§ 3. рабочее движение и распространение марксизма в россии

Марксистская философия

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».

Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Диалектический материализм

Основная статья: Диалектический материализм

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента марксизма-ленинизма.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Марксистская философия истории

Основная статья: Исторический материализм

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

Предыстория

Распространение в России марксизма, по сути, было спровоцировано расколом народнической организации «Земля и воля». Это революционное тайное общество, существовавшее на территории нашей страны с 1861 года. Его первыми вдохновителями являлись Чернышевский и Герцен.

Вам будет интересно:Ищем внимательно пословицы про математику

Организация рассчитывала на крестьянское восстание, которое планировалось устроить совместно с польскими революционерами. Однако власти арестовали лидеров движения, поляки начали восстание раньше обещанных сроков, а либеральная общественность отказалась их поддерживать, поверив в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Надежды на крестьянский бунт не оправдались. В результате в 1864 году «Земля и воля» самоликвидировалась.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Организация восстановилась в 1876 году, но уже как народническая. Она ориентировалась на лозунги, которые исходили из среды крестьян, а в своей программе провозгласила принципы коллективизма и анархизма. Изначально организация создавала деревенские поселения, агитировала крестьян, называя это «хождением в народ». Однако данные методы потерпели неудачу. Тогда народники сосредоточили основные усилия на политическом терроре.

Между лидерами «Земли и воли» случился раскол. Один из активистов Георгий Плеханов возглавил группу «Черный передел», а в 1880 году был вынужден эмигрировать. За границей он познакомился с популярными в то время работами Маркса, превратившись в активного пропагандиста его учения, одного из первых представителей русского марксизма.

Примечания

  1. ↑ .
  2. , Это был первый советский исторический журнал широкого профиля Новый журнал был первым марксистским периодическим изданием как по отечественной, так и по всемирной истории, с. 10, 22.
  3. ↑ , с. 15.
  4. , с. 25.
  5. , с. 23-24.
  6. , с. 24-26.
  7. , Большим достижением ОИМ было издание с весны 1926 г. своего печатного органа — журнала «Историк-марксист» С 1930 г. журнал стал органом не только ОИМ, но и Института истории Комакадемии, с. 22, 28.
  8. , с. 28.
  9. , с. 31.
  10. , с. 32-33.
  11. , с. 32-35.
  12. , с. 35-36.
  13. , с. 37.
  14. ↑ , с. 38-40.
  15. , с. 39.
  16. ↑ , с. 38.
  17. , с. 41.
  18. , с. 41-42.
  19. , с. 42.
  20. , с. 43-44.
  21. , с. 44.
  22. , В течение 1926—1941 гг. вышло 94 номера журнала., с. 15.
  23. , с. 24, 28.

Русский марксист

Русские марксисты давно уже указывают на то перерождение старого русского, классического, революционного народничества, которое неуклонно происходит с восьмидесятых годов прошлого века. Тускнела вера в особый уклад крестьянского хозяйства, в общину, как зародыш и базис социализма, в возможность миновать путь капитализма посредством немедленной социальной революции, к которой готов уже народ.

Русские марксисты были первыми, перед которыми в то время конкретно встали проблемы пролетарского руководства демократической революцией, проблемы отношения рабочего класса к мелкой буржуазии, прежде всего к крестьянству.

Русские марксисты во главе с Лениным последовательно разоблачали оппортунизм экономистов и подготовляли условия для победы революционного направления в партии.

Русские марксисты, в первую очередь Ленин, внимательно изучавшие международное социалистическое движение, видели его сильные и слабые стороны. Они не могли не обратить внимания на то, что деятели западноевропейской социал-демократии стремятся превратить свой опыт, имевший положительное значение для определенного времени, в непреложное правило, обязательное для всех времен и народов. Поэтому, говоря об усвоении всего ценного, что дала международная социал-демократия, Ленин вместе с тем призывал русских марксистов искать самостоятельные пути строительства партии. Он исходил из того, что рабочему классу необходима партия, которая сумела бы стать во главе масс и проложить путь в самые глубокие народные низы, объединяя вокруг себя всех способных на борьбу с самодержавием, помещиками и буржуазией.

Русские марксисты, о которых Вы говорите, мне совершенно неизвестны. Русские, с которыми я поддерживаю личные отношения, придерживаются, насколько мне известно, совершенно противоположных взглядов.

Русские марксисты давно уже имеют свою теорию нации. По этой теории нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры. Как известно, эта теория получила в нашей партии общее признание.

Русские марксисты всегда исходили из того положения, что национальный вопрос есть часть общего вопроса о развитии революции, что на различных этапах революции национальный вопрос имеет различные задачи, соответствующие характеру революции в каждый данный исторический момент, что сообразно с этим меняется и политика партии в национальном вопросе.

Только русские марксисты во главе с Лениным дали ответы на вопросы, поставленные жизнью, определили роль и место партии как политического вождя пролетариата, способного систематически воспитывать всех трудящихся в духе революционной борьбы за демократию и социализм.

Газета русских марксистов настойчиво предостерегала от реальной опасности, которую представляли оппортунисты в руководстве социалистических партий Запада. На конкретных фактах газета показывала, какой вред причиняет оппортунизм революционной борьбе рабочих. Особенно наглядны были уроки бельгийской всеобщей стачки.

Первым произведением русских марксистов была брошюра Плеханова Социализм и политическая борьба, вышедшая осенью 1883 года. На анализе русского революционного движения Плеханов показал глубокую жизненность положения Маркса о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Социализм и политическая борьба неотделимы, они тесно связаны, слиты. Путь к социализму лежит через политическую борьбу рабочего класса, через завоевание пролетариатом политической власти.

Боевой орган русских марксистов последовательно отстаивал право за каждой нацией самой определить свою судьбу.

Деятельность газеты русских марксистов была окружена сочувствием передовых пролетариев Европы.

Различие между русскими марксистами и ликвидаторами ваш русский корреспондент определяет, как различие между радикалами и ревизионистами в Германии, как различие между Бебелем или Леде-буром, с одной стороны, и Франком или Давидом — с другой.

Как отрицатель, русский марксист пришел очень рано, а это отрицание ослабило в нем ту долю энергии, которая должна направляться в сторону политического радикализма.

Как же отнесутся русские марксисты по существу к вопросу о разборе русских разногласий в Международном социалистическом бюро.

Семья

Плеханов с женой и дочерьми в 1890-е годы

Племянник — академик АМН СССР Николай Александрович Семашко.

С 1879 года был женат на враче Розалии Марковне Плехановой (урождённой Боград; 21 апреля 1856 — 30 августа 1949), родом из еврейской земледельческой колонии Добренькая Херсонской губернии, выпускнице Мариинской гимназии в Херсоне (1874) и медицинского факультета Женевского университета. В браке родилось четыре дочери: Вера (умерла в 1880 в возрасте полугода), Лидия Плеханова-Ле-Савуре (1881 — 25 марта 1978, Париж), Евгения Бато-Плеханова (1883—1964), Мария (1889—1894). Р. М. Плеханова в 1920-е годы переехала из Франции в Ленинград, где участвовала в подготовке к печати архива Плеханова, который она привезла с собой; дочери остались во Франции. В 1928 году она возглавила Дом Плеханова в Ленинграде, а в 1939 году выехала к детям во Францию и не смогла вернуться в СССР в связи с началом 2 мировой войны.

Внук Плеханова — французский дипломат Клод Бато-Плеханов. Племянник жены, Я. Е. Боград — известный революционер, в честь которого деревня Сухая Тесь была переименована в село Боград.

Памятные места[ | код]

Почтовая марка СССР, 1957 год

Топонимы | код

  • улица Плеханова и Плехановская улица
  • Плеханово, Плехановское сельское поселение
  • Плехановский жилмассив в Новосибирске.
  • Плеханова, площадь в Томске
  • Улица Плеханова в Белгороде
  • Улица Плеханова в Пензе
  • Улица Плехановская в Харькове.
  • Улица Плехановская в Николаеве
  • Улица Плеханова в Оренбурге

Музеи | код

Памятники | код

Памятник Плеханову в Петербурге

Памятник перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге, Московский просп., 26, Загородный просп., 49 (скульпторы И. Я. Гинцбург, М. Я. Харламов, архитектор Я. Г. Гевирц). Открыт 3 мая 1925 года. Сначала памятник был из гипса, год простоял на Казанской площади. Теперь это ― монументальная бронзовая фигура перед технологическим институтом. Плеханов стоит за кафедрой, одну руку положив на книгу, другую подняв вверх. У основания гранитного пьедестала стоит рабочий со знаменем. Памятник монументального искусства Федерального значения. Объект культурного наследия № 7810080000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено

  • Бюст на территории усадьбы Плехановых в Плеханове (Липецкая область)
  • Памятный знак работы Игоря Мазура в Плеханове (Липецкая область) 2006 год.
  • Памятник на улице Плеханова в Липецке.
  • С 1918 по 2013 год имя Плеханова значилось на стеле в Александровском саду (последним по счёту).

Учреждения | код

  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет) (до 2011 года)
  • Фонд Плеханова (создан в 2002 году)

Первая организация рабочих

Самая первая организация рабочих была создана в Одессе народником Евгением Осиповичем Заславским в 1876 году. Она называлась «Южнороссийский союз рабочих».

Одесса в то время была динамично развивающимся промышленным и торговым русским городом. До появления новой организации здесь уже действовал кружок народовольцев.

Заславский написал устав, основываясь на идеях Карла Маркса. Поэтому «Южнороссийский союз рабочих» можно назвать первой марксистской организацией в России

Важной частью лидеры движения считали борьбу за политические свободы, построение социализма. Это отличало ее от других народнических групп, которые были ориентированы на анархических идеях и утопических проектах социализма

При этом в уставе не имелось четкого представления о том, как должна вестись борьба пролетариата.

В начале 1876 года «Южнороссийский союз рабочих» был разгромлен после предательства одного из его членов. В Одессе организовали первый в Российской империи политический процесс, участниками которого стали революционеры-рабочие. Трое лидеров движения отправились на каторгу. Остальные — в ссылку и тюрьму.

Революционеры в Санкт-Петербурге

В России марксистские идеи попали на благодатную почву. В стране на тот момент существовало немало организаций, которые были недовольны положением дел в стране.

Одна из них — «Северный союз русских рабочих». В 1878 году она стала одной из первых политических организаций в России. Она была создана в Санкт-Петербурге, где к тому времени открылось множество капиталистических промышленных предприятий. Это способствовало росту пролетарского населения. Кроме того, в городе существовал порт, через который поступала революционная литература.

Организаторами «Северного союза русских рабочих» стали Городничий, Смирнов, Волков и Савельев. В районах Петербурга были организованы отделения, во главе которых стояли сами рабочие. В феврале 1880 года была запущена в работу даже собственная типография, в которой планировали печатать газету «Рабочая заря». Во время верстки первого номера нагрянула с обыском полиция.

Отделения удалось открыть также в Москве и Хельсинки, но во всероссийскую организацию «Северный союз русских рабочих» так и не превратился. В 1880-м он был разгромлен властями. Его члены, которым удалось избежать ареста, присоединились к «Народной воле».

Организация Ленина

Вам будет интересно:Кислая среда и щелочная среда: определение и свойства. Ph-тест

Именно Владимир Ульянов в 1985 году создает в Санкт-Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В своей деятельности он пытался перейти от теоретических идей марксизма к непосредственной агитации среди рабочих.

Организация возглавляла стачечное и революционное движение в стране, занималась распространением нелегальной литературы. Ленину удалось наладить взаимодействие между рабочими сразу нескольких петербургских предприятий.

Уже в декабре по доносу были арестованы более 50 активных участников, включая и самого Ленина. Лидер движения, находясь в тюрьме, поддерживал связь с соратниками, оставшимися на свободе, активно писал листовки (делал маленькие емкости из хлеба, а в качестве чернил использовал молоко). При обыске его камеры надзирателями он просто съедал весь компромат.

В 1896 году были организованы массовые стачки. В крупнейшей забастовке тогда приняли участие около 30 тысяч человек. В августе задержали еще несколько десятков членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Всего арестовали более 250 человек. Организация была разгромлена, фактически прекратила свою деятельность.

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России

Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным  по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая  революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское  правительство, но он  ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом. Он считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.  Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной  революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Он является автором  работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

Возвращение в Россию

Плеханов вернулся в Россию после Февральской революции, проведя в вынужденной эмиграции 37 лет. Однако его не допустили в Исполком Петроградского Совета. Ему пришлось довольствоваться изданием газеты «Единство», в которой он публиковал статьи, посвященные важнейшим политическим событиям того времени.

Плеханов выступил против «Апрельских тезисов» Ленина, поддержал Временное правительство.

Отрицательно русский идеолог марксизма отнесся к Октябрьской революции. Он был убежден, что к социалистическим переменам страна не готова. Более того, уверял, что захват власти одной партией или одним классом приведет к печальным последствиям. Плеханов был автором письма к петроградским рабочим, в котором предупреждал, что русский пролетариат, захватив несвоевременно политическую власть в свои руки, вызовет Гражданскую войну. При этом он убеждал, что большевики оказались у руля ненадолго, поэтому не помышлял о серьезном сопротивлении им.

Уже осенью 1917 году его состояние резко ухудшилось. 2 ноября он был госпитализирован. 28 января 1918 году Плеханов уехал из Петрограда в финский санаторий. 30 мая он скончался от эмболии сердца, развившейся из-за туберкулеза.

Примечания

  1. Плеханов Георгий Валентинович // Большая советская энциклопедия:
  2. Ныне — Ильичёво (Ленинградская область).
  3. Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
  4. Ю. Л. Полевой (редактор-составитель). Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2007. — 520 с. с.
  5. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 2. — С. 50. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00562-4.
  6. ↑ Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — Москва, 1997.
  7. Последний адрес Плеханова. Симанков Н. Заведующий домом-музеем В. И. Ленина в Ильичёво. В газете Ленинградская здравница за май 1988 года.
  8. По другим данным, не племянник, а двоюродный брат Р. М. Боград-Плехановой. См. статью Любови Гиль «Ветви моей родословной (продолжение)» в электронном журнале «МЫ ЗДЕСЬ» (№ 431,432, 434, 435, 436, 437, 438)
  9. Плеханов Г. В. Об искусстве / Г. В. Плеханов. Искусство. Сборник статей – М.: «Новая Москва», 1922. – С. 54. – 215 с.
  10. Плеханов Г. В. Основные вопросы марксизма / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 171. – 784 с.
  11. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 5. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 746. – 903 с.
  12. Лифшиц М. А. Г. В. Плеханов. Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов / М. А. Лифшиц. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. – М.: Изобраз. искусство, 1988. – С. 151. – 560 с.
  13. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 5. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. — С. 717. — 903 с.
  14. Костицын В. А. «Мое утраченное счастье…»: Воспоминания, дневники. М.: Новое литературное обозрение, 2017
  15. Глезеров С. Политика на антресолях // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 3 марта.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector