Южная корея и ее президенты: корейский путь капитализма на востоке
Содержание:
- Ли Мён Бак
- Ро Дэ У
- Развитие Кореи после IX века
- Четвёртая республика (1972—1981)
- История Кореи под властью династии Ли
- Политический режим Ли Сын Мана и конец Первой республики
- Корея в составе Японской империи
- Литература
- Президентское правление в Южной Корее при Пятой и Шестой республиках
- Особенности президентского правления в Южной Корее
- Первый президент Республики Корея
- Отношения с КНДР
- Президенты Республики Корея 1960-1987 годах
Ли Мён Бак
В марте 2018 года экс-президент РК Ли Мён Бак (2008-2013) признался в присвоении 107 млн вон ($100 тыс.) из секретных неподотчетных фондов Национальной разведывательной службы. При этом Ли Мён Бак отверг обвинения в злоупотреблении властью и взяточничестве. В частности, он заявил о непричастности к скандалу, связанному с компанией-производителем автозапчастей DAS, которая принадлежала его брату. По версии следствия, фактическим владельцем компании был сам Ли Мён Бак, который привлекал государственные ресурсы для оказания фирме юридической помощи, а также использовал ее для получения незаконными путями около $30 млн. 22 марта суд в Сеуле выдал ордер на арест экс-президента.
Ро Дэ У
Бывший южнокорейский президент Ро Дэ У (1988-1993) в 1996 году был привлечен к уголовной ответственности в ходе процесса, который проходил над его предшественником на посту главы государства — Чон Ду Хваном. Ро Дэ У были предъявлены схожие обвинения: участие в государственном перевороте 1979 года, а также в коррупции. По данным следствия, находясь на посту главы государства, Ро Дэ У под видом пожертвований в политические фонды получил от крупных корейских предпринимателей взятки на сумму около 350 млн долларов. Решением суда он был приговорен к 22 годам лишения свободы, позднее срок был сокращен до 17 лет. В 1998 году он, как и Чон Ду Хван, также был помилован Ким Дэ Чжуном.
Развитие Кореи после IX века
Государство Корё было разбито монголами в XIII веке
В IX веке государство Силла потеряло свою власть. Правители ослабли, так как каждый из них считал себя достойным управлять всем государством. Начался период феодальной раздробленности. В начале X века корейское государство Силла потеряло часть своих территорий, так как правители различных уездов стали объявлять свои земли независимыми княжествами. Верховные правители не справились с задачей удержания власти, и в 918 году Ван Гон основал собственное государство Корё на севере Корейского полуострова. Название «Корё» было выбрано не случайно, так новый правитель пытался напомнить о государстве Когурё, которое было завоёвано около 150 лет назад.
Через несколько лет многие воины и чиновники Силла перешли на службу Ван Гону. В 935 году окончательно ослабевшие правители Силла отреклись от престола, и некогда могучее и агрессивное государство перешло под власть Корё. Начиная с конца X — начала XI века Корё пришлось отражать бесчисленные попытки различных племён, пытавшихся захватить власть в стране:
- Сначала корейским воинам пришлось отражать атаки империи Аяо, которая к этому времени смогла подчинить себе весь северный Китай;
- В начале XII века Корё столкнулись с полукочевыми племенами чжурчжэней;
- В XIII веке на территории Корейского полуострова пришли монгольские завоеватели, перед которыми государство не устояло.
Корея превратилась для монгольской династии в платформу, на которой собирались войска и флот для вторжения в Японию. Когда власть Юань стала ослабляться, в Китае к власти пришла династия Мин. При этом монгольские войска не спешили оставлять территории Кореи. В 1388 году корейский генерал Ли Сон Ге смог свергнуть монгольское правительство в Кореи, после чего он стал первым правителем новой династии Ли, которая правила страной до 1910 года.
Четвёртая республика (1972—1981)
Захоронения на национальном кладбище 18 Мая (англ.)русск. в Кванджу.
Четвёртая республика (кор. 4 공화국) — политический режим, возникший после вступления в силу 27 декабря года Конституции Юсин, укрепившей систему президентской власти (до 6 лет был увеличен срок полномочий президента, было введено его избрание коллегией выборщиков, президент наделялся правом распускать парламент и назначать треть депутатского корпуса). Президент Пак Чонхи дважды в 1972 и 1978 года возобновлял свой мандат (выборы проходили без альтернативных кандидатов); 26 октября года он был застрелен директором южнокорейского Центрального разведывательного управления (который позже был казнён через повешение вместе с сообщниками). Исполняющим обязанности президента стал премьер-министр Чхве Гюха, на следующий день объявивший чрезвычайное положение, ответственным за которое был назначен главнокомандующий сухопутными войсками генерал Чон Сынхва (англ.)русск.. 6 декабря года Чхве Гюха был избран президентом, а в ночь на 12 декабря года генерал-майор Чон Духван, командир сил безопасности, действуя без президентской санкции, отдал приказ об аресте Чон Сынхва как находившегося во время убийства Пак Чонхи в Синем доме. Наутро члены Ханахо (англ.)русск., неформальной группы армейских офицеров, взяли под контроль Министерство обороны и штаб армии. Лидер группы Чон Духван 14 апреля года был назначен директором южнокорейского Центрального разведывательного управления и осуществил 17 мая года государственный переворот (англ.)русск., вынудив правительство распространить на всю страну режим военного положения, установленный в островной провинции Чеджудо, — были закрыты университеты, запрещена политическая деятельность, ограничена пресса, проведены аресты, в различные районы страны введены войска. На следующий день в городе Кванджу произошло восстание, подавленное 27 мая вошедшими в город армейскими частями в составе пяти дивизий при поддержке авиации. 20 мая года в Национальное собрание были направлены войска и оно было распущено. В стране был создан Комитет по чрезвычайным мерам охраны государства, установивший контроль над всеми государственными органами; 17 июля года Чон Духван подал в отставку с поста директора разведывательного управления, оставив за собой руководство комитетом. После отставки 16 августа года президента Чхве Гюха, 27 августа были организованы безальтернативные выборы, и 1 сентября ушедший с военной службы Чон Духван вступил на пост президента. 22 октября года по его предложению прошёл референдум, на котором была одобрен проект новой конституции, что стало началом Пятой республики.
Портрет | Имя(годы жизни) | Полномочия | Партия | Выборы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало | Окончание | ||||||
3(IV—V) | Пак Чонхи(1917—1979)кор. 박정희 | 27 декабря | 26 декабря | Демократическая республиканская партия | |||
26 декабря | 26 октября | ||||||
Чхве Гюха(1919—2006)кор. 최규하 | 26 октября | 6 декабря | независимый | ||||
4 | 6 декабря | 16 августа | |||||
Пак Чхунхун(1919—2001)кор. 박충훈 | 16 августа | 1 сентября | |||||
5(I) | Чон Духван(1931-)кор. 전두환 | 1 сентября | 25 февраля |
История Кореи под властью династии Ли
В XVI веке корейцы начали применять в боях системы залпового огня
Во время правления династии Ли страна была переименована в Чосон, столицей которого стал город Ханъян, который был переименован в XIX веке в Сеул. Официальной идеологией нового государства стало конфуцианство. Начиная с 1592 года, Корея стала подвергаться военной агрессии со стороны Японии. Уже тогда корейские земли были желанной добычей для островного государства. При этом роль Кореи для японцев заключалась в предоставлении плацдарма, с которого будет происходить дальнейшая военная экспансия на китайские земли.
С 1637 года Корейский полуостров находился под властью китайской династии Цин. В XIX веке многие государства пытались наладить торговые связи с Чосоном:
- Франция в 1866 году;
- США в 1871 году;
- В 1876 году торговый договор с Кореей подписали японцы, которые стали первым государством, сумевшим наладить торговлю с Чосоном (кроме Китая).
Через 6 лет подобный торговый договор был заключён с Соединёнными Штатами Америки, в 1883 с Англией, а в 1884 году с Россией. Именно соперничество за влияние на Корейском полуострове между Японией и Россией стало одной из причин обострения русско-японских отношений и привело к войне, в которой Россия потерпела поражение. После этого Япония получила право доминирования на территориях Кореи. В 1910 году вся Корея была объявлена колонией и официально вошла в состав Японской империи. С этого момента ею начал управлять генерал-губернатор, назначаемый японским императором.
Политический режим Ли Сын Мана и конец Первой республики
Несмотря на сложную внутреннюю политическую обстановку и войну, установившийся политический режим первого президента сумел продержаться достаточно длительное время. Во многом это заслуга самого Ли Сын Мана, который посредством ловких политических маневров, фальсификации результатов избирательного процесса и жесткого давления на оппозицию, сумел еще дважды выиграть президентские выборы, в 1952 и в 1956 году.
Лин Сын Ман побеждает на выборах
Южнокорейский лидер, устояв в тяжелые для страны 1950-51 военные годы, выдвигает свою кандидатуру на очередных выборах, которые должны были состояться в 1952 году. Не имея мощной политической поддержки в Национальной ассамблее, действующий президент инициирует внесение изменений в Конституцию страны, в соответствии с которой выборы президента должны осуществляться в ходе проведения всенародного голосования. После того, как путем репрессий действующей власти удалось подавить оппозиционные протесты, необходимые поправки в Основной закон были внесены. По результатам голосования 5 августа 1952 года Ли Сын Ман одержал уверенную победу, сумев остаться на занимаемом посту два срока подряд. За первого президента страны отдали свои голоса 76% избирателей.
С окончанием военных действий Южная Корея оказалась в тяжелом экономическом положении. На этом фоне протекала очередная избирательная кампания, в ходе которой политический режим Ли Сын Мана сумел одержать убедительную победу. Огромную роль в очередном успехе действующего президента сыграла экономическая помощь из-за океана, на которую рассчитывал политический режим Ли Сын Мана. Таким образом, ему удалось стать первым в истории Южной Кореи главой государства, остававшимся на высоком посту три срока подряд.
Беспорядки в Сеуле при Ли Сын Мане
История Первой республики тесно связана с периодом президентства Ли Сын Мана. Конституция 1948 года обеспечивала создание в стране политической системы с сильной президентской властью. Этот факт в конечном итоге и погубил Первую республику. В 1960 году действующий президент инициировал внесение поправок в Основной Закон, позволяющие главе государства баллотироваться на последующие сроки. Однако гражданское общество негативно отнеслось к подобным изменениям, что и вылилось впоследствии в массовые протесты и акции гражданского неповиновения. Апрельская революция 1960 года свергла политический режим Ли Сын Мана и установила в стране Вторую республику.
Корея в составе Японской империи
Японцы во время оккупации Кореи не церемонились с местным населением
После 1910 года вся власть над Кореей была сосредоточена в руках генерал-губернатора, статус которого был равен императорскому. В его руках были сосредоточены все ветви власти в стране. Япония стремилась взять под контроль всю экономику своей новой колонии:
- Природные ресурсы были полностью взяты под контроль;
- Транспортные системы тоже были взяты под контроль;
- Японским предпринимателям были созданы идеальные условия для работы, в то время как для корейцев существовали непосильные налоги;
- В промышленности был сделан упор на развитие добывающей отрасли, так как сырьё нужно было японским компаниям и корпорациям.
Следствием подобной политики японских властей стал рост национально-освободительного движения в Корее. Первые антиколониальные восстания против Японии были жестоко подавлены, особенно пострадали корейские патриоты в результате Первомартовского восстания 1919 года.
После того, как японские власти показали свою силу, они открыто объявили, что будут проводить «культурное правление», направленное на улучшение жизни корейцев. На самом деле, Япония в спешном порядке принялась милитаризировать Корейский полуостров, подготавливая для себя плацдарм, с которого будут проходить все будущие японские экспансии в Азию. Кроме того, Корея превращалась в сырьевую базу для Японской империи.
Ближе к 1930 году Япония начала проводить жёсткую политику ассимиляции корейского населения:
- На высшие государственные должности в Корее назначались исключительно японцы;
- Запретили использование корейского языка в общественных местах и учебных заведениях;
- В 1942 году был введён всеобщий запрет на использование корейского языка, даже в частной жизни.
Литература
- Nohlen, Dieter; Grotz, Florian; Hartmann, Christof. Elections in Asia and the Pacific: A Data Handbook. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — Т. 2: South East Asia, East Asia, and the South Pacific. — 882 с. — ISBN 978-0-199-24959-6. (англ.)
- Kim, Byung-Kook (ed.); Vogel, Ezra (ed.). The Park Chung Hee Era: The Transformation of South Korea. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 2013. — 744 с. — ISBN 978-0-674-07231-2. (англ.)
- Kim, Choong Nam. The Korean Presidents: Leadership for Nation Building. — Norwalk, CT: Eastbridge Books, 2007. — 440 с. — ISBN 978-1-788-69051-5. (англ.)
- Kim, Jinwung. A History of Korea: From «Land of the Morning Calm» to States in Conflict. — Bloomington, IN: Indiana University Press, 2012. — 684 с. — ISBN 978-0-253-00024-8. (англ.)
- Lee, Chong-sik. Park Chung-Hee: From Poverty to Power. — Palos Verdes, CA: The KHU Press, 2012. — 390 с. — ISBN 978-0-615-56028-1. (англ.)
Президентское правление в Южной Корее при Пятой и Шестой республиках
С приходом на высший государственный пост военного, Корея получает новую, уже Пятую республику, которая просуществовала до 1988 года. Чон Духван остается на президентской должности до 24 февраля 1988 года, когда страна в результате проведенных реформ, получила очередную новую Конституцию. В соответствии с ее положениями в Южной Корее снова вводится система прямых президентских выборов. Срок полномочий главы государства ограничивается пятью годами, а право действующего президента переизбираться на следующий срок ликвидировано. Пятая республика — Республика Чон Духвана прекратила свое существование. На президентских выборах, прошедших в декабре 1987 года победу одержал Ро Деу, положив начало периода Шестой республики.
Президент Ро Дэу
Всего в истории, пока последней Шестой республики, Южная Корея имела следующих президентов:
- Ро Дэу годы — правления 1988-1993;
- Ким Ёнсам занимал пост президента Южной Кореи с февраля 1993 по февраль 1998 года;
- Ким Дэчжун стал президентом Шестой республики в феврале 1993 года и оставался на высшей государственной должности до февраля 2003 года;
- Но Мухён — годы правления 2003- 2008;
- Ли Мёнбак избран в феврале 2008 года, оставаясь на посту до февраля 2013 года;
- Пак Кынхе – первая женщина-президент Республики Корея, годы правления 2013-2016; Впервые в истории страны была отстранена от должности в результате импичмента;
- Мун Джэин избран в мае 2020 года. Действующий глава государства.
Действующий президент Южной Кореи
Особенности президентского правления в Южной Корее
Характерная деталь, которая характеризует устойчивость политической системы южнокорейского государства на рубеже тысячелетий, — контроль деятельность и главы государства со стороны парламента. Впервые парламент страны показал свою силу в 2004 году, пытаясь в результате процедуры импичмента отстранить от власти действующего президента Ну Мухёна.
Женщина-президент
Вторично, в 2020 году инициированная парламентом процедура импичмента коснулась одиннадцатого президента. Первая женщина – глава государства была отстранена от должности. Мотивом для принятия парламентом такого решения стало обвинение в разглашении действующим президентом государственной тайны.
Синий Дом
Официальная резиденция президента Республики Корея — Чхонвадэ или Синий дом — комплекс зданий расположенный в столичном районе Чинногу.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Первый президент Республики Корея
Личность первого президента Южной Кореи достаточно противоречива. Ли Сын Ман — политический лидер Временного корейского правительства времен японского колониального режима, по возвращению в страну пользовался огромным авторитетом у национальных политических сил в американской зоне ответственности. Не менее плодотворной была деятельность Ли Сын Мана и на внешнеполитической арене. К его словам прислушивалась не только американская военная администрация
К персоне Ли Сын Мана с вниманием отнеслись и в Вашингтоне. Настойчивая позиция корейского лидера в плане образования независимого корейского государства нашла поддержку у влиятельных заокеанских покровителей
Ли Сын Ман и Трумэн
Получив поддержку своих политических амбиций, Ли Сын Ман в начале 1948 года возглавляет Временную законодательную ассамблею. Спустя четыре месяца он уже становится членом и спикером Конституционной ассамблеи, являясь лидером Национального альянса — крупнейшей политической силы Юга Кореи. По результатам первых в политической жизни корейского государства президентских выборов 20 июля 1948 года Ли Сын Ман одержал уверенную победу, получив более 90% голосов выборщиков, назначенных из числа членов Конституционной ассамблеи.
Ли Сын Ман и Макартур
Несмотря на достаточно демократичный ход президентской компании, президентство Ли Сын Мана является противоречивым периодом в истории Первой республики. Обещанные кандидатом правящей партии демократические реформы так и не начались. С первых дней пребывания на высшем государственном посту новый глава государства взял курс на непримиримую борьбу с оппозиционным движением. Под маской борьбы с коммунистами Ли Сын Ман ожесточенно боролся с оппозицией любого цвета. После принятия ряда законов, направленных против прав оппозиции, правящий режим скатывается к авторитарному стилю правления.
В период первого президентского срока Ли Сын Мана Южная Корея погружается в мрак политического мракобесия. За три года, с 1948 по 1951 год от рук сил внутренней безопасности погибло более 12 тыс. человек, деятельность которых была признана опасной для правящего режима. Во внешней политике первый президент Корейской Республики вынужден был столкнуться с серьезным противодействием со стороны коммунистического Севера страны. После вывода в 1949 году с полуострова советских и американских войск политическая ситуация на Корейском полуострове накалилась до предела. Цели и задачи, которые ставили перед собой коммунистическая Северная Корея и Первая республика, недвусмысленно говорили о претензиях на верховенство власти на всей территории страны. Результатом такого политического клинча стала Корейская война, начавшаяся 25 июня 1950 года.
Война в Корее
Вооруженный конфликт, длившийся в течение трех лет, стал самым кровопролитным за всю послевоенную историю. Не сумев добиться серьезных успехов в вооруженном противостоянии, обе противоборствующие стороны вынуждены были подписать 27 июля 1953 года мирный договор, де-юре остановивший военные действия на полуострове. Линия фронта, на которой остановились войска противников, практически совпадала с линией 38-й параллели, которая и стала впоследствии границей между обоими корейскими государствами.
Граница Севера и Юга Кореи
Отношения с КНДР
В марте 2013 г. Пак Кын Хе представила свою программу развития диалога и обменов между Республикой Корея и КНДР под названием «Процесс укрепления доверия на Корейском полуострове», предусматривающую налаживание связей между обеими странами. В августе 2013 г. она выступила с инициативой совместно с КНДР создать «Парк мира» внутри демилитаризованной зоны, разделяющей Корейский полуостров по 38-й параллели. В феврале 2014 г. и октябре 2015 г. возобновлялись встречи разделенных семей (после Корейской войны 1950-1953 гг. члены многих семей оказались по разные стороны межкорейской границы).
РК и КНДР поддерживали контакты на высоком уровне: в октябре 2014 г. Южную Корею посетила военно-партийная делегация КНДР во главе с начальником Главного политического управления Корейской народной армии Хван Бён Со, который считается «вторым человеком» в руководстве КНДР. Также Сеул выражал заинтересованность в участии в российско-северокорейском логистическом проекте «Хасан-Раджин», в рамках которого осуществлялись поставки российского угля в Южную Корею через северокорейский порт Раджин.
Однако в начале 2016 г. межкорейский диалог был вновь прерван. 10 февраля 2016 г. правительство Республики Корея заявило о выходе из проекта «Хасан-Раджин» и закрытии совместного промышленного комплекса в г. Кэсон (КНДР) в ответ на ядерное испытание Северной Кореи 6 января и запуск ракеты дальнего действия 7 февраля.
Южная Корея поддержала санкции СБ ООН и ввела односторонние меры против КНДР: финансовые ограничения в отношении лиц и организаций, подозреваемых в участии в разработке оружия массового поражения; запрет на заход кораблей под иностранным флагом в южнокорейские порты, если перед этим они были в портах КНДР в течение 180 дней; запрет на ввоз северокорейских товаров в РК через третьи страны; запрет гражданам РК пользоваться услугами северокорейских ресторанов и иных коммерческих структур за пределами КНДР. Администрация Пак Кын Хе перешла к политике давления, полностью свернув межкорейское сотрудничество.
Президенты Республики Корея 1960-1987 годах
Президент Чон Ду Хван (1980-1987 годы правления) в 1996 году был обвинён в коррупции и взяточничестве
В 1960 году начался период Второй республики. Ли Сын Ман был свергнут, и избрание нового лидера страны происходило в соответствии с Конституцией 1948 года. Президентом стал лидер оппозиции Юн Бо Сон. При нём страна смогла добиться следующих достижений:
- Были проведены либеральные реформы;
- Парламент получил важную роль в управлении государством;
- Была открыта дискуссия с КНДР, касающаяся сотрудничества и возможного объединения;
- Оппозиция больше не преследовалась, и могла открыто критиковать правительство.
В 1961 году произошёл военный путч, который организовал генерал Пак Чжон Хи. В 1962 году его избрали президентом Республики Корея. Бывший генерал управлял страной до 1979 года. Новое правительство достаточно быстро навело порядок в государстве:
- Преступность была ликвидирована, теперь группировки вынуждены были скрываться от властей;
- У государственных чиновников забрали нелегально накопленное имущество;
- Бедным крестьянам и рыбакам были прощены многие кредиты, а имущество некоторых банков также досталось государству;
- Пак Чжон Хи провёл аграрную реформу, при этом часть долгов крестьян было отдано правительству;
- Удалось наладить торговые отношения с Японией.
https://youtube.com/watch?v=vZvsgzgJHw8
Всё вышеперечисленное подняло рейтинг бывшего генерала очень высоко, поэтому его переизбирали в 1967 и 1971 годах. В 1972 году Пак Чжон Хи внёс поправки в Конституцию, благодаря чему власть президента стала неограниченной. Всё это спровоцировало кризис власти, который закончился убийством президента в 1979 году.
Согласно Конституции, после убийства президента его обязанности были возложены на премьер-министра Чхве Гю Ха. Бывший премьер жестоко подавлял все антиправительственные митинги и восстания. В 1980 году к власти пришёл генерал Чон Ду Хван, который оставался президентом до 1987 года. Во время правления этого политика Южная Корея смогла добиться следующих достижений:
- Экономика стабилизировалась;
- Значительно повысился уровень жизни простого населения;
- Сократился уровень инфляции;
- Позиции страны на международной арене укрепились.