑÑвом гоÑÑдаÑÑÑв-ÑÑаÑÑников ÐоговоÑа, а впоÑледÑÑвии Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ оÑÑавÑегоÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑника ÐоговоÑа Ð²Â Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑинÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Â ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ñавок.
СÑаÑÑÑ III
ÐоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾Â Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Â Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑмиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, в Ñом ÑиÑле ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ±ÐµÑнÑÑ Ñел, в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ междÑнаÑоднÑм пÑавом, вклÑÑÐ°Ñ Ð£ÑÑав ÐÑганизаÑии ÐбÑединеннÑÑ ÐаÑий, в инÑеÑеÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑодного миÑа и безопаÑноÑÑи и ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑодного ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва и взаимопониманиÑ.
Советский Союз.
История советских космических программ на протяжении многих лет была окутана покровом секретности, поскольку советское руководство практически всю информацию о ракетах и космических аппаратах рассматривало как государственную тайну и распространяло ее лишь тогда, когда желало продемонстрировать западным странам свои возможности и намерения. Так, запуск «Спутника-1» с помощью межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 был в первую очередь демонстрацией того, что СССР способен доставить ядерную боеголовку в любую точку Земли.
В то время как советские конструкторы ракетной техники и ученые, занимавшиеся проблемами космоса, старались осуществить серьезную космическую программу, глава советского государства Н.С.Хрущев использовал деятельность, связанную с космосом, как орудие пропаганды против США и стран Запада. Первый ИСЗ и первый пилотируемый космический корабль, запущенные СССР, были серьезными успехами, но другие космические «первые» достижения раннего периода – такие, как первая женщина в космосе (1963) и многочисленные полеты с участием космонавтов из стран социалистического лагеря, – осуществлялись по прихоти Хрущева и Брежнева и имели в основном пропагандистский характер.
После ряда неудачных попыток, связанных с программой пилотируемых полетов к Луне, СССР в начале 1970-х годов переориентировал свою космическую программу на разработку и эксплуатацию околоземных станций «Салют». СССР провел также обширную программу беспилотных космических полетов, запустив многочисленные АМС к Луне, Венере, Марсу, комете Галлея, а также множество спутников – связных, метеорологических, военных.
Основными космическими центрами СССР являлись Центр по подготовке космонавтов им. Ю.Гагарина в «Звездном городке» под Москвой, Центр управления полетами в подмосковном Калининграде (ныне Королев), Центр связи с дальним космосом под Евпаторией на Украине, а также космодромы в Плесецке, расположенном в 900 км к северу от Москвы (запуск на полярную орбиту), Байконур близ Тюратама в Казахстане (запуск пилотируемых и других крупных КЛА) и в Капустином Яру на Волге ниже Волгограда (первый по времени полигон для испытаний ракет). По всей стране и на морских судах были размещены наземные средства слежения и связи с КЛА.
Разработка советских ракет и КЛА осуществлялась в конструкторских бюро (КБ) и опытно-конструкторских бюро (ОКБ), централизованно подчиненных Министерству общего машиностроения. Централизация обеспечивала советскому руководству более жесткий контроль и исключала дублирование усилий, но одновременно подавляла конкуренцию и приводила к бюрократическим проволочкам. Чтобы устранить трудности, советское правительство в 1970-х годах предприняло некоторые реформы и начало преобразовывать конструкторские бюро в научно-производственные объединения (НПО), но успеха эти преобразования не имели.
Правовой статус космических объектов и космонавтов
В международном космическом праве нет определения понятия «космический объект», несмотря на то, что этот термин довольно широко используется во всех международных договорах по космосу. Важным критерием определения космического объекта является его регистрация. На ее основе решаются вопросы юрисдикции и контроля над космическими объектами, их национальной принадлежности, ответственности за ущерб, причиненный ими, и т.д.
Национальная регистрация космических объектов влечет определенные последствия по международному праву. Так, Договор по космосу 1967 г. устанавливает, что государство, в регистр которого занесен космический объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве. Космический объект должен быть возвращен государству, в регистр которого он занесен, в случае обнаружения объекта за пределами территории этого государства. Такое возвращение осуществляется по просьбе властей и за счет государства, проводившего запуск.
Международное право рассматривает космонавтов как «посланцев человечества в космос». Это означает общую обязанность государств принимать все возможные меры для их спасения, охраны их жизни, здоровья и безопасности.
Во время космического полета космонавты остаются гражданами своих государств. Как и в отношении космических объектов, Договор по космосу 1967 г. определяет, что государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над его экипажем во время нахождения космонавтов в космическом пространстве.
Договор по космосу 1967 г. и Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. обязывают государства оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории, находящейся под их юрисдикцией, или в открытом море. В таких случаях государства должны предпринять все возможные меры по поиску и спасанию космонавтов.
Им должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, осуществившему запуск, причем, в отличие от случаев с космическими объектами, поиск и возвращение космонавтов не обусловлены просьбой государства запуска и обязательством возместить расходы.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Хотя западноевропейские страны и заинтересованы в том, чтобы США и Россия приняли участие в их космических программах, они уже давно продемонстрировали стремление к независимости в данном вопросе. В 1962 была создана Организация по разработке европейской ракеты-носителя, а в 1965 – Европейская организация по космическим исследованиям, ориентированная в основном на американские носители. В 1975 обе названные организации слились в Европейское космическое агентство (EKA).
На основе французской ракеты ЕКА создала носитель «Ариан». Широко рекламируемая и активно эксплуатируемая коммерческим концерном «Арианэспас» (Париж), «Ариан» вывела на орбиту целый ряд коммерческих и научных ИСЗ. В 1990-х годах ЕКА продолжало совершенствовать «Ариан», поставив конечной целью создание ракеты «Ариан-5», которая была бы способна транспортировать в космос людей и большие грузы.
Европейская организация по космическим исследованиям, а затем ЕКА разработали космическую лабораторию «Спейслэб» для использования на борту американского МВКК «Шаттл». К началу 1990-х годов ЕКА проводило космические научные исследования наравне с НАСА и РКА. В частности, оно спроектировало и построило космические зонды «Джотто» и «Улисс», первый из которых исследовал комету Галлея, а второй – полярные области Солнца, а также космические солнечные батареи и слабообъектную фотокамеру для космического телескопа «Хаббл».
Вначале в ЕКА входило десять стран: Бельгия, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и ФРГ. Позднее в него вошли Австрия, Ирландия, Норвегия и, в качестве ассоциированного члена, Канада. Финансирование ЕКА складывается из обязательных программ, которые образуют основу деятельности агентства, и факультативных, которые финансируются странами пропорционально их участию в соответствующих работах. Во главе ЕКА стоит генеральный директор, назначаемый советом управляющих. Этот совет, в котором представлены все государства-участники, планирует деятельность ЕКА и разрабатывает программы, консультируясь с министерствами (космических или научных исследований) правительств отдельных стран.
Управление ЕКА находится в Париже. В его распоряжении имеются пять основных космических центров и полигонов. Европейский центр космических полетов (Дармштадт, ФРГ) заведует запусками ИСЗ и проведением финансируемых ЕКА экспериментов со станцией «Спейслэб» на борту МВКК. Европейский центр космических исследований и технологий (Нордвейк, Нидерланды) разрабатывает экспериментальное оборудование и технологии для использования в космосе. Европейский информационный космический центр (Фраскати, Италия) архивирует данные научных и технических исследований в космосе. ЕКА запускает суборбитальные метеорологические ракеты с полигона в Кируне (Швеция), а Французский национальный центр космических исследований организует работу космодрома в Куру (Гвиана), немного севернее экватора в Южной Америке, при запуске ракет «Ариан» для ЕКА и фирмы «Арианэспас».
Как такое регулирование может измениться в будущем?
Право, как не раз уже отмечали эксперты, консервативно, и поэтому оно часто отстает от практики. Космическая деятельность не стала исключением. В частности, как считает председатель Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Владимир Горелик, ни национальное законодательство, ни международно-правовые акты пока не адаптированы к частно-правовым потребностям развития общества.
«В государственном строительстве не получил необходимого развития институт правового прогнозирования, что препятствует своевременному выявлению процессов, требующих срочного и адекватного реагирования с использованием правовых инструментов, – обратил внимание эксперт. – Человечество осваивает космос больше полувека, однако действующие международные договоры, а также конституционное и внутреннее законодательство ведущих держав, наиболее активно участвующих в этом процессе, пока не гармонизированы и не позволяют в необходимой мере учесть противоречивые интересы и космические амбиции ведущих держав»
Пока можно лишь предполагать, когда именно появится регулирование космоса с точки зрения частных интересов. «Следуя за предположениями некоторых ученых, актуальность национального регулирования и регулирования с позиции предпринимательских отношений появится ближе к концу XXI века, причем оно не будет различать стран, но отдельные государства станут соревноваться в предоставлении льготных режимов для космических предпринимателей», – высказался член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин. По его мнению, сначала право собственности распространят на природные ресурсы, добытые на небесном теле, а с ускорением освоения космоса в коммерческих целях встанет вопрос о новом правовом статусе космонавта. «В том виде, в каком он регулируется сегодня – это регулирование особого характера. Увеличение количества коммерческих негосударственных космонавтов, работающих на регулярной основе, поставит на повестку дня вопрос о специальном трудовом регулировании, включая увеличенный отпуск, сверхсокращенные сроки для выхода на пенсию, а также гарантии профессиональной переподготовки», – предположил эксперт.
Другие специалисты считают необходимым уточнить и иные термины. Так, по оценке ведущего специалиста ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва Александра Бессарабенко, это касается термина «запускающее государство», закрепленного в Конвенции о международной ответственности. Он пояснил, что в случае, если при выведении или спуске причиняется ущерб третьему государству, то в соответствии с этой Конвенцией ответственность возникнет для того государства, чей космический корабль причинил ущерб, поскольку они самостоятельно отвечают за выведение регистрируемых орбитальных элементов на орбиту. То есть, по оценке специалиста, возникает опасность трактовки, согласно которой каждая из стран-партнеров должна будет самостоятельно нести ответственность за причинение ущерба через свои орбитальные элементы. А в настоящее время, напомнил он, для обеспечения МКС используются главным образом российские космические корабли («Союз-МС» и «Прогресс-МС»). «С тем, чтобы избежать в этом случае невыгодного для России толкования, было бы целесообразно, если бы Партнеры в таких случаях несли солидарную ответственность (поскольку космическими кораблями всегда доставляются совместные экипажи и грузы)», – сделал вывод Александр Бессарабенко.
С необходимостью корректировки действующих документов согласна и Госкорпорация «Роскосмос». В своем ответе на запрос ГАРАНТ.РУ она отметила, что дополнительные разъяснения и уточнения нужны в сферах милитаризации космоса и коммерческого использования космических ресурсов. Разрешения также потребуют проблемы, связанные с засорением околоземного космического пространства и обеспечением безопасности космических операций.
7
Ответственность в международном космическом праве
Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве независимо от того, кем она осуществляется — правительственными или неправительственными органами. Космическая деятельность неправительственных организаций, как уже говорилось, должна проводиться с разрешения и под контролем соответствующего государства.
Понятие «ущерб, причиненный космическим объектом» включает в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц, явившиеся следствием запуска (попытки запуска). Термином «космический объект» охватывается как сам объект, так и средства его доставки.
В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен космическому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в случае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.
Если запуск объекта производится двумя или более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска.
Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего государства, а также иностранным гражданам, участвующим в операциях, связанных с запуском, производится согласно правилам законодательства запускающего государства.
Претензия о компенсации за ущерб предъявляется государством, которому либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, запускающему государству по дипломатическим каналам либо, если дипломатические отношения между этими государствами не поддерживаются, через Генерального секретаря ООН или третье государство. Таким образом, сами физические и юридические лица, которым причинен ущерб, права на предъявление «международной претензии» к запускающему государству не имеют, что, однако, не является препятствием для предъявления гражданского иска в судах запускающего государства.
Для предъявления «международной претензии» не требуется, чтобы государство-истец или его физические и юридические лица исчерпали все местные средства правовой защиты. Срок предъявления претензии — не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства.
Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости с тем, чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее до его причинения Если государства в течение года с момента направления претензии не пришли к согласию о возмещении ущерба, создается комиссия по рассмотрению претензий, решение которой является окончательным.
В случае, если ущерб причинен межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность, государства-участники принимают все меры к обеспечению возмещения ущерба этой организацией.
По закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. ответственность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.
Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда (см. ст. 931 ГК РФ).
показать содержание
Космическое пространство в международном праве
Как оказалось, занимает крупное и значительное место. В самом деле, представляет собой нормы для регулирования отношений по исследованию и использованию космоса.
По справедливости, космическое пространство это в международном праве важная отрасль. Так как его изучение необходимо не только одному государству, но и всему человечеству.
Юридическая природа космического пространства это сочетание и собрание правовых норм между державами. Более того, она координирует все космические отношения. А это, в свою очередь, позволяет развиваться многим наукам и самому освоению космоса. Как мы знаем, человечество к этому и стремиться.
СÑаÑÑÑ X
ÐÐ»Ñ ÑодейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑÐ¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÑÑдниÑеÑÑÐ²Ñ Ð²Â Ð¸ÑÑледовании и иÑполÑзовании коÑмиÑеÑкого пÑоÑÑÑанÑÑва, вклÑÑÐ°Ñ ÐÑÐ½Ñ Ð¸Â Ð´ÑÑгие небеÑнÑе Ñела, в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑелÑми наÑÑоÑÑего ÐоговоÑа, гоÑÑдаÑÑÑва-ÑÑаÑÑники ÐоговоÑа бÑдÑÑ Ð½Ð°Â ÑавнÑÑ Ð¾ÑнованиÑÑ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿ÑоÑÑÐ±Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв-ÑÑаÑÑников ÐоговоÑа о пÑедоÑÑавлении им возможноÑÑи Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Â Ð¿Ð¾Ð»ÐµÑом запÑÑкаемÑÑ ÑÑими гоÑÑдаÑÑÑвами коÑмиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑекÑов. ХаÑакÑÐµÑ Ð¸Â ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑедоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпомÑнÑÑой вÑÑе возможноÑÑи опÑеделÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Â ÑоглаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð½ÑеÑеÑованнÑми гоÑÑдаÑÑÑвами.
СÑаÑÑÑ XIV
ÐаÑÑоÑÑий ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑкÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ вÑеми гоÑÑдаÑÑÑвами. ÐÑбое гоÑÑдаÑÑÑво, коÑоÑое не подпиÑÐµÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑий ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð´Ð¾Â Ð²ÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð²Â ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ пÑнкÑом 3 данной ÑÑаÑÑи, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑиÑоединиÑÑÑÑ ÐºÂ Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð²Â Ð»Ñбое вÑемÑ.
ÐаÑÑоÑÑий ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑаÑиÑикаÑии гоÑÑдаÑÑÑвами, подпиÑавÑими его. РаÑиÑикаÑионнÑе гÑамоÑÑ Ð¸Â Ð´Ð¾ÐºÑменÑÑ Ð¾Â Ð¿ÑиÑоединении Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ ÑÐ´Ð°Ð½Ñ Ð½Ð°Â ÑÑанение пÑавиÑелÑÑÑвам СоÑза СовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¡Ð¾ÑиалиÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð ÐµÑпÑблик, Соединенного ÐоÑолевÑÑва ÐеликобÑиÑании и СевеÑной ÐÑландии и СоединеннÑÑ Ð¨ÑаÑов ÐмеÑики, коÑоÑÑе наÑÑоÑÑим назнаÑаÑÑÑÑ Ð²Â ÐºÐ°ÑеÑÑве пÑавиÑелÑÑÑв-депозиÑаÑиев.
ÐаÑÑоÑÑий ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð²ÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð²Â ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÑдаÑи на ÑÑанение ÑаÑиÑикаÑионнÑÑ Ð³ÑÐ°Ð¼Ð¾Ñ Ð¿ÑÑÑÑ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑвами, вклÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑва, назнаÑеннÑе в каÑеÑÑве пÑавиÑелÑÑÑв-депозиÑаÑиев наÑÑоÑÑего ÐоговоÑа.
ÐÐ»Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв, ÑаÑиÑикаÑионнÑе гÑамоÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ докÑменÑÑ Ð¾Â Ð¿ÑиÑоединении коÑоÑÑÑ Ð±ÑдÑÑ ÑÐ´Ð°Ð½Ñ Ð½Ð°Â ÑÑанение поÑле вÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Â ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÑоÑÑего ÐоговоÑа, он вÑÑÑÐ¿Ð¸Ñ Ð²Â ÑÐ¸Ð»Ñ Ð²Â Ð´ÐµÐ½Ñ ÑдаÑи на ÑÑанение иÑ ÑаÑиÑикаÑионнÑÑ Ð³ÑÐ°Ð¼Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ докÑменÑов о пÑиÑоединении.
ÐÑавиÑелÑÑÑва-депозиÑаÑии незамедлиÑелÑно ÑведомлÑÑÑ Ð²Ñе подпиÑавÑие и пÑиÑоединивÑиеÑÑ ÐºÂ Ð½Ð°ÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÐоговоÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва о даÑе каждого подпиÑаниÑ, о даÑе ÑдаÑи на ÑÑанение каждой ÑаÑиÑикаÑионной гÑамоÑÑ Ð¸Â Ð´Ð¾ÐºÑменÑа о пÑиÑоединении, о даÑе вÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Â ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÑоÑÑего ÐоговоÑа, а Ñакже о дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑведомлениÑÑ.
ÐаÑÑоÑÑий ÐÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÑегиÑÑÑиÑован пÑавиÑелÑÑÑвами-депозиÑаÑиÑми в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñо ÑÑаÑÑей 102 УÑÑава ÐÑганизаÑии ÐбÑединеннÑÑ ÐаÑий.