Рейтерн, михаил христофорович

Министр финансов

4 февраля (23 января) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег.

Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита.

При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные — до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии. Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).

Биография

Родом из знатного остзейского семейства; его отец Христофор Герман Рейтерн (1744—1802) — камергер Саксонского двора. Получив общее образование в училище при лютеранской церкви святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, в течение года слушал лекции в Дерптском университете, в 1811 году поступил на военную службу.

В -1815 году служил в Александрийском гусарском полку в чине поручика, участвовал в Заграничном походе русской армии; в Битве народов под Лейпцигом лишился правой руки. Летом 1814 года, будучи в Веймаре, Рейтерн познакомился с Гёте; возобновив знакомство в 1815 году в Гейдельберге и в 1817 году в Йене, вступил с ним в переписку. Гёте распознал у Рейтерна талант художника и посоветовал всерьёз заняться живописью.

Оправившись от тяжёлого ранения, Рейтерн поселился в Виллингсхаузене, в 1820 году женился на Шарлотте фон Швертцелль. В 1825 году вместе с Людвигом Гриммом (братом прославленных филологов Якоба и Вильгельма) основал «Вилленсхаузенскую колонию художников». Некоторое время работал как художник-самоучка, затем обучался живописи в Берне, Касселе и Дюссельдорфе; писал главным образом жанровые картины. В начале 1832 года Рейтерн создал небольшую серию акварелей, изображавших нижних чинов Русской Императорской гвардии. Данную серию отличает реалистичность в изображении простых солдат, написанных с большой теплотой.

Рядовой Лейб-гвардии Павловского полка, 1832 г.

В 1837 году стал придворным художником российского императорского двора, получал почётную пенсию; создавал картины на библейские сюжеты, из которых особым успехом пользовалось полотно «Авраам приносит Исаака в жертву» (). Попеременно жил в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и России (приезжая в своё лифляндское поместье и Санкт-Петербург), с 1844 года окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне. Работал, по необходимости, левой рукой.

Просчеты и успехи министра

Большое значение в оздоровлении экономики страны Рейтерн придавал оживлению внешней торговли. В качестве первоочередной задачи в установлении стабильно положительного внешнеторгового баланса он видел либерализацию тарифной политики. В первый же год его управления министерством было принято решение об отмене почти всех ввозных пошлин, которое было воплощено в жизнь в 1863 году. Потери казначейства от отмены за этот год составили более 1,2 миллиона рублей. Поначалу эффект от активизации внешней торговли покрывал казначейские потери от отмены ввозных пошлин.

Однако со временем стало ясно, что «охранительная» (протекционистская) тарифная политика была оправдана разницей в уровне промышленного развития России и ее основных торговых партнеров — европейских стран. Так, несмотря на последовавшее за либерализацией режима внешней торговли относительно быстрое развитие отечественной промышленности, большая часть сырья и топлива импортировалась. Это приводило в конечном итоге не к развитию отечественного производства, а к росту импорта и снижению темпов роста государственных доходов от внешней торговли.

На фоне некоторых неудачных решений безусловным успехом Рейтерна можно признать внедрение революционного для российской финансовой системы тех лет принципа транспарентности. Впервые в истории отечественных государственных финансов начали внедряться принципы открытости и подотчетности распорядителей бюджетных средств. С принятием правил о сметном финансировании министерств и иных органов власти упорядоченность государственных финансов приобрела новое качество. Впервые стала публиковаться для всеобщего обозрения роспись расходов, а ведомственные расходы начали сокращаться. Эта оптимизация достигалась в первую очередь за счет снижения так называемых сверхштатных расходов (во время управления министерством Рейтерном сверхштатные расходы сократились с 35 до 15 миллионов рублей, а затем и до 9).

Государственная роспись впервые получила нормативное закрепление. В статье 1 Правил о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений, высочайше утвержденных императором Александром II 22 мая (4 июня) 1862 года, значилось: «Государственная роспись есть исчисление:

а) всех предстоящих по государству расходов;

б) источников к их удовлетворению.

Государственная роспись составляется из частных финансовых смет министерств и главных управлений».

Правила стали правовым инструментом прямого действия. Статьей 19 правил было установлено, что «министр финансов старается об установлении соразмерности доходов с расходами. Если соразмерность сия может быть, по его мнению, достигнута сокращением расходных смет, то министр финансов составляет особое соображение о тех статьях расходных смет, кои, по его мнению, могут быть сокращены или исполнение коих может быть отложено».

Таким образом, устанавливалось единоначалие Министерства финансов в вопросе о выделении государственных средств на расходы всех министерств. Такое положение было внове в системе российской власти. Оно ставило министра финансов на небывалую до того высоту — принятие решений о финансировании каждого органа власти становилось теперь прямой и непростой обязанностью министра финансов.

Сокращение сметных расходов министерств было только первым шагом оптимизации системы госфинансов. Следующим важнейшим по значимости этапом стало создание контрольных учреждений на местах, которые должны были стать проводниками политики «единства кассы», то есть установления единых правил осуществления государственных расходов и организации контроля за ними. Временное положение о местных контрольных учреждениях было утверждено 3 (16) января 1866 года. В соответствии со статьей 3 положения «…каждое контрольное учреждение поверяет обороты той губернии, в которой находится»

Важной особенностью системы контрольных учреждений была их вертикально интегрированная организация. В соответствии со статьей 12 положения «контрольные палаты во всех своих действиях подчиняются государственному контролеру«.

Семья

  • Елизавета (1821—1856); в 1841 году вышла замуж за близкого друга Рейтерна В. А. Жуковского.
  • Александр (1824—1879); был генерал-лейтенантом и Таврическим губернатором.
  • Шарлотта (1826—?); была замужем за Юлиусом фон-Вульфом.
  • Василий (Вильгельм) Евграфович (1829—1897); тайный советник, автор «Сборника узаконений о крестьянах Прибалтийских губерний» (1860).
  • Евграф Евграфович (1836—1918) — герольдмейстер, сенатор, член Общества поощрения художеств, коллекционер картин.

Брат Христофор с отличием участвовал в Наполеоновских войнах, затем командовал кавалерийскими дивизиями. Племянник, Михаил Христофорович, был министром финансов Российской империи.

Михаил Христофорович Рейтерн

Рейтерн Михаил Христофорович
(1820-1890) — государственный деятель. Служил в
министерствах финансов, юстиции, морском.
Статс-секретарь (1858). Член Редакционных комиссий
по разработке «Положения»
о крестьянской реформе. Управляющий
министерства финансов, министр финансов (1862-1878).
Осуществлял руководство развитием всей
промышленности и внешней торговли России. Автор
реформ в области финансов, денежного обращения,
банковского дела. Председатель кабинета
Министров (1882-1886). Являлся предшественником
С.Ю. Витте в деле разработки и реализации
программы индустриальной модернизации России.

+ + +

Рейтерн Михаил Христофорович (12.09.1820—11.08.1890), граф (1890),
государственный деятель, министр финансов (1862—1878). Образование получил в
Царскосельском лицее. Начал службу в Министерстве финансов, из которого
переходил в Министерства юстиции и морское и куда вернулся в 1862 в качестве
министра финансов. Главными заслугами Рейтерна на этом посту были предание
государственного бюджета гласности, проведение начал единства касс и
учреждение системы доходов и расходов с первого же года правления. Замыслы
Рейтерна сократить пользование государственным кредитом для исполнения
росписей вначале продвигались успешно, но встретили не зависевшее от него
препятствие в виде экстренных нужд, вызванных войной 1877—1878. Более того,
государственный долг увеличился при нем вследствие связанной с освобождением
крестьянства выкупной операцией и самого активного периода российского
железнодорожного строительства. Хотя Рейтерн был сторонником строительства
частного, а не казенного, злоупотребления железнодорожных обществ и
строителей по выпуску облигаций вынудили его сосредоточить это дело в руках
казны в форме выпуска консолидированных облигаций (1870). Другие меры борьбы
со злоупотреблениями железнодорожными концессиями были менее удачны. И все
же при Рейтерне было отстроено в общей сложности более 20 тыс. верст
железных дорог, в основном частными обществами, но с правительственной
гарантией дохода. Стремясь упорядочить и сократить государственные займы,
Рейтерн в то же время позаботился о создании организованного частного
кредита в форме акционерных и общественных банков, при нем начали
развиваться и учреждения мелкого кредита в виде ссудо-сберегательных
товариществ. К числу заслуг Рейтерна относятся: 1) издание таможенного
тарифа в 1868, несмотря на либеральный характер которого российская
промышленность стала успешно развиваться; 2) преобразование податной
системы, как то: отмена винных откупов, замененных акцизной системой (1863),
усовершенствование системы сахарного и табачного акцизов, уничтожение
соляной монополии и замена ее акцизом (что, впрочем, привело к вздорожанию
соли), отмена подушной подати с мещанства и введение вместо нее налога на
недвижимое имущество в городах, посадах и местечках (1863), упразднение
государственного земского сбора (1873) и замена его государственным
поземельным налогом (1875), преобразование системы торговых и промысловых
сборов (1863). В 1881—1886 Рейтерн занимал пост председателя Комитета
министров.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа — http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Российские
руководители страны, территорий и ведомств
(биографический справочник).

Княжевич Александр
Максимович (1792-1872), предшественник Рейтерна на посту министра
финансов.

Грейг Самуил Алексеевич
(1827-1887), преемник Рейтерна на посту министра финансов.

Описание герба графа Рейтерна, барона Нолькена

Щит рассечен. В правой золотой части прилегающая к линии рассечения правая половина Государственного орла с червлёным щитком на груди, окруженным цепью ордена Андрея Первозванного, в котором золотой вензель Александра III. В левой, лазоревой части диагонально золотая перевязь справа налево, на ней одна под другой три лазоревые пчелы. В верхней и нижней частях щита по три круглые серебряные монеты (герб Рейтерн).

Над щитом графская корона с дворянским шлемом, покрытым бурелетом, перевитым золотом и лазоревым. Нашлемник: два лазоревых орлиных крыла, на каждом по три серебряные монеты. Намет: лазоревый, подложен золотом. Герб графа Рейтерн внесен в Часть 15 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 6.

Закат карьеры

Карьера министра финансов Рейтерна, неизменно пользовавшегося доверием императора Александра II, стала склоняться к закату с приближением очередной турецкой войны. Последовательный противник войны, Рейтерн пытался убедить императора в необходимости проявить заботу о государственных финансах и не допускать непредвиденных расходов, которые с началом войны стали бы неизбежны и приобрели лавинообразный характер. Но император был непреклонен — освобождение Балкан и отдаление турецкой угрозы от границ России он считал обязательным условием для дальнейшего развития империи. С объявлением войны в апреле 1877 года Рейтерн подал императору прошение об отставке. В удовлетворении прошения ему было отказано.

Оставшись на должности «из чувства долга», Рейтерн предпринял все возможные меры к организации бесперебойного финансового обеспечения армии. Расходы на подготовку и ведение войны в 1876–1878 годах составили 888 миллионов рублей. Большая часть этих расходов была покрыта благодаря решению Рейтерна взимать таможенные пошлины золотом, что было равносильно их повышению на четверть или даже на треть. Также благодаря неурожаю зерновых в Европе в 1877 году экспорт зерна принес российской казне дополнительные доходы более чем на 160 миллионов рублей.

Относительно благополучное в финансовом отношении окончание турецкой войны можно было воспринимать как тактическую победу Рейтерна на экономическом фронте. Однако стратегической победы в виде кардинальной перестройки структуры государственных доходов и расходов и установления последовательного курса на укрепление экономики ему достичь не удалось. В 1878 году, немногим менее чем через полгода после заключения Сан-Стефанского мира с Портой, император Александр II принял отставку Михаила Христофоровича Рейтерна.

После отставки с поста министра финансов Рейтерн продолжал длительное время участвовать в политической жизни: он оставался членом Государственного совета.

Несмотря на некоторую противоречивость оценок результатов деятельности Рейтерна как министра, его современники оставили вполне единодушные характеристики. Рейтерн был исключительно скромен в быту, не выезжал не светские приемы, не давал обедов, продал роскошный министерский дом на Дворцовой набережной и поселился в казенной квартире в здании Министерства финансов. Рейтерн прожил всю жизнь холостым, но его дом всегда был гостеприимно открыт для его братьев, сестер и их детей. Правда, несмотря на гостеприимство и радушие, он оставался всегда верен однажды заведенному распорядку дня и соблюдал его неукоснительно все годы своего управления министерством.

Блестящий управленец своей эпохи, один из самых успешных чиновников, один из лучших министров финансов Российской империи, Рейтерн так и не смог создать устойчивую и развитую экономику, основанную на постоянном промышленном росте, но смог добиться значимых результатов в стабилизации финансов и не допустить экономического спада.

Многократно и заслуженно награжденный императором, он, безусловно, заслужил и одобрение потомков, которым оставил высокие результаты своего шестнадцатилетнего управления Министерством финансов, достигнутые благодаря самоотверженному труду, глубочайшим профессиональным знаниям и исключительной скромности. А его неудавшиеся начинания суждено было воплотить его преемникам. Так, задуманную, но не осуществленную Рейтерном денежную реформу с установлением золотого стандарта провел уже в условиях своего времени его идеологический последователь будущий министр финансов Российской империи Витте.

Заслуги Рейтерна были очень высоко оценены императором Александром II. В 1864 году он был награжден орденом Святого Владимира II степени — одной из высших наград империи для гражданского чиновника. Уже в 1872 году граф Рейтерн получает орден Святого Владимира I степени. Между этими двумя награждениями он удостоен орденов Белого Орла (1865) и Александра Невского (1868).

НАШИ ЛЮДИ

Радионова Светлана Геннадьевна
Чиновники

начальник Росприроднадзора

Назаров Андрей Геннадьевич
Чиновники

депутат, общественный деятель

Щербина Вера Георгиевна
Чиновники

председатель правительства Сахалина

Плутник Александр Альбертович
Чиновники

юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ».

Яшвиль, Лев Владимирович
Чиновники

годах

Яценюк, Арсений Петрович
Чиновники

украинский политический и государственный деятель

Яхья, Тахир
Чиновники

иракский военный и государственный деятель, премьер-министр Ирака

Яхья Хан, Ага Мухаммед
Чиновники

пакистанский государственный деятель, генерал

Известные представители

Герб Графов фон Рейтерн

  • фон Рейтерн, Христофор Герман (1744—1802) — камергер Саксонского двора
    • Рейтерн, Христофор Романович (1782—1833) — генерал-лейтенант, участник Наполеоновских войн

      • Рейтерн, Юлия Христофоровна (1816—1893)
        • Нолькен, Владимир Евстафьевич (1851—1917; с 1890 — граф Рейтерн, Владимир Евстафьевич, барон Нолькен) — курляндский губернский предводитель дворянства, член Государственного совета
        • Нолькен, Михаил Владимирович (1884—1919) — граф фон Рейтерн, барон фон Нолькен
          • Нолькен, Матвей Михайлович (1911—1975) — граф фон Рейтерн, барон фон Нолькен
            • Нолькен, Борис Матвеевич (1938—1991) — граф фон Рейтерн, барон фон Нолькен, капитан 1-го ранга
              • Нолькен, Инна Борисовна (1966—2000) — дочь графа Рейтерна, Бориса Матвеевича, барона Нолькена и графини Рейтерн, Элеаноры (Саттон)
      • Рейтерн, Михаил Христофорович (1820—1890) — государственный деятель, граф (с 1890)
    • Рейтерн, Евграф Романович (Гергард Вильгельм, 1794—1865) — художник

      • Рейтерн, Елизавета Евграфовна (1821—1856) — дочь Е. Р. Рейтерна, жена русского поэта В. А. Жуковского
      • Рейтерн, Александр Гергардович (1824—1879) — генерал-адъютант, представитель Александра II при Вильгельме I
      • Рейтерн, Евграф Евграфович (Гергард Антон Вильгельм, 1836—1918) — камергер, действительный тайный советник, герольдмейстер, сенатор, известный знаток изящных искусств, собиратель русских гравюр и рисунков, член Совета Академии художеств
    • Рейтерн, Роман Романович (1819—1884) — генерал-лейтенант
  • Рейтерн, Магнус Магнусович (1801—1863) — генерал-лейтенант, начальник 1-й пехотной дивизии

Преобразование и развитие

Самой важной задачей нового министра стала выкупная операция. Правительство ссужало крестьянам на приобретение земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на продолжительный срок

Без успешной реализации выкупной операции освободительная реформа Александра II утрачивала свой смысл.

Крестьянская реформа была лишь частью преобразований в хозяйственной жизни страны. Осознание невозможности улучшения финансово-экономического положения при сохранении крепостного права подталкивало к практическим мерам по скорейшему разрешению вопросов финансирования реформы. Вместе с тем одной из непреодоленных в ходе выкупной операции проблем стала некоторая узость взглядов, которая обусловила выбор преимущественно фискальных методов для ее реализации. В этой связи медленный ход реформы исключил возможность использовать ее результаты для индустриализации страны. Кроме того, со временем обнаружилось болезненное сначала для крестьянства, а затем и для экономики государства несоответствие сумм откупных платежей уровню доходов крестьян. Это привело к росту недоимок, что тоже сказывалось на эффективности реформы и росте экономики в целом.

Для восстановления равновесия государственного бюджета Рейтерн приступил к реализации плана ревальвационного преобразования денежной системы с восстановлением курса рубля и его разменом на золото. Для стимулирования денежной реформы в стране начала создаваться сеть кредитных учреждений. Государственный банк, образованный в 1861 году, должен был возглавить эту сеть. В 1863 году открылось Санкт-Петербургское общество взаимного кредита, а годом позже организован Петербургский частный акционерный коммерческий банк, с которого и начиналось распространение коммерческих, земельных, городских общественных банков и сберегательных касс. И хотя попытки провести денежную реформу не принесли ожидаемого результата, в стране начала работать новая система оборота заемных средств, основанная не на исторически известном ростовщичестве, а на системе кредитования.

Очевидно, что внедрение новых форм хозяйствования шло не всегда гладко. Так, развитие коммерческих банков, железнодорожных концессий в скором времени привело к росту злоупотреблений и не всегда честной биржевой игре. Для урегулирования ответственности банков по своим обязательствам и борьбы со злоупотреблениями в 1872 году были приняты правила об учреждении новых акционерных банков. Правда, это не спасло от разорения один из крупнейших банков того времени — Московский коммерческий ссудный банк. Его крах в 1875 году стал одной из причин нестабильности на денежном рынке и кризиса доверия к банкам.

В связи с тем что при строительстве железных дорог недостаток отечественного капитала зачастую восполнялся привлечением иностранного капитала, концессии были опасны тем, что российские железные дороги могли оказаться под контролем иностранных монополистов. Поэтому в 1874 году появились правила о железнодорожных концессиях, которые должны были противостоять образованию монополий. В этой связи показательны сухие цифры, отражающие результаты железнодорожного строительства в империи: в 1861–1870 годах казна потратила на железнодорожное строительство неслыханную сумму — 2,5 миллиарда рублей, но даже к 1890 году в собственности казны находилось менее трети всех железных дорог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector