Президенты киргизии и этапы становления государственности в республике

Список президентов Киргизии и их основные заслуги

Бывший президент Бакиев сейчас проживает в Республике Беларусь

С момента получения республикой независимости на посту президента побывало 5 человек:

  1. 1991-2005 годы – Аскар Акаев. Академик АН Киргизской ССР, заслуженный доктор и профессор в области оптики и компьютерных технологий. В 1990 году стал президентом Киргизской ССР. В 1991 году провозгласил независимость республики. В 1995 году был переизбран на второй срок подряд. В третий раз переизбирался в 2000 году. В 2005 году был свергнут в результате Тюльпановой революции. Главной причиной начала волнений послужили многочисленные фальсификации на выборах президента в 2005 году;
  2. 2005-2010 годы – Курманбек Бакиев. Во время Тюльпановой революции занимал пост премьер-министра. На президентских выборах соперничал с Феликсом Куловым, снявшим свою кандидатуру после обещания Бакиева сделать его премьер-министром. В 2007 году распустил парламент и провёл референдум, упразднил пост премьер-министра. Годы правления Бакиева характеризуются усилением президентской власти. В 2010 году был свергнут, сейчас проживает в Белоруссии, получил гражданство этой страны. Заочно приговорён в Киргизии к 24 годам колонии. Белорусская прокуратура отказалась выдать бывшего президента властям Киргизии;
  3. 2010-2011 годы – Роза Отунбаева. Глава Временного правительства Киргизии. В мае 2010 года была провозглашена президентом Киргизии временного периода. Вторая в истории женщина-президент в мусульманских странах. Сейчас занимает пост главы Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отумбаевой»;
  4. 2011-2017 годы – Алмазбек Атамбаев. Герой Киргизской Республики, широко известен тем, что назначал на высокие государственные должности своих водителей, охранников. Личный водитель президента Илмиянов смог за 6 лет войти в топ-100 самых богатых людей Киргизии;
  5. 2017-наши дни – Сооронбай Жээнбеков. Начинал карьеру учителем русского языка и литературы.

Почему у нового президента конфликт с Казахстаном?

Предтечей негативного отношения Сооронбая Жээнбекова к Казахстану стал конфликт Алмазбека Атамбаева с Нурсултаном Назарбаевым. Незадолго до выборов он несколько раз резко высказывался в адрес президента Казахстана.

Официальным поводом для негативной риторики стала встреча Назарбаева с кандидатом в президенты Бабановым. Выступая 7 октября на церемонии вручения государственных наград, Атамбаев обвинил Астану в навязывании своих кандидатов и разворовывании природных богатств, отметив, что у Киргизии свой путь развития.

Image caption

Конфликт между Казахстаном и Киргизии разгорелся после того, как лидер страны Алмазбек Атамбаев обвинил Казахстан в навязывании своих кандидатов на пост президента

Глава казахского правительства Бакытжан Сагинтаев назвал речь Атамбаева «провокационной, безответственной и лживой». По его мнению, «ложные» утверждения президент высказал в «предвыборных целях».

Конфликт привел к проблемам с прохождением границы двумя странами. Из-за усиленного пограничного контроля, введенного Казахстаном, с 10 октября на пропускных пунктах скопились большие очереди из грузовых и легковых автомобилей. В Астане эти действия объяснили плановой операцией по борьбе с «серым» импортом.

Атамбаев заявил в воскресенье, что готов потребовать созыва саммита ЕАЭС, если Казахстан в течение 2-3 дней не снимет ограничения на киргизско-казахстанской границе.

Выступления, обращения

Президент Сооронбай Жээнбеков: Благодаря согласию, взаимовыручке, солидарности и высокой гражданской ответственности каждого мы одолеем эту болезнь

9 июля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков в связи с пандемией и предстоящими выборами обратился к кыргызстанцам

30 июня 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков призвал руководителей регионов активизировать усилия по борьбе с коронавирусной инфекцией в регионах

4 июня 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Интеграция проекта «Санарип аймак» с информационной системой «Түндүк» должна быть завершена до конца 2020 года

4 июня 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Как показало время, цифровизация страны, определенная как приоритетное направление государственной политики, было своевременным и правильным решением

4 июня 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: 9 Мая — день, который ждали долгих 5 лет, не зная сна и отдыха, сражаясь во имя Победы, и только ради Победы

8 мая 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков призвал всех кыргызстанцев к гражданской ответственности и не поддаваться панике, соблюдать все меры предосторожности

18 марта 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Аксыйские события остались в истории страны как переломный момент на пути демократического развития

17 марта 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Важнее всего — не допустить раскола между народом и властью, беречь единство в обществе, сохранить межнациональное согласие и мир в стране

20 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков поставил задачу по полноценному внедрению в 2020 году принципа единого окна в сфере предоставления разрешений на строительство и экспертизу

12 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Создание производственных зон — один из инструментов развития малого и среднего бизнеса

12 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Необходимо реализовать реформы для улучшения взаимодействия между правоохранительными, судебными органами и бизнесом

12 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Упрощены процедуры обслуживания предпринимателей в таможенной сфере

12 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Для поддержки предпринимателей в сельской местности были введены налоговые льготы

12 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Работа по привлечению инвестиций в регионы проводится не на должном уровне

12 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Реализация Госпрограммы развития ирригации позволит ввести по стране 65 тысяч га новых орошаемых земель, на 50 тысячах га улучшится водообеспеченность

6 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: В Кыргызстане вопрос обеспечения населения чистой водой будет решён

6 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: Созданный за последние 2 года экономический климат придаст импульс для развития регионов

6 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков: За последние два года увеличилась география экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции

6 февраля 2020

Президент Сооронбай Жээнбеков обозначил первые достижения политики цифровизации

6 февраля 2020

Насколько честными были выборы?

С начала кампании появлялось множество обвинений в нарушениях, выдвигаемых в адрес разных кандидатов.

Например, сообщалось, что группа людей обходит дома и предлагает деньги тем, кто проголосует за Жээнбекова.

Image caption

По некотороым сообщениям, группа людей обходила дома и предлагала деньги проголосовавшим за Жээнбекова

Бабанова также обвиняли в подкупе избирателей, Центральная избирательная комиссия трижды делала ему предупреждения о нарушении правил ведения кампании.

Команда Бабанова жаловалась, что спецслужбы оказывают давление на кандидата, записывая все его разговоры и задерживая сторонников.

Влиятельный депутат Канатбек Исаев в начале октября был задержан и обвинен в попытке организовать государственный переворот. Службы безопасности отрицают, что у дела есть политический подтекст, однако, по мнению Бабанова, Исаева задержали именно как его сторонника.

Советский период

Октябрьская революция (1917г.) в России, утверждение социалистического строя, права народов на самоопределение и образование СССР, стали переломным историческим этапом в истории Кыргызстана.

С образованием Кара-Киргизской автономной области (14 октября 1924 г.) началось развитие кыргызской государственности  советского типа, что позволило без политических осложнений приобрести полный суверенитет  в 1991 году.

Эпоха социализма преобразила Кыргызстан, сделала его  индустриально-аграрным. Многоотраслевая промышленность, строительная индустрия и строительство, транспорт, связь, технически оснащенное сельское хозяйство, торговля и другие виды услуг стали органичными составными частями единого народнохозяйственного комплекса республики. В целом успешно решалась проблема занятости трудовых ресурсов, поднялся материальный уровень жизни населения.

Особенно развивался топливно-энергетический комплекс, в котором на долю угольной промышленности в 80-е годы приходилось до 40% добываемого в Средней Азии угля. Успешно развивались энергетический комплекс, цветная металлургия, ведущее место в которой заняло производство сурьмы, ртути, редкоземельных и других цветных металлов. Сурьма Кадамжайского комбината являлась эталоном качества на международном рынке. Продукция Хайдарканского ртутного комбината поставлялась более чем в 40 стран мира. Ведущую роль в сельском хозяйстве играло животноводство. Кыргызстан занимал третье место в СССР по абсолютным показателям производства продукции овцеводства, уступая только РСФСР и Казахстану.

По темпам роста произведенного национального дохода Кыргызстан опережал такие союзные республики, как Украина, Казахстан, Литва, Молдова, Туркмения и Эстония. Возникали и благоустраивались города и населенные пункты, а научно-техническая революция стала элементом не только индустриального развития, но и социальной составляющей.

Следует отметить и тот факт, что в победу в Великой Отечественной войне свой достойный вклад внес и народ Кыргызстана; в действующую армию было направлено 360 тыс. кыргызстанцев. Они мужественно сражались на всех фронтах, 73 были удостоены звания Героя Советского Союза, 21 награжден орденом Славы трех степеней. Кыргызстан стал надежным бастионом единого военно-хозяйственного организма страны, эвакуированные предприятия не только восстановились, но и расширили свою производственную мощь.

Одним из главных направлений культурного строительства стала ликвидация неграмотности, создание новой системы образования, успешно функционировали вузы и средне-специальные учебные заведения, готовившие квалифицированные кадры. В становлении и развитии науки большую роль сыграл Киргизский филиал АН СССР (1943), получивший статус Академии наук республики в декабре 1954 года.

Национальная профессиональная литература начинается с создания письменности на кыргызском языке. Особое место в национальной и мировой литературе принадлежит Ч.Айтматову, произведения которого переведены на более чем 80 языков народов мира. Успешное развитие получило профессиональное кыргызское искусство – театральное, музыкальное, изобразительное и кинематография.

Вместе с несомненными позитивами, советский период отмечен негативами тоталитарного режима, приведшего к трагедии многих человеческих судеб.

Киргизия в составе Российской империи и дальнейшее развитие государства

Российская империя не стала насильно окультуривать киргизов. Те кто хотел, селились в городах и работали на заводах и фабриках. Остальные продолжали жить по заветам предков

Первые киргизские земли и племена присоединились к Российской империи после 1850 года:

  • В первой половине 1850-х годов российскими подданными стали иссык-кульские племена;
  • После 1855 года к ним присоединились чуйские киргизы;
  • В 1856 году в состав России вошли племена киргизов Тянь-Шаньских гор и Таласской долины;
  • В 1863 году все северные племена Киргизии попали под протекторат Российской Империи;
  • В 1876 году племена Южной Киргизии последними стали частью России.

Роль России в становлении экономики региона огромна:

  • Отменили систему патриархального рабства;
  • Упорядочили сбор налогов, они стали фиксированным;
  • Прекратили с помощью российского правительства междоусобицы среди киргизских племён;
  • Начали процесс переселения малоземельных и безземельных крестьян из южных и центральных регионов Российской империи.

Серия указов, касающихся массового переселения крестьянства, благотворно повлияла на переход киргизов к оседлому образу жизни. Несмотря на все плюсы присоединения Киргизии к России, существовали и определённые минусы:

  • Русские переселенцы принесли с собой не только капитализм и культуру обработки земли, но и массу революционных идей;
  • Земли часто изымались в колониальный фонд;
  • Налоговое бремя выросло;
  • Местное население продолжало нести традиционные повинности в пользу своей знати.

Резко ухудшилась экономическая ситуация после начала Первой мировой войны. Цены на продукты возросли в несколько раз, Россия массово вывозила зерно и скот, а местное население привлекалось к обязательным трудовым работам. В 1916 году в Киргизии вспыхнуло восстание, которое было жёстко подавлено в соответствии с нормами военного времени.

История становления киргизского государства до второй половины XIX века

Грабежи и разорения чужих поселений для степняков были обычным делом. За это их ненавидели все оседлые соседи

Киргизы – кочевники, пришедшие из Южной Сибири или северо-восточных степей Монголии. Переселение племён сопровождалось кровопролитными войнами с коренными жителями. Часть местных племён была истреблена, с более сильными завоеватели заключили племенные союзы. За всю свою историю территория современной Киргизии находилась в составе различных государств:

  • II век до н.э. – южная часть территорий вошла в состав государства Паркан;
  • I-IV века н.э. – Киргизия находилась под властью Кушанского царства;
  • V-VII века – территории попали под власть Западного Тюркского каганата;
  • VIII-X века – Карлукский каганат;
  • XI-XII века – государство Караханидов. В это время киргизские племена часто нападали на Русь;
  • В XIII веке киргизское государство имело большое влияние в регионе, но старейшины и знать не решились выступить против Чингизхана. Главной задачей монголов были грабежи и сбор податей, поэтому местное население неоднократно поднимало восстания. Все мятежи подавлялись с невероятной жёсткостью;
  • В XV веке киргизский народ был полностью сформирован. В этом веке происходило масштабное слияние местных племён, пытающихся вместе дать отпор монголам. Они образовали независимое государство;
  • В XIX веке киргизское государство попало под власть Кокандского ханства. Его правителей интересовали торговые выгоды – через Киргизию проходили караваны из Восточного Туркестана.

Биография избранного президента

Сооронбай Жээнбеков родился в небольшом селе Кара-Кульджа Кара-Кульджинского района Ошской области в 1958 году. В 1983 году он закончил Кыргызский сельскохозяйственный институт им. Скрябина по специальности «зооинженер». Во время учёбы год отработал в школе – работал учителем русского языка и литературы. После получения вузовского диплома пошёл работать по специальности – зооинженером в совхозе с оригинальным названием «Совет». Там проработал пять лет, а в 1988 году, в возрасте 30 лет решил податься в политику.

В Кыргызстане велика сила родственных кланов, так называемых родов. Наверное, поэтому в своей автобиографии Сооронбай Жээнбеков всегда подчёркивает, что происходит из адигине (один из древнейших кыргызских родов), из самой главной его ветви – жору. В Кыргызстане, где уважение к родовым корням находится где-то на уровне государственной религии, происхождение Сооронбая Жээнбекова добавляет ему жирный плюс к авторитету.

Фото jeenbekov2017.kg

Так называемый клан Жээнбековых (в Кыргызстане это не оскорбление) – один из наиболее влиятельных на юге Кыргызстана. Отец избранного президента воевал на фронтах Великой Отечественной, а после занимал руководящие посты в Ошской области и воспитывал десятерых детей.

Сооронбай – третий сын в многодетной семье. Старший – Канторо Жээнбеков – занимался наукой и был далёк от политики, скончался недавно в возрасте 69 лет. Он был доктором наук, профессором и президентом Джалал-Абадского университета экономики и предпринимательства. Второй сын – Жусупбек Шарипов (он по традиции взял фамилию по имени отца) – работает послом в Кувейте (ещё в Саудовской Аравии, Египте и Катаре).

Младший брат избранного президента Асылбек Жээнбеков (сейчас ему 54 года) был спикером Жогорку Кенеша V созыва, сейчас остался депутатом от фракции СДПК. Из-за того что Сооронбай в 2016 году стал премьером, Жээнбекову-младшему пришлось расстаться с креслом торага. На своем посту Асылбек прославился тем, что создал намазкану в здании парламента. Несмотря на то, что он не самый старший в клане, считается самым влиятельным.

Пятый брат – Жыргалбек Жээнбеков – живёт на малой родине и является директором лесного хозяйства. Самый младший и ныне покойный Искендер Жээнбеков считался хорошим юристом – в 28 лет он уже был прокурором Ошской области. Также у новоиспечённого президента есть две сестры.

Примечательно, что в открытых источниках нет практически никакой информации о женщинах клана – дочерях, жёнах, сёстрах, матерях мужчин с громкими именами. О жене Сооронбая Жээнбекова известно только то, что её зовут Айгуль и она родила политику двоих детей – сына и дочь.

Избранный президент не любит общаться с прессой, не афиширует личную жизнь, добиться у него интервью – большая победа для журналиста.

Жена и дочь Сооронбая Жээнбекова / Фото Акипресс

«Атамбаев чего-то очень сильно боится». Что говорят эксперты о выступлениях президента Кыргызстана

Независимый Кыргызстан

С 1991 года, после распада СССР, открывается новая страница в многовековой истории кыргызского народа. 31 августа Кыргызстан объявил себя суверенным государством и начался этап реформирования. Прежний тоталитарно-авторитарный режим КПСС был заменен авторитарно-демократическим. Внедрялись принципы демократического управления, вместо так называемой общенародной собственности (государственной) были внедрены разные формы собственности с приоритетом частной. Плановая экономика заменена рыночной, прежде социально однородное общество резко дифференцировалось. Коммунистическая идеология уступила буржуазно-либеральной, коллективистское сознание вытеснилось индивидуалистским.

В общественно-политическом плане республика приобрела все атрибуты государственности, стала равноправным членом мирового сообщества. Однако разрыв хозяйственных связей бывшего СССР негативно отразился на социально-экономическом положении республики. В связи с нарастанием инфляционного процесса в 1993 году вводится национальная валюта (сом), что позволило ей вести самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику. В том же году принимается первая Конституция суверенного Кыргызстана. Однако недоработки рыночных реформ привели к высокому дефициту государственного бюджета и республика становится аграрно-индустриальной, а около половины населения находится за чертой бедности.

Высокая степень коррупции, резкая дифференциация общества, криминализация, авторитаризм власти дважды приводит Кыргызстан к свержению существующего режима власти (24 марта 2005 и 7 апреля 2010 гг.). После переходного Временного правительства в Кыргызстане устанавливается парламентская  республика; Жогорку Кенешу предоставляется широкие полномочия.

Сложная социально-экономическая ситуация заставляет Кыргызстан проводить многовекторную политику, он налаживает необходимые контакты с целью притока в республику соответствующих инвестиций. Он становится членом Организации Объединенных Наций (ООН), Всемирной Торговой Организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ЮНЕСКО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Исламского Сотрдуничества (ОИС), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), Совета Сотрудничества Тюркоязычных Государств (ССТГ), предпринимает интеграционные шаги в Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, налаживает связи не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья.

В духовной жизни суверенного Кыргызстана также произошли значительные изменения, вызванные процессом демократизации. В связи с этим принимается ряд законов в сфере образования для адаптации ее к рыночным отношениям. Негативные последствия экономического кризиса отразились на деятельности научных  учреждений, но они, в том числе и Академия наук, все же пытаются адаптироваться в этих сложных условиях и концентрируются на решении приоритетных направлений развития науки. Для духовного возрождения общества огромное значение имеет бережное отношение к культурному наследию, в частности, к шедевру устного народного творчества – эпосу «Манас».

Однако нельзя не отметить того факта, что негативные процессы особенно коснулись сферы культуры, которая практически выживает за счет спонсорства международных организаций. Тем не менее государство, несмотря на определенные трудности, все же приняло ряд мер по созданию ее нормативно-правовой базы.

Что собой представлял его главный конкурент? Что бы изменилось, если бы он победил?

Показавший на выборах второй результат 47-летний Омурбек Бабанов является лидером парламентской фракции «Республика — Ата-Журт». Свою политическую карьеру успешный бизнесмен начал в 2005 году, став депутатом парламента страны.

Бабанов был одним из активных участников митингов оппозиционных сил в 2006 и 2007 годах, требовавших отставки президента Курманбека Бакиева, который, несмотря на это, назначил Бабанова первым вице-премьером, но тот вскоре ушел в отставку.

Image caption

Показавший на выборах второй результат Омурбек Бабанов обещал активно бороться с коррупцией и не допустить проникновения в страну религиозного экстремизма

В 2011 году после свержения Бакиева Бабанов был назначен премьер-министром. Перед президентскими выборами Бабанов встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, что вызвало кривотолки в общественности и поводом для оппонентов утверждать, что Казахстан поддерживает кандидатуру Бабанова.

Официально Астана не объявляла о поддержке ни одного из кандидатов.

В своей предвыборной программе Бабанов обещал вывести интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического сообщества на новый уровень, в том числе и в отношениях с Россией.

Он пообещал активно бороться с коррупцией и безработицей, провести судебную реформу, реформировать госаппарат, а также не допустить проникновения в страну религиозного экстремизма.

Бабанов принял результаты голосования и заявил в интервью Радио Свобода, что не собирается уезжать из страны, отметив, что не опасается каких-либо преследований.

Утверждена Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике

10 апреля 2013 года, Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике».

В указе отмечается:

Укрепление единства народа Кыргызстана и совершенствование межэтнических отношений являются важнейшими условиями успешного развития страны, напрямую влияют на состояние национальной безопасности.

Совет обороны Кыргызской Республики одобрил проект Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике (далее — Концепция), подготовленный с участием депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, широкого круга представителей гражданского общества, Ассамблеи народа Кыргызстана.

За многовековую историю Кыргызстан и его народ пережили разные этапы своего становления. Судьбоносные перемены начала ХХ века создали условия для возрождения кыргызской государственности. В стране накоплен большой опыт совместного проживания этнических сообществ, согласования интересов, противостояния внешним и внутренним угрозам. Стержнем единого многонационального народа Кыргызстана являются кыргызы, составляющие большинство населения и давшие историческое название стране.

При этом на протяжении многих лет в сфере межэтнических отношений накапливались противоречия и проблемы. Отсутствие эффективной и системной политики государства, в том числе по устранению причин межэтнического конфликта 1990 года, привело к повторению трагических событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года.

За прошедшие три года в Кыргызстане была проведена значительная работа по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению жилья и инфраструктуры, анализу причин конфликтов, шел поиск способов и методов, способных привести к предотвращению их повторения в будущем. Проведенная работа позволила разработать Концепцию для принятия долгосрочных решений, направленных на укрепление единства народа Кыргызстана, создание основ для консолидации общества и взаимоинтеграции этнических сообществ.

Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы.

В целях укрепления национального единства и стабильного развития Кыргызской Республики, принятия долгосрочных мер по регулированию межэтнических отношений, проведения сбалансированной и эффективной языковой политики, формирования общегражданской идентичности, а также дальнейшего развития государства и обеспечения национальной безопасности принято решение:

 Утвердить Концепцию укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике, одобренную Советом обороны Кыргызской Республики 18 марта 2013 года.

Правительству Кыргызской Республики:

— в двухмесячный срок доработать План первоочередных мероприятий на период 2013–2017 годы по реализации Концепции с учетом предложений членов Совета обороны Кыргызской Республики, государственных органов, органов местного самоуправления и гражданского общества, с определением конкретных мер, источников финансирования, сроков их осуществления, ответственных за выполнение органов и должностных лиц;

— совместно с иными государственными органами, органами местного самоуправления и во взаимодействии с гражданским обществом обеспечить в полном объеме и в установленные сроки выполнение Плана первоочередных мероприятий на период 2013–2017 годы по реализации Концепции.

Аппарату Президента Кыргызской Республики совместно с государственными органами, органами местного самоуправления и гражданским обществом вести постоянную работу по совершенствованию государственной политики в сфере межэтнических отношений и укрепления единства народа Кыргызстана на основе мониторинга и оценки реализации Концепции.

Контроль за исполнением настоящего Указа возложен на отдел этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Аппарата Президента Кыргызской Республики.

Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике (*.pdf, 287.35 kb)

11 апреля 2013

Советский период в истории Киргизии

Политика советской власти не предусматривала кочевников как класс. Местные жители часто бежали за пределы родных степей

После Февральской революции 1917 года в регионе стали появляться Советы солдатских и рабочих депутатов. Они подчинялись общей политике большевиков. Вместе с этим в Киргизии продолжала работать традиционная система управления, представленная крупными землевладельцами и духовенством. Первые советские реформы были с негодованием встречены правящей верхушкой. Появилось движение сопротивления, получившее название «басмачество». К 1919 году это движение охватило всю страну. Для его подавления в Киргизию направили отряды Красной Армии, которые в 1919-1920 годах сумели подавить широкомасштабное сопротивление. Разрозненные отряды басмачей рассыпались по стране, продолжая свою контрреволюционную деятельность. По официальной статистике, басмачество было ликвидировано в 1920 году, но по другим данным, бандиты действовали до 1940 года.

В 1920-1930 годах Киргизия подверглась индустриализации и коллективизации:

  • Скот у кочевников массово отбирался;
  • Население насильно загонялось в определённые земли, из-за чего стало невозможно пасти скот, вытаптывающий небогатые пастбища;
  • Вынужденным жить в городах киргизам пришлось работать на новых заводах и фабриках.

Во второй половине 1930-х годов Киргизия подверглась массовым репрессиям. В результате были расстреляны не только последние представители местной земельной аристократии, но и всё духовенство вместе с представителями национальной интеллигенции. Начало Великой Отечественной войны повлияло на развитие региона. Крупные советские предприятия стали перемещаться в незатронутую боевыми действиями Киргизию. Это привело к изменению национального состава советской республики и новому этапу индустриализации.

Президент Кыргызской Республики

Сооронбай Шарипович Жээнбеков — избран Президентом Кыргызской Республики на выборах, прошедших 15 октября 2017 года, набрав 54,76 % голосов избирателей.

Официально вступил в должность Президента Кыргызской Республики 24 ноября 2017 года.

Биография

Родился 16 ноября 1958 года в селе Кара-Кульджа Советского района Ошской области.

Трудовую деятельность начал в 1976 году учителем русского языка и литературы школы имени Ленина Узгенского района Ошской области.

В 1983 году окончил Кыргызский сельскохозяйственный институт им. К. И. Скрябина по специальности «зооинженер».

В 2003 году — окончил экономический факультет Кыргызского аграрного университета по специальности «бухгалтер».

С 1983 по 1988 год — работал главным зоотехником совхоза «Совет» Советского района Ошской области.

С 1988 по 1989 год инструктор районного комитета Советского района Ошской области Коммунистической партии Кыргызстана, с 1989 по 1991 год — секретарь ткома совхоза имени Ульянова Ошской области.

C 1991 по 1993 — директор совхоза им. Ульянова Советского района Ошской области.

C 1993 по 1996 год — председатель правления колхоза «Кашка-Жол» Кара-Кульджинского района Ошской области.

С 30 марта 2007 по 28 ноября 2007 премьер-министр Республики

В 1995 году избран депутатом Собрания народных представителей Жогорку Кенеша I созыва, за период депутатской деятельности был заместителем и председателем Комитета по аграрным вопросам.

С 2000 по 2005 год — депутат Жогорку Кенеша II созыва, заместитель Торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

С 2005 по 2007 год — депутат Жогорку Кенеша III созыва, председатель Комитета по агропромышленному комплексу и экологии.

С 3 апреля по 24 октября 2007 года — министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики.

С 2008 по 2010 год — частный предприниматель.

С апреля 2010 года до декабря 2015 года был руководителем государственной администрации Ошской области — и. о. главы государственной администрации — губернатор области, с сентября 2010 года — глава государственной администрации — губернатор,
с августа — полномочный представитель Правительства в Ошской области.

С 11 декабря 2015 года — директор Государственной кадровой службы.

С марта 2016 года — первый заместитель Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики.

13 апреля 2016 года избран Премьер-министром Кыргызской Республики.

15 октября 2017 года избран в первом туре Президентом Киргизии.

Основные принципы работы правительства и процедура назначения премьер-министра

Парламент Киргизии — законодательный орган, расположенный в Бишкеке

Правительство Киргизии является высшим органом государственной власти. Это закреплено в конституции страны. Ему подчинены:

  • Министерства республики;
  • Государственные комитеты различной направленности;
  • Административные институты;
  • Органы исполнительной власти;
  • Все органы местной администрации.

Работа правительства Киргизии связана с решением всех государственных вопросов управления, которые не относятся к компетенции парламента и президента. Основные задачи включают в себя:

  • Обеспечение исполнения всех конституционных норм и законов, принятых парламентом и президентом республики;
  • Реализация внешней и внутренней политики государства;
  • Осуществление мер, касающихся соблюдения законов, прав и свобод граждан;
  • Контроль работы органов, связанных с охраной общественного порядка и борьбой с преступностью;
  • Исполнение финансовой, ценовой, тарифной и прочих государственных политик;
  • Разработка годового государственного бюджета. Правительство в обязательном порядке предоставляет проект бюджета парламенту и президенту;
  • Обеспечение взаимодействия с гражданским обществом.

Процедура выбора главы правительства (премьер-министра):

  • Кандидатура на должность выдвигается депутатами парламента. Как правило, кандидат выдвигается от политической партии, набравшей не менее 50 % мандатов;
  • Кандидатура будущего премьер-министра рассматривается президентом;
  • Глава государства в течение 3-х дней осуществляет назначение на должность.

Премьер-министр обязан в течение 7-ми дней представить парламенту структуру правительства. Утверждённый список подаётся президенту на подпись. Глава государства имеет право самостоятельно формировать правительство, если депутаты парламента не могут представить кандидатуры на должность премьер-министра.

Председатели Совета министров Киргизской ССР

(до 15 марта 1946 года — Председатели Совнаркома Киргизской ССР)

  • Исакеев, Баялы Дикамбаевич (24 марта  — 8 сентября )
  • Салихов, Мурат (8 сентября  — 15 февраля )
  • Абузяров, Исмаил (и. о.) (15 февраля  — 27 апреля )
  • Ребров, Иван (и. о.) (27 апреля  — 19 июля )
  • Кулатов, Турабай Кулатович (20 июля  — 14 ноября )
  • Раззаков, Исхак Раззакович (14 ноября  — 10 июля )
  • Суеркулов, Абды Суеркулович (10 июля  — 6 марта )
  • Дикамбаев, Казы Дикамбаевич (6 марта  — 10 мая )
  • Мамбетов, Болот Мамбетович (10 мая  — 23 января )
  • Суюмбаев, Ахматбек Суттубаевич (23 января  — 22 декабря )
  • Ибраимов, Султан Ибраимович (22 декабря  — 4 декабря )
  • Ходос, Пётр Михайлович (и. о.) (4 декабря  — 14 января )
  • Дуйшеев, Арстанбек Дуйшеевич (14 января  — январь )
  • Джумагулов, Апас Джумагулович (—)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector