Президент армении

Размер зарплаты и получаемые привилегии

Официальную годовую зарплату президент Армении, по сообщениям местной печати, получает в сумме 3 млн. 898 тысяч 800 драмов. Что по сегодняшнему курсу составляет 8 036 221,22 долларов США. При всем при том доходы бывшего главы армянского государства не ограничивались одной лишь зарплатой. Кроме всего прочего, еще 2 млн. 45 тысяч 89 драмов бывший президент получал как выплату, приравненную к его денежному содержанию. Но и это еще не все.

https://youtube.com/watch?v=TZhUWNurO0Y

Дополнительных 8 млн. 740 тысяч драмов Сержу Саргсяну выплачивают как процентную ставку. К моменту предоставления декларации финансовое положение у Сержа Саргсяна составляло 105 млн. 600 тысяч драмов. Кроме того, бывший президент являлся владельцем самых разнообразных драгоценных антикварных вещей XVIII- XX столетий, а также коллекции произведений искусства известных армянских художников XX столетия, в общей сложности более тридцати полотен. О каких-то особых привилегиях для армянских президентов информации в открытых источниках не найдено.

Конституционные особенности власти и формы правления

Парламент Армении постоянно борется за ослабление власти президента страны

Так как становление армянской республики проходило во время военной агрессии Азербайджана, конституционные основы государственного строя были разработаны с большим опозданием. Первая Конституция независимой Армении была принята только в 1995 году. Именно в ней страна была официально провозглашена независимым и демократичным государством. Особенность системы правления заключается в следующем:

  • В Армении президентская форма правления;
  • Статус президента ограничен Национальным собранием Армении.

До недавнего времени в стране действовала Конституция 2005 года, в которой были чётко определены права и обязанности президента:

  • Он является главой государства;
  • Глава страны должен подписывать все законы, принятые Национальным собранием в срок до 21 дня. Если законы не устраивают главу республики, то они должны быть возвращены назад с резолюциями или поправками;
  • Президент имеет право распустить парламент, если тот 2 раза подряд в течение двух месяцев не будет одобрять правительственную программу;
  • Также глава республики может распустить Национальное собрание, но это может быть сделано только по предложению премьер-министра или Председателя Национального собрания (в строго определённых случаях);
  • Распоряжения президента по назначению Генерального прокурора, председателя Центробанка и прочих ключевых должностей имеют преимущества по сравнению с распоряжениями других ветвей власти в республике.

В 2020 году в Армении произошла конституционная реформа, согласно которой страна должна была превратиться в парламентскую республику. Переход к подобному типу власти в стране должен был произойти не сразу, а только в 2020-2018 годах. В соответствии с новой реформой полномочия президента изменяются:

  • Теперь он должен избираться на 7 лет;
  • Выборы будут не прямыми, так как глава государства будет избираться депутатами парламента и некоторыми избранными представителями власти;
  • Верховным главнокомандующим теперь является премьер-министр.

Оппозиция увидела в конституционной реформе попытку президента Сержа Саргсяна сохранить власть в своих руках, но выборы 2020 года показали, что главой республики стал не он.

Независимость Армении после распада СССР

Становление независимого государства было омрачено постоянными стычками с Азербайджаном

23 сентября 1991 года была провозглашена независимость Армении. 25 сентября Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости. В этом же году был избран первый президент страны – Левон Тер-Петросян. Он смог продержаться на своём посту два срока подряд, до 1998 года. В 1991 году новую независимую республику признали Соединённые Штаты Америки, а в 1992 году Армению приняли в ООН.

Независимой стране сразу же пришлось столкнуться с трудностями: резко ухудшились отношения с Азербайджаном, который начал блокаду страны. При этом были продолжены боевые действия в Нагорном Карабахе. В годы правления президента Тер-Петросяна была принята Конституция Армении. В 1996 году глава государства был переизбран, набрав 51,75% голосов. В 1998 году Тер-Петросян подал в отставку, так как не смог найти общего языка с правительством:

  • Премьер-министром Робертом Кочяряном;
  • Министром внутренних дел Сержем Саргсяном;
  • Министром обороны Вазгеном Саргсяном.

В 1998 году президентом страны стал Роберт Кочярян, который до этого был главой самопровозглашённой республики Нагорный Карабах, а в 1997 году – премьер-министром. Именно он при помощи военных вынудил Тер-Петросяна покинуть свой пост. Хотя главой республики мог временно стать председатель армянского парламента Арарктсян, но он добровольно отказался от этого в пользу Кочяряна. В 1999 году армянский парламент был захвачен вооружённой группой, которая расстреляла премьер-министра и ещё 6 ведущих политиков страны. Оппозиция сразу же обвинила главу государства в том, что эта акция была им спланирована. При этом Кочярян участвовал в переговорах с террористами, уговорив их сдаться.

https://youtube.com/watch?v=H09SLiwSp4Y

В 2003 году произошли очередные президентские выборы, в ходе которых Роберт Кочярян был избран на второй срок. Инаугурация главы республики прошла под многочисленные протесты оппозиции, которая заявляла, что результаты выборов были сфальсифицированы. Международные наблюдатели, которые присутствовали при выборах, также отметили многочисленные нарушения в ходе голосования. В этом же году был проведён референдум, где отвергли все поправки к Конституции, меняющие полномочия и обязанности президента.

В 2004 году по всей Армении прошли многотысячные демонстрации против действующего президента, так как его власть была слишком сильной. Демонстрации были жёстко разогнаны, причём, как отмечали репортеры, власть не стеснялась применять силу и спецсредства. Через год прошёл очередной референдум, на котором были приняты новые поправки к Конституции. Они должны были ограничить власть президента и увеличить роль парламента в управлении страной. Несмотря на это, Кочярян был президентом до 2008 года, постоянно превышая свои полномочия.

В 2008 году в стране прошли очередные выборы. В них победил Серж Саргсян, который до этого был премьер-министром Армении. Он получил 52,82% голосов избирателей. Традиционно оппозиция не признала результаты выборов и вместе со своим лидером, бывшим главой страны Тер-Петросяном, смогла 1 марта устроить массовые беспорядки. Правительственные силы быстро навели порядок в стране, и в апреле 2008 года Серж Саргсян официально вступил в должность президента

Новый глава республики заявил, что самой важной его задачей является полная консолидация нации

Армения в составе России

Русско-турецкие войны не смогли освободить всю Армению от власти Османской империи

С 1801 года Армения получила шанс сбросить с себя иранское иго. В этом году Восточная Грузия была присоединена к Российской империи, после чего постепенно началось освобождение северных земель Армении от владычества Персии. Война длилась до 1814 года, а потом возобновилась в 1826-1828 годах. По итогам войны Россия добилась следующих успехов:

  • Восточная Армения стала частью Российской империи;
  • Нахичеванское и Эриванское ханства превратились в Армянскую область;
  • Около 40 тыс. армян получили возможность переселиться из Ирана в закавказский регион.

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов армия России смогла занять турецкие города, но после окончания войны она их вернула Османской империи. Для Армении в результате этой военной кампании удалось добиться некоторых преимуществ: более 90 тыс. армян, которых насильно переселили в Турцию, смогли вернуться в Восточную Армению. В то же время Западная Армения осталась у Османской империи. Присоединение к Российской империи благоприятным образом сказалось на развитии экономики Армении:

  • Были проведены реформы в административной, судебной и аграрной сферах;
  • Все местные феодалы стали русским дворянским сословием;
  • Были построены больницы и школы;
  • Начала возрождаться армянская культура;
  • Появилась интеллигенция как класс.

https://youtube.com/watch?v=tXEoqU5uxJA

В конце XIX века на территориях Армении, которые вошли в состав Российской империи, начал усиленно развиваться капитализм, и страна перестала быть феодальной. В 1878 году между Турцией и Россией был заключён Сан-Стефанский мирный договор, согласно которому Российской империи отошли следующие районы:

  • Ардаган;
  • Карса;
  • Баязет;
  • Алашкертская долина.

Власти Турции были недовольны своими армянскими подданными и несколько раз пытались истребить весь народ:

  • Первая массовая резня армян прошла в 1894-1896 годах. В результате погибло более 300 тыс. человек;
  • Перед началом Первой мировой войны в Западной Армении вспыхнуло народно-освободительное движение. Вследствие этого султанское правительство издало распоряжение уничтожить всё армянское население на своей территории.

Только за 1915-1916 годы в Турции было убито не менее 1 млн. армян, а более 600 тыс. человек были угнаны в Месопотамские пустыни.

Роль в политическом кризисе 2018 года

В декабре 2015 года по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, срок полномочий которого истекал в 2018 году, в стране началась конституционная реформа по переходу республики к парламентской форме правления (поправки в основной закон вступили в силу 9 апреля 2018 года).

Прямые выборы главы государства были отменены, президент получил ограниченные полномочия, высшим органом исполнительной власти стало правительство во главе с премьер-министром. Оппозиция, в том числ Пашинян, еще на стадии обсуждения поправок к конституции выступала против изменений госустройства страны, утверждая, что таким образом правящая Республиканская партия Армении во главе с Саргсяном рассчитывает продлить свое пребывание у власти.

31 марта 2018 года Пашинян объявил о начале акции «Мой шаг» в знак протеста против возможного утверждения Саргсяна премьером республики. Вместе со своими сторонниками он совершил пешее двухнедельное шествие по городам Армении (Гюмри, Ванадзор, Спитак, Дилижан и др.). 13 апреля 2018 года в центре Еревана оппозиция начала бессрочный митинг протеста. Несмотря на это, 17 апреля 2018 года парламент избрал Саргсяна премьером страны, после чего Пашинян объявил о начале «бархатной революции».

В итоге Саргсян согласился выполнить требования митингующих и 23 апреля подал в отставку с поста премьера. Однако оппозиция выдвинула новые требования: избрание главой правительства «кандидата от народа» — Пашиняна, формирование временного правительства, проведение досрочных парламентских выборов. 30 апреля 2018 года фракция «Елк» выдвинула своего лидера на пост главы правительства Армении.

Сам Пашинян в ходе пресс-конференции заявил, что парламент обязан «выполнить волю народа» и избрать его премьер-министром. По словам лидера «Елк», в случае прихода к власти оппозиция не собирается делать «никаких резких геополитических реверсов и движений» и у нее нет «ни капли антироссийских настроений». По словам Пашиняна, Россия является стратегическим союзником Армении. Лидер «Елк» пообещал, что республика сохранит членство в ЕАЭС и ОДКБ в случае его избрания премьером.

30 апреля фракция «Елк» официально выдвинула Пашиняна на пост главы правительства. О готовности поддержать кандидата от оппозиции заявили также фракции «Царукян» и «Дашнакцутюн». Однако 1 мая депутаты парламента отклонили его кандидатуру (за — 45, против — 56). 3 мая Пашинян вновь был официально выдвинут кандидатом на пост премьер-министра Армении голосами более трети от общего числа депутатов Национального собрания.

История становления Армянского государства в древние века

Во времена Древнего Рима армянская армия могла остановить варваров, в несколько раз превышающих их число

Немногие знают, что Армянское нагорье является древнейшим центром мировой цивилизации. Эта территория включает в себя следующие современные государства:

  • Всю территорию Армении;
  • Часть территории Турции;
  • Часть территории Ирана.

По мнению историков, первым из известных царств, целью которого был захват Армянского нагорья, стала Ассирия. С XIII века до н. э. местные племена начали объединяться друг с другом, образуя племенные союзы во главе с единым правителем. К IX веку до н. э. они превратились в сильное государство Урарту.

Ассирийские правители смогли разбить армию Урарту, после чего оно начало постепенно приходить в упадок. Примерно в 590 году до н. э. Урарту прекратило своё существование, не в силах бороться против внутренних и внешних врагов:

  • Ассирия постепенно ослабла, успев перед этим измотать Урарту;
  • Скифы и киммерийцы постоянно атаковали с севера;
  • Мидийцы нападали с юго-востока.

Хотя раньше считалось, что именно мидийцы разрушили государство Урарту, современные учёные считают, что главную роль в этом играли скифы и киммерийцы. Местные племена, которые проживали на территориях Армянского нагорья, стали преемниками цивилизации и культуры урартов.

Ближе к 600 году до н. э. местные племена образовали союз под названием Армина. Его задачей была защита своей территории. Тем не менее, уже в 520 году Армянское нагорье было завоёвано персами, после чего вошло в состав державы Ахеменидов. В 331 году до н. э. эти территории были завоёваны Александром Македонским. После смерти великого полководца, к 316 году до н. э., армянские племена обрели независимость, которую сохранили до конца III века.

В I веке до н. э. на территориях Армянского нагорья начали происходить ожесточённые бои между Древним Римом и Парфянским царством. В итоге Армения стала одной из провинций Римской империи. Во время кризиса, который случился в II веке н. э., Рим потерял власть над своей провинцией, захваченной Иранскими войсками. В IV веке Великая Армения обрела независимость, но уже в 387 году её поделили между собой Рим и Иран (последнему досталось около 3/4 части Великой Армении).

Кандидаты в президенты Армении[править | править код]

1991 годправить | править код

Имя Партия
Айрикян, Паруйр Аршавирович Беспартийный
Балаян, Зорий Гайкович
Рафаэль Аветисович Казарян Беспартийный
Ашот Цолакович Навасардян Республиканская партия Армении
Сос Арташесович Саркисян Дашнакцутюн
Тер-Петросян, Левон Акопович Армянское общенациональное движение

1996 годправить | править код

Имя Партия
Бадалян, Сергей Григорьевич КПА
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз
Манучарян, Ашот Гарникович
Тер-Петросян, Левон Акопович Армянское общенациональное движение

1998 годправить | править код

Имя Партия
Виген Суренович Хачатрян ПРА ЛД
Сергей Григорьевич Бадалян КПА
Ашот Шамхалович Блеян Партия «Новый путь»
Грант Грачаевич Хачатрян Союз «Конституционное право»
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз
Паруйр Аршавирович Айрикян Объединения Самоопределения
Арам Гаспарович Саркисян Демократическая партия Армении
Арташес Мамиконович Гегамян Национальное единение
Карен Серопович Демирчян Беспартийный
Давид Гургенович Шахназарян АОД
Юрий Давидович Мкртчян Беспартийный
Роберт Седракович Кочарян Беспартийный

2003 годправить | править код

Имя Партия Голоса
Роберт Седракович Кочарян Президент Армении 707155 (49,8 %)
Степан Каренович Демирчян Народная партия Армении 400846 (28,3 %)
Арташес Мамиконович Гегамян Национальное единение 247360 (17,4 %)
Арам Рафаэлович Карапетян «Новые времена» 41683
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз 12988
Арам Сергеевич Арутюнян Национальное согласие 1218
Рубен Осипович Авагян Объединённые армяне 5073
Арам Гаспарович Саркисян Демократическая партия Армении 1633
Гарник Геворгович Маргарян Родина и честь 855
Паруйр Аршавирович Айрикян Объединения Самоопределения
Петрос Степанович Макеян Демократическая родина
Аршак Аветисович Садоян Блок национальных демократов
Арам Завенович Саркисян «Республика»
Раффи Ричардович Ованнисян Наследие
Владимир Саркисович Дарбинян Коммунистическая партия

2008 годправить | править код

Основная статья: Президентские выборы в Армении (2008)

Имя Партия Голоса
Серж Азатович Саргсян Республиканская партия Армении 863544 (52,86 %)
Левон Акопович Тер-Петросян Армянское общенациональное движение 351306 (21,5 %)
Артур Ваганович Багдасарян Оринац Еркир 272256 (16,7 %)
Ваган Эдуардович Ованнисян АРФД 100876 (6,12 %)
Вазген Микаэлович Манукян Национально-демократический союз 20939 (1,28 %)
Тигран Карапетович Карапетян Народная партия 9754 (0,6 %)
Арташес Мамиконович Гегамян Национальное единение 7473 (0,46 %)
Арман Варданович Меликян Беспартийный 4359 (0,27 %)
Арам Сергеевич Арутюнян Национальное согласие 3092 (0,19 %)

2013 годправить | править код

Основная статья: Президентские выборы в Армении (2013)

Имя Партия Голоса
Серж Азатович Саргсян Республиканская партия 861 160 (58,64 %)
Раффи Ричардович Ованнисян «Наследие» 539 672 (36,75 %)
Грант Араратович Багратян Свобода 31 643 (2,15 %)
Паруйр Аршавирович Айрикян Союз за национальное самоопределение 18 093 (1,23 %)
Андриас Маратович Гукасян Беспартийный 8 328 (0,57 %)
Вардан Жоржикович Седракян Беспартийный 6 203 (0,42 %)
Арман Варданович Меликян Беспартийный 3516 ( 0,24 %)

2018 годправить | править код

Основная статья: Президентские выборы в Армении (2018)

Имя Партия Голоса
Армен Варданович Саркисян Республиканская партия 90 (85,71 %)

Первая Армянская Республика и Армения в составе СССР

Только образование независимой республики спасло армянский народ от турецкого геноцида

Революция 1917 года поставила армянский народ в безвыходное положение. Ещё недавно они были под надёжной защитой Российской империи, а в 1918 году большевики заключили Брест-Литовский договор, согласно которому Турции были возвращены все земли, отвоёванные Российской империей. Местные жители оказались под угрозой уничтожения. Была предпринята попытка объединиться с Грузией и Азербайджаном. Этот союз не спас положение, так как Грузия быстро договорилась с Германией о защите, а Азербайджан мог не опасаться агрессии Турции, поскольку являлся мусульманской страной.

В 1920 году была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика. С 1936 года Армения стала входить в СССР в качестве союзной республики. Хотя многие считают, что в составе Советского Союза республика потеряла свою независимость, никто не будет отрицать, что СССР смогло развить экономику региона быстрыми темпами:

  • Были возведены новые заводы и фабрики;
  • Построено множество больниц и госпиталей;
  • По всей территории страны строились образовательные учреждения;
  • Возводились культурные объекты.

Армению коснулась и всеобщая коллективизация сельского хозяйства, и репрессии, которые проводились в период правления Сталина.

В 1988 году в СССР на территориях Азербайджана начались массовые армянские погромы. Местные власти никак не реагировали на это, а советские войска, которые были введены на территорию Азербайджана, не смогли нормализовать ситуацию.

Политика

В 1996-м на пост президента Армении вторично избрали Левона Тер-Петросяна. Он предложил Саркисяну возглавить Кабинет министров. Армен предложение принял, но через неполный год ушел в отставку – у политика была обнаружена опухоль, и он решил уделить время лечению. Как позже заметил экс-премьер, мало кто верил, что причина отставки заключалась в состоянии здоровья.

Политик Армен Саркисян

В течение этого короткого периода глава КМ прикладывал усилия, чтобы превратить Армению в «холдинговую державу». Саркисян мечтал, чтобы в его стране открывались офисы транснациональных корпораций. Особые надежды возлагались на состоятельных земляков, живущих в разных странах мира.

В 1998-м новый президент Армении Роберт Кочарян доверил Армену Саркисяну представлять интересы страны на берегах Туманного Альбиона в ранге особого и уполномоченного посла. В лондонском особняке на Cheniston Gardens Саркисян проработал 2 года, после чего ушел с государственной службы и вплотную занялся бизнесом – основал Eurasia House International и до 2015-го возглавлял компанию. В 2002 году бизнесмен получил британское гражданство, от которого, по собственному признанию, отказался спустя 9 лет.

Инаугурация Армена Саркисяна

После недолгого пребывания в высших эшелонах власти Саркисян стал востребован у крупных бизнес-структур, международных общественных организаций. Армен входил в совет директоров Harvard Kennedy School, сопредседательствовал в НПО «Институт «Восток-Запад», основал Евразийский медиафорум в Астане и Глобальный совет по энергобезопасности, проводящийся в рамках Всемирного экономического форума. Помимо этого, Саркисян консультировал компании – французскую Alcatel, испанскую Telefonica, британскую British Petroleum, когда та покупала российскую ТНК.

Армен Саркисян

В 2013-м Саркисян вновь возглавил дипломатическую миссию в Лондоне. В марте 2018-го стал единственным кандидатом от правящей партии на пост главы Армении. Инаугурация преемника Сержа Саргсяна состоялась в апреле в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна в присутствии 1300 человек. Армен получил личное поздравление с избранием от королевы Елизаветы II, с которой у семьи экс-посла сложились тесные отношения.

Армен Саркисян и Серж Саргсян

Первоочередной задачей президент Саркисян назвал создание условий для адаптации граждан Армении к новым вызовам современности. Для этого необходимо привлекать инвестиции в образование, науку, культуру. Страна должна стать привлекательной для передовых технологий. Кроме этого, важным остается неразрешенный до конца вопрос – карабахский конфликт.

На следующий день после инаугурации Армен Саркисян заявил, что первый официальный визит нанесет в Россию:

Резиденция президента Армении

Теперь президент Армении будет находиться по другому адресу

В 2020 году в Армении был предложен законопроект, согласно которому руководитель республики должен переехать в новую резиденцию, где будет приёмная президента. По данному законопроекту главе государства выделяются следующие помещения:

  • Дом приёмов правительства теперь будет официальной резиденцией. Он находится в Ереване, на проспекте Маштоца, 47;
  • Жить глава страны может в служебном особняке в Ереване;
  • Президенту полагается государственная дача на Севане.

Так как Армения теперь является парламентской республикой, расходы на аппарат президента не должны превышать 156 тыс. долларов в год.

Институт президентства в Армении

Пост президента был впервые учрежден в Армении 1 августа 1991 года, на основании закона, принятого Верховным Советом республики.

В 1995 году должность президента была закреплена в одобренной на всенародном референдуме Конституции Армении.

Полномочия и порядок выборов Президента определены в главе 3 Конституции. Президент является главой государства, обеспечивает соблюдение Конституции, функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Согласно Основному закону Республики Армения, Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны (ст.49). Конституция Республики Армения предусматривает возможность обжалования результатов выборов президента в Конституционном суде страны (ст.51). После избрания Президент приносит присягу на специальном заседании Национального Собрания (ст.54).

В 2005 году в Конституцию Армении был внесен ряд изменений, предполагающих ограничение полномочий президента, но сам институт в рамках реформы сохранился.

Согласно нормам Конституции, Президент Республики Армения, обращается с посланием к народу и Национальному Собранию, обладает правом подписать законодательный акт, или вернуть его на доработку в Национальное Собрание, распускать Национальное Собрание в порядке, предусмотренном ст.74.1. Конституции, и назначать внеочередные выборы, имеет право назначать премьер-министра, и назначать или освобождать членов правительства, по представлению премьер-министра. В функции президента входит также принятие отставки правительства, в порядке определенном Конституцией, и назначения на государственные должности, в случаях определенных законодательством страны. Президент формирует Совет национальной безопасности и др. консультативные органы.

Президент представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные грамоты. Согласно Конституции Армении, Президент представляет парламенту кандидатуры на должности Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. Президент назначает четырех членов Koнституционного Суда, а также судей, в случаях, определенных законом. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, в случае необходимости объявляет военное положение, общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил. Президент вправе объявить чрезвычайное положение, он также разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства страны, политического убежища, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и другие классные чины, осуществляет помилование осужденных (ст.55). Конституция Армении предусматривает возможность отстранения президента от должности (ст.57), а также возможность досрочного прекращения его полномочий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector